The use of modern technologies in teaching foreign languages at non-linguistic faculties of a pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper is devoted to the study of innovations in the modern education system, as well as their application in the process of teaching a foreign language. The paper discusses the concept of «innovation in education», it is noted that innovation contributes to improving the quality of education. The most relevant is the use of an interactive approach in the process of teaching a foreign language. The hypothesis is that the effectiveness of teaching foreign languages will increase if it is based on an interactive approach. Interactive training helps to ensure the readiness of university graduates for foreign-language professional communication. Interactive learning is understood as a mutual learning process that takes place through a dialogue of participants in the educational process. During this cognitive process, there is an exchange of information, discussion and resolution of the problem, as well as various educational situations are modeled. The paper describes in detail such an interactive technique as an «ideological carousel»; it also gives an assessment of the use of role-playing and business games. The educational value of the game is quite high. With the help of the game, it becomes possible to learn the language in an interesting way, the speech-thinking activity of students is activated, students test various behavioral models that are characteristic of subsequent pedagogical activity.

Full Text

Современная система образования характеризуется довольно значительным числом инноваций. Термин «инновация» имеет латинское происхождение: in – «в» и novation – «обновление» либо «изменение» образовали слово innovatio. Под инновациями в образовательной среде понимаются нововведения, внедряемые для повышения качества образования. Вопросами внедрения инновационных технологий в образование занимались М.В. Барынкин [1], Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева [2], И.О. Котлярова [3], Э.Р. Латыпова [4], В.А. Мамаева [5], Л.С. Подымова [6], А.В. Хуторской [7] и другие.

Э.Р. Латыпова под инновациями в сфере образования понимает новшества, которые спроектированы либо разработаны, а также случайно открыты в результате педагогической деятельности [4, с. 69].

В своем диссертационном исследовании В.А. Мамаева определяет «инновационные технологии как способы, формы, методы, направленные на формирование готовности студентов к самостоятельной работе» [5].

По мнению Е.Н. Ярославовой и М.Г. Федотовой, инновационный подход в иноязычном образовании – это повышение эффективности иноязычной подготовки, которая осуществляется с помощью комплекса условий. Данные условия являются основой для появления и распространения новшеств и способствуют позитивному развитию системы образования [8, с. 65].

М.В. Барынкин понимает под инновационной деятельностью просветительскую работу, основывающуюся «на образовательном навыке, сравнении и изучении образовательного процесса для достижения лучших результатов, направленных на усовершенствование качества образования» [1, с. 127].

С.С. Ягяджик понимает инновационные технологии как «систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии» студентов [9, с. 549].

А.Е. Сидорова в своей статье отмечает, что «основным результатом обучения студентов иностранным языкам является формирование иноязычной компетенции». Для получения этого результата важным является правильный выбор методов и средств обучения, поэтому методика преподавания иностранных языков постоянно совершенствуется [10, с. 192].

Благодаря инновационным процессам современная методика обучения обогатилась большим разнообразием новых техник и технологий. На занятиях по иностранному языку активно применяются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, ролевые и деловые игры, проектная деятельность, а также креативные технологии, которые способствуют развитию креативного мышления. Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных методик в процесс обучения иностранным языкам.

Целью статьи является изучение инноваций в иноязычном образовании, анализ современных техник и приемов, способствующих успешному изучению иностранного языка. Основными методами исследования были анализ литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта и наблюдение. Результаты данной работы могут быть использованы при организации образовательного процесса по дисциплине «Иностранный язык».

При обучении иностранным языкам актуальным является интерактивный подход. Существует разнообразное множество трактовок интерактивного подхода.

Е.А. Левина отмечает, что интерактивный подход – это метод, который является передовым в разнообразных сферах деятельности, в том числе и в образовательном пространстве. Данный подход не только дает возможность создать благоприятные условия для обучения, но и помогает обучающимся активно взаимодействовать друг с другом [11, с. 108].

Согласно определению С.В. Масловой, Н.В. Кузнецовой, О.И. Чирановой, интерактивное обучение – это «совместная деятельность всех участников процесса: и обучающих, и обучаемых» [12, с. 74].

Под интерактивным обучением понимается взаимный процесс познания, который происходит благодаря диалогу участников процесса образования, в ходе которого идет обмен информацией, обсуждение и разрешение проблемы, а также моделируются учебные ситуации. Применение интерактивных приемов приводит к активной мыслительной деятельности как педагога, так и студента, способствует творческому подходу в ходе проведения занятий [13, с. 65].

Г.Н. Фахретдинова определяет интерактивные приемы как обучение в сотрудничестве, «при котором студенты совместно работают в группах для достижения общей цели» [14, с. 72].

Сделав анализ приведенных выше мнений, можно сделать вывод, что в основе интерактивного обучения лежит взаимодействие всех участников процесса обучения, а основным условием такого обучения является активная мыслительная деятельность обучающегося в поисковой учебной деятельности.

Одним из интерактивных приемов, активно применяемых на занятиях по иностранному языку, является «Идейная карусель». Работа осуществляется следующим образом: Преподаватель обращается к студентам с фразой: Today we’re going to speak about modern gadgets. What modern gadgets do you know? На свой вопрос он получает следующие ответы: phones, computers, laptops, TV, apple watch и так далее… Затем предлагается разделиться на две группы: So, now we’ll divide into 2 groups and each of your group will write your opinion about my question. One by one. Then you’ll discuss between each other your final answer. Группы формируются по желанию студентов.

Далее работа осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Каждый участник микрогруппы получает чистый лист бумаги и всем участникам задается вопрос: Is it good or bad that modern gadgets are so popular these days? Especially in the new generation. Write your opinion, is it a plus or a minus. Все без исключения записывают свои спонтанные ответы на полученных листах, обмен мнениями на данной стадии отсутствует.
  2. Затем листы с записанными на них ответами передаются по кругу по часовой стрелке другим участникам микрогруппы. На полученных листах нужно дать новый ответ, который не повторяет уже имеющиеся. После того как каждый участник получит свой листок, работа данного этапа завершается. На этой стадии записи не подвергаются анализу и оценке.

От первой группы были получены следующие ответы:

– A smart watch is very helpful for running;
– Airpods are good for listening to music;
– It makes our life easier and help people to relax and have fun;
– It may be harmful for your health.

Вторая группа дала следующие ответы:

– Modern gadgets are good. We can find new useful information;
– Modern gadgets are relevant as technology is now increasing;
– Modern gadgets are necessary thing in our life.
  1. На этом этапе происходит обсуждение полученных ответов внутри микрогруппы и, как результат, выделение наиболее актуальных и важных из них.

Итоги первой группы: We have many advantages from these gadgets. Technologies make our life easy to work.

Итоги второй группы: We can’t imagine our life without modern gadgets, there are a lot of pluses, but a minuses too.

  1. На заключительном этапе происходит обмен результатов между микрогруппами. Представители каждой микрогруппы знакомят аудиторию с результатами своих рассуждений. Если предложенные Выводы не вызывают возражений у остального коллектива группы, то они вносятся в общий список.

При изучении темы «Eigenschaften des Pädagogen» обучение проходило посредством дебатов. Студентам было предложено два варианта качеств, которыми должен обладать педагог. Студенты были поделены на две группы, в которые вошли равные по уровню знаний обучающиеся. Каждая группа должна была защитить свою точку зрения. После того как группы высказали аргументы по своей теме, им было предложено обменяться карточками с заданием и защитить противоположную точку зрения. Затем было предложено прийти к единому мнению по теме и подготовить сообщение, в которое должны войти лучшие аргументы с обеих сторон.

Следующей формой работы является игра. Образовательное значении игры выражается в том, что обучающиеся получают задачу, которую необходимо выполнить в ходе игры наилучшим способом, использовав усвоенные ранее знания. Именно в игре действует «такой механизм памяти как непроизвольное запоминание» [15, с. 46]. С помощью игры появляется возможность изучить язык в интересной форме. В процессе проведения игры происходит активная речемыслительная деятельность обучающихся, студенты тренируются спонтанно реагировать в процессе иноязычного общения, пробуют различные поведенческие модели, которые характерны для их последующей профессиональной деятельности. В игре происходит коллективное обсуждение поставленной задачи, осуществляется активное сотрудничество студентов как друг с другом, так и с педагогом.

По мнению А.К. Алексеевниной и И.С. Гончаровой, применение игр на занятиях по иностранному языку позволяет не только усваивать необходимые знания, но и мотивирует студентов, ведет к развитию их интеллектуальных и творческих способностей [16, с. 73].

Со студентами неязыковых факультетов на первом курсе чаще используются ролевые игры по следующим ситуациям бытового общения: «Im Flughafen», «Auf dem Bahnhof», «Eine Fahrt im Auto», «Im Restaurant», «Einkauf», «Im Hotel». Далее начинают применяться деловые игры по темам «Bewerbung», «Vorstellungsgespräch», «Bekanntschaft», «Geschäftsbriefe», «Einladung zu einer Konferenz», «Teilnahme an einem Seminar».

Во время проведения деловых игр студенты проигрывают ситуации деловой коммуникации. Например, при проведении деловой игры, связанной с приемом студентов из зарубежного вуза, обучающиеся получают возможность выступить в роли студентов, прибывших из разных стран. В ходе данной игры обучающиеся учатся вести переговоры, связанные с приглашением гостей в свой университет, знакомятся с правилами национально-делового этикета [17, с. 85].

М.Ш. Гусейнова отмечает комплексный и многоплановый характер деловой игры. Она считает ее одним из результативных способов, применяемых в процессе обучения иностранному языку, с помощью которого можно единовременно решить несколько задач. Благодаря деловой игре обучающиеся получают опыт, необходимый им в их дальнейшей деятельности. В процессе делового общения происходит усвоение знаний и получение новых, формируются коммуникативные навыки [18, с. 53].

При организации процесса обучения с помощью игры необходимо придерживаться ряда условий. Подготовка к игре начинается с организации аудитории: у участников должна быть возможность пересаживаться, перемещаться для продуктивной работы в группе. Также важно подготовить раздаточные материалы и материалы для творческой деятельности. В процессе игры необходимо поощрять обучающихся, обеспечивая им средства для самореализации.

Важным условием является выработка правил группового взаимодействия. В случаях, когда игра предполагает деление на группы, необходимо продумать способы этого деления. Это может быть деление по желанию, пазловое деление (открытки, картинки разрезаются на несколько частей, участники, складывая их, собирают изображения. Собравшие единую картину, объединяются в микрогруппу), «случайное деление» (объединение в группу сидящих рядом, на одном ряду, путем вытягивания жребия, в качестве которого могут выступать полоски разноцветной бумаги, всевозможные геометрические фигуры). Деление можно осуществлять по временам года, по музыкальным предпочтениям, по росту, по знакам зодиака, по цвету волос, полу и т.п.

Затем происходит усвоение задачи, начинается поиск решения. У участников игры появляется возможность и потребность высказать мнение на иностранном языке, выбрать лучшее решение.

На следующем этапе подводятся результаты работы в группе, микрогруппа предъявляет продукт проделанной работы. На этой стадии становится наглядным, насколько успешно группа справилась с заданием.

На заключительном этапе идет осмысление обучающимися проделанной в ходе игры работы, сопоставляется собственная оценка и оценка, полученная от преподавателя, происходит мотивация студентов на дальнейшую деятельность.

Как показывает практика, обучающимся наиболее интересны игры, воспроизводящие особенности и трудности будущей педагогической деятельности. Деловые игры позволяют сымитировать такие ситуации. В ходе деловой игры студенты усваивают нужный материал, повышают личный потенциал, совершенствуют творческие способности.

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы инновационные процессы, происходящие в образовании, обогатили современную методику обучения иностранным языкам большим разнообразием новых техник и технологий. Особую актуальность приобрел интерактивный подход. Внедрение в практику преподавания иностранных языков интерактивных приемов позволяет студентам стать активными участниками образовательного процесса, развивает навыки социального сотрудничества, делает занятия более насыщенными и интересными и тем самым позволяет улучшить качество преподавания. Практический потенциал ролевых и деловых игр также высок. Данный метод дает возможность обучающимся развить коммуникативные навыки, помогает понять социальную значимость будущей профессии, готовит к организации последующей деятельности.

 

Статья публикуется при поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (УлГПУ имени И.Н. Ульянова и МГПУ имени М.Е. Евсевьева) по теме «Современные технологии обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педагогического вуза».

×

About the authors

Olga E. Tukaeva

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: tukaevaolga@yandex.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages and Teaching Methods Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Барынкин М.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 127–129.
  2. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 3–11.
  3. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 318 с.
  4. Латыпова Э.Р. Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 65–73.
  5. Мамаева В.А. Формирование готовности студентов к самостоятельной работе средствами инновационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2018. 25 с.
  6. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект: монография. М.: МПГУ, 2012. 207 с.
  7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 252 с.
  8. Ярославова Е.Н., Федотова М.Г. Инновационный подход к организации иноязычной подготовки будущего профессионала в университете // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 14, № 1. С. 62–68. doi: 10.14529/ling170112.
  9. Ягяджик С.С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 548–551.
  10. Сидорова А.Е. Проблемы методики преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях // Вестник педагогических наук. 2022. № 8. С. 192–195.
  11. Левина Е.А. Интерактивное обучение иностранному языку в начальной школе // Лингвистика и методика: междисциплинарный подход: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. «56-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 19–20 марта 2020 г.). Саранск: РИЦ МГПУ, 2020. С. 107–112.
  12. Маслова С.В., Кузнецова Н.В., Чиранова О.И. Использование интерактивных форм в рамках дистанционного обучения // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 3 (51). С. 73–77. doi: 10.51609/2079-3499_ 2022_13_03_73.
  13. Еремкина Н.И., Тукаева О.Е. Особенности использования интерактивных практико-ориентированных заданий для формирования языковой профессиональной компетенции студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 63–67.
  14. Фахретдинова Г.Н. Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2, № 5 (8). С. 72–75.
  15. Тукаева О.Е. Технологии раннего обучения иностранному языку // Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: монография / под ред. Л.А. Лазутовой. Саранск: РИЦ МГПУ, 2020. С. 43–58.
  16. Алексеевнина А.К., Гончарова И.С. Применение игровых технологий по техническим дисциплинам для развития учебной мотивации в системе среднего профессионального образования // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 73–80.
  17. Tukaeva O.E., Eremkina N.I. Development of business communication skills in a foreign language in students of a pedagogical university // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5 (134). С. 84–87.
  18. Гусейнова М.Ш. Развитие индивидуальных творческих способностей на занятиях по английскому языку // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 3 (51). С. 51–54. doi: 10.51609/2079-3499_2022_13_ 03_51.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Tukaeva O.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies