Universal competencies development among prospective foreign language teachers in the conditions of a pedagogical technopark

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the study of issues related to the professional training of a foreign language teacher in the context of the transformation of pedagogical education. The idea of ensuring the outstripping rates of development of the pedagogical education system is substantiated. As a result of theoretical understanding of the problem, one of the solutions associated with the unification of education, science and high technologies and representing an innovative educational space of the technopark has been identified. The paper presents arguments in favor of the use of modern pedagogical technoparks: unified approaches to the subject, methodological and psychological-pedagogical training of teachers, improving the infrastructure of pedagogical universities, changing the forms of interaction between teachers and students. The author focuses on the importance of universal competencies development among prospective teachers, which are fundamental in pedagogical activity and in demand by employers. Special attention is paid to the potential of modern sites of the pedagogical technopark – a universal pedagogical IT cluster, a media laboratory, an audience for conducting a professional (demonstration) exam for universal competencies development. Practice-oriented tasks created using technopark equipment contribute to the development of students’ critical thinking skills, analysis of information, search for optimal ways to solve problems, teamwork and development of business communication in a foreign language. The conducted research allows us to conclude that the active use of technological resources in the modern educational space of the pedagogical university allows to develop universal competencies of prospective foreign language teachers and design new learning technologies.

Full Text

Современной школой сегодня востребован учитель, способный выполнять необходимые трудовые функции и реализовывать профессиональные компетенции, сформированные в процессе обучения в вузе. В концепции развития педагогических кадров для системы образования до 2030 года отмечается, что в системе школьного образования постоянно происходят изменения, требующие трансформации содержания, технологий, управления и инфраструктуры педагогического образования [1]. Именно поэтому необходимо обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. По мнению некоторых исследователей, современный педагог имеет низкий уровень способности внедрять в образовательный процесс различные инновационные технологии [2, с. 76]. В новом цифровом и сетевом мире возникает иная культура, которая актуализирует способность человека к мобильности, адаптации. Помимо знаний и умений современным школьникам необходимы качества, способствующие успешной социализации личности. Необходимы новые форматы образовательной деятельности, позволяющие приобретать и развивать компетенции, которые впоследствии могут способствовать профессиональному самоопределению. В связи с этим становится актуальным поиск новых педагогических решений, позволяющих сформировать у будущих специалистов необходимый набор компетенций [3, с. 128]. Одним из таких решений может стать технопарк универсальных педагогических компетенций, представляющий собой технологичное образовательное пространство. Чтобы образовательная система оставалась конкурентноспособной, необходимо создавать информационно-технологические профильные базы, способные объединить науку и производство высоких технологий, а также комфортные условия для продуктивной работы [4, с. 30]. Именно поэтому технопарковое движение в России, находясь на этапе своего становления, поддерживается государством [5].

Одной из важнейших задач обеспечения единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей согласно методическим рекомендациям по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро педагогического образования») является совершенствование инфраструктуры образовательных организаций [6]. В последнее время во всех педагогических вузах страны создаются современные технопарки, кванториумы, основной целью которых является совершенствование системы эффективной практической и междисциплинарной подготовки будущих педагогов и профессионального развития педагогических работников образовательных организаций. Раскрывая роль университетских технопарков в инновационном развитии регионов Российской Федерации, Е.В. Павель, Т.В. Кудряшова отмечают, что технопарк представляет собой ядро, создающее импульсы и ресурсы для развития экономики, основанной на знаниях и инновациях. Исследователи подчеркивают важность появления в структуре университета технопарков для формирования у студентов профессиональных компетенций, необходимых для определенной сферы деятельности [7, с. 80]. Как отмечает А.Р. Нурутдинова, вузовские технопарки могут стать эффективной площадкой по развитию инновационной деятельности преподавателей, внедрению разработанных технологий в практику [8]. Создание технопарков в педагогических университетах обусловлено в том числе и тем, что постепенно наблюдается смещение функции учителя от непосредственного общения с обучающимися к взаимодействию с ними посредством различного медиаконтента, разработке обучающих ресурсов, адаптации их к конкретным условиям, в том числе – к изменениям медиасферы и инфосферы. Перед вузами встает задача формирования у будущих педагогов медиакомпетентности в период обучения и обеспечение ее саморазвития в течение всего профессионального пути с учетом происходящих изменений медиасферы [9, с. 30–31].

Как отечественные, так и зарубежные ученые придерживаются мнения, что подготовка будущих учителей, которые являются субъектом профессиональной деятельности, должна быть направлена не только на решение образовательных ситуаций, но и на то, чтобы овладеть личностными и профессионально значимыми качествами в области рефлексии, решения проблемы, исследований инноваций [10, с. 75; 8]. Многие исследования, раскрывающие сущность универсальных компетенций, затрагивают проблему, связанную с достаточным уровнем теоретической подготовки и неготовностью выпускников к гибкому и творческому применению полученных знаний в профессиональной деятельности [11, с. 83]. Студенты в качестве преимуществ на рынке труда называют наличие у них таких качеств, как: коммуникабельность, дисциплинированность, нацеленность на результат, высокую работоспособность и умение работать в команде [12].

Одним из требований современных ФГОС ВО 3++ является формирование у обучающихся универсальных компетенций, связанных с развитием системного и критического мышления, разработкой и реализацией проектов, коммуникацией, командной работой: УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-2. способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3. способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-4. способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(-ых) языке(-ах) [13].

Технопарки и кванториумы в педагогических университетах оборудованы современными лабораториями, которые широко используются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Проблема исследования, затрагиваемая в данной статье, заключается в возможности использования площадок технопарка универсальных педагогических компетенций при изучении гуманитарных дисциплин. Необходимо отметить, что важность проведенного исследования обусловлена также информационной культурой личности, что является одним из факторов успешной профессиональной деятельности. Согласно Н.И. Гендиной, личность осуществляет самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей, в том числе используя современные технологии [14, с. 57]. В процессе подготовки учителей иностранных языков целесообразно, на наш взгляд, использовать лабораторию медиаконтента, которая представляет собой одну из площадок кванториума, технически и функционально подходящую для создания новой модели обучения важнейшим навыкам в современном мире, что подчеркивается в работе О.А. Шамигуловой, Р.И. Зекрист, С.Р. Мусифуллина.

Проанализировав требования работодателей к современному учителю, методические дефициты в подготовке будущих педагогов, сопоставив данные с приоритетными задачами в области образования и воспитания, авторы предлагают обратить внимание на использование технологического подхода к обучению предмету на уровне не только профессиональных, но и универсальных компетенций [15, с. 313]. Универсальные компетенции будущего определяют формирование современного человека как «личности новой формации», которая будет обладать способностью в своей профессиональной деятельности использовать исследовательские и проектные методы. Лишь люди креативного, нестандартного мышления способны быть конкурентоспособными в будущем цифровом обществе [16, с. 10].

Цель исследования заключается в изучении потенциала педагогического технопарка при формировании универсальных компетенций у будущих учителей иностранных языков в процессе практической подготовки. Задачами исследования является анализ современного состояния проблемы модернизации педагогического образования, поиск эффективных путей профессиональной подготовки будущих педагогов, обоснование необходимости использования современного оборудования педагогических технопарков в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков, определение дидактических возможностей педагогических технопарков с целью формирования у будущих учителей универсальных компетенций.

Модернизация педагогического образования обусловила важность проектирования учебного процесса с применением высокотехнологичного оборудования педагогических технопарков и кванториумов. Следует подчеркнуть, что в рамках преподавания гуманитарных дисциплин в процессе подготовки учителей иностранных языков следует использовать потенциал таких структурных компонентов технопарка, как Универсальный педагогический IT-кластер и лаборатория медиаконтента. Лаборатория медиаконтента представляет собой площадку нового типа, оборудованную стеклянной маркерной доской, камерой, компьютерами и предназначенную для создания онлайн-курсов, проведения практических занятий, осуществления проектной деятельности. Функционал лаборатории позволяет сформировать у выпускников не только профессиональные, но и универсальные компетенции: креативное мышление, воображение, умение работать в команде, умение выстраивать коммуникацию. Универсальный педагогический IT-кластер – это лаборатория по созданию виртуальной и дополненной реальности Кластер имеет программное обеспечение, позволяющее обрабатывать базы данных, создавать мультимедийные презентации с включением инфографики, видео- и аудиоконтента, посещать виртуальные экскурсии с использованием VR-очков. Современное оборудование технопарков, кванториумов благодаря визуализации и интеракции позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, способствует эффективному восприятию студентами изложенной информации [17, с. 121]. Как подчеркивает А.В. Милёхин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации, современный учитель должен уметь передавать знания, используя современное оборудование технопарков. Это обусловлено требованиями социально-экономической реальности, которая заключается не только в знании навыков, касающихся использования технологических средств, но и в умении их практического применения [18].

В настоящее время в связи с открытием в стране педагогических технопарков возникла потребность в разработке методик, технологий использования современного оборудования в образовательном процессе. В данной статье предлагаются примеры заданий по формированию у будущих учителей иностранных языков универсальных компетенций в условиях современного образовательного пространства.

Для решения исследовательских задач применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, изучение педагогического опыта, синтез, сравнение, систематизация и классификация материалов по проблеме исследования, прогнозирование.

Владение деловой коммуникацией на русском и иностранном языках – это одна из универсальных компетенций, которая должна быть в арсенале современного учителя, поэтому ее формирование происходит с 1 по 5 курс в рамках преподавания языковых дисциплин. Продемонстрируем технологию формирования универсальных компетенций у будущих учителей иностранных языков в условиях технопарка и кванториума на примере некоторых дисциплин. Изучение некоторых тем раздела «Окружающий мир. Путешествия. Туризм. Командировка» дисциплины «Иностранный язык» целесообразно проводить на современных площадках педагогических технопарков. Одним из преимуществ организации подобных занятий является вовлеченность студентов в самостоятельную деятельность. Задание для студентов предполагает несколько этапов, которые можно выполнять последовательно.

Пример задания:

Этап 1. Вам необходимо подготовить и провести экскурсию по Лондону на иностранном языке для своих друзей. Посмотрите виртуальную экскурсию по столице Великобритании, используя VR-очки на площадке технопарка.

Этап 2. Соберите информацию об основных достопримечательностях Лондона, подготовьте фотографии, составьте экскурсионный маршрут по городу.

Этап 3. Используя программное обеспечение и цифровые ресурсы универсального педагогического IT-кластера, подготовьте мультимедийную презентацию для проведения экскурсии.

Этап 4. В лаборатории медиаконтента запишите видеосюжет об истории и культуре Лондона, вставьте его в презентацию.

Этап 5. Проведите экскурсию по Лондону для своих друзей, используя оборудование площадок технопарка.

Этап 6. После проведения экскурсии задайте своим друзьям вопросы на иностранном языке по содержанию представленного вами экскурсионного маршрута.

Этап 7. Разбейтесь на пары, поделитесь впечатлениями от увиденных экскурсий. Расскажите друг другу, какие достопримечательности Лондона понравились вам больше всего.

Использование инновационных образовательных площадок технопарка при обучении иностранному языку позволяет добиться следующих образовательных результатов в рамках формирования вышеуказанной компетенции: поиск информации в цифровом пространстве; выбор и использование необходимого лексического и грамматического материала в условиях определенной коммуникативной ситуации; понимание, распознавание и восприятие звучащей речи; владение нормами этикета в устной речи на иностранном языке; владение навыками деловой коммуникации и понимания языка медиадискурса.

Современный учитель иностранных языков должен владеть различными образовательными технологиями, в том числе и цифровыми. Обучение данному аспекту осуществляется в процессе изучения методических дисциплин. Знание цифровых технологий и умение создавать цифровой контент – это одно из требований концепции «Ядро педагогического образования» [7]. Именно поэтому в содержание рабочей программы дисциплины «Методика обучения и воспитания (английский язык) был включен соответствующий раздел. Оборудование площадок технопарка позволяет будущему учителю решать практические задачи на качественно новом уровне. Школой востребован выпускник, который владеет навыками работы с современным оборудованием, умеет применять полученные знания на практике [19, с. 194]. Преимущество методических дисциплин в системе профессиональной подготовки учителя заключается как в интеграции предметной и методической области, так и в возможности достижения образовательного результата, связанного с личностным развитием.

По дисциплине «Методика обучения и воспитания (английский язык) студентам можно предложить выполнить задания, которые формируют универсальные компетенции, связанные с поиском и анализом информации, выбором оптимальных путей для достижения поставленных задач, командной работой.

Пример задания:

Этап 1. Для разделения на группы каждый из вас должен выбрать часть цитаты великого русского педагога К.Д. Ушинского. В результате составления цитат группа студентов поделится на несколько микрогрупп.

Этап 2. Изучите вводный кейс для разработки онлайн-урока по иностранному языку. Вводный кейс содержит информацию по уроку: класс, учебник, тип урока, тема урока, категория контингента (с особенностями или без особенностей). В качестве образца предлагается образец вводного кейса (табл. 1).

Этап 3. Сформулируйте цель, задачи урока. Обозначьте планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты урока. Используя программное обеспечение технопарка (Универсального педагогического IT-кластера), спроектируйте онлайн-урок английского языка во 2-м классе.

Этап 4. При проектировании урока ориентируйтесь на современные подходы, методы и технологии обучения, в том числе цифровые. Обращайте внимание на индивидуальные особенности обучающихся, если таковые имеются.

Этап 5. В соответствии с содержанием и этапами урока подберите дидактический материал для решения поставленных вами задач.

Этап 6. Запишите видеофрагмент в медиалаборатории кванториума, представьте основной теоретический материал по содержанию урока. Вставьте видеофрагмент в содержание онлайн-урока.

Этап 7. Для отработки и закрепления нового материала разработайте интерактивные задания, используя российские цифровые ресурсы. Используйте различные формы работы с обучающимися.

Этап 8. Найдите информацию, которая показывает связь темы урока с другими областями знания. На основе полученной информации разработайте задания для формирования метапредметных умений обучающихся.

Дальнейшую работу целесообразно организовать на площадке технопарка для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Каждая микрогруппа выбирает учителя, который будет демонстрировать онлайн-урок по иностранному языку для других микрогрупп, эксперта, анализирующего урок и слушателей, которые будут записываться на уроки.

Этап 9. Проанализируйте урок, обсудите, достигнута ли цель урока, решены ли учителем все поставленные задачи, соответствует ли тип урока указанному типу во водном кейсе. Охарактеризуйте структуру урока. Определите, применял ли учитель современные образовательные технологии, различные формы работы на уроке. С помощью каких методов, средств приемов обучения были сформированы универсальные учебные действия. Оцените способность учителя осуществлять эффективную коммуникацию в профессиональной сфере и умение использовать технологии цифрового образования. Обладает ли учитель умением интегрировать знания из различных предметных областей на уроке.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что использование в процессе профессиональной подготовки ресурсов современных педагогических технопарков и кванториумов рассматривается как важнейшее условие становления конкурентноспособного и востребованного школой учителя, способного взаимодействовать с обучающимися на качественно новом уровне, владеющего современными образовательными технологиями, креативного, находящегося в постоянном личностном и профессиональном развитии.

 

Таблица 1 – Вводный кейс

Учебный предмет

Иностранный язык

Уровень изучения учебного предмета

Базовый

Тема

We love summer!

Тип урока

Урок изучения нового материала

Категория контингента

Обучающиеся

Класс

2 класс; Английский язык. 2 класс = Spotlight. 2. Student’s book: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова и др. 3-е изд. М.: Просвещение: Express Publishing, 2013. 144 с.

Индивидуальные особенности контингента: наличие детей мигрантов, наличие одаренных детей, наличие детей с нарушениями слуха, наличие детей с нарушениями речи, наличие детей с нарушениями зрения, наличие детей с нарушениями ОДА (одна особенность на выбор или без особенностей)

Без особенностей

 

Анализ проблемы подготовки педагогических кадров показывает, что универсальные компетенции являются определяющими в формировании личности каждого человека. Умения предлагать нестандартные решения проблемы, взаимодействовать в команде единомышленников, анализировать полученную информацию, выстраивать деловую коммуникацию являются основополагающими в профессиональной успешности будущего учителя. Дидактический потенциал технопарка способствует интегрированному и эффективному формированию у будущих учителей как универсальных, так и профессиональных компетенций, позволяя проектировать образовательный процесс на основе новых технологий обучения.

 

Статья публикуется при поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности МГПУ.

×

About the authors

Lyudmila A. Lazutova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: l_lasutova@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor, head of Foreign Languages and Teaching Methods Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 404930447.
  2. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) // Преподаватель XXI век. 2022. № 4, ч. 1. С. 75–87. doi: 10.31862/2073-9613-2022-4-75-87.
  3. Луференко У.С., Ромм Т.А. Становление и развитие образовательных технопарков // Сибирский научный журнал. 2021. № 4. С. 128–137. doi: 10.15293/1813-4718.2104.13.
  4. Ракша С.Ю., Сидорова В.В. Обзор мирового опыта по формированию и развитию технопарков и технополисов // Строительство и техногенная безопасность. 2017. № 6 (58). С. 30–34.
  5. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Коузова Е.А., Данельченко Т.А., Коптелов А.В., Яковлева Г.В. Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=25289.
  6. Павель Е.В., Кудряшова Т.В. Роль технопарковых структур университета в инновационном развитии региона // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2018. № 4 (29). С. 75–83.
  7. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/ document/728190373.
  8. Нурутдинова А.Р. Предпосылки формирования и развития инновационной структуры на базе университета // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2012. № 6 (26). С. 46–52.
  9. Тюнников Ю.С., Казаков И.С., Мазниченко М.А., Мамадалиев А.М. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 29–46.
  10. Лазутова Л.А., Пискунова С.И. Формирование коммуникативных soft skills у будущих учителей иностранных языков // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3 (43). С. 73–78.
  11. Кандаурова А.В., Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в профессиональном развитии обучающихся // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4 (56). С. 78–86. doi: 10.36906/2311-4444/21-4/08.
  12. Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102–109.
  13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897864.
  14. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2) // Информационное общество. 2009. № 1. С. 57–63.
  15. Шамигулова О.А., Зекрист Р.И., Мусифуллин С.Р. Педагогический кванториум в системе подготовки будущего учителя истории и обществознания: от технологии – к компетенциям // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (2). С. 312–315.
  16. Фирсов М.В., Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2020. № 2 (52). С. 7–10.
  17. Везиров Т.Т. Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании // Гуманизация образования. 2017. № 6. С. 120–128.
  18. Meyers E.M., Erickson I., Small R.V. Digital literacy and informal learning environments: an introduction // Learning, Media and Technology. 2013. Vol. 38, iss. 4. P. 355–367. doi: 10.1080/17439884.2013.783597.
  19. Кизрина Н.Г., Янкина О.Е. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров на основе технологии «веб-квест» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60), ч. 2. С. 193–197.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Lazutova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies