Rector-creator: To the 90th anniversary of the Honorary Rector of Samara State Pedagogical University A.A. Semashkin (1933–2023)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the life and work of the Honorary Rector of Samara State Pedagogical University Anatoly Alekseevich Semashkin. The way of his professional formation is shown: from an assistant at the Department of History of the CPSU to the dean of the Faculty of Public Professions of the Kuybyshev State Polytechnical Institute, head of the Department of History of the CPSU and Political Economy, secretary of the Party Committee of the CPSU in Kuybyshev State Institute of Railway Engineers and rector of the Kuybyshev State Pedagogical Institute. The research work of A.A. Semashkin is considered. The article analyzes his policy as rector for the development of Kuybyshev State Pedagogical Institute in the leading pedagogical university of the country (1984–2000). The business and personal qualities of Anatoly Alekseevich Semashkin, his pedagogical principles, personnel, social and youth policy, the system of patriotic education and the formation of the principles of selfgovernment in the labor collective are highlighted. The work of Semashkin by the Kuybyshev/Samara regional branch of the Soviet/Russian Children’s Fund is shown. Semashkin’s contribution to the development of the pedagogical cluster of the Samara Region, to the preservation and modernization of the system of higher educational institutions of the region is reflected. The clash of the traditional model of domestic education with pro Western scholasticism is reflected. The work has been prepared on the basis of generalization and analysis of a wide range of sources.

Full Text

2023 год официально утверждён в России как Год педагога и наставника. Одним из старейших вузов Самарской области является бывший педагогический институт (1909/1929 г.), ныне – Самарский государственный социально-педагогический университет. С 1929 по 1983 гг. он подготовил более 30 тыс. учителей [1, с. 1]. А за период с 1984 по 2000 гг. – столько же, сколько за предшествующие 55 лет своего развития: свыше 30 тыс. дипломированных специалистов [2, с. 5].

В 1990-е годы, в период всеобъемлющего кризиса российской государственности и острого недофинансирования системы образования, Куйбышевский/Самарский государственный педагогический институт (далее – КГПИ/СамГПИ) не только выжил, но и получил новое качественное развитие: 30 июня 1994 года коллегия Государственного комитета по высшему образованию РФ присвоила вузу статус университета [2, с. 5].

По всем критериям оценки Самарский государственный педагогический университет (далее – СамГПУ) уверенно демонстрировал движение вверх. По рейтингу – среди 94 аттестованных к 1999 году педагогических вузов России – он занимал 6-е место, уступая лишь 4 столичным и Уральскому профессионально-педагогическому университету (ныне – РГППУ) [2, с. 5].

1984–2000 гг. – это время, когда ректором КГПИ/ СамГПИ/СамГПУ был канд. ист. наук, профессор Анатолий Алексеевич Семашкин (см.: рис. 1 и 2), которому 27 февраля 2023 года исполнилось 90 лет. Юбилею Почётного ректора Самарского государственного педагогического университета и его светлой памяти (он ушёл из жизни 18 марта 2023 г.), посвящена настоящая статья.

По высокой траве я пройду в полный рост,
Полной грудью вздохну воздух этих полей –
Мной давно позабытый на вкус.
Через пару шагов поле вспомнит меня:
С возвращением, скажет, домой.
С возвращением домой, старина!
Ю.В. Гладкевич

«Я, Семашкин Анатолий Алексеевич, родился 27 февраля 1933 года в селе Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области»; «В 1950 году окончил 10 классов [сельской] Никольской средней школы… В 1950 году поступил учиться в Казанское военное [военно-политическое. – Е.Ш.] училище, которое окончил в 1952 году. С 1952 по 1954 год служил в частях Советской Армии» – это строки из «Автобиографии» Семашкина, написанные им 3 января 1963 г. при вступлении в Коммунистическую партию Советского Союза (далее – КПСС) [3, л. 6].

Он был старшим сыном в многодетной крестьянской семье зоотехника. Помимо Анатолия, у Алексея Романовича и Татьяны Ивановны Семашкиных было три дочери: Галина (1937 г.р.), Зоя (1944 г.р.) и Людмила (1948 г.р.).

«Родители не лишались избирательных прав и не были судимы» – это уже запись из «Автобиографии» А.А. Семашкина от 26 октября 1983 года, когда его кандидатура согласовывалась на должность секретаря партийного комитета Куйбышевского государственного института инженеров железнодорожного транспорта (далее – КИИТ / ныне – СамГУПС) [4, л. 15 об.].

В сохранившихся архивных автобиографиях Анатолия Алексеевича Семашкина неизменным оставалось лишь начало, а за следующими затем датами умещался период цельной и яркой жизни.

Его университеты

Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась не только XX съездом КПСС, «хрущёвками» и кукурузой, полётом «Спутника-1», но и сокращением Вооружённых Сил СССР, под которое попал и молодой лейтенант, комвзвода части № 3424 Уральского военного округа А.А. Семашкин [3, л. 2; 5, л. 3 об.].

Ближайший друг Анатолия Алексеевича со студенческой юности, топ-менеджер системы высшего образования и государственного управления СССР/РФ, докт. ист. наук, профессор Виктор Васильевич Рябов [6] отмечает, что их поколению «… пришлось жить и работать…, во время крутых перемен и поворотов судеб, больших надежд и крупных разочарований, обидных заблуждений и радостных просветлений» [7, с. 5].

 

Рисунок 1 – К.и.н., профессор Анатолий Алексеевич Семашкин, (Самара, 1998 г.)

 

В 1956 году они оба стали студентами исторического факультета Саратовского государственного университета. Как более опытный человек, А.А. Семашкин был избран старостой группы.

 

Рисунок 2 – Студенты V курса истфака СарГУ у крейсера «Аврора», А.А. Семашкин в верхнем ряду – 5-й слева, (Ленинград, 1960 г.)

 

Благодаря саратовской консерватории и местному драматическому театру, у него возникла привязанность к искусству. Всю свою жизнь он будет заядлым театралом. Но своим родным домом Анатолий Алексеевич считал филармонию, где старался не пропускать ни одной премьеры [8].

26 июня 1961 года А.А. Семашкин получил высшее образование по специальности «учитель истории средней школы» (диплом № 573920) [5, л. 6]. В августе, по распределению, он впервые оказался в городе Куйбышеве (ныне – Самаре). Местом его работы стала кафедра истории КПСС Куйбышевского государственного политехнического института (далее – КГПтИ / ныне – СамГТУ).

Кафедра истории КПСС КГПтИ среди обществоведческих научных школ г. Куйбышева 1960–1970-х годов считалась базовой. В 1960–1982 гг. её возглавлял канд. ист. наук, профессор Кузьма Яковлевич Наякшин (1900–1982 гг.), участник Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалер боевых медалей и орденов, Почётный гражданин г. Куйбышева (1977 г.) [9, с. 135–139]. В 1960–1970-х гг. он слыл общепризнанным корифеем краеведения [10, с. 156–157].

У мастера исторических романов В.С. Пикуля (1928–1990 гг.) подмечено: «Это очень хорошо, когда рядом с юнцом есть зрелый человек»; «Зрелый человек вовремя одёрнет, удержит от ненужных поступков. Своя же развесёлая компания этого не сделает. А то ещё и подтолкнёт на какую-нибудь глупость…» [11, с. 72, 73].

Таким человеком в жизни А.А. Семашкина был К.Я. Наякшин (см.: рис. 3 и 4). Именно он 3 января 1963 года первым рекомендовал его в Коммунистическую партию Советского Союза: «Я, Наякшин Кузьма Яковлевич, член КПСС с IV [апреля. – Е.Ш.] 1924 года … знаю Семашкина Анатолия Алексеевича с августа 1961 года и по настоящее время по совместной … работе на кафедре…»; «Тов. Семашкин хорошо справляется с работой …, настойчиво работает над повышением своей квалификации, …, пользуется заслуженным уважением сотрудников кафедры и студентов, … был членом Комитета ВЛКСМ института, работал зав. агитпунктом и т.д.»; «Рекомендую тов. Семашкина А.А. в члены КПСС, несу ответственность за эту рекомендацию…» [3, л. 3].

В поручительстве доцента Е.Д. Сафронова выделялось, что А.А. Семашкин «как член лекторской группы [Куйбышевского. – Е.Ш.] обкома ВЛКСМ часто выступает с лекциями и докладами, выезжает со студентами на сельскохозяйственные работы» [3, л. 4].

Старший преподаватель А.Ф. Засов отмечал: «Знаю т. Семашкина как скромного в обращении товарища, который, не считаясь со временем, много уделяет внимания вопросам воспитательной работы среди студентов» [3, л. 5].

8 января 1963 г. парторганизация КГПтИ единогласно проголосовала за приём А.А. Семашкина в члены КПСС.

К этому времени Анатолий Алексеевич уже был женат. Его супругой была Зинаида Никитична Озерова, в замужестве Семашкина (1941–2017 гг.). 25 марта 1965 года у них родилась дочь, которую они назвали в честь мамы Анатолия Алексеевича – Таней.

1965–1968 гг. – время обучения А.А. Семашкина в аспирантуре при кафедре истории КПСС гуманитарных факультетов Московского государственного университета [5, л. 3 об.]. Темой его научного исследования стало совершенствование системы самоуправления трудящихся на промышленных предприятиях [12, л. 3].

14 июня 1968 г. в Специализированном совете МГУ А.А. Семашкин успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук [5, л. 7; 13].

 

Рисунок 3 – К.и.н., профессор К.Я. Наякшин (1900–1982 гг.)

 

С этого момента его судьба будет неразрывно связана с нашим городом. В 1968–1971 гг. он продолжит работать на кафедре истории КПСС Куйбышевского политехнического института – старшим преподавателем. 14 июля 1971 г. Высшей аттестационной комиссией СССР ему будет присвоено учёное звание доцента [5, л. 8]. С 1976 года Анатолий Алексеевич станет заместителем заведующего кафедрой истории КПСС КГПтИ, а с 15 апреля 1982 г. по 9 марта 1983 г. – будет исполнять обязанности зав. кафедрой [14, л. 15]. 15 лет он проработает в КГПтИ деканом факультета общественных профессий (дополнительного образования) [5, л. 28].

 

Рисунок 4 – К.и.н., доцент А.А. Семашкин, (Куйбышев, 1983 г.)

 

Канд. ист. наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, сопредседатель Самарского регионального отделения Союза краеведов России Раиса Павловна Поддубная вспоминает, что, когда она работала заведующей лекторской группой Куйбышевского обкома КПСС, то ей приходилось часто выступать перед профессорско-преподавательским составом КГПтИ. А.А. Семашкина и В.В. Рябова она считает своими «крестниками», т.к. не только помогала им освоить методику работы с источниками в партархиве, но и присутствовала на защитах их кандидатских диссертаций в МГУ. Она отмечает, что Анатолий Алексеевич Семашкин был достойным учеником и помощником К.Я. Наякшина.

В характеристике Куйбышевского обкома КПСС на А.А. Семашкина 1984 года можно прочитать: «Постоянно совершенствует педагогическое мастерство… Работает над докторской диссертацией … опубликованы книги, две брошюры, более 15 статей общим объёмом 40 печатных листов. Успешно занимается … краеведением: в составе авторского коллектива принял участие в опубликовании книг "Историко-революционные места г. Куйбышева и области", "Памятники истории и культуры Куйбышевской области", "Очерки истории Куйбышевской областной организации КПСС"»; «А.А. Семашкин является членом областного Совета народных университетов Куйбышевской областной организации общества "Знание", членом Проблемного Совета Минвуза РСФСР…»; «С февраля 1983 года по июнь 1984 года тов. Семашкин А.А. заведовал кафедрой истории КПСС и политэкономии Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта. В ноябре [10 октября. – Е.Ш.] 1983 года был избран секретарём партийного комитета [КИИТ. – Е.Ш.]…, кандидатом в члены Железнодорожного райкома КПСС г. Куйбышева»; «Тов. Семашкин А.А. отличается принципиальностью, чувством большой ответственности перед коллективом», – секретарь областного комитета КПСС Г.В. Ходасевич [5, л. 27–28].

Общий анализ списка печатных трудов Анатолия Алексеевича Семашкина за 1959–1983 гг. [5, л. 9–14] позволяет говорить о том, что, обладая широким кругозором, он работал в русле междисциплинарной связи предметов, который сегодня мы бы отнесли к специальностям «Государственное и муниципальное управление» или «Управление персоналом»: «К вопросу о развитии творческой активности масс в совершенствовании производства» (1969 г.), «Некоторые проблемы развития общественных начал в условиях хозяйственной реформы» (1970 г.), «Воспитание студентов» (1971 г.), «Политинформация в высшем учебном заведении» (1974 г.), «Экологическое воспитание студенчества» (1979 г.), «О специфике комплексной постановки учебного процесса по общественным наукам» (1980 г.), «Деятельность партийных организаций Куйбышевской области по привлечению трудящихся к управлению производством /1971–1975 гг./» (1981 г.) и др.

Таким образом, к 1984 году А.А. Семашкин профессионально сформировался, что позволило административным органам Куйбышевской области поддерживать его кандидатуру при кадровых назначениях.

Ректор-реформатор

14 июня 1984 года в истории Куйбышевского педагогического института началась новая веха. В этот день министр просвещения РСФСР Г.П. Веселов освободил от временного исполнения обязанностей ректора КГПИ В.И. Матвеева. Вторым пунктом приказа № 147 определялось, что новым руководителем вуза будет канд. ист. наук, доцент А.А. Семашкин [5, л. 25].

Однако, по действующей тогда практике, фактическое утверждение этого решения состоялось лишь 11 декабря 1984 года, когда на заседании бюро Куйбышевского обкома КПСС, после согласования с Куйбышевским ГК КПСС, было принято постановление «О тт. Семашкине А.А. и Зуеве В.Д.» [5, л. 30].

К чести Анатолия Алексеевича Семашкина стоит отметить, что оба его предшественника продолжили работать в вузе. Так, докт. ист. наук, профессор Владислав Дмитриевич Зуев (1926–1991 гг.), ректор КГПИ в 1977–1984 годах, сохранил за собой заведование кафедрой истории КПСС и председательство в диссертационном совете по истории СССР до своего ухода из жизни в апреле 1991 года [15]. Владимир Иванович Матвеев (1934–2011 гг.), докт. биол. наук, профессор, с 1983 по 1993 гг. работал проректором по науке КГПИ/СамГПИ, а затем успешным руководителем учебно-производственной экологической лаборатории вуза [16, с. 413, 414]. А.А. Семашкин неизменно демонстрировал уважение и признание их заслуг [17].

Первым свершением Семашкина в должности ректора КГПИ стало открытие факультета педагогики и методики начального образования, который был в вузе в 1934–1938 гг. Это содействовало увеличению числа первокурсников в вузе: с 705 (1983 г.) до 770 человек [18].

Набор 1984 года на факультет начального образования составил 50 студентов. К 1992 году количество бюджетных мест на нём возросло до 100 человек. Востребованность факультету придало открытие группы «амоновцев», где иностранный язык был профилирующей дисциплиной. Это давало возможность обретения выпускниками ещё и специальности «учитель английского языка». Их куратором был докт. пед. наук, профессор, действительный член Российской академии образования Шалва Александрович Амонашвили. Его фамилия и стала нарицательной для группы. Он специально разработал для ребят цикл занятий по гуманной педагогике [19, с. 6].

Чтобы сохранить факультет в «лихие 90-е», к 1999 году педагогам начальной школы давали уже 7 дополнительных специализаций: экологическую, коррекционно-педагогическую и др. [20]. Ещё более универсальным путём в начале 1990-х гг., при поддержке Самарского политехнического университета, пошли на биолого-химическом факультете вуза, где осуществлялась подготовка не только учителей, но и инженеров-технологов [21]. А на дефектологическом факультете, основанном в 1988 году, изначально давали 2 специальности: «логопед» и «учитель русского языка и литературы школ для детей с нарушениями речи», а с 1991 года стали готовить логопедов-психологов [22].

Важным этапом в истории вуза стало открытие 17 сентября 1986 года филиала КГПИ в г. Тольятти. Первый набор студентов составил 280 человек [23]. К 1994 году филиал включал в себя: 25 кафедр (в 1986 г. было 3) и 6 факультетов, где обучалось 2956 студентов [24].

Вспоминая А.А. Семашкина, его бывшие сподвижники отмечают: «Он был таким настоящим мужиком. Он всегда говорил: "Я ректор, я отвечаю"»; «Он начал открывать новые факультеты, новые специальности…» [25, с. 23].

К 1994 году в институте обучались не только жители Самарской области, но и 232 человека из других субъектов России, а также 78 студентов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана и Украины [24; 26]. На национальное отделение факультета русского языка и литературы КГПИ/СамГПИ/СамГПУ долгие годы было целевое направление от Министерства высшего и среднего специального образования Таджикской ССР – Республики Таджикистан [1; 17].

Молодёжная политика А.А. Семашкина

Заместитель Главы Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара, а в 1980-е годы студент физико-математического факультета КГПИ Матлаб Гаджи Оглы Искендеров вспоминает, как Анатолий Алексеевич Семашкин находил время, чтобы поздравить студентов из союзных республик в общежитиях вуза с Новым годом. «Их родители далеко. Они оторваны от них. Значит, надо согреть их сердца», – по-отечески просто говорил он.

В 1985 году штаб трудовых дел комитета ВЛКСМ КГПИ предложил ректору А.А. Семашкину создать в студенческом городке вуза на улице Антонова-Овсеенко (ныне – ул. Блюхера, д. 25) Стелу Памяти Куйбышевского педагогического института, в честь погибших студентов, преподавателей и сотрудников вуза в годы Великой Отечественной войны. Комсомольская инициатива была поддержана.

Это был по-настоящему народный памятник: преподаватели, студенты и сотрудники вуза вносили добровольные отчисления на его установку. Было собрано более 5 тыс. рублей. Студенты лично участвовали в строительных работах [27; 28, с. 116].

5 мая 1986 года печатный орган КГПИ «Молодой учитель» сообщал читателям: «Работа по установлению имён людей, не вернувшихся с войны, велась два года. В ней участвовали преподаватели: К.А. Малыгин, Н.П. Храмкова, Т.Ф. Захарова, А.И. Репинецкий, лаборанты: И. Черемухина, Т. Гусева, Н. Васильева, архивариус Г. Янтураева, студенты: З. Князева, М. Анкевич, М. Искендеров, Ю. Агеева, О. Цыбаногина, С. Литвинова и многие другие» [27].

Торжественное открытие Стелы Памяти КГПИ состоялось 9 мая 1986 года (см.: рис. 5 и 6).

 

Рисунок 5 – Стела Памяти студентов, преподавателей и сотрудников КГПИ, погибших в годы Великой Отечественной войны

 

Анатолий Алексеевич Семашкин очень гордился тем, что был причастен к этому событию в деле сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодёжи.

 

Рисунок 6 – Слева направо: А.Е. Гуркин, Н.Д. Железняков, А.А. Семашкин, (Куйбышев, 9 мая 1986 г.)

 

Председатель профсоюзного комитета студентов КГПИ в 1986–1988 гг. Александр Евгеньевич Гуркин отмечает: «Анатолием Алексеевичем Семашкиным, как ректором, был запущен курс на молодёжное самоуправление в институте. Во всём: от общежитий, сельхозотрядов, педотрядов, студвёсен. Это была хорошая школа! Семашкин нам разрешал всё. Масштаб работы: примерно 33 пионерских лагеря в городе, области и ещё на черноморском побережье. А это значит работа Школы "ребячьих комиссаров" (пионервожатых), по подготовке 550 студентов ежегодно. Помимо этого, мы строили душевой комплекс в общежитии. Открыли студенческое кафе. Организовали школу подготовки профактива [29]. Но больше всего мне запомнилась туристическая поездка 170 наших студентов по маршруту Каунас–Брест–Смоленск, которая стала возможной благодаря Семашкину и его добрым отношениям с Куйбышевской железной дорогой» [30].

Бывший старший научный сотрудник социологической лаборатории вуза Д.М. Завершинский вспоминает, что они работали на хоздоговорной основе, в 1988 году им удалось провести на базе КГПИ Всесоюзный семинар социологов по проблемам молодёжи, создать службу изучения общественного мнения [31]. «Анатолий Алексеевич был светлым человеком, – говорит он, – не злобливым. Он ничего не запрещал. При нём и при его участии был создан социологический центр "Социо", где работал уникальный коллектив, который сам обеспечивал себя идеями и деньгами. Помню, как в 1991 году центр стал исполнителем проекта "Человек года", где победил не председатель областного Совета народных депутатов В.А. Тархов, а президент телерадиокомпании "СКаТ" Н.П. Фоменко. После этого был даже суд по обжалованию результатов нашего исследования. "Социо" оказался на достойной научной высоте. А Анатолий Алексеевич даже слова не сказал нам о том, что ему были звонки "сверху". Он был добрым человеком, с хорошей открытой улыбкой».

Как ректор Куйбышевского государственного педагогического института А.А. Семашкин способствовал продвижению талантливой молодёжи. Так, делегатом XVIII съезда профсоюзов СССР (ВЦСПС) стала отличница учёбы КГПИ Л.Ф. Ягафарова (Губарева) [32], в последующем: канд. пед. наук [33], заместитель руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара. Уже упоминаемый нами А.Е. Гуркин в 1990 году был избран от студенчества вуза в Куйбышевский городской Совет народных депутатов [34]. Не без участия Анатолия Алексеевича Семашкина в 1994 году на V всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в г. Воронеже, а затем уже на международном конкурсе «Кубок Севера» в г. Череповце начались профессиональные успехи тогда студента-второкурсника факультета искусств СамГПИ, а ныне заслуженного артиста РФ (2021 г.), художественного руководителя фестиваля-конкурса «Виват, баян!» С.И. Войтенко [35] и т.д.

Осенью 2000 года в актовом зале СамГПУ прошёл юбилейный праздничный концерт музыкального детского дома «Классик Домра», руководимого Л.И. Демченко. Уникальный коллектив был известен не только в России, но и за рубежом. С. Илларионова в статье «Волшебные струны» сообщала: «Мальчики и девочки на незатейливых струнах (домра, балалайка) исполняют произведения Вивальди, Рахманинова, Римского-Корсакова. Трудно сказать, как сложилась бы ситуация, если бы всё это не происходило на глазах молодого, но известного баяниста Сергея Войтенко. Именно он привёл Ларису Ивановну к ректору Самарского педуниверситета Анатолию Алексеевичу Семашкину. Благодаря ректору у семейства Демченко есть крыша над головой»… есть где жить и репетировать».

С 1988 года, по решению Куйбышевского горкома КПСС, А.А. Семашкин стал председателем Куйбышевского областного отделения Советского детского фонда (ныне – Российский детский фонд). Пользуясь добрыми отношениями с председателем Куйбышевского горисполкома в 1984–1988 гг. Г.В. Задыхиным (1940–2019 гг.) и создателем-директором в 1982–1992 гг. Куйбышевского филиала Центрального музея имени В.И. Ленина (ныне – СОИКМ имени П.В. Алабина), канд. ист. наук, доцентом Р.П. Поддубной, А.А. Семашкин выхлопотал помещения для размещения регионального отделения Детского фонда и музея Института истории и археологии Поволжья КГПИ в мемориальной зоне города: на улице Ленинская (соответственно: дома №№ 154 и 123, 127).

После Спитакского землетрясения 1988 года в Армянской ССР он помогал только что институционализированным (законодательно введённым) семейным детским домам В. Степановой и В. Мухопад получить жильё улучшенной планировки. К 2004 году на попечении Самарского областного отделения Детского фонда было 4 семейных детских дома и 128 приёмных семьи [36; 37].

Ведущая цикла передач «Чужая беда» Самарского телевидения Ольга Алексеевна Король вспоминает, что Анатолий Алексеевич Семашкин и студенты СамГПИ/СамГПУ были неизменными помощниками этого телепроекта и всегда активно участвовали в решении социально значимых задач.

Сопереживая людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в 1992 году А.А. Семашкин сообщал: «… институт планирует открытие новых отделений по подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием: "социальный педагог", "социальный психолог"…» [38]. В 1995 году в СамГПУ был создан психологический факультет. Его первый декан, докт. псих. наук, профессор Гарник Владимирович Акопов подчёркивает, что Анатолий Алексеевич Семашкин «… много сделал для организации в Самаре психологического образования…» [39, с. 77].

Социальная политика А.А. Семашкина

В «Характеристике» Куйбышевского обкома КПСС на ректора КГПИ А.А. Семашкина от 30.09.1987 г. определялось: «К выполнению служебных обязанностей … относится с чувством высокой ответственности, проявляет заботу о преподавателях и студентах института, пользуется заслуженным авторитетом…»; «Тов. Семашкин А.А. ведёт большую общественную работу: избран депутатом [Куйбышевского. – Е.Ш.] областного Совета народных депутатов, председателем комитета по науке и образованию облисполкома, членом бюро Самарского райкома КПСС г. Куйбышева» [5, л. 34–35].

В 1990-е годы, в результате смены общественного строя, граждане России оказались жертвами «шоковой терапии» (гиперинфляции). Самарская область стала первым «испытательным полигоном». Губернатор региона в 1991–2007 гг. К.А. Титов вспоминает: «Начиная работу в должности Главы Администрации Самарской области, я понимал, что мы должны в первую очередь заняться … обеспечением народа продовольствием. Ни продуктов, ни товаров народного потребления на прилавках не было. Но были талоны!»; «…уже в ноябре 91-го, на заседании Правительства Российской Федерации я поставил вопрос о том, чтобы нам … разрешили отпустить цены на продовольственные товары»; «Другие регионы так вопрос не ставили. "Давай, Константин, действуй", – сказал Ельцин» [40, с. 49, 50].

В числе мер социальной защиты сотрудников и студентов СамГПИ А.А. Семашкин в интервью «Молодому учителю» от 26 ноября 1992 года отмечал:

– компенсационные выплаты преподавателям и сотрудникам вуза («Если в сентябре 1991 года впервые получили по 900 рублей, а в декабре 1991 года по 2,5 оклада, то в текущем году с мая по ноябрь ежемесячно получали по окладу /в мае – 1,5/, что составило 7,5 оклада…»);
– материальную помощь студентам;
– выделение земельных участков под дачи / огороды;
– обеспечение автотранспортом для поездок на дачные массивы;
– организацию работы спортивно-оздоровительного лагеря «Юность», где за лето отдохнуло более 200 студентов [38].

В рамках решения ЦК профсоюза работников образования и науки РФ в Самарском педагогическом институте, как и по стране в целом, проходили акции по защите интересов трудящихся. Так, в феврале 1994 года председатель профкома СамГПИ В.А. Заводчиков говорил: «Только по Самарской области долг вузам составил 10 миллиардов рублей»; «Наша зарплата никак не соответствует ценам. Даже у профессора средняя зарплата составляет 58 [на сегодня ≈5,8] тысяч рублей. Такой низкой оценки труда учёных нет ни в одной стране». Канд. ист. наук, доцент, бывший декан исторического факультета КГПИ в 1972–1983 гг. В.К. Любимов (1933–1999 гг.) отмечал: «Во главе страны "троечники", которые руководят на "двойку"».

В этой напряжённой атмосфере Анатолий Алексеевич Семашкин призывал людей отказаться от эмоций и решать вопросы конструктивно: «Мы всё время надеялись на государство, а надо надеяться на самих себя, уметь защищать своё достоинство»; «Наконец-то наша нация перестала быть молчаливой»; «Я только что вернулся с Всероссийского совещания ректоров и заседания коллегии высшего образования России»; «Долг нашему институту составляет 200 миллионов рублей»; «Удалось привезти 13 миллионов рублей [6,5% от долга. – Е.Ш.] на зарплату и стипендию. С выплатами по этим статьям у нас относительно благополучно» [41].

«Ахиллесовой пятой» ректора СамГПИ А.А. Семашкина, по его признанию, было не введённое в эксплуатацию новое общежитие на 538 мест, т.к. подрядчики, несмотря на выделенные областной администрацией К.А. Титова 60 миллионов рублей, «замораживали» строительство [21]. Открытие общежития состоялось лишь в 2022 году.

Любимым печатным органом Анатолия Алексеевича Семашкина была не газета «Советская Россия», как предполагали многие, а «Известия». Он, естественно, учитывал критику в адрес Правительства РФ со стороны Г.А. Зюганова (КПРФ), но ориентировался на заявления мэра Москвы в 1992–2010 годах Ю.М. Лужкова (1936–2019 гг.). При этом он не был перевёртышем, с вывернутой наизнанку совестью. День Октябрьской революции 1917 года, 7 Ноября, он искренне считал праздником для людей труда. Однако Семашкин хорошо знал и другое. В 1993 году он писал: «… нашему учителю, довольно хорошо подкованному по части марксизма-ленинизма и восхвалявшему советский образ жизни, всё время приходилось … увёртываться от вопросов, связанных с … социальной несправедливостью… и … активно защищать интересы своих учеников…» [42].

Таким образом, в политическом плане А.А. Семашкин был сторонником социальной демократии и государственником. При этом он не боялся публично предостерегать: «Когда правит бал чиновник, худо всем, особенно педагогическому образованию России» [43]. Его идеалом была сильная, богатая и просвещённая Россия.

Рождение Самарского государственного педагогического университета

С 17 по 26 февраля 1994 года в Самарском государственном педагогическом институте работала Государственная аттестационная комиссия Министерства образования РФ. По результатам её работы коллектив СамГПИ надеялся на статус Поволжской государственной педагогической академии [24]. Но результат превзошёл ожидания: 30 июня 1994 года коллегия Государственного комитета РФ по образованию присвоила вузу формат университета.

Видимо, ссылаясь на мнение высокой экспертной комиссии, в вузе восторженно заявляли: «По итогам самоаттестации и государственной аттестации мы не просто стали, а были университетом» [26].

Это хорошая оценка для ответа на вопрос о том, каким ректором был Анатолий Алексеевич Семашкин.

Наглядно динамику развития вуза с 1983 по 1999 годы отражает составленная нами таблица № 1 [1; 44; 45; 17; 18; 24; 26; 2, с. 5].

 

Таблица 1 – Динамика развития КГПИ/СамГПИ/СамГПУ в 1983–1999 гг.

Критерии

1983 год

1994 год

1999 год

Преподаватели (ППС)

374 чел.

557 чел.

690 чел.

Уч. степени, звания

179 чел. (47,8%)

288 чел. (51,7%)

379 чел. (54,9%)

Докт. наук, профессора

15 чел. (4%)

39 чел. (7%)

57 чел. (8,22%)

Канд. наук, доценты

164 чел. (43,8%)

299 чел. (53,6%)

372 чел. (53,9%)

Факультеты

7

19

(г. Самара – 13,

г. Тольятти – 6)

25

(г. Самара – 17,

г. Тольятти – 8)

Кафедры

32

79

(г. Самара – 54,

г. Тольятти – 25)

107

(г. Самара – 69,

г. Тольятти – 38)

Специализации в аспирантуре

?

24

26

Специализации в докторантуре

4

8

Специализированные / Диссертационные советы

?

5

8

Количество студентов

>5 тыс. чел.

9 тыс. 553 чел.

>13 тыс. чел.

Конкурс среди абитуриентов

1,8 чел.

2,7 чел.

3–20 чел.

 

К 2000 году СамГПУ состоял из:

– Института истории и археологии Поволжья (директор – выдающийся организатор археологической науки в Волго-Уральском регионе, канд. ист. наук, доцент И.Б. Васильев (1948–2004 гг.);
– Института филологического образования (директор – канд. филол. наук, доцент В.И. Немцев);
– Института иностранных языков (директор – канд. филол. наук, доцент И.В. Вершинин (1948–2020 гг.), в 2000–2013 гг. – ректор СамГПУ/ПГСГА, докт. филол. наук, профессор, депутат Самарской Губернской Думы);
– Института коррекционной педагогики (директор – канд. мед. наук, доцент В.А. Хенкин);
– Института физической культуры (директор – докт. пед. наук, профессор Н.В. Барышева);
– Института художественного образования (директор – заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Всероссийских и международных музыкальных конкурсов, Почётный гражданин Самарской области (2006 г.) В.М. Ощепков).

Помимо этого, в Самарский государственный педагогический университет входили: социологический центр, информационно-компьютерный центр, культурологический центр «Поволжье», этнологическая лаборатория, зоологический музей, агробиостанция, учебный театр, фундаментальная библиотека с книжным фондом свыше 1 миллиона единиц хранения, собственная типография [2, с. 5].

Вуз, плодотворно сотрудничая с Самарским областным институтом повышения квалификации работников образования (СИПКРО) и 7 педагогическими училищами, участвовал в открытии Самарского областного педагогического лицея. Таким образом, мы видим, что СамГПУ уверенно формировал образовательный кластер в регионе.

Педагогические принципы А.А. Семашкина

В сентябре 1993 года в многотиражном издании СамГПИ вышла серия публикаций «Какой учитель нам нужен, или 5 вопросов самому себе». Их автором был ректор института Анатолий Алексеевич Семашкин:

«Завели мы колледжи, гимназии, лицеи. А много ли в них специальных педагогических классов… Похоже, Китай нас в этом направлении здорово обгоняет. В их политехнических средних школах к восьмому классу ученики уже знают, какую специальность будут приобретать.

У нас появляются только … зачатки такой системы. Институт [СамГПИ. – Е.Ш.] вот уже третий год проводит … эксперимент с учреждением педклассов в сельских школах Самарской губернии».

«Чего больше всего не хватает … учителю? – спрашивал А.А. Семашкин и отвечал: – Творческого отношения к делу. Шаблон и стандарт, господствующие … в нашей методике, вносят в процесс формирования педагога много механического и мало … игры ума» [46]; «… я хочу, чтобы учитель был бойцом, чтобы он … умел убедить и ободрить людей, встать на защиту униженных и оскорблённых» [42]; чтобы в школу пришёл учитель, который «… научит ребёнка представлять школьные дисциплины не абстрактно, а как свою будущую … специальность» [21].

С первого года работы ректором КГПИ Семашкин подчёркивал, что учитель «… должен быть не только высокообразованным, глубоко знающим свой предмет специалистом, но и талантливым воспитателем…» [18].

6 сентября 1995 г. перед студентами и преподавателями СамГПУ выступал Нобелевский лауреат 1970 г. А.И. Солженицын (1918–2008 гг.). Затем он поинтересовался у ректора: «Анатолий Алексеевич, а у вас большой конкурс?». Ответ профессора Семашкина поразил его: «Я против конкурса»; «… у нас главный принцип… – приглашать в наш педагогический университет через учителя»; «Педагогическая … профессия отличается тем, что здесь не столько конкурс нужен, сколько хорошая … учительская рекомендация… Что у этой Даши, у этой Маши, у этого Вани есть невероятные, божественные задатки – быть учителем… Вот вы, как известный писатель и учитель, пошлёте к нам в университет по своей рекомендации таких ребят – и они будут у нас называться "солженятами"… И будет у нас тройная ответственность: во-первых, они будут очень ответственны, чтобы не подвести вас; во-вторых – вы за них, и в-третьих – мы перед вами»; «Такой у нас подход…, чтобы среди будущих учителей как можно меньше было случайных людей». Александру Исаевичу Солженицыну эти мысли понравились [47].

А.А. Семашкин не приветствовал «вестернизацию» системы образования России: «Мы … сейчас ничего не делаем без оглядки на Запад. … зачастую копируем всё, что там увидим…». Но он подмечал: «В Америке понимают, завтрашний день страны сегодня сидит за партой. Значит, парте этой главное внимание» [48]. И с печалью констатировал, что, кроме министра образования РФ 1990–1992 гг. Э.Д. Днепрова, «… ни одно государственное лицо… не вступало на землю… … института…, не заглядывало в наши лаборатории, на кафедры, в общежития, столовые…» [42].

Он отвергал «Единый государственный экзамен» как общеобязательный стандарт оценки уровня знаний учащихся, т.к. считал, что тестирование – это лишь вспомогательный инструмент технической диагностики [49].

12 октября 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси в 1990–2008 гг. Алексий II отметил труд А.А. Семашкина по развитию просвещения в России серебряным орденом святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, духовного покровителя Самары [50, с. 4].

На встрече с первосвятителем Русской православной церкви в Самарской духовной семинарии, 13 октября Анатолий Алексеевич рассказал о том, что при Самарском педагогическом университете была открыта кафедра православной педагогики, которую возглавил канд. пед. наук, протоирей Г. Шестун (1951–2022 гг.) [51]: «С каким удовольствием воспринимает наша аудитория эти … давно забытые, но очень нужные знания», – говорил ректор СамГПУ [50, с. 4]. Он полагал, что: «… вреда от соединения усилий школы и церкви по нравственному воспитанию подрастающего поколения не будет…»; что учащиеся должны знать каноны основных религий мира: «Пусть в вопросе о Боге студенты знают всё – и за, и против. А там уж дело совести каждого: верить – не верить…» [42].

Патриарх РПЦ Алексий II (1929–2008 гг.), учитывая опыт работы Самарского педагогического университета, с удовольствием отметил, что «… имеется доброе сотрудничество между Самарской духовной семинарией и светскими вузами Самары…» [50, с. 4].

«Любимое слово ректора [СамГПУ. – Е.Ш.]… – "таинство". И когда он рассуждает о предназначении российского учителя … и о том, какие горизонты ему открываются благодаря родному университету, где то самое таинство профессии постигается подвижничеством…, за этим угадывается трепетное, романтичное отношение к своему делу неуёмного Семашкина», – сообщала в 1999 году «Учительская газета» [20].

Кадры решают всё

В поздравительном адресе от Совета ветеранов КГПИ на имя А.А. Семашкина к его 60-летию можно прочитать: «Дорогой Анатолий Алексеевич!»; «В своей кадровой политике Вы придерживаетесь принципа органического соединения бесценного опыта преподавателей, проработавших долгие годы в институте, с юношеским задором и энергией молодёжи» [52].

Это были не пустые, дежурные слова. Почётный гражданин города Самары и Самарской области, народный артист СССР П.Л. Монастырский (1915–2013 гг.) вспоминал, что когда в 1995 году он был изгнан из своего детища – Самарского академического театра драмы имени М. Горького, «меня как-то спросил один из моих бывших поклонников: "Как же вы живёте и как … отдыхаете? Может быть, эта акция [увольнение из Драм. театра. – Е.Ш.] была заботой о вашем здоровье?" – "Это было принуждение ждать смерти. Это была месть". Поняв ситуацию, … ректор педуниверситета А.А. Семашкин нагрузил меня работой. Спасибо! Иначе я должен бы был отправиться с шапкой по кругу» [53, с. 216].

Как человек с университетским образованием, Анатолий Алексеевич высоко ценил знания и инициировал привлечение к лекционно-семинарским занятиям в вузе корифеев отечественной науки и выдающихся деятелей искусства: «Мы должны добиться, чтобы наш воспитанник выходил из института без комплекса неполноценности, чтобы не чувствовал себя интеллигентом второго сорта в сравнении с московскими и санкт-петербургскими учителями» [46].

Так, на психологическом факультете СамГПУ со студентами работал создатель научной школы социальной психологии управления организациями, докт. псих. наук, профессор А.Л. Свенцицкий (СПбГУ) [39, с. 78; 54]. «Введение в профессию» им читал действительный член Российской академии образования, основатель инженерной психологии и эргономики в РФ, докт. псих. наук, профессор В.П. Зинченко (1931–2014 гг.) [39, с. 78; 55] и т.д.

«Жемчужиной» Самарского педагогического университета А.А. Семашкин считал Институт художественного образования, который был создан в 1994 году на базе музыкально-педагогического факультета. В нём готовили учителей: музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра, а также преподавателей мировой художественной культуры [20].

6 февраля 1999 года благодаря Владимиру Михайловичу Ощепкову и Анатолию Алексеевичу Семашкину Почётным доктором СамГПУ – «за выдающиеся заслуги в области образования, науки, культуры, укрепления дружбы между народами» – стал всемирно известный виолончелист и композитор Мстислав Леопольдович Ростропович (1927–2007 гг.), который в последующем неизменно называл Самарский педагогический университет – родным ему вузом (см.: рис. 7) [56, с. 8].

 

Рисунок 7 – Слева направо: А.А. Семашкин, М.Л. Ростропович, В.М. Ощепков, (Самара, 1999 г.)

 

Традиционно востребованным среди абитуриентов и динамично развивающимся структурным подразделением СамГПУ был исторический факультет. На условиях договора с МГУ проходила стажировка преподавателей кафедр факультета в ведущем вузе страны. А лучшие студенты отправлялись в Московский государственный университет для продолжения обучения [57]. В 1993 году открытые лекции по археологии студентам истфака СамГПИ читал руководитель Института материальной культуры РАН в 1982–1998 гг., докт. ист. наук, профессор В.М. Массон (1929–2010 гг.). В 1994 году студенты-историки СамГПУ присутствовали в Самарской областной научной универсальной библиотеке на презентации книги «Горькая чаша: большевизм и реформация России» докт. ист. наук, профессора, академика РАН А.Н. Яковлева (1923–2005 гг.); в 1995–1998 гг. неоднократно участвовали во встречах с канд. ист. наук, депутатом Государственной Думы II–VII созывов, членом Президиума ЦК КПРФ, Почётным гражданином Самарской области В.С. Романовым (1937–2018 гг.) и т.д.

Обобщая успехи развития Самарского государственного педагогического университета, в юбилейной статье к 70/90-летию вуза «Самарская газета» отмечала, что:

– к 2000 году в нём обучалось свыше 13 тысяч человек по 30 специальностям и специализациям;
– к 1999 году в СамГПУ работало «… по контракту 29 выдающихся учёных, представляющих подлинный цвет российской науки…»;
– в 1994–1999 гг. в Самарском педагогическом университете «…защитили 20 докторских и 87 кандидатских диссертаций, 94 человека получили учёные звания, в том числе 19 – профессора и 75 – доцента» [2, с. 5].

Урок мужества

В апреле 1994 года Правительство РФ приняло постановление № 407 «О первоочередных мерах по поддержке образования в России». Но «меры поддержки» распространялись лишь на те вузы, которые шли на «оптимизацию». Письмом председателя Госкомвуза России В.Г. Киселёва от 1 июня 1994 г. «Об упорядочении системы высших учебных заведений» руководителям 36 субъектов страны определялись на согласование вузы, подлежащие слиянию [43].

В Самарской области предполагалось объединить: Самарский государственный университет, Самарский государственный педагогический университет и Самарскую государственную экономическую академию (далее – СГЭА / ныне – СГЭУ).

Журналистское расследование корреспондента газеты «Известия» Инги Преловской показало, что Глава Администрации Самарский области К.А. Титов и его заместитель А.П. Жабин, «будучи экономистами», то есть выпускниками бывшего Куйбышевского планового института, – исключили из проекта объединения свою Alma Mater (СГЭА). Как ректор СамГПУ А.А. Семашкин, так и ректор СамГУ Г.П. Яровой были лишь ультимативно проинформированы о принятом решении [58].

В этих условиях Анатолий Алексеевич Семашкин проявил мужество. Как руководитель, по-настоящему придерживающийся демократических принципов управления, он экстренно провёл заседание Учёного совета и собрание трудового коллектива СамГПУ.

В заявлениях преподавательского состава и студентов вуза сквозило недоумение: «Под удар подводится вся система … педагогического образования… И это в то время, когда только по Самарской области дефицит учительских кадров составляет ежегодно более двух тысяч человек» [43]. Семашкин подчёркивал: «… у местных властей представления о необходимой численности учительского корпуса явно устаревшие – они считают допустимой наполненность класса по 40 человек». Помимо этого он отмечал ту проблему, которая не решена и сегодня: «В силу тяжёлого материального положения вынуждены продолжать работать учителя-пенсионеры, что также замутняет, – чиновникам, – картину истинной потребности школы в учительских кадрах» [21].

Наиболее ярко мнение коллектива СамГПУ выразил декан дефектологического факультета, канд. мед. наук, доцент Валерий Анатольевич Хенкин: «Идёт развал высшей школы. В действиях правительства нет логики. Сначала, аттестуя положительно наш институт, рекомендуют присвоить ему статус академии, затем присваивают звание университета и … закрывают, сливая с другим вузом. Никого при этом не спрашивая, ни с кем не советуясь» [59].

В защиту Самарского государственного педагогического университета выступили: генеральный директор «АвтоВАЗа» в 1988–2005 гг., Почётный гражданин Самарской области, Почётный гражданин г. Тольятти В.В. Каданников (1941–2021 гг.); председатель комитета по образованию, культуре и науке Государственной Думы РФ I созыва, докт. юр. наук, профессор Л.П. Рожкова; Глава Администрации г. Самары в 1991–1997 гг. О.Н. Сысуев; Глава Администрации г. Тольятти в 1992–1994 гг. Н.Д. Уткин и другие по-государственному мыслящие люди [43]. Согласно статье И. Преловской, аналогичной была реакция и в других регионах России [58].

«Народное образование – это живой организм общества и … обидно, когда "врачевать", "реформировать" этот организм берутся люди равнодушные, движимые сиюминутными веяниями», – отмечалось в заявлении ректора СамГПУ А.А. Семашкина и его сподвижников [43].

Ситуация с объединением вузов страны вновь обострилась накануне экономического дефолта России 1998 года. На V съезде Российского союза ректоров (26 июня 1998 г.) докт. физ.-мат. наук, профессор, академик РАН, ректор МГУ В.А. Садовничий в докладе «Отечественная высшая школа и российская государственность» отмечал: «Складывается довольно тревожная … картина. Президент [Б.Н. Ельцин. – Е.Ш.] и представительная власть предостерегают от опасных шагов по развалу отечественной высшей школы, а вопреки этому всё дело практически ведётся к её уничтожению. Бухгалтерский подход к сокращению статей расходной части бюджета говорит нам об этом»; «… в России пока нет единой государственной политики в области образования. Существует лишь … эклектичность воззрений… Мы видим, с одной стороны, непоколебимую уверенность исполнительной власти в том, что она способна силой экономического или внеэкономического принуждения настоять на своём. С другой стороны, существует … позиция вузовской общественности, которая глубже понимает происходящее…» [60, с. 5].

На этом форуме ректор Самарского государственного педагогического университета А.А. Семашкин решительно потребовал, чтобы Правительство РФ отменило постановление об объединении Самарского педагогического университета с Самарским госуниверситетом и Самарской экономической академией. Взойдя на трибуну, он сказал, что не покинет её, пока не получит гарантий о приостановлении решения «младореформаторов» (г. Чубайса & К°). Аплодисменты. Вспышки фотокамер. Победа.

На гражданской панихиде по А.А. Семашкину 21 марта 2023 года канд. ист. наук, докт. пед. наук, профессор И.А. Носков, возглавлявший в 1990-е годы Самарский институт повышения квалификации работников образования, а в 2009–2014 гг. Самарский государственный университет, сказал, что Анатолий Алексеевич Семашкин показал образец мужества, т.к. спас систему высшего образования Самарской области.

Громкая отставка

В 1987 году Куйбышевский обком КПСС рекомендовал А.А. Семашкину, как ректору, «… более настойчиво ставить и решать вопросы развития материальной базы института» [5, л. 35]. К тому же, не все поддерживали инновационный курс развития вуза. Так, одним из решений февральского митинга 1994 года в СамГПИ было требование «предложить ректорату … временно заморозить … вопросы по открытию новых факультетов, кафедр, лабораторий … могущих увеличить расходы [института. – Е.Ш.]…» [61].

В очерке для «Учительской газеты», в рамках 70/90-летия СамГПУ, Галина Дмитриевна Сюнькова подчёркивала: «К Анатолию Алексеевичу, к его начинаниям, нельзя относиться однозначно. Одни пытаются его вознести до небес … подвижника…, другие ругают за то, что, создавая новую структуру, он не думает о тех, кто уже работает, – лоскутного бюджетного одеяла на всех не хватит»; «Год или два уходят на "утряску" проблемы, заведомо, казалось бы, безнадёжной. И вдруг появляется на свет божий экзотическая кафедра или факультет, без которых университета вскоре уже и не представляешь» [20].

Одновременно с этим Г.Д. Сюньковой был подробно показан острый конфликт между ректором Самарского педагогического университета А.А. Семашкиным и бывшим заведующим кафедрой общей физики КГПИ, а в 1992–2005 гг. руководителем Департамента науки и образования / Главного управления образования Администрации Самарской области, докт. физ.-мат. наук, профессором Е.Я. Коганом (1940–2019 гг.): «Не раз мне приходилось быть свидетелем пикировок ректора СГПУ с … Коганом. У них разные позиции на подготовку педкадров… "Я – государственник, а он – рыночник!" – расставляет точки над "i" Семашкин. Действительно, Ефим Яковлевич, уповая на рынок труда, на демографическую ситуацию, с цифрами и фактами … доказывает, к примеру, необходимость сокращения приёма [студентов. – Е.Ш.] на факультет начального образования. Анатолий Алексеевич … не сдаёт ни пяди завоёванных высот» [20].

К этому можно добавить, что А.А. Семашкин достаточно жёстко критиковал федеральный законопроект «О государственном образовательном стандарте общего образования», где резко сокращались учебные часы на предметы-носители государственной идеологии: историю и литературу [49]. «Только учитель, наполненный пониманием и любовью к родной земле, может передать свои чувства детям и сделать их патриотами», – открыто заявлял Анатолий Алексеевич в печати, когда, мягко скажем, патриотом называться было не модно [47].

Практически одновременно с публикацией Г. Сюньковой в «Учительской газете», в еженедельном издании «Самарское обозрение» вышла статья А. Грекова с характерным названием: «Студентов педуниверситета слишком много (Поэтому ректора отправят в отставку)». Начиналась она интригующе: «После громкой отставки ректора Самарского государственного технического университета [речь идёт о друге А.А. Семашкина, председателе Совета ректоров Самарской области, ректоре КГПтИ/СамГТУ в 1985–1999 гг., докт. тех. наук, профессоре Ю.П. Самарине (1936–2000 гг.). – Е.Ш.] на высшую школу губернии надвигается новый скандал». Оканчивалась она тоже резонансно: «В … вузе ходит слух, что ректором может стать инициатор скандала Ефим Коган. Сам он отрицает такую возможность…» [62].

Формальной претензией к А.А. Семашкину было ограничение по предельно допустимому возрасту для руководителей в 65 лет. Ему приближалось 67. Но Учёный совет СамГПУ просил Министерство образования РФ продлить срок полномочий действующего ректора до 2003 года.

Вскоре Е.Я. Коган дал интервью «Самарскому обозрению», где определил: «… ректор СГПУ Анатолий Семашкин освобождается от занимаемой должности 1 февраля 2000 года»; «… Семашкин не может рассматриваться ни как кандидат, ни как и.о. ректора» [63].

В обеих публикациях сообщалось о ревизии вуза в 1998 году Главным управлением федерального казначейства, совместно с Министерством образования РФ, которые установили, что за счёт обучения коммерческих групп вуз заработал 3 млн 195 тыс. рублей. Но якобы срок действия образовательных лицензий у СамГПУ окончился 30 марта 1999 года, поэтому «… существование этих групп … не вполне законно…» [62]. Е.Я. Коган сокрушался: «Продолжения эта история, к сожалению, не получила…» [63].

Однако в изданной в 2011 году «Истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» можно прочитать: «Большая работа … позволила вузу пройти процедуру лицензирования, государственной аттестации и аккредитации в 1998 году. По итогам этой процедуры Самарскому государственному педагогическому университету Министерством образования РФ была выдана лицензия № 224Г-0598 от 1 апреля 1999 г. на право ведения образовательной деятельности … и свидетельство о государственной аккредитации № 0020 от 16 мая 2001 г., удостоверяющее, что СГПУ … отнесён к типу "Университет"…» [64, с. 222–223].

Таким образом, мы полагаем, комментарии излишни. Особенно, если мы прочитаем опубликованный «Самарским обозрением» фрагмент из письма 68-летнего исполняющего обязанности министра образования РФ, докт. хим. наук, профессора В.М. Жураковского (1931–2015 гг.) Учёному совету СамГПУ, применительно к 66-летнему ректору А.А. Семашкину (см.: рис. 8).

 

Рисунок 8 – Письмо и.о. министра образования РФ В.М. Жураковского в Учёный совет СамГПУ [62]

 

Подводя итоги января 2000 года в медиа-пространстве региона, «Самарское обозрение» сообщало: «Четвёртым по важности эксперты назвали уход профессора Семашкина с поста ректора Самарского государственного педагогического университета» [65].

Незаконность отрешения Анатолия Алексеевича Семашкина от участия в выборах ректора СамГПУ вскоре признал Конституционный суд РФ, но это уже ничего не изменило.

«Осень патриарха»

В краткой биографической справке об А.А. Семашкине в «Истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии», в частности, указано: «… академик Российской Академии педагогических и социальных наук…»; «… автор более 100 научных, учебно-методических и научно-популярных работ по истории Отечества и педагогике…»; «С июля [14 июня. – Е.Ш.] 1984-го по январь [февраль. – Е.Ш.] 2000 гг. – ректор Самарского государственного педагогического университета, [с] сентября 1992 г. до 2000 г. – заведующий кафедрой Отечественной истории исторического факультета СГПУ, [с] 1990-го по 2002 гг. – председатель Специализированного совета по присуждению учёной степени кандидата исторических наук при СГПУ ([по] специальностям "Отечественная история" и "Всеобщая история"). С 2000 г. – Почётный ректор СГПУ/ПГСГА»; «Под руководством А.А. Семашкина защищено около 15-ти кандидатских диссертаций» [64, с. 147].

С февраля 2000 года Анатолий Алексеевич Семашкин стал работать профессором межфакультетской кафедры истории Отечества СамГПУ. Тактичность заведующего кафедрой, докт. ист. наук, профессора Н.П. Мышенцева (1926–2014 гг.), уважение со стороны коллег, особенно канд. ист. наук, профессора Н.П. Храмковой, канд. ист. наук, доцентов Л.А. Шапошниковой, А.В. Сыпченко, и, конечно же, забота жены и дочери – позволили Анатолию Алексеевичу начать новую страницу в своей биографии.

Освободившись от административно-хозяйственной нагрузки, он сконцентрировал внимание на работе с аспирантами. В короткий срок под его научным руководством к защите кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 «Отечественная история» было подготовлено 5 человек: Е.Е. Шеремеев, М.Ю. Иванов, С.А. Лысенков, О.Г. Мерзликина (Ильина), А.В. Алёшина [66; 67; 68; 69; 70].

Анатолий Алексеевич обладал даром наставничества: «… учитель – это … состояние души. Быть учителем – это значит не поучать кого-то, а учиться вместе с теми молодыми людьми, для кого мы живём» [48]. Вопрос, который он неизменно задавал, знакомясь с аспирантами, при абсолютно серьёзном лице, обескураживал: «Давно ли Вы "беременны"?». Затем улыбаясь, конкретизировал: «Темой своего исследования» и объяснял, что аспирантура, как шагреневая кожа, быстро закончится и надо успеть подготовить диссертацию.

Выступая на заседаниях Диссертационного совета К 212.216.033 при СамГПУ, чтобы поддержать соискателей учёного звания, в том числе и других научных руководителей, он неизменно произносил: «Это же наши дети!» и обязательно перечислял заслуги диссертантов.

Реорганизация исторических кафедр вуза и закрытие в 2007 году специализированного Диссертационного совета в СамГПУ вынудили Анатолия Алексеевича оставить преподавательскую деятельность. Часто на вопрос о его самочувствии звучал ответ: «Неуютно». 26 февраля 2009 года он был особенно расстроен, т.к. его педагогический университет стал академией (ПГСГА). В 2015 году, наоборот, радовался возвращению вузу ранее утраченного статуса. Но не понимал словосочетания «социально-педагогический», т.к. профессия учителя изначально носит общественный характер.

В 2011 году внук А.А. Семашкина Егор защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению [71]. Анатолий Алексеевич очень гордился им и отмечал, что он талантлив.

Хорошую физическую форму А.А. Семашкину помогала сохранять дача. Несколько раз автор данной статьи сопровождал Анатолия Алексеевича при его поездках в Студёный овраг. Было поразительно наблюдать энергию человека, которому было за семьдесят, но который дал бы фору и пятидесятилетнему. В его руках всё спорилось, чувствовалась крестьянская жилка. В последующем он, не без гордости, рассказывал: сколько вёдер яблок или сливы привёз домой, чтобы порадовать своих хозяюшек. При этом транспортным средством его передвижения был автобус маршрута № 50.

Душевную радость ему приносила забота о ближних, особенно о своей супруге Зинаиде Никитичне, канд. эк. наук, доценте СГЭУ, которую он неизменно выходил встречать после работы на трамвайную остановку, предварительно приготовив для неё обед или ужин. Это была очень хорошая семья. Когда в ноябре 2017 года З.Н. Семашкина умерла, Анатолий Алексеевич надломился, так как действительно потерял свою вторую половину.

В 2020 году А.А. Семашкин и его дочь, канд. ист. наук [72], профессор, директор музея «Детская картинная галерея» г. Самары Т.А. Чичканова, очень добрый и светлый человек («лучик света», как он её называл), переболели коронавирусной инфекцией.

16 января 2023 года Татьяна Анатольевна Чичканова скончалась [73].

Этого удара судьбы сердце Анатолия Алексеевича Семашкина не выдержало. Встретив своё 90-летие (27 февраля), он 18 марта 2023 года ушёл от нас к своим любимым женщинам.

Наследие А.А. Семашкина – значительно. Как минимум, 30 тысяч преподавателей, а вместе с ними их ученики и их семьи уже не одно десятилетие несут факел интеллектуальной свободы и духовного просвещения, некогда подаренный Анатолию Алексеевичу его учителями.

Безусловно, фигура Семашкина намного сложнее и противоречивее, чем отражено в данной юбилейной статье. Но она даёт возможность увидеть масштаб и значение его личности, как минимум, для системы образования Самарской области. Ведь Анатолий Алексеевич был причастен не только к рождению Самарского государственного педагогического университета, качество которого было подтверждено аккредитацией 2001 года. При непосредственном участии канд. ист. наук, профессора А.А. Семашкина появились: Самарский муниципальный комплекс непрерывного образования «Университет Наяновой» (1993 г.); Самарский институт медико-социальной реабилитации (1993 г.); Самарская Духовная семинария (1997 г.); Самарский муниципальный институт управления (1998 г.); Самарский филиал Московского городского педагогического университета (1998 г.); Тольяттинский государственный университет (2001 г.) и т.д. Докт. ист. наук, профессор Пётр Иванович Савельев, ректор СМИУ в 1998–2007 гг. отмечает: «Всегда с благодарностью вспоминаю Анатолия Алексеевича Семашкина. По-отечески заботливо он поддержал меня, молодого и неопытного ректора вновь созданного Самарского муниципального института управления. Именно он во многом способствовал его успешному становлению. Светлый образ Анатолия Алексеевича навсегда запечатлён в моём сердце».

В 2023 год, Год педагога и наставника, нам всем стоит задуматься над словами нашего земляка Максима Горького (А.М. Пешкова), которого профессор А.А. Семашкин цитировал не только в 1980-е годы, но и в «лихие 90-е»: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»; «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира…» [74, с. 291, 298; 17; 48].

Е.С. Чичканов вспоминает, как однажды он гулял с дедушкой по набережной г. Самары и вдруг к ним подошёл человек, который стал очень искренне благодарить Анатолия Алексеевича. Выслушав, Семашкин ответил, что лишь выполнял свой служебный долг. Когда же затем внук спросил: «А кто это?», Анатолий Алексеевич Семашкин, смущённо улыбаясь, произнёс: «Не знаю». Он стремился дарить людям добро, не задумываясь о меркантильной выгоде.

Низкий Вам поклон, Анатолий Алексеевич, за всё доброе, что Вы для нас сделали.

×

About the authors

Evgeny E. Sheremeev

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

Author for correspondence.
Email: sheremeev76@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Public Relations Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Зуев В.Д. Учитель – доверенное лицо общества // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1983. 8 июля. № 23–24 (895–896). С. 1.
  2. Бондаренко А. Первая альма-матер Самары // Самарская газета. 1999. 1 сентября. № 125 (1780). С. 1, 5.
  3. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 1004. Оп. 66. Д. 299.
  4. СОГАСПИ. Ф. 5150. Оп. 29. Д. 1369.
  5. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 200. Д. 561.
  6. Игнашов А. Герои нашего времени: Виктор Рябов // Самарские судьбы. 2018. № 9. С. 68–78.
  7. Рябов В.В. Жизнь в ЦК, или ЦК изнутри. М.: Жизнь и мысль, 2005. 206 с.
  8. Сиверкин А. Анатолий Семашкин – театрал со школьной скамьи // Самарское обозрение. 1998. 26 января. № 4 (95). С. 23.
  9. Почётные граждане города Самары XIX–XX веков: биографический справочник. Самара: Круиз, 2008. 232 с.
  10. Кабытов П.С. Судьба-Эпоха: автобиография историка. Самара: Самарский университет, 2008. 352 с.
  11. Пикуль В.С. Мальчики с бантиками: повесть. Л.: Детская литература, 1974. 207 с.
  12. СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 3. Д. 565.
  13. Семашкин А.А. Организующая роль КПСС в привлечении трудящихся к управлению промышленным производством (1959–1965 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.01. М., 1968. 17 с.
  14. СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 94. Д. 289.
  15. Тулузаков В.Ф. О жизни и о себе: к 60-летию В.Д. Зуева // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1986. 23 июня. № 25 (1015). С. 2.
  16. Яицкий А.С. Создание галереи деканов к 85-летию естественно-географического факультета // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 2-й всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 110-летнему юбилею доктора биологических наук, профессора Д.Н. Флорова и 75-летнему юбилею кандидата биологических наук, профессора М.С. Горелова. 14 октября 2013 г. Самара: ПГСГА, 2013. С. 406–418.
  17. Семашкин А.А. Профессия почётная, уважаемая // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1985. 15 июля. № 27–28 (977–978). С. 1.
  18. Семашкин А.А. Новое пополнение. Какое оно? // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1984. 1 сентября. № 27 (938). С. 1.
  19. Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5–7.
  20. Сюнькова Г.Д. Визитная карточка: Педагогический университет празднует 70-летие // Учительская газета. 1999. 16 ноября. № 46 (9763). С. 7.
  21. Цай С. Учитель, а не ОМОН и спецназ спасёт нас: «Общество, экономящее на образовании, не имеет будущего» – говорит ректор Самарского пединститута А.А. Семашкин // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 9 декабря. № 27 (1250). С. 1.
  22. Архангельская Л. Первый выпуск факультета // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 18 июня. № 18 (1241). С. 1.
  23. Начало: фоторепортаж специальных корреспондентов «Молодого учителя» с открытия Тольяттинского филиала КГПИ // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1988. 23 сентября. № 24–25 (1094–1095). С. 1–2.
  24. Буранок О.М., Голубков С.А., Тихонова Р.И. Наш институт в зеркале аттестации // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 19 мая. № 10 (1262). С. 2.
  25. Филатова Е. Учитель – это звучит гордо! 110-летию Самарского государственного социально-педагогического университета посвящается // Самарские судьбы. 2019. № 9. С. 16–35.
  26. Буранок О.М. СамГПУ и перспективы его развития // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 6 октября. № 15 (1268). С. 1.
  27. Пятьдесят две судьбы // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1986. 5 мая. № 17–18 (1009–1010). С. 1.
  28. Храмкова Н.П. Исторический факультет Самарского государственного педагогического университета (1929–2005). Самара: СГПУ, 2009. 324 с.
  29. Гуркин А. Школа профактива // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1986. 24 ноября. № 36 (1026). С. 1.
  30. Гуркин А. Едем мы, друзья… // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1989. 10 февраля. № 6 (1116). С. 1.
  31. Завершинский Д. Кто мы есть? // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1988. 25 ноября. № 35 (1105). С. 1.
  32. Лариса Ягафарова – отличница учёбы, активная комсомолка, делегат XVIII съезда профсоюзов СССР // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1987. 6 апреля. № 13 (1043). С. 1.
  33. Губарева Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1994. 20 с.
  34. Ваш депутат // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1990. 30 марта. № 1 (1143). С. 1.
  35. Кац А.М. Лауреат // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 2 июня. № 11 (1263). С. 2.
  36. В Самарской области 4 семейных детских дома [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Regnum». https://regnum.ru/news/320765.html.
  37. Марченко Д. Справедливость чуть было не восторжествовала [Электронный ресурс] // Первое сентября: Газета для учителя. 2003. 30 сентября. № 68 (1235). https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200306802.
  38. Семашкин А.А. Интервью даёт ректор // Молодой учитель (г. Самара). 1992. 26 ноября. № 35 (1219). С. 1.
  39. Акопов Г.В. Мы вступили в психологическую эпоху, – каждый со своим сокровенным словом // Самарские судьбы. 2019. № 8. С. 74–83.
  40. Титов К.А. Фрагменты биографии // Самарские судьбы. 2019. № 9. 112 с.
  41. Протест // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 23 февраля. № 3 (1255). С. 1.
  42. Семашкин А.А. Какой учитель нам нужен, или 5 вопросов самому себе // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 16 сентября. № 20 (1243). С. 1.
  43. Семашкин А.А., Тихонова Р.И., Буранок О.М. Когда правит бал чиновник, худо всем, особенно педагогическому образованию России // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 8 сентября. № 13 (1266). С. 1.
  44. Зуев В.Д. Новое пополнение. Какое оно? // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1983. 5 сентября. № 25 (897). С. 1.
  45. Семашкин А.А. Повысить личную ответственность // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1986. 14 апреля. № 14 (1006). С. 1.
  46. Семашкин А.А. Какой учитель нам нужен, или 5 вопросов самому себе // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 1 сентября. № 18 (1241). С. 1.
  47. Семашкин А.А. Учитель – это состояние души! // Самарская газета. 1999. 1 сентября. № 125 (1780). С. 4.
  48. Семашкин А.А. Какой учитель нам нужен, или 5 вопросов самому себе // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 9 сентября. № 19 (1242). С. 1.
  49. Терехова Г.П. На острие городских проблем // Самарская газета. 2000. 17 мая. № 71 (1917). С. 2.
  50. Жоголева А., Трубина Т., Огудина Н., Ларькина О. Светлые дни // Благовест. 1999. Октябрь. № 20 (176). С. 4.
  51. Шестун Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара: Самарский информационный концерн, 1998. 576 с.
  52. Дорогой Анатолий Алексеевич! // Молодой учитель (г. Самара). 1993. 23 февраля. № 5 (1228). С. 1.
  53. Монастырский П.Л. О себе и не только…: автобиография. Самара: Офорт, 2008. 263 с.
  54. Герасимова Т. Актуально // Молодой учитель (г. Самара). 1992. 2 июня. № 20 (1204). С. 1.
  55. Дмитриев Н. Лекцию читает профессор МГУ // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 17 ноября. № 18 (1271). С. 1.
  56. Буранок О.М. Самарские страницы жизни Мстислава Ростроповича: о премьере оперы С.М. Сломинского «Видения Иоанна Грозного» // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. № 67. С. 5–9.
  57. Выборнов А.А. Новости истфака // Молодой учитель (г. Куйбышев). 1989. 24 ноября. № 32 (1142). С. 1.
  58. Преловская И. Слияние поневоле опасно для здоровья вузов // Известия. 1994. 22 октября. № 204 (24311). С. 4.
  59. Дмитриев Н. Радость и тревога // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 8 сентября. № 13 (1266). С. 1.
  60. Садовничий В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность (Доклад на V Съезде Российского союза ректоров. Москва, МГУ, 26 июня 1998 г.) // Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 2. С. 3–10.
  61. Обращение участников митинга преподавателей и сотрудников Самарского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева // Молодой учитель (г. Самара). 1994. 23 февраля. № 3 (1255). С. 1.
  62. Греков А. Студентов педуниверситета слишком много (Поэтому ректора отправят в отставку) // Самарское обозрение. 1999. 29 ноября. № 148 (191). С. 2.
  63. Коган Е.Я. Семашкин наверняка уйдёт в отставку // Самарское обозрение. 2000. 17 января. № 3 (198). С. 23.
  64. История Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (1911–2011): юбилейное издание, посвящённое 100-летию вуза / сост. В.Н. Аниськин, О.Д. Мочалов, А.И. Репинецкий, В.А. Рубцова, Н.П. Храмкова; отв. ред. И.В. Вершинин. Самара: ПГСГА, 2011. 416 с.
  65. События недели: Кадры решают всё // Самарское обозрение. 2000. 7 февраля. № 6 (201). С. 2.
  66. Шеремеев Е.Е. Кадеты Поволжья в Первой русской революции (1905–1907 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2002. 21 с.
  67. Иванов М.Ю. Симбирское ополчение в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе 1813–1814 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2002. 21 с.
  68. Лысенков С.А. Борьба с безработицей и Самарская биржа труда: сравнительный анализ 80-е гг. XIX – первая треть XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2003. 30 с.
  69. Мерзликина О.Г. Эволюция Яицкого (Уральского) казачества во второй половине XVIII века: этнокультурный и военно-политический аспекты проблемы: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2005. 21 с.
  70. Алёшина А.В. Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2005. 25 с.
  71. Чичканов Е.С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб., 2011. 22 с.
  72. Чичканова Т.А. Массово-политическая работа партийных организаций в годы Великой отечественной войны (на материалах промышленных предприятий Поволжья): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.01. Куйбышев, 1990. 16 с.
  73. Чичканова Татьяна Анатольевна: некролог // Самарская газета. 2023. 17 января. № 7 (7318). С. 5.
  74. Горький М. О новом и старом // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 24. М.: Гос. издат. худ. лит., 1953. С. 294–298.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – К.и.н., профессор Анатолий Алексеевич Семашкин, (Самара, 1998 г.)

Download (696KB)
3. Рисунок 2 – Студенты V курса истфака СарГУ у крейсера «Аврора», А.А. Семашкин в верхнем ряду – 5-й слева, (Ленинград, 1960 г.)

Download (112KB)
4. Рисунок 3 – К.и.н., профессор К.Я. Наякшин (1900–1982 гг.)

Download (73KB)
5. Рисунок 4 – К.и.н., доцент А.А. Семашкин, (Куйбышев, 1983 г.)

Download (734KB)
6. Рисунок 5 – Стела Памяти студентов, преподавателей и сотрудников КГПИ, погибших в годы Великой Отечественной войны

Download (103KB)
7. Рисунок 6 – Слева направо: А.Е. Гуркин, Н.Д. Железняков, А.А. Семашкин, (Куйбышев, 9 мая 1986 г.)

Download (104KB)
8. Рисунок 7 – Слева направо: А.А. Семашкин, М.Л. Ростропович, В.М. Ощепков, (Самара, 1999 г.)

Download (140KB)
9. Рисунок 8 – Письмо и.о. министра образования РФ В.М. Жураковского в Учёный совет СамГПУ [62]

Download (532KB)

Copyright (c) 2023 Sheremeev E.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies