From editorial board

Cover Page

Cite item

Full Text

В 2016 году исполняется 105 лет деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета. С момента создания в 1911 г. Самарского учительского института наш вуз выполнял не только образовательные функции, но и стремился развивать научные исследования. Направленность на науку значительно усиливается после назначения в 1917 г. директором Самарского педагогического института учёного с мировым именем, одного из основоположников экспериментальной педагогики Александра Петровича Нечаева. Его исследования были связаны с проблемой детской памяти и её индивидуальных различий. Одним из первых учёный доказал, что развитие педагогики должно базироваться на данных психологии. А.П. Нечаев стал основоположником самарской педагогической школы. В последующие годы в вузе работали многие выдающиеся учёные, среди которых филологи А.Н. Гвоздев, В.А. Малаховский, И.М. Машбиц-Веров, В.А. Бочкарёв, С.В. Фролова, математики Б.М. Бредихин, С.П. Пулькин, Л.И. Кошкин, В.Ф. Вол­кодавов, историки В.И. Писарев, С.Г. Басин, Н.Н. Яковлев, биологи Д.Н. Флоров, Л.В. Воржева, А.Н. Мельниченко, В.Е. Тимофеев, В.И. Матвеев, К.П. Ланге и другие замечательные педагоги и исследователи. Славные традиции, заложенные ими, продолжает сегодняшний коллектив университета.

Важнейшим достижением в научной сфере стало вхождение журнала «Самарский научный вестник» в реестр рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации статей соискателей учёной степени доктора и кандидата наук по специальностям: 03.02.00 – общая биология, 07.00.00 – исторические науки и археология, 13.00.00 – педагогические науки. Эта победа свидетельствует, что университет остаётся одним из ведущих центров вузовской науки. Номера журнала «Поволжский педагогический вестник», выложенные в РИНЦ, позволили ему выйти на российский уровень, что увеличило цитируемость его авторов и расширило географию распространения журнала.

Успешно развиваются научные связи университета с ведущими российскими научными центрами: заключены договоры о сотрудничестве с государственным Эрмитажем, институтами, входящими в систему РАН: востоковедения, материальной культуры, археологии, экологии Волжского бассейна, Самарским научным центром РАН, Национальным парком «Самарская Лука» и другими научными учреждениями страны. Это сотрудничество отражается во многих совместных научных проектах: с Государственным Эрмитажем университет ежегодно проводит международные научные конференции, посвящённые древней истории нашей страны; с Институтом экологии Волжского бассейна РАН развивает такое перспективное направление исследований, как гидроботаника.

В прошедшем году в вузе проведено 27 международных, всероссийских и региональных научных конференций. Многие из них являются продолжающимися и уже заняли прочное место в научном образовательном пространстве. Таковыми признаны конференции «Высшее гуманитарное образование в XXI веке: проблемы и перспективы», «Артёмовские чтения», «Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы», «Эколого-географи­ческие проблемы регионов России», «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения», «Гипертекст как объект лингвистического исследования». Последняя конференция является единственной в стране, посвящённой вопросам лингвистического исследования гипертекста и компьютерно-опосредованной коммуникации.

В условиях реформирования ВАК Российской Федерации университет смог сохранить три диссертационных совета. Во многом это обусловлено их ежегодной успешной деятельностью: например, в 2015 г. в советах защищено более 20 диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.

Профессорско-преподавательский состав университета состоит из высококвалифицированных профессионалов и ответственных работников. Доля научно-педагогических работников с ученой степенью и/или ученым званием в общем составе преподавателей вуза составляет 84,7%, в том числе докторов наук – 14,0%. И это процент постоянно растет благодаря успешным защитам диссертаций штатными преподавателями университета. В 2015 г. ученые степени были присвоены 7 научно-педагогическим работникам: ученой степени доктора наук удостоен С.О. Буранок (исторический факультет); ученой степени кандидата наук Е.А. Василевская (факультет психологии и специального образования); О.Н. Князькова (факультет культуры и искусства); Т.Б. Матвеева (естественно-географический факультет); Е.В. Са­вицкая (факультет иностранных языков); Е.А. Старова (филологический факультет), Е.В. Железникова (факультет экономики, управления и сервиса).

К важнейшим результатам деятельности коллектива следует отнести тот факт, что университет наряду с государственным заданием на подготовку специалистов имеет государственное задание в сфере научной деятельности. В 2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приняло решение о приостановлении финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям, имеющим отрицательную динамику результативности научной деятельности за последние три года. Наш вуз, благодаря высоким показателям научной деятельности, сохранил государственное задание в области науки как базовой, так и проектной части. Особую актуальность в свете последних событий в мире приобретают темы, над которыми работают научные коллективы под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Г.В. Акопова («Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России») и доктора исторических наук, профессора А.А. Выборнова («Исторические истоки взаимодействия и толерантности народов Поволжья»).

Современная государственная политика в сфере высшего образования предполагает преобразование высших учебных заведений в научные центры. Эта перспектива стала основой развития научной деятельности СГСПУ. Университет движется по пути разработки и создания научно-инновационных центров. Таковым стал научно-образовательный «Центр физико-химических исследований в области археологии и экологии», образованный на базе нашего вуза, Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (научный исследовательский университет) и Самарского научного центра РАН. В настоящее время Центр проводит научные исследования на уровне мировых стандартов по следующим направлениям: 1) изучение керамического инвентаря с помощью липидного анализа на предмет наличия или отсутствия признаков молочной продукции; 2) петрографическое изучение каменного инвентаря для идентификации происхождения источников сырья; 3) анализ нагара от производства пищи на керамике на предмет определения резервуарного эффекта.

В августе 2015 г. на базе Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства была проведена международная научная конференция «Современные методы и подходы к изучению археологической керамики». Это единственная ежегодная археологическая экспедиция в Российской Федерации, которая существует уже 25 лет и фактически является полевой школой для молодых археологов-керамистов. В конференции приняли участие исследователи из России, Великобритании, Болгарии, Германии, Дании, Франции, Казахстана. Основная проблема конференции – исследовательские подходы и конкретные методы изучения археологической керамики как самого массового и иногда единственного исторического источника.

Прорывом в научной работе Самарской археологической школы стала публикация учеными университета статьи «Массовые миграции из степи – источник европейских языков Европы» (авторы: доктор исторических наук О.Д. Мочалов, доктор исторических наук А.А. Хохлов, кандидат исторических наук П.Ф. Кузнецов) в журнале «Nature», одном из наиболее авторитетных общенаучных журналов, входящих в список 100 самых влиятельных журналов за последние 100 лет под № 1 как Журнал Столетия. В статье на основе анализа ДНК впервые было доказано, что значительная часть современного населения Западной Европы имеет свои корни в Волго-Уральском бассейне. Этот вывод произвел взрыв в научном мире.

2015 год указом Президента Российской Федерации В.В. Путина был объявлен Годом литературы. Филологи университета активно включились в пропаганду великого наследия русской классической литературы. В течение года в вузе работал литературный лекторий, заседания которого посещали не только студенты вузов г. Самары, но жители города. Лекции читали известные учёные, доктора филологических наук, профессора О.М. Буранок, В.Ш. Кривонос, Г.Б. Алдонина, Е.В. Абрамовских, О.В. Журчева, Т.А. Якадина и другие.

Истекший год был плодотворен и на научные публикации. Преподаватели вуза опубликовали 29 монографий, в том числе 2 – в зарубежных изданиях; 769 статей, в том числе 80 – в зарубежных журналах; 698 статей вошли в российский индекс научного цитирования (в 2014 г. этот показатель составлял 447 статей); в журналах, входящих в реестр ВАК, была опубликована 191 статья. Положительный отклик научной общественности получили фундаментальные труды доктора филологических наук, профессора Н.Б. Алдониной «А.В. Дружинин. Малоизученные проблемы жизни и творчества» (Самара: ПГСГА, 2015); доктора филологических наук, профессора О.А. Костровой «Дискурсивные стереотипы: межкультурный аспект концептосферы» (Самара: ПГСГА, 2015); кандидата физико-математических наук, доцента С.Л. Молчат­ского «Фрактальная организация и самоорганизация нейронных структур мозга» (Самара: ПГСГА, 2015), кандидата психологических наук, доцента Е.В. Бакшутовой «Групповое сознание российской интеллигенции» (Самара: ПГСГА, 2015) и другие не менее значимые в научном плане работы.

Важнейшей задачей коллектива преподавателей высшей школы является подготовка и публикация учебников и учебно-методических пособий. В 2015 г. научно-педагогические работники университета стали авторами 72 учебников и учебно-методических пособий, 3 из которых были рекомендованы к внедрению Министерством образования и науки Российской Федерации, 11 – соответствующими учебно-методическими объединениями вузов России. Можно особо отметить работы, получившие высокую оценку профессионального сообщества: учебник кандидата педагогических наук, доцента Е.Н. Поповой «Композиция народно-сценического танца: региональные традиции русского танца Среднего Поволжья», учебное пособие «Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея» (уровень – магистратура), подготовленное доктором педагогических наук, профессором Т.М. Носовой, кандидатом педагогических наук, доцентом В.Г. Шведовым, кандидатом педагогических наук, доцентом Л.А. Колывановой, по магистратуре учебно-методическое пособие доктора филологических наук, профессора Е.В. Абрамовских «Теория литературы», учебно-методическое пособие, подготовленное кандидатами филологических наук, доцентами О.Н. Шалифовой и Е.Ю. Макеевой, «Структура современного английского языка» и другие.

Значительно выросло число публикаций наших преподавателей в изданиях, входящих в систему международного научного цитирования Web of Science и Scopus, что увеличило индекс Хирша университета с 15 в 2014 г. до 21 в 2015 г. По этому показателю наш вуз из 59 учебных, научных и научно-исследовательских организаций, зарегистрированных в РИНЦ, занимает 11 место. Наибольшая международная публикаторская активность характеризует научную деятельность докторов наук, профессоров А.А. Выборнова, В.Ш. Кривоноса, О.Д. Мочалова, К.Б. Сабитова, А.А. Хохлова, кандидатов наук, доцентов Ю.В. Вохминой, П.Ф. Кузнецова, К.С. Ткаченко.

Достижения университета в научной деятельности открывают перед его коллективом новые перспективы и направления ее развития. Прежде всего необходимо добиваться коммерциализации научной деятельности. Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного НПР в университете постоянно растёт, в 2015 г. он составил 95,8 тыс. рублей. Но пока основной источник финансирования – внутренние ресурсы вуза. Тогда как возникает необходимость в привлечении внешних финансовых источников для выполнения научных исследований.

Выполнение плановых показателей научной деятельности должно стать приоритетной задачей каждого факультета и каждой кафедры университета. Особое внимание при этом следует обратить на проведение исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники, активизацию грантовой деятельности и участия в конкурсе на получение государственного задания.

Актуальными для коллектива вуза остаются публикация статей в базе данных Web of Science, Scopus, ERIH и других базах данных международного научного цитирования; регистрация патентов, баз данных и объектов интеллектуальной собственности и, конечно, написание и издание монографических исследований, учебников и учебных пособий с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, федеральных учебно-методических объединений по областям образования, которых так ждут наши коллеги и ученики.

×

About the authors

Oleg Dmitrievich Mochalov

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: snv-sekretar@yandex.ru

doctor of historal sciences, rector

Russian Federation, Samara

Alexander Ivanovich Repinetsky

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: snv-sekretar@yandex.ru

doctor of historical sciences, professor, vice rector for research work, professor of Domestic History and Archeology Department

Russian Federation, Samara


Copyright (c) 2016 Mochalov O.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies