The specifics of volunteer activities organization among students at the University of culture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper discusses volunteer activity as a promising direction of the state youth policy in the Russian Federation. The paper presents normative acts and state programs regulating the relevance and expediency of the implementation of the volunteer movement in Russia. The text provides a detailed analysis of the scientific research of domestic and foreign scientists concerning the issues of volunteerism. The paper focuses on the students of the University of Culture as an initiative part of Russian society, which has a special worldview and creative attitude to reality. The paper describes the process of organizing volunteer activities at Orel State Institute of Culture as well as reveals the main stages of the implementation of the socio-cultural project «Kind Heart» (educational, motivational, active, productive) with 1–3-year-students of all bachelor’s degree courses of full-time study at the university for conducting socially significant actions and creative charity events with various categories of the population. In the course of the research, the author of the paper identifies the positive aspects of students’ volunteer work at the University of Culture and outlines promising areas of work of the creative educational institution for the organization and conduct of volunteer activities for the period from 2023 to 2025. The obtained research results can become the basis for the implementation of pedagogical programs and creative charity projects in educational organizations of middle and senior management, institutions of the socio-cultural sphere.

Full Text

Введение

Волонтерская деятельность в России в последнее время развивается очень активно. Волонтерское движение стало своего рода социально-культурным феноменом по формированию гражданского сознания личности. Добровольчество как одно из направлений государственной молодежной политики РФ стимулирует гуманистическое саморазвитие личности в социально-экономической, общественно-политической и социально-культурной сферах жизни современного общества. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы нормативно-правовые акты и государственные программы: Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», Федеральный закон от 7 февраля 2022 года № 394-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и прочее.

Волонтерство выражается в разных формах гражданского участия, осуществляющихся добровольно на благо конкретной категории граждан, нуждающихся в помощи, с целью улучшения условий их жизнедеятельности без расчета на денежное вознаграждение. Ежегодно ряды волонтеров (добровольцев) пополняют тысячи молодых парней и девушек по всей стране.

Трансформация молодежной политики РФ влечет за собой создание и развитие всё большего количества добровольческих инициатив граждан, по причине того, что в молодом возрасте формирование личностных качеств человека происходит более активно. В настоящее время в России успешно функционирует большое количество волонтерских организаций и добровольческих объединений: Ассоциация волонтерских центров, Союз волонтерских организаций и движений, Ресурсный центр поддержки и развития добровольчества, Всероссийский проект «Мы вместе» и многие другие.

Цель исследования – обосновать процесс организации волонтерской деятельности студенческой молодежи вуза культуры.

Объект исследования – студенческая молодежь вуза культуры как особая категория обучающихся высшей школы, которой свойственно особое мироощущение, образность и метафоричность мышления, определенные мировоззренческие взгляды, собственная творческая интерпретация жизненных событий.

Предмет исследования – процесс включения студенческой молодежи вуза культуры в волонтерскую деятельность через реализацию социально-культурного проекта.

Задачи исследования: провести социологическое исследование с целью выявления отношения студенческой молодежи вуза культуры к волонтерской деятельности; описать практическую реализацию социально-культурного проекта «Доброе Сердце» со студенческой молодежью Орловского государственного института культуры; подвести итоги реализации проекта и наметить траектории дальнейшего развития процесса организации и проведения волонтерских мероприятий.

Методология

В ходе исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ научно-методической литературы; статистическая обработка экспериментальных данных. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен интернет-опрос с целью выявления отношения студенческой молодежи к волонтерской деятельности, на втором – разработан и реализован на практике социально-культурный проект «Доброе Сердце», на третьем – подведены итоги реализации проекта и намечены направления дальнейшей работы по добровольному вовлечению студентов Орловского государственного института культуры в волонтёрскую деятельность.

Обзор литературы

В последние годы К.А. Бочко [1], М.О. Костюченко [2], А.А. Кузьминчук [3], Ф.Х. Куршева [4], А.В. Трохина [5] защитили диссертационные исследования, посвященные исследованию различных аспектов организации волонтерской деятельности и работы волонтеров в России. Вместе с тем некоторым научным исследованиям стоит уделить особое внимание. Так, понятия «добровольчество» и «волонтерство» И.В. Федулова рассматривает в качестве синонимов [6]. При этом И.В. Попова и Е.А. Серова находят признак отличия добровольческой деятельности от волонтерской, заключающийся в том, что добровольческая деятельность осуществляется без применения принудительных мер и оказывает положительное воздействие на субъект, в то время как волонтерская деятельность направлена на реализацию общественно важных задач [7, с. 54]. С.В. Осипов и Т.А. Баширов определяют добровольческую деятельность как часть молодежной субкультуры и некую социальную общность, предполагающей самовыражение и выработку гражданской позиции молодого человека [8]. Н.В. Нятина называет основания для актуализации изучения особенностей волонтерства – институционализацию и полифункциональность волонтерской деятельности, признание значительного вклада добровольцев в устойчивое государственное развитие [9]. О.М. Нечаева обосновывает педагогические функции волонтерской деятельности: личностно-развивающую, преобразующую, гуманистическую, духовно-нравственную, инновационно-инициативную [10]. Е.А. Коган и Д.А. Квон выявляют основные направления волонтерства: «стандартное волонтерство», «модное волонтерство» и «уникальное (специальное) волонтерство» [11]. С.В. Молчанов, О.В. Алмазова и Н.Н. Поскребышева рассматривают новое направление волонтерской деятельности – цифровое волонтерство как любую форму волонтерства, реализуемую посредством интернета, с главным преимуществом анонимности и простоты регуляции участия, комфортности выбора формы и степени участия [12]. К принципам организации волонтерской деятельности в педагогическом вузе И.З. Виситаева и И.В. Мусханова относят принцип добровольности, гуманизации, активности и саморегуляции, опоры на положительное, системности [13]. М.Н. Макарова и А.Д. Конникова вводят в научный оборот понятие «волонтерский менеджмент» как систему управления и регулирования волонтерской деятельностью для согласованности с целями и задачами государственной политики и деятельности конкретных организаций в сфере добровольчества [14]. А.Г. Кириченко педагогическим потенциалом волонтерской деятельности студентов – будущих специалистов социокультурной деятельности называет резерв учебно-воспитательных средств, форм и методов их профессионального становления [15]. А.С. Землянская предлагает модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, состоящую из четырех компонентов: ценностно-мотивационного (мотивация помощи, профессиональные ценности, ценностные ориентации), эмоционально-волевого (эмпатия, сопереживание, толерантность), познавательно-операционального (информация, знания, умения и навыки), личностного (самооценка, направленность личности, личностная установка) [16].

Опыт реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце»

Актуальность социально-культурного проекта не вызывает сомнений, так как с одной стороны, в условиях трансформации современного российского общества на первый план выходят задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, культурного просвещения населения страны. Всесторонне актуализируются процессы поддержки Национальной идеи Российской Федерации, когда во главу угла ставятся высшие нравственные принципы добра и справедливости во всех областях жизнедеятельности человека. Выдвигаются идеи всестороннего воспитания гражданина с твердым патриотическим мировоззрением, его интеллектуально-альтруистическое развитие. С другой – требуют своего разрешения острые проблемы социально характера: рост числа заболевших COVID-19; увеличение потока граждан ДНР, ЛНР, Украины и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территории ДНР, ЛНР, Украины и прибывших на территорию Российской Федерации; необходимость поддержки многодетных малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов семей участников специальной военной операции на Украине и семей мобилизованных граждан.

Решение обозначенных социально значимых проблем на государственном уровне возможно при условии слаженной работы всех органов исполнительной власти во взаимодействии с благотворительными и добровольческими сообществами. В работе с обозначенными категориями населения требуется нестандартный творческий подход. Трансляторами основополагающих жизненных ценностей человека могут стать творческие вузы России, в частности, государственные вузы культуры, обладающие значительным педагогическим, творческим и ресурсным потенциалом. В этой связи особое внимание уделяется студенческой молодежи творческого вуза как носителю особой миссии культуры и просвещения, способного выполнить «социальный заказ» общества и внести свой посильный вклад в организацию волонтерского движения.

Сегодня студенческая молодежь является действенной и перспективной частью населения страны, от грамотных решений и социально значимых инициатив которой в будущем будут совершаться ключевые события российского общества. Студенчество творческого вуза, в отличие от студенческой молодежи других вузов (классического, технического, медицинского, аграрного), специфично, обладает большим арсеналом средств выразительности в работе с широкой аудиторией. Студенческая молодежь творческого вуза более подвижна в части сопереживания и соучастия в решении важных проблемных ситуаций другого человека. Такое психологическое качество личности свойственно молодым людям в виду специфического образовательного процесса вуза, основывающегося на изучении и интерпретации лучших образцов классического и современного искусства.

Вместе с тем образовательная, творческо-исполнительская, общественно значимая и воспитательная деятельность студентов вуза культуры объединена в единое педагогическое и культурно-просветительское пространство. При этом воспитание студентов в вузе выступает значимой частью социализации и предстает в виде системного интегрированного педагогического процесса [17, с. 15]. Такой целенаправленный педагогический процесс включает различные формы работы со студенческой молодежью: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование основ здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения, экстремизма и терроризма и другие. Важной перспективной формой работы со студентами творческого вуза, на наш взгляд, является организация волонтерской деятельности.

Волонтерское движение студентов представляет собой одно из важных направлений подготовки будущих специалистов к профессиональной творческой деятельности, которая может быть связана с педагогическим и воспитательным процессом в учреждениях социально-культурной сферы. Занятие волонтерством и добровольчеством актуализирует процессы нравственного и гражданско-патриотического воспитания, социализации студенчества, формирует у него социальную активность, формирует позитивные личностные качества. Такая деятельность ставит перед молодыми людьми важные задачи, от правильного решения которых зависит благополучие населения страны, так как волонтерство призвано менять жизнь человека в лучшую сторону. Студенческая молодежь, включаясь в социально значимую и общественно полезную деятельность, развивает высокие моральные качества, эмпатию, уверенность в себе, гибкость, рефлексию, инициативность, способность оперативно принимать нестандартные решения, делать правильный выбор и нести за него ответственность.

Социально-культурный проект «Доброе Сердце» разработан участниками студенческой творческой лаборатории «Школа аниматоров» кафедры социально-культурной деятельности при поддержке отдела по воспитательной работе, творческо-исполнительского центра и студенческого совета ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры».

Цель проекта – организация и проведение социально значимых и творческих форм волонтерской работы студентов Орловского государственного института культуры.

Задачи проекта:

повышение уровня знаний студенческой молодежи вуза культуры о специфике и основных направлениях волонтерской деятельности, функциях волонтера-добровольца;

– выявление мотивации студентов к добровольному участию в волонтерской деятельности;

– реализация комплекса волонтерских благотворительных творческих мероприятий, реализуемых с лицами, переболевающих новой коронавирусной инфекцией, украинскими беженцами, многодетными малообеспеченными семьями, детьми-сиротами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, членами семей участников специальной военной операции на Украине и мобилизованных граждан;

– подведение итогов работы студентов-волонтеров, выявление перспективных направлений волонтерской деятельности в вузе культуры.

Срок реализации проекта: 10 месяцев (с марта по декабрь 2022 года).

Отбор участников социально-культурного проекта осуществлялся путем проведения социологического исследования. В исследовании приняли участие 168 человек – студенты 1–3 курсов всех направлений подготовки бакалавриата очной формы обучения Орловского государственного института культуры. Исследование проводилось с использованием метода интернет-опроса с целью выявления отношения студенческой молодежи к волонтерской деятельности, анализа опыта участия в волонтерских акциях и мероприятиях, определения основных функций волонтера-добровольца и наиболее востребованных направлений волонтерской деятельности в творческой среде вуза.

В ответ на первый вопрос «Принимали ли вы когда-нибудь участие в волонтерской деятельности?» 46% респондентов указали «да», 24% – ответили «нет», остальные 20% признались, что «не принимали участие, но хотели бы попробовать». На вопрос «По каким причинам вы не принимали участие в волонтерской деятельности?» ответы выглядели следующим образом: «не было возможности» – так высказалось 32% опрошенных студентов, «меня никто не приглашал к участию» – 15%, «там, где я проживаю, никто не организовывал волонтерские акции» – 28%, «мне это было неинтересно» – 25%. Ответы на вопрос «В каких мероприятиях волонтерского характера вам удалось принять участие?» были такими: «общественные акции и мероприятия» – 42%, «экологические субботники» – 31%, «благотворительные концерты и марафоны» – 13%, «концертные агитбригады за пропаганду здорового образа жизни» – 8%, «другое» – 6%. На вопрос «Считаете ли вы волонтерскую деятельность полезным для поддержки и помощи нуждающимся?» ответ «да» дали 84% респондентов, «нет» – 6%, затруднились ответить 10% студентов.

По итогам социологического исследования студенческой молодежи ОГИК, с учетом принципа добровольности к реализации социально-культурного проекта приступило 142 человека.

Первый блок проекта – образовательный

Данный этап реализации социально-культурного проекта включал в себя поточные лекции общим объемом 32 часа (по 2 часа в день в течение двух недель). Лекторами выступили педагоги кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского государственного института культуры. Основными темами для обсуждения стали вопросы, касающиеся взаимодействия волонтерского сообщества и культурных пространств; информационного сопровождения деятельности волонтерских центров; корпоративного волонтерства как перспективного направления социального партнерства; организации работы волонтеров во время проведения мероприятий; системы организации работы волонтеров; перспектив развития волонтерского движения в России. Каждая тема сопровождалась тематическими презентациями, живыми беседами, просмотром документальных хроник и репортажей.

По итогам проведения курса лекций слушатели прошли тестирование и ответили на 16 вопросов. Тест позволит выявить уровень полученных знаний и навыков, приобретенных в первом блоке проекта.

Второй блок проекта – мотивационный

Следующий этап реализации проекта состоял из трех частей: тематических встреч-бесед, конкурсного творческого испытания, проведения опроса. В ходе встреч с представителями ведущих волонтерских организаций – Единого волонтерского штаба Орловской области, клуба «Добровольцы и волонтеры Орловской области», Молодежного движения «Патриоты Орловщины», Клуба волонтеров – обсуждались актуальные вопросы работы с различными категориями населения, выявлялись положительные стороны работы волонтера, рассматривались мотивационные установки волонтера-добровольца. На практических примерах разбирались конкретные ситуации и события, технология из разрешения.

Вторая часть мотивационного блока носила конкурсный творческий характер. Участникам проекта было необходимо в течение двух часов сочинить и представить презентацию или мини-сочинение на темы: «Я – волонтер!», «Для чего нужен волонтер?», «Чем я могу помочь человеку, находящему в сложной жизненной ситуации?», «Волонтер будущего», «Волонтер культуры», «Моя страна – Россия!» и другие.

Третья часть мотивационного блока социально-культурного проекта была посвящена проведению опроса о мотивации участников к волонтерской деятельности. Исследование показало, что побуждающими мотивами к участию в волонтерстве в творческом вузе являются: потребность в помощи людям (40% опрошенных); ощущение своей необходимости и полезности (17%); желание реализовать собственный творческий потенциал во благо полезного дела (12%); получение новых знаний и жизненного опыта (9%); возможность апробации новых форм творческой работы и благотворительных мероприятий с разной аудиторией (9%); желание помочь детям и подросткам, лицам с ограниченными возможностями здоровья (7%); выработка профессиональных навыков и качеств для возможной реализации в будущей творческой и педагогической деятельности (4%); возможность приобретения дополнительных коммуникативных навыков и компетенций с личностным саморазвитием и самопознанием (2%).

По итогам представления презентаций и творческих сочинений, анализа опроса из участников двух первых блоков социально-культурного проекта организаторами были сформированы 3 студенческие группы: в первую группу вошли студенты факультета библиотечно-информационной и музейной деятельности (библиотекари, экскурсоводы, документоведы, этнографы), вторую группу составили студенты факультета социально-культурной деятельности (проектировщики и методисты социально-культурной деятельности, управленцы, режиссеры театрализованных представлений), в третью группу были включены студенты факультета художественного творчества (режиссеры любительского театра, фотографы, хореографы, хоровики и музыканты). Перед каждой группой студентов-волонтеров был поставлен определенный комплекс задач в зависимости от учебной нагрузки и специфики профиля подготовки.

Третий блок проекта – активно-деятельностный

Следующий этап реализации социально-культурного проекта подробно описывает содержание конкретных мероприятий и акций, реализуемых каждой группой студенческой молодежи вуза культуры.

Основными направлениями работы первой группы студентов-волонтеров стали:

– оказание шефской помощи тяжелобольным COVID-19: организация адресной доставки медикаментов, продуктов питания и предметов первой необходимости, оказание посильной помощи нуждающимся;

– сменное дежурство в поликлиниках города Орла: работа в регистратуре и колл-центре;

– организация благотворительной акции «Своих не бросаем!»: сбор средств и необходимых вещей для госпиталей и бойцов Российской армии, участвующих в специальной военной операции на Украине, транспортировка гуманитарного груза в военные части;

– организация акции «Мы вместе» по оказанию адресной помощи семьям мобилизованных граждан: доставка лекарств и медикаментов на дом, организация досуга детей и подростков, решение коммунальных вопросов, временный уход за домашними животными и другое;

– проведение серии флешмобов «Открытка на фронт»: подключение к акции участников детских студий ОГИК для создания поздравительных открыток и писем поддержки, изготовления рисунков и написания стихотворений участникам СВО.

Вторая группа студентов-волонтеров была ориентирована на работу с украинскими беженцами, детьми-сиротами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации проекта студенты разработали авторские конкурсно-игровые, художественно-зрелищные и анимационно-рекреационные программы с максимальной активизацией зрительской аудитории. Все творческие мероприятия имели «выездной» характер, были сыграны в школах-интернатах и специализированных лечебных учреждениях города, в детских садах и общеобразовательных школах, музеях и библиотеках Орла и области, в пунктах временного размещения граждан ДНР, ЛНР и Украины.

Важным направлением работы второй группы волонтеров стало прохождение производственной практики в Оздоровительном комплексе «Снегири» при Управлении делами Президента РФ (Московская область). Здесь с 2014 года на регулярной основе реализуется государственный проект «Дети России – детям Донбасса» – в профильных сменах продолжительностью 21 календарный день участвуют дети и подростки из ЛНР и ДНР. Студенты ОГИК выступают в роли вожатых, аниматоров, организаторов досуга, воспитателей и режиссеров игровых программ. Они проводят различные развлекательно-досуговые мероприятия, квесты, фестивали и конкурсы, народные праздники, спектакли, экскурсии и походы, отчетные концерты.

Еще одним важным событием в работе волонтеров второй группы стало участие во Всероссийской акции «Елка желаний». Суть акции заключается в том, что дети и подростки из неблагополучных семей города Орла пишут письма с просьбой подарить им определенный подарок к Новому году. Такие письма распределяется по учебным заведениям региона. Путем сбора денежных средств и пожертвований закупаются необходимые подарки и адресно доставляются каждому ребенку.

За реализацию самого крупного комплекса мероприятий отвечала третья группа студентов-волонтеров. К творческим формам волонтерской деятельности данной группы относятся: театрализованные представления, спектакли, хореографические и вокальные концерты, перфомансы, игровые интермедии. Практически все представленные творческие проекты были реализованы на базе концертного и камерного залов, Центра креативных индустрий Орловского государственного института культуры. В качестве зрителей были привлечены дети-сироты, представители многодетных семей, украинские беженцы и члены семей мобилизованных граждан и бойцов, участвующих в специальной военной операции на Украине.

К самым значимым и масштабным мероприятия относятся:

– сказочное театрализованное представление «Волшебный мир Алисы» по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (март);

– отчетный концерт вокального ансамбля «Мужской стиль» (март);

– спектакль «ОбломOFF» по мотивам произведения М. Угарова (апрель);

– отчетный концерт солистов и творческих коллективов кафедры хореографии «Танцевальный калейдоскоп» (апрель);

– театрализованный концерт «Искусство о войне» (май);

– сказочное театрализованное представление по мотивам одноименной сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» (июнь);

– инсценированные рассказы В.М. Шукшина «Тополя, тополя…» (октябрь);

– спектакль «Приключения Гены, Гали и Чебурашки, или Повесть о настоящей дружбе» (ноябрь);

– новогодняя интермедия «Новогодний лес – место чудес!» (декабрь);

– театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Причуды Морского Царя» (декабрь) и другие.

Помимо прочего, студенты отделения кино- и фотоискусства выступили в роли фотографов благотворительного забега «По берегу», благотворительной фотосессии для семейного клуба «Давай дружить», Бессмертного полка в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Четвертый блок проекта – результативный

В ходе реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце», в период с февраля по декабрь 2022 года, студентами-волонтерами Орловского государственного института культуры было проведено 80 благотворительных творческих мероприятий и 32 социально-значимой акции. В проекте были задействованы 56 домохозяйств, 86 многодетных неблагополучных семей, 546 детей-сирот и 428 детей, оставшихся без попечения родителей, 520 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 920 граждан ДНР, ЛНР, Украины, прибывших на территорию РФ, 44 семьи участников специальной военной операции на Украине, 20 семей мобилизованных граждан.

По завершении всех мероприятий среди студентов-волонтеров всех трех групп был проведен опрос на тему удовлетворенности от участия в волонтерском движении. 88% студентов выразили свое восхищение от работы в волонтерских мероприятиях и проявили заинтересованность в дальнейшем участии в подобных проектах.

12% опрошенных признались, что остались недовольны своей работой. Это связано с неуверенностью в своих силах, отсутствием физической и психологической подготовки к такой деятельности, острой нехваткой свободного времени ввиду значительной загруженности в институте, активной концертной и творческо-исполнительской деятельностью, отсутствием необходимых профессиональных навыков, неграмотной организацией волонтерских мероприятий в регионе, непониманием основной цели и задач волонтерства.

Заключение

В настоящем исследовании достигнуты цель и задачи, на примере реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце» обоснован процесс организации волонтерской деятельности студенческой молодежи ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» по проведению социально значимых акций и творческих благотворительных мероприятий с различными категориями населения.

Все мероприятия и акции, проведенные студентами-волонтерами в рамках социально-культурного проекта, актуализировали поведенческий потенциал добровольчества, сформировали социально-психологический портрет студенческого коллектива творческого вуза, гуманистические позиции будущих специалистов социально-культурной сферы. Участвуя в мероприятиях в качестве волонтеров, организаторов досуга, аниматоров, режиссеров спектаклей и концертов, артистов, актеров, студенты проявили склонность к альтруизму, активность не только в творческой сфере, но и во внеучебной деятельности, желание вступить в ряды добровольческих организаций и благотворительных объединений города и региона.

Результаты социально-культурного проекта показали, что наиболее распространенным направлением волонтерской деятельности в вузе культуры является культурно-творческая сфера и процесс организации и проведения благотворительных спектаклей, представлений, зрелищно-игровых программ. Эти творческие формы являются предпочитаемыми студентами в их будущей профессиональной деятельности.

Институтская политика ОГИК в сфере воспитания наметила ряд ключевых задач педагогического вектора для реализации в 2023 году, объявленному Президентом РФ Годом педагога и наставника. При этом стимулирование волонтерской активности студенческой молодежи вуза должно быть связано с другими формами работы обучающихся: научно-исследовательской, учебно-образовательной, воспитательной, спортивно-массовой, творческо-исполнительской деятельностью как важным элементам подготовки к профессиональной деятельности.

Настоящее исследование показало, что в рамках дальнейшей организации волонтерского движения студенческой молодежи Орловского государственного института культуры необходимо расширить линейку субъектов волонтерской деятельности, усилить работу с другими категориями населения, организовать новые формы работы по пропаганде спорта и здорового образа жизни, экологическому воспитанию, защите животных и окружающей среды.

Усиление мотивации студента-волонтера вуза культуры позволит сформировать прочное социально ответственное российское общество. Студенческое волонтерство внесет неоценимый вклад в развитие общества, положительно повлияет на социальную сферу жизни людей, на развитие экономики страны в целом.

Благодарности

Настоящее исследование было проведено в рамках реализации Программы развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» на 2022–2026 годы. Реализация социально-культурного проекта «Доброе Сердце» стала возможной при поддержке Управления культуры и архивного дела Орловской области, Управления по организационной работе, молодежной политике и связям с общественными организациями администрации города Орла, Орловского социального кластера, Единого волонтерского штаба Орловской области, клуба «Добровольцы и волонтеры Орловской области», Молодежного движения «Патриоты Орловщины».

×

About the authors

Evgeny Viktorovich Taratorin

Orel State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: etaratorin@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Social and Cultural Activities Department

Russian Federation, Orel

References

  1. Бочко К.А. Формирование готовности волонтеров к педагогическому взаимодействию с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 2022. 318 с.
  2. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2017. 188 с.
  3. Кузьминчук А.А. Институциональное регулирование волонтеров как социальной общности: дис. … канд. соц. наук. Тюмень, 2016. 222 с.
  4. Куршева Ф.Х. Подготовка магистрантов социальной работы к реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2020. 163 с.
  5. Трохина А.В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2012. 166 с.
  6. Федулова И.В. Доброволец и волонтер. Тождественны ли эти понятия? // Научные тенденции: педагогика и психология: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 4 августа 2020 г. СПб.: ЦНК МОАН, 2020. С. 11–13. doi: 10.18411/sciencepublic-04-08-2020-03.
  7. Попова И.В., Серова Е.А. Мотивация к просоциальному поведению как детерминанта развития волонтерского движения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 53–58. doi: 10.34216/1998-0817-2021-27-1-53-58.
  8. Осипов С.В., Баширов Т.А. Современные подходы к пониманию волонтерской деятельности // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 1553–1558.
  9. Нятина Н.В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 30–33. doi: 10.24158/spp.2022.3.4.
  10. Нечаева О.М. Волонтерская деятельность обучающихся вуза: к проблеме сущности и педагогического потенциала // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 9. С. 79–81. doi: 10.37882/2223-2982.2021.09.22.
  11. Коган Е.А., Квон Д.А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 116–125. doi: 10.32744/pse.2019.4.10.
  12. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Представления о волонтерской деятельности у современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 125–136. doi: 10.11621/npj.2020.0410.
  13. Виситаева И.З., Мусханова И.В. Система организации волонтерской деятельности в педагогическом вузе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2022. № 2. С. 26–32. doi: 10.29025/1994-7720-2022-2-26-32.
  14. Макарова М.Н., Конникова А.Д. Роль социальных факторов в управлении волонтерской деятельностью студентов // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 2. С. 169–178. doi: 10.35634/2587-9030-2022-6-2-169-178.
  15. Кириченко А.Г. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов социокультурной сферы // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (32). С. 124–128.
  16. Землянская А.С. Модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 3. С. 89–94. doi: 10.52470/2619046x_2022_3_89.
  17. Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных условиях: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ялта, 2020. 450 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Taratorin E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies