Специфика организации волонтёрской деятельности студенческой молодёжи вуза культуры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается волонтерская (добровольческая) деятельность как перспективное направление государственной молодежной политики Российской Федерации. В работе представлены нормативные акты и государственные программы, регламентирующие актуальность и целесообразность реализации волонтерского движения в России. В тексте приведен подробный анализ научных исследований отечественных и зарубежных ученых, касающихся вопросов волонтерства и добровольчества. В работе сделан акцент на студенческой молодежи вуза культуры как инициативной части российского общества, которой присущи особое мировоззрение и креативное отношение к действительности. В статье описывается процесс организации волонтерской деятельности в Орловском государственном институте культуры, а также раскрываются основные этапы реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце» (образовательный, мотивационный, активно-деятельностный, результативный) со студентами 1–3 курсов всех направлений подготовки бакалавриата очной формы обучения вуза по проведению социально значимых акций и творческих благотворительных мероприятий с различными категориями населения. В ходе исследования автор статьи выявляет положительные стороны волонтерства студенческой молодежи вуза культуры и намечает перспективные направления работы творческого учебного заведения по организации и проведению волонтерских мероприятий на период с 2023 по 2025 годы. Полученные результаты исследования могут стать основой для реализации педагогических программ и творческих благотворительных проектов в образовательных организациях среднего и высшего звена, учреждениях социально-культурной сферы.

Полный текст

Введение

Волонтерская деятельность в России в последнее время развивается очень активно. Волонтерское движение стало своего рода социально-культурным феноменом по формированию гражданского сознания личности. Добровольчество как одно из направлений государственной молодежной политики РФ стимулирует гуманистическое саморазвитие личности в социально-экономической, общественно-политической и социально-культурной сферах жизни современного общества. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы нормативно-правовые акты и государственные программы: Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», Федеральный закон от 7 февраля 2022 года № 394-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и прочее.

Волонтерство выражается в разных формах гражданского участия, осуществляющихся добровольно на благо конкретной категории граждан, нуждающихся в помощи, с целью улучшения условий их жизнедеятельности без расчета на денежное вознаграждение. Ежегодно ряды волонтеров (добровольцев) пополняют тысячи молодых парней и девушек по всей стране.

Трансформация молодежной политики РФ влечет за собой создание и развитие всё большего количества добровольческих инициатив граждан, по причине того, что в молодом возрасте формирование личностных качеств человека происходит более активно. В настоящее время в России успешно функционирует большое количество волонтерских организаций и добровольческих объединений: Ассоциация волонтерских центров, Союз волонтерских организаций и движений, Ресурсный центр поддержки и развития добровольчества, Всероссийский проект «Мы вместе» и многие другие.

Цель исследования – обосновать процесс организации волонтерской деятельности студенческой молодежи вуза культуры.

Объект исследования – студенческая молодежь вуза культуры как особая категория обучающихся высшей школы, которой свойственно особое мироощущение, образность и метафоричность мышления, определенные мировоззренческие взгляды, собственная творческая интерпретация жизненных событий.

Предмет исследования – процесс включения студенческой молодежи вуза культуры в волонтерскую деятельность через реализацию социально-культурного проекта.

Задачи исследования: провести социологическое исследование с целью выявления отношения студенческой молодежи вуза культуры к волонтерской деятельности; описать практическую реализацию социально-культурного проекта «Доброе Сердце» со студенческой молодежью Орловского государственного института культуры; подвести итоги реализации проекта и наметить траектории дальнейшего развития процесса организации и проведения волонтерских мероприятий.

Методология

В ходе исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ научно-методической литературы; статистическая обработка экспериментальных данных. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен интернет-опрос с целью выявления отношения студенческой молодежи к волонтерской деятельности, на втором – разработан и реализован на практике социально-культурный проект «Доброе Сердце», на третьем – подведены итоги реализации проекта и намечены направления дальнейшей работы по добровольному вовлечению студентов Орловского государственного института культуры в волонтёрскую деятельность.

Обзор литературы

В последние годы К.А. Бочко [1], М.О. Костюченко [2], А.А. Кузьминчук [3], Ф.Х. Куршева [4], А.В. Трохина [5] защитили диссертационные исследования, посвященные исследованию различных аспектов организации волонтерской деятельности и работы волонтеров в России. Вместе с тем некоторым научным исследованиям стоит уделить особое внимание. Так, понятия «добровольчество» и «волонтерство» И.В. Федулова рассматривает в качестве синонимов [6]. При этом И.В. Попова и Е.А. Серова находят признак отличия добровольческой деятельности от волонтерской, заключающийся в том, что добровольческая деятельность осуществляется без применения принудительных мер и оказывает положительное воздействие на субъект, в то время как волонтерская деятельность направлена на реализацию общественно важных задач [7, с. 54]. С.В. Осипов и Т.А. Баширов определяют добровольческую деятельность как часть молодежной субкультуры и некую социальную общность, предполагающей самовыражение и выработку гражданской позиции молодого человека [8]. Н.В. Нятина называет основания для актуализации изучения особенностей волонтерства – институционализацию и полифункциональность волонтерской деятельности, признание значительного вклада добровольцев в устойчивое государственное развитие [9]. О.М. Нечаева обосновывает педагогические функции волонтерской деятельности: личностно-развивающую, преобразующую, гуманистическую, духовно-нравственную, инновационно-инициативную [10]. Е.А. Коган и Д.А. Квон выявляют основные направления волонтерства: «стандартное волонтерство», «модное волонтерство» и «уникальное (специальное) волонтерство» [11]. С.В. Молчанов, О.В. Алмазова и Н.Н. Поскребышева рассматривают новое направление волонтерской деятельности – цифровое волонтерство как любую форму волонтерства, реализуемую посредством интернета, с главным преимуществом анонимности и простоты регуляции участия, комфортности выбора формы и степени участия [12]. К принципам организации волонтерской деятельности в педагогическом вузе И.З. Виситаева и И.В. Мусханова относят принцип добровольности, гуманизации, активности и саморегуляции, опоры на положительное, системности [13]. М.Н. Макарова и А.Д. Конникова вводят в научный оборот понятие «волонтерский менеджмент» как систему управления и регулирования волонтерской деятельностью для согласованности с целями и задачами государственной политики и деятельности конкретных организаций в сфере добровольчества [14]. А.Г. Кириченко педагогическим потенциалом волонтерской деятельности студентов – будущих специалистов социокультурной деятельности называет резерв учебно-воспитательных средств, форм и методов их профессионального становления [15]. А.С. Землянская предлагает модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, состоящую из четырех компонентов: ценностно-мотивационного (мотивация помощи, профессиональные ценности, ценностные ориентации), эмоционально-волевого (эмпатия, сопереживание, толерантность), познавательно-операционального (информация, знания, умения и навыки), личностного (самооценка, направленность личности, личностная установка) [16].

Опыт реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце»

Актуальность социально-культурного проекта не вызывает сомнений, так как с одной стороны, в условиях трансформации современного российского общества на первый план выходят задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, культурного просвещения населения страны. Всесторонне актуализируются процессы поддержки Национальной идеи Российской Федерации, когда во главу угла ставятся высшие нравственные принципы добра и справедливости во всех областях жизнедеятельности человека. Выдвигаются идеи всестороннего воспитания гражданина с твердым патриотическим мировоззрением, его интеллектуально-альтруистическое развитие. С другой – требуют своего разрешения острые проблемы социально характера: рост числа заболевших COVID-19; увеличение потока граждан ДНР, ЛНР, Украины и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территории ДНР, ЛНР, Украины и прибывших на территорию Российской Федерации; необходимость поддержки многодетных малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов семей участников специальной военной операции на Украине и семей мобилизованных граждан.

Решение обозначенных социально значимых проблем на государственном уровне возможно при условии слаженной работы всех органов исполнительной власти во взаимодействии с благотворительными и добровольческими сообществами. В работе с обозначенными категориями населения требуется нестандартный творческий подход. Трансляторами основополагающих жизненных ценностей человека могут стать творческие вузы России, в частности, государственные вузы культуры, обладающие значительным педагогическим, творческим и ресурсным потенциалом. В этой связи особое внимание уделяется студенческой молодежи творческого вуза как носителю особой миссии культуры и просвещения, способного выполнить «социальный заказ» общества и внести свой посильный вклад в организацию волонтерского движения.

Сегодня студенческая молодежь является действенной и перспективной частью населения страны, от грамотных решений и социально значимых инициатив которой в будущем будут совершаться ключевые события российского общества. Студенчество творческого вуза, в отличие от студенческой молодежи других вузов (классического, технического, медицинского, аграрного), специфично, обладает большим арсеналом средств выразительности в работе с широкой аудиторией. Студенческая молодежь творческого вуза более подвижна в части сопереживания и соучастия в решении важных проблемных ситуаций другого человека. Такое психологическое качество личности свойственно молодым людям в виду специфического образовательного процесса вуза, основывающегося на изучении и интерпретации лучших образцов классического и современного искусства.

Вместе с тем образовательная, творческо-исполнительская, общественно значимая и воспитательная деятельность студентов вуза культуры объединена в единое педагогическое и культурно-просветительское пространство. При этом воспитание студентов в вузе выступает значимой частью социализации и предстает в виде системного интегрированного педагогического процесса [17, с. 15]. Такой целенаправленный педагогический процесс включает различные формы работы со студенческой молодежью: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование основ здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения, экстремизма и терроризма и другие. Важной перспективной формой работы со студентами творческого вуза, на наш взгляд, является организация волонтерской деятельности.

Волонтерское движение студентов представляет собой одно из важных направлений подготовки будущих специалистов к профессиональной творческой деятельности, которая может быть связана с педагогическим и воспитательным процессом в учреждениях социально-культурной сферы. Занятие волонтерством и добровольчеством актуализирует процессы нравственного и гражданско-патриотического воспитания, социализации студенчества, формирует у него социальную активность, формирует позитивные личностные качества. Такая деятельность ставит перед молодыми людьми важные задачи, от правильного решения которых зависит благополучие населения страны, так как волонтерство призвано менять жизнь человека в лучшую сторону. Студенческая молодежь, включаясь в социально значимую и общественно полезную деятельность, развивает высокие моральные качества, эмпатию, уверенность в себе, гибкость, рефлексию, инициативность, способность оперативно принимать нестандартные решения, делать правильный выбор и нести за него ответственность.

Социально-культурный проект «Доброе Сердце» разработан участниками студенческой творческой лаборатории «Школа аниматоров» кафедры социально-культурной деятельности при поддержке отдела по воспитательной работе, творческо-исполнительского центра и студенческого совета ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры».

Цель проекта – организация и проведение социально значимых и творческих форм волонтерской работы студентов Орловского государственного института культуры.

Задачи проекта:

повышение уровня знаний студенческой молодежи вуза культуры о специфике и основных направлениях волонтерской деятельности, функциях волонтера-добровольца;

– выявление мотивации студентов к добровольному участию в волонтерской деятельности;

– реализация комплекса волонтерских благотворительных творческих мероприятий, реализуемых с лицами, переболевающих новой коронавирусной инфекцией, украинскими беженцами, многодетными малообеспеченными семьями, детьми-сиротами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, членами семей участников специальной военной операции на Украине и мобилизованных граждан;

– подведение итогов работы студентов-волонтеров, выявление перспективных направлений волонтерской деятельности в вузе культуры.

Срок реализации проекта: 10 месяцев (с марта по декабрь 2022 года).

Отбор участников социально-культурного проекта осуществлялся путем проведения социологического исследования. В исследовании приняли участие 168 человек – студенты 1–3 курсов всех направлений подготовки бакалавриата очной формы обучения Орловского государственного института культуры. Исследование проводилось с использованием метода интернет-опроса с целью выявления отношения студенческой молодежи к волонтерской деятельности, анализа опыта участия в волонтерских акциях и мероприятиях, определения основных функций волонтера-добровольца и наиболее востребованных направлений волонтерской деятельности в творческой среде вуза.

В ответ на первый вопрос «Принимали ли вы когда-нибудь участие в волонтерской деятельности?» 46% респондентов указали «да», 24% – ответили «нет», остальные 20% признались, что «не принимали участие, но хотели бы попробовать». На вопрос «По каким причинам вы не принимали участие в волонтерской деятельности?» ответы выглядели следующим образом: «не было возможности» – так высказалось 32% опрошенных студентов, «меня никто не приглашал к участию» – 15%, «там, где я проживаю, никто не организовывал волонтерские акции» – 28%, «мне это было неинтересно» – 25%. Ответы на вопрос «В каких мероприятиях волонтерского характера вам удалось принять участие?» были такими: «общественные акции и мероприятия» – 42%, «экологические субботники» – 31%, «благотворительные концерты и марафоны» – 13%, «концертные агитбригады за пропаганду здорового образа жизни» – 8%, «другое» – 6%. На вопрос «Считаете ли вы волонтерскую деятельность полезным для поддержки и помощи нуждающимся?» ответ «да» дали 84% респондентов, «нет» – 6%, затруднились ответить 10% студентов.

По итогам социологического исследования студенческой молодежи ОГИК, с учетом принципа добровольности к реализации социально-культурного проекта приступило 142 человека.

Первый блок проекта – образовательный

Данный этап реализации социально-культурного проекта включал в себя поточные лекции общим объемом 32 часа (по 2 часа в день в течение двух недель). Лекторами выступили педагоги кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского государственного института культуры. Основными темами для обсуждения стали вопросы, касающиеся взаимодействия волонтерского сообщества и культурных пространств; информационного сопровождения деятельности волонтерских центров; корпоративного волонтерства как перспективного направления социального партнерства; организации работы волонтеров во время проведения мероприятий; системы организации работы волонтеров; перспектив развития волонтерского движения в России. Каждая тема сопровождалась тематическими презентациями, живыми беседами, просмотром документальных хроник и репортажей.

По итогам проведения курса лекций слушатели прошли тестирование и ответили на 16 вопросов. Тест позволит выявить уровень полученных знаний и навыков, приобретенных в первом блоке проекта.

Второй блок проекта – мотивационный

Следующий этап реализации проекта состоял из трех частей: тематических встреч-бесед, конкурсного творческого испытания, проведения опроса. В ходе встреч с представителями ведущих волонтерских организаций – Единого волонтерского штаба Орловской области, клуба «Добровольцы и волонтеры Орловской области», Молодежного движения «Патриоты Орловщины», Клуба волонтеров – обсуждались актуальные вопросы работы с различными категориями населения, выявлялись положительные стороны работы волонтера, рассматривались мотивационные установки волонтера-добровольца. На практических примерах разбирались конкретные ситуации и события, технология из разрешения.

Вторая часть мотивационного блока носила конкурсный творческий характер. Участникам проекта было необходимо в течение двух часов сочинить и представить презентацию или мини-сочинение на темы: «Я – волонтер!», «Для чего нужен волонтер?», «Чем я могу помочь человеку, находящему в сложной жизненной ситуации?», «Волонтер будущего», «Волонтер культуры», «Моя страна – Россия!» и другие.

Третья часть мотивационного блока социально-культурного проекта была посвящена проведению опроса о мотивации участников к волонтерской деятельности. Исследование показало, что побуждающими мотивами к участию в волонтерстве в творческом вузе являются: потребность в помощи людям (40% опрошенных); ощущение своей необходимости и полезности (17%); желание реализовать собственный творческий потенциал во благо полезного дела (12%); получение новых знаний и жизненного опыта (9%); возможность апробации новых форм творческой работы и благотворительных мероприятий с разной аудиторией (9%); желание помочь детям и подросткам, лицам с ограниченными возможностями здоровья (7%); выработка профессиональных навыков и качеств для возможной реализации в будущей творческой и педагогической деятельности (4%); возможность приобретения дополнительных коммуникативных навыков и компетенций с личностным саморазвитием и самопознанием (2%).

По итогам представления презентаций и творческих сочинений, анализа опроса из участников двух первых блоков социально-культурного проекта организаторами были сформированы 3 студенческие группы: в первую группу вошли студенты факультета библиотечно-информационной и музейной деятельности (библиотекари, экскурсоводы, документоведы, этнографы), вторую группу составили студенты факультета социально-культурной деятельности (проектировщики и методисты социально-культурной деятельности, управленцы, режиссеры театрализованных представлений), в третью группу были включены студенты факультета художественного творчества (режиссеры любительского театра, фотографы, хореографы, хоровики и музыканты). Перед каждой группой студентов-волонтеров был поставлен определенный комплекс задач в зависимости от учебной нагрузки и специфики профиля подготовки.

Третий блок проекта – активно-деятельностный

Следующий этап реализации социально-культурного проекта подробно описывает содержание конкретных мероприятий и акций, реализуемых каждой группой студенческой молодежи вуза культуры.

Основными направлениями работы первой группы студентов-волонтеров стали:

– оказание шефской помощи тяжелобольным COVID-19: организация адресной доставки медикаментов, продуктов питания и предметов первой необходимости, оказание посильной помощи нуждающимся;

– сменное дежурство в поликлиниках города Орла: работа в регистратуре и колл-центре;

– организация благотворительной акции «Своих не бросаем!»: сбор средств и необходимых вещей для госпиталей и бойцов Российской армии, участвующих в специальной военной операции на Украине, транспортировка гуманитарного груза в военные части;

– организация акции «Мы вместе» по оказанию адресной помощи семьям мобилизованных граждан: доставка лекарств и медикаментов на дом, организация досуга детей и подростков, решение коммунальных вопросов, временный уход за домашними животными и другое;

– проведение серии флешмобов «Открытка на фронт»: подключение к акции участников детских студий ОГИК для создания поздравительных открыток и писем поддержки, изготовления рисунков и написания стихотворений участникам СВО.

Вторая группа студентов-волонтеров была ориентирована на работу с украинскими беженцами, детьми-сиротами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации проекта студенты разработали авторские конкурсно-игровые, художественно-зрелищные и анимационно-рекреационные программы с максимальной активизацией зрительской аудитории. Все творческие мероприятия имели «выездной» характер, были сыграны в школах-интернатах и специализированных лечебных учреждениях города, в детских садах и общеобразовательных школах, музеях и библиотеках Орла и области, в пунктах временного размещения граждан ДНР, ЛНР и Украины.

Важным направлением работы второй группы волонтеров стало прохождение производственной практики в Оздоровительном комплексе «Снегири» при Управлении делами Президента РФ (Московская область). Здесь с 2014 года на регулярной основе реализуется государственный проект «Дети России – детям Донбасса» – в профильных сменах продолжительностью 21 календарный день участвуют дети и подростки из ЛНР и ДНР. Студенты ОГИК выступают в роли вожатых, аниматоров, организаторов досуга, воспитателей и режиссеров игровых программ. Они проводят различные развлекательно-досуговые мероприятия, квесты, фестивали и конкурсы, народные праздники, спектакли, экскурсии и походы, отчетные концерты.

Еще одним важным событием в работе волонтеров второй группы стало участие во Всероссийской акции «Елка желаний». Суть акции заключается в том, что дети и подростки из неблагополучных семей города Орла пишут письма с просьбой подарить им определенный подарок к Новому году. Такие письма распределяется по учебным заведениям региона. Путем сбора денежных средств и пожертвований закупаются необходимые подарки и адресно доставляются каждому ребенку.

За реализацию самого крупного комплекса мероприятий отвечала третья группа студентов-волонтеров. К творческим формам волонтерской деятельности данной группы относятся: театрализованные представления, спектакли, хореографические и вокальные концерты, перфомансы, игровые интермедии. Практически все представленные творческие проекты были реализованы на базе концертного и камерного залов, Центра креативных индустрий Орловского государственного института культуры. В качестве зрителей были привлечены дети-сироты, представители многодетных семей, украинские беженцы и члены семей мобилизованных граждан и бойцов, участвующих в специальной военной операции на Украине.

К самым значимым и масштабным мероприятия относятся:

– сказочное театрализованное представление «Волшебный мир Алисы» по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (март);

– отчетный концерт вокального ансамбля «Мужской стиль» (март);

– спектакль «ОбломOFF» по мотивам произведения М. Угарова (апрель);

– отчетный концерт солистов и творческих коллективов кафедры хореографии «Танцевальный калейдоскоп» (апрель);

– театрализованный концерт «Искусство о войне» (май);

– сказочное театрализованное представление по мотивам одноименной сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» (июнь);

– инсценированные рассказы В.М. Шукшина «Тополя, тополя…» (октябрь);

– спектакль «Приключения Гены, Гали и Чебурашки, или Повесть о настоящей дружбе» (ноябрь);

– новогодняя интермедия «Новогодний лес – место чудес!» (декабрь);

– театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Причуды Морского Царя» (декабрь) и другие.

Помимо прочего, студенты отделения кино- и фотоискусства выступили в роли фотографов благотворительного забега «По берегу», благотворительной фотосессии для семейного клуба «Давай дружить», Бессмертного полка в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Четвертый блок проекта – результативный

В ходе реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце», в период с февраля по декабрь 2022 года, студентами-волонтерами Орловского государственного института культуры было проведено 80 благотворительных творческих мероприятий и 32 социально-значимой акции. В проекте были задействованы 56 домохозяйств, 86 многодетных неблагополучных семей, 546 детей-сирот и 428 детей, оставшихся без попечения родителей, 520 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 920 граждан ДНР, ЛНР, Украины, прибывших на территорию РФ, 44 семьи участников специальной военной операции на Украине, 20 семей мобилизованных граждан.

По завершении всех мероприятий среди студентов-волонтеров всех трех групп был проведен опрос на тему удовлетворенности от участия в волонтерском движении. 88% студентов выразили свое восхищение от работы в волонтерских мероприятиях и проявили заинтересованность в дальнейшем участии в подобных проектах.

12% опрошенных признались, что остались недовольны своей работой. Это связано с неуверенностью в своих силах, отсутствием физической и психологической подготовки к такой деятельности, острой нехваткой свободного времени ввиду значительной загруженности в институте, активной концертной и творческо-исполнительской деятельностью, отсутствием необходимых профессиональных навыков, неграмотной организацией волонтерских мероприятий в регионе, непониманием основной цели и задач волонтерства.

Заключение

В настоящем исследовании достигнуты цель и задачи, на примере реализации социально-культурного проекта «Доброе Сердце» обоснован процесс организации волонтерской деятельности студенческой молодежи ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» по проведению социально значимых акций и творческих благотворительных мероприятий с различными категориями населения.

Все мероприятия и акции, проведенные студентами-волонтерами в рамках социально-культурного проекта, актуализировали поведенческий потенциал добровольчества, сформировали социально-психологический портрет студенческого коллектива творческого вуза, гуманистические позиции будущих специалистов социально-культурной сферы. Участвуя в мероприятиях в качестве волонтеров, организаторов досуга, аниматоров, режиссеров спектаклей и концертов, артистов, актеров, студенты проявили склонность к альтруизму, активность не только в творческой сфере, но и во внеучебной деятельности, желание вступить в ряды добровольческих организаций и благотворительных объединений города и региона.

Результаты социально-культурного проекта показали, что наиболее распространенным направлением волонтерской деятельности в вузе культуры является культурно-творческая сфера и процесс организации и проведения благотворительных спектаклей, представлений, зрелищно-игровых программ. Эти творческие формы являются предпочитаемыми студентами в их будущей профессиональной деятельности.

Институтская политика ОГИК в сфере воспитания наметила ряд ключевых задач педагогического вектора для реализации в 2023 году, объявленному Президентом РФ Годом педагога и наставника. При этом стимулирование волонтерской активности студенческой молодежи вуза должно быть связано с другими формами работы обучающихся: научно-исследовательской, учебно-образовательной, воспитательной, спортивно-массовой, творческо-исполнительской деятельностью как важным элементам подготовки к профессиональной деятельности.

Настоящее исследование показало, что в рамках дальнейшей организации волонтерского движения студенческой молодежи Орловского государственного института культуры необходимо расширить линейку субъектов волонтерской деятельности, усилить работу с другими категориями населения, организовать новые формы работы по пропаганде спорта и здорового образа жизни, экологическому воспитанию, защите животных и окружающей среды.

Усиление мотивации студента-волонтера вуза культуры позволит сформировать прочное социально ответственное российское общество. Студенческое волонтерство внесет неоценимый вклад в развитие общества, положительно повлияет на социальную сферу жизни людей, на развитие экономики страны в целом.

Благодарности

Настоящее исследование было проведено в рамках реализации Программы развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» на 2022–2026 годы. Реализация социально-культурного проекта «Доброе Сердце» стала возможной при поддержке Управления культуры и архивного дела Орловской области, Управления по организационной работе, молодежной политике и связям с общественными организациями администрации города Орла, Орловского социального кластера, Единого волонтерского штаба Орловской области, клуба «Добровольцы и волонтеры Орловской области», Молодежного движения «Патриоты Орловщины».

×

Об авторах

Евгений Викторович Тараторин

Орловский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: etaratorin@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Россия, Орёл

Список литературы

  1. Бочко К.А. Формирование готовности волонтеров к педагогическому взаимодействию с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 2022. 318 с.
  2. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2017. 188 с.
  3. Кузьминчук А.А. Институциональное регулирование волонтеров как социальной общности: дис. … канд. соц. наук. Тюмень, 2016. 222 с.
  4. Куршева Ф.Х. Подготовка магистрантов социальной работы к реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2020. 163 с.
  5. Трохина А.В. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2012. 166 с.
  6. Федулова И.В. Доброволец и волонтер. Тождественны ли эти понятия? // Научные тенденции: педагогика и психология: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 4 августа 2020 г. СПб.: ЦНК МОАН, 2020. С. 11–13. doi: 10.18411/sciencepublic-04-08-2020-03.
  7. Попова И.В., Серова Е.А. Мотивация к просоциальному поведению как детерминанта развития волонтерского движения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 53–58. doi: 10.34216/1998-0817-2021-27-1-53-58.
  8. Осипов С.В., Баширов Т.А. Современные подходы к пониманию волонтерской деятельности // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 1553–1558.
  9. Нятина Н.В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 30–33. doi: 10.24158/spp.2022.3.4.
  10. Нечаева О.М. Волонтерская деятельность обучающихся вуза: к проблеме сущности и педагогического потенциала // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 9. С. 79–81. doi: 10.37882/2223-2982.2021.09.22.
  11. Коган Е.А., Квон Д.А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 116–125. doi: 10.32744/pse.2019.4.10.
  12. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Представления о волонтерской деятельности у современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 125–136. doi: 10.11621/npj.2020.0410.
  13. Виситаева И.З., Мусханова И.В. Система организации волонтерской деятельности в педагогическом вузе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2022. № 2. С. 26–32. doi: 10.29025/1994-7720-2022-2-26-32.
  14. Макарова М.Н., Конникова А.Д. Роль социальных факторов в управлении волонтерской деятельностью студентов // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 2. С. 169–178. doi: 10.35634/2587-9030-2022-6-2-169-178.
  15. Кириченко А.Г. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов социокультурной сферы // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (32). С. 124–128.
  16. Землянская А.С. Модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 3. С. 89–94. doi: 10.52470/2619046x_2022_3_89.
  17. Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных условиях: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ялта, 2020. 450 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тараторин Е.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах