Environmental knowledge popularization among students in the 1980s (on the example of the Kuybyshev Region)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The twentieth century in the history of mankind is rightfully considered to be the epoch of the beginning of an intense negative anthropogenic impact on nature. During this period, awareness of environmental education of the population becomes particularly relevant. They were beginning to pay special attention to it in the educational system. This paper discusses the general state policy of the Soviet leadership in the development of school environmental education. Using the example of the Kuybyshev Region, the analysis of various approaches and methods to environmental knowledge popularization among students in the 80s of the 20th century is given. The choice of such a short time interval is explained by a special attention of state bodies to environmental culture improvement. The paper describes the role of outstanding teachers in the development of school programs on ecology. The author pays special attention to periodicals and journals of bioecological content, which were a worthy help for environmental literacy development among students. The publication is based on archival materials from the funds of the Central State Archive of the Samara Region that most reveal the problems of the study. The information presented in the paper is aimed at studying some issues of the environmental education formation in the Samara Region. The materials obtained can serve as a basis for further study of the issues under consideration.

Full Text

Самарская область (с 1936 по 1992 годы Куйбышевская область) является одним из регионов России, где на протяжении многих десятилетий сохраняется неблагоприятная экологическая обстановка. Решение данной проблемы зачастую лежит на плечах государственных и надзорных органов. Одним из путей решения поставленной задачи служит система образования. На уроках биологии, в теме «Основы экологии», учащимся объясняют взаимосвязи между организмами и неживой природой, как беречь природу, как вредные выбросы в атмосферу или гидросферу влияют на здоровье людей, животных и растения. Здесь на помощь учителю приходит история. Невозможно рассмотреть какую-либо проблему, не изучив ее историю, не окунувшись в предпосылки ее зарождения, не проанализировав вклад различных лиц в ее разрешение.

Не подвергается сомнению тот факт, что вопросы экологического содержания в школьных образовательных программах СССР имелись и ранее. Однако наивысшего расцвета они приобретают именно к началу 1980-х годов. В данной статье на основе различных исторических источников приводятся сведения о популяризации экологических знаний в образовательных учреждениях Куйбышевской области в заявленный период. Для более полного рассмотрения вопроса вначале необходимо понять, каким было отношение государственных властей страны к школьному экологическому образованию и популяризации экологических знаний среди учащихся.

Государственная политика

В 1970-е гг. общая политика советского государства в вопросе сохранения природы от неблагоприятного воздействия начинает меняться. Если первоначально в связи с необходимостью развития промышленности (нефтеперерабатывающей, химической, металлургической) на экологическую остановку отдельных регионов закрывали глаза, то теперь с ухудшением обстановки стала очевидна несостоятельность данного подхода. Согласно тексту конституции СССР от 7 октября 1977 г., граждане страны обязаны беречь природу, охранять ее богатства (ст. 67) [1]. К природоохранным статьям можно отнести и иные статьи, такие как №№ 18, 73, 131, 147. В отношении советской системы образования также начали наблюдаться нововведения в отношении увеличения экологических тем в школьных предметах. Кульминацией можно отметить XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза, где в Политическом докладе ЦК КПСС (с 25 февраля по 6 марта 1986 г.) было объявлено: «Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей» [2, с. 50].

В 1980-х гг. в разных городах страны (Таллин – 1980 г., Ташкент – 1982 г., Иваново – 1984 г.) стали организовываться различные научно-практические конференции, посвященные формированию у учащихся ответственного отношения к природе. О пристальном внимании к проблеме сохранения природы говорит и тот факт, что экологические знания в общеобразовательной системе советских школ присутствовали практически во всех дисциплинах. В 1982 г. на международной конференции в Хельсинки выступил выдающийся советский ученый и педагог И.Д. Зверев, который сформулировал идею междисциплинарного подхода к экологическому образованию школьников. Немногим позднее им совместно с педагогом И.Т. Суравегиной была опубликована работа «Отношение школьников к природе» [3, с. 41]. Она содержала примеры использования экологических знаний практически в любом школьном предмете.

В 1983 г. на факультете технологии неорганических веществ Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева был открыт набор студентов по специальности «Экология и охрана окружающей среды». На первый курс были зачислены 50 студентов. Кроме столичных высших учебных заведений к середине 1980-х годов подготовку студентов экологического профиля стал проводить и Казанский университет [4].

Таким образом, приходим к выводу, что к началу 1980-х гг. в СССР сложилась благоприятная обстановка для развития экологического школьного образования.

Развитие экологических знаний в школе

В условиях общегосударственной политики страны в развитии экологического образования в СССР пионером в данном деле считается Эстонская ССР. В школах Таллина и Тарту раньше всех стали уделять особое внимание экологическим знаниям. Вслед за Эстонией экологоориентированные занятия стали проводиться в других городах Прибалтики. Так, учителя биологии, географии, отчасти физики и химии стали проводить специализированные тематические уроки, на которых учащиеся могли знакомиться с основными экологическими законами, идеями и понятиями.

Далее подобные уроки стали внедряться в учебный процесс школ Москвы, Волгограда, Украинской ССР, Белорусской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР. К примеру, учителя из Минска, Тернополя, Еревана в изучении темы «Вода» при опоре на знания, полученные в курсах природоведения, ботаники, географии, развивали идею о единстве природы. Учащихся знакомили с такими понятиями, как «озоновая сфера», «загрязненность» и т.д. В работе со старшеклассниками особой популярностью стали пользоваться научные общества «Юный эколог» [3, с. 33, 37].

В вопросе популяризации экологических знаний Куйбышевская область не оставалась в стороне. 25 апреля 1974 г. студентами зоологического кружка государственного университета в г. Куйбышеве была организована первая дружина по охране природы [5, л. 4]. 29 июля 1983 г. в Тольятти был учрежден Институт экологии Волжского бассейна АН СССР, который возглавил известный советский и российский биолог С.М. Коновалов [6, с. 64]. В том же 1983 г. в стенах Куйбышевского педагогического института А.А. Устинова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по теме «Растительные компоненты речных долинно-водоносных геосистем (на примере бассейна Средней Волги)». Данная диссертация примечательна тем, что она стала одной из первых в области, защищенных по специальности «Экология». Приведенные примеры свидетельствуют о возросшем в регионе интересе к экологии.

Наличие неплохой научной базы в регионе облегчало процесс развития экологических знаний в общеобразовательных учреждениях Куйбышевской области. Учителя школ все чаще включали в свои уроки изучение вопросов экологической направленности, а изданное в 1980 г. и переизданное в 1988 г. учебное пособие Н.М. Черновой, А.М. Быловой для педагогических вузов «Экология» значительно облегчили педагогам реализацию образовательных задач [7].

В постановлении Верховного совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 12 апреля 1984 г. № 13-XI отмечалось, что «Курс партии на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, более полное раскрытие его гуманистической природы, дальнейшее повышение творческой активности человека выдвигает перед советской школой большие и ответственные задачи». При реализации трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащиеся в неполной средней школе (5–9 классы) должны получить более основательную общетрудовую подготовку. «Они изготовляют несложные изделия по заказам предприятий, а также для школ, заботятся об охране природы» [8].

Однако основной причиной столь пристального внимания учащихся к экологии все еще оставались постоянно возрастающие проблемы сохранения природы. В фондах Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) сохранились материалы, свидетельствующие о неблагоприятной экологической обстановке в регионе. Так, в тексте разработки основных направлений комплексного экономического и социального развития г. Куйбышева на 1986–1990 гг. отмечалось: «Общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу города составляет 360,2 тыс. т/год. … Основная причина сложившегося положения – недостаточное внимание предприятий указанных отраслей к природоохранной деятельности и ее низкая эффективность. Как правило, низкую эффективность своей природоохранной деятельности предприятия объясняют недостатком выделяемых им на соответствующие цели капвложений» [9, л. 11].

В 1990 г. в Куйбышевском областном институте усовершенствования учителей под редакцией заведующего кабинетом биологии ОблИУУ Т.В. Гейхман были выпущены рекомендации по формированию нравственно-экологической культуры школьников [5]. В них указывалось, что «…долг пропагандистов, лекторов-методистов – разъяснить детям, что любовь к природе заключается не столь в созерцании и потреблении, сколько в сбережении и приумножении природных ценностей. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами» [5, л. 3]. С целью оптимизации экологического воспитания учащихся предлагалось: проведение серьезной работы с педагогическими кадрами по повышению их квалификации в области экологического образования и воспитания через курсы и семинары; организация экоориентированных субботников, конференций, выставок; координация работы учащихся, родителей, трудовых коллективов по формированию экологической культуры в микрорайоне школы (общешкольные собрания: «Бережность – черта социалистического образа жизни»; конференция: «Экология общечеловеческие ценности»); организация и проведение общешкольных природоохранных десантов совместно с молодежью, общественностью микрорайона [5, л. 3 об.–4].

Периодические издания

Отдельную страницу в вопросе популяризации экологических знаний среди учащихся занимают журналы и иные периодические издания, издаваемые в СССР в 1980-х годах.

Рождением специализированной экологической журналистики в СССР можно считать появление журнала «Природа и человек». В 1979 г. в Москве вышел первый номер научно-популярного журнала для учащихся «Юный натуралист», в котором было публиковано несколько экологических статей – «Зелёный наряд Отчизны», «Красный волк из Красной книги» и др. [10, с. 4, 24].

В Куйбышевской области к таким изданиям можно отнести сборник трудов под наименованием «Зелёный шум». Сборник имел биолого-экологическую направленность и видел своей целью популяризацию экологических знаний среди населения. Всего за 1980-е гг. было опубликовано более десяти таких сборников. Хронологически время выхода первого выпуска в 1980 г. не был случайным. В первую очередь это объяснялось возросшим интересом к природоохранной деятельности среди общественных деятелей, ученых, политиков и педагогов. В предисловии одного из сборников отмечалось: «Природа и человек – такова тема настоящего сборника. В очерках, статьях и заметках ученых, журналистов, писателей и натуралистов речь идет о том, как претворяются в жизнь ленинские идеи защиты природы, что делается в Куйбышевской области для рационального использования природных ресурсов, растительного и животного мира, для улучшения окружающей человека среды» [11, с. 2].

Составителем сборника «Зелёный шум» являлся журналист Виктор Константинович Туманов, деятельность которого была тесно связана с преподавателями Куйбышевского педагогического института. В числе авторов сборника помимо ученых биологов являлись писатели, журналисты, общественные деятели. Среди них декан биолого-химического факультета и заведующий кафедрой зоологии Куйбышевского государственного педагогического института М.С. Горелов, заместитель директора Жигулевского государственного заповедника К.А. Кудинов, главный лесничий Куйбышевского областного управления лесного хозяйства Н.В. Колчин, писатель Е. Лазарев, журналисты В. Панков, В.К. Туманов и др. Отметим, что сборник предназначался для широкого круга читателей, а следовательно, текст изложения материала был весьма понятным и относительно упрощенным.

Каждый выпуск сборника состоял из нескольких тематических разделов «Человек на земле», «Научите любить природу», «Из блокнота натуралиста», «Литературные страницы», «Нуждаются в охране» и др. Особое место на страницах «Зелёного шума» занимала публикация стихотворений и произведений местных поэтов и писателей о природе Куйбышевской области. В стихотворении «Купание в Кондурче» (автор Б. Соколов), опубликованном в выпуске за 1982 г., поднималась проблема загрязнения водной экосистемы. В стихотворной форме автор умело описал исчезновение некоторых видов рыб и птиц, – «нету цапли – рады воробью» [12, с. 109].

Цветные фотографии способствовали лучшему восприятию материала. На уроках биологии данное издание стало настоящим подспорьем в формировании нравственного, ответственного отношения к сохранению окружающей среды у учащихся.

Заключение

Таким образом, на основе представленных в статье материалов приходим к выводу, что на протяжении 1980-х годов в СССР распространяется мнение о необходимости привития у учащихся экологических знаний. Объяснялось это возросшим количеством экологических проблем и заинтересованностью государства в их разрешении. Если изначально природоохранные знания содержались в курсе других школьных дисциплин, то во второй половине десятилетия появляется самостоятельный предмет – экология в педагогических институтах. Это позволило подготовить будущих учителей к преподаванию основ экологии в школе. Положительным моментом стало формирование школьных научных обществ и объединений. В Куйбышевской области популяризации экологических знаний способствовало наличие Института экологии Волжского бассейна АН СССР, издание биоэкологических сборников.

×

About the authors

Vladimir Rudolfovich Avetisyan

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: avetisyan.v@sgspu.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 07.10.1977. М.: Издательство политической литературы, 1978. 62 с.
  2. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. 352 с.
  3. Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  4. Ермолаев О.П., Латыпова В.З., Переведенцев Ю.П. и др. Факультет географии и экологии Казанского государственного университета. Казань: Бриг, 2009. 48 с.
  5. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-3669. Оп. 1. Д. 997.
  6. Жирмунский А.В., Касьянов В.Л., Шевляков А.Г., Христофорова Н.К. Станислав Максимович Коновалов // Биология моря. 1996. Т. 22, № 1. С. 64–66.
  7. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
  8. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: постановление Верховного совета СССР от 12.04.1984 № 13-XI // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док-тов. Т. 15, ч. 1. 1983 г. – май 1984 г. М.: Политиздат, 1985. С. 381–407.
  9. ЦГАСО. Ф. Р-3572. Оп. 10. Д. 16.
  10. Юный натуралист. 1979. № 1. 49 с.
  11. Зелёный шум: сб. / сост. В.К. Туманов. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1980. 192 с.
  12. Зелёный шум: сб. / сост. В.К. Туманов. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. 200 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Avetisyan V.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies