Educational practice of students – prospective teachers in the context of distance learning

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper raises the problem of effective organization of pedagogical practice of students – prospective teachers in general and educational practice, in particular. The goal and the tasks of educational practice correlating with it are given (practice for obtaining primary professional skills, including primary skills and research skills). The experience of organizing this type of practice in the context of distance learning is presented. The tasks offered to students in a distance format are described: drawing up characteristics of an educational institution, identifying individual and personal characteristics of the teaching style of a foreign language teacher, analyzing activities of the subjects of the educational process at the lesson, assessing professionally significant qualities of the teacher, analysis of the educational process at the lesson, developing a plan outline of educational activities, analysis of educational activities, analysis of students’ activities in extracurricular educational work to achieve personal results indicated in the federal state educational standard of basic general education, analysis of pedagogical situations, reflective analysis of educational practice. The analysis of the reflexive part of students’ reports whose practice was in distant (2020) and full-time (2019) forms is carried out, and the peculiarities of students’ assessment of their activities within the framework of two forms of educational practice are revealed. The authors reveal what aroused particular interest among the students, what they thought they had learned, what caused the difficulties. The pros and cons of conducting educational practice (practice for obtaining primary professional skills, including primary skills and research skills) in a distant format are substantiated. The paper argues the position about the importance of real interaction with students and school teachers in the context of educational practice for the effectiveness of professional training of prospective teachers.

Full Text

Педагогическая практика, являясь ключевой составляющей личностно-профессионального развития и становления будущего учителя, выступает в роли связующего звена между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной профессиональной деятельностью в образовательном учреждении. Именно в процессе педагогической практики закладываются основы опыта педагогической деятельности учителя. Как справедливо отмечает Н.Н. Антонова, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в Российской Федерации актуализирует проблему практико-ориентированности обучения в вузах: «Особую важность это приобретает в педагогических вузах, где ранее студенты выходили на практику в образовательные организации только во второй половине обучения, занимаясь первые года в стенах своего вуза как бы теоретически, «бездетно». Не только новые образовательные стандарты, но и профессиональный стандарт, содержащий трудовые функции педагога, определяют как компетентностный подход, так и трудовые действия, формирование которых возможно только в условиях непрерывной учебной практики» [1, с. 5]. Повышение объема учебного времени, отводимого на различные виды практик, привело к внедрению в образовательный процесс педагогического вуза новых видов практики, реализация которых осуществляется с первых лет обучения, в отличие от многолетней традиции проведения педагогической практики только на старших курсах. Тем самым претворяется в жизнь идея непрерывности педагогической практики, сформулированная почти два десятилетия назад А.А. Орловым [2], А.И. Пискуновым [3], и разрабатываемая современными исследователями, среди которых М.В. Бывшева, С.Д. Томилова [4], А.М. Коротков, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев [5], Ж.Х. Эдиева [6] и др.

Важной составляющей непрерывной практики будущих педагогов является учебная практика, в процессе которой «студент впервые самостоятельно реализует социально-педагогическую деятельность, несет ответственность не только за собственные действия и поступки, но и за жизнедеятельность <…> каждого ребенка» [7, с. 132].

К различным содержательным и организационным аспектам учебной практики студентов – будущих учителей обращаются Н.Н. Антонова [1], Е.В. Абазовик, Е.В. Малышева [8], В.Н. Антонов, А.А. Нуртдинова [9], Е.Ф. Горбунова [10], Т.Н. Горностаева, О.М. Горностаев [11], С.Г. Коротков, С.И. Чупряков, В.К. Кузьмин [12], И.А. Ледовских [13], А.С. Москвина, К.В. Шкуропий [14], К.Л. Полупан [15], Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева [16] и др.

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) – появилась в учебном плане бакалавриата одной из последних относительно других видов практики. Ее задачами являются практическое ознакомление студентов с образовательным учреждением, с основными направлениям и особенностями его работы, опытом деятельности, нормативно-правовой документацией образовательного учреждения, историей и проблемами на современном этапе; совершенствование общепедагогических умений и навыков, приобретенных в процессе освоения теоретического материала психолого-педагогических дисциплин; знакомство с функциональными обязанностями учителя-предметника и классного руководителя; развитие у студентов способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; создание условий для формирования готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса; овладение навыками рефлексии учебной и воспитательной деятельности учителя-предметника и классного руководителя, а также навыками саморефлексии; воспитание у студентов профессионально значимых качеств личности, уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции.

Решение обозначенных задач эффективно осуществляется в процессе посещения студентами – будущими учителями образовательных учреждений и выполнения заданий, направленных на формирование у них готовности к взаимодействию с участниками педагогического процесса, среди которых наблюдение за педагогической деятельностью педагогов, непосредственная работа с обучающимися: составление педагогической карты ребенка, разработка и проведение воспитательного мероприятия, формулировка педагогической задачи и предложение вариантов ее решение и др. Однако в начале 2020 года в связи с тем, что образовательные учреждения из-за пандемии коронавируса перешли на дистанционное обучение, возникла проблема с организацией учебной практики студентов. При столкновении с дилеммой либо переносить практику на более поздний срок, что ставило под угрозу само ее проведение, так как сроки окончания пандемии неизвестны, либо проводить ее в онлайн формате, был выбран второй путь. И в рамках данной статьи мы представляем опыт организации учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) студентов факультета иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета в условиях дистанционного обучения.

Взяв за основу задания, предлагаемые студентам в рамках программы учебной практики, мы модифицировали их в контексте дистанционного формата.

Студентам было предложено десять заданий.

Задание 1 – составление характеристики образовательного учреждения по таким параметрам, как «Общие сведения о школе», «История школы», «Основные образовательные программы», «Основные направления воспитательной работы», «Чем интересна эта школа». Для выполнения данного задания студенты обращались к информации, размещенной на сайтах образовательных учреждений, которые традиционно являются базами практик для нашего вуза.

Задание 2 – выявление индивидуально-личностных особенностей стиля преподавания учителя иностранного языка. Нами были подобраны два видеоурока английского языка одинаковой тематики, но с разными преподавателями. Студентам необходимо было осуществить сравнительный анализ индивидуально-личностных особенностей стиля преподавания, представив ответы на вопросы: «Учитывает ли преподаватель особенности возраста целевой аудитории, если да, то каким образом?»; «Объясняя один и тот же материал, оба преподавателя делают одинаково …… (покажите, что именно)»; «Объясняя один и тот же материал, оба преподавателя делают по-разному …… (покажите, что именно)»; «Охарактеризуйте стиль объяснения каждого преподавателя по следующим критериям: внешний вид, взгляд, темп изложения материала, эмоциональность, громкость голоса при объяснении, использование жестов и мимики, наличие пауз в объяснении, выделение голосом сложных моментов, к которым нужно привлечь внимание, дополнительные приемы, которые были использованы, ошибки, оговорки, неточности в речи, общее впечатление, которое производит учитель»; «Сделайте общий вывод по двум представленным фрагментам объяснения. Кто из преподавателей был более успешен в объяснении? Почему? Что способствовало, а что мешало восприятию материала?»

Задание 3 – анализ деятельности субъектов образовательного процесса на уроке. Студентам было предложено посмотреть видео урока русского языка в пятом классе МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Фрязино, Московская обл.). Отметим, что в рамках учебной практики студенты, как это было и ранее в офлайн формате, наблюдают не только уроки иностранного языка, но и уроки по другим предметам. Это позволяет расширить педагогический кругозор будущих учителей, дает им возможность видеть специфику использования форм, методов и средств обучения при изучении школьниками различных дисциплин, вычленять общее в использовании форм и методов и т.д.

На основании анализа увиденного, студенты заполняют таблицу «Деятельность субъектов образовательного процесса на уроке» (табл. 1).

 

Таблица 1 – Деятельность субъектов образовательного процесса на уроке

ФИО учителя

Учебный предмет

Класс

Тема урока

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный этап

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

 

Закрепление материала

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

Задание 4 – оценка профессионально значимых качеств учителя – выполняется на основе анализа урока русского языка в пятом классе из третьего задания. На основании анализа увиденного студенты заполняют лист наблюдения в форме таблицы «Профессионально значимые качества учителя» (табл. 2).

 

Таблица 2 – Профессионально значимые качества учителя

Критерии для оценивания

Балл

Комментарии

1

излагает материал ясно, доступно и четко

 

 

2

выделяет и разъясняет наиболее сложные моменты

 

 

3

выделяет главное в ходе занятий

 

 

4

умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету

 

 

5

контакт с классом и учет его реакции

 

 

6

вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии

 

 

7

соблюдает логику изложения

 

 

8

культура речи, четкость дикции, темп изложения

 

 

9

внешний вид, мимика и жесты

 

 

10

четко формулирует задачи на самостоятельную работу

 

 

11

творческий подход к преподаванию, интерес к своему делу

 

 

12

умеет снимать напряжение аудитории

 

 

13

эмоциональность, заинтересованность в успехах обучаемых, терпение и такт по отношению к ним

 

 

14

доброжелательность, энергичность

 

 

15

требовательность, строгость

 

 

16

объективность в оценке знаний

 

 

17

располагает к себе манерой поведения

 

 

 

Оценка студентами профессионально значимых качеств личности учителя осуществляется по пятибалльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Кроме того, они комментируют выбранный балл, используя при пояснении примеры из урока.

Задание 5 – анализ осуществления образовательного процесса на уроке. Студентам предлагается видео урока истории в 6 классе, после просмотра которого необходимо ответить на вопросы «К кому типу относится просмотренный урок?», «Как учитель подводит детей к формулированию темы урока?», «Какие виды заданий выполняют ученики?», «Как организована рассадка учащихся, и зачем это сделано?», «Как активизируется деятельность учащихся?», «Какими формами и методами пользуется учитель на уроке?», «Как реализуется принцип воспитывающего обучения?», «Сколько видов деятельности выполняют ученики, и с какой периодичностью они меняются?», «Что интересного происходит в конце урока?», «Почему, по вашему мнению, учитель завершает занятие именно так?».

Задание 6 – разработка плана-конспекта воспитательного мероприятия, в котором указываются тема мероприятия, возраст обучающихся, на которых оно рассчитано и при этом обосновывается актуальность выбранной темы в целом и для обозначенного возраста обучающихся в частности. Кроме того, план-конспект содержит цель и задачи мероприятия; план проведения (перечисляются этапы мероприятия), содержание мероприятия (подробное описание содержания каждого этапа мероприятия в соответствии с планом его проведения). Также обозначается необходимость использования технических средств и приводится список источников, использованных при разработке плана-конспекта воспитательного мероприятия. Тему мероприятия будущие учителя выбирают самостоятельно. Если в офлайн формате студенты проводят разработанное мероприятие с учащимися, то в рамках дистанционного обучения данное задание является теоретическим.

Задание 7 – анализ воспитательного мероприятия. Заметим, что при организации практики в школе студенты анализируют разработанное и проведенное ими мероприятие, в дистанционном же формате будущие учителя анализируют предлагаемый им видеофрагмент классного часа «Уроки этикета» в 8 классе МОУ «СОШ имени А.П. Чехова» (г. Истра, Московская обл.). Анализ осуществляется по следующей схеме: 1. Общие сведения о воспитательном деле: класс, место проведения, форма, тема, состав участников. 2. Подготовка учителя и учащихся, готовность помещения, оформление, оборудование 3. Цель, задачи, структура воспитательного дела, основные этапы и связь между ними. Соответствуют ли поставленные цели и задачи возрасту учащихся, уровню их воспитанности. Реальны ли они? Достижимы ли в ходе мероприятия? Соответствует ли содержание мероприятия, его структура и методы поставленным целям? 4. Методика проведения мероприятия. Какие педагогические методы использованы? Соответствуют ли педагогические методы и приемы форме, теме, целям и задачам воспитательного мероприятия? 5. Побуждение учащихся к деятельности: приемы активизации их познавательной и речевой деятельности, приемы занимательности, используемые в работе. 6. Роль педагога (степень владения материалом темы, педагогический такт, умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с учащимися). 7. Отношение учащихся к проводимому делу (заинтересованность, равнодушие, неприятие происходящего, проявление активности, выражение эмоций и т.д.). 8. Предполагаемые результаты воспитательного дела (достижение цели, изменения в поведении учащихся и т.д.). 9. Выводы. Предложения (положительное, недостатки, возможные пути их преодоления).

Задание 8 – анализ деятельности обучающихся во внеклассной воспитательной работе по достижению личностных результатов, обозначенных во ФГОС ООО. Для выполнения данного задания студенты осуществляют просмотр видео классного часа в 8 классе на тему «Совесть». Задание для студентов мы сформулировали следующим образом: «В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в разделе II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, обозначены личностные, метапредметные и предметные результаты, которые могут формироваться как в учебной деятельности, так и во внеурочной воспитательной работе. Ознакомьтесь с ФГОС ООО (раздел II, п. 9). Из приведенного перечня личностных результатов выберите те, которые могут формироваться на материале классного часа «Совесть». К каждому из перечисленных вами результатов приведите конкретные примеры заданий, которые выполняют обучающиеся 8 класса из представленного видео. Сформулируйте выводы».

Задание 9 – анализ педагогических ситуаций. Аналогичное задание студенты выполняют и на практике в офлайн формате, где они описывают и анализируют наблюдаемые ими педагогические ситуации, возникающие в реальном образовательном процессе. Для того, чтобы данное задание было выполнено в онлайн формате, мы отобрали несколько педагогических ситуаций, представленных в художественных фильмах. Например, ситуации из фильмов «Розыгрыш» (режиссер Владимир Меньшов, 1976 г.), «Чужие письма» режиссер Илья Авербах, 1975 г.) и др. Анализ каждой ситуации необходимо осуществить по следующей схеме: 1. Перечислите субъектов ситуации. 2. Сформулируйте основную педагогическую проблему, содержащуюся в данной ситуации. 3. Способствуют ли действия учителя в данной ситуации решению существующей проблемы? Поясните почему. 4. Предложите и обоснуйте свою стратегию деятельности учителя в данной ситуации, способствующую решению проблемы.

Задание 10 – рефлексивный анализ учебной практики. Студентам предлагается закончить следующие предложения: «В процессе выполнения заданий по практике мною были осуществлены следующие виды деятельности…»; «Мне пригодились следующие знания по педагогике…»; «Я научился…»; «Особенно интересными для меня были следующие задания… (поясните почему)»; «В процессе практики я столкнулся со следующими трудностями…»; «Я осознаю, что мне как будущему учителю не хватает…»; «Мне много предстоит работать над…»; «Общий вывод…». Отметим, что мы специально не акцентировали внимание студентов на дистанционном формате учебной практики. Мы посчитали интересным выяснить, будут ли сами студенты при анализе учебной практики обращаться к формату ее проведения и если да, то как они будут это делать.

Далее мы приведем результаты осуществленного нами анализа рефлексивной части отчетов студентов, что позволило нам выявить плюсы и минусы проведения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) в дистанционном формате. Отметим, что по некоторым параметрам мы сравниваем отчеты студентов, проходивших практику в очной форме в 2019 г. и дистанционной форме в 2020 г.

Итак, продолжая фразу «Я научился…», студенты перечисляли следующее: составлять характеристику образовательного учреждения, анализировать стиль объяснения преподавателя и выявлять его индивидуально-личностные характеристики, анализировать деятельность субъектов образовательного процесса, определять используемые формы и методы педагогической деятельности, выделять виды деятельности, осуществляемые на уроке, определять используемые приемы активизации познавательной деятельности учащихся, разрабатывать воспитательное мероприятие, определять цель и воспитательно-образовательные задачи, выявлять личностные результаты, формируемые на уроке, определять субъектов педагогической ситуации, формулировать педагогическую проблему, анализировать деятельность учителя в данной ситуации и разрабатывать собственную стратегию деятельности учителя в определенной педагогической ситуации, осуществлять рефлексивный анализ. Помимо этого, студенты получили опыт определения основной педагогической задачи, проблемы и ее оптимального решения, формулировки цели и результатов самостоятельной деятельности, опыт анализа научных и учебных терминов и материалов различных сайтов. В этой части перечень того, чему научились будущие учителя в процессе дистанционной учебной практики, практически в полном объеме повторяет перечень умений студентов, проходивших практику в образовательном учреждении до пандемии (для сравнения были взяты отчеты студентов факультета иностранных языков СГСПУ, проходивших практику в 2019 году). Однако есть одно, на наш взгляд, важное отличие: в отчетах 2019 года студенты отмечают, что научились находить общий язык с детьми (30,1%), а также взаимодействовать с учителями уже не с позиции ученика, но с позиции коллеги (пусть пока еще только будущего) (27,4%). В отчетах студентов, проходивших практику 2020 году, из-за отсутствия личного взаимодействия подобные ответы отсутствуют. Здесь и далее в скобках мы указываем процент студентов, давших те или иные ответы.

Особый интерес у студентов, проходивших практику в 2020 году, вызвали задание 9 – анализ педагогических ситуаций (32,8%), задание 6 – разработка воспитательного мероприятия (30,1%) и задание 2 – выявление индивидуально-личностных характеристик учителя иностранного языка (28,8%). Свой выбор будущие учителя аргументировали следующим образом: «Мне было интересно выполнять это задание, так как я смогла увидеть на примере художественных произведений, какие педагогические ситуации бывают, и как в таких случаях ведет себя учитель. Также в этом задании, я смогла выразить свою точку зрения, как бы я повела себя, будь я на месте учителя» (Екатерина Ф.) (Здесь и далее сохраняется орфография студентов). «Для меня были интересны задания с анализом педагогических ситуаций, как и в художественных фильмах, так и в реальной жизни потому, что с помощью такого рода заданий я могу научиться выявлять трудности педагогической деятельности, способы их преодоления. Я учусь тому, как должен себя вести образцовый педагог» (Карина М.). «Мне понравилось 9 задание, где нужно было анализировать педагогические ситуации по определенной схеме. Данное задание оказалось особенно интересным, потому что приходилось думать, а как можно решить конфликт или проблему в различных ситуациях, не переступая границы, уважая личность каждого субъекта обучения и воспитать в каждом ученике ответственного, совестливого гражданина. В данном задании учитель раскрывается не как человек, дающий знания, но и воспитывающий в обучающихся благородных, добрых, нравственных людей. Думаю, это очень важно» (Алина З.). «Самое интересное задание № 9, потому что это было достаточно трудно написать, что бы ты предприняла в реальной ситуации, где ученики себя ведут неподобающим образом. В такие моменты хотелось спросить совета у более опытных педагогов и послушать их точку зрения на данные выше конфликтные ситуации» (Анастасия Б.). Работа над составлением конспекта внеклассного мероприятия также была также с интересом воспринята практикантами. Из отчета Арины Х.: «Для меня это задание было самым интересным, так как оно задействует творческие способности и креативность, а я люблю подходить к делу творчески. Мне понравилось, что в этом задании право выбора темы оставалось за нами. Я люблю свободу в творчестве и процессе. Также я люблю организовывать мероприятия, для меня это задание было что-то вроде мини-проекта». В отчете Натальи У. содержится такая аргументация: «Самым интересным заданием была разработка воспитательного мероприятия. Я впервые попробовала пусть и виртуально, но организовать воспитательное мероприятие и считаю, что этот навык обязательно пригодиться мне в будущем, поскольку это задание требует творческого подхода, углубления и использования знаний для решения практических задач. Необходимо четко сформулировать цель и задачи, использовать различные педагогические методы и приемы, произвести отбор содержания. При выполнении данного задания я представляла, как сама смогу выступить перед классом с данной темой». Оценивая опыт, полученный при выполнении задания по выявлению индивидуально-личностных характеристик учителя иностранного языка, студенты отметили: «Было интересно, когда я видела, как два учителя объясняют один и тот же материал по-разному; сравнивать учителей, обращать внимание на все мелочи ведения урока и отмечать достоинства и недостатки». Еще один отзыв Елены Д.: «Благодаря этому заданию, я поняла, что даже самые незначительные моменты педагогического процесса, такие как образ преподавателя, его взгляд, очень важны. Наблюдая за деятельностью учителя можно узнать, например, о способах привлечения и удержания внимания, методах подачи материала. Также, замечая ошибки других, можно корректировать себя. Кроме того, мне удалось опробовать его на младших братьях, и понять в чем мои ошибки». В рефлексивном задании, предлагаемом студентам, проходившим практику в 2019 году, студенты продолжали фразу «Мне понравилось…» без привязки к заданиям. Полученные результаты таковы: понравилось наблюдать за детьми (40,3%), за деятельностью учителя на уроке (33,9%), положительные эмоции вызвало общение с детьми (24,2%). Например, Ирина М. пишет: «Мне понравилось наблюдать за детьми, за тем, как они ведут себя во вне уроков, то есть на переменах, на классном часе, который мы проводили, когда нет условных рамок, и нет преподавателя, который бы контролировал их поведение». Понравившееся студентам 2020 года задание 2 – выявление индивидуально-личностных характеристик учителя иностранного языка, также связано с наблюдением за его деятельностью. Иными словами, интерес к деятельности учителя проявляется у студентов и в офлайн, и в онлайн формате. В то время как в 2019 году лишь 8,06% студентов понравилось работа с педагогической ситуации (надо было основываясь на реальных педагогических фактах, наблюдаемых на практике, составить педагогическую задачу и предложить варианты ее решения). Это связано с трудностью для студентов 2019 года вычленения педагогической ситуации в реальном образовательном процессе, предлагаемые студентам 2020 года готовые педагогические ситуации из художественных фильмов вызвали гораздо больший интерес.

Среди трудностей, с которыми столкнулись студенты в условиях дистанционной практики были названы: недостаток знаний в плане разрешения конфликтов между учителем и учениками; большой объем новой информации; сложность определения педагогической проблемы; недостаток знаний педагогической терминологии; этические моменты, связанные с критикой действий педагога в предложенных видеофрагментах; затруднения в предложении своих вариантов решения педагогических ситуаций; недостаточность опыта при педагогическом наблюдении, основанном только на личном видении; однозначная оценка ситуации – разграничение на «правильно» и «неправильно»; формулировка своей позиции, стратегии и варианта развития действий и др. Во многом похожие трудности отмечали и студенты, проходившие практику в школе. Принципиальное отличие здесь опять же связано с живым общением студентов с участниками образовательного процесса, в ходе которого испытывали те или иные трудности студенты 2019 года, и которых, естественно, не было у студентов 2020 года.

Что касается общих выводов, которые делали студенты, то абсолютное большинство (94,5%) отмечает, что практика была интересной и важной в части овладения профессией учителя. Например, Диана А. пишет, что «во время выполнения заданий я научилась замечать важные детали, которые необходимо учитывать в проведении урока или мероприятия. Для себя я выявила свои сильные и слабые места, что поможет мне в дальнейшем предусмотреть это и проработать».

Многие студенты (84,9%) обращались к специфике дистанционного формата учебной практики: «Так как практика проходила в дистанционном режиме, было сложно прочувствовать и понять все полностью и в деталях. Иногда мне сложно было сформулировать свои мысли и проанализировать какие-то ситуации в связи с недостаточным практическим опытом» (Анна Б.). Из отчета Максима К.: «Данная практика является очень полезной для студентов, так как при выполнении заданий мы сталкиваемся с настоящими педагогическими проблемами, которые необходимо каким-то образом решать. Также я считаю, что я много усвоил для себя, даже освоил некоторые методы от педагогов, не без трудностей, конечно. Также я в печали из-за того, что практика проходит именно таким образом, если бы все это проходило вживую – было бы намного лучше, ведь присутствовать на уроках, наблюдать за педагогами и поведением учеников произвело бы намного больше впечатления, может быть я бы усвоил что-то еще, но в любом случае – это было интересно для меня».

И, хотя большинство студентов отметили в своих отчетах, что хотели бы пройти практику в условиях реальной школьной жизни, были студенты, которым дистанционная форма показалась даже в чем-то интереснее традиционной формы. Так, Анна Б. пишет: «Я увидела практическую сторону педагогики, и это был интересный опыт, в том числе и потому, что практика была дистанционной. Работа учителя очень сложна и требует от человека многого. Кроме того, анализировать работу других людей проще, если есть возможность еще раз просмотреть момент на видео». Еще одно мнение: «Несмотря на то, что практика проходила в дистанционном формате, я считаю, что это было полезно и интересно. Полученные мною знаний однозначно пригодятся мне в будущем. Проходя практику, становится ясно, какие пробелы знаний ты имеешь. Также хочется отметить, что я выяснила для себя, как образ учителя, его голос, взгляд и одежда влияют на поведение детей. К сожалению, мы не проходили практику в школе, но теперь у меня есть время исправить свои ошибки перед предстоящим опытом живого общения с детьми». И в заключении приведем фрагмент отчета по учебной практике студентки Алины З.: «В ходе выполнения данной практической работы, я окончательно подтвердила свою мечту и желание стать педагогом. Я очень счастлива, что имею такую возможность совершенствоваться, узнавать и открывать новое в педагогической деятельности. До выполнения данных заданий, на многое мои глаза были "закрыты". Я увидела разных учителей, сравнила их методы и добавила их к себе в копилку. Я уверена, что они пригодятся мне. Спасибо за такую возможность работы, за предоставленные задания, несмотря на сложившуюся обстановку, я получила огромный опыт и открыла для себя неизведанное мне. Главное для преподавателя, это быть заинтересованным в своём предмете, быть тактичным во всех отношениях к учащимся, не просто быть мастером своего дела, а любить свой предмет. Доносить и развивать опыт у учащихся, побуждать их любить то дело, которое я собираюсь в будущем осуществлять. На мой взгляд, педагогическая практика позволила мне понять, что я хочу делать в своей жизни».

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) в дистанционном формате имеет, конечно же, свои плюсы, главным из которых является возможность многократного просмотра видеоматериалов, которые затем подлежат анализу, однако, и это самое важное, живое общение учителя и ученика никогда не сможет быть заменено, даже если будут использованы самые передовые технологии организации дистанционного общения. Отрадно, что это понимают современные студенты – будущие учителя. В то же время организация учебной практики в дистанционном формате предоставила новый опыт, который может быть использован в дальнейшем как дополнение к очному проведению практики.

×

About the authors

Oksana K. Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: oksana_1970@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Elena V. Kuleshova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: kuleshova@pgsga.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Антонова Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научно-исследовательской деятельности будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 5–7.
  2. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. № 10. С. 60–61.
  3. Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. № 3. С. 41–47.
  4. Бывшева М.В., Томилова С.Д. Проектирование практики студентов в непрерывной системе подготовки педагогических кадров // Нижегородское образование. 2017. № 2. С. 103–108.
  5. Коротков А.М., Сахарчук Е.И., Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика: монография. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. 196 с.
  6. Эдиева Ж.Х. Непрерывная педагогическая практика в условиях педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 110–111.
  7. Сутягина Т.В. Место и роль учебной практики в современной профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 1. С. 132–134.
  8. Абазовик Е.В., Малышева Е.В. Методика организации рефлексивной деятельности студентов-бакалавров в процессе прохождения учебной и производственной практик в школе // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2018. № 1. С. 2569.
  9. Антонов В.Н., Нуртдинова А.А. Задачи организации учебной и педагогической практики в двухуровневой системе высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 2. С. 24–28.
  10. Горбунова Е.Ф. Проблемы организации учебной практики бакалавров педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2016. № 1. С. 98–100.
  11. Горностаева Т.Н., Горностаев О.М. Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 9.
  12. Коротков С.Г., Чупряков С.И., Кузьмин В.К. Организация учебной практики бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 30–33.
  13. Ледовских И.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе учебной практики // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н.П. Нечаев. Чебоксары: НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2019. С. 32–35.
  14. Москвина А.С., Шкуропий К.В. Инновационные ориентиры развития учебной практики будущих бакалавров педагогического образования // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 2 (9). С. 45–50.
  15. Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. № 8–9. С. 159–164.
  16. Шмульская Л.С., Мамаева С.В. Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–4. С. 386–389.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Pozdnyakova O.K., Kuleshova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies