Methods of disciplinary practice distortion elimination in the process of military education in everyday activities

Cover Page

Abstract


The paper deals with problematic issues of conducting disciplinary practice by company commanders. The analysis of scientific publications and documents in the studied units showed that the existing system of maintaining and strengthening military discipline in the units is built on the basis of statutory requirements, but some military personnel allow violations of military discipline of various types. A priori research conducted by the authors has revealed that one of the main reasons for this contradiction is a phenomenon known as disciplinary practice distortion. The authors reviewed identified types of disciplinary practice distortion and analyzed possible causes of violations of this kind. As a suggestion for solving the problematic aspects of conducting disciplinary practice, a method was developed to eliminate disciplinary practice distortions in the process of military education in everyday activities. The presented method was tested in the work of the commander of the unit under study on the use of incentives and disciplinary penalties. As a result of the use of this technique, disciplinary practice distortions of all categories of company commanders were leveled, which in general had a positive impact not only on the use of disciplinary power by commanders, but also on the general state of military discipline of the unit.


Full Text

Дисциплинированность – одно из важных военно-профессиональных качеств офицера Вооруженных сил Российской Федерации, предъявляемых военным ведомством [1]. Работа по формированию дисциплинированности у будущего офицера ведется непрерывно на протяжении всего времени обучения в военном вузе, в том числе посредством системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины. Важным инструментом данной системы является дисциплинарная практика (ДП), проводимая командиром любой категории. При грамотном и своевременном ведении ДП командиром в подразделении создается атмосфера правопорядка и воинской дисциплины, что имеет большое значение для формирования у военнослужащих привычки уставного поведения. Однако и в настоящее время имеют место факты нарушения воинской дисциплины среди военнослужащих. Одна из причин возникновения данных фактов – это наличие случаев искривления ДП, допускаемых командирами. Необходимость понимания причин нарушений, возникающих при ведении ДП, и поиск путей устранения таких нарушений подчеркивают актуальность выбранной тематики.

Теоретические аспекты организации дисциплинарной практики с точки зрения военной психологии и педагогики были рассмотрены в публикациях известных отечественных исследователей и ученых. Наиболее значимы с этой точки зрения работы А.В. Барабанщикова [2; 3], А.Г. Маклакова [4], А.Г. Караяни и И.В. Сыромятникова [5], И.Ю. Ефремова [6], В.Н. Барцева [7], И.Ю. Устинова [8].

Практические аспекты дисциплинарной практики также исследовались и представлены в широком спектре публикаций. Так, М.В. Ратников представил результаты исследования системы стимулирования сотрудников, на основании которого он рассмотрел выявленный им перекос в дисциплинарной практике с акцентом на превышение взысканий над поощрениями [9]. В работе «Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира» П.А. Фоменко и Ю.В. Юрченко рассмотрели функции дисциплинарной практики, а также основные требования и особенности дисциплинарной практики сержантского состава [10]. Анализ методики применения дисциплинарной практики командиром подразделения с точки зрения положений военной педагогики представил С.Ю. Курышкин [11]. Авторы С.Б. Пашкин, С.А. Мозеров, Е.С. Мозерова предложили использование саморегуляции и психокоррекционного тренинга для решения задачи укрепления воинской дисциплины [12]. Кроме того, С.В. Назаренко разработал методику социологической экспресс-диагностики неуставных взаимоотношений, к числу которых причислил искривление дисциплинарной практики [13].

В Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского рядом авторов проводились исследования рассматриваемой темы. Так, Л.А. Иноземцева и Н.С. Кужекин подошли к вопросу формирования личности военнослужащего с точки зрения влияния на него педагогического воздействия, оказываемого командиром или преподавателем [14]. Исследование влияние учета особенностей развития личности курсанта в процессе воспитания и формирования дисциплинированности у будущего офицера представили М.Ю. Касавцев, Е.А. Михайлова, Н.В. Селихина [15]. Авторы А.В. Тарасов и Е.В. Шалонов провели анализ военно-педагогического процесса в академии и разработали предложения по совершенствованию системы поддержания воинской дисциплины в вузе [16], а также исследовали воинский коллектив как основную доминанту в вопросе формирования дисциплинированности у военнослужащих [17]. Процесс укрепления воинской дисциплины путем проведения занятий по насущным проблемам воспитания подчиненных с командирами подразделений исследовали О.А. Курбатов и В.М. Латанов [18]. Вариант решения вопроса укрепления воинской дисциплины посредством использования перспективной модели психодиагностических средств обосновали Р.Ф. Фаттахов и А.А. Федирко [19]. Реформирование правовых норм применения отдельных видов дисциплинарных взысканий как решение задачи повышения воинской дисциплины представили Е.А. Инюшева и В.П. Маслов [20].

Однако ни в одной из рассмотренных работ не было обнаружено апробированных предложений по устранению искривления дисциплинарной практики, что подчеркивает новизну полученных результатов и актуализирует тему проведенного исследования. Кроме того, при проведении анализа научных публикаций было выявлено противоречие. С одной стороны, существующая система поддержания и укрепления воинской дисциплины, обусловленная требованиями общевоинских уставов и руководящих документов. С другой, искажения дисциплинарной практики командирами разных категорий. Таким образом, командир, применив методику устранения искривления дисциплинарной практики, может добиться повышения воинской дисциплины в подразделении. Данная формулировка представляет собой гипотезу исследования, цель которого – разработать методику устранения искривления дисциплинарной практики в процессе воинского воспитания при повседневной деятельности.

Для проведения исследования определимся с несколькими важными терминами. Во-первых, сформулируем термин «искривление (искажение, перекос) дисциплинарной практики» – это форма неуставных взаимоотношений военнослужащих, заключающаяся в нарушении или невыполнении методики (порядка) применения командиром дисциплинарной власти. Во-вторых, определение «устранение искривления дисциплинарной практики» будем понимать как проведение совокупности мероприятий, направленных на удержание в рамках соответствия требованиям общевоинских уставов дисциплинарной власти командира подразделения. При проведении данного исследования авторы использовали методы наблюдения за состоянием воинской дисциплины в подразделении, опроса военнослужащих, анализа документов и дисциплинарной практики, а также синтеза методики работы командира подразделения по устранению искривления дисциплинарной практики. Работа проводилась в соответствии со схемой исследования (рис. 1).

В ходе наблюдения за поведением военнослужащих во время проведения мероприятий повседневной деятельности для исследования были выбраны два подразделения, почти одинаковых по численности – 98 и 100 человек. Также при априорной оценке исследуемого вопроса авторы провели опрос военнослужащих и изучение дисциплинарной практики (ДП) вместе с материалами подведения итогов в контрольной (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ).

 

Рисунок 1 – Схема исследования

 

Результаты опроса (табл. 1) позволяют сделать вывод о том, что командир при ведении ДП применяет меры упреждающего характера (91–100% опрошенных), а также в большинстве случаев (96–100%) применение дисциплинарного взыскания респонденты назвали справедливой и оправданной мерой. Тем не менее чуть более половины (57%) военнослужащих КГ отмечают преобладание поощрений над взысканиями, а большинство респондентов (70%) ЭГ указывает, что количество поощрений и взысканий одинаково. Однако ни та, ни другая точка зрения не совпадает с результатами исследования распределения дисциплинарных взысканий и поощрений в подразделениях (рис. 2). На наш взгляд, причина этого расхождения говорит о несвоевременном или формальном ознакомлении военнослужащих со служебными карточками.

Результаты исследования дисциплинарной практики (ДП) контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) «до» и «после» применения рассмотренной Методики отображены в виде диаграмм ДП (рис. 2). На горизонтальных осях диаграмм были отмечены категории командиров (КК), участвовавших в дисциплинарной практике исследуемых подразделений, а на вертикальных осях – количество примененных ими дисциплинарных взысканий и поощрений (ВП). Обе полученные диаграммы имеют очевидные отклонения по сравнению с кривой «норма» (это кривая, отражающая одну из основных закономерностей применения дисциплинарной практики: чем младше командир, тем больше поощрений и дисциплинарных взысканий он применяет) в левых двух третях диаграммы. Выявленные отклонения диаграмм ДП имеют схожие закономерности распределения дисциплинарных взысканий и поощрений в КГ и в ЭГ. Указанные отклонения отмечаются у следующих категорий командиров: командир отделения (КОтд.), старшина роты (Старш.) и курсовой офицер-преподаватель (КОФ) – недостаточная ДП (провалы диаграммы), а у категорий: командир учебной группы (КУГ) и начальник курса (НК) – избыточная ДП (всплески диаграммы). В правой трети обоих диаграмм распределение ДП отражается в рамках нормы. Также необходимо заметить, что в КГ командир подразделения при использовании дисциплинарной власти в области поощрений действует в рамках нормы (рис. 2: А), но не курирует работу младших командиров при ведении ДП. Его коллега в ЭГ также не вникает в особенности ДП сержантов (рис. 2: Б), однако старается компенсировать это своей «переработкой» в вопросах ДП. Реализация ДП с точки зрения дисциплинарных взысканий имеет похожую закономерность распределения взысканий в обеих исследуемых группах (рис. 2).

В качестве варианта устранения искривлений дисциплинарной практики, применяемой командирами в ЭГ, и для подтверждения гипотезы исследования авторы разработали методику устранения искривления дисциплинарной практики в процессе воинского воспитания при повседневной деятельности. Сформулируем положения данной методики:

– совершенствовать подготовку командиров ротного звена в вопросах полноты и правильности проведения воспитательных мероприятий (подведение итогов, общие собрания, вечера вопросов и ответов т.п.);

– организовывать дополнительное изучение на занятиях по профессионально-должностной подготовке методики (порядка) применения дисциплинарной власти командиром ротного звена, наиболее возможные ошибки ведения дисциплинарной практики и пути их решения;

– проводить занятия с сержантским составом не реже одного раза в неделю лично начальником курса;

– изучать с младшими командирами на еженедельных занятиях актуальную для подразделения тематику, в том числе методику (порядок) применения дисциплинарной власти сержантом, наиболее возможные ошибки ведения дисциплинарной практики и пути их решения;

– командиру подразделения заполнять ведомость анализа дисциплинарной практики за курс (рис. 3) ежемесячно;

– предъявлять повышенные требования к качеству дисциплинарной практики сержантского состава, особенно на этапе становления младших командиров;

– обязывать сержантов представлять анализ ДП за истекшую неделю;

– исключать формализм при подготовке материалов еженедельного подведения итогов, подготавливать эти материалы с учетом реального анализа ДП, предоставленного младшими командирами;

– систематически контролировать качество проведения подведения итогов сержантским составом в отделениях и учебных группах;

– добиваться фактического ознакомления всего личного состава подразделения со служебными карточками один раз в шесть месяцев;

– командиру подразделения организовывать проводить проверку порядка заполнения служебных карточек ежемесячно;

– командирам ходатайствовать перед старшим начальником о поощрении отличившихся или о взыскании с нерадивых военнослужащих только с учетом результатов предыдущей дисциплинарной практики.

Апробация разработанной авторами методики была проведена в экспериментальной группе (подразделении) в течение одного семестра обучения. В ЭГ после апробации разработанной методики распределение дисциплинарных взысканий и поощрений тоже происходит с учетом закономерностей применения ДП (рис. 2: Б). В сравнении с КГ результаты ЭГ оказали положительную динамику. Так, количество поощрений в ЭГ после применения методики увеличилось на 42%, а дисциплинарных взысканий уменьшилось на 23%. Также выявленные в результате исследования искривления ДП (табл. 2) в ЭГ были нивелированы (табл. 2 и рис. 2: Б). Необходимо заметить, что состояние дел относительно ДП в КГ почти не изменилось, поэтому положения методики были выданы командиру подразделения по завершении исследования.

 

Таблица 1 – Результаты опроса военнослужащих исследуемых подразделений

№ п/п

Содержание вопроса

Количество ответов, %

КГ

ЭГ

до

после

до

после

1

Использует ли командир меры упреждающего характера (замечание, порицание, указание на упущения по службе, критика и т.п.) по отношению к военнослужащим, склонным к нарушениям воинской дисциплины?

 

 

 

 

 

а) да;

91

92

100

100

 

б) нет.

9

8

0

0

2

Соответствуют ли меры дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков, по вашему мнению?

 

 

 

 

 

а) да;

96

94

97

100

 

б) нет.

4

6

3

0

3

Как часто командир подразделения проводит занятия с сержантским составом курса?

 

 

 

 

 

а) каждый день;

9

6

39

3

 

б) раз неделю;

78

76

57

92

 

в) раз в месяц;

13

18

4

5

 

г) раз в семестр;

0

0

0

0

 

д) не проводит.

0

0

0

0

4

Как вы считаете, в вашем подразделении преобладают:

 

 

 

 

 

а) поощрения;

57

59

30

17

 

б) взыскания;

4

5

0

0

 

в) поровну поощрений и взысканий;

30

32

70

83

 

г) не знаю.

9

4

0

0

5

В каком случае вы не стали бы далее нарушать воинскую дисциплину:

 

 

 

 

 

а) после совершенного дисциплинарного проступка к вам применили дисциплинарное взыскание;

9

8

13

9

 

б) после совершенного дисциплинарного проступка с вами провели беседу и строго указали;

91

92

83

89

 

в) после совершенного дисциплинарного проступка к вам не приняли никаких мер.

0

0

4

2

 

А

Б

Рисунок 2 – Диаграмма распределения дисциплинарных взысканий и поощрений «до» и «после» применения методики: А – в контрольной группе; Б – в экспериментальной группе

 

Рисунок 3 – Ведомость анализа дисциплинарной практики

 

Таблица 2 – Виды искривлений дисциплинарной практики, выявленные в результате её анализа

№ п/п

Вид искривления

Количество несоответствий, %

ЭГ

КГ

до

после

до

после

1

Снято несуществующее взыскание

0,5

0

0

0

2

Применение более строгого взыскания при отсутствии менее строгих взысканий

32

2

27

21

3

Применение более значимого поощрения при отсутствии менее значимых поощрений, объявленных ранее

75

1

45

43

4

Отклонение от принципа применения ДП «от большего к меньшему»:

 

 

 

 

 

– при применении поощрений;

25

0

25

23

 

– при применении взысканий.

50

0

37,5

36

 

Таким образом, в результате проведенного авторами исследования была разработана методика устранения искривления дисциплинарной практики в процессе воинского воспитания при повседневной деятельности. При апробации данной методики в исследуемом подразделении удалось нивелировать искривления дисциплинарной практики офицеров и сержантов курса. Кроме того, данный факт, по мнению авторов, явился положительным импульсом для военнослужащих подразделения в вопросе формирования дисциплинированности будущих офицеров. Данный вопрос не рассматривался в рамках этой статьи, однако вполне может быть исследован в последующем.

About the authors

Mikhail Yu. Kasavtsev

The Mozhaisky Military Space Academy

Author for correspondence.
Email: k-spb@rambler.ru

Russian Federation, Saint Petersburg

candidate of technical sciences, senior lecturer of Organization of Daily Activities and Combat Training Department

Anatoly G. Skorik

The Mozhaisky Military Space Academy

Email: mk-spb@rambler.ru

Russian Federation, Saint Petersburg

candidate of historical sciences, associate professor of Organization of Daily Activities and Combat Training Department

Dmitry L. Smirnov

The Mozhaisky Military Space Academy

Email: mk-spb@rambler.ru

Russian Federation, Saint Petersburg

head of course of Faculty of Control Systems of Rocket and Space Complexes and Information Technology Support

Ruslan M. Dulishkin

Far Eastern Higher Combined Arms Command School

Email: dulishkin.ruslan@mail.ru

Russian Federation, Blagoveshchensk

head of Training Laboratory of the Unified Tactical Management System of Tactics Department

References

  1. Алещенко М.В. Категория дисциплинированности как черта характера военнослужащих // Армия и общество. 2015. № 2 (45). С. 120–123.
  2. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1979. 284 с.
  3. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей военной школы: учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. 280 с.
  4. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. 464 с.
  5. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
  6. Военная педагогика: учеб. для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2017. 640 с.
  7. Барцев В.Н. Военная психология и педагогика: учеб. пособие. Иваново: Изд-во ИГЭУ, 2016. 205 с.
  8. Устинов И.Ю. Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины: учебно-методическое пособие. Воронеж: ВВВАИУ, 2007. 190 с.
  9. Ратников М.В. Стимулирование сотрудников органов внутренних дел и его влияние на имидж полиции // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 361–365.
  10. Фоменко П.А., Юрченко Ю.В. Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира // Ориентир. 2007. № 3. С. 56–64.
  11. Курышкин С.Ю. Педагогические аспекты дисциплинарной практики в управленческой деятельности воинских командиров // Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 92–97.
  12. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. О некоторых психологических методах профилактики нарушений служебной дисциплины // Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы VI межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Костарева, И.И. Сколовой, В.А. Митраховича, Н.В. Ершова. СПб.: ВАС, 2019. С. 562–568.
  13. Назаренко С.В. Социальный контроль в воинских коллективах: методика социологической экспресс-диагностики нарушений уставных взаимоотношений // Общество и право. 2017. № 2 (60). С. 285–290.
  14. Иноземцева Л.А., Кужекин Н.С. К вопросу о пределах педагогического воздействия на индивидуально-психологические свойства личности курсанта военного вуза // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2016. Вып. 650. С. 214–218.
  15. Касавцев М.Ю., Михайлова Е.А., Селихина Н.В. Учет возрастных и психологических особенностей развития личности курсанта в системе обучения и воспитания военно-учебного заведения // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2016. Вып. 651. С. 194–198.
  16. Тарасов А.В., Шалонов Е.В. Военно-педагогический процесс в вузе Министерства обороны Российской Федерации: особенности протекания и актуальные проблемы // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017. Вып. 657. С. 191–195.
  17. Тарасов А.В., Шалонов Е.В. Воинский коллектив как воспитатель военнослужащих: актуальные проблемы теории и практики // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017. Вып. 656. С. 243–246.
  18. Курбатов О.А., Латанов В.М. Некоторые аспекты исторического опыта государственно-политического руководства подготовкой офицерских кадров для решения задач укрепления технологической и воинской дисциплины в космических частях Вооруженных сил СССР (1982–1991) // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017. Вып. 651. С. 218–227.
  19. Фаттахов Р.Ф., Федирко А.А. Проблемы разработки и применения психодиагностических средств в работе по укреплению воинской дисциплины // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017. Вып. 655. С. 183–189.
  20. Инюшева Е.А., Маслов В.П. Краткий исторический очерк правового обеспечения воинской дисциплины // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017. Вып. 649. С. 231–234.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Statistics

Views

Abstract - 65

PDF (Russian) - 9

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2020 Kasavtsev M.Y., Skorik A.G., Smirnov D.L., Dulishkin R.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies