К вопросу о развитии духовности молодёжи в современных реалиях российского общества
- Авторы: Фортова Л.К.1, Юдина А.М.1, Евсюкова Н.И.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 289-292
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34578
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091313
- ID: 34578
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы, тормозящие развитие духовности в молодёжной среде, показана роль институтов воспитания в деле формирования нравственной устойчивости молодых людей, раскрыта личностная парадигма, инициирующая самоактуализацию и совершенствование представителей студенческой молодёжи для социализации в современном российском обществе. Дан анализ проблем развития духовности и интеллигентности в российских вузах. Аргументировано утверждение, что наличие духовности создаёт заслон деструктивным социальным явлениям, а интеллигентность олицетворяет внутреннюю и внешнюю культуру, достоинство и нравственность личности. В статье акцентируется, что духовность и интеллигентность должны быть защищены самим индивидом от разрушительного влияния криминогенной среды и сомнительных предложений. С этой целью обучающиеся, опираясь на теорию реактивного сопротивления, должны научиться говорить «нет». Отмечено, что, по мнению студентов, значимыми составляющими духовности выступают стремление к развитию своей страны, национальные достоинства, менее существенными - готовность жертвовать личными интересами ради интересов отечества. Показана роль комфортной психологической среды в развитии самообразования, самовоспитания, самокритики, самоактуализации студенческой молодёжи. Постулировано, что интеллигентный человек испытывает уважение к другим людям, признаёт их самоценность, самобытность, смысл и достоинство.
Ключевые слова
Полный текст
Развитие духовности молодёжи – одна из основных проблем в современном российском обществе, где актуализировался прагматизм, индифферентность, индивидуализм, противоправность. Нарастает экзистенциальный вакуум в культуре, образовании, поведенческой стратегии. Между тем эти деструктивные процессы порождают воспитательный коллапс, принижают значение достоинства личности, нивелируют нравственные категории и представляют собой угрозу национальной безопасности России.
Сегодня образовательные организации, например общеобразовательная школа, оказывая в основном только образовательные услуги, пожинает плоды отсутствия воспитательной работы: растёт агрессивность детей и подростков, заурядным явлением стал буллинг, игнорируется авторитет учителей, родителей, нивелируется ответственность, самокритика, останавливается развитие личности.
Молодые люди наиболее сензитивны к любым социальным инновациям, но в то же время они и наиболее динамичны по сравнению с другими социальными стратами и демонстрируют лабильность, вариабельность и адаптацию к жизненным трудностям.
В период резких перемен, обусловленных социально-экономической нестабильностью, двойственностью морально-нравственных стандартов, повышением экономикоцентрических ценностей в социокультурной среде, происходит нарастание нравственной неопределенности, индифферентности, инфантильности и снижение правовой культуры. Всё это оказывает значительное влияние на мировоззренческие парадигмы современного молодого человека. Лояльность к себе, «другому», гармоничное восприятие окружающей среды, понимание социального счастья и успеха сегодня искажено в сознании и восприятии индивидов. Симулякратизм, появление новых, очень часто недостижимых идеалов экономического счастья при минимальных личностных затратах, поиск новой красоты, как внешней, так и внутренней, виктимность как ведущая позиция в ситуации конфликта – эти и многие другие проблемы требуют глубокого педагогического понимания и осмысления [1].
Сегодня мы отмечаем изменение понимания таких важных витальных категорий, как «нравственность», «доброта», «счастье», «успех». Пугает та скорость, с которой происходит динамика изменений в маргинализации молодежных субкультур, особенно в киберкультурной среде. Изменение коммуникационной и общекультурной форм взаимодействия инициирует необходимость социальной регуляции этих процессов [2].
Мы отмечаем общую тенденцию в увеличении количества социальных процессов, характеризующихся как депрессивные, например, снижение творческой активности, эвристического потенциала в целеполаганиях молодежи, рост политического и нравственного нигилизма, следствием которых становится формирование деструктивной витальной стратегии.
Высшая школа в таких условиях должна становиться инициатором развития воспитательного потенциала. Сегодня понимание духовной культуры во многом тривиализируется и представляется обывателем как некий стереотип рассуждать о правильном, не вдаваясь в самую суть обсуждаемого явления. Таким образом, духовность, как собирательное понятие, нуждается в объяснения, конкретизации и одновременной абстрактизации, что возможно при единстве обучения и воспитания. Воспитательный потенциал высшего учебного заведения видится нам совершенно безграничным, если рассматривать духовность через ее когнитивные, аксиологические, культурологические составляющие, включенные в процесс обучения [3].
Духовная культура имеет бытийную укорененность, и в условиях высшей школы возможно формирование интереса к идеям, рассматривающим исследуемый феномен. В этом случае обучение интегрирует, с одной стороны, прагматичный интерес студента в повышении своего социального статуса посредством получения высшего образования, а с другой стороны, будет способствовать расширению культурного кругозора и духовных ориентиров.
Мы разделяем мнение В.Н. Стегния о том, что коммерционализация образования, снижение валентности фундаментальных наук, влияющих на мировоззренческие основы будущих специалистов – достаточно негативное явление в педагогической практике. Это связано, в первую очередь, с тем, что нравственная деятельность не воспитывается на абстрактных примерах, но формируется посредством духовной, глубоко личностной деятельности молодого человека. Действительно, СМИ, информационная социокультурная и кибер-среды представляют нам каждый день огромные объемы информации, имеющей нравственную окраску, разную, неопределенную, часто с взаимоисключающими примерами. И, в отсутствии иного способа, именно такими средствами формируется духовность в ее клиповой, фрагментарной и обыденной формах. Социальная апатия у студентов сочетается с гедонизмом, индифферентностью, примитивизмом суждений, категоричностью, стремлением к успеху и социальной справедливости [4].
Мы убеждены, что защищенная нравственность, конструктивная жизненная стратегия, социокультурная толерантность, социальная зрелость являются неотъемлемыми чертами духовной культуры, которая в своей природе должна опираться на личную заинтересованность молодого человека к поиску истины в условиях неопределенности, когда нет единственно правильного ответа, но есть возможность для интеллектуально-нравственного роста, развития, творческого осмысления и практико-ориентированности на изменения мира вокруг себя.
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) ориентирует учебно-воспитательный процесс на формирование не только компетентного специалиста, но и духовно-богатой личности, с ярко выраженными гражданскими, нравственными качествами, ответственную, с развитой культурой мышления, правовой культурой, способную к инновациям, считающую человека венцом эволюции, уважающее личное достоинство, обладающего самокритикой.
Главная цель воспитательной работы ВлГУ – относиться к самоактуализации как к первичной потребности обучающихся и естественной жизненной необходимости.
Большое внимание профессорско-преподавательский состав ВлГУ уделяет формированию проектных навыков в научно-исследовательской работе, развитию дифференцированных педагогических подходов к воспитанию самоактуализации, созданию индивидуальной стратегии успеха посредством эвохомологического подхода к структурированию своего витального пространства.
Духовность предполагает наличие комплекса чести, внутренней культуры, справедливости, благородства, объективности.
Духовность взаимосвязана с интеллигентностью. Интеллигентным можно считать человека, который руководствуется в своих поступках не только правовыми, но и моральными нормами, обладает высоким профессионализмом, активной гражданской позицией. Являясь системообразующим понятием, интеллигент позитивно влияет на всех, кто находится рядом. В то же время хотелось бы обратить внимание, чтобы интеллигентность, так же как и духовность, была защищена. Люди, обладающие этими качествами, опираясь на теорию реактивного сопротивления, должны научиться говорить «нет» всем деструктивным соблазнам, криминогенным личностям и группам, не боясь показаться невоспитанными [5, с. 23].
Рыночные отношения современной России предъявляют к специалисту с высшим образованием повышенные требования, которые касаются не только профессиональных компетенций, но и умений мобильно, гибко ориентироваться в условиях жёсткой конкурентной борьбы, работая на опережение, но при этом не забывая о золотом правиле морали: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе.
Впервые эту сентенцию изрёк Конфуций. По его мнению, нравственность – это главная основа поведенческой стратегии человека, и его оценка людей происходила прежде всего с точки зрения морали.
По мнению мыслителя, по своей природе люди близки между собой, но привычки, характерные для каждого, разные. Учёный делает вывод: исходя из этих привычек, одни люди добрые и нравственные, другие – дурные и злые. Высшей добродетелью, по Конфуцию, является «благородный муж», противостоит ему – «низкий человек», у которого нет этого качества [6].
Интересна точка зрения учёного на определение качеств характера, развиваемых «правильным» образованием. В частности, главное качество благородного мужа – «человечность» (жэнь). Этот иероглиф состоит из знаков «человек» и «два» и обозначает отношение между людьми. По Конфуцию, человечность – это мера всех добродетелей, мера социальности человека, придающая смысл нравственным ценностям, но не абсолютизирующая их.
Нам представляются актуальными воззрения учёного, поскольку они способствуют развитию духовности молодых людей, а также инициируют их самосовершенствование и следование нормам права и морали.
Нельзя не отметить своевременность и злободневность концептуальных идей мыслителя для современного российского общества в части того, что каждый человек должен обладать чувством долга как внутренним побуждением поступать в каждом случае нравственно и отвечать за свои поступки [7, с. 47].
Духовно развитый человек не боится избавляться от недостатков, ему не чужда самокритика, он обладает эмпатией, толерантностью, саногенным мышлением и ответственной поведенческой стратегией [8, с. 12].
К сожалению, сегодня можно констатировать тенденцию, что коммерциализация образования, социальные сети, интернет ориентируют молодёжь на гедонистические установки, болезненную праздность, деструктивную, а зачастую и аутодеструктивную поведенческую стратегию [9].
Сегодня у половины студенческой молодёжи гедонизм идёт в ногу с индифферентностью, социальной пассивностью, примитивизмом.
Государственная молодёжная политика несовершенна, порой непродуманна, а случайные люди, равнодушные к судьбе подрастающего поколения, инициируют депатриотизм и дегражданственность.
Задача педагогов, родителей, всех институтов воспитания – способствовать формированию ответственной поведенческой стратегии за судьбу страны через духовно-нравственной воспитание, развитие патриотизма, гражданственности, национальной идентичности, толерантности к другим культурам, народам, их традициям и обычаям [10].
Студенческая молодёжь участвует в формировании воспитывающей среды, к которой затем она приспосабливается. Эти вопросы адаптации личности к среде, в которой она пребывает большую часть времени, остаются актуальными и злободневными [11].
Наше исследование показало, что недостаточный уровень индивидуального самосознания обучающихся приводит к снижению уровня духовности и нравственно-правовой культуры. К сожалению, не так редко встречается в вузах употребление молодыми людьми психоактивных веществ (ПАВ), ситуации, характеризующие обеднённые нравственные ориентиры и демонстративное неправомерное поведение.
Нам представляется, что важным условием формирования у студентов духовной культуры является создание в вузе воспитывающей среды, составными частями которой могут быть: учебно-воспитательный процесс, клуб по интересам, мастерская духовности, пресс-служба, центр по трудоустройству, представляющие большой резерв формирования у студентов духовной и нравственной культуры [12, с. 67].
Ключевая цель воспитательной работы в высшей школе состоит в актуализации духовно-нравственной составляющей на протяжении всего периода обучения. Это не только минимизирует деструктивное начало в социуме, но и позволит повысить уровень социальной зрелости и ответственной стратегии личности. Не менее важной задачей, исходящей из цели воспитательной работы, является выбор педагогического инструментария, инициирующий потребность в духовно-нравственном развитии, правомерном поведении и конструктивной жизненной стратегии. Рыночные отношения, реализуемые в современном российском социуме, актуализировали прагматизм, индифферентность, жесткость, индивидуализм, что негативным образом отразилось на самых сензитивных стратах населения, к числу которых относятся люди с ОВЗ, пенсионеры, участники войн, безработные, несовершеннолетние, студенты [13].
Духовно-нравственная воспитанность, как нам представляется, позволит создать фундамент, на базе которого можно развивать комфортную позитивную среду, способствующую самодетерминации, самореализации незащищенных групп, в том числе студенческой молодёжи [14].
Воспитывающая среда вуза – наиболее важная его составляющая, характеризующаяся значительным педагогическим потенциалом: диффузией социально-гуманитарных дисциплин, актуализирующих формирование у обучающихся витальных постулатов, в основе которых лежат духовно-нравственные ценности (патриотизм, ответственность, правомерное поведение, эмпатия, честь, долг); система мер, влияющая на духовно-нравственное самосознание обучающихся, структурирующая их мировоззренческую парадигму, конструктивные отношения с окружающим социумом; обучающая самостоятельности, самокритике. Многообразие педагогического инструментария организации внеучебной работы отражается на совершенствовании социальной и нравственной ответственности в рефлексивной деятельности студентов, в систематическом проведении благотворительного марафона [15].
Во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых на протяжении ряда лет действует воспитательная система, включающая ценностные ориентации, нормы морали и права, облегчающие коммуникацию в парадигме ректорат – студент, директорат – студент, кафедра – студент, студент – студент. Эта система помогает адаптироваться первокурсникам к новым социальным условиям, учиться этике и духовному совершенству [16]. Мы разделяем мнение исследователей в том, что воспитывающая среда нуждается в постоянном педагогическом осмыслении и мониторинге. Вне этой деятельности крайне трудно выработать комплексную стратегию духовного развития личности молодого человека. Мы подчеркиваем, что формирование духовности – это всегда личностно-значимый уровень, нуждающийся в понимании идеи осознанности бытия в его онтологическом смысле [17].
Таким образом, воспитывающая среда вуза, как показала практика ВлГУ, обладает огромным педагогическим ресурсом и может оказать успешное влияние на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, способствующей совершенствованию духовного и нравственного сознания, духовно-нравственной культуры, и инициировать духовность как индивидуальную творчески обусловленную деятельность, ориентированную на восприятие, понимание этических, нравственных, аксиологически важных норм для человеческой деятельности, ориентированных на развитие гражданского мировоззрения, сопричастности к исторической действительности своей страны, общества, государства, законопослушное поведение, неравнодушие, справедливость, гуманность [18].
Информационное пространство современной России уникально. В нём содержится большое количество самых дифференцированных и амбивалентных ресурсов, затрагивающих проблемы нравственности, духовности личности, аксиологически сложные дилеммы. Такая ситуация инициирует возможности педагогической поддержки молодёжи в условиях обучения в высшей школе посредством проведения интерактивных занятий, включающих деятельностный компонент. Таким образом, молодой человек сможет определить для себя то, что он может и должен применять в своей жизненной стратегии для достижения социального успеха и самореализации.
Об авторах
Любовь Константиновна Фортова
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Email: flk33@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики
Россия, ВладимирАнна Михайловна Юдина
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Email: anna-yudina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Россия, ВладимирНаталья Ивановна Евсюкова
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: eniizxarkova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования
Россия, ВладимирСписок литературы
- Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды // Мир науки культуры и образования. 2019. № 3 (76). С. 151-153.
- Фортова Л.К., Юдина А.М., Филимонова М.В. Духовно-нравственное воспитание в социокультурном аспекте подростково-молодежного сегмента // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 38 (57). С. 131-136.
- Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза // Перспективы науки. 2019. № 5. (116). С. 250-252.
- Стегний В.Н. Личность и будущее. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. 166 с.
- Черниченко В.И. Методы обучения: Лекция по педагогике высш. шк. для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996. 32 с.
- Конфуций (551-479 до н.э.). Беседы и суждения Конфуция / сост., подгот. текста, примеч. и общ. ред. Р.В. Грищенкова. СПб.: Кристалл, 1999. 1119 с.
- Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2005. 430 с.
- Фортова Л.К. Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2007. 22 с.
- Фортова Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодёжи. Избранные труды. Владимир: «Шерлок-пресс», 2018. 203 с.
- Яценко О.Ю. Модернизация системы высшего профессионального образования: тенденции и перспективы // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Академия бизнеса, 2013. С. 288-230.
- Шамсутдинов Г.В. Самооценка как фактор развития субъектности обучающихся // Перспективы науки. 2016. № 3 (78). С. 33-38.
- Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (Причины, механизмы и пути преодоления). М.: ИГПАН, 1992. 133 с.
- Герасимов Г.И., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. 456 с.
- Петрова Т.Н., Павлова М.В. Воспитательный потенциал курса «Правоведение» в формировании нравственно-правовой культуры студентов неюридических факультетов вуза // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14). С. 20-24.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … д-ра пед. наук. М., 1998. 209 с.
- Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме: уч. пособие. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. 147 с.
- Фортова Л.К., Овчинников О.М. Социальное развитие учащейся молодёжи, склонной к деструктивному поведению // Молодой учёный. 2015. № 10 (90). С. 1323-1324.
- Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V., Mashkina V.A. Formation of information and communicative culture of students of a humanitarian profile // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. April 2019. P. 531-534.
Дополнительные файлы
