The development of youth spirituality in the modern realities of Russian society

Cover Page

Abstract


This paper discusses the problems that inhibit the development of spirituality in the youth, shows the role of educational institutions for young people’s moral stability development, reveals a personal paradigm that initiates self-actualization and improvement of students for socialization in modern Russian society. The paper analyzes the problems of spirituality and intelligence development in Russian universities. It is argued that the presence of spirituality creates a barrier to destructive social phenomena, while intelligence represents the internal and external culture, dignity and morality of the individual. The paper emphasizes that spirituality and intelligence should be protected by the individual from the destructive influence of the criminal environment and dubious offers. Students relying on the theory of reactance must learn to say «no». It is noted that according to students the significant components of spirituality are the desire to develop their country, national virtues, the less significant ones are the willingness to sacrifice personal interests for the interests of the fatherland. The role of a comfortable psychological environment in the development of self-education, self-criticism, self-actualization of student youth is shown. It is postulated that an educated person respects other people, recognizes their intrinsic value, originality, meaning and dignity.

Full Text

Развитие духовности молодёжи - одна из основных проблем в современном российском обществе, где актуализировался прагматизм, индифферентность, индивидуализм, противоправность. Нарастает экзистенциальный вакуум в культуре, образовании, поведенческой стратегии. Между тем эти деструктивные процессы порождают воспитательный коллапс, принижают значение достоинства личности, нивелируют нравственные категории и представляют собой угрозу национальной безопасности России. Сегодня образовательные организации, например общеобразовательная школа, оказывая в основном только образовательные услуги, пожинает плоды отсутствия воспитательной работы: растёт агрессивность детей и подростков, заурядным явлением стал буллинг, игнорируется авторитет учителей, родителей, нивелируется ответственность, самокритика, останавливается развитие личности. Молодые люди наиболее сензитивны к любым социальным инновациям, но в то же время они и наиболее динамичны по сравнению с другими социальными стратами и демонстрируют лабильность, вариабельность и адаптацию к жизненным трудностям. В период резких перемен, обусловленных социально-экономической нестабильностью, двойственностью морально-нравственных стандартов, повышением экономикоцентрических ценностей в социокультурной среде, происходит нарастание нравственной неопределенности, индифферентности, инфантильности и снижение правовой культуры. Всё это оказывает значительное влияние на мировоззренческие парадигмы современного молодого человека. Лояльность к себе, «другому», гармоничное восприятие окружающей среды, понимание социального счастья и успеха сегодня искажено в сознании и восприятии индивидов. Симулякратизм, появление новых, очень часто недостижимых идеалов экономического счастья при минимальных личностных затратах, поиск новой красоты, как внешней, так и внутренней, виктимность как ведущая позиция в ситуации конфликта - эти и многие другие проблемы требуют глубокого педагогического понимания и осмысления [1]. Сегодня мы отмечаем изменение понимания таких важных витальных категорий, как «нравственность», «доброта», «счастье», «успех». Пугает та скорость, с которой происходит динамика изменений в маргинализации молодежных субкультур, особенно в киберкультурной среде. Изменение коммуникационной и общекультурной форм взаимодействия инициирует необходимость социальной регуляции этих процессов [2]. Мы отмечаем общую тенденцию в увеличении количества социальных процессов, характеризующихся как депрессивные, например, снижение творческой активности, эвристического потенциала в целеполаганиях молодежи, рост политического и нравственного нигилизма, следствием которых становится формирование деструктивной витальной стратегии. Высшая школа в таких условиях должна становиться инициатором развития воспитательного потенциала. Сегодня понимание духовной культуры во многом тривиализируется и представляется обывателем как некий стереотип рассуждать о правильном, не вдаваясь в самую суть обсуждаемого явления. Таким образом, духовность, как собирательное понятие, нуждается в объяснения, конкретизации и одновременной абстрактизации, что возможно при единстве обучения и воспитания. Воспитательный потенциал высшего учебного заведения видится нам совершенно безграничным, если рассматривать духовность через ее когнитивные, аксиологические, культурологические составляющие, включенные в процесс обучения [3]. Духовная культура имеет бытийную укорененность, и в условиях высшей школы возможно формирование интереса к идеям, рассматривающим исследуемый феномен. В этом случае обучение интегрирует, с одной стороны, прагматичный интерес студента в повышении своего социального статуса посредством получения высшего образования, а с другой стороны, будет способствовать расширению культурного кругозора и духовных ориентиров. Мы разделяем мнение В.Н. Стегния о том, что коммерционализация образования, снижение валентности фундаментальных наук, влияющих на мировоззренческие основы будущих специалистов - достаточно негативное явление в педагогической практике. Это связано, в первую очередь, с тем, что нравственная деятельность не воспитывается на абстрактных примерах, но формируется посредством духовной, глубоко личностной деятельности молодого человека. Действительно, СМИ, информационная социокультурная и кибер-среды представляют нам каждый день огромные объемы информации, имеющей нравственную окраску, разную, неопределенную, часто с взаимоисключающими примерами. И, в отсутствии иного способа, именно такими средствами формируется духовность в ее клиповой, фрагментарной и обыденной формах. Социальная апатия у студентов сочетается с гедонизмом, индифферентностью, примитивизмом суждений, категоричностью, стремлением к успеху и социальной справедливости [4]. Мы убеждены, что защищенная нравственность, конструктивная жизненная стратегия, социокультурная толерантность, социальная зрелость являются неотъемлемыми чертами духовной культуры, которая в своей природе должна опираться на личную заинтересованность молодого человека к поиску истины в условиях неопределенности, когда нет единственно правильного ответа, но есть возможность для интеллектуально-нравственного роста, развития, творческого осмысления и практико-ориентированности на изменения мира вокруг себя. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) ориентирует учебно-воспитательный процесс на формирование не только компетентного специалиста, но и духовно-богатой личности, с ярко выраженными гражданскими, нравственными качествами, ответственную, с развитой культурой мышления, правовой культурой, способную к инновациям, считающую человека венцом эволюции, уважающее личное достоинство, обладающего самокритикой. Главная цель воспитательной работы ВлГУ - относиться к самоактуализации как к первичной потребности обучающихся и естественной жизненной необходимости. Большое внимание профессорско-преподавательский состав ВлГУ уделяет формированию проектных навыков в научно-исследовательской работе, развитию дифференцированных педагогических подходов к воспитанию самоактуализации, созданию индивидуальной стратегии успеха посредством эвохомологического подхода к структурированию своего витального пространства. Духовность предполагает наличие комплекса чести, внутренней культуры, справедливости, благородства, объективности. Духовность взаимосвязана с интеллигентностью. Интеллигентным можно считать человека, который руководствуется в своих поступках не только правовыми, но и моральными нормами, обладает высоким профессионализмом, активной гражданской позицией. Являясь системообразующим понятием, интеллигент позитивно влияет на всех, кто находится рядом. В то же время хотелось бы обратить внимание, чтобы интеллигентность, так же как и духовность, была защищена. Люди, обладающие этими качествами, опираясь на теорию реактивного сопротивления, должны научиться говорить «нет» всем деструктивным соблазнам, криминогенным личностям и группам, не боясь показаться невоспитанными [5, с. 23]. Рыночные отношения современной России предъявляют к специалисту с высшим образованием повышенные требования, которые касаются не только профессиональных компетенций, но и умений мобильно, гибко ориентироваться в условиях жёсткой конкурентной борьбы, работая на опережение, но при этом не забывая о золотом правиле морали: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе. Впервые эту сентенцию изрёк Конфуций. По его мнению, нравственность - это главная основа поведенческой стратегии человека, и его оценка людей происходила прежде всего с точки зрения морали. По мнению мыслителя, по своей природе люди близки между собой, но привычки, характерные для каждого, разные. Учёный делает вывод: исходя из этих привычек, одни люди добрые и нравственные, другие - дурные и злые. Высшей добродетелью, по Конфуцию, является «благородный муж», противостоит ему - «низкий человек», у которого нет этого качества [6]. Интересна точка зрения учёного на определение качеств характера, развиваемых «правильным» образованием. В частности, главное качество благородного мужа - «человечность» (жэнь). Этот иероглиф состоит из знаков «человек» и «два» и обозначает отношение между людьми. По Конфуцию, человечность - это мера всех добродетелей, мера социальности человека, придающая смысл нравственным ценностям, но не абсолютизирующая их. Нам представляются актуальными воззрения учёного, поскольку они способствуют развитию духовности молодых людей, а также инициируют их самосовершенствование и следование нормам права и морали. Нельзя не отметить своевременность и злободневность концептуальных идей мыслителя для современного российского общества в части того, что каждый человек должен обладать чувством долга как внутренним побуждением поступать в каждом случае нравственно и отвечать за свои поступки [7, с. 47]. Духовно развитый человек не боится избавляться от недостатков, ему не чужда самокритика, он обладает эмпатией, толерантностью, саногенным мышлением и ответственной поведенческой стратегией [8, с. 12]. К сожалению, сегодня можно констатировать тенденцию, что коммерциализация образования, социальные сети, интернет ориентируют молодёжь на гедонистические установки, болезненную праздность, деструктивную, а зачастую и аутодеструктивную поведенческую стратегию [9]. Сегодня у половины студенческой молодёжи гедонизм идёт в ногу с индифферентностью, социальной пассивностью, примитивизмом. Государственная молодёжная политика несовершенна, порой непродуманна, а случайные люди, равнодушные к судьбе подрастающего поколения, инициируют депатриотизм и дегражданственность. Задача педагогов, родителей, всех институтов воспитания - способствовать формированию ответственной поведенческой стратегии за судьбу страны через духовно-нравственной воспитание, развитие патриотизма, гражданственности, национальной идентичности, толерантности к другим культурам, народам, их традициям и обычаям [10]. Студенческая молодёжь участвует в формировании воспитывающей среды, к которой затем она приспосабливается. Эти вопросы адаптации личности к среде, в которой она пребывает большую часть времени, остаются актуальными и злободневными [11]. Наше исследование показало, что недостаточный уровень индивидуального самосознания обучающихся приводит к снижению уровня духовности и нравственно-правовой культуры. К сожалению, не так редко встречается в вузах употребление молодыми людьми психоактивных веществ (ПАВ), ситуации, характеризующие обеднённые нравственные ориентиры и демонстративное неправомерное поведение. Нам представляется, что важным условием формирования у студентов духовной культуры является создание в вузе воспитывающей среды, составными частями которой могут быть: учебно-воспитательный процесс, клуб по интересам, мастерская духовности, пресс-служба, центр по трудоустройству, представляющие большой резерв формирования у студентов духовной и нравственной культуры [12, с. 67]. Ключевая цель воспитательной работы в высшей школе состоит в актуализации духовно-нравственной составляющей на протяжении всего периода обучения. Это не только минимизирует деструктивное начало в социуме, но и позволит повысить уровень социальной зрелости и ответственной стратегии личности. Не менее важной задачей, исходящей из цели воспитательной работы, является выбор педагогического инструментария, инициирующий потребность в духовно-нравственном развитии, правомерном поведении и конструктивной жизненной стратегии. Рыночные отношения, реализуемые в современном российском социуме, актуализировали прагматизм, индифферентность, жесткость, индивидуализм, что негативным образом отразилось на самых сензитивных стратах населения, к числу которых относятся люди с ОВЗ, пенсионеры, участники войн, безработные, несовершеннолетние, студенты [13]. Духовно-нравственная воспитанность, как нам представляется, позволит создать фундамент, на базе которого можно развивать комфортную позитивную среду, способствующую самодетерминации, самореализации незащищенных групп, в том числе студенческой молодёжи [14]. Воспитывающая среда вуза - наиболее важная его составляющая, характеризующаяся значительным педагогическим потенциалом: диффузией социально-гуманитарных дисциплин, актуализирующих формирование у обучающихся витальных постулатов, в основе которых лежат духовно-нравственные ценности (патриотизм, ответственность, правомерное поведение, эмпатия, честь, долг); система мер, влияющая на духовно-нравственное самосознание обучающихся, структурирующая их мировоззренческую парадигму, конструктивные отношения с окружающим социумом; обучающая самостоятельности, самокритике. Многообразие педагогического инструментария организации внеучебной работы отражается на совершенствовании социальной и нравственной ответственности в рефлексивной деятельности студентов, в систематическом проведении благотворительного марафона [15]. Во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых на протяжении ряда лет действует воспитательная система, включающая ценностные ориентации, нормы морали и права, облегчающие коммуникацию в парадигме ректорат - студент, директорат - студент, кафедра - студент, студент - студент. Эта система помогает адаптироваться первокурсникам к новым социальным условиям, учиться этике и духовному совершенству [16]. Мы разделяем мнение исследователей в том, что воспитывающая среда нуждается в постоянном педагогическом осмыслении и мониторинге. Вне этой деятельности крайне трудно выработать комплексную стратегию духовного развития личности молодого человека. Мы подчеркиваем, что формирование духовности - это всегда личностно-значимый уровень, нуждающийся в понимании идеи осознанности бытия в его онтологическом смысле [17]. Таким образом, воспитывающая среда вуза, как показала практика ВлГУ, обладает огромным педагогическим ресурсом и может оказать успешное влияние на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, способствующей совершенствованию духовного и нравственного сознания, духовно-нравственной культуры, и инициировать духовность как индивидуальную творчески обусловленную деятельность, ориентированную на восприятие, понимание этических, нравственных, аксиологически важных норм для человеческой деятельности, ориентированных на развитие гражданского мировоззрения, сопричастности к исторической действительности своей страны, общества, государства, законопослушное поведение, неравнодушие, справедливость, гуманность [18]. Информационное пространство современной России уникально. В нём содержится большое количество самых дифференцированных и амбивалентных ресурсов, затрагивающих проблемы нравственности, духовности личности, аксиологически сложные дилеммы. Такая ситуация инициирует возможности педагогической поддержки молодёжи в условиях обучения в высшей школе посредством проведения интерактивных занятий, включающих деятельностный компонент. Таким образом, молодой человек сможет определить для себя то, что он может и должен применять в своей жизненной стратегии для достижения социального успеха и самореализации.

About the authors

Lyubov Konstantinovna Fortova

Vladimir State University

doctor of pedagogical sciences, professor of Personality Psychology and Special Pedagogical Disciplines Department

Anna Mikhailovna Yudina

Vladimir State University

candidate of pedagogical sciences, associate professor of General and Pedagogical Psychology Department

Natalya Ivanovna Evsyukova

Vladimir State University

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education Department

References

  1. Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды // Мир науки культуры и образования. 2019. № 3 (76). С. 151-153.
  2. Фортова Л.К., Юдина А.М., Филимонова М.В. Духовно-нравственное воспитание в социокультурном аспекте подростково-молодежного сегмента // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 38 (57). С. 131-136.
  3. Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза // Перспективы науки. 2019. № 5. (116). С. 250-252.
  4. Стегний В.Н. Личность и будущее. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. 166 с.
  5. Черниченко В.И. Методы обучения: Лекция по педагогике высш. шк. для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996. 32 с.
  6. Конфуций (551-479 до н.э.). Беседы и суждения Конфуция / сост., подгот. текста, примеч. и общ. ред. Р.В. Грищенкова. СПб.: Кристалл, 1999. 1119 с.
  7. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2005. 430 с.
  8. Фортова Л.К. Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2007. 22 с.
  9. Фортова Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодёжи. Избранные труды. Владимир: «Шерлок-пресс», 2018. 203 с.
  10. Яценко О.Ю. Модернизация системы высшего профессионального образования: тенденции и перспективы // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Академия бизнеса, 2013. С. 288-230.
  11. Шамсутдинов Г.В. Самооценка как фактор развития субъектности обучающихся // Перспективы науки. 2016. № 3 (78). С. 33-38.
  12. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (Причины, механизмы и пути преодоления). М.: ИГПАН, 1992. 133 с.
  13. Герасимов Г.И., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. 456 с.
  14. Петрова Т.Н., Павлова М.В. Воспитательный потенциал курса «Правоведение» в формировании нравственно-правовой культуры студентов неюридических факультетов вуза // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14). С. 20-24.
  15. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … д-ра пед. наук. М., 1998. 209 с.
  16. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме: уч. пособие. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. 147 с.
  17. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Социальное развитие учащейся молодёжи, склонной к деструктивному поведению // Молодой учёный. 2015. № 10 (90). С. 1323-1324.
  18. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V., Mashkina V.A. Formation of information and communicative culture of students of a humanitarian profile // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. April 2019. P. 531-534.

Statistics

Views

Abstract - 8

PDF (Russian) - 3

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2020 Fortova L.K., Yudina A.M., Evsyukova N.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies