Extracurricular activities as a factor of students’ personal development and education (as exemplified by the Faculty of Foreign Languages of Samara State University of Social Sciences and Education)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Extracurricular activities are an integral part of the educational process of a university. The authors consider extracurricular work as a holistic entity with all the attributes of a system (goal, objectives, functions, structure, content, forms, methods and means). The authors of the paper believe that extracurricular work with students is an important part of education and it is carried out with the aim of creating a system of tools and actions that are responsible for solving urgent problems of education, creating favorable conditions for personal and professional development of university graduates, who should combine deep professional knowledge and skills, high spiritual and moral qualities, be noted for legal and communicative culture, creative self-expression and an active citizenship. The paper discusses extracurricular work features as a factor of students’ personal development and education, reveals the significance of the problem and suggests solutions. The authors examine the effectiveness of extracurricular activities and analyze the structure of free time of the students of the faculty of foreign languages at Samara State University of Social Sciences and Education, which allows to take a fresh look at the organization of extracurricular work.

Full Text

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Для целей нашего исследования особенно важной стороной этого комплексного процесса является воспитание, понимаемое как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Организация внеучебной работы в вузе с применением эффективных способов развития и совершенствование личности будущего специалиста представляли особый интерес во все времена. Актуальность проблемы воспитательной работы в высшем учебном заведении обусловлена характером среды студенческой молодежи, которая отличается целеустремленностью, высокой мотивацией и настойчивостью в любых начинаниях. Неугасающий интерес к проблемам воспитания находит свое выражение в многочисленных публикациях, посвященных различным аспектам формирования личности обучающихся в процессе получения высшего образования. В этой связи можно отметить работы В.А. Смирнова, Э.К. Гисматуллиной, Г.А. Бордовского, Р.У. Богдановой, Ф.Д. Симбиряковой, С.В. Христофорова, А.А. Дробязько, Л.Ф. Беликовой и др. В указанных работах мы встречаем разнообразные определения таких терминов, как «внеучебная работа», «внеучебная деятельность», «внеурочная работа/деятельность», «внеаудиторная работа/деятельность». Обзор и анализ научной литературы позволяет нам в настоящей работе использовать понятия «внеучебная работа» и «внеучебная деятельность», подразумевая любую деятельность обучающихся во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и воспитательном и духовно-нравственном плане.

Активный научный поиск в сфере воспитательной и внеучебной работы убедительно свидетельствует о том, что необходимо по-новому взглянуть на процессы формирования и развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся в условиях обучения в вузе [2, с. 18].

В наши дни основным критерием качества подготовленности выпускника высшего учебного заведения при компетентностном подходе считается своего рода интегральная характеристика, которая определяет его готовность к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности [3–7], что, в свою очередь, создает предпосылки для более высокой мобильности молодых специалистов в условиях динамично меняющегося рынка труда [8–13]. Считаем важным отметить, что именно в вузе, имея возможность содействия с творческими коллективами, общественными организациями и объединениями, студент приобретает организаторские навыки, твердые жизненные ориентиры и другие личностные качества, которые необходимы руководителю, общественному деятелю или, например, ученому. Эти характеристики и являются основными при определении перспективы развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего образования России, что находит отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В условиях обучения в вузе учебная, научная и внеучебная деятельности являются взаимодополняющими и неотъемлемыми элементами единой системы [14, с. 80]. Преподавателям и руководителям структурных подразделений учебного заведения важно понимать, что отсутствие одного из перечисленных видов деятельности препятствует достижению цели высшего образования в полной мере. Именно преподаватели, общаясь с учащимися на занятиях или в свободное время, могут организовать эффективный воспитательный процесс. Неоценимый вклад во внеучебную работу вносит межличностное взаимодействие преподавателей и студентов в сфере их сотрудничества [15, с. 60].

При этом следует отметить, что внеучебная работа с учащимися считается важным элементом всего процесса подготовки будущих специалистов. Именно внеучебная работа помогает сформировать у студентов гражданскую позицию; сохранить и приумножить нравственные, культурные и научные ценности; выработать навыки конструктивного поведения на современном рынке труда [16, с. 33]. Она должна рассматриваться как важная часть профессиональной социализации и саморазвития личности [17; 18]. По этой причине при организации учебно-воспитательной работы в современном вузе всё большее внимание уделяется организации именно внеучебной работы со студентами.

В Самарском государственном социально-педагогическом университете принята Концепция воспитательной работы, в которой обозначены цели и задачи воспитательной работы, среди которых наиболее важными являются приобщение к общекультурным ценностям, которые являются основой для становления будущего профессионала; воспитание личностных качеств, которые необходимы для дальнейшей успешной самореализации студентов в будущей профессии; формирование способности к жизни и профессиональной деятельности в современных жизненных условиях.

Очевидно, что многие из этих задач могут быть решены лишь на уровне вуза, так как они требуют наличия сформированной, хорошо оснащенной социокультурной среды. В числе крупных, прочно вошедших в жизнь университета проектов – фестивали студенческого творчества «Студенческий дебют», «Студенческая весна», спартакиады, волонтерское движение, клуб эрудитов, историко-патриотические мероприятия на базе музея истории СГСПУ, деятельность студенческой профсоюзной организации и т.д.

Предметом нашего анализа является внеучебная работа со студентами, организуемая силами факультета иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета и его кафедр. Мы рассматриваем ее в двух ракурсах: в качестве фактора личностного развития и воспитания, а также с позиции ожиданий и представлений студентов о видах и функциях внеучебной работы.

При исследовании эффективности внеучебной работы важно проанализировать структуру свободного времени современного студента. Именно это поможет прогнозировать, насколько тот или иной формат проведения внеучебного мероприятия, организуемого кафедрой, факультетом или вузом, может быть интересным. Вопрос о структуре свободного времени студентов приобретает в настоящее время особую важность еще и потому, что современная развитая индустрия развлечений и Интернет составляют вузам серьезную конкуренцию во всем, что касается разнообразия и качества организации досуга молодых людей.

В этой связи весьма важным и перспективным представляется всероссийское социологическое исследование «Жизненные стратегии и планы студентов аграрных вузов России», проведенное летом 2014 г. [2; 19; 20]. Особенно интересен для нашего анализа раздел данного исследования, целью которого было выяснение отношения студентов к организации своего свободного времени. Для определения и дальнейшего анализа отношения студентов факультета к внеучебной работе мы подготовили анкету, включив в нее в числе прочих и вопросы, заимствованные из упомянутого выше исследования.

Всего в нашем опросе приняли участие 139 учащихся 2–4 курсов направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (82 человека), 45.03.02 Лингвистика (39 человек) и 41.03.01 Зарубежное регионоведение (18 человек), что составляет более 20% от общего числа обучающихся на факультете. Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов:

1. Что вы предпочитаете делать в свободное время?

2. В чем заключается основная функция внеучебной работы в вузе?

3. В каком виде внеучебной работы вы бы хотели принимать участие?

Отвечая на первый вопрос «Что вы предпочитаете делать в свободное время?», большая часть студентов (64 человека, что составляет 46% от общего числа опрошенных учащихся) выбрали традиционные формы досуга, а именно: «слушать музыку», «ходить в кино, смотреть видео», «проводить время в Интернете», «встречаться и общаться с друзьями», «ничего не делать» и проч. Полученные данные представлены на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Ответы студентов, предпочитающих традиционные формы досуга

 

Кроме того, в ходе анализа полученных ответов были выявлены студенты, предпочитающие культурно-развивающие формы досуга (53 человека, что составляет 38% от общего числа опрошенных). Такие учащиеся, отвечая на первый вопрос, выбрали ответы: «посещать театры, кино, музеи, выставки и концерты», «читать книги», «заниматься домашним хозяйством или хобби», несколько человек указали, что в свободное время они посещают службу в церкви. Эти ответы представлены на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Ответы студентов, предпочитающих культурно-развивающий досуг

 

Немногочисленную группу студентов (19 человек – 13% от общего числа опрошенных) составляют учащиеся, которые предпочитают в свободное время посещать дискотеки, ночные клубы, молодежные тусовки.

Некоторые студенты (3% от общего числа опрошенных учащихся) используют свое свободное время для участия в различных социально-политических мероприятиях, акциях, проектах и проч.

На рисунке 3 представлены все данные, полученные по первому вопросу.

 

Рисунок 3 – Ответы студентов на вопрос «Что вы предпочитаете делать в свободное время?»

 

Как мы можем заметить, самой многочисленной группой являются студенты, предпочитающие традиционные формы досуга (46%), также многие учащиеся выбирают культурно-развивающий досуг (38%), немногие из опрошенных студентов факультета отдают предпочтение ночным клубам, молодежным тусовкам и проч. (13%), и, наконец, самую малочисленную группу составляют ребята, которые выбирают социально-политические процессы, акции, проекты и проч. (3%). На наш взгляд, ответы на этот вопрос могут служить своего рода ориентиром для руководителей кафедр, факультета и университета.

Анализ ответов на следующий вопрос («В чем заключается основная функция внеучебной работы в вузе?»), позволяет нам выявить, как учащиеся воспринимают внеучебную работу в СГСПУ и какие функции ей приписывают. Ответы на данный вопрос представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Ответы студентов на вопрос «В чем заключается основная функция внеучебной работы в вузе?»

 

Проанализируем ответы на следующий вопрос: «В каком виде внеучебной работы вы бы хотели принимать участие?». В ходе опроса были получены такие ответы: «спортивные секции, соревнования», «экскурсии», «научные конференции», «видеоклуб», «студенческая весна/дебют», «олимпиады, конкурсы», «лекции и практические занятия по саморазвитию». Полученные ответы представлены на рис. 5.

 

Рисунок 5 – Ответы студентов на вопрос «В каком виде внеучебной работы вы бы хотели принимать участие?»

 

Анализ полученных в ходе опроса данных свидетельствует о том, что в студенческой аудитории факультета иностранных языков наряду с интересом к досугово-развлекательным формам внеучебной работы высок запрос на участие в мероприятиях, направленных на личностное развитие, получение дополнительных знаний и умений, значимых для будущей профессиональной деятельности, которые нельзя получить в ходе учебного процесса.

Полученные результаты подтверждают тот факт, что наиболее важным направлением для факультета, на наш взгляд, является вид деятельности, направленный на воспитание тех личностных качеств у студентов, которые необходимы для успешной реализации себя в профессиональном плане (самодисциплина; ответственность за свои поступки; способность организовать и руководить деятельностью других людей; способность к труду и жизни в современных условиях). На факультете иностранных языков СГСПУ в течение ряда лет формируется система внеурочной работы, направленная на решение этой задачи и включающая мероприятия различного формата, среди которых следует отметить, прежде всего, конкурсы профессиональной направленности, такие как конкурс ораторского мастерства; олимпиада по методике преподавания иностранных языков, конкурс на лучший перевод, а также участие студентов в мастер-классах ведущих специалистов в избранной профессиональной сфере, неизменно вызывающих интерес аудитории, например, мастер-класс переводчика-практика по особенностям художественного перевода, мастер-классы по особенностям нотариального перевода, по нейрографике. Особую ценность имеют мастер-классы, проводимые в учреждениях общего образования, с которыми у нас установились прочные партнерские взаимоотношения. Перспективным и полезным для профессионального становления и развития необходимых личностных качеств является проведение на факультете круглых столов с участием работодателей и представителей профильных организаций. Это, например, круглый стол «Профессия переводчика в вопросах и ответах» (кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации), круглый стол «Что такое современная школа?» (кафедра немецкого языка), где студенты получают профессионально значимую информацию, что называется, из первых рук и знакомятся с лучшими представителями профессионального сообщества. Осознавая значение, которое представляют для студентов встречи с работодателями и как важно для них участие в профессионально ориентированных мероприятиях, мы продолжаем развивать работу в этом направлении.

Направлением внеучебной работы на факультете иностранных языков, которое отражает его специфику, является деятельность, нацеленная на совершенствование способности студентов реализовывать межкультурное и межъязыковое взаимодействие. Для решения этих задач кафедрами факультета проводятся разнообразные мероприятия, которые вовлекают студентов всех курсов и направлений подготовки. Прежде всего следует отметить многолетнюю и плодотворную работу «Английского клуба», которым руководят преподаватели кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков. Спектр предлагаемых форм работы чрезвычайно широк и разнообразен – от демонстрации национальных традиций англоязычных стран, таких как празднование Дня всех святых, Рождества, до театральных постановок на английском языке. Традиционным для кафедры романской филологии стало проведение в сотрудничестве с представителями консульства Республики Италия в Самаре так называемых «Итальянских сезонов», охватывающих практически все сферы культуры и искусства этой страны, от кулинарии до живописи и музыки.

Важную роль в постижении культуры стран изучаемых языков, понимании своеобразия национального характера, поиска решений общечеловеческих проблем играет видеоклуб, созданный преподавателями кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации, где просмотр тщательно отобранных фильмов на английском языке сопровождается его детальным обсуждением.

Важно отметить, что студенты не являются пассивными слушателями на всех перечисленных мероприятиях, они вовлекаются в активную деятельность уже на стадии подготовки мероприятия, получая задания найти материал по теме, выучить, перевести, составить текст, подготовить вопросы докладчику и т.п.

Подводя итог проведенного исследования, можно утверждать, что внеучебная работа на факультете иностранных языков реально является фактором личностного развития и воспитания студентов, так как она направлена на достижение целей эффективной профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров и учитывает интересы и запросы большинства студентов и реализуются как в традиционных, так и новых формах.

×

About the authors

Alena Mikhailovna Klyushina

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: klyushina@pgsga.ru

candidate of philological sciences, associate professor of English Philology and Cross-Cultural Communication Department

Russian Federation, Samara

Olga Nikolaevna Shalifova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: shalifova@pgsga.ru

candidate of philological sciences, associate professor, head of Faculty of Foreign Languages

Russian Federation, Samara

References

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Смирнов В.А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Alma Mater. 2014. № 11. С. 17–23.
  3. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22–23.
  4. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 23 с.
  5. Пономарев А.В. Организация внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3. С. 33–38.
  6. Расщепкина Е.Д. Специфика воспитательной работы в вузе // Теория и технология металлургического производства. 2010. № 10. С. 212–218.
  7. Москвин В.А. Главные элементы качества работы вуза // Вестник Московского университета. 2014. № 1. С. 22–32.
  8. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 250–252.
  9. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогической компетентности студентов // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 17–21.
  10. Яковлева И.А. К вопросу о роли внеаудиторной работы в системе формирования компетенций студентов // Труды конференций ВСГУТУ: мат-лы науч.-метод. конф. «Роль СРС в формировании компетенций». Вып. 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. С. 281–283.
  11. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов в Герценовском университете // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 7–16.
  12. Бухалова И.В. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего педагога // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. Т. 56, № 23. С. 24–33.
  13. Лившиц Б.И., Рубина Л.Я., Шайдуров А.А. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 53 с.
  14. Емельянова И.Н., Ермакова Н.А. Проблемы самореализации личности в период обучения в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1 (53). С. 76–81.
  15. Панкевич В.И., Попова А.О. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6 (37), ч. 4. С. 59–62.
  16. Пономарев А.В. Организация внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3 (14). С. 33–38.
  17. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Васильева В.Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 289–295.
  18. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 34 с.
  19. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников – составная часть внеучебной работы в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 11. С. 32–40.
  20. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 51–57.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Answers of students who prefer traditional forms of leisure

Download (9KB)
3. Figure 2 - Answers of students who prefer cultural and developmental leisure

Download (11KB)
4. Figure 3 - Answers of students to the question "What do you prefer to do in your free time?"

Download (10KB)
5. Figure 4 - Students' answers to the question "What is the main function of extracurricular work in a university?"

Download (10KB)
6. Figure 5 - Students' answers to the question "What kind of extracurricular work would you like to take part in?"

Download (15KB)

Copyright (c) 2019 Klyushina A.M., Shalifova O.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies