The study of the value attitude of cadets of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper indicates a necessity to humanize the performance of an employee of the penitentiary system, within which the problem of the value attitude formation among cadets of a departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person is highlighted. It is substantiated that the value attitude of a cadet – a prospective employee of the penitentiary system to a person is a personal formation that has a structure. The components of the value attitude of a cadet to a person – cognitive, motivational-evaluative, emotional, activity – are distinguished and their content (knowledge, values, empathy, relationships) is revealed. A set of methods of scientific and pedagogical research is determined. It allows to study the value attitude of cadets to a person: a method of the conceptual dictionary, a method of associations, a method «Value orientations», a method «Diagnosis of empathic abilities level», «Personal growth», and the use of each of the methods for studying a specific component of the cadet’s value attitude to a person. The results obtained using methods of scientific and pedagogical research for the study of the value attitude towards a person among cadets of the first and final courses are compared. Changes that have occurred in the value attitude of prospective employees of the penal system towards a person are presented. The conclusion about the effectiveness of the experimental work on the value attitude formation among cadets towards a person in the educational process of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia is substantiated.

Full Text

В условиях, когда современное общество ориентируется на сохранение и укрепление традиционных российских ценностей, среди которых особое место занимают милосердие и справедливость, значимым представляется гуманизация самых различных сфер профессиональной деятельности, в том числе и служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС). Специфика такой деятельности состоит в том, что сотрудник взаимодействует с людьми, отбывающими наказание за те или иные преступления, иногда очень жестокие. Нужно ли быть гуманным по отношению к таким людям? Полагаем, что здесь необходимо соблюдать баланс справедливости и милосердия. Человек наказан за свое преступление, он получил по справедливости, но милосердие не позволяет усугублять это наказание сверх отмеренного законом. Соблюдение данного баланса гуманизирует сферу профессиональной деятельности сотрудника УИС.

Проявляя гуманность, человечность по отношению к осужденному, сотрудник УИС включает его в отношения, в основаниях которых находятся нравственные ценности. Постоянное включение в такие отношения оказывает позитивное влияние на личность преступившего закон человека, способствует его исправлению. Тем самым одним из аспектов гуманизации служебной деятельности сотрудника УИС является его ориентированность на ценностное отношение к другому человеку. Важно, что подлинное ценностное отношение проявляется одинаково относительно всех людей, которые окружают человека – в семье, в профессиональной сфере, в других сферах взаимодействия с людьми. Формирование такого отношения у будущих сотрудников УИС необходимо осуществлять в процессе их обучения в ведомственном вузе ФСИН России, что актуализирует проблему формирования ценностного отношения к человеку у курсантов – будущих сотрудников УИС.

Анализ научной литературы показал, что ряд ученых (Р.А. Рогожникова, Н.Н. Путина, Н.И. Шлыкова, О.Г. Холодкова, Е.В. Яшкова и др. [1–4]) рассматривают ценностное отношение к человеку как личностное образование, обладающее структурой. Идеи ученых, невзирая на то, что они ведут речь о ценностном отношении к человеку школьников, студентов гражданских вузов, могут быть экстраполированы на ценностное отношение к человеку курсантов – будущих сотрудников УИС, так как суть ценностного отношения одного человека к другому является единой для школьников, студентов, курсантов и др. – это понимание ценности другого человека и отношение к нему всегда как цели, но никогда как к средству достижения цели.

Итак, мы трактуем ценностное отношение курсанта – будущего сотрудника УИС к человеку как структурное личностное образование, перечень компонентов которого, а также их содержание определяются на основании анализа понятий «ценность», «отношение», «человек». Нами выделены следующие компоненты ценностного отношения курсанта ведомственного вуза ФСИН России к человеку: когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный, деятельностный. Обоснуем содержание данных компонентов.

Когнитивный компонент традиционно включает в себя знания. Знания являются тем отправным моментом, с которого начинается работа по формированию у человека чего-либо (позиции, качеств, готовности к чему-либо, сознания, отношения, ценностных ориентаций и др.). Не владея знанием о том, что есть добро, а что есть зло, невозможно сделать правильный выбор. Точно так же без знания о человеке, о его сущности курсанту будет затруднительно проявлять ценностное отношение к другому человеку. Речь идет именно о знании, а не об информации. Четкое разделение знания и информации предлагает Ю.В. Сенько: «Знание имеет значение, а информация – назначение. Знания, в отличие от информации, не имеют цены. Они имеют жизненный и личностный смысл» [5, с. 27]. Знания о человеке как личности и индивидуальности, о ценности, об отношении, о том, что представляет собой собственно ценностное отношение к человеку, образуют содержание когнитивного компонента ценностного отношения курсанта к человеку.

Мотивационно-оценочный компонент рассматриваемого отношения выделяется нами на основании идеи М.С. Кагана о «полюсах» ценностного отношения, которыми «являются ценность и оценка» [6, с. 50]. Ценность принимает форму мотива действий и поступков, которые, если говорить о нашем исследовании, проявляются в отношениях курсанта к человеку. То, что ценность может принимать форму мотива, является признанным в научном дискурсе. В частности, О.К. Позднякова при обосновании того факта, что понятия морали обладают значением ценностей, утверждает, что ценности «принимают форму мотива» [7, с. 858], В.П. Бездухов также подчеркивает, что «ценности принимают форму мотива действия, поступка» [8, с. 91]. Что касается оценки, то, по мнению М.С. Кагана, ценностная оценка представляет собой «выявление отношения субъекта к объекту» [6, с. 69]. В качестве критериев оценки утверждаются ценности. Так, В.П. Бездухов пишет: «Для осуществления оценки необходимы критерии, в качестве которых <…> могут выступать ценности» [8, с. 134]. Собственно, само ценностное отношение ученый понимает как результат оценки по критерию ценности.

Экстраполируя вышеприведенные положения ученых о ценности, о мотиве, об оценке на контекст нашего исследования, скажем, что отношение курсанта к человеку мотивируется определенными ценностями, которые одновременно являются и критериями оценки такого отношения. Реализуя то или иное отношение к другому человеку, курсант, во-первых, побуждается конкретными мотивами, форму которых, подчеркнем еще раз, принимают ценности; во-вторых, осмысливает уже осуществленное отношение по критерию тех же ценностей. Осуществленное отношение – это определенные действия курсанта – будущего сотрудника УИС, направленные на другого человека либо совершенные во взаимодействии с другим. Этот критерий оценки видится объективным. Тем самым содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсанта к человеку образуют ценности, принимающие форму мотивов реализации ценностного отношения курсанта к человеку и служащие критерием оценки такого отношения. В роли данных ценностей выступают ценности, образующие нравственные основания деятельности сотрудника УИС: «добро», «доверие», «долг», «достоинство», «милосердие», «ответственность», «польза», «совесть», «справедливость», «толерантность», «уважение к другому человеку», «честь».

Эмоциональный компонент ценностного отношения курсанта к человеку мы выделяем, основываясь на идее М.С. Кагана о том, что «психологической формой проявления ценностного отношения является переживание, как специфический эмоциональный процесс, который зарождается на уровне обыденно-практического сознания и восходит на уровень осознаваемое чувства, духовного чувства» [6, с. 163]. Содержательное наполнение данный компонент получает, исходя из положения П.Ю. Романова и Д.А. Хабибулина об эмоциональной природе ценностных отношений: «Субъективная личностно-переживаемая связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми свидетельствует об эмоциональной природе ценностных отношений» [9, с. 175]. Данная связь находит выражение в эмпатии. Именно эмпатия образует содержание эмоционального компонента ценностного отношения курсанта – будущего сотрудника УИС к человеку.

Элементарными проявлениями эмпатии являются чуткость, тактичность, доброжелательность и т.д. в отношениях между людьми. Если говорить о высших формах проявления эмпатии, то к ним, прежде всего, относится вчувствование как в-хождение в чувства другого человека: «…субъект эмпатии в-ходит именно в чувства объекта, в мир его чувств. В этом случае вчувствование описывает направление, цель движения субъекта эмпатии (в-чувства) и предмет его познания» [10, с. 20]. Проявляя эмпатию, курсант преодолевает эгоцентризм и делает попытку встать на позицию другого человека и эту позицию если не принять, то хотя бы понять.

М.И. Шнайдер, рассматривая эмпатию как форму отражения человеком другого человека, обосновывает, что развитие эмпатии влияет «на установление взаимопонимания между людьми, на основе сопереживания, ведет к снижению уровня агрессии и профилактике межличностных конфликтов» [11, с. 60].

Выделение деятельностного компонента ценностного отношения курсанта к человеку базируется на положении о том, что реализация такого отношения осуществляется в деятельности курсанта. Общеизвестным в психолого-педагогическом научном дискурсе является то, что именно отношения образуют содержание деятельности. Тем самым считаем возможным выделение в качестве содержательного наполнения деятельностного компонента отношения. Необходимо сказать, что здесь нет совпадения содержания деятельностного компонента с самим ценностным отношением курсанта к человеку. Отсутствие этого совпадения объясняется тем, что содержание деятельностного компонента образуют, выделенные Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой и П.В. Степановым три вида отношений: отношение к человеку как к таковому, отношение к человеку как Иному и отношение к человеку как Другому [12]. Ценностное отношение курсанта к человеку не исчерпывается данными видами отношений. В отношении курсанта к человеку как таковому, как Другому и как к Иному реализуются ценности, проявляется эмпатия, образующие содержание мотивационно-оценочного и эмоционального компонентов соответственно. Иными словами, отношение курсанта к человеку как таковому, как Другому, как к Иному есть деятельностное выражение ценностного отношения курсанта к человеку как личностного образования, обладающего структурой.

Описываемые виды отношений характеризуются с противоположных позиций – ценностей и антиценностей. Так, на положительном полюсе отношения к человеку как таковому гуманность, на другом – жестокость. Отношение к человеку как к Другому определяется в ценностном диапазоне от альтруизма до эгоизма. В отношении к человеку как к Иному на полюсе ценностей видим толерантность, а на противоположном – ксенофобию, расизм [12].

Следуя из структуры ценностного отношения курсанта к человеку, формирование у курсантов – будущих сотрудников УИС такого отношения к человеку предполагает вооружение курсантов знаниями, приобщение их к ценностям, развитие у них эмпатии, формирование отношения курсантов к человеку как к таковому, как к Иному и как к Другому. Именно в данной логике нами осуществлялась экспериментальная работа по формированию у курсантов Самарского юридического вуза ФСИН России ценностного отношения к человеку. Не останавливаясь на содержании формирующего этапе экспериментальной работы, обратимся к обоснованию ее результативности, для чего необходимо изучить ценностное отношение курсантов к человеку на контрольном и констатирующем этапах эксперимента.

Формирование ценностного отношения курсантов – будущих сотрудников УИС к человеку шло на протяжении всего срока их обучения в вузе (Самарский юридический институт ФСИН России). Чтобы понять, был ли достигнут результат, необходимо изучить ценностное отношение курсантов к человеку на первом и на четвертом (выпускном курсе). Речь идет об одних и тех же курсантах. Осуществив сравнительный анализ результатов, полученных на первом и на выпускном курсах, можно сделать вывод об изменениях, произошедших в ценностном отношении курсантов к человеку. Именно эти изменения и покажут, насколько эффективной была экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к человеку у курсантов. Заметим, что сам ход экспериментальной работы по формированию ценностного отношения курсантов к человеку мы не предполагаем описывать в данной статье, так как акцентируем внимание на изучении ценностного отношения будущих сотрудников УИС к человеку.

Ниже мы опишем результаты, полученные в экспериментальной группе. На первом курсе в исследовании принимали участие четыре взвода курсантов (100 человек), на четвертом курсе – те же четыре взвода, но уже 95 человек (5 курсантов по различным причинам не дошли до выпускного курса).

Для изучения сформированности у курсантов ценностного отношения к человеку в целом необходимо выявить сформированность его компонентов. Для изучения каждого из компонентов ценностного отношения был подобран комплекс методов научно-педагогического исследования. При этом выбор методов определялся содержанием компонентов ценностного отношения курсантов к человеку.

  1. Метод понятийного словаря, метод ассоциаций позволили изучит когнитивный компонент ценностного отношения курсанта к человеку.
  2. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [13, с. 637–641] использовалась для определения состояния мотивационно-ценностного компонента. Данная методика была содержательно модифицирована: курсантам для ранжирования предлагались не оригинальные ценности М. Рокича, а ценности, образующие содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсанта к человеку.
  3. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) [13, с. 486–490] позволила определить, насколько у курсантов сформирован эмоциональный компонент.
  4. Опросник «Личностный рост» (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов) [12] использовался для изучения деятельностного компонента ценностного отношения курсантов к человеку.

Обратимся к данным методам и полученным с их помощью результатам.

Когнитивный компонент

Метод ассоциаций используется в философии, лингвистике, социологии, психологии. В рамках нашего исследования были использованы психологическая и социологическая интерпретации данного метода. Отметим, что описание метода представлено нами в совместной с Р.Б. Жалмурзиным статье, в которой мы рассматривали его возможности в изучении ценностной сферы сознания курсантов [14].

В рамках психологической науки ассоциация предстает как закономерная связь «между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого» [15, с. 18]. Если обратиться к социологии, то здесь метод ассоциации применяется с целью «выявления смысловых связей, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте» [16, с. 150]. Знания о человеке, отношении и др., образующие содержание когнитивного компонента ценностного отношения курсанта к человеку, предполагают связь с его жизненным опытом. Тем самым предлагаемое курсанту для ассоциативного осмысления понятие отсылает его к определенному участку этого опыта.

Надо отметить, что метод ассоциаций активно используется учеными [17–20]. В научной периодике речь идет о различных интерпретациях данного метода (свободные ассоциации, направленные ассоциации и др.). Классический вариант использования метода ассоциаций состоит в том, что «респонденту предлагается назвать или написать ассоциации, вызванные определенным стимулом, выбрав их из предложенного набора стимулов. В качестве стимула используют слово, словосочетание, картинку, фотографию или предмет, подобранные в соответствии с целями исследования» [17, с. 117]. Мы используем метод ассоциаций в его классической трактовке.

Итак, обратимся к возможностям использования метода ассоциаций при изучении когнитивного компонента ценностного отношения курсантов к человеку.

В качестве стимульного материала курсантам были предъявлены понятия «ценность», «отношение», «человек». Проанализировав вызываемые этими понятиями ассоциации курсантов, мы сможем сделать вывод, насколько знание о данных понятиях осмыслено будущими сотрудниками УИС. Осмысленное знание становится пониманием, что следует из обоснованного М.К. Мамардашвили положения о том, что «…знание есть некое бытийствующее сознание. Собственно, бытие знания и есть понимание» [21, с. 393]. Например, если курсант понимает, что ценность есть осознанный смысл жизни, то его ассоциации с данным понятием включают как «значимость», «важность» и т.п., так и конкретные ценности («жизнь», «любовь» и т.п.), если же нет, то чаще всего ценность ассоциируется с деньгами, золотом и т.п.

В рамках использования метода ассоциаций курсантам было предложено написать ассоциации на понятия «ценность», «отношение», «человек».

Ассоциации, которые были вызваны у курсантов понятиями «ценность» «отношение» и «человек» были распределены по трем группам: позитивные, негативные и нейтральные ассоциации. Отметим, что такое распределение носит условный характер. Позитивные ассоциации несут отчетливо выраженную положительную эмоциональную окраску. Негативные ассоциации предполагают отрицательную эмоциональную окраску. В них проявляется разочарование, агрессия, уныние и др. Нейтральные ассоциации не имеют эмоциональной окраски и констатируют некую данность.

Относительно понятия «ценность» позитивные ассоциации – это семья, здоровье, отзывчивость и т.д., нейтральные ассоциации – важность, отношение, принцип и др., негативные ассоциации – власть, богатство и т.п. Относительно понятия «отношение» позитивные ассоциации – это любовь, взаимопонимание, доброта и т.д., нейтральные ассоциации – лица, деловые, связь и др., негативные ассоциации – агрессивное, плохое, конфликт и т.п. Относительно понятия «человек» позитивные ассоциации – это друг, жизнь, доверие и т.д., нейтральные ассоциации – существо, тело, разум и др., негативные ассоциации – враг, злость и т.п.

Результаты, полученные с помощью метода ассоциаций представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты изучения когнитивного компонента ценностного отношения курсанта к человеку, полученные с помощью метода ассоциаций, %

Ассоциации

Констатирующий этап, N = 100

Контрольный этап, N = 95

ценность

отношение

человек

ценность

отношение

человек

Позитивные ассоциации

62%

53%

58%

83,16%

77,89%

84,21%

Нейтральные ассоциации

22%

28%

31%

16,84%

22,11%

14,74%

Негативные ассоциации

16%

19%

11%

0%

0%

1,05%

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что наблюдается тенденция повышения процента позитивных и снижения процента отрицательных и нейтральных ассоциаций относительно каждого из понятий. Если на констатирующем этапе экспериментальной работы были курсанты, у которых все три предлагаемых в качестве стимульного материала понятия вызывали негативные ассоциации (16%, 19% и 11%, соответственно), то на контрольном этапе только для одного курсанта (1,05%) понятие «человек» вызывает негативную ассоциацию (враг). Ценность и отношение таких ассоциаций у курсантов выпускного курса не вызывают. Кроме того, значимо возросло число положительных ассоциаций относительного каждого из понятий: ценность – на 21,16%, отношение – на 24,89%, человек – на 26,21%.

Метод понятийного словаря. Используя метод понятийного словаря, мы предложили курсантам ответить на вопрос: Какой смысл вы вкладываете в содержание понятия «ценностное отношение к человеку»?

Среди курсантов первого курса 17% затруднились дать определение данному понятию (ответ: «не знаю»), 22% представили абстрактные ответы («особенное отношение», «восприятие другого человека» и др.), 61% связали ценностное отношение к человеку с уважением к нему, с заботой, с любовью и др. Однако ни один курсант не указал на отношение к другому человеку как к самому себе, значения другого человека как ценности. Среди курсантов выпускного курса не осталось тех, кто затруднился бы дать определение данному понятию. Кроме того, число абстрактных ответов снизилось до 5,26%. 52,63% по-прежнему связывают ценностное отношение к человеку с уважением к нему, с заботой, с любовью, с пониманием, с сочувствием и др. В то же время 18,95% курсантов видят в ценностном отношении к другому человеку отражение золотого правила нравственность (ответы: отношение к другому как к себе самому), 23,16% указывают на отношение к другому человеку как к ценности.

Мотивационно-оценочный компонент

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Курсантам предложено проранжировать ценности. Отметим, что помимо ценностей, образующих содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения курсанта к человеку, в список для ранжирования были включены утилитарные ценности «власть», «вознаграждение», «престиж». Ценности курсанты ранжировали, отвечая на вопрос: «На каких ценностях, по вашему мнению, сотрудник УИС должен выстраивать свое отношение к другому человеку?».

На констатирующем (первый курс) и контрольном (четвертый курс) этапах экспериментальной работы были выявлены иерархии ценностей курсантов.

Ценности первокурсников по субъективной для них значимости выстроились следующим образом: 1) справедливость (4,44); 2) ответственность (4,62); 3) уважение (6,25); 4) совесть (6,29); 5) честь (6,35); 6) достоинство (6,81); 7) долг (7,74); 8) престиж (7,79); 9) власть (8,06); 10) добро (8,92); 11) милосердие (9,64); 12) толерантность (9,99); 13) доверие (10,13); 14) вознаграждение (10,92); 15) польза (12,05).

Иерархия ценностей выпускников представлена следующим образом: 1) справедливость (4,01); 2) уважение (4,72); 3) ответственность (6,01); 4) милосердие (6,30); 5) совесть (7,22); 6) честь (7,70); 7) долг (7,83); 8) достоинство (8,26); 9) добро (8,43); 10) польза (9,24); 11) доверие (9,55); 12) толерантность (9,89); 13) власть (9,96); 14) престиж (10,17); 15) вознаграждение (10,69).

Сопоставляя иерархии ценностей первокурсников и выпускников, мы видим, что доминирующие ценности практически не изменили рангов: «справедливость» по-прежнему занимает 1 ранг, «ответственность» сместилась со 2 ранга на 3, а «уважение» поднялось с 3 ранга на 2.

Об эффективности экспериментальной работы свидетельствует, во-первых, перемещение утилитарных ценностей в конец ценностной иерархии: «власть» сместилась с 9 ранга на 13, «вознаграждение» – с 14 на 15, «престиж» – с 8 на 14; во-вторых, переход ценности «милосердие» с 11 ранга на 4. Тем самым милосердие стало значительно ближе к справедливости, а это служит показателем обращения курсантов к золотому правилу нравственности в отношениях с другими людьми. Отметим, что справедливость и милосердие являются взаимодополняющими сторонами золотого правила нравственности. Справедливость «противостоит эгоизму, милосердие – зложелательству, или ненависти. Соответственно чужое страдание оказывает влияние на мотивы человека двояким образом: противодействуя его эгоизму, удерживая его от причинения страдания другому и вызывания сострадание: страдание другого побуждает человека к деятельной помощи» [22, с. 358].

Эмоциональный компонент

Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). С помощью данной методики изучалась эмпатия курсантов, как образующая содержания эмоционального компонента ценностного отношения курсанта к человеку.

Курсантам было необходимо выразить свое согласие либо несогласие с предлагаемыми высказываниями. При использовании ключа к методике по каждому курсанту было получено конкретное число, в соответствии с которым определялся уровень его эмпатии: «30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29–22 – средний; 21–15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий» [13, с. 490]. Полученные данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Распределение курсантов по уровням эмпатии, %

Уровни

Очень высокий

Средний

Заниженный

Очень низкий

Констатирующий этап, N = 100

7%

18%

54%

21%

Контрольный этап, N = 95

16,84%

50,53%

26,32%

6,32%

 

Обратившись к распределению курсантов по уровням эмпатии, можно констатировать, что в данном распределении произошли значительные изменения. Они связаны с уменьшением числа курсантов с заниженным и очень низким уровнями эмпатии (на 14,68% и 27,68% соответственно) и с увеличением количества тех, кому присущи очень высокий и средний уровни эмпатии (на 9,84% и 32,53% соответственно). Если первокурсники в основном не стремились понять другого человеке, были готовы проявить сочувствие только к близким им людям, то выпускники в значительно большей степени ориентированы на принятие другого человека с его достоинствами и недостатками, на сочувствие и сопереживание не только близкому кругу общения, но и тем, кто к нему не относится. Тем самым можно утверждать, что эмпатия становится психологическим механизмом реализации ценностного отношения курсанта – будущего сотрудника УИС к человеку.

Деятельностный компонент

Опросник «Личностный рост» (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов). Авторы опросника раскрывают его возможности в выявлении ценностных отношений человека по тринадцати параметрам: отношение к семье, отношение к отечеству, отношение к Земле (природе), отношение к миру, отношение к труду, отношение к культуре, отношение к знаниям, отношение к человеку как таковому, отношение к человеку как Другому, отношение к человеку как Иному, отношение к своему телесному Я, отношение к своему душевному Я, отношение к своему духовному Я [12]. В рамках каждого из параметров предлагается шкала баллов, в соответствии с которой выделяются четыре уровня отношений: от положительного до негативного. Первый уровень предполагает постоянное и устойчивое положительное проявление отношения, второй уровень – ситуативное положительное проявление отношения, третий уровень – ситуативное негативное проявление отношения, четвертый уровень – постоянное негативное проявление отношения. Исходя из содержания деятельностного компонента ценностного отношения курсанта к человеку, нами использовалась не вся методика, а только вопросы, направленные на выявление отношения к человеку как таковому, к человеку как Иному и к человеку как Другому.

Результаты, полученные с помощью данной методики, представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Отношения курсантов к человеку как таковому, как Иному как Другому, %

Параметр

Отношение курсанта к человеку как таковому

Отношение курсанта к человеку как Иному

Отношение курсанта к человеку как Другому

Уровень

1 курс, N = 100

4 курс, N = 95

1 курс, N = 100

4 курс, N = 95

1 курс, N = 100

4 курс, N = 95

I

7%

23,16%

24%

20%

2%

52,63%

II

47%

57,89%

50%

63,16%

64%

33,68%

III

44%

18,95%

23%

16,84%

32%

13,68%

IV

2%

0%

3%

0%

2%

0%

 

Анализ данных, представленных в таблице 3, показывает, что положительные изменения затронули все три типа отношений. Показательным является отсутствие на контрольном этапе экспериментальной работы курсантов, у которых устойчиво проявляется негативное отношения к человеку. На констатирующем этапе их было немного, но они были. Значимым представляется значительное увеличение числа курсантов, у которых проявляется устойчивое положительное отношение к человеку как таковому (на 16,16%), устойчивое положительное отношение к человеку как Другому (на 50,63%). Наблюдения за курсантами, а также беседы с ними подтвердили, что выпускники, которым присущ первый уровень отношения к человеку как Другому, готовы помочь другому человеку, даже незнакомому, не ожидая просьбы с его стороны. Большинство курсантов бескорыстны, они готовы помогать тем, кто в этом нуждается, даже поступаясь собственными интересами.

Заключение

Изучение ценностного отношения к человеку курсантов первого и выпускного курса и сравнительный анализ полученных данных позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, в знании, составляющем содержание когнитивного компонента ценностного отношения курсантов к человеку, отчетливо проявляется его смысловая составляющая.

Во-вторых, выпускники осознают нравственный аспект ценностного отношения к человеку. Милосердие и справедливость, как стороны золотого правила нравственности, начинают сопрягаться в их сознании, курсантов, которые видят в ценностном отношении к другому человеку отражение золотого правила нравственности.

В-третьих, курсантам выпускного курса присущ тот уровень эмпатии, который позволяет понять и принять другого человека таким, каков он есть, со всеми его особенностями. Эмпатия становится психологическим механизмом реализации ценностного отношения курсантов – будущих сотрудников УИС к человеку.

В-четвертых, для курсантов выпускного курса характерно постоянное, устойчивое положительное проявление отношения и ситуативное положительное проявление отношения к человеку как таковому, как Иному, как Другому.

В-пятых, знания, ценности, эмпатия, отношения курсантов к человеку как таковому, как Иному, как Другому, образующие содержание соответствующих компонентов ценностного отношения курсанта к человеку, соотносятся выпускниками с содержанием деятельности сотрудника УИС.

Сопоставительный анализ данных, полученных при изучении ценностного отношения к человеку курсантов первого и выпускного курсов, позволяет сделать вывод об эффективности экспериментальной работы по формированию ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку.

×

About the authors

Sergey Aleksandrovich Klychkov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: klichkov62@rambler.ru

lecturer of Physical and Special Tactical Training Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Рогожникова Р.А., Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 252–259.
  2. Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И. Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку как актуальная проблема педагогики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 113–118.
  3. Холодкова О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318–321.
  4. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2006. 22 с.
  5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
  6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  7. Позднякова О.К. О структуре нравственного сознания учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (4). С. 854–858.
  8. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. С. 67–173.
  9. Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 12–2. С. 173–183.
  10. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2013. 175 с.
  11. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 60–65.
  12. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2002. 44 с.
  13. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 672 с.
  14. Клычков С.А., Жалмурзин Р.Б. Использование метода ассоциаций при изучении ценностной сферы сознания курсантов // Гуманитарные и социально-экономические науки: современные тенденции развития: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 апреля 2022 г. / под общ. ред. Е.М. Русанова. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2022. С. 46–50.
  15. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
  16. Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С. 149–168.
  17. Иванова Н.А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 116–122.
  18. Данилова Ж.Л. Исследование содержания понятий методом направленных ассоциаций // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2008. № 4 (50). С. 99–103.
  19. Цапенко А.В. Возможности и ограничения метода свободных ассоциаций в исследованиях потребительского поведения: социологический аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 30. С. 138–144.
  20. Носов А.В., Некрасова Е.А. Эмпирическое исследование отношения к деньгам методом анализа ассоциаций у военнослужащих // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 106–114.
  21. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
  22. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. 472 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Klychkov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies