Медиатекст и медиаграмотность в системе высшего образования
- Авторы: Грицкевич Ю.Н.1, Лукьянова С.В.1, Попкова Л.М.1
-
Учреждения:
- Псковский государственный университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 253-258
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/321482
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114304
- ID: 321482
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросам роли массмедийного текста в современной системе высшего образования при подготовке выпускников медийных направлений, лингвистов, филологов, педагогов-словесников. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к использованию массмедийного текста в рамках образовательных программ в связи с изменениями многих идеологических, общественно-политических, экономических процессов. Медиаграмотность выпускника вуза предполагает грамотное взаимодействие с информационной средой, моделирование собственного информационного поведения, профессиональное восприятие и оценку информации в медиа. В статье дается анализ применения массмедийного текста в учебном процессе с точки зрения разных участников образовательного процесса, а также предлагается организация подготовки выпускников к работе с массмедийным текстом по трем векторам работы с медиатекстом – образовательному, научно-исследовательскому и воспитательному. Авторы исследования подчеркивают значимость использования медиатекста при преподавании дисциплин лингвистического цикла на разных направлениях подготовки и необходимость переосмысления подходов к научно-исследовательской деятельности студента и воспитательной работе с обучающимися. Подготовка выпускника вуза должна своевременно корректироваться с учетом запросов общества: современный медиатекст активно влияет на картину мира человека, на формирование гражданской ответственности и патриотизма.
Полный текст
Постановка проблемы
В современном мире все больше актуализируется необходимость формирования новой информационной культуры, которую нужно рассматривать не просто как элемент общей культуры человека, а как важнейший фактор информационной безопасности личности и государства. Знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках и анализировать их, предвидеть информационные риски стали острой необходимостью в силу многих идеологических, общественно-политических, экономических факторов.
Требование к формированию медиаграмотности выпускника вуза на сегодняшний день является общепризнанным, однако далеко не по всем направлениям высшего образования, предполагающим профессиональную языковую подготовку, ведется обучение взаимодействию с массмедийным текстом разной направленности. Возникает необходимость аудита образовательных программ филологов, лингвистов, педагогов-словесников, журналистов и будущих специалистов по связям с общественностью с целью выявления основных векторов использования медиатекстов в образовательном процессе. У студентов важно развивать способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, правильно и профессионально воспринимать и оценивать информацию с точки зрения ее полноты, достоверности, а также авторитетности источника и возможных установок, целей автора массмедийного текста.
Анализ проблемы
Медиатекст, ярко отражающий динамику современных языковых процессов и формирующий речевые нормы и тенденции в дискурсах различного типа, определяется Т.Г. Добросклонской как «актуализированное в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней» [1, с. 30]. Определенные итоги изучения медиатекста в русле четырех направлений (грамматики медиаречи, медиастилистики, медиалингводискурсологии и критики медиаречи) с представлением дискуссионных вопросов медиалингвистики содержит словарь-справочник, изданный под редакцией Л.Р. Дускаевой, «Медиалингвистика в терминах и понятиях» [2].
Каждое из названных направлений на современном этапе характеризуется наличием фундаментальных работ. Так, например, грамматике медиаречи посвящена монография Л.Р. Дускаевой, В.И. Конькова, Т.Ю. Редькиной [3]. Направление медиастилистики, разрабатываемое Н.И. Клушиной с использованием интенционального подхода, представлено автором в монографической работе «Медиастилистика» [4]. Стилистическому анализу медиатекстов с учетом композиционно-стилистической вариативности медиаречи особое внимание уделяется в работе Л.Р. Дускаевой [5]. Интернет-стилистика нашла отражение в исследовании Бранко Тошовича [6]. Дискурсивный подход отражен в монографии Е.О. Менджерицкой, учитывающей когнитивные установки адресанта и особенности аудитории, для которой предназначено сообщение [7, с. 58]. Объект, предмет, критерии оценки медиатекста и медиаречи как теоретические основы критики медиаречи раскрываются в коллективной работе Л.Р. Дускаевой, Т.Ю. Редькиной, Н.С. Цветовой [8].
Исследование медиатекстов, функционирующих в дискурсах различного типа, не ограничивается, однако, названными направлениями и подходами. Так, например, Т.Г. Добросклонская одним из важнейших направлений медиалингвистических исследований считает анализ медиатекстов с точки зрения лингвокультурологии и межкультурной коммуникации [2].
Все сказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний день создана обширная теоретическая база для введения дисциплин, связанных с изучением медиатекста, в учебные планы подготовки различных направлений и профилей. Проблемам медиаобразования, медиаграмотности и медиапедагогики посвящены работы таких исследователей, как О.А. Баранов [9], А.В. Спичкин [10], Е.А. Столбникова [11], И.А. Фатеева [12], А.В. Федоров [13–17], А.В. Шарикова [18] и др.
Отсутствие на сегодняшний день единой теоретической концепции медиаобразования определяет существование различных его моделей. Так, например, по мнению А.В. Шарикова, при освоении специального профессионального образования в сфере СМИ возникает необходимость в базовых (профильных) курсах [18, с. 3], в рамках которых осваивается и медиатекст. В основу модели А.В. Спичкина положена идея аспектного анализа медиатекстов, предполагающего их изучение в курсе традиционных предметов [10, с. 12–30]. Использование автономных курсов, а также интеграция изучения медиатекстов в учебные дисциплины признаются О.А. Барановым в рамках его медиаобразовательной модели [9, с. 25]. Как отмечает А.В. Федоров, «повсеместное распространение медиа, появление новых информационных технологий, на наш взгляд, позволяет в современных условиях успешно применять и развивать практически многие существующие отечественные и зарубежные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их» [17, с. 70].
Определяя медиаобразование как обучение «автономной области знаний в педагогической теории и практике», исследователь говорит о том, что «его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний» [17, с. 30–31].
Содержательное и жанровое многообразие медиатекстов позволяет привлекать их в преподавании различных дисциплин не только при подготовке специалистов в сфере медиа, но и при обучении будущих филологов, преподавателей русского языка и литературы, русского языка как иностранного. Медиатексты используются в преподавании таких курсов, как курс лингвоконфликтологии [19; 20], курс русской коммерческой рекламы [21], курсы РКИ (см., например: [22; 23]) и др.
Формирование целей статьи
Основная цель исследования – выявление возможностей привлечения медиатекстов в преподавании различных дисциплин с целью языковой подготовки специалистов в сфере медиа, филологов, лингвистов, педагогов-словесников, на которых прежде всего и ложится ответственность за информационное пространство с точки зрения способов выражения разных смыслов текстов, отражающих взгляды, настроения и интересы различных групп общества. Выявление основных векторов работы с медиатекстом предполагает анализ видения исследуемой проблемы обучающимися, определение уровня готовности будущих выпускников к профессиональной деятельности в медиакоммуникации.
Изложение основного материала исследования
Опрос студентов разных курсов и направлений, проведенный в 2020/2021 (62 студента) и 2021/2022 (77 студентов) учебных годах (табл. 1), показывает, что медиатексты используются в рамках преподавания лингвистических дисциплин в разном количестве в зависимости от образовательной программы. Так, медиатекст постоянно или фрагментарно используется на большинстве лингвистических дисциплин, что обусловлено спецификой программы и включением студентов в практико-ориентированное обучение. При реализации других образовательных программ наблюдается чаще всего фрагментарное привлечение массмедийных текстов при преподавании традиционных дисциплин лингвистического цикла и систематическое их использование в случаях обучения специальным знаниям, умениям и навыкам в рамках так называемых специальных дисциплин, целями и задачами которых являются анализ, создание, редактирование массмедийных текстов. В пределах одного курса студенты отмечают работу с текстами медиа лишь на 1–2 лингвистических дисциплинах.
Таблица 1 – Использование медиатекстов в преподавании лингвистических дисциплин: данные опроса студентов в 2020/2021 и 2021/2022 учебных годах
Вопросы анкеты | Направление | ||
«Журналистика» | «Филология» | «Педагогическое образование» | |
Медиатексты на занятиях используются: а) на 1–2 дисциплинах; б) на 5 и более; в) на большинстве лингвистических дисциплин | А) 20%; Б) 60,5%; В) 19,5% | А) 88%; Б) 2%; В) 10% | А) 89%; Б) 0%; В) 11% |
При изучении курса предпочтительнее в качестве примеров использовать: а) классические тексты; б) современный медиатекст? | А) 95%; Б) 5% | и А), и Б) 93% | и А), и Б) 93% |
Насколько важен медиатекст при подготовке к профессиональной деятельности? | Важен – 100% | Важен – 100% | Важен – 100% |
Насколько важен медиатекст при изучении тенденций в современном языке? | Важен – 91% | Важен – 90% | Важен – 92% |
Какие способы использования современного медиатекста возможны и продуктивны на занятиях? | Реализация проектов – 80%; анализ, создание и редактирование текста – 20% | Реализация проектов – 89%; анализ, создание и редактирование текста – 11% | Реализация проектов – 72%; анализ, создание и редактирование текста 28% |
Современные медиатексты в 100% случаев не воспринимаются студентами как образцы русского литературного языка, в 60% случаев фиксируется, что в медиатекстах проявляется уровень владения языком современными носителями. Около 40% опрашиваемых в разных формулировках отмечают, что медиатекст является отражением новой языковой реальности, которая находится в постоянном движении и формируется на наших глазах.
Профессиональный подход к тексту будущих специалистов показывают ответы (93%), в которых указывается, что при преподавании лингвистических дисциплин важно совмещать работу как с классическими текстами, так и с современными медиатекстами (многие студенты отмечают важность изучения языковой системы в динамике). Будущие журналисты указывают на предпочтительность работы именно с медиатекстами (95%), лишь 5% опрошенных отмечают, что для качественной профессиональной работы журналиста актуальны навыки анализа классического текста; 100% обучающихся считают, что медиатекст важен при подготовке к профессиональной деятельности, указывая разные причины в зависимости от направления: в большинстве случаев педагогические направления отмечают необходимость формировать культуру общения школьников в интернет-общении (36%) и использовать интернет-ресурсы в преподавании русского языка (40%), а также создавать собственные ресурсы по преподаваемым дисциплинам (24%). Многие из тех, кто предполагает привлекать в своей профессиональной деятельности самостоятельно созданный учебный контент, указывают, что уже имеют подобный опыт в результате выполнения проектов или практико-ориентированных заданий в процессе обучения, в том числе и лингвистическим дисциплинам. Студенты направления «Филология» ценность работы на занятиях с медиатекстами в первую очередь видят в возможности применения полученного опыта в самых разных видах возможной профессиональной деятельности (82%), указывая, что использование медиатекстов в процессе обучения способствовало пониманию, что практически любые создаваемые тексты могут стать частью массмедийного пространства, будучи, например, размещенными на сайтах учреждений.
Студенты всех направлений отмечают, что именно в медиасфере можно наблюдать тенденции в современном языке (91%), 5% отмечают, что при изучении тенденций в развитии языка нужно учитывать живую разговорную речь, 4% – современную русскую литературу.
В качестве наиболее продуктивного способа использования современных медиатекстов на занятиях участниками опроса называется реализация проектов по дисциплине в медиапространстве под руководством преподавателя (направление «Журналистика» – 80%, направление «Филология» – 89%, направление «Педагогическое образование» – 72%), анализ, создание и редактирование текста преподавателем или студентами (направление «Журналистика» – 20%, направление «Филология» – 11%, направление «Педагогическое образование» – 28%).
Успех процесса обучения зависит от всего комплекса средств, в том числе от дидактических материалов и образовательных технологий. В связи с этим можно выделить несколько векторов работы с медиатекстом в рамках подготовки филологов, лингвистов, педагогов-словесников, журналистов и будущих специалистов по связям с общественностью – образовательного, научно-исследовательского и воспитательного.
Подбор преподавателем примеров массмедийных текстов по определенной теме на любом из представленных направлений подготовки должен осуществляться с учетом специфики специальности и проблематики занятий. Так, анализ учебных планов образовательных программ показывает, что для направлений «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» сама специфика образовательной программы диктует постоянное обращение к медиатексту. Однако и в этом случае мало дисциплин, специально направленных на анализ медиатекста с точки зрения выбора языковых средств и достижения цели текста.
При реализации образовательных программ для направлений «Филология» и «Педагогическое образование» с профилями Русский язык и Литература собственно курсы, ориентированные на работу с медиатекстом, как правило, отсутствуют. Тем не менее не вызывает сомнения, что выпускники именно этих направлений будут формировать культуру медиапотребления как у подрастающего поколения, так и у всего общества в целом, именно они привлекаются к выполнению экспертных заключений при определении конфликтогенной зоны медиаобщения, что очень важно и востребовано в современной ситуации. На выпускников этих направлений может быть возложено не только сохранение речевой нормы различных медиатекстов, но и защита государственной безопасности с учетом все большего распространения информационных войн, агрессивных медиапрактик, а следовательно, и безопасность общества.
Использование медиатекстов в основном на занятиях магистрантов по направлению «Филология» в курсах «Рерайтинг», «Политический дискурс», «Лингвистическая экспертиза текста» связано с критическим анализом и интерпретацией медиатекстов, отработкой навыков находить требуемую информацию в различных медиаресурсах и систематизировать ее по определенным признакам, а затем созданием собственных медиапродуктов. В то же время бакалавры-филологи отмечают необходимость использования медиатекстов при изучении курса «Современный русский язык». Термин «современный» в составе наименования «Современный русский литературный язык» предполагает использование и новейших дидактических материалов, иллюстрирующих то или иное языковое явление. Изучение функционирования разных пластов лексики, стилистических ресурсов языка и актуальных тенденций в области построения текста невозможно без использования медиаматериалов. Материалы газетных и интернет-публикаций зачастую показывают расширение семантики слов, новые значения отражают изменения в современной общественной жизни, а массовая коммуникация при этом хорошо демонстрирует эти изменения, обогащая лексику русского языка. Через медиатекст участники образовательного процесса углубляют знания о нормах русского языка, так как именно на основе данных медиа происходит трансформация представлений о современной норме. Кроме того, такие разделы, как «Орфография» и «Пунктуация», требуют включения в образовательный процесс современных, актуальных материалов. Особенно пунктуация, которая не только членит и организовывает письменный текст, но и несет информацию – смысловую, эмоциональную, модальную [24, с. 42].
Таким образом, при разработке ОПОП нужно учитывать потребность общества и государства в медиаобразовании с учетом того, что основные политические и идеологические события реализуются прежде всего в медиапространстве. В современном обществе все больше приходит понимание, что информационная безопасность предполагает не только работу с информационными системами, но и знание механизмов речевого воздействия.
Научно-исследовательский вектор предполагает, что медиатекст является объектом многоаспектного изучения в исследованиях преподавателей и студентов. Важно, что в течение нескольких десятилетий на кафедре филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Псковского государственного университета одной из тем научно-исследовательской работы является тема «Массмедийный текст в фокусе современных лингвистических парадигм», целью исследования которой является лингвистическая и экстралингвистическая характеристика псковского массмедийного пространства в русле медиарегионалистики. Разработка темы предполагает решение таких научных задач, как, например, анализ дискурсивных практик субкультурных сообществ социальной сети ВКонтакте и изучение новых субкультурных журналов и их языков в современных условиях, выявление особенностей функционирования поликодового текста в массмедийном политическом дискурсе, исследование особенностей функционирования прецедентных единиц в региональном массмедийном тексте; анализ региональных особенностей кулинарно-гастрономического дискурса в рекламе и СМИ, выявление национально-культурных особенностей изучаемого дискурса, выявление особенностей языковой агрессии в политическом дискурсе на материале региональных печатных изданий, выявление и описание конфликтных текстов в новостном дискурсе, изучение вопросов функционирования эпиграфики в урбаносфере г. Пскова и другие.
В современной социокультурной ситуации актуализировалась необходимость переосмысления и развития воспитательного вектора. Требуются новые механизмы и средства воспитательного влияния на молодого человека. Нельзя недооценивать многообразные существующие источники влияния на внутренний мир человека, нравственную позицию. В связи с этим важно вести систематическую работу по медиаобразованию. Программа воспитательной работы является в современном вузе частью образовательной программы, разрабатываемой и реализуемой в соответствии с действующим ФГОС. Студенты ПсковГУ участвуют в различных просветительских и научных мероприятиях, позволяющих продемонстрировать активную жизненную позицию, коммуникативные знания и умения: доклады на научных конференциях разного уровня по проблемам медиатекста, создание просветительских медиаресурсов (телеграм-канал «Азъ. Буки. Веди»), форум проектных инициатив «Наследники» и т.д. Не вызывает сомнения тот факт, что для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, поскольку является по сути определяющим в формировании как нравственного, так и в целом профессионального облика специалистов. Воспитательный потенциал медиаисточников имеет большое значение в получении определенных знаний, влияющих на эмоционально-чувственную сферу и формирующих ценностные идеалы, в развитии эмпатийных механизмов, в развитии познавательной активности и готовности к использованию медиатекста в процессе образования и самообразования.
Выводы
Таким образом, анализ учебных планов ОПОП и опроса студентов направлений «Журналистика», «Филология» и «Педагогическое образование» с профилями Русский язык и Литература показывает необходимость нового комплексного подхода к работе с медиатекстом не только при подготовке выпускников медийных направлений, но и лингвистов, филологов, педагогов-словесников. В частности, можно проводить работу с медиатекстом в рамках представленных векторов.
Насущными задачами в плане образовательной деятельности являются аудит рабочих программ дисциплин с точки зрения необходимого объема медиатекстов, способов работы с ними; разработка новых учебных курсов (например, «Медиатекст в структуре современной коммуникации»; «Медиатекст как средство воздействия в современном обществе»; «Новые медиа: защита и безопасность»; «Поликодовость современных медиа: медиапрактики и реальность» и др.).
Обучающиеся высших учебных заведений должны быть вовлечены в научно-исследовательскую деятельность в рамках разработки тем, связанных с медиатекстом, научно-исследовательской работы кафедры.
Воспитательный вектор деятельности вуза должен предполагать не эпизодическую, а систематическую работу по формированию нравственных базовых ценностей молодежи с опорой на медиатекст.
Исследование использования медиатекста при преподавании дисциплин лингвистического цикла находится еще в стадии осмысления педагогической общественностью и требует научно-методического обсуждения с учетом реалий современного общества и необходимости корректировки картины мира с помощью медиатекста для формирования гражданской ответственности и патриотизма.
Об авторах
Юлия Николаевна Грицкевич
Псковский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: grickevich68@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
Россия, ПсковСветлана Викторовна Лукьянова
Псковский государственный университет
Email: svetlanaluk@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
Россия, ПсковЛариса Михайловна Попкова
Псковский государственный университет
Email: popkova.larisa@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
Россия, ПсковСписок литературы
- Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления: монография. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 178 с. doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0107.
- Дускаева Л.Р. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л.Р. Дускаева. М.: Флинта, 2018. 440 с.
- Дускаева Л.Р., Коньков В.И., Редькина Т.Ю. Грамматика речевых действий в медиалингвистике: монография / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2019. 152 с.
- Клушина Н.И. Медиастилистика: монография. М.: Флинта, 2018. 184 с.
- Дускаева Л.Р. Стилистический анализ в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 340 с.
- Тошович Б. Интернет-стилистика: монография. М.: Флинта, 2015. 238 с.
- Менджерицкая Е.О. Дискурсосфера печатных СМИ: игра на выживание: монография. М.: Макс Пресс, 2017. 310 с.
- Дускаева Л.Р., Редькина Т.Ю., Цветова Н.С. Критика речи в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 120 с.
- Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с.
- Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: книга для учителя. Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, 1999. 114 с.
- Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы): монография. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
- Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
- Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 617 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
- Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-Медиа, 2014. 59 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
- Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.
- Чернышова Т.В. Лингвоконфликтология: новые возможности формирования компетенций магистров журналистики [Электронный ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 1. https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1147338.
- Чернышова Т.В. Медиатекст в методической работе (на материале курса лингвоконфликтологии) // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 229–231.
- Кара-Мурза Е.С. Преподавание и изучение русской коммерческой рекламы в медиавузе // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 97–109. doi: 10.21638/11701/spbu22.2018.108.
- Костадинова И.Д., Петрова К.И. Использование медиатекстов в практике преподавания русского языка как иностранного // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 219–221.
- Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Лингвометодический потенциал радиотекста культурно-просветительской программы в аспекте РКИ // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 223–224.
- Валгина Н.С. Эффективность письменного сообщения и знаки препинания // Филологические науки. 1981. № 4. С. 42–48.
Дополнительные файлы
