Media text and media literacy in the higher education system

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the role of the mass media text in the modern system of higher education while training graduates in media field, linguists, philologists, teachers of literature and the Russian language. The authors substantiate the necessity to update the approaches to the use of mass media text in educational programs in connection with changes in ideological, socio-political, economic processes. Media literacy of a university graduate implies competent interaction with the information environment, modeling of their own information behavior, professional perception and evaluation of the information in the media. The paper analyzes the use of mass media text in the educational process from the point of view of different education process participants, and also suggests the organization of training graduates to work with mass media text in three vectors – educational, scientific research and the vector of personal development. The authors of the study emphasize the importance of the use of media text in teaching linguistic courses in various areas of training and the necessity to redefine the approaches to student-research activities and educational work. The preparation of a university graduate should be adjusted to the current social demand: the modern media text has a significant impact on the individual’s worldview, as well as on the formation of civic responsibility and patriotism.

Full Text

Постановка проблемы

В современном мире все больше актуализируется необходимость формирования новой информационной культуры, которую нужно рассматривать не просто как элемент общей культуры человека, а как важнейший фактор информационной безопасности личности и государства. Знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках и анализировать их, предвидеть информационные риски стали острой необходимостью в силу многих идеологических, общественно-политических, экономических факторов.

Требование к формированию медиаграмотности выпускника вуза на сегодняшний день является общепризнанным, однако далеко не по всем направлениям высшего образования, предполагающим профессиональную языковую подготовку, ведется обучение взаимодействию с массмедийным текстом разной направленности. Возникает необходимость аудита образовательных программ филологов, лингвистов, педагогов-словесников, журналистов и будущих специалистов по связям с общественностью с целью выявления основных векторов использования медиатекстов в образовательном процессе. У студентов важно развивать способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, правильно и профессионально воспринимать и оценивать информацию с точки зрения ее полноты, достоверности, а также авторитетности источника и возможных установок, целей автора массмедийного текста.

Анализ проблемы

Медиатекст, ярко отражающий динамику современных языковых процессов и формирующий речевые нормы и тенденции в дискурсах различного типа, определяется Т.Г. Добросклонской как «актуализированное в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней» [1, с. 30]. Определенные итоги изучения медиатекста в русле четырех направлений (грамматики медиаречи, медиастилистики, медиалингводискурсологии и критики медиаречи) с представлением дискуссионных вопросов медиалингвистики содержит словарь-справочник, изданный под редакцией Л.Р. Дускаевой, «Медиалингвистика в терминах и понятиях» [2].

Каждое из названных направлений на современном этапе характеризуется наличием фундаментальных работ. Так, например, грамматике медиаречи посвящена монография Л.Р. Дускаевой, В.И. Конькова, Т.Ю. Редькиной [3]. Направление медиастилистики, разрабатываемое Н.И. Клушиной с использованием интенционального подхода, представлено автором в монографической работе «Медиастилистика» [4]. Стилистическому анализу медиатекстов с учетом композиционно-стилистической вариативности медиаречи особое внимание уделяется в работе Л.Р. Дускаевой [5]. Интернет-стилистика нашла отражение в исследовании Бранко Тошовича [6]. Дискурсивный подход отражен в монографии Е.О. Менджерицкой, учитывающей когнитивные установки адресанта и особенности аудитории, для которой предназначено сообщение [7, с. 58]. Объект, предмет, критерии оценки медиатекста и медиаречи как теоретические основы критики медиаречи раскрываются в коллективной работе Л.Р. Дускаевой, Т.Ю. Редькиной, Н.С. Цветовой [8].

Исследование медиатекстов, функционирующих в дискурсах различного типа, не ограничивается, однако, названными направлениями и подходами. Так, например, Т.Г. Добросклонская одним из важнейших направлений медиалингвистических исследований считает анализ медиатекстов с точки зрения лингвокультурологии и межкультурной коммуникации [2].

Все сказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний день создана обширная теоретическая база для введения дисциплин, связанных с изучением медиатекста, в учебные планы подготовки различных направлений и профилей. Проблемам медиаобразования, медиаграмотности и медиапедагогики посвящены работы таких исследователей, как О.А. Баранов [9], А.В. Спичкин [10], Е.А. Столбникова [11], И.А. Фатеева [12], А.В. Федоров [13–17], А.В. Шарикова [18] и др.

Отсутствие на сегодняшний день единой теоретической концепции медиаобразования определяет существование различных его моделей. Так, например, по мнению А.В. Шарикова, при освоении специального профессионального образования в сфере СМИ возникает необходимость в базовых (профильных) курсах [18, с. 3], в рамках которых осваивается и медиатекст. В основу модели А.В. Спичкина положена идея аспектного анализа медиатекстов, предполагающего их изучение в курсе традиционных предметов [10, с. 12–30]. Использование автономных курсов, а также интеграция изучения медиатекстов в учебные дисциплины признаются О.А. Барановым в рамках его медиаобразовательной модели [9, с. 25]. Как отмечает А.В. Федоров, «повсеместное распространение медиа, появление новых информационных технологий, на наш взгляд, позволяет в современных условиях успешно применять и развивать практически многие существующие отечественные и зарубежные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их» [17, с. 70].

Определяя медиаобразование как обучение «автономной области знаний в педагогической теории и практике», исследователь говорит о том, что «его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний» [17, с. 30–31].

Содержательное и жанровое многообразие медиатекстов позволяет привлекать их в преподавании различных дисциплин не только при подготовке специалистов в сфере медиа, но и при обучении будущих филологов, преподавателей русского языка и литературы, русского языка как иностранного. Медиатексты используются в преподавании таких курсов, как курс лингвоконфликтологии [19; 20], курс русской коммерческой рекламы [21], курсы РКИ (см., например: [22; 23]) и др.

Формирование целей статьи

Основная цель исследования – выявление возможностей привлечения медиатекстов в преподавании различных дисциплин с целью языковой подготовки специалистов в сфере медиа, филологов, лингвистов, педагогов-словесников, на которых прежде всего и ложится ответственность за информационное пространство с точки зрения способов выражения разных смыслов текстов, отражающих взгляды, настроения и интересы различных групп общества. Выявление основных векторов работы с медиатекстом предполагает анализ видения исследуемой проблемы обучающимися, определение уровня готовности будущих выпускников к профессиональной деятельности в медиакоммуникации.

Изложение основного материала исследования

Опрос студентов разных курсов и направлений, проведенный в 2020/2021 (62 студента) и 2021/2022 (77 студентов) учебных годах (табл. 1), показывает, что медиатексты используются в рамках преподавания лингвистических дисциплин в разном количестве в зависимости от образовательной программы. Так, медиатекст постоянно или фрагментарно используется на большинстве лингвистических дисциплин, что обусловлено спецификой программы и включением студентов в практико-ориентированное обучение. При реализации других образовательных программ наблюдается чаще всего фрагментарное привлечение массмедийных текстов при преподавании традиционных дисциплин лингвистического цикла и систематическое их использование в случаях обучения специальным знаниям, умениям и навыкам в рамках так называемых специальных дисциплин, целями и задачами которых являются анализ, создание, редактирование массмедийных текстов. В пределах одного курса студенты отмечают работу с текстами медиа лишь на 1–2 лингвистических дисциплинах.

 

Таблица 1 – Использование медиатекстов в преподавании лингвистических дисциплин: данные опроса студентов в 2020/2021 и 2021/2022 учебных годах

Вопросы анкеты

Направление

«Журналистика»

«Филология»

«Педагогическое образование»

Медиатексты на занятиях используются:

а) на 1–2 дисциплинах;

б) на 5 и более;

в) на большинстве лингвистических дисциплин

А) 20%;

Б) 60,5%;

В) 19,5%

А) 88%;

Б) 2%;

В) 10%

А) 89%;

Б) 0%;

В) 11%

При изучении курса предпочтительнее в качестве примеров использовать:

а) классические тексты;

б) современный медиатекст?

А) 95%;

Б) 5%

и А), и Б) 93%

и А), и Б) 93%

Насколько важен медиатекст при подготовке к профессиональной деятельности?

Важен – 100%

Важен – 100%

Важен – 100%

Насколько важен медиатекст при изучении тенденций в современном языке?

Важен – 91%

Важен – 90%

Важен – 92%

Какие способы использования современного медиатекста возможны и продуктивны на занятиях?

Реализация проектов – 80%; анализ, создание и редактирование текста – 20%

Реализация проектов – 89%; анализ, создание и редактирование текста – 11%

Реализация проектов – 72%; анализ, создание и редактирование текста 28%

 

Современные медиатексты в 100% случаев не воспринимаются студентами как образцы русского литературного языка, в 60% случаев фиксируется, что в медиатекстах проявляется уровень владения языком современными носителями. Около 40% опрашиваемых в разных формулировках отмечают, что медиатекст является отражением новой языковой реальности, которая находится в постоянном движении и формируется на наших глазах.

Профессиональный подход к тексту будущих специалистов показывают ответы (93%), в которых указывается, что при преподавании лингвистических дисциплин важно совмещать работу как с классическими текстами, так и с современными медиатекстами (многие студенты отмечают важность изучения языковой системы в динамике). Будущие журналисты указывают на предпочтительность работы именно с медиатекстами (95%), лишь 5% опрошенных отмечают, что для качественной профессиональной работы журналиста актуальны навыки анализа классического текста; 100% обучающихся считают, что медиатекст важен при подготовке к профессиональной деятельности, указывая разные причины в зависимости от направления: в большинстве случаев педагогические направления отмечают необходимость формировать культуру общения школьников в интернет-общении (36%) и использовать интернет-ресурсы в преподавании русского языка (40%), а также создавать собственные ресурсы по преподаваемым дисциплинам (24%). Многие из тех, кто предполагает привлекать в своей профессиональной деятельности самостоятельно созданный учебный контент, указывают, что уже имеют подобный опыт в результате выполнения проектов или практико-ориентированных заданий в процессе обучения, в том числе и лингвистическим дисциплинам. Студенты направления «Филология» ценность работы на занятиях с медиатекстами в первую очередь видят в возможности применения полученного опыта в самых разных видах возможной профессиональной деятельности (82%), указывая, что использование медиатекстов в процессе обучения способствовало пониманию, что практически любые создаваемые тексты могут стать частью массмедийного пространства, будучи, например, размещенными на сайтах учреждений.

Студенты всех направлений отмечают, что именно в медиасфере можно наблюдать тенденции в современном языке (91%), 5% отмечают, что при изучении тенденций в развитии языка нужно учитывать живую разговорную речь, 4% – современную русскую литературу.

В качестве наиболее продуктивного способа использования современных медиатекстов на занятиях участниками опроса называется реализация проектов по дисциплине в медиапространстве под руководством преподавателя (направление «Журналистика» – 80%, направление «Филология» – 89%, направление «Педагогическое образование» – 72%), анализ, создание и редактирование текста преподавателем или студентами (направление «Журналистика» – 20%, направление «Филология» – 11%, направление «Педагогическое образование» – 28%).

Успех процесса обучения зависит от всего комплекса средств, в том числе от дидактических материалов и образовательных технологий. В связи с этим можно выделить несколько векторов работы с медиатекстом в рамках подготовки филологов, лингвистов, педагогов-словесников, журналистов и будущих специалистов по связям с общественностью – образовательного, научно-исследовательского и воспитательного.

Подбор преподавателем примеров массмедийных текстов по определенной теме на любом из представленных направлений подготовки должен осуществляться с учетом специфики специальности и проблематики занятий. Так, анализ учебных планов образовательных программ показывает, что для направлений «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» сама специфика образовательной программы диктует постоянное обращение к медиатексту. Однако и в этом случае мало дисциплин, специально направленных на анализ медиатекста с точки зрения выбора языковых средств и достижения цели текста.

При реализации образовательных программ для направлений «Филология» и «Педагогическое образование» с профилями Русский язык и Литература собственно курсы, ориентированные на работу с медиатекстом, как правило, отсутствуют. Тем не менее не вызывает сомнения, что выпускники именно этих направлений будут формировать культуру медиапотребления как у подрастающего поколения, так и у всего общества в целом, именно они привлекаются к выполнению экспертных заключений при определении конфликтогенной зоны медиаобщения, что очень важно и востребовано в современной ситуации. На выпускников этих направлений может быть возложено не только сохранение речевой нормы различных медиатекстов, но и защита государственной безопасности с учетом все большего распространения информационных войн, агрессивных медиапрактик, а следовательно, и безопасность общества.

Использование медиатекстов в основном на занятиях магистрантов по направлению «Филология» в курсах «Рерайтинг», «Политический дискурс», «Лингвистическая экспертиза текста» связано с критическим анализом и интерпретацией медиатекстов, отработкой навыков находить требуемую информацию в различных медиаресурсах и систематизировать ее по определенным признакам, а затем созданием собственных медиапродуктов. В то же время бакалавры-филологи отмечают необходимость использования медиатекстов при изучении курса «Современный русский язык». Термин «современный» в составе наименования «Современный русский литературный язык» предполагает использование и новейших дидактических материалов, иллюстрирующих то или иное языковое явление. Изучение функционирования разных пластов лексики, стилистических ресурсов языка и актуальных тенденций в области построения текста невозможно без использования медиаматериалов. Материалы газетных и интернет-публикаций зачастую показывают расширение семантики слов, новые значения отражают изменения в современной общественной жизни, а массовая коммуникация при этом хорошо демонстрирует эти изменения, обогащая лексику русского языка. Через медиатекст участники образовательного процесса углубляют знания о нормах русского языка, так как именно на основе данных медиа происходит трансформация представлений о современной норме. Кроме того, такие разделы, как «Орфография» и «Пунктуация», требуют включения в образовательный процесс современных, актуальных материалов. Особенно пунктуация, которая не только членит и организовывает письменный текст, но и несет информацию – смысловую, эмоциональную, модальную [24, с. 42].

Таким образом, при разработке ОПОП нужно учитывать потребность общества и государства в медиаобразовании с учетом того, что основные политические и идеологические события реализуются прежде всего в медиапространстве. В современном обществе все больше приходит понимание, что информационная безопасность предполагает не только работу с информационными системами, но и знание механизмов речевого воздействия.

Научно-исследовательский вектор предполагает, что медиатекст является объектом многоаспектного изучения в исследованиях преподавателей и студентов. Важно, что в течение нескольких десятилетий на кафедре филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Псковского государственного университета одной из тем научно-исследовательской работы является тема «Массмедийный текст в фокусе современных лингвистических парадигм», целью исследования которой является лингвистическая и экстралингвистическая характеристика псковского массмедийного пространства в русле медиарегионалистики. Разработка темы предполагает решение таких научных задач, как, например, анализ дискурсивных практик субкультурных сообществ социальной сети ВКонтакте и изучение новых субкультурных журналов и их языков в современных условиях, выявление особенностей функционирования поликодового текста в массмедийном политическом дискурсе, исследование особенностей функционирования прецедентных единиц в региональном массмедийном тексте; анализ региональных особенностей кулинарно-гастрономического дискурса в рекламе и СМИ, выявление национально-культурных особенностей изучаемого дискурса, выявление особенностей языковой агрессии в политическом дискурсе на материале региональных печатных изданий, выявление и описание конфликтных текстов в новостном дискурсе, изучение вопросов функционирования эпиграфики в урбаносфере г. Пскова и другие.

В современной социокультурной ситуации актуализировалась необходимость переосмысления и развития воспитательного вектора. Требуются новые механизмы и средства воспитательного влияния на молодого человека. Нельзя недооценивать многообразные существующие источники влияния на внутренний мир человека, нравственную позицию. В связи с этим важно вести систематическую работу по медиаобразованию. Программа воспитательной работы является в современном вузе частью образовательной программы, разрабатываемой и реализуемой в соответствии с действующим ФГОС. Студенты ПсковГУ участвуют в различных просветительских и научных мероприятиях, позволяющих продемонстрировать активную жизненную позицию, коммуникативные знания и умения: доклады на научных конференциях разного уровня по проблемам медиатекста, создание просветительских медиаресурсов (телеграм-канал «Азъ. Буки. Веди»), форум проектных инициатив «Наследники» и т.д. Не вызывает сомнения тот факт, что для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, поскольку является по сути определяющим в формировании как нравственного, так и в целом профессионального облика специалистов. Воспитательный потенциал медиаисточников имеет большое значение в получении определенных знаний, влияющих на эмоционально-чувственную сферу и формирующих ценностные идеалы, в развитии эмпатийных механизмов, в развитии познавательной активности и готовности к использованию медиатекста в процессе образования и самообразования.

Выводы

Таким образом, анализ учебных планов ОПОП и опроса студентов направлений «Журналистика», «Филология» и «Педагогическое образование» с профилями Русский язык и Литература показывает необходимость нового комплексного подхода к работе с медиатекстом не только при подготовке выпускников медийных направлений, но и лингвистов, филологов, педагогов-словесников. В частности, можно проводить работу с медиатекстом в рамках представленных векторов.

Насущными задачами в плане образовательной деятельности являются аудит рабочих программ дисциплин с точки зрения необходимого объема медиатекстов, способов работы с ними; разработка новых учебных курсов (например, «Медиатекст в структуре современной коммуникации»; «Медиатекст как средство воздействия в современном обществе»; «Новые медиа: защита и безопасность»; «Поликодовость современных медиа: медиапрактики и реальность» и др.).

Обучающиеся высших учебных заведений должны быть вовлечены в научно-исследовательскую деятельность в рамках разработки тем, связанных с медиатекстом, научно-исследовательской работы кафедры.

Воспитательный вектор деятельности вуза должен предполагать не эпизодическую, а систематическую работу по формированию нравственных базовых ценностей молодежи с опорой на медиатекст.

Исследование использования медиатекста при преподавании дисциплин лингвистического цикла находится еще в стадии осмысления педагогической общественностью и требует научно-методического обсуждения с учетом реалий современного общества и необходимости корректировки картины мира с помощью медиатекста для формирования гражданской ответственности и патриотизма.

×

About the authors

Yulia Nikolaevna Gritskevich

Pskov State University

Author for correspondence.
Email: grickevich68@yandex.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

Svetlana Viktorovna Lukyanova

Pskov State University

Email: svetlanaluk@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

Larisa Mikhailovna Popkova

Pskov State University

Email: popkova.larisa@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

References

  1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления: монография. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 178 с. doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0107.
  2. Дускаева Л.Р. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л.Р. Дускаева. М.: Флинта, 2018. 440 с.
  3. Дускаева Л.Р., Коньков В.И., Редькина Т.Ю. Грамматика речевых действий в медиалингвистике: монография / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2019. 152 с.
  4. Клушина Н.И. Медиастилистика: монография. М.: Флинта, 2018. 184 с.
  5. Дускаева Л.Р. Стилистический анализ в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 340 с.
  6. Тошович Б. Интернет-стилистика: монография. М.: Флинта, 2015. 238 с.
  7. Менджерицкая Е.О. Дискурсосфера печатных СМИ: игра на выживание: монография. М.: Макс Пресс, 2017. 310 с.
  8. Дускаева Л.Р., Редькина Т.Ю., Цветова Н.С. Критика речи в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 120 с.
  9. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с.
  10. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: книга для учителя. Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, 1999. 114 с.
  11. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы): монография. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
  12. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.
  13. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
  14. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 617 с.
  15. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
  16. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-Медиа, 2014. 59 с.
  17. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
  18. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.
  19. Чернышова Т.В. Лингвоконфликтология: новые возможности формирования компетенций магистров журналистики [Электронный ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 1. https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1147338.
  20. Чернышова Т.В. Медиатекст в методической работе (на материале курса лингвоконфликтологии) // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 229–231.
  21. Кара-Мурза Е.С. Преподавание и изучение русской коммерческой рекламы в медиавузе // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 97–109. doi: 10.21638/11701/spbu22.2018.108.
  22. Костадинова И.Д., Петрова К.И. Использование медиатекстов в практике преподавания русского языка как иностранного // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 219–221.
  23. Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Лингвометодический потенциал радиотекста культурно-просветительской программы в аспекте РКИ // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 223–224.
  24. Валгина Н.С. Эффективность письменного сообщения и знаки препинания // Филологические науки. 1981. № 4. С. 42–48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Gritskevich Y.N., Lukyanova S.V., Popkova L.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies