Pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the Russian Federation armed forces

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper presents theoretical and methodological foundations for the construction and practical implementation of the pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the RF armed forces. The authors justify the urgency of social and economic expediency and specificity of the reserved for the Armed Forces officers’ training in civil technical universities. The authors give theoretical and experimentally confirmed justification of content and structure of military-professional competence of the reserved future officer. The authors have generalized an algorithmic model of pedagogical system of students’ (prospective reserve officers of the military-professionals) competence development. Its structure contains ten functional, interrelated and consistently implemented blocks. The authors describe a functional purpose and essential content of each block of the system model. Special attention is given to the modular technology of military-professional competence development, principles of organization, methods and techniques of its implementation. The authors provide data of a pedagogical experiment that identifies students’ level of military-professional competence development in the experimental and control groups at the levels of their cognitive, operational and activity components development.

Full Text

В ряде российских технических вузов, по заказу и в интересах Министерства обороны РФ, осуществляется подготовка офицеров запаса по ряду военно-учетных специальностей, по дополнительным программам военной подготовки, интегрированным в общую структуру учебного процесса получения высшего образования [1; 2].

В Самарском государственном техническом университете на военной кафедре ведется обучение будущих офицеров запаса по военно-учетным специальностям, связанным с организацией и проведением автотехнического обеспечения частей подразделений ВС РФ.

Поскольку образовательные программы военной подготовки студентов базируются на знаниях, умениях и навыках, формируемых на основе фундаментальных (гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и математических дисциплин) дисциплин основного высшего образования, то обучение студентов на военной кафедре начинается в четвертом и заканчивается в восьмом семестре обучения.

Основным результатом освоения студентами образовательной программы подготовки офицеров запаса является сформированная у них совокупность военно-профессиональных компетенций (ВПК).

В наших работах [3; 4] дано теоретическое и экспериментальное обоснование совокупности ВПК. Выпускник университета – офицер мобилизационного резерва, в случае призыва в ряды Вооруженных сил РФ, должен быть готов/способен:

– использовать профессиональные знания, умения и навыки для качественного исполнения должностных обязанностей по служебному предназначению;

– использовать средства и методы воспитательной работы для поддержания уставного порядка и укрепления воинской дисциплины в подразделении, воспитывать у подчиненных чувство осознанного выполнения воинского долга;

– использовать современные компьютерные технологии для производства расчетов по планированию и учету боевой подготовки в подразделении;

– составлять расписание занятий с личным составом ремонтного подразделения на неделю, методически грамотно организовывать и проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами по эксплуатации и ремонту автомобильной техники;

– находить и устранять различные виды неисправностей при проведении всех видов технического обслуживания автомобилей многоцелевого назначения, знать технические условия регулировки узлов и агрегатов автомобиля;

– использовать диагностическое оборудование при проведении контрольно-проверочных и диагностических работ на автомобильной технике;

– проводить анализ соответствия возможностей автомобильной службы потребностям в автомобильной технике для обеспечения планов боевой подготовки и хозяйственной жизнедеятельности части;

– реализовывать требования экологической безопасности в повседневной деятельности подразделения, в быту, в ходе полевых занятий и учений, при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим, при выполнении работ с взрывоопасными, агрессивными, ядовитыми и радиоактивными веществами.

Для развития и формирования у студентов военно-профессиональных компетенций была спроектирована алгоритмическая модель педагогической системы, представленная на рис. 1, в основу построения которой была положена идея, предложенная профессором Г.М. Ильмушкиным [5].

 

Рисунок 1 – Алгоритмическая модель системы формирования у студентов военно-профессиональных компетенций

 

Модель системы состоит из 9 взаимосвязанных и последовательно реализуемых блоков, каждый из которых имеет свою локальную функцию и ценность.

Блок целеполагания 1 выступает как ожидаемый результат военной подготовки студентов на военной кафедре вуза. Цель формируется в соответствии с требованиями заказа Министерства обороны РФ к качеству военно-профессиональной подготовки офицеров запаса и формированию у них личностных качеств. Кроме того, цель определяет структурную основу образовательной деятельности студентов и преподавателей и обусловливает необходимость выбора наиболее эффективной технологии обучения, системы критериев оценки получаемых результатов, разработанных на основе наших авторских разработок и работы кандидата педагогических наук О.П. Кисляковой [6; 7].

Блок 2 содержит информацию о содержании и структуре военно-профессиональных компетенций и требованиях к уровням их сформированности, а также методике их обоснования.

Следующий блок системы (3) – информационно-дидактическая база формирования у студентов военно-профессиональных компетенций. Содержание этой базы охватывает все сферы и виды военно-профессиональной деятельности будущего офицера автомобильных войск (военно-педагогическую, административно-хозяйственную, эксплуатационно-восстановленческую, военно-техническую).

Формирование военно-профессиональных компетенций у студентов перманентно и последовательно происходит в процессе освоения ими базовых общенаучных и профессиональных дисциплин, изучаемых на профильных и выпускающих кафедрах университета, дисциплин общевоенной и военно-профессиональной подготовки на военной кафедре университета, а также освоения содержания специализированного учебного пособия «Восстановление военной автомобильной техники» [8].

Блок 4 – модульная педагогическая технология формирования у студентов военно-профессиональных компетенций. Известные из научных публикаций В.А. Шадрина [9], А.К. Афанасьева [10], А.П. Кобанова [11] и Н.Н. Матушкина [12], преимущества и ценности модульных технологий (высокая интенсивность обучения, благоприятные условия для самоуправляемой самостоятельной работы студентов) были приняты во внимание не только при структурировании теоретического материала, но и при разработке модулей проведения практических занятий в учебных лабораториях, в авторемонтных военных мастерских, комплексных квалификационных заданий, выполняемых на учениях в воинских частях. Модульная технология подготовки и практического выполнения комплексных квалификационных заданий, сдача нормативов по боевой подготовке, решение тактико-специальных задач технического обеспечения используется на заключительном этапе обучения студентов, при прохождении учебных сборов на базе одной из воинских частей Центрального военного округа [13; 14].

Критериально-диагностический блок 5 содержит описание разработанных критериев оценки сформированности военно-профессиональных компетенций и их когнитивных, операциональных и деятельностных компонентов на трех уровнях (высокий, повышенный и базовый). В этом блоке содержится также инструментарий контроля и оценки уровней сформированности компонентов военно-профессиональных компетенций (тесты, контрольные вопросы, контрольные задания) [15; 16].

При разработке шестого блока мы руководствовались идеями В.А. Кальней [17], содержание блока отображает процедуры осуществляемого контроля текущего, промежуточного и итогового процесса формирования военно-профессиональных компетенций (тестирование, контрольные работы, комплексные задания). В результате этих процедур выявляется соответствие реально достигнутых студентами уровней отдельных компонентов (когнитивных, операциональных и деятельностных) военно-профессиональных компетенций заранее установленным требованиям. Если фактические результаты контроля соответствуют заданным (индекс «Да» на рис. 1.), то имеет место положительный результат (блок 7). Если результат контроля оказывается ниже базового заданного уровня (индекс «Нет» на рис. 1), то студенту предлагается произвести соответствующую самокоррекцию своих знаний, умений и навыков владения контролируемого учебного модуля (блок 8). При этом студент изучает повторно или дополнительно учебный материал, выполняет дополнительные задания и т.п. В ряде случаев преподавателям приходится корректировать и учебный процесс (блок 9) – дополнять информационно-дидактическую базу, усовершенствовать методики и приемы обучения, в основу которых положена система, разработанная А.А. Дульзоном [18].

Наибольший вклад в создание высокого инновационного потенциала рассматриваемой системы формирования у студентов – будущих офицеров запаса Вооруженных сил обеспечила компетентностно-модульная технология их обучения [19]. Представление о ее содержании и структуре можно получить из рисунка 2, на котором приведен состав и структура одной из базовой дисциплины профильной подготовки «Восстановление военной автомобильной техники».

 

Рисунок 2 – Состав и содержание учебных модулей дисциплины «Восстановление военной автомобильной техники»

 

Очевидно, что на этом рисунке представлены лишь части каждого из модулей, а именно их содержание. Кроме этого в состав каждого модуля входят описания интегративных целей освоения содержания модулей, методические рекомендации по рациональному изучению материала учебных модулей, набор задач и заданий для выработки умений и навыков, вопросы для самоконтроля успешности освоенного материала модуля [20].

Целесообразность использования и эффективность педагогической системы формирования у студентов – будущих офицеров резерва военно-профессиональных компетенций была подтверждена экспериментальными исследованиями и многолетней практикой ее использования в учебном процессе на военной кафедре СамГТУ.

На итоговом срезе формирующего эксперимента, проведенного в 2014/2015 учебном году на большой выборке студентов четвертого курса, было выявлено, что число студентов экспериментальной группы, подтвердивших высокий уровень сформированости деятельностного компонента военно-профессиональных компетенций, – на 38%, операционального компонента – на 34%, когнитивного – на 35% больше по сравнению со студентами контрольной группы. При этом интегральное значение показателей сформированности военно-профессиональных компетенций свидетельствует, что 44% студентов экспериментальной группы обладают сформированными компетенциями на высоком уровне, в то время как в контрольной группе число студентов с этим уровнем сформированности всего 9%, а это в 4,8 раза меньше.

Таким образом, данные педагогического эксперимента убедительно подтверждают результативность разработанной и внедренной в учебный процесс педагогической системы формирования военно-профессиональных компетенций у студентов – будущих офицеров мобилизационного резерва Вооруженных сил Российской Федерации.

×

About the authors

Gennady Mikhailovich Antonov

Samara State Technical University

Email: antgm@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, lecturer of Military Department

Russian Federation, Samara

Andrey Konstantinovich Afanasev

Samara State Technical University

Email: aak36@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, professor of Military Department

Russian Federation, Samara

Valentin Nikolaevich Mikhilkevich

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: j918@yandex.ru

doctor of technical sciences, professor of Psychology and Pedagogy Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 768 от 12 октября 2000 года «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 43, ст. 4238.
  2. Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44, 02.11.2009.
  3. Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 5-10.
  4. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград, 2013. С. 12-18.
  5. Ильмушкин Г.М. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 84-92.
  6. Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2014. С. 68-74.
  7. Кислякова О.П. Способы оценивания компетентностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 76-86.
  8. Севостьянов С.И., Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Потапов А.И. Восстановление военной автомобильной техники: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 240 с.
  9. Шадрин В.А. Особенности профессиональной подготовки будущих офицеров в военном институте // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. научно-практической конференции с международным участием. Самара: СЮИ ФСИН, 2014. С. 315-319.
  10. Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск // Наука и образование - 2008: сб. докл. междунар. науч.-техн. конф. Мурманск: ММБИ, 2008. С. 950-953.
  11. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход к системе высшего профессионального образования. Основы структурализации и метапознания. Минск: РИВШ, 2008. 84 с.
  12. Матушкин Н.Н., Столбова Н.Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сборник докладов междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 30-36.
  13. Овчинникова Л.Д. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников: монография. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2012. 191 с.
  14. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. Самара: ПГСГА, 2013. С. 13-18.
  15. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авт., под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
  16. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 865-869.
  17. Кальней В.А., Матвеева С.В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник РМАТ. 2011, № 3 (3). С. 120-124.
  18. Дульзон А.А., Васильева О.М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5 (14). С. 61-72.
  19. Антонов Г.М., Афанасьев А.К. Использование компетентностно-модульной технологии подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов // Современные проблемы подготовки специалистов атомной отрасли: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт, 2015. С. 20-25.
  20. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2011. № 1 (15). С. 83-88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Algorithmic model of the system for the formation of military professional competencies among students

Download (120KB)
2. Figure 2 - Composition and content of training modules of the discipline "Restoration of military vehicles"

Download (51KB)

Copyright (c) 2018 Antonov G.M., Afanasev A.K., Mikhilkevich V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies