Тяжелые металлы в почвах зоны железнодорожного отвода станции Уссурийск ОАО «РЖД»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Показано неблагоприятное воздействие железнодорожного транспорта на прилегающие территории. Железнодорожный транспорт и объекты его жизнеобеспечения являются постоянно действующими источниками загрязнения. Многолетние выбросы в воздушную среду отражаются существенным накоплением токсикантов в верхних горизонтах почвы. Выявлена степень содержания тяжелых металлов в почве на территории железнодорожного отвода станции Уссурийск РЖД. Для расчета коэффициента концентрации тяжелых металлов анализу подвергались почвенные образцы 8 пробных площадей техногенно-антропогенных зон города. Для выявления локальных техногенных аномалий были рассчитаны коэффициенты концентрации. Расчет суммарного показателя загрязнения почв по результатам анализа шести элементов выявил, что территория железнодорожного отвода на Ж/Д вокзале имеет «очень высокий» уровень загрязнения. «Высокий» уровень выявлен в районе локомотиворемонтного завода. Загрязнение зон южнее станции железнодорожного вокзала характеризуется как «средний» уровень. Выявлены высокие концентрации Zn, Mn, Fe, Cu и Рb в почвах пробных участков с высокой транспортной нагрузкой, находящихся вблизи железнодорожной станции и предприятий технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава. Установлены превышения концентрации тяжелых металлов относительно ПДК, ОДК и регионального фона, а также уровня загрязнения. Определен суммарный показатель загрязненности почв поллютантами.

Полный текст

Введение

Среди многочисленных загрязнений окружающей среды особое место занимают тяжелые металлы, которые, включаясь в круговорот веществ и накапливаясь в природной среде, способны оказывать влияние на живые организмы [1–3].

Есть несколько основных источников поступления тяжелых металлов в почву: карьеры и шахты по добыче полиметаллических руд; металлургические и металлообрабатывающие предприятия; электростанции, сжигающие уголь; химические средства защиты сельскохозяйственных культур; выбросы транспортных средств, в том числе и железнодорожного транспорта, осуществляющего грузоперевозки и пассажироперевозки [4; 5]. Установлено, что все загрязнители, поступающие в полосу отвода объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры, в конечном итоге смываются водами осадков, а в сухую погоду разносятся ветром за пределы зоны отвода в окружающую среду [6]. Следует отметить, что железнодорожный транспорт и объекты его жизнеобеспечения являются постоянно действующими источником загрязнения. Структура негативного влияния железнодорожного транспорта на среду включает нарушение стойкости естественных ландшафтов транспортной инфраструктурой путем развития эрозии; загрязнение атмосферы отработанными газами, продуктами выдувания и опадения сыпучих грузов (уголь, руда, цемент) [8].

Накопление тяжелых металлов техногенного происхождения в почве, включая и потоки загрязнения от железнодорожного транспорта, происходит в виде подвижных форм и нерастворимых соединений. Подвижные формы тяжелых металлов закрепляются гумусовым веществом путем образования солей с органическими кислотами, адсорбции ионов на поверхности органических коллоидных систем. В дальнейшем аккумулированные тяжелые металлы способны вовлекаться растениями и микробиотой в биотический круговорот [7–9], поэтому оценка негативного влияния железнодорожного транспорта на селитебные территории является актуальной.

Целью наших исследований стала оценка содержания тяжелых металлов в почве на территории железнодорожного отвода станции Уссурийск Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить валовое содержание тяжелых металлов в почве полосы отвода железных дорог (медь, цинк, железо, марганец, никель, свинец);

2) оценить уровни содержания тяжелых металлов на исследуемой территории;

3) определить суммарный индекс загрязнения почв по содержанию тяжелых металлов.

Условия и методы исследований

Районом исследования явилась зона железнодорожного отвода станции Уссурийск ОАО «РЖД», находящаяся на территории Уссурийского городского округа Приморского края. Исследуемая территория находится на Приханкайской низменности, вытянутой в северо-восточном направлении. К востоку от равнины расположена горная система Сихотэ-Алинь (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Карта-схема района исследований

 

Географически район исследования расположен в котловине, окружен сопками, что ухудшает условия рассеивания, способствует образованию зоны температурных инверсий, особенно в период установления восточносибирского антициклона [10]. Преобладание однонаправленности ветра в течение сезона (49% ветров – южные), застроенность и заселенность территории способствуют созданию неблагоприятной ситуации относительно загрязненности атмосферы. Особенности географического положения, климата и рельефа играют важную роль в распределении и концентрации загрязнителей в воздушных потоках на территории города. В силу отсутствия четкой разработанности национальной системы экологического нормирования тяжелых металлов, на сегодняшний день для оценки степени загрязнения городских почв в основном используются стандартные критерии (предельно допустимые концентрации – ПДК; ориентировочно допустимые концентрации – ОДК; суммарный показатель загрязнения – Zс) [11], в качестве альтернативных используются данные по фоновым участкам, подвергавшимся минимальному антропогенному воздействию.

Исследования проводились в течение 2016–2017 гг. Изучили содержание тяжелых металлов в буро-подзолистых и лугово-бурых оподзоленные типах почв, расположенных в зоне железнодорожного отвода станции Уссурийск ОАО «РЖД».

Для определения содержания тяжелых металлов в зоне земельного отвода железной дороги на территории Уссурийского городского округа были выбраны 8 пробных площадей: станция Лимичевская, район МЭО ГИБДД, объездная дорога, станция Сахарный завод, ст. Садовая 1, Ж/Д вокзал, ст. Блюхера 1. Выбор данных точек был обусловлен различной степенью антропогенной нагрузки. В качестве фоновой была выбрана условно-чистая пробная площадь станции Баневурово, сформированная в 18 км от города Уссурийска, в буферной зоне государственного биосферного заповедника «Уссурийский». На 8 пробных площадках анализировалось содержание валовых форм тяжелых металлов (меди, цинка, железа, марганца, никеля, свинца) в почве. Содержание тяжелых металлов определяли методом атомной абсорбции.

Для оценки эколого-геохимического состояния почв пользовались методикой расчета суммарного показателя загрязненности и коэффициента концентрации (Кс). Согласно методике, предложенной В.Б. Кадацким, Кс – отношение валового содержания элемента в исследуемом объекте к его среднему региональному содержанию или фону [11; 12]. Оценка степени опасности загрязнения почв комплексом металлов по показателю Zс проводится по оценочной шкале, приведенной в таблице 1.

 

Таблица 1 – Уровни загрязнения почвенного покрова по суммарному загрязнению тяжелыми металлами [11]

Уровень загрязнения

Суммарный показатель загрязнения почв (Zс)

Низкий

8–16

Средний

16–32

Высокий

32–128

Очень высокий

>128

 

Для выявления степени загрязнения почв района исследований тяжелыми металлами анализировали почвенные образцы (в слое 0–20 см) 8 пробных площадей техногенно-антропогенных зон города, среди которых фоновая пробная площадь – станция Баневурово (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Карта схема расположения участков взятия проб (станций отбора:

№ 1 – Лимичевская; № 2 – МЭО ГИБДД; № 3 – Садовая 1; № 4 – Железнодорожный (Ж/Д) вокзал; № 5 – Блюхера; № 6 – Сахарный завод; № 7 – объездная дорога; № 8 – Баневурово)

 

Результаты исследований

Сравнивая содержание валовых форм тяжелых металлов в почвах отвода железной дороги и их предельно допустимых концентраций, можно выявить следующие особенности распределения металлов: концентрация меди превышает ПДК на участке № 3 и № 5 (станция железнодорожного вокзала), показатели железа в точке отбора проб № 3 превышает ОДК в 1,5 раза; содержание марганца в почвах станции превышает ПДК в 2,6 раза; концентрация никеля, свинца и цинка не превышают ПДК.

Для выявления локальных техногенных аномалий были рассчитаны коэффициенты концентрации Kc.

Высокие концентрации Zn, Mn, Fe, Cu и Рb зафиксированы в почвах пробных участков с высокой транспортной нагрузкой, находящихся вблизи железнодорожной станции и предприятий технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава (ст. МЭО ГИБДД, ст. Садовая 1 и ст. Ж/Д вокзал).

Расчет суммарного показателя загрязнения почв по результатам анализа шести элементов выявил, что в соответствии с оценочной школой (табл. 1) территория железнодорожного отвода на Ж/Д вокзале имеет «очень высокий» уровень загрязнения. «Высокий» уровень выявлен в районе локомотиворемонтного завода (ст. МЭО ГИБДД и ст. Садовая). Загрязнение зон южнее Ж/Д вокзала (ст. Блюхера и объездная дорога) характеризуется как «средний» уровень (табл. 2).

 

Таблица 2 – Коэффициенты концентрации и суммарный показатель загрязненности тяжелых металлов на станциях отбора относительно регионального фонового уровня (станция Баневурово)

Станция

KcCu

KcZn²⁺

KcFe

KcMn

KcNi

KcPb²⁺

Суммарный показатель Zc

Лимичевская

0,8

2,3

3

0,6

4,2

9

14,9

МЭО ГИБДД

5

1,5

11,2

0,3

2

25

40

Ж/Д вокзал

250

13,6

12,5

11,7

2

23

307,9

Блюхера

15

2

7,5

4,1

2,8

4

30,4

Садовая 1

30

8,9

6

5,8

2

24

71,7

Сахарный завод

10,5

1,7

2,5

0,2

0,6

22

32,5

Объездная дорога

15,5

1,7

5,5

1,2

4

7

29,9

 

Таким образом, почвы зоны железнодорожного отвода станции Уссурийск ОАО «РЖД» содержат тяжелые металлы в концентрациях, превышающих предельно допустимые. Использование традиционных и альтернативных подходов к оценке загрязнения почв выявило общую закономерность, обусловленную высокими значениями концентраций тяжелых металлов на участках остановки и работы подвижного состава на холостом ходу [6, с. 19; 13–16].

Установленные превышения концентрации тяжелых металлов относительно ПДК, ОДК и регионального фона, а также уровня загрязнения, определенные на основе суммарного показателя, свидетельствует о загрязненности почв.

Заключение

Проведенные исследования доказывают необходимость наличия лесных насаждений в полосе отвода железнодорожного полотна в городе и в районах сельскохозяйственных угодий для их защиты от загрязнения тяжелыми металлами. Придорожные защитные лесные насаждения являются наиболее эффективным природным средством ограничения распространения почвенного загрязнения [15].

×

Об авторах

Денис Александрович Ключников

Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске

Email: klyuchnikov_da@mail.ru

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой географии, экологии и охраны здоровья детей

Россия, Уссурийск, Приморский край

Светлана Александровна Платонова

Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске

Email: klyuchnikov_da@mail.ru

старший преподаватель кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей

Россия, Уссурийск, Приморский край

Елена Васильевна Соболева

Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.b.leva@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей

Россия, Уссурийск, Приморский край

Список литературы

  1. Чернуха А.Д. Правовое регулирование экологической безопасности и охраны здоровья населения в зоне ответственности железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 2008. № 3. С. 6-7.
  2. Громова В.С., Бурак В.Е., Буланова Л.Г., Пчеленок О.А. Сравнительный анализ содержания тяжелых металлов в полосах отвода железной дороги // Известия Орловского государственного технического университета. Серия «Строительство и транспорт». 2007. № 4-16. С. 137-139.
  3. Казанцев И.В. Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на содержание тяжелых металлов в почвах и растениях полосы отвода: автореф. дис. … канд. биол. наук. Тольятти, 2008. 20 с.
  4. Юдина Е.В. Особенности накопления и распределения тяжелых металлов в почвах города Абакана // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2016. № 9 (120). С. 32-39.
  5. Кузнецова Е.Г., Евдокимова Т.В. Мониторинг почв вдоль трассы железной дороги в подзонах средней и северной тайги (республика Коми) // Современные проблемы загрязнения почв. II Международная научная конференция: сб. материалов. Т. 2. М.: МГУ, 2007. С. 91-92.
  6. Бурак В.Е. Сравнительный анализ содержания тяжелых металлов в землях железнодорожного транспорта // Проблемы энергетики, природопользования, экологии: материалы междунар. науч.-техн. конф. (22-24 сент. 2008 г., Брянск). Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2008. С. 15-23.
  7. Катин В.Д., Луценко А.Н., Ахтямов М.Х. Повышение экологической безопасности на транспорте: монография. Хабаровск: ДВГУПС. 2017. 176 с.
  8. Медведева М.В., Федорец Н.Г. Комплексная оценка состояния почв, находящихся в условиях урбанизации // Экологические системы и приборы. 2004. № 7. С. 5-8.
  9. Зубрев Н.И. Инженерная защита биосферы от загрязнения тяжелыми металлами на транспорте: учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2003. 294 с.
  10. Бакланов П.Я. Географическое положение Приморского края // География Приморского края / под ред. Г.А. Какориной. 2-е изд. Владивосток: Дальпресс, 2000. 180 с.
  11. Глазовская М.А. Методологические основы оценки эколого-геохимической устойчивости почв к техногенным воздействиям. М.: МГУ, 1997. 102 с.
  12. Баринова Л.Д. Систематизация экологических аспектов деятельности железнодорожного транспорта // Транспорт: наука, техника, управление. 2009. № 10. С. 15-19.
  13. Терехова В.А., Пукальчик М.А., Яковлев А.С. «Триадный» подход к экологической оценке городских почв // Почвоведение. 2014. № 9. С. 1145-1152.
  14. Курохтин А.А., Евдокимова М.В., Плеханова И.О. Оценка экологического состояния почв скверов и парков в различных районах г. Москвы // Современные проблемы загрязнения почв. II Международная научная конференция: сб. материалов. Т. 2. М.: МГУ, 2007. С. 101-105.
  15. Зубрев Н.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: учеб. пособие для студентов вузов, техникумов, колледжей и учащихся образоват. учреждений ж.-д. трансп., осуществляющих нач. проф. подгот. М.: УМК МПС России, 1999. 590 с.
  16. Клочкова Е.А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: учебное пособие. М.: УМЦ МПС России. 2007. 456 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Карта-схема района исследований

Скачать (62KB)
3. Рисунок 2 – Карта схема расположения участков взятия проб (станций отбора:

Скачать (49KB)

© Ключников Д.А., Платонова С.А., Соболева Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.