INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND THEIR IMPACT ON THE QUALITY OF FUTURE CHEMISTRY TEACHER TRAINING


Cite item

Abstract

Interactive technologies are widely used in today’s educational process. Interactive whiteboard helps to use class time to maximum effect and provide high quality education in general.

Full Text

Высшая школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. Под интерактивной технологией понимается программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения [1]. Занятия на качественно новом уровне позволяют подготовить и провести современные интерактивные средства обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся. Один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – позволяет реализовать на лекционных и семинарских занятиях – интерактивная доска. Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения химии. Доска позволяет работать с ней в двух режимах: интерактивный и режим Office. В интерактивном режиме компьютером можно управлять прямо с поверхности доски с помощью электронных маркеров. Применение координатной сетки и различных цветов помогает быстро показать химические превращения, строить схемы и др. [2]. В соответствии с основной образовательной программой подготовки специалиста с квалификацией «учитель химии и учитель биологии» дисциплина «Органическая химия» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Программа ставит своей целью дать студентам углубленные знания о химической науке, привить студентам навыки безопасного проведения типичных химических экспериментов, воспитать у них навык самостоятельной работы с наиболее распространенной химической литературой, химическими справочниками и энциклопедиями [3]. Главная задача программы состоит в том, чтобы обеспечить у студентов после ее усвоения достаточно высокий уровень химических знаний. Многие абитуриенты, поступившие в ВУЗ на химический факультет, часто имеют неверное представление о соотношении эмпирических и неэмпирических знаний в химии, о соотношении химии и других естественных дисциплин. Задача химии состоит в том, чтобы устранить эти пробелы знаний в химической науке. Изучение органической химии в ВУЗе не ограничивается только лекционным материалом, большое внимание уделяется семинарским, лабораторно-практическим занятиям, в ходе которых студенты учатся решению химических задач, постановке опытов, решению самостоятельных и контрольных работ и т.д. Все это служит не только средством формирования учителя, но и критерием качества его подготовки. Для проведения занятий по органической химии нами разработано интерактивное сопровождение занятий по одной и самых сложных тем – «Оксикислоты. Оптическая изомерия» для студентов естественно-географического факультета. Данная тема является достаточно сложной при изучении, так как требует от студентов не только теоретических знаний, но и абстрактного мышления. Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски, нами разработан алгоритм подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических работ. 1. Определяется цель и тип занятия. 2. Составляется временная структура лекции или семинара. 3. Составляется поминутный план занятия. 4. Создается презентационная программа лекции, в которую отбирается наиболее важный и сложный для восприятия материал. При этом используются следующие критериями отбора информации. 1. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности студентов, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. 2. При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей. 3. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной студентам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном студентам темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным. 4. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану. 5. Интерфейс должен быть интуитивным. 6. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков [5]. Проведения лекций с использованием интерактивной доски. Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. В качестве источника иллюстративного материала в этом случае наиболее удобно использовать CD ROM или HTML документы. Существенным является и то, что отсутствует необходимость ведения студентами конспектов, так как вся учебная информация предоставляется им в электронной форме. При этом сократив время на воспроизведение информации, освобождается больше времени на объяснение материала. Объяснение нового материала – основная задача лекции, но в отличие от традиционной лекции, лекция с использованием интерактивной доски имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Нами разработаны презентации, отражающие классификацию, номенклатуру, способы получения, химические свойства, применение оксикислот. А также созданы 3D модели органических соединений, проявляющих оптическую активность, которые наглядно демонстрируют сложные пространственные конфигурации химических структур. Такие структуры без трехмерного моделирования невозможно представить в реальности. С помощью 3D моделей становится понятно пространственное расположение атомов в молекулах и их способность к образованию оптически активных структур. Проведения семинаров с использованием интерактивной доски. Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех студентов в активную работу на семинаре, позволяет студентам активно выполнять индивидуальные и групповые упражнения. Нами разработаны задания для работы с интерактивной доской, которые включают решение химических задач по строению, изомерии, номенклатуре, химическим свойствам оксикислот. Совместная работа в едином гиперпространстве обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и студентов при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится обмену информацией между студентами при изучении наиболее сложных вопросов оптической изомерии в органической химии. Для проведения лабораторных работ нами был разработан виртуальный химический эксперимент, включающий такие работы, как «Получение и свойства винной кислоты», «Специфические реакции оксикислот». Важным достоинством виртуального учебного эксперимента является то, что студенты могут возвращаться к нему много раз, что способствует более прочному и глубокому усвоению материала [4]. Для выяснения эффективности использования интерактивных средств, в частности, интерактивной доски в обучении химии мы провели анкетирование среди студентов 2-го и 5-го курсов естественно-географического факультета, отделений «Химия с дополнительной специальностью Биология», «Биология с дополнительной специальностью Химия». В результате проведённого анкетирования среди студентов 2 и 5 курсов были получены следующие результаты: 91% студентов положительно относятся к использованию мультимедийных средств обучения при чтении лекций преподавателем. Большинство анкетируемых (75%) относятся положительно к использованию интерактивных средств обучения при проведении семинарских занятий. Однако на вопрос об отношении к использованию мультимедийных средств обучения при проведении виртуального химического эксперимента, у студентов 5-го курса мнения разделились: 64% респондентов хорошо относятся к использованию мультимедийных средств обучения при проведении виртуального химического эксперимента, а 36% – плохо. Будущие учителя химии и биологии подтвердили, что будут использовать интерактивную доску в педагогической деятельности: 43% студентов 2 курса и 64% – 5 курса, но для этого необходимо пройти соответствующие курсы по работе с интерактивной доской. При этом у студентов 2-го курса нет чёткого представления о том, кто должен обучать их работе с интерактивной доской. Такой вывод можно сделать, анализируя ответы респондентов: «те, кто умеют ими пользоваться», «преподаватель», «затрудняюсь ответить» и т.д. При ответе на данный вопрос анкеты о дистанционном образовании 9% респондентов затруднились ответить, 91% ответили «Нет». Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты категорически не хотят обучаться дистанционно. Студенты отдают предпочтение аудиторной работе с преподавателем. Апробация предложенной методики работы с интерактивной доской показывает, что в современных условиях необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой студентам информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

×

About the authors

Ludmila Vladimirovna Panfilova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: panfilova.ludmila@pgsga.ru

doctor of pedagogic sciences, professor of the department of «Chemistry, geography and their teaching methodology»

443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

References

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  2. Кораблёв А. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. 2006. № 2. С. 37 - 39.
  3. Ганцева С.В., Панфилова Л.В. Реализация дифференцированного обучения на уроках химии с использованием информационно-коммуникационных технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. Т.14. № 2 (4). 2012. С. 880-883.
  4. Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В., Муратова Е.А. Использование виртуального химического эксперимента по дисциплине органическая химия в вузе // Материалы IV Международная научно-методическая конференция «Естественнонаучное образование в вузе: проблемы и перспективы». Ноябрь 2012 года. Самара: Изд-во СГАСУ, 2012. С.32 – 36.
  5. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время занятия // Информатика и образование. 2006. № 2. С. 40 – 49.

Copyright (c) 2013 Panfilova L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies