THE REGIONAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION: THE CONSTRUCTION, ANALYSIS, OPTIMIZATION


Cite item

Abstract

This paper presents a regional model of inclusive education. ITATION-designated priority areas of the Faculty of Special Education Povolzhskaya of state social and humanitarian academy in its optimization in line with the main objectives of a regional educational policy in the context of the modernization of Russian education.

Full Text

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Самарской области осуществляется в общеобразовательных школах с 2001 года. Построение модели инклюзивного образования и ее внедрение в образовательную практику инклюзивного образования реализовывалось через поддержку ряда областных целевых программ: 2001-2004 г.г. – областная целевая программа «Реабилитация»; 2005-2008 г.г. – областная целевая программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для детей и молодых людей с проблемами в развитии» («Интеграция). В настоящее время инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется в 356 общеобразовательных учреждениях из 698 (51%). Модель интегрированного/инклюзивного образования в Самарской области реализуется на федеральном региональном и муниципальном уровнях: Министерством образования и науки Самарской области, Факультетом специального образования ПГСГА, ЦСО, Центром дистанционного образования детей-инвалидов, созданном при СИПКРО, общественными организациями; психолого-медико-педагогическими комиссиями, ТАСО, ЦПМСС, ЦРП, Ресурсными центрами; ОУ (С(К)ОУ, СОШ, ДОУ, ГКП и др.). Представим всесторонний анализ и пути оптимизации интегрированного и инклюзивного образования на разных уровнях их решения. На уровне МОиН СО в аспекте интегрированного/инклюзивного образования реализуются следующие задачи: - формирование и реализация кадровой политики в регионе; - нормативное регулирование процессов интегрированного/инклюзивного образования, повышение квалификации работников образования в аспекте рассматриваемой проблемы; - составление прогноза потребности в образовательных услугах повышения квалификации работников образования Самарской области по вопросам интеграции и инклюзии; - организация и контроль осуществления процессов сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ООУ, аттестации педагогических кадров, включенных в процесс интеграции/инклюзии; - обеспечение эффективных механизмов финансирования системы помощи детям с ОВЗ. Задачи сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется и другими Министерствами (МЗСО, МСиДР). В Самарской области создан координационный совет, который объединяет действия разных ведомств в плане оказания действенной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Однако системный характер деятельности этой структуры не обеспечивается. Активную позицию в реализации задач интегрированного/инклюзивного образования занимает ФСО ПГСГА. В настоящее время в деятельности нашего факультета реализуются следующие приоритетные направления. 1. Подготовка педагога инклюзивного образования в аспекте реализации новых ФГОС высшего профессионального, школьного и дошкольного образования: бакалавриат, курсы повышения квалификации. 2. Использование современных инновационных технологий в инклюзивном образовании. На нашем факультете созданы и внедрены в практику методические рекомендации по проектированию и реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся в общеобразовательном учреждениях. По данной тематике разработано содержание и проводятся курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений. 3. Научное руководство образовательными учреждениями, реализующими практику инклюзивного образования. Сегодня - это 5 школ и 3 ДОУ. С 2002 г. в Самарской области действует Центр специального образования. Деятельность данной структуры направлена на реализацию следующих задач: - повышение квалификации работников специального и инклюзивного образования; - разработка программно-методического обеспечения инклюзивного образования; - координация деятельности образовательных учреждений, занятых в системе специального и инклюзивного образования; - консультирование и информационное обеспечение; - работа с детьми и семьями. Здесь необходимо отметить, что недостаточная согласованность между структурами, решающими аналогичные задачи, приводит к их дублированию, что не способствует динамике инклюзивного образования. В 2008 году при СИПКРО был создан Самарский региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов. В настоящее время Центр реализует следующие задачи: - создание единой информационно-образовательной среды для детей инвалидов, их родителей и педагогов; накопление медиаресурсов; - оказание информационно-методической поддержки, повышение квалификации педагогических кадров в использовании дистанционных образовательных технологий. Однако следует отметить, что дистанционное образование не есть инклюзивное. Необходимо все сделать для того, чтобы оно обеспечило ребенку-инвалиду доступное социальное развитие. Большую роль в продвижении инклюзивного образования в Самарской области играют общественные организации «Десница» и «Парус Надежды», с которыми ФСО тесно сотрудничает. В процесс инклюзивного образования включены Психолого-медико-педагогические комиссии. Сегодня деятельность психолого-медико-педагогической комиссии должна рассматриваться с позиций новых условий, которые задаются модернизацией общего и специального образования, введения ФГТ И ФГОС. Актуальным становится взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в части получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательной школе. В рамках этих изменений ФСО организовал и провел курсы для специалистов областного и территориальных ПМПК, в работе которых прошли обучение 36 специалистов разных профилей. Особой структурой, включенной в процесс инклюзивного образования, является Территориальное агентство специального образования. ТАСО организуются на базе действующих образовательных учреждений: ресурсных центров, специальных (коррекционных) образовательных учреждений или других, отобранных органами управления образованием исходя из соображений целесообразности, наличия ресурсов, транспортной доступности и др. ТАСО действуют в каждом территориальном управлении и в крупных городах области. Специалисты ТАСО участвуют в разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ, оказывают методическую помощь педагогам. В случае необходимости специалисты выезжают в учреждение, где обучаются такие дети, для чего все ТАСО оснащены легковыми автомобилями. Важная роль в решении проблем инклюзивного образования принадлежит Центрам ранней помощи, которые в Самарской области начали свою работу с 2002 года. В настоящий момент в состав ЦРП входят: областная Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста, действующая при Центре специального образования, и 13 территориальных служб. Основными задачами этих служб являются: - выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи; - своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста; - квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста; - методическая помощь педагогам муниципальных дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющих ОВЗ. Включены в инклюзивный процесс и Центры психолого-медико-социального сопровождения. Центры отвечают за - проведение комплексного диагностического обследования детей и определения специальных условий для организации их обучения и воспитания; - оказание консультационной и коррекционной помощи; - проведение мониторинга. Здесь мы тоже отмечаем дублирование деятельности других структур рассматриваемой модели. Задачи инклюзивного образования реализуются также Ресурсными центрами образовательных округов Самарской области, которые обеспечивают - информационную поддержку процессов сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальной образовательной системе; - повышение квалификации работников образования через целевые программы, научно-практические семинары и другие формы. Например, в 2011-2013г.г. ФСО и МАОУ ДПО (ПК) специалистов РЦ г.о. Тольятти реализовывалась целевая программа «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя в условиях организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой были задействованы более 200 учителей. Практика доказала ее результативность. Как мы указывали выше, в процесс инклюзивного образования в Самарской области включены более 50% общеобразовательных учреждений. Это очень высокие показатели, за которые в ответе все структуры, действующие в Модели инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивном образовании приоритетными должны стать Программы качественного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов как средство для их успешной социальной интеграции и жизненной самореализации. ФСО усиливает работу в этом направлении за счет оптимизации работы с базовыми экспериментальными площадками, где разрабатывается программно-методическое обеспечение по инклюзивному образованию. Сейчас нами разрабатывается положение о стажировочных площадках. Мы видим необходимость в их создании, поскольку на базе факультета должен быть создан такой ресурсный центр. Здесь должны быть сконцентрированы и расширенно предоставлены современные образовательные ресурсы, открытые для доступа и использования в целях максимально возможного удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в ООУ. Необходимо особо отметить новый статус специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Накопленный здесь опыт должен активно использоваться в ООУ, безусловно, с учетом его адаптации в соответствии с условиями интегрированного/инклюзивного образования. Должно быть установлено прочное социально-профессиональное партнерство между учителями массовой школы и специалистами С(К)ОУ. На наш взгляд это сегодня также должно стать приоритетной задачей. Таким образом, качество инклюзивного образования напрямую зависит от того, насколько представленные в модели структурные компоненты будут действовать согласованно, насколько качественным будет содержание их деятельности. Считаем целесообразным - усиление нормативно-правовой базы через утверждение положений о штатном расписании, финансировании, условиях организации инклюзивного образования; - совершенствование научно-методического обеспечения в со-провождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на разных ступенях их обучения; - решение кадровых проблем в общеобразовательных учреждениях города и особо в сельской местности, реализующих инклюзивную практику; - установление прочного межведомственного, социально-профессионального партнерства на разных уровнях реализации задач инклюзивного образования; - усиление деятельности экспериментальных площадок ВУЗов по проблеме инклюзивной практики; - создание стажировочных площадок ВУЗов на баз

×

About the authors

Nina Ivanovna Bukovtsova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: fkp@pgsga.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Special Education

443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky 65/67

Larisa Ashatovna Remezova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: Remezowa@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Special Education and Special Psychology»

443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky 65/67

References

  1. Алехина, В.К. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в проектной инициативе «Наша новая школа»// Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : сборник материалов VI всероссийской научной конференции 14-16.12.2010 / ред. В.В. Рубцов. М.: ООО ФПОР, 2010. С. 104-116.
  2. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Деятельность факультета специального образования в модернизации региональной системы специального и интегрированного образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. М., 2012. №2(3). C. 108-114
  3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен. // Дефектология. 2008. №2. С. 86-94.

Copyright (c) 2013 Bukovtsova N.I., Remezova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies