ACTIVITY APPROACH IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION


Cite item

Abstract

The modernization of biological education implies activity approach in the educational process. The article describes the educational-cognitive activity and its main elements as applied to teaching biology at school. Various activities based on the educational-cognitive one are supposed to be use in teaching biology.

Full Text

На современном этапе модернизации общего образования существует объективная потребность совершенствовать методику обучения, внедрить в учебно-воспитательный процесс эффективные методы и средства с тем, чтобы активизировать процессы усвоения знаний и формирования компетентностей различного уровня, повысить уровень образованности школьников. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся не только усвоили знания, но и в наибольшей степени реализовали свои потенциальные способности и возможности, развили лучшие личностные качества, были удовлетворены результатами учебного труда. Уменьшение интереса к знаниям, пассивность восприятия учебного материала, асоциальные явления среди детей приводят к снижению уровня образования, переориентации на другие виды деятельности, не связанные со школой. Все это вызывает необходимость научно обоснованного разрешения имеющегося несоответствия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования учащихся. В последние годы в отечественной школе происходят различные инновационные процессы. Одним из них является реализация деятельностного подхода и включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности. Актуальность применения данного подхода в процессе обучения биологии определяется объективными потребностями современной школы в создании оптимальных условий развития познавательного интереса учеников, активизации процесса учения. Проблема деятельности актуальна в педагогике, психологии и методике преподавания биологии. Деятельностный подход к формированию личности – важнейшее достижение современной психологии. Он разрабатывался в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, и других видных психологов. В психологии выделяют следующие составляющие деятельности: потребность, мотив, задачу, средства решения задачи, действие, операции. Рассмотрим их характеристику. А.Н. Леонтьев вычленяет в деятельности следующие образования: собственно деятельность как процесс активности субъекта, отвечающий мотиву; действие, отвечающее той или иной цели; операцию, отвечающую условиям, в которых она осуществляется [1]. Мотивом являются потребности личности, которые побуждают деятельность. Предметность, которая характеризует деятельность, порождает не только предметный характер образов, но и предметность потребностей, эмоций, чувств [2, с. 89]. Несмотря на то, что отдельные виды деятельности можно различать по форме, способам осуществления, эмоциональности, временнóй протяженности и т.п., главным отличительным признаком одного вида деятельности от другого А.Н. Леонтьев считает их предметы: «Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность, ...предмет деятельности есть ее действительный мотив» [2, с. 102]. Каждый вид деятельности имеет свои потребности, мотивы, задачи, средства и действия. Это утверждение А.Н. Леонтьева лежит в основе разработанной нами методики организации учебно-познавательной деятельности, основанной на взаимосвязи видов деятельности, каждый из которых характеризуется своим предметом. В концепции строения деятельности А.Н. Леонтьева деятельность, действие и операция выступают как функционально связанные между собой образования, плавно переходящие друг в друга при определенных условиях. «Действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия» [2, с. 110]. Одно и то же действие может лежать в основе разных деятельностей, может переходить из одной деятельности в другую, оставаясь при этом относительно самостоятельным. Таким образом, разные виды деятельности можно осуществлять одними и теми же способами и приемами. Это положение особенно важно для обоснования механизма взаимодействия видов деятельности в учебном процессе по биологии. Учебная деятельность занимает определенное место в системе других видов человеческой деятельности. Деятельность является основой учебного процесса. По мнению Т.В. Габай, учебная деятельность – это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого [3, С. 116]. Если в психологии учение рассматривают как совокупность психических процессов, обусловленных нервными механизмами, то в дидактике учебно-познавательная деятельность трактуется как «специальная деятельность, необходимая обществу, и это совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное, – в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения» [4, с. 15–16]. В педагогике проблеме деятельности посвящены труды Ю.К. Бабанского, Т.В. Габай, Е.С. Заир-Бек, Л.В. Жаровой, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Феномен учебной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, конкретизируется в следующих аспектах: - деятельность учащихся осуществляется в коллективе, поэтому она обогащается опытом других участников и эмоционально насыщена; - деятельность развивается от исполнительской к творческой, тем самым изменяя позицию ученика в ней от пассивной деятельности к активной [4]. Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы. При организации учебно-познавательной деятельности по биологии мотивации учения отводится большое место. Поскольку учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, то она побуждается мотивами, соответствующими ее содержанию. Мотивация учения – внутренние побуждения, «которые связаны с отношением школьника к деятельности и ее соучастникам» [4, С. 30]. Действительно, усвоение знаний начинается с мотивационного этапа. В педагогике различают мотивы внешние (стимулы) и внутренние, в основе которых лежит познавательный интерес, побуждающий к учению. Т.В. Габай считает, что мотив не должен отождествляться со стимулом: внешние мотивы означают возможность осуществления деятельности, а внутренние мотивы означают необходимость в осуществлении деятельности [3, С. 210]. Поэтому для успешного протекания учебно-познавательной деятельности необходимо формирование внутренних мотивов, познавательного интереса. Познавательный интерес имеет избирательный характер и также является личностным образованием. Естественно, невозможно увлечь всех одним и тем же делом, необходимо учитывать разносторонние интересы личности и дать им возможность проявиться в разных видах деятельности. Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, является важным энергетическим ресурсом любой деятельности: он порождает в коллективе благоприятный климат, снижает утомляемость, повышает работоспособность – в общем, создает все те условия, которые определяют успех учения. Психологическими механизмами деятельности под влиянием познавательного интереса являются ожидание нового, чувство удивления, воображение, догадка, многообразные состояния мысли, положительные переживания, вызванные успехом протекания деятельности и ее результатами [4]. В преподавании биологии открываются широкие перспективы для формирования познавательных интересов. Одной из таких перспектив мы считаем включение в учебный процесс различных видов деятельности, таких как: исследовательская, информационная, медико-оздоровительная, художественно-прикладная. Включение этих видов деятельностей в учебный процесс, их сочетание друг с другом вызывает интерес к знаниям в соответствии с потребностями каждого, вскрывает и приводит в действие потенциал каждого. Обучающая программа, обеспечивающая усвоение биологических знаний путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности, определяет: 1) этапы формирования и усвоения содержания материала с преобладанием того или иного вида деятельности; 2) длительность того или иного этапа; 3) систему задач по каждому виду деятельности с целью применения соответствующих знаний. Сложность задач для той или иной деятельности зависит от уровня сформированности тех или иных компетентностей. Сначала ученики выполняют задания, требующие простого воспроизведения фактов, затем – сложные: на раскрытие причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями, сущностей биологических законов и т.п. Задания, предъявляемые учащимся, всегда содержат учебную задачу, т.е. трансформированную цель деятельности, и проектируют умственные и практические действия по ее выполнению. Они предполагают интеграцию биологических знаний и умений со знаниями и умениями по другим учебным дисциплинам, а также ориентируют учащихся на творческое применение знаний с использованием личного опыта. Информация о способах деятельности фиксируется учителем в виде программы или алгоритма действий. Такие программы входят в группу методических средств, которые несут информацию о процедуре выполняемой деятельности и ускоряют овладение ее способами. В эту группу мы включаем алгоритмы, предписания алгоритмического типа, инструкции для выполнения различных работ, планы деятельности, задания для индивидуальной работы учащихся и работы в группах. Они лежат в основе методики организации учебно-познавательной деятельности. К другой группе средств, используемых при изучении биологии, можно отнести технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация: видеосюжеты, фильмы, компьютерные презентации и т.п., а также средства, помогающие получать информацию об окружающем мире и так называемые орудия трудовой деятельности, при помощи которых оказывается воздействие на биологические объекты: увеличительные приборы, лабораторное оборудование и химические реактивы. И, наконец, собственно дидактические средства, которые являются для учащихся источником приобретения знаний: учебники, справочники, пособия, сборники задач и упражнений, научно-популярная литература и др. Средства обучения должны содержать в себе не только определенную информацию, но и программу действий, направленных на получение этой информации. Оснащение деятельности всевозможными средствами должно побуждать учащихся к активному их использованию. Важно также учесть влияние любой группы средств на мотивационную сферу учеников, предусмотреть постепенное овладение сложными средствами таким образом, чтобы спрогнозировать успех любого вида деятельности. Особенностью результата деятельности является его соответствие первоначально поставленной цели. Поэтому результат деятельности должен прогнозироваться учителем и учащимися еще на этапе постановки цели. Именно по результату судят об успешном протекании всей деятельности, в том числе и о действующей личности. Получение результата – мощный побуждающий стимул для учащихся. Для нас основополагающим является четко сформулированная цель для каждого вида деятельности (исследовательской, информационной, медико-оздоровительной и художественно-прикладной) и ее прогнозируемый результат. Рассмотрим структуру учебно-познавательной деятельности на примере обучения биологии. Взаимосвязь элементов деятельности показана на структурно-логической схеме (рисунок 1). Рисунок 1 - Структура учебно-познавательной деятельности учащихся Из схемы видно, что определяющей в структуре учебно-познавательной деятельности является цель (для учащихся она определяется в виде поставленной задачи). Цель связана с результатом через мотив и саму процедуру деятельности, т.е. четко поставленная цель прогнозирует получение продукта деятельности и определяет способы, какими он будет получен. Цель, поставленная перед субъектом деятельности, мотивирует его и определяет выбор объекта, средств и способов деятельности (Под объектом, в данном случае, подразумевается биологический объект, биологическая система, явление). Субъект воздействует на объект, который превращается в результат через процедуру деятельности. В свою очередь, способы деятельности также детерминируются объектами и средствами, имеющимися в наличии. Таким образом, каждый из структурных компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся имеет непосредственную или опосредованную связь с другими, благодаря чему данная деятельность выступает как целостная система. Важной характеристикой учебно-познавательной деятельности учащихся является форма ее организации: индивидуальная или коллективная (групповая). Психолого-педагогическим обоснованием группового обучения является: - реализация принципа деятельности; - формирование мотивации учения и обучения; - психологический комфорт в учебном коллективе; - единство воспитания и обучения; - реализация субъектно-субъектных отношений [5, С. 52]. Именно групповая учебно-познавательная деятельность формирует социальную направленность личности, определяет ее ценностные ориентации. В ней учащийся пробует себя в различных ролях – от организатора до исполнителя, учится общаться и удовлетворяет свои потребности в общении. Таким образом, достоинствами групповой деятельности являются: 1) развитие личностных качеств: коллективизма, сотрудничества, ответственности; 2) присутствие элементов игры, что стимулирует школьников; 3) реализация возможности общения (тоже стимул); 4) экономия времени учителя: работу в группе организовать легче. Недостатки данной формы организации – это ущемление индивидуальности и необъективность оценки результата деятельности каждого участника (некоторые формы общения участников группы остаются за пределами контроля со стороны учителя). Однако не следует пренебрегать индивидуальной формой деятельности, которая предполагает самостоятельное выполнение задания школьником на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими. В этом случае соблюдается собственный темп работы и оценка результата деятельности объективна. Наиболее эффективным для реализации способностей и творческих потенциалов участников в учебно-познавательной деятельности является рациональное сочетание её коллективной и индивидуальной форм. Таким образом, деятельностный подход к использованию в учебном процессе по биологии различных видов деятельности позволяет учитывать познавательные возможности школьников, намечать усложнение каждого вида деятельности, ведущее к реализации творческих способностей учащихся.

×

About the authors

Natalia Gennadievna Bobrova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: bobrova_ng@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Botany, general biology, ecology and bio-ecological education»

443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

References

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит. литературы, 1975. 304 с.
  3. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. 240 с.
  4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  5. Педагогические технологии / под общ. ред. Кукушина В.С. М.: «МарТ», 2004. 336 с.

Copyright (c) 2013 Bobrova N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies