PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ BEHAVIORAL REACTIONS IN SITUATIONS OF SOCIAL DANGER

Abstract

This article highlights the peculiarities of primary school students’ behavior in dangerous situations of social character. The author focuses on the personal types of behavior in a case of emergency and the factors it depends on.

Full Text

Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают критические и экстремальные ситуации, в средствах массовой информации появляются сообщения о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военном конфликте или акте терроризма. Их количество растет лавинообразно. Растет число жертв, увеличивается материальный ущерб в промышленности, на транспорте, в быту, в армии и т. д. Именно поэтому очень важным является проблема защиты населения в данных ситуациях. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы, сбои технических систем на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. Вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они создают социально-политическую напряженность. Для успешного решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях критических и экстремальных ситуаций необходимо знать причины их возникновения, а также характер воздействия на человека и среду обитания. В ХХI веке человечество вошло в период значительных социальных, технических и культурных перемен. В то же время деятельность человека привела к усилению проблем в области безопасности. Постоянно возрастает угроза экономического кризиса, международного терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения. В последнее время в России очевидна тенденция к снижению численности населения и ухудшению состояния его здоровья, особенно среди подрастающего поколения. Во многом этому способствует недостаточная подготовка человека к соблюдению мер безопасности в окружающей среде - природной, техногенной и социальной, а также отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства [1, с. 43-44]. В условиях опасных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия. Общество должно осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельности не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют более высокого уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности. Умение вести себя безопасно в повседневной жизни, а также в различных опасных ситуациях становится насущной потребностью в жизни каждого человека, нашего общества и государства. Безопасность жизнедеятельности всё больше приобретает значение основной составляющей системы здорового образа жизни. Поведение человека в опасных ситуациях значительно отличается от обычного. Критические ситуации могут вызываться экстремальными факторами. Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан - детей. Задача взрослых - родителей и педагогов - состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Младший школьный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Школьник по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям необходимо разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Нужно воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Необходимо прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где в силу возрастных психофизиологических особенностей (любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой) младшего школьника подстерегает множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и искалечивания детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными людьми. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного обучения ребенка умению безопасно жить, отдыхать, играть, трудиться [2, с. 3]. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Реакция школьников на опасность может определяться комплексом безусловных рефлексов, что способствует самосохранению организма. Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются самой ситуацией и характером человека, который в них попадает. При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на неё неадекватно и терпит фиаско. При пассивном способе человек отключается, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. При активном способе реагирования поведение человека характеризуется инициативой, поиском выхода из создавшегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности. Активная форма реагирования даёт человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не зацикливаться на случившемся, определяет его жизнеутверждающую линию поведения. Экстремальные ситуации вызывают очень сильный стресс, фрустрированные состояния, вводят в состояние озлобленности, агрессии, конфликта, что детерминирует адаптивное или дезадаптивное поведение. Способы реагирования человека в таких ситуациях разнообразны. Либо следует бурное эмоциональное переживание с непредсказуемыми последствиями, либо уход в себя, сопровождающейся апатией, либо стремлением жить дальше в изменившихся условиях, сопровождающееся желанием заново воссоздать вокруг себя жизненную среду, построить новые отношения с миром с учетом приобретенного негативного, а иногда и «страшного» опыта [3, с. 100-101]. Поведенческие реакции на опасные ситуации включают в себя сложный набор различных поступков, которые определяются параметрами личностного, социального и культурного характера, эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами [3, с. 102]. Для формирования той или иной поведенческой реакции на индивидуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах опасности превысил тот уровень, порог, выше которого, по мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же такой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку возможных вариантов поведения или продолжает поиск новых способов приспособления [3, с. 103]. Психофизиологические качества проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростных возможностях реагирования на такие сигналы, эмоциональных реакциях на опасность и т. д. Возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее зависят от его индивидуальных возможностей, в частности от силы нервной системы. От нее зависят способность к экстренной мобилизации и способность успешно действовать при помехах. На поведении младших школьников в опасной ситуации сказывается также его психическое и физическое состояние. Существенными показателями, повышающими подверженность человека опасности, являются недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая или чрезмерно малая) склонность к риску, неспособность к быстрому распределению внимания. Способность человека противодействовать опасности зависит от его профессиональных качеств, жизненного опыта и знания правил безопасности. Также успешному и безопасному решению различных задач помогают новые методы рационального выхода из самых разнообразных и неожиданных ситуаций. Недостаток опыта порождает тревогу, неуверенность в себе, в своей безопасности, что способствует возникновению несчастного случая. С другой стороны, приобретение опыта повышает уверенность в себе, что может привести к снижению внимания, пренебрежению правилами безопасности, средствами защиты [4, с. 46]. Страх охватывает все сознание человека, последний теряет способность к нормальному логическому мышлению и адекватным действиям. Страх нарушает нормальную работу мышления. Он меняет обычное поведение человека: он может оцепенеть или начать буйствовать, потерять дар речи или стать необычайно говорливым, проявить силу или почувствовать необычайную слабость. При этом в каждой конкретной ситуации у человека может быть несколько вариантов поведения, которые определяются его типом высшей нервной деятельности, выработанными рефлексами и жизненными установками [5, с. 160-162]. Каждый человек по-разному реагирует на опасные ситуации. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности тесно связаны с формой реагирования на экстремальные условия и вероятностью развития негативных последствий. Важно трезво оценить обстановку и действовать мгновенно и адекватно, не впадая в паническое двигательное возбуждение или, наоборот, в состояние оцепенения - эмоционального ступора. Не стоит поддаваться страху, подчинив себе все мысли и поступки. Человек не может действовать успешно, если у него нет четкой цели и плана по ее достижению. Желание выжить должно быть осознанным, целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью. Опасные ситуации легче предотвратить, чем выбираться из них. Любая ситуация всегда уникальна, неповторима, и основная информация о ее преодолении не формализуема. Верным способом для преодоления страха и растерянности является организация планомерных действий по обеспечению выживания. Для этого человеку необходимо задать себе чёткую установку действовать в возможной ситуации. Успех выживания во многом зависит от умения действовать в экстремальных условиях, оснащенности средствами на случай аварии, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности. Основная сложность поведения человека в опасной ситуации заключается в ее своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на нее. Жесткие временные ограничения и высокая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряженной. Поведенческие реакции на опасность у каждого человека индивидуальны и в различных ситуациях могут проявляться по-разному. Введение для изучения в школах, лицеях, гимназиях, вузах России курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вселяет оптимизм, так как обстановка в стране не улучшается, а продолжает быть катастрофичной. Поэтому вполне можно сказать, что на данный момент мы имеем чрезвычайную ситуацию. Именно поэтому снабжение необходимыми знаниями в первую очередь студентов - будущих учителей, воспитателей, людей, которым предстоит жить в этой ситуации и одновременно исправлять наши ошибки и ошибки предшествующих поколений, весьма своевременно и крайне актуально.

×

About the authors

Yelena Vladimirovna Lizunova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: elen-lizunova@yandex.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Life Safety

443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

References

  1. Смирнов А.Н. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 9. С. 43-44
  2. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности : 1 класс. М. : ВАКО, 2008. 128 с
  3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2000. 280 с.
  4. Михайлов Л., Маликова О., Шатровой О. Психологическая безопасность. Человеческий фактор // Основы безопасности жизнедеятельности. 2005. № 4. С. 44-48.
  5. Щербатых Ю.В. Психология страха : популярная энциклопедия. М. : Эксмо, 2005. 512 с.

Statistics

Views

Abstract: 7960

PDF (Russian): 21

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2014 Lizunova Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies