Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы нарушения почерка у младших школьников с задержкой психического развития. Это связано с тем, что количество детей с данным нарушением за последние годы значительно увеличилось. По данным исследований нарушения почерка отмечаются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, в том числе, 18-20% - у учащихся с задержкой психического развития. Авторами статьи представлены результаты научного исследования по проблеме.Работа по формированию каллиграфического почерка-длительный целенаправленный процесс. В настоящее время специальные методики коррекции почерка разработаны не в полной мере. В научных исследованиях предлагаются различные методы и приемы работы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат. Целью проведенного научного исследования являлось определить уровень сформированности каллиграфических умений младших школьников с задержкой психического развития и разработать содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных нарушений у детей. В работе описаны и научно обоснованы принципы коррекционной работы. Одним из основополагающих является принцип постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным. Важным является принцип одновариатного начертания букв, который реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Принцип наглядности, поэлементного изучения букв связан сведущим общедидактическим принципом развивающего обучения.Представленная авторами программа коррекционно-педагогической работы включает календарно-тематическое планирование и большой перечень приемов , практических упражнений и заданий. Результаты иследования, представленные в данной статье, могут использоваться в практической деятельности логопедами, учителями начальных классов, студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальности«Логопедия», родителями учащихся.

Об авторах

Нина Ивановна Буковцова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: bukovtsova@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, декан факультета специального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, 443099, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Ольга Владимировна Елянюшкина

Лицей г. Сызрани

Email: olyaelya@yandex.ru

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г. Сызрани, Россия, Сызрань Самарской области, 446001, ул. Степана Разина 1

Список литературы

  1. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 2001. №12. С. 18-21.
  2. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000. 53 с.
  3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. 1999. №4. С. 36-39.
  4. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навы- ка письма и развития письменной речи в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 78 с.
  5. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская педагогика, 1989, №5. С. 24-27.
  6. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // Начальная школа, 1999, №10. С. 19-23
  7. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа, 1992, №2. С. 28-32.
  8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 2002. 133 с.
  9. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Актоус, 1999. 185 с.
  10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.
  11. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.
  12. Желтовская Л.я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Про- свещение, 2005, 238 с.
  13. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000, 364 с.
  14. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.
  15. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.
  16. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, 1999, №1. С. 16-19.
  17. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.
  18. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа, 2000, №11. С. 39-43.
  19. Психология детей с задержкой психического развития. хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.
  20. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буковцова Н.И., Елянюшкина О.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.