Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития
- Авторы: Буковцова Н.И.1, Елянюшкина О.В.2
-
Учреждения:
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
- Лицей г. Сызрани
- Выпуск: Том 4, № 4 (2015)
- Страницы: 127-132
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22397
- ID: 22397
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы нарушения почерка у младших школьников с задержкой психического развития. Это связано с тем, что количество детей с данным нарушением за последние годы значительно увеличилось. По данным исследований нарушения почерка отмечаются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, в том числе, 18-20% - у учащихся с задержкой психического развития. Авторами статьи представлены результаты научного исследования по проблеме.Работа по формированию каллиграфического почерка-длительный целенаправленный процесс. В настоящее время специальные методики коррекции почерка разработаны не в полной мере. В научных исследованиях предлагаются различные методы и приемы работы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат. Целью проведенного научного исследования являлось определить уровень сформированности каллиграфических умений младших школьников с задержкой психического развития и разработать содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных нарушений у детей. В работе описаны и научно обоснованы принципы коррекционной работы. Одним из основополагающих является принцип постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным. Важным является принцип одновариатного начертания букв, который реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Принцип наглядности, поэлементного изучения букв связан сведущим общедидактическим принципом развивающего обучения.Представленная авторами программа коррекционно-педагогической работы включает календарно-тематическое планирование и большой перечень приемов , практических упражнений и заданий. Результаты иследования, представленные в данной статье, могут использоваться в практической деятельности логопедами, учителями начальных классов, студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальности«Логопедия», родителями учащихся.
Об авторах
Нина Ивановна Буковцова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: bukovtsova@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, декан факультета специального образования
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, 443099, Самара, ул. М.Горького, 65/67Ольга Владимировна Елянюшкина
Лицей г. Сызрани
Email: olyaelya@yandex.ru
учитель начальных классов
ГБОУ лицей г. Сызрани, Россия, Сызрань Самарской области, 446001, ул. Степана Разина 1Список литературы
- Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 2001. №12. С. 18-21.
- Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000. 53 с.
- Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. 1999. №4. С. 36-39.
- Амонашвили Ш.А. Основы формирования навы- ка письма и развития письменной речи в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 78 с.
- Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская педагогика, 1989, №5. С. 24-27.
- Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // Начальная школа, 1999, №10. С. 19-23
- Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа, 1992, №2. С. 28-32.
- Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 2002. 133 с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Актоус, 1999. 185 с.
- Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.
- Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.
- Желтовская Л.я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Про- свещение, 2005, 238 с.
- Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000, 364 с.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.
- Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.
- Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, 1999, №1. С. 16-19.
- Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.
- Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа, 2000, №11. С. 39-43.
- Психология детей с задержкой психического развития. хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.
- Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.
Дополнительные файлы
