Проектирование курсов внеурочной деятельности с экологическим содержанием в педагогическом вузе
- Авторы: Нелюбина Е.Г.1, Панфилова Л.В.1, Лисачкина В.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 239-242
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22362
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764309
- ID: 22362
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рамках перехода образовательных учреждений основного и среднего общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего образования в основной образовательной программе образовательных учреждений и учебных планах появилось достаточно много курсов внеурочной деятельности, направленной на организацию второй половины дня обучающихся, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Перед учителями-предметниками встала проблема разработки программ курсов внеурочной деятельности, входящих в национально-региональный компонент учебных планов школ. Главной задачей таких курсов и занятий является развитие личностных качеств ребенка, формирование у него интереса к различным видам деятельности и раскрытие индивидуальных способностей учащихся. Поэтому в рамках реализации профессионального стандарта педагога и учебных планов направления подготовки «Педагогическое образование» в нашем вузе при подготовке магистров, обучающихся по указанному направлению, в учебные планы была введена дисциплина «Проектирование элективных курсов по химии (географии)». В статье представлен опыт реализации данной дисциплины и приведены некоторые результаты, полученные магистрантами, в виде разработанных программ и учебно-методических комплексов курсов внеурочной деятельности с экологическим содержанием.
Полный текст
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного и среднего общего образования [1; 2] перед школой и учреждениями дополнительного образования поставлена задача: создание единой воспитывающей системы, основанной на внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие [3; 4].
На наш взгляд, системная и организованная связь внеурочной и внешкольной деятельности будет способствовать созданию условий, позволяющих максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечит воспитание свободной личности. Посещая кружки, факультативы, элективные курсы и секции, учащиеся должны легко адаптироваться в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучать теоретический материал в рамках школьных предметов и не только.
Одним из главных направлений организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС является система внеурочных кружков, элективных курсов и факультативов, организованных в школе [5; 6].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 п. 18.1.2 [1] и нормам федерального закона об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ [7], программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны отражать неотъемлемость и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) [3].
Для обеспечения всеми необходимыми методическими материалами курсов внеурочной деятельности со студентами педагогических вузов должны проводиться занятия практической направленности, в рамках которых они должны изучать не только требования современных нормативно-правовых документов к будущим учителям, такие как – Профессиональный стандарт педагога [8; 9], но и документы, отражающие требования к документации, позволяющей организовывать учебно-воспитательный процесс в школе – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [1], Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [2], Закон об образовании РФ [7], Порядок организации образовательной деятельности [3] и т.д.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом: содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования в рамках данного курса, образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты; учитывающим необходимость развития у учащихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; построенным на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; использующим официально-деловой стиль изложения, что предполагает использование современной педагогической терминологии; имеющим оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией [10–12].
В рамках организации внеурочной деятельности с учащимися реализуются следующие преимущества: регулярность занятий, их систематичность, что ведет к получению какого-либо значимого конечного результата [13; 14]. Однако при организации системы внеурочной деятельности в школе возникает проблема неподготовленности учителей-предметников к реализации данных курсов, так как учителя химии и физики обычно начинают преподавание в 7–8 классах и перед ними стоит задача скорректировать стиль своей работы, учесть возрастные особенности нового для них контингента учащихся, ведь именно в 5–7 классах, а иногда и в начальном звене школьного образования необходимо проводить занятия по курсам внеурочной деятельности.
В систему подготовки магистров Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ), обучающихся по направлению – Педагогическое образование (магистерская программа «Химическое образование» и магистерская программа «Географическое образование»), включена дисциплина по выбору студентов «Проектирование элективных курсов по химии (географии)». Она изучается студентами на 3 курсе обучения в 5 семестре [15]. Ее особенность заключается в том, что в рамках изучения дисциплины магистранты учатся разрабатывать курсы внеурочной деятельности, в частности элективные курсы, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов [16]. Помимо программы курс наполняется методическим материалом, то есть содержит все необходимые теоретические вопросы, подбор лабораторных и практических работ, творческих заданий и т.д. По окончании изучения курса магистрант имеет готовый учебно-методический комплекс по курсу внеурочной деятельности (элективному курсу), который может быть реализован в дальнейшей практической деятельности.
Как показывает наш трехлетний опыт преподавания данной дисциплины в СГСПУ, практически 90% разрабатываемых курсов внеурочной деятельности магистрантов имеют экологическую направленность.
На наш взгляд, это объясняется тем, что национально-региональный компонент ФГОС [1; 2] и учебного плана школ должен носить практико-ориентированный характер. Материал, связанный с экологией, позволяет решить данную проблему, так как экологические аспекты всех сфер деятельности человека всегда очень тесно связаны с окружающей средой и, главное, хозяйственной деятельностью человека, поэтому они близки и знакомы практически каждому ученику [17–19].
Экологическая направленность позволяет разрабатывать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественнонаучные и общественно-научные предметные области (предметы). Для реализации экологического воспитания школьников важным является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы с учащимися на основе системно-деятельностного подхода [19].
В 2016–2017 учебном году магистрантами 3-го курса, обучающимися по магистерской программе «Химическое образование» под руководством преподавателей кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ Е.Г. Нелюбиной и Л.В. Панфиловой был разработан курс внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Химия в природе». Необходимо отметить, что большая часть изучаемого материала имеет экологическую направленность.
Изложение материала в курсе «Химия в природе» строится с учетом психологических особенностей учащихся данного возраста. Как известно, рисунок способствует большей концентрации внимания, чем текст, а из всех видов деятельности дети предпочитают игру. Поэтому в методических рекомендациях рисунок является основным средством подачи учебного материала, а не просто иллюстрацией к тексту.
Курс рассчитан на 38 часов, из которых 4 часа – резервное время (по одному часу в неделю в течение учебного года). Резервное время предусмотрено в программе для того, чтобы учитель мог иметь вариативность в проведении занятий. Это связано с тем, что материально-техническое обеспечение школьного кабинет химии не всегда позволяет выполнить все лабораторные работы, запланированные в учебной программе. Поэтому 4 часа – это дополнительные часы, которые могут по желанию учителя заменяться другой работой.
Несмотря на увлекательность, кажущуюся простоту, курс не так прост для усвоения учащимися и для преподавания. Для его проведения потребуется серьезная дополнительная работа. Это прежде всего нужно учитывать преподавателю.
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся первоначальные представления о взаимосвязях живой и неживой природы, химических явлениях, основах молекулярно-кинетической теории строения вещества, строении атома, расположении химических элементов в периодической таблице.
Учащиеся приобретают навыки обращения с простейшим химическим оборудованием, учатся проводить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.
При структурировании содержания курса «Химия в природе» учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов и необходимость соответствия идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения курса или раздела, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученной теории.
Реализация дедуктивного подхода к изучению курса «Химия в природе» способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
В процессе изучения курса «Химия в природе» теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям (рис. 1) развития личности.
Рисунок 1 – Основные направления организации внеурочной деятельности согласно развитию личности
Разработанный нами курс «Химия в природе» отнесен к общеинтеллектуальному направлению [1; 2; 20; 21].
В табл. 1 представлено тематическое планирование курса «Химия в природе».
Таблица 1 – Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Химия в природе»
№ п/п | Тема занятия |
1 | Введение. Живая и неживая природа. Человек – часть природы. |
2 | Что изучает химия? |
3 | Методы исследования живой и неживой природы. Лабораторное оборудование. |
4 | Характеристики тел и веществ. Сравнение живых и неживых тел. Понятие о различных видах веществ по В.И. Вернадскому (живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество). |
5 | Состояние вещества. Роль живого вещества в биосфере. |
6 | Масса. Измерение массы. Вес человека. Влияние образа жизни и привычек человека на массу своего тела. Проблемы избыточного и недостаточного веса у человека, пути их решения. |
7 | Температура. Температура тела человека. Способы ее измерения. Теплокровные и холоднокровные животные. Регуляция постоянства температуры тела человека. |
8 | Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Молекулярный уровень организации живого. |
9 | Движение частиц вещества. |
10 | Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. |
11 | Строение атома. Атомы и ионы. |
12 | Химические элементы. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Химические элементы в природе. |
13 | Простые и сложные вещества в природе и вокруг нас. |
14 | Кислород и его роль в природе и жизни человека. |
15 | Водород и его роль в природе и жизни человека. |
16 | Вода и ее роль в природе и жизни человека. Круговорот воды в природе. |
17 | Растворы и взвеси. Их роль в природе и жизни человека. |
18 | Плотность. Лабораторная работа «Определение плотности вещества». |
19 | Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью. |
20 | Химические явления в природе и жизни человека. |
21 | Закон сохранения массы. Его роль в природе. |
22 | Реакции соединения и разложения. Их роль в природе и жизни человека. |
23 | Оксиды. Их роль в природе и жизни человека. |
24 | Кислоты. Их роль в природе и жизни человека. |
25 | Основания. Их роль в природе и жизни человека. |
26 | Лабораторная работа «Действие кислот и оснований на индикаторы». |
27 | Соли. Их роль в природе и жизни человека. |
28 | Белки, жиры и углеводы. Их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Распознавание крахмала». |
29 | Природный газ и нефть. Их возникновение, значение и рациональное использование. |
30 | Строение земного шара: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, ноосфера. |
31 | Атмосфера, ее состав и охрана. |
32 | Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы и человека. |
33 | Влажность. Влияние влажности на живые организмы. |
34 | Атмосферные явления. Их роль в природе и жизни человека. |
В заключение следует отметить, что данный курс был апробирован и реализован магистрантами во время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Он носит пропедевтическую направленность не только химических и экологических знаний, но и других естественных наук, таких как биология, физика, география. Большинство понятий, рассматриваемых в рамках преподаваемого курса, вполне доступны для большинства учащихся. Но их не следует заучивать, это может снизить интерес учащихся к изучаемому курсу. Учителю нужно чаще возвращаться к изученному материалу, повторять его, связывать теорию с практикой, проводить тематический контроль, что будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию новый знаний.
Об авторах
Елена Георгиевна Нелюбина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nelena2001@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания
Россия, СамараЛюдмила Владимировна Панфилова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: xim_kaf@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой химии, географии и методики их преподавания
Россия, СамараВалентина Николаевна Лисачкина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vlisachkina@bk.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/543.
- Приказ Минобрнауки России от 6 декабря 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/543.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс] // http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912.
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/543.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] // http:// garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318.
- Нелюбина Е.Г. Диссеминация педагогического и методического опыта работы кафедры химии, географии и методики их преподавания ПГСГА // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V междунар. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко. Самара: ПГСГА, 2015. С. 66-70.
- Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 30.12.2011 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 191 с.
- Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г., Кузнецова Г.В. Современные педагогические технологии обучения химии: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов, а также учителей химии. Самара: СГСПУ, 2016. 220 с.
- Кузнецова Г.В., Нелюбина Е.Г. Обобщение опыта реализации педагогических технологий в обучении химии // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей V междунар. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко. Самара: ПГСГА, 2015. С. 51-53.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. 272 с.
- Васюков И.Л., Драгалина-Черная Е.В., Долгоруков В.Д. Logica Ludicra: Аспекты теоретико-игровой семантики и прагматики. Изд-во «Алетейя», 2014. 362 с.
- Нелюбина Е.Г. О системе модернизации высшего педагогического образования // Актуальные вопросы вузовской науки. Выпуск 10. Самара, 2015. С. 201-205.
- Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности. учебно-методическое пособие к практическим занятиям. 2-е издание, переработанное и доп. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. 178 с.
- Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей. 3-е изд., стер. М.: КноРус, 2013. 431 с.
- Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место [Электронный ресурс] //Архитектон: известия вузов. 2012. № 39. Приложение. http://archvuz.ru/2012_33/16.
- Nelyubina E.G., Safina L.G., Panfilova L.V., Kazantsev I.V., Molchatsky S.L., Stepanova E.S., Ibrahimova S.A. In-University quality management system of education based on the competence approach. International Review of Management and Marketing // Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences. 2016. Vol. 6, № 1S. P. 165-171.
- Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч. ст. В 2-х ч. Ч. II. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 205 с.
- Шереметьев О.В. Проблемы и перспективы образования и науки в современной России: сборник статей. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 24 с.
Дополнительные файлы
