Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов
- Авторы: Макаров С.И.1, Севастьянова С.А.1, Уфимцева Л.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 234-238
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22361
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764308
- ID: 22361
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы когнитивной коррекции в высшей школе. Основное внимание уделено проблемам устранения неуспеваемости студентов, самостоятельного восполнения неусвоенных знаний и навыков. Предложена модель коррекционной работы, предусматривающая организацию индивидуальной самостоятельной работы студентов с поэтапным и итоговым контролем результатов. Выявлена специфика, сформулированы цели и задачи, предложены формы и методы коррекционной работы в вузе с позиций компетентностного подхода. Обоснована необходимость и экономическая целесообразность педагогической работы, нацеленной на помощь неуспевающим студентам. Предложена структурная модель педагогической технологии коррекционной работы со студентами младших курсов. В качестве основного дидактического средства данной технологии предложено использовать электронный образовательный ресурс. В его состав предложено включить компоненты, обеспечивающие: диагностику когнитивных проблем обучающегося, статистический анализ ошибок и затруднений, формирование индивидуальной коррекционной траектории в соответствии с целями и задачами коррекции, комплексное изучение дисциплины в необходимом объеме, контроль результатов коррекции, системное развитие компетенций студента. Рассмотрены варианты использования предложенной технологии на примере изучения курса математики в экономическом вузе. Сделан вывод о целесообразности ее внедрения в учебный процесс вуза в различных предметных областях.
Ключевые слова
Полный текст
Коррекционная педагогика в традиционном понимании – научная область, предметом изучения которой являются проблемы социальной и психологической адаптации (реабилитации) учащихся с отклонениями в развитии, психо-физическими нарушениями, девиантным поведением и т.д. Соответственно, восприятие термина «коррекция» в значительной мере ассоциативно связано с вопросами инклюзивной педагогики, дефектологии, медико-психологическими дисциплинами и т.п. Значительную часть коррекционной работы составляют мероприятия по устранению отставания в обучении. Проблемы методики работы с отстающими и неуспевающими учащимися в большей степени связаны с педагогикой начальной и средней школы. Изучение «внешних» и «внутренних» причин неуспеваемости, методические разработки корректирующих мероприятий – вот традиционно обсуждаемые аспекты данной области дидактики.
Рассматривая проблемы неуспеваемости в высшей школе, мы не связываем причины данного явления с наличием у студентов существенных отклонений в развитии и особенностей состояния здоровья. Нельзя не согласиться с тем, что непосредственный перенос методических приемов и рекомендаций, педагогических подходов в эту сферу из школьной педагогики не представляется целесообразным. В первую очередь это связано со значительными различиями в степени самостоятельности учащихся, их готовности к устранению собственных проблем обучения, с различными педагогическими условиями, возрастными психологическими особенностями. В связи с вышесказанным, будем использовать термин «коррекция» применительно к педагогике высшей школы, подразумевая под ним комплекс педагогических мероприятий, направленных на устранение причин и проявлений академической неуспеваемости студентов.
Специфика коррекционной работы в вузе обсуждается в научных педагогических исследованиях Е.К. Артищевой [1], А.Н. Гордеевой, Е.А. Николаевой, Н.А. Мамаевой, Е.В. Родиной и др. В научных трудах достаточно исследованы психолого-педагогические аспекты проблемы неуспеваемости [2]. Среди причин отставания называются, например, низкий уровень базовых знаний, отсутствие индивидуального подхода; проблемы социальной адаптации к новым условиям жизни и обучения; конфликты с преподавателями; недостатки организации учебного процесса; занятость вне учебного процесса; неспособность к самоорганизации и самодисциплине [3]. Предлагаются некоторые модели диагностики и коррекции учебно-исследовательской деятельности студентов, математических знаний [4–7]. Глубоко раскрыта тема корректирующей функции тестового контроля знаний [8] и т.д. Вместе с тем, при наличии публикаций по данной тематике, актуальными остаются проблемы научно-методического обоснования, концептуальной и практической разработки учебных средств и методов когнитивной коррекции. Недостаточно изучены вопросы методологии использования и дидактических возможностей учебных средств коррекционного назначения.
В свете компетентностного подхода целью коррекционной работы должно являться приведение в соответствие с нормативными требованиями уровня сформированности предметных и надпредметных компетенций студентов. Результат освоения дисциплины оценивается по дескриптивным признакам, закрепленным утвержденными рабочими программами дисциплин. Согласно исследованиям авторов, комплексная коррекционная работа в вузе должна включать когнитивную, коммуникативную, социальную и личностную составляющие [9]. Вместе с тем, базовым компонентом компетенций неизменно являются знания (умения, навыки), приобретаемые в процессе изучения дисциплины. Вне зависимости от меняющихся парадигм высшего образования знания остаются ключевым результатом обучения. Акцентируя внимание на этом факте, будем говорить о когнитивной коррекции как о базовом компоненте коррекционной работы, основная задача которого – приведение знаний в соответствие с обязательными требованиями для дальнейшего успешного обучения. Целью настоящего исследования является разработка модели педагогической технологии когнитивной коррекции в вузе, методическое обоснование ее использования для устранения академической неуспеваемости студентов.
Масштаб проблемы неуспеваемости в вузе значителен. По статистике 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома, прервав обучение [10]. При этом спорным является мнение, что высокий процент отчисления есть показатель уровня качества образования. Высокая успеваемость, напротив, является показателем эффективности работы вуза, его конкурентоспособности в сфере оказания образовательных услуг, оказывает влияние на формирование имиджа учебного заведения. Важна также и экономическая сторона вопроса. По данным Самарского государственного экономического университета за 2016 г., 92% отчисленных за неуспеваемость студентов обучались в вузе на договорной основе. Соответственно, потеря каждого такого студента – шаг к финансовой нестабильности вуза, сокращение возможностей внебюджетного финансирования учебной и научной деятельности. «При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией снижения рождаемости)» [10]. Таким образом, учитывая значимость и актуальность проблемы, следует рассматривать коррекционную работу как неотъемлемую часть, подсистему учебного процесса, заслуживающую исследования и обсуждения в аспектах определения объектов, методов, средств, функций и дидактических особенностей.
В решении поставленной в исследовании задачи с позиций технологического подхода рассмотрим три аспекта проблемы: цель, средства, результаты. Целеполагание «от конечного результата» позволит рационально подобрать педагогические методы и средства. Результатом коррекции будем считать освоение студентом когнитивных компетенций в объеме, достаточном для успешного продолжения обучения. Минимальные требования, как правило, указаны в утвержденных вузом рабочих программах в виде дескрипторов порогового уровня освоения дисциплины. Структура процесса определятся построением взаимосвязей между основными этапами работы: диагностическим, организационным, исполнительным, контрольным (рис. 1). Важно отметить, что при использовании технологического подхода и следовании кибернетической концепции обучения основная часть учебной работы выполняется студентом целенаправленно и самостоятельно, что способствует развитию его личностных качеств и компетенций. Функция преподавателя – педагогическая диагностика, определение индивидуальной коррекционной траектории студента, организация и управление учебной деятельностью студента через контроль, проведение консультаций.
Рисунок 1 – Структурная модель технологии когнитивной коррекции
Основным дидактическим средством коррекционной работы является электронный образовательный ресурс – комплексное средство обучения, обеспечивающее все виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области [11; 12].
Компоненты электронного комплекса должны обеспечивать все виды и этапы коррекционной работы. Соответственно, структура ЭОР должна включать [13]:
- Навигационно-организационный компонент, содержащий материалы, помогающие студенту сориентироваться в учебном пространстве: индивидуальный план, программа дисциплины; перечень вопросов к экзамену, типовые задания и т.д.
- Диагностический компонент: тестовые задания, анкеты и другие методические материалы, позволяющие достоверно определить причины затруднений студента и на основе полученных результатов сформировать индивидуальный образовательный контент.
- Содержательный компонент, в который входят информационные ресурсы, поддерживающие исполнительный этап дидактического процесса: комплект видеоматериалов (видеолекции), электронный учебник, содержащий учебный материал в гипертекстовой форме с изложением теории, необходимой для выполнения учебных заданий и демонстрационные примеры; практикум, содержащий большое количество примеров с решениями и задания для самостоятельного выполнения.
- Контрольный компонент, предоставляющий возможность организации контроля и самоконтроля усвоения знаний. В составе этого компонента могут находиться тестовые задания различных видов как по отдельным темам, разделам учебного курса, так и по всему курсу, находящиеся в свободном доступе и с ограниченным доступом.
- Справочно–информационный компонент, в котором содержится различная справочная информация (таблицы, формулы, ссылки на сайты и т.д.). Важным составным элементом является глоссарий, снабженный гиперссылками на элементы содержательного компонента.
Студент, имеющий академическую задолженность по учебной дисциплине, получает рекомендацию пройти коррекционный курс с использованием электронных образовательных ресурсов. Лишь в этом случае он может быть допущен к повторной переэкзаменовке. Доступ к электронному ресурсу, размещенному на сервере компьютерной сети, регламентируется. Каждый этап коррекционной учебной работы поддерживается методическим комплексом электронного ресурса (табл. 1). Диагностический этап работы включает начальную педагогическую диагностику, в ходе которой идентифицируются затруднения студента, определяются разделы дисциплины, типы заданий, объем необходимой работы, формируется индивидуальная коррекционная траектория. Учащийся получает индивидуальную консультацию, согласовывает с преподавателем график выполнения заданий. Исполнительный этап коррекционной работы – это комплекс действий, направленных на формирование и закрепление знаний и практических навыков в определенных по результатам диагностики областях. Обязательными видами учебной работы являются: просмотр учебно-методических видеоматериалов, изучение соответствующего раздела электронного учебного пособия, разбор приведенных образцов выполнения типовых заданий, самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Каждый вид и этап действий завершается промежуточным контрольными мероприятиями (ответ на вопросы, выполнение тестовых заданий, решение задач и т.п.), отчет о выполнении которых фиксируется преподавателем. В завершении коррекционного курса выполняются итоговые контрольные мероприятия в форме, предписанной индивидуальным планом: итоговое тестирование (теоретическая и практическая часть), выполнение контрольной работы, собеседование или др.
Таблица 1 – Этапы и средства когнитивной коррекции на основе использования электронного образовательного ресурса
Этап когнитивной коррекции | Основной элемент ЭОР | Форма индивидуальной коррекционной работы | Контрольный компонент ЭОР | Результат |
Диагностика | Диагностический компонент | Тестирование, анкетирование | Анализ когнитивных проблем | Формирование индивидуальной коррекционной траектории |
Изучение теоретического материала | Видеолекции и сопроводительные материалы к ним | Просмотр видеолекции | Вопросы к лекции | Освоение основных понятий |
Закрепление теоретического материала | Электронное учебное пособие. Глоссарий | Изучение темы | Перечень вопросов к экзамену. Глоссарий | Знание основных определений |
Развитие практических навыков | Электронный практикум: образцы решения задач | Освоение приемов решения задач | Перечень необходимых практических навыков; типовые задачи | Знание методов решения типовых задач |
Закрепление практических навыков | Электронный практикум: задания для самостоятельного решения | Отработка навыков решения задач | Тесты | Способность выполнить типовые задания |
Контроль | Система тестирования | Выполнение тестовых заданий | Анализ результатов | Готовность к продолжению обучения на общих основаниях |
Педагогическая деятельность по устранению академической неуспеваемости студентов в данной форме по сути представляет собой педагогическую технологию, т.к. является «организованным, целенаправленным, преднамеренным педагогическим влиянием и воздействием на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев), обладает соответствующими специфическими признаками [14] системности, комплексности, целостности, научности, концептуальности, развивающего характера, структурированности, иерархичности, логичности, вариативности и гибкости, процессуальности, управляемости, инструментальности, диагностичности, прогнозируемости.
Авторы настоящей статьи имеют значительный опыт преподавания дисциплин естественнонаучного блока в экономическом университете, являются разработчиками электронных образовательных комплексов в предметных областях «Математика» и «Методы оптимальных решений», «Математическое моделирование и прогнозирование», используемых как в учебном процессе, так и в коррекционной работе. Методическая система когнитивной коррекции на основе использования ЭОР апробирована и по результатам нескольких педагогических экспериментов признана эффективной. Студенты, участвовавшие в педагогических экспериментах, считают положительными признаками: доступность технологии, удобный регламент, возможность повторного изучения неусвоенного учебного материала, структурирование академической задолженности и возможность отработки отдельных разделов до полного устранения, гипертекстовый формат учебных материалов с возможностью получения справок по ссылкам. Эти признаки имеют надпредметный (общедидактический) характер [15], и следовательно, приведенная выше технологическая схема может быть рекомендована к применению и в других предметных областях. Таким образом, основным выводом проведенного исследования будем считать утверждение о методической обоснованности технологической модели коррекционной работы в вузе и целесообразности использования электронных образовательных ресурсов как основного дидактического средства когнитивной коррекции.
Об авторах
Сергей Иванович Макаров
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики и экономико-математических методов
Россия, СамараСветлана Александровна Севастьянова
Самарский государственный экономический университет
Email: s_sevastyanova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и экономико-математических методов
Россия, СамараЛюдмила Ивановна Уфимцева
Самарский государственный экономический университет
Email: ufimceva44@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и экономико-математических методов
Россия, СамараСписок литературы
- Артищева Е.К. Коррекция знаний в вузе: теория и практика: монография. Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КПИ ФСБ РФ», 2014. 280 с.
- Гордеева А.Н. Подходы к изучению неуспеваемости студентов вуза [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IV международной студенческой научно-практической конференции. № 4. - sibac.info/archive/humanities/4.pdf.
- Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 85-103.
- Николаева Е.А. Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 824-827.
- Мамаева Н.А. Разработка педагогической модели коррекции математических знаний первокурсников в техническом вузе // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2012. № 2 (54). С. 135-140.
- Родина Е.В. Модель диагностики и коррекции учебно-исследовательской деятельности студентов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 44-46.
- Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 159 с.
- Макаров С.И., Севастьянова С.А., Курганова М.В., Уфимцева Л.И. Адаптация студентов с пороговым уровнем подготовки к образовательной среде вуза // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С. 94-99.
- Артищева Е.К. Система коррекции знаний студентов в вузе на основе педагогической диагностики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Калининград, 2014. 48 с.
- За что отчисляют студентов [Электронный ресурс] // http://strf.ru/material.aspx?catalogid=221&d_ no=43212#.wezvjdtx34y.
- Макаров С.И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики): дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 242 с.
- Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент нформационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 367-370.
- Севастьянова С.А. Формирование профессиональных математических компетенций у студентов экономических вузов: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 237 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: Либриком, 2009. 244 с.
Дополнительные файлы
