PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVESITY STUDENTS

Abstract

The problem of psychological readiness for professional self-determination of students in realizing their educational activities is described in the article. The main objective of the study was to determine the level of psychological readiness for career choices of university students. We also studied the motivational preferences of students as the most important subjective factor in choosing a professional path.

Full Text

Проблема выбора профессии возникает на определенном этапе жизненного пути перед любой личностью. Наиболее актуальной она становится для молодого человека, стоящего на пороге взрослой жизни, что обусловлено центральным новообразованием ранней юности - профессиональным самоопределением. Процесс раскрытия своей внутренней позиции относительно профессиональной деятельности, осознания и принятия себя в социуме в качестве будущего специалиста, профессионала, с нашей точки зрения, свойственен не только старшеклассникам (на чем акцентирует внимание большинство исследователей), но и студенческой аудитории, уже обучающейся конкретной специальности. Студенты высших учебных заведений, находясь на пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, вхождения в определенную профессиональную деятельность, реализуют себя в рамках не только учебной, но уже учебно-профессиональной деятельности. К сожалению, несмотря на это, они не всегда эффективно завершают путь профессионального самоопределения даже к моменту окончания обучения. Согласно современным социологическим исследованиям, большинство зрелых, состоявшихся в профессии людей работают либо не по специальности, которой учились в вузе, либо «находят себя» только после получения второго высшего образования. Профессиональное самоопределение человека, по мнению И.С. Кона, начинает формироваться в детской игре, когда ребенок примеряет на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним действия [1, с. 89]. Заканчивается же оно в юношеском возрасте с принятием решения, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Так, Е.А. Климов считает, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [2, с. 45]. Пройдя же два этапа процесса профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека), выйдя на «вузовский» уровень профессионального самоопределения и развития, личность оказывается в отнюдь не бесконфликтном положении. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворёнными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне обдуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: одни не справляются с учёбой, другие разочаровываются в специальности, третьи сомневаются в правильности выбора вуза. Основную проблему в выборе профессии для молодых людей мы видим в психологической стороне самого понятия «выбор». Чем шире выбор, тем он психологически сложнее, тем более что результат планов и желаний не всегда когнитивно освоен молодыми людьми и значительно отсрочен во времени. В связи с этим новообразованием юношества И.В. Дубровина считает не само профессиональное самоопределение, а психологическую готовность к нему [3, с. 231]. Понятие профессионального выбора, затрагивая лишь ближайшую жизненную перспективу личности, является следствием психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом именно высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению как внутреннее качество личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального намерения, является базовым фактором в выборе профессионального пути [4, с. 136]. В связи с вышесказанным проблема выбора профессии представляется достаточно актуальной на современном этапе развития общества и сопровождается противоречием между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах и реальным, недостаточно сформированным на сегодняшний день, состоянием психологической готовности старшеклассников и даже студентов к выбору профессии. Так в чем же состоит основная проблема профессионального выбора? Почему молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения и оканчивающие их, психологически не всегда готовы к осознанному профессиональному пути? Выбор предмета будущей деятельности есть проявление психической активности личности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность - деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно. Несмотря на то, что общество предоставляет максимальную самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности, свобода профессионального выбора имеет ряд существенных ограничений, продиктованных субъективными и объективными обстоятельствами. Первые, субъективные, во многом зависят от внутренней позиции человека, его знаний, умений, навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Вторые, объективные, диктуются жизненными условиями, требованиями, которые предъявляют профессии к личности. Соответственно, отсутствие адекватной «Я-концепции», мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, смешение ценностей, то есть искаженное проявление внутренних факторов, либо дисбаланс во внешних, жизненных обстоятельствах - любой нарушенный фактор затрудняет процесс профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения Д. Сьюпер определяет как постоянно чередующиеся выборы. В течение жизни человек вынужден совершать множество выборов. Выбор специальности дает человеку что-то конкретное, он получает определённую сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но, вместе с тем, это означает отказ от многих других видов деятельности, подтверждая мысль о том, что самоопределение есть одновременно и самоограничение [5, с. 497]. Таким образом, выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, - понятие многостороннее, сводящееся к набору альтернатив [6-11]. Однако понимание множества профессий и возможностей не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для молодого человека определенный смысл, то есть вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения, процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для человека. Что касается оптимального выбора предмета деятельности, то здесь важно сформировать понимание системообразующих факторов выбора будущей профессии, важнейшим из которых является «взаимодействие личности и профессии» [12, с. 10]. Соответственно, для полноценного выбора личности необходимо адекватное представление о каждой из профессиональных альтернатив, то есть важен процесс формирования образа каждой профессии, построения образа возможного будущего, которое возникает в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, можно говорить о разных вариантах личного будущего молодого человека в целом. Заметим, что образ будущей профессии является достаточно сложным образованием, включающим в себя эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Другими словами, с требованиями профессии, отражающими концепцию «надо», должны пересекаться личностные компоненты, а именно: мотивационная концепция «хочу» и индивидуально-психологическая концепция «могу» [13, с. 113]. С целью выявления особенностей профессионального самоопределения студентов, обучающихся в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии г.о. Самара, нами было проведено исследование, определяющее уровень их психологической готовности к выбору профессии. С помощью модифицированного варианта диагностической методики профессора В.Б. Успенского «Психологическая готовность к выбору профессии» [14, с. 62], проведенной среди студентов в 2009 и 2013 гг., мы получили сравнительные данные уровня психологической готовности студентов, что нашло свое отражение в таблице 1. Таблица 1 - Динамика уровня психологической готовности к выбору профессии студентов 2009 г. 2013 г. Неготовность 0% 0% Низкий уровень готовности 42% 19% Средний уровень готовности 56% 72% Высокий уровень готовности 2% 9% Динамика уменьшения показателя низкого уровня психологической готовности к выбору профессии (на 23%), а также увеличение показателей среднего (на 16%) и высокого (на 7%) уровней позволяет сделать вывод о том, что за четырехлетний период мы наблюдаем повышение внутренней осознанности студентов в ситуации профессионального выбора. Другими словами, у респондентов намечается тенденция поиска более четкого и понимаемого личностного смысла в выбранной профессии. Для понимания внутренних причинно-следственных связей указанной тенденции, опираясь на важнейший субъективный мотивационный фактор обучения в вузе, студентам предлагался список из шестнадцати мотивов, которые необходимо было проранжировать в зависимости от собственных предпочтений, реализуемых в рамках учебно-профессиональной деятельности. Результаты исследования 2009 г. показывают, что первая пятерка наиболее значимых ступеней в мотивационной структуре профессионального выбора распределилась следующим образом. На первый план выступает мотив «стать квалифицированным специалистом», на втором месте - мотив «обеспечить успешность будущей профессии», далее следуют мотивы «получить глубокие и прочные знания» и «учиться на «4» и «5», пятое место определено мотиву «получить диплом». Заметим, что наиболее предпочтительными являются престижные мотивы, связанные с социальным статусом личности, значимым положением в профессиональной деятельности, затем наблюдается переход к внутреннему мотиву получения знаний и связанному с ним мотиву оценивания знаний на высокие баллы, а также мотиву формального получения образования по выбранной специальности. Результаты исследования 2013 г. позволяют выявить некоторые изменения в показателях и констатировать, что из пяти наиболее частотных мотивов в первую очередь студенты также выделяют мотивы «стать квалифицированным специалистом» и «обеспечить успешность будущей профессии», далее следует мотив «получить диплом», затем - «постоянно получать стипендию», и, наконец, на пятом месте находится мотив «получить глубокие и прочные знания». Значимые изменения связаны с появлением материального мотива «постоянно получать стипендию» и с перемещением мотива направленности на собственно познание учебного материала на более низкую ступень профессиональной мотивации. Таким образом, сравнивая результаты исследований мотивационной структуры выбора профессии, полученных в 2009 и 2013 гг., можно констатировать тенденцию доминирования взглядов студентов на престижно-материальную сторону профессионального выбора. Другими словами, показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, то есть внутреннего мотивационного фактора, понижаются, но возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, то есть внешних мотивационных факторов выбора профессии. Заметим, что переориентация современной молодежи в целом от предпочтения нравственных, духовных ценностей к рациональным, материальным ярко проявляется и в профессиональном выборе в частности. Как показывают результаты исследования, усиливается стремление молодежи к материальному достатку, построению карьеры и тому, чтобы занять высокое положение в обществе. Соотнося полученные данные исследования уровня психологической готовности студентов с предпочитаемыми мотивами обучения в вузе, необходимо отметить, что такие показатели, как престижность профессии, возможность выстроить желаемую карьеру, материальный достаток в избранной профессии являются наиболее смыслообразующими факторами профессионального самоопределения современных студентов. Можно предположить, что значимость именно этих показателей способствует повышению уровня их психологической готовности к выбору профессии. Данные критерии, явившиеся результатом происходящих в России социально-экономических трансформаций, формируют четкий и хорошо понимаемый смысл профессионального развития личности и построения ее дальнейшего жизненного пути в условиях современного мира. В данной ситуации мы усматриваем значительное влияние объективных обстоятельств, социальных факторов на выстраивание стратегии будущего жизненного пути молодежи, повышающее уровень ее готовности к выбору профессии. Однако возникает опасение в том, что этот выбор зачастую может являться однобоким, не всегда учитывающим личностные (субъективные) факторы. Предложив студентам ответить на вопрос «Планируете ли Вы работать в будущем по выбранной специальности?», в 2009 и 2013 гг. мы получили ответы, процентное содержание которых отражено в таблице 2. Таблица 2 - Выявление предпочтений студентов работать в будущем по выбранной специальности 2009 г. 2013 г. «Да» 25% 13% «Возможно» 31% 38% «Нет» 44% 49% Результаты исследования показывают, что желание работать в будущем по выбранной профессии у студентов высшего учебного заведения за четырехлетний период несколько снижается. Однако, учитывая вышеуказанное повышение уровня психологической готовности студентов к выбору профессии за эти годы, можно предположить, что современные студенты более смело и убежденно приходят в своем поиске к альтернативным профессиям, выбрать которые им позволяет предмет их познания, собственные интересы или вновь открывшиеся возможности. Несмотря на это, некоторое увеличение показателя «Возможно» (на 9%) позволяет утверждать, что молодые люди не вполне уверены в своем решении и все-таки оставляют определенный шанс на реализацию себя в той профессии, которой обучаются. В связи с вышесказанным уровень психологической готовности современных молодых людей в большинстве случаев нельзя назвать зрелым и хорошо сформированным, вследствие чего возникают многие проблемы в процессе выбора профессионального пути. К моменту выбора профессии не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать зрелый, полноценный выбор, с одной стороны, по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, в силу объективно существующего ряда социальных факторов, замыкающих молодого человека в рамки определенных жизненных условий. Таким образом, для эффективного профессионального выбора с учетом следующих рекомендаций необходимо в большей степени формировать у юношества психическую функцию планирования, вырабатывать навыки построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и перемещения этой картины в будущее. Во-первых, необходимо изучать субъективные факторы выбора профессии, то есть познавать собственную личность, ее структуру (возможности, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент). Важно раскрытие истины, что самопознание есть одно из необходимых условий выявления индивидуально-психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения. Во-вторых, нужно целенаправленно и последовательно повышать уровень информированности о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них, а также учить соотносить свои собственные индивидуально-психологические особенности с этими профессиями и оценивать эффективность взаимодействия личности и профессии. В-третьих, важно повышать уровень личных притязаний, который стимулирует молодежь к личностному росту и преодолению жизненных трудностей. Понимание вариативности ситуаций, принятие разных альтернатив, раскрытие смыслового содержания, разноплановости жизненных явлений позволит молодым людям сделать правильный выбор с учетом объективных и субъективных факторов будущего профессионального пути. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сущность психологической готовности к выбору профессии есть поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения и встраивание его в планируемую профессиональную деятельность. При этом понятие профессионального выбора отражает самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

×

About the authors

Tamara Anatolyevna Phirsova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: tamanat@rambler.ru

candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology

443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

References

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 254 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.
  3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. : Академия, 2008. 368 с.
  4. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников : проект «Азбука выбора», рекомендации, диагностический материал / авт.-сост. А.В. Кореко. Волгоград : Учитель, 2010. 199 с.
  5. Богданова Г.В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. 3013. № 10. С. 497-499.
  6. Власенко С.В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 49-51.
  7. Руднева Е.Н. Особенность формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 180-188.
  8. Соловьева И.К. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193.
  9. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 24-31.
  10. Воронцова Л.В., Крамин Т.В. Разработка модели инновационного управления образовательным процессом, предназначенной для адаптации к изменениям внешней институциональной среды // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 78-81.
  11. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 254-258
  12. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
  13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки. М. : Генезис, 2008. 144 с.
  14. Воспитательный процесс: изучение эффективности : методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.

Statistics

Views

Abstract: 9640

PDF (Russian): 57

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2014 Phirsova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies