USAGE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS AT LESSONS OF THE RUSSIAN AND FOREIGN LANGUAGES AS ACTIVIZATION MEANS OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY


Cite item

Abstract

The usage of interactive teaching methods in the classroom for Russian and foreign languages enables to achieve new opportunities associated with establishing interpersonal interaction by external dialogue in the process of learning. A modern approach to learning should focus on bringing the novelty to the process of learning, due to the peculiarities of the life and work dynamics, the specifics of various learning technologies and the needs of the person, society and the state in developing socially useful knowledge, beliefs, traits, and qualities of character, attitudes, and experience. Today it has become apparent that we need to manage not a person, but the process of his development. The main methodological innovations are associated today with the use of interactive teaching methods. Interactive learning is primarily a dialog learning in which interaction is between teacher and student. The essence of interactive learning is that the learning process is organized in such a way that almost all students are involved in the learning process, they are able to understand and comprehend about what they know and think. Joint activities of students in the learning process, development of educational material mean that each person makes its own special individual contribution, exchange of knowledge, ideas, and ways of activity. Interactive forms of training awaken students ' interest; encourage active participation in the learning process; contribute to effective learning; have a multifaceted impact on students; provide feedback; contribute to change behavior.

Full Text

В современных условиях развития конкурентоспособного государства развивающий потенциал профессионального полиязычного образования становится все более значимым, так как он обеспечивает существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Понимание результата процесса обучения зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. В современной отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования. Особенностью реализации деятельностного подхода является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебная дисциплина строится как система сущностных знаний, существенных свойств и отношений, характерных для определенной профессиональной области [1, c. 57]. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Важнейшую роль в деятельностном подходе играет формирование различных компетенций. Личностная компетенция - развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств. Социальная компетенция - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик. Общекультурная компетенция - освоение основ отечественной и мировой культуры. Интеллектуальная компетенция - развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук. Коммуникативная компетенция - формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы обучения. Применяя на занятиях по изучению русского и иностранного языков интерактивные методы обучения, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом [2, c. 24]. Применяя интерактивные формы и методы обучения, мы должны ставить перед собой ряд важнейших образовательных целей: - стимулировать мотивацию и интерес к формированию профессиональной компетенции; - повышать уровень активности и самостоятельности студентов; - развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; - саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса [3, c.38]. Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе преподавателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: - пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; - совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; - согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; - совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности [4, c. 31]. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. В одном источнике приводится китайская притча: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели [5, c. 42]. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения. Заметим, что важнейшее условие для этого - личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: 1) творческие задания; 2) работа в малых группах; 3) обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); 4) использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); 5) социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); 6) изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); 7) тестирование; 8) разминки; 9) обратная связь; 10) дистанционное обучение 11) обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); 12) разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); 13) тренинги [6, c.53]. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Несмотря на свою актуальность, идея использования интерактивных методов требует теоретической доработки и тщательной продуманности в использовании приемов. Сегодня интерактивные технологии упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов (в частности, нет общепринятой классификации методов) [9]. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. Выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения: 1) трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях; 2) активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия; 3) представляется невозможным использование интерактивных методов обучения в многочисленной аудитории; 4) возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам; влияние оценки студентов на работу преподавателя [10]. Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание студентами, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь преподавателю важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы обучаемые лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся. Можно также согласиться и с тем, что не всегда есть в достаточном количестве материалы и источники, но это проблема не только интерактивного обучения, ведь источников и материалов часто не хватает и для традиционных занятий. Многие методы интерактивного обучения не требуют большого материального обеспечения, а, например, наличие учебно-методического материала и договоренности с обучаемыми частично снимают проблему отсутствия возможностей для копирования материалов.

×

About the authors

Assel Takhirovna Rakhmetova

The Karaganda State University named after E.A. Buketov

Author for correspondence.
Email: solnyshko2006@mail.ru

Master of Philology, lecturer at the Department of «Methods and practice of the Russian language and literature named after G.A. Meiramov»

str. Yazeva, 28, Karaganda, 100028, Kazakhstan

References

  1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 67 с.
  2. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве, СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М, Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. 96 с.
  4. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск: Современное слово, 2003. 86 с.
  5. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. М.: Просвещение, 2006.
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. 240 c.
  7. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. М.: Дрофа, 2003. 224 с.
  8. Соколов В.Н. Инновационные технологии в образовании: стимулы и препятствия // Вестник ННГУ. Выпуск 1(6). 2005 №6. [Электронный ресурс]. http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2005_1(6)/25.pdf
  9. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52с.
  10. Ходырева Е.А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
  11. Методы_обучения. [Электронный ресурс]. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  12. Интерактивные_методы_обучения [Электронный ресурс].http://letopisi.ru/index.php/
  13. Интерактивное обучение [Электронный ресурс].http://innarusskova.ru/publ/interaktivnoe_obuchenie/1-1-0-6
  14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru›doc/172651
  15. Масловская С.В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации. 2011 г. [Электронный ресурс].http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#_top

Copyright (c) 2015 Rakhmetova A.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies