Multifunctional training of future teachers in context of Federal State Educational Standards and Professional Standard of Pedagogue

Cover Page

Cite item

Abstract

Pedagogical activity is multifunctional in nature. Multifunctionality of the teacher's activity is obliged by the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education as well as the teacher’s professional standard. Multifunctional training of future teachers is the process (and result) of mastering by the pedagogic bachelors and masters of set of competencies aimed at fulfilling various teacher functions. There are six basic functions of the modern teacher identified: pedagogical, project, research, methodological, managerial and cultural-educational. The pedagogical function is complex in nature and includes a number of other functions: tutoring, education, developing and correction. All of them are interrelated. The article outlines characteristics of mentioned above functions, describes the track record of training of future teachers at Faculty of Natural Sciences and Geography of Samara State University of Social Sciences and Education as part of baccalaureate and magistracy programs of pedagogical education. This consists of updating of courses content that are implemented according to the student selection, development and realization of new ones, organization and execution of training and production practices, educational and research works of students, scientific conferences, student competitions and olympiads, publication of scientific collected papers (including student ones). Article also presents the results of surveys of graduates on the quality of their preparation for the various teaching functions.

Full Text

Отличительной особенностью современного образования и профессиональной деятельности педагога в России является их стандартизация [1, 2, 3, 4, 5].

Установление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – прерогатива государства, закрепленная за ним в статье 43 Конституции Российской Федерации [6].

ФГОС представляет собой совокупность требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки [7].

В настоящее время обучение студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего «плюс» поколения (ФГОС ВО 3+). Они направлены на подготовку выпускников к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская (научно-исследовательская), методическая, управленческая и культурно-просветительская. Высшее учебное заведение вправе выбирать виды профессиональной деятельности, к которым будет готовить своих выпускников, исходя из своих возможностей и потребностей рынка труда [3, 4, 5].

На естественно-географическом факультете (ЕГФ) Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) реализуются программы бакалавриата педагогического образования по профилям «Биология», «География», «Биология и География», «Биология и Химия», «Естествознание», которые готовят выпускников к педагогическому, проектному, исследовательскому (научно-исследовательскому) и культурно-просветительскому видам профессиональной деятельности, а также программы магистратуры педагогического образования «Биологическое образование», «Химическое образование», «Географическое образование», «Управление учебно-воспитательным процессом в системе общего образования». В зависимости от магистерской программы подготовка выпускников ведется к педагогическому, научно-исследовательскому, проектному, методическому и управленческому видам профессиональной деятельности.

Подготовка будущих учителей невозможна в отрыве от профессионального стандарта педагога [2]. Профстандарт имеет рамочный вид. В нем прописаны обобщенные трудовые функции, трудовые функции, требования к образованию педагога и обучению, опыту практической работы; указаны особые условия допуска к работе; перечислены трудовые действия, необходимые умения и знания, приведены другие характеристики. Предполагалось, что профессиональный стандарт педагога вступит в силу с 1 января 2017 года. Однако его введение отложено до 1 сентября 2019 года (приказ Минтруда России от 15.12.2016 г. № 745н). В настоящее время активно обсуждается проект уровневого профессионального стандарта педагога, разработанный в соответствии с Национальной системой учительского роста, который включает в себя состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий согласно уровням учительского роста – учитель, старший учитель (первая категория) и ведущий учитель (высшая категория) [1].

Исходя из требований ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование» [3, 4, 5], профессионального стандарта педагога [1, 2], видно, что педагогическая деятельность носит полифункциональный характер.

Вопросы полифункциональности деятельности педагога и полифункциональной подготовки будущих учителей находят свое отражение в работах О.В. Галустян [8], Ю.А. Гончаровой [9], О.С. Жарковой [10], Т.В. Кашликовой [11], Н.В. Кузьминой [12], Т.Ю. Основиной [13], А.Б. Печерской [14], Н.А. Рыкова [15], С. Хасанова [16], О.М. Чоросовой [17], А.И. Щербакова [15] и других авторов.

Полифункциональная подготовка будущих учителей есть процесс и результат овладения бакалаврами и магистрами педагогического образования комплексом компетенций, направленных на выполнение различных функций педагога.

Можно выделить 6 основных функций в подготовке современного учителя: педагогическая, проектная, исследовательская, методическая, управленческая и культурно-просветительская (рис. 1). Ниже рассмотрим эти функции и подготовку к их осуществлению на примере студентов ЕГФ СГСПУ.

 

Рисунок 1 – Основные функции учителя общеобразовательной организации

 

Педагогическая функция направлена на изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся в области образования; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; организацию образовательного процесса с применением адекватных образовательных технологий, в том числе информационных, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, во взаимодействии с коллегами, родителями (законными представителями) и социальными партнерами, обеспечивая сохранность жизни и здоровья учащихся; оценку образовательных результатов; организацию взаимодействия учащихся с соблюдением норм уважительного отношения и правил поведения в процессе образования; создание инклюзивной и мотивирующей образовательной среды.

Педагогическая функция учителя многогранна и включает в себя ряд других функций, таких как обучающая, воспитательная, развивающая, коррекционная.

Обучающая функция связана с реализацией учебных программ; планированием и проведением учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных и других технологий с целью овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретения опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни; формированием мотивации к обучению и получению образования в течение всей жизни; организацией и осуществлением контроля и оценки учебных достижений.

Воспитательная функция нацелена на реализацию воспитательных программ и мероприятий; воспитание личности учащихся в единстве урочной и внеурочной деятельности с применением современных форм и методов воспитательной работы; реализация воспитательных возможностей учебных дисциплин и различных видов деятельности; создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; использование воспитательных усилий родителей (законных представителей) учащихся и помощь семье в решении вопросов воспитания детей.

Развивающая функция предполагает развитие способностей и личностных качеств учащихся; формирование и реализацию программы развития универсальных учебных действий; выявление поведенческих и личностных проблем учащихся, связанных с особенностями их развития; освоение и применение развивающих технологий; применение инструментария, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития учащихся.

Коррекционная функция подразумевает реализацию программы коррекционной работы; освоение и применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; оказание адресной помощи учащимся; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; совместную разработку с другими специалистами и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития детей.

Проектная функция сосредоточена на проектировании образовательных и просветительских программ, индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; проектировании содержания учебных дисциплин, элективных курсов и курсов по выбору учащихся, современных педагогических технологий, образовательных задач, форм и методов контроля и диагностики образовательных результатов, а также контрольно-измерительных материалов; проектировании образовательных сред с целью обеспечения качества образования; проектировании собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Исследовательская функция связана с постановкой и решением исследовательских задач в области науки и образования с использованием современных научных методов и технологий; применением в педагогической практике методов научного исследования, в том числе в процессе руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Методическая функция направлена на изучение и анализ профессиональных, образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организацию и оценку реализации результатов методического сопровождения учителей.

Управленческая функция состоит в изучении состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения на основе применения методов стратегического и операционного анализа; исследовании, организации и оценке реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; использовании имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

Культурно-просветительская функция заключается в изучении и формировании потребностей учащихся и взрослых в культурно-просветительской работе; организации культурного пространства; повышении культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработке стратегии просветительской деятельности; разработке и реализации культурно-просветительских программ с учетом специфики преподаваемого предмета и особенностей региона.

С целью реализации полифункциональной подготовки студентов ЕГФ СГСПУ внесены существенные изменения в учебные планы подготовки бакалавров и магистров педагогического образования. Наряду с дисциплинами предметной подготовки, модулями психологии, педагогики и методики обучения включен целый ряд новых дисциплин и курсов по выбору студентов. Среди них на уровне бакалавриата следует отметить «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Основы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря», «Деятельностный подход в обучении биологии», «Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования», «Современные средства оценивания результатов обучения»; на уровне магистратуры – магистерская программа «Биологическое образование»: «Методология и методы научного исследования», «Информационные технологии», «Инклюзивное образование», «Современные образовательные технологии в обучении биологии», «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по биологии», «Диагностика и оценка качества образовательного процесса по биологии», «Проектирование образовательного процесса по биологии», «Дистанционное обучение биологии», «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии», «Воспитание и социализация учащихся в процессе обучения биологии», «Коррекционная работа учителя биологии», «Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии»; магистерская программа «Управление учебно-воспитательным процессом в системе общего образования»: «Стратегическое и оперативное управление образовательным процессом», «Управление качеством образовательного процесса», «Обзор лучших практик управления образовательным процессом», «Деонтология в образовании», «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений» и другие.

Полифункциональная подготовка будущих учителей осуществляется в рамках учебных и производственных практик, учебно- и научно-исследовательской работы студентов, проведения государственной итоговой аттестации, а также в процессе подготовки публикаций, участия в студенческих олимпиадах, конференциях и конкурсах. На ЕГФ СГСПУ работают студенческие научные кружки и группы, проводятся ежегодные внутривузовские студенческие предметные олимпиады, научные конференции и конкурсы, издается межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов «Globularia» [18, 19, 20].

Реализуя методику полифункциональной подготовки будущих учителей, было проведено анкетирование выпускников ЕГФ СГСПУ. В анкетировании приняли участие 42 человека. Судя по ответам на первый вопрос, 91,3% выпускников остались довольны результатами своей профессиональной подготовки в вузе. 8,7% – затруднились ответить на этот вопрос. Отрадно, что ни один из опрошенных не дал отрицательный ответ. Это говорит о достаточно высоком качестве подготовки будущих учителей на факультете.

Ответы на второй вопрос анкеты выявили недостатки в подготовки выпускников по психологии. На это указали 47,8% респондентов. 17,4% опрошенных считают недостаточной подготовку по педагогике, 13% – по методике биологии, 8,7% – по биологии и 21,7% – по экологии. Как видно из ответов, есть над чем задуматься кафедре педагогики и психологии, а также кафедре биологии, экологии и методики обучения.

У 69,6% выпускников укрепился интерес к учительской профессии за годы обучения в вузе. Об этом свидетельствуют ответы на третий вопрос анкеты. Однако 26,1% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, а 4,3% респондентов дали на него и вовсе отрицательный ответ.

Ответы на четвертый вопрос говорят о том, что обучение в вузе позволило убедится выпускникам в наличии у них способностей к учительской профессии. На этот вопрос положительный ответ дали 87% респондентов. Несмотря на то, что 13% опрошенных затруднились ответит на этот вопрос, можно сделать вывод о том, что в педагогический вуз идут не случайные люди, а те, кто имеет определенные способности и желание работать в сфере образования.

Пятый вопрос позволил выявить, формированию каких профессиональных качеств личности учителя способствовало обучение в вузе. 60,9% выпускников указали на овладение обучающей функцией, 69,9% – на овладение воспитательной функцией, 47,8% – на овладение методической функцией, 43,5% – на овладение исследовательской функцией, 30,4% – на овладение развивающей функцией, 26,1% – на овладение культурно-просветительской функцией, по 13% овладели проектной и управленческой функциями и меньше всего опрошенных овладели коррекционной функцией (8,7%). Как видно из ответов респондентов, они еще достаточно слабо подготовлены к реализации отдельных функций педагога. Следовательно, на это нужно обратить особое внимание в рамках полифункциональной подготовки будущих учителей.

Ответы на шестой вопрос свидетельствуют, что только 65,2% выпускников планируют связать свою профессиональную деятельность с работой в школе. 17,4% респондентов затруднились с ответом и такое же количество опрошенных дали отрицательный ответ.

86,2% выпускников осознают трудности работы учителем.

56,5% выпускников готовы заимствовать опыт своих старших коллег, 47,8% респондентов намечают преодолевать недостатки в своей профессиональной подготовке через курсы повышения квалификации, по 26,1% опрошенных планируют это делать через самообразование и творческое преодоление трудностей.

Проведенное анкетирование не претендует на выяснение истинного положения полифункциональной подготовки будущих учителей. Оно лишь намечает некоторые пути работы по совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

В заключении следует отметить о важности продолжения разработки методики полифункциональной подготовки будущих учителей, ее совершенствовании, теоретико-методологическом обосновании и объективной проверке в условиях педагогического эксперимента.

×

About the authors

Alexander Alexeevich Semenov

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: semenov@sgspu.ru

candidate of biological sciences, associate professor, head of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

Vera Valentinovna Solovieva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: solversam@mail.ru

doctor of biological sciences, professor of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

Andrey Stepanovich Yaitsky

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: yaitsky@sgspu.ru

senior lecturer of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

References

  1. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) [Электронный ресурс] // http://стандартпедагога.рф/ view_3/index.html?page=1.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6261 (285). 18.12.2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/ 7995.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/8073.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 21.11.2014 г. № 1505 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/ документы/5034.
  6. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Просвещение, 2009. 40 с.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  8. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2016. 432 с.
  9. Гончарова Ю.А. Полифункциональная система оценивания в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей, выпуск 5 / под ред. И.Ф.Бережной, С.В.Поповой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2011. C. 27-39.
  10. Жаркова О.С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе (Джазовое музицирование как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 201 c.
  11. Кашликова Т.В. Формирование полифункциональной профессиональной готовности специалиста к социальной работе с семьей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 274 с.
  12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Ленинградский университет, 1967. 183 с.
  13. Основина Т.Ю. Подготовка студентов к полифункциональной социально-управленческой деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2009. 346 с.
  14. Печерская А.Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 167 с.
  15. Рыков Н.А., Щербаков А.И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии: постоянно действующий межвузовский республиканский тематический научный сборник. Выпуск 1. Профессионально-педагогическая направленность в системе преподавания специальных дисциплин на факультетах естествознания. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 17-61.
  16. Хасанов С. Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Худжанд, 2001. 147 c.
  17. Чоросова О.М. О формировании полифункциональности педагога в условиях информационно-коммуникационной среды // Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике [Электронный ресурс] // http://ito.edu.ru/ sp/publi/publi-0-chorosova-2012osen.html.
  18. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // http://docme.ru.
  19. Семенов А.А. Методическая подготовка учителей биологии в контексте ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога // Биологическое и экологическое образование в школе и в вузе: теория, методика, практика: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (21-24 ноября 2016 г.). Вып. 15, Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 174-176.
  20. Семенов А.А., Носова Т.М., Колыванова Л.А. Подготовка магистров биологического образования к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Інноваційний розвиток вищої освіти: глобальний та національний виміри змін: матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції (6-7 квітня 2016 року, м. Суми). Суми: Вид-во СумДПУ імені А.С.Макаренка, 2016. Т. 1. С. 177-181.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - The main functions of a teacher of a general educational organization

Download (31KB)

Copyright (c) 2017 Semenov A.A., Solovieva V.V., Yaitsky A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies