Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагогическая деятельность носит полифункциональный характер. Полифункциональность деятельности педагога продиктована требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональным стандартом педагога. Под полифункциональной подготовкой будущих учителей подразумевается процесс и результат овладения бакалаврами и магистрами педагогического образования комплексом компетенций, направленных на выполнение различных функций педагога. Выделено 6 основных функций современного учителя: педагогическая, проектная, исследовательская, методическая, управленческая и культурно-просветительская. Педагогическая функция имеет сложную структуру и включает в себя ряд других функций – обучающую, воспитательную, развивающую и коррекционную. Все функции взаимосвязаны между собой. Дана их характеристика. Описан опыт подготовки будущих учителей на естественно-географическом факультете Самарского государственного-педагогического университета в рамках программ бакалавриата и магистратуры педагогического образования. Он состоит в обновлении содержания реализуемых курсов по выбору студентов, разработке и внедрении новых, организации и проведении учебных и производственных практик, учебно- и научно-исследовательской работы студентов, научных конференций, студенческих конкурсов и олимпиад, издании сборников научных трудов, в том числе студенческих. Представлены результаты анкетирования выпускников о качестве их подготовки к выполнению различных функций педагога.

Полный текст

Отличительной особенностью современного образования и профессиональной деятельности педагога в России является их стандартизация [1, 2, 3, 4, 5].

Установление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – прерогатива государства, закрепленная за ним в статье 43 Конституции Российской Федерации [6].

ФГОС представляет собой совокупность требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки [7].

В настоящее время обучение студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего «плюс» поколения (ФГОС ВО 3+). Они направлены на подготовку выпускников к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская (научно-исследовательская), методическая, управленческая и культурно-просветительская. Высшее учебное заведение вправе выбирать виды профессиональной деятельности, к которым будет готовить своих выпускников, исходя из своих возможностей и потребностей рынка труда [3, 4, 5].

На естественно-географическом факультете (ЕГФ) Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) реализуются программы бакалавриата педагогического образования по профилям «Биология», «География», «Биология и География», «Биология и Химия», «Естествознание», которые готовят выпускников к педагогическому, проектному, исследовательскому (научно-исследовательскому) и культурно-просветительскому видам профессиональной деятельности, а также программы магистратуры педагогического образования «Биологическое образование», «Химическое образование», «Географическое образование», «Управление учебно-воспитательным процессом в системе общего образования». В зависимости от магистерской программы подготовка выпускников ведется к педагогическому, научно-исследовательскому, проектному, методическому и управленческому видам профессиональной деятельности.

Подготовка будущих учителей невозможна в отрыве от профессионального стандарта педагога [2]. Профстандарт имеет рамочный вид. В нем прописаны обобщенные трудовые функции, трудовые функции, требования к образованию педагога и обучению, опыту практической работы; указаны особые условия допуска к работе; перечислены трудовые действия, необходимые умения и знания, приведены другие характеристики. Предполагалось, что профессиональный стандарт педагога вступит в силу с 1 января 2017 года. Однако его введение отложено до 1 сентября 2019 года (приказ Минтруда России от 15.12.2016 г. № 745н). В настоящее время активно обсуждается проект уровневого профессионального стандарта педагога, разработанный в соответствии с Национальной системой учительского роста, который включает в себя состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий согласно уровням учительского роста – учитель, старший учитель (первая категория) и ведущий учитель (высшая категория) [1].

Исходя из требований ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование» [3, 4, 5], профессионального стандарта педагога [1, 2], видно, что педагогическая деятельность носит полифункциональный характер.

Вопросы полифункциональности деятельности педагога и полифункциональной подготовки будущих учителей находят свое отражение в работах О.В. Галустян [8], Ю.А. Гончаровой [9], О.С. Жарковой [10], Т.В. Кашликовой [11], Н.В. Кузьминой [12], Т.Ю. Основиной [13], А.Б. Печерской [14], Н.А. Рыкова [15], С. Хасанова [16], О.М. Чоросовой [17], А.И. Щербакова [15] и других авторов.

Полифункциональная подготовка будущих учителей есть процесс и результат овладения бакалаврами и магистрами педагогического образования комплексом компетенций, направленных на выполнение различных функций педагога.

Можно выделить 6 основных функций в подготовке современного учителя: педагогическая, проектная, исследовательская, методическая, управленческая и культурно-просветительская (рис. 1). Ниже рассмотрим эти функции и подготовку к их осуществлению на примере студентов ЕГФ СГСПУ.

 

Рисунок 1 – Основные функции учителя общеобразовательной организации

 

Педагогическая функция направлена на изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся в области образования; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; организацию образовательного процесса с применением адекватных образовательных технологий, в том числе информационных, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, во взаимодействии с коллегами, родителями (законными представителями) и социальными партнерами, обеспечивая сохранность жизни и здоровья учащихся; оценку образовательных результатов; организацию взаимодействия учащихся с соблюдением норм уважительного отношения и правил поведения в процессе образования; создание инклюзивной и мотивирующей образовательной среды.

Педагогическая функция учителя многогранна и включает в себя ряд других функций, таких как обучающая, воспитательная, развивающая, коррекционная.

Обучающая функция связана с реализацией учебных программ; планированием и проведением учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных и других технологий с целью овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретения опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни; формированием мотивации к обучению и получению образования в течение всей жизни; организацией и осуществлением контроля и оценки учебных достижений.

Воспитательная функция нацелена на реализацию воспитательных программ и мероприятий; воспитание личности учащихся в единстве урочной и внеурочной деятельности с применением современных форм и методов воспитательной работы; реализация воспитательных возможностей учебных дисциплин и различных видов деятельности; создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; использование воспитательных усилий родителей (законных представителей) учащихся и помощь семье в решении вопросов воспитания детей.

Развивающая функция предполагает развитие способностей и личностных качеств учащихся; формирование и реализацию программы развития универсальных учебных действий; выявление поведенческих и личностных проблем учащихся, связанных с особенностями их развития; освоение и применение развивающих технологий; применение инструментария, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития учащихся.

Коррекционная функция подразумевает реализацию программы коррекционной работы; освоение и применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; оказание адресной помощи учащимся; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; совместную разработку с другими специалистами и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития детей.

Проектная функция сосредоточена на проектировании образовательных и просветительских программ, индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; проектировании содержания учебных дисциплин, элективных курсов и курсов по выбору учащихся, современных педагогических технологий, образовательных задач, форм и методов контроля и диагностики образовательных результатов, а также контрольно-измерительных материалов; проектировании образовательных сред с целью обеспечения качества образования; проектировании собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Исследовательская функция связана с постановкой и решением исследовательских задач в области науки и образования с использованием современных научных методов и технологий; применением в педагогической практике методов научного исследования, в том числе в процессе руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Методическая функция направлена на изучение и анализ профессиональных, образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организацию и оценку реализации результатов методического сопровождения учителей.

Управленческая функция состоит в изучении состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения на основе применения методов стратегического и операционного анализа; исследовании, организации и оценке реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; использовании имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

Культурно-просветительская функция заключается в изучении и формировании потребностей учащихся и взрослых в культурно-просветительской работе; организации культурного пространства; повышении культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработке стратегии просветительской деятельности; разработке и реализации культурно-просветительских программ с учетом специфики преподаваемого предмета и особенностей региона.

С целью реализации полифункциональной подготовки студентов ЕГФ СГСПУ внесены существенные изменения в учебные планы подготовки бакалавров и магистров педагогического образования. Наряду с дисциплинами предметной подготовки, модулями психологии, педагогики и методики обучения включен целый ряд новых дисциплин и курсов по выбору студентов. Среди них на уровне бакалавриата следует отметить «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Основы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря», «Деятельностный подход в обучении биологии», «Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования», «Современные средства оценивания результатов обучения»; на уровне магистратуры – магистерская программа «Биологическое образование»: «Методология и методы научного исследования», «Информационные технологии», «Инклюзивное образование», «Современные образовательные технологии в обучении биологии», «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по биологии», «Диагностика и оценка качества образовательного процесса по биологии», «Проектирование образовательного процесса по биологии», «Дистанционное обучение биологии», «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии», «Воспитание и социализация учащихся в процессе обучения биологии», «Коррекционная работа учителя биологии», «Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии»; магистерская программа «Управление учебно-воспитательным процессом в системе общего образования»: «Стратегическое и оперативное управление образовательным процессом», «Управление качеством образовательного процесса», «Обзор лучших практик управления образовательным процессом», «Деонтология в образовании», «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений» и другие.

Полифункциональная подготовка будущих учителей осуществляется в рамках учебных и производственных практик, учебно- и научно-исследовательской работы студентов, проведения государственной итоговой аттестации, а также в процессе подготовки публикаций, участия в студенческих олимпиадах, конференциях и конкурсах. На ЕГФ СГСПУ работают студенческие научные кружки и группы, проводятся ежегодные внутривузовские студенческие предметные олимпиады, научные конференции и конкурсы, издается межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов «Globularia» [18, 19, 20].

Реализуя методику полифункциональной подготовки будущих учителей, было проведено анкетирование выпускников ЕГФ СГСПУ. В анкетировании приняли участие 42 человека. Судя по ответам на первый вопрос, 91,3% выпускников остались довольны результатами своей профессиональной подготовки в вузе. 8,7% – затруднились ответить на этот вопрос. Отрадно, что ни один из опрошенных не дал отрицательный ответ. Это говорит о достаточно высоком качестве подготовки будущих учителей на факультете.

Ответы на второй вопрос анкеты выявили недостатки в подготовки выпускников по психологии. На это указали 47,8% респондентов. 17,4% опрошенных считают недостаточной подготовку по педагогике, 13% – по методике биологии, 8,7% – по биологии и 21,7% – по экологии. Как видно из ответов, есть над чем задуматься кафедре педагогики и психологии, а также кафедре биологии, экологии и методики обучения.

У 69,6% выпускников укрепился интерес к учительской профессии за годы обучения в вузе. Об этом свидетельствуют ответы на третий вопрос анкеты. Однако 26,1% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, а 4,3% респондентов дали на него и вовсе отрицательный ответ.

Ответы на четвертый вопрос говорят о том, что обучение в вузе позволило убедится выпускникам в наличии у них способностей к учительской профессии. На этот вопрос положительный ответ дали 87% респондентов. Несмотря на то, что 13% опрошенных затруднились ответит на этот вопрос, можно сделать вывод о том, что в педагогический вуз идут не случайные люди, а те, кто имеет определенные способности и желание работать в сфере образования.

Пятый вопрос позволил выявить, формированию каких профессиональных качеств личности учителя способствовало обучение в вузе. 60,9% выпускников указали на овладение обучающей функцией, 69,9% – на овладение воспитательной функцией, 47,8% – на овладение методической функцией, 43,5% – на овладение исследовательской функцией, 30,4% – на овладение развивающей функцией, 26,1% – на овладение культурно-просветительской функцией, по 13% овладели проектной и управленческой функциями и меньше всего опрошенных овладели коррекционной функцией (8,7%). Как видно из ответов респондентов, они еще достаточно слабо подготовлены к реализации отдельных функций педагога. Следовательно, на это нужно обратить особое внимание в рамках полифункциональной подготовки будущих учителей.

Ответы на шестой вопрос свидетельствуют, что только 65,2% выпускников планируют связать свою профессиональную деятельность с работой в школе. 17,4% респондентов затруднились с ответом и такое же количество опрошенных дали отрицательный ответ.

86,2% выпускников осознают трудности работы учителем.

56,5% выпускников готовы заимствовать опыт своих старших коллег, 47,8% респондентов намечают преодолевать недостатки в своей профессиональной подготовке через курсы повышения квалификации, по 26,1% опрошенных планируют это делать через самообразование и творческое преодоление трудностей.

Проведенное анкетирование не претендует на выяснение истинного положения полифункциональной подготовки будущих учителей. Оно лишь намечает некоторые пути работы по совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

В заключении следует отметить о важности продолжения разработки методики полифункциональной подготовки будущих учителей, ее совершенствовании, теоретико-методологическом обосновании и объективной проверке в условиях педагогического эксперимента.

×

Об авторах

Александр Алексеевич Семенов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: semenov@sgspu.ru

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Вера Валентиновна Соловьева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: solversam@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Андрей Степанович Яицкий

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: yaitsky@sgspu.ru

старший преподаватель кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) [Электронный ресурс] // http://стандартпедагога.рф/ view_3/index.html?page=1.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6261 (285). 18.12.2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/ 7995.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/8073.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 21.11.2014 г. № 1505 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/ документы/5034.
  6. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Просвещение, 2009. 40 с.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  8. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2016. 432 с.
  9. Гончарова Ю.А. Полифункциональная система оценивания в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей, выпуск 5 / под ред. И.Ф.Бережной, С.В.Поповой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2011. C. 27-39.
  10. Жаркова О.С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе (Джазовое музицирование как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 201 c.
  11. Кашликова Т.В. Формирование полифункциональной профессиональной готовности специалиста к социальной работе с семьей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 274 с.
  12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Ленинградский университет, 1967. 183 с.
  13. Основина Т.Ю. Подготовка студентов к полифункциональной социально-управленческой деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2009. 346 с.
  14. Печерская А.Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 167 с.
  15. Рыков Н.А., Щербаков А.И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии: постоянно действующий межвузовский республиканский тематический научный сборник. Выпуск 1. Профессионально-педагогическая направленность в системе преподавания специальных дисциплин на факультетах естествознания. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 17-61.
  16. Хасанов С. Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Худжанд, 2001. 147 c.
  17. Чоросова О.М. О формировании полифункциональности педагога в условиях информационно-коммуникационной среды // Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике [Электронный ресурс] // http://ito.edu.ru/ sp/publi/publi-0-chorosova-2012osen.html.
  18. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // http://docme.ru.
  19. Семенов А.А. Методическая подготовка учителей биологии в контексте ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога // Биологическое и экологическое образование в школе и в вузе: теория, методика, практика: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (21-24 ноября 2016 г.). Вып. 15, Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 174-176.
  20. Семенов А.А., Носова Т.М., Колыванова Л.А. Подготовка магистров биологического образования к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Інноваційний розвиток вищої освіти: глобальний та національний виміри змін: матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції (6-7 квітня 2016 року, м. Суми). Суми: Вид-во СумДПУ імені А.С.Макаренка, 2016. Т. 1. С. 177-181.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Основные функции учителя общеобразовательной организации

Скачать (31KB)

© Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.