Ценности физической культуры: структура, характеристика

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целевым ориентиром разработки и обоснования создаваемых теорий, технологий и конструкций образовательных систем является сформированность культурологических характеристик личности на всех этапах непрерывного образования, отражающих ментальность общества и состояние (как результат) – сформированность ценностно-ориентированных «надбиологических» программ деятельности человека, знаний, умений и навыков их прикладного и творческого использования. Значимой представляется направленность системы образования на становление компонентов (их характеристик) базовой культуры личности, к которым относят нравственную, эстетическую, трудовую, гражданскую, интеллектуальную (познавательную) и физическую. В этой связи основу культурологической парадигмы реконструкции образовательных систем составляет оптимизация процессов направленного использования ценностей культуры в реальной практике формирования личности. Необходимость же гармонизации в личности ее биосоциальных характеристик предопределяет целенаправленное использование для этого в образовательной практике ценностей физической культуры, которые регламентируют содержание физкультурно-спортивной деятельности и способствуют формированию как общесоциальной, так и, главным образом, физической культуры субъекта. В настоящее время структура ценностей физической культуры может быть представлена группой материальных (тело человека, спортивный инвентарь и оборудование, спортивные сооружения, средства массовой информации, научное оборудование, средовые-естественные факторы), духовных (двигательные, интеллектуальные, педагогические, мобилизационные, интенционные) и художественных (совокупность художественных образов и произведений, отражающих ценности материальной и духовной сфер социума). Следует полагать, что оптимальное соотношение используемых ценностей физической культуры будет обеспечивать качество содержания физкультурно-спортивной деятельности и как следствие – становление основных признаков сформированности культуры обучающихся.

Полный текст

На современном этапе совершенствования системы образования в педагогическом сообществе, по сути, общепризнано – основным целевым ориентиром создаваемых теорий и технологий, конструкций образовательных систем является формирование культурологических характеристик человека на пути его восхождения к личности на всех этапах непрерывного образования, понимаемых как отражение ментальности социума, освоенности обучающимися совокупности ценностей культуры, в сущности регламентирующих содержание образования и зарегистрированных в ценностно-ориентированных «надбиологических» программах деятельности, знаниях, умениях и навыках их прикладного и творческого использования [1]. Значимой представляется также и направленность системы образования на формирование именно компонентов базовой культуры личности как отражения присвоенности ценностей нравственной, трудовой, гражданской, эстетической, интеллектуальной (познавательной) и физической культуры [2].

Таким образом, основополагающим фактором формирования личности является «культурообразующая» деятельность обучающихся по освоению ценностей культуры, которая рассматривается как форма, отражающая и определяющая качество жизни и сознания [3]; свойство и отражение функций развития общества, творческих сил и способностей человека [4; 5]; способ самореализации человека и развития его сущностных сил [6]; способ и средство деятельности человека [4, с. 86; 7]; практически все надбиологические программы человеческой деятельности и ее результаты [8, с. 1068].

Следовательно, культура как предметная деятельность человека есть фактор развития общества; выступает основным фактором создания человека культуры для его успешной социализации; является основанием для моделирования различных систем (включая, на наш взгляд, реализацию главной функции социума – образовательной) для направленного использования ценностей культуры для удовлетворения различных потребностей и развития различных способностей человека.

Такое понимание культуры есть, во-первых, отражение культурологического подхода, принятого в педагогическом сообществе и образовании и, во-вторых, основание для реконструкции образовательных систем направленного использования ценностей культуры (вообще) в становлении личности и формировании ее подготовленности к конкретной (избранной) образовательной и профессиональной деятельности. К таким заключениям подвигают и рассуждения С.И. Гесена, который отмечает, что между культурой и педагогической деятельностью (читай – образованием) существует полное соответствие, так как «цели педагогической деятельности совпадают с целями культуры» [9, с. 23].

При этом в ряду социокультурных ценностей, реализуемых в системе образования (физического образования, в частности) и определяющих оптимизацию процессов формирования ценностных ориентаций, системы двигательных и личностных способностей и потребностей, находятся и ценности культуры физической, которые, в свою очередь, являются общепризнанными социокультурными ценностями и присвоение которых (как целевой ориентир физического образования) есть отражение интегрального и динамичного личностного состояния – физической культуры субъекта [10–13 и др.].

В этой связи решающее значение в формировании физической культуры личности (ФКЛ) (впрочем, и сопряженных с ней видов-компонентов базовой культуры личности), принадлежит ценностям физической культуры, оптимальное соотношение которых в процессе физического образования – реальная предпосылка достижения личностно и социально востребуемого соотношения в личности ее надбиологических телесно-душевно-духовных начал, качеств и свойств как отражения сформированности социокультурной личности (как главного «продукта» образования). Таким образом, возникает необходимость системного представления и рассмотрения ценностей физической культуры, направленное использование которых оказывает социально и личностно значимый эффект.

К настоящему времени в системе научных знаний в сфере теории и методики физической культуры накоплен достаточно внушительный знаниевый фонд определения ценностного потенциала физической культуры [14–19 и др.]. Тем не менее, несмотря на высокую социальную значимость имеющихся в литературе знаний, выявляется, на наш взгляд, проблема представления системной и уточненной версии ценностей физической культуры с деятельностной (процессуальной) и результативной характеристикой в отношении «окультуривания» биосоциальной природы (человека) личности; становления ее (его) двигательных и личностных потребностей и способностей, отражающих сущностные характеристики ФКЛ и взаимосвязь ФКЛ с иными видами – компонентами базовой культуры человека.

Исходя из того, что культура явно проявляется в материальной, духовной и художественной сферах социума [4], всю совокупность ценностей физической культуры следует представить соответственно группами материальных, духовных и художественных ее ценностей (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Структура ценностей физической культуры

 

Тело человека следует считать основной материальной ценностью физической культуры в связи с тем, что оно есть принадлежность к Homo sapiens и уже есть проявление культуры (тело как отражение общесоциальной, человеческой культуры) и культуры именно физической (как материальной основы для потенциальных и реальных целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела); именно тело есть предмет целенаправленного его «окультуривания» за счет двигательных ценностей и прежде всего в части физического развития (в отношении соматометрических и соматоскопических показателей); воспитания двигательных способностей, необходимых и достаточных для жизнеобеспечивающей, социальной и физкультурной практики. Таким образом, тело следует понимать и воспринимать как материальный биологический объект становления и формирования ментальности и социализированности человека, его духовности. Ценность инвентаря и оборудования проявляется, прежде всего, в их многообразии и обеспечении комфортного, эмоционального и привлекательного сопровождения процесса использования двигательных ценностей в сколь избирательности, столь и полифункциональности воздействия преимущественно на двигательную (телесную) сферу человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Основной результат от освоения этих ценностей – сформированность потребностно-мотивационной и психоэмоциональной сферы личности; ее направленности на физкультурное совершенствование и самосовершенствование, модернизацию условий личностной и социальной жизнедеятельности.

Спортивные сооружения как неотъемлемый атрибут освоения физической культуры представлены в широком диапазоне различных спортивных сооружений (независимых от средовых факторов, различной функциональности и степени сложности и насыщенности оборудованием – «комплексы в комплексе»). Спортивные сооружения – своеобразный «очаг» присвоения и распространения, трансляции практически всей совокупности ценностей физической культуры; фактор «притяжения» к физической культуре через удовлетворение, главным образом, потребностей человека в комфортном освоении духовных ценностей физической культуры, эмоциональном «насыщении», общении, досуговой (рекреационной) деятельности.

Материальные носители информации (отражение духовных ценностей физической культуры) представлены, прежде всего, средствами массовой информации (печатная и видеопродукция различного содержания и направленности). Основное предназначение материальных носителей информации – восполнение (скорее и чаще – приобретение) системы научных знаний (общих и специальных), относящихся к различным проявлениям физической культуры: во-первых, ее предметно-ценностной составляющей (как социального явления), во-вторых, с деятельностной ее характеристикой (все процессы, обеспечивающие ее освоение) и, в – третьих, результативной составляющей (совокупность и характеристика эффектов – результатов ее освоения). При этом основной признак знаниевой составляющей носителей информации – научность, достоверность, документализм и реальность отображаемых сведений, их направленность на удовлетворение потребности личности в самообразовании в сфере физической культуры, на достижение основных результатов, связанных с освоением физической культуры, и иллюстрацию их значимости для личностной и социальной практики. В числе значимых информационных ценностей, зарегистрированных на различных материальных носителях, находится информация о роли ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, что решает задачу пропаганды здорового стиля жизни, вовлечение в процесс освоения физической культуры. Таким образом, информационные ценности физической культуры способствуют формированию интеллектуальной (познавательной) культуры человека, удовлетворяют потребность личности в утолении «информационного голода», эмоциональном насыщении; формируют духовные мотивы (направленность на физическое самообразование, самосовершенствование; успешное преобразование и трансляцию физической культуры в различные сферы человеческой деятельности).

В воспроизводстве физической культуры особо значимы ценности научного оборудования, позволяющие получить новые знания о функциональном потенциале физической культуры в воспроизводстве культуры общества и личности. Именно за счет специального научного оборудования осуществляется диагностика различных двигательных и личностных способностей; обработка (оперативная, пролонгированная) результатов изменения в процессе физкультурной деятельности различных систем и функций человека (особенно в практике спортивной подготовки). При этом полученные научные сведения о человеке – субъекте освоения физической культуры – обеспечивают оптимизацию управления системами формирования востребуемых состояний человека в процессе освоения физической культуры и спортивной подготовки.

Особую группу материальных ценностей составляют средовые-естественные факторы (бароявления, солнечная радиация, физико-химический состав воздуха и воды, их тепловые и динамические характеристики), которые имеют сколь самоценностное значение в сохранении и укреплении здоровья (изначально все-таки более физического здоровья и, прежде всего, функциональных систем и адаптированности), столь и эффект «усиления» от использования духовных ценностей (в частности, двигательных и педагогических). С известной долей условности к этой группе ценностей можно отнести и некоторые гигиенические факторы – ценности (к примеру, гигиена мест занятий, досуга, профессиональной деятельности и т.п.), использование которых – залог и предпосылка сохранения работоспособности, профилактики заболеваний. Освоение этих ценностей обеспечивает (в самом общем смысле) становление культуры жизни и деятельности человека (в быту, производстве); сущностных характеристик здоровья (физический компонент и связанные с ним психический и социальный); привлекательность и эмоциональность процесса освоения физической культуры во взаимосвязи с природой.

Заканчивая представление материальных ценностей физической культуры, следует отметить, однако, что они есть отражение и «опредмечивание» ценностей духовных, так как появление любой материальной ценности есть изначально «работа» интеллекта, духа человеческого, отражения и проявления духовной культуры социума [6]. Основное же предназначение материальных ценностей – более целенаправленное использование во благо человека ценностей духовных; обеспечение дальнейшего прогресса в развитии физической культуры и ее ценностного духовного потенциала; становление потребностно-мотивационной сферы личности в физкультурном самосовершенствовании.

Отдельного рассмотрения требуют художественные ценности физической культуры как отражения и «слитности» материальных и духовных ценностей [4]. Следует полагать, что, во-первых, эта группа ценностей имеет место быть (коль скоро есть художественная сфера существования культуры вообще) и, во-вторых, отражает художественное выражение совокупности всех иных ценностей физической культуры, сопряженных с общесоциальными.

Сам факт существования различных материальных носителей, иллюстрирующих красоту человеческого тела (скульптур, статуй, фотоснимков и т.п.), подтверждает их художественность, отражение как общесоциальной культуры, так и культуры физической. При этом различные художественные произведения, отражающие образы человека спорта, своеобразные отношения и взаимоотношения в сфере физической культуры, несут (помимо «красоты тела») и явно выраженный духовный потенциал («красоту духа»), проявляющийся в нравственности, гражданственности, эстетике, этике и т.п. спортивного поведения и взаимоотношений. С освоением художественных ценностей достигается удовлетворение потребности человека в эстетическом наслаждении; эффективное формирование нравственной, эстетической и гражданской культуры личности.

Однако наибольший эффект на процессы восполнения ценностей общесоциальной и физической культуры (как социальных явлений), воспроизводства человека культуры, личности и физической культуры личности оказывают духовные ценности физической культуры.

Двигательные ценности представлены модельными формами («надбиологическими», окультуренными естественными («биологическими») физических упражнений, освоенность которых создает и характеризует модельные параметры двигательной подготовленности, отражающей, в свою очередь, качественно-количественные показатели (характеристики) двигательных качеств (и сопряженных с ними способностей) и технической подготовленности (качество-количество сформированных жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков).

Таким образом, двигательные ценности «ответственны» за становление моторной (двигательной) сферы личности (на основе создания «двигательной» базы, двигательного опыта), за реализацию иных форм двигательной физкультурной активности; за подготовку к различным видам моторной деятельности (бытовой, производственной, досуговой) и служат для удовлетворения потребностей человека в их рационализации, экономизации; общей и частной эффективности.

Важно при этом, что двигательная подготовленность от освоенности двигательных ценностей должна носить самодостаточный характер (удовлетворяющий личность), отражать готовность человека к наиболее рациональному выполнению двигательных (моторных) актов в различной двигательной деятельности, с легкостью (с «избытком») обеспечивать разнообразную двигательную деятельность сообразно стилю жизни.

Интеллектуальные ценности представлены совокупностью научных знаний в сфере физической культуры (как результат теоретических и эмпирических исследований), зарегистрированных в научно обоснованных теориях как высшей формы организации знания. Кроме того, это масштабные знания о методологических основаниях ее познания и организации на этой основе физкультурно-спортивной деятельности; принципах использования и построения процессов освоения физической культуры; средствах наиболее эффективного становления и формирования (преобразования) характеристик биосоциальной природы личности (сколь в двигательном, столь и в личностном отношении); методах, обеспечивающих эффективную трансляцию ценностей физической культуры в личность и социум; формах организации физкультурно-спортивной деятельности по освоению содержания физической культуры. Основной же результат от освоенности этой группы ценностей – сформированность интеллектуальной (познавательной) культуры личности в части познания способов физкультурного самообразования в личностном и двигательном отношении в целях успешной социализации; системы ценностных ориентаций человека в сфере общесоциальных и физкультурно-спортивных ценностей. Эти знания способствуют комплексному совершенствованию сущностных характеристик личности и ее физической культуры. Важно понимать, что интеллектуальные ценности физической культуры распространяются в полной мере на все ее виды (физическое образование, физическая рекреация и реабилитация, спорт, адаптивная и профессиональная физическая культура). Характерно, что интеллектуальные ценности физической культуры существенно взаимосвязаны со знаниями из различных сфер (отраслей) познания и деятельности человека, изначально позволяющие наиболее полно познать биосоциальную сущность человека и эффективно «употреблять» ценности физической культуры в направлении его преобразования; полностью (масштабно и глубоко) использовать ее потенциал в становлении человека культуры.

Педагогические ценности физической культуры – «порождение» интеллектуальных ценностей, являются их своеобразным «продолжением». Таким образом, педагогические ценности есть наиболее эффективные способы трансляции ценностей физической культуры «в личность» (по своей сути – образовательные), выработанные на основе знаний, полученных по результатам теоретических научных исследований, эмпирических данных, практического опыта. Так, в частности, к педагогическим ценностям следует отнести многочисленные теории, технологии и методики организации и реализации физического образования и спортивной подготовки; оздоровления людей и организации их рекреационной деятельности; физической (отчасти и психической и социальной) реабилитации, адаптивной физической культуры и т.п. Кроме того проявлением педагогических ценностей являются разработанные методологические основания исследования и «применения» физической культуры, методические направления, методы и частные методические приемы педагогического воздействия на становление различных частных двигательных и личностных потребностей и способностей. Таким образом (в самом общем смысле) педагогические ценности отражают методологические основания физической культуры (всех уровней методологии, в большей мере частнонаучный и технологический). Интегральным результатом освоения этой группы ценностей физической культуры является подготовленность обучающегося к разработке программ физкультурного самосовершенствования, творческому преобразованию и использованию ее ценностей для удовлетворения различных потребностей, связанных с физической культурой и воспитанию (коррекция) совокупности способностей (двигательных, личностных), «зависящих» от нее.

Существенное значение для теории и практики освоения физической культуры имеют ее мобилизационные ценности, которые представлены специально созданными различными видами прикладной физкультурно-спортивной деятельности, отвечающими требованиям специальной подготовки человека к конкретным видам деятельности и известной коррекции личностных и двигательных качеств, и эффект от освоения которых необходимо рассматривать в двух главных, на наш взгляд, аспектах:

  1. Состояние сформированности прикладных двигательных и личностных способностей, отражающих готовность к практике общесоциальной и конкретной (преимущественно профессиональной) жизни и деятельности. В таком контексте речь идет о становлении в ходе физкультурно-спортивной деятельности прикладных личностных и двигательных качеств, свойств и функций личности, которые необходимы ей для успешной социализации, участия в процессе различных видов деятельности (конкретнее – в общении, труде, игре, образовании и т.п.). Так, в ходе освоения мобилизационных ценностей формируются сущностные характеристики и качества нравственной, эстетической, гражданской и т.п. культуры личности; совокупность «потребных» для личности двигательных качеств, которые значимы для практики жизнедеятельности конкретного человека (группы людей) и которые, несомненно, востребованы практикой повседневной и, главное, образовательной и профессиональной деятельности.
  2. Сформированность двигательных и личностных способностей, отражающих «организационные» начала человека, его «собранность», социальную активность, «избыточный» уровень готовности противостоять неблагоприятным факторам жизни и деятельности (начиная с неблагополучной экологии и заканчивая психогенными факторами). В этом случае и с освоением мобилизационных ценностей формируются характерные признаки здорового стиля жизни, настойчивость и терпеливость, воля и умение управлять эмоциями, умение противостоять неудачам и «срывам», готовность к действиям в экстремальных ситуациях с сохранением психоэмоциональной устойчивости и т.п.

Таким образом, с освоением мобилизационных ценностей (в нашей интерпретации их следует понимать как «мобильные ценности переноса») достигается эффективный «перенос» двигательных и личностных потребностей и способностей, сформированных в физкультурно-спортивной деятельности, на реальную практику жизни и деятельности, обеспечивая тем самым удовлетворение потребности социума и личности в подготовленности к реалиям жизни и успешной социализации.

Интенционные ценности физической культуры есть духовное проявление стремления, предрасположенности, внимания к проблемам функционирования и освоения физической культуры [8, с. 419]; проявляются в направленности социального сознания на физическую культуру как ценность, значимую для общества и личности; отражают, главным образом, фундаментальное отношение социума к физической культуре. Именно интенционные ценности «задают» структуру системы целеполагания в отношении развития физической культуры, ее направленного использования. При этом интенционные ценности проявляются (в общем) в государственной политике в отношении физической культуры: финансирование, строительство, наука, специальное образование (подготовка кадров) и т.п. Интенционные ценности физической культуры на уровне общественного сознания проявляются в престижности ЗОЖ, его «модности», популярности спорта, отношении к национальным и интернациональным видам спорта, факторам «риска» и т.п. Следовательно, к интенционным ценностям физической культуры следует отнести характер мотивации (биологические, социологические, духовные); иерархию сформированных общесоциальных ценностей и место в ней физической культуры; направленность социума и личности на занятия физическими упражнениями и спортом. Таким образом, реализацию интенционных ценностей следует осуществлять в ходе известной интенциональности физического образования, означающего его направленность на становление потребностно-мотивационной сферы человека на физическую культуру; систему ее ценностных ориентаций и направленности на физкультурное самосовершенствование. Критериальными показателями освоенности этой группы ценностей являются: ценностное отношение человека и общества к физической культуре, потребности и мотивы в физкультурном становлении (отдельного человека и социальной группы), включенность в процессе освоения физической культуры.

Таким образом, представленные структура и процессуально-результативная характеристика ценностей физической культуры определяют, во-первых, их номенклатуру и, во-вторых, ценностно-функциональный потенциал физической культуры в становлении, совершенствовании и формировании базовой и физической культуры личности. Тем не менее методологическим основанием направленного использования физической культуры для достижения образовательных, «культурных» эффектов в отношении социума и личности является оптимальное соотношение используемых ценностей физической культуры в конструировании образовательных систем и определении содержания физкультурно-спортивной деятельности.

×

Об авторах

Сергей Семенович Коровин

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

Россия, Оренбург

Лилия Наилевна Малорошвило

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: l.maloroshvilo@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2008. 400 с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  3. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в ХХI веке. М.: Наука, 1991. 384 с.
  4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1996. 253 с.
  5. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  6. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1998. 303 с.
  7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль,1983. 284 с.
  8. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 394 с.
  10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Современный спорт, 2003. 464 с.
  11. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Киев: Олимп, 2003. Т. I. 391 с.
  12. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 72 с.
  13. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 132 с.
  14. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 5-11.
  15. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: ФОН, 1997. 209 с.
  16. Петьков В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Краснодар, 1999. 46 с.
  17. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. М.: ФИСО, 1994. 118 с.
  18. Соловьев Г.М. Педагогическая технология формирования физической культуры личности студента: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 34 с.
  19. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001. 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура ценностей физической культуры

Скачать (36KB)

© Коровин С.С., Малорошвило Л.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.