Культурно-исторические задачи России на Востоке во взглядах С.Н. Сыромятникова

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С.Н. Сыромятников, взгляды которого принято относить к «восточничеству», в своих рассуждениях неоднократно останавливался на исторических задачах, «миссии» России на Дальнем Востоке. Важнейшим направлением внешней политики России в этом регионе должно было стать «сближение с Азией», так как, объединившись с дальневосточными странами, она могла бы успешно противостоять Европе. В центре восточной политики России должен был находиться Китай, а главная задача России заключалась в том, чтобы выполнять роль «покровительницы и культурной советницы», оберегая восточного соседа от европейских стран и Японии. Отношение к Востоку и понимание задач России в Азии во многом определялось через неприятие всего западного. Особая задача возлагалась на русское население восточных окраин, в которых Сыромятников видел особый потенциал для развития России и укрепления ее положения в Азии. Восток воспринимался Сыромятниковым не столько колонией, сколько «зародышем новой России», чему он находил массу подтверждений во взаимоотношениях русских и коренных восточных народов. Поэтому для обеспечения исторического будущего России основные усилия, по мнению С.Н. Сыромятникова, необходимо было сосредоточить именно на Востоке.

Полный текст

Уникальная по своим положениям система взглядов, получившая в историографии название «восточничество», стала знаковым явлением в общественно-политической мысли рубежа XIX–XX веков, хотя и не получила заметного распространения и прямых последователей. Главный выразитель «восточнических» идей князь Э.Э. Ухтомский, говоря о немногочисленности сторонников своих взглядов, к решительным единомышленникам относил только публициста и востоковеда Сергея Николаевича Сыромятникова [1, с. 6], о чем сообщал на страницах книги «Перед грозным будущим. К русско-японскому столкновению», написанной в 1904 г., уже после начала Русско-японской войны. Сыромятников тоже признавал, что значительное влияние на становление его мировоззрения, на совершенный им переход от западничества к «восточничеству», оказал князь Ухтомский [2, с. 205–206]. Естественно, наряду с рассуждениями о культурных особенностях России, специфике ее развития, в работах Сыромятникова прослеживаются и его представления о культурно-исторических задачах России на Востоке.

Жизни и деятельности С.Н. Сыромятникова посвящено не очень много исследований. Биографические сведения о нем представлены в работах его двоюродного племянника Б.Д. Сыромятникова [3; 4], статьях исследователей М.Ю. Чернавского [5; 6], А.В. Репникова [7; 8], В.И. Журавлевой [9]. Публицистическому наследию Сыромятникова, касающемуся отношений России и Дальнего Востока, посвящены исследования Б.Д. Сыромятникова [3; 4; 10], А.Н. Хохлова [11], материалы одной из глав монографии В.В. Суворова [12]. Хотя авторы и обращаются к особенностям восприятия Сыромятниковым Азии, его отношению к происходящим на рубеже XIX–XX века событиям на Дальнем Востоке и его непосредственному участию в них, тем не менее осмысление им культурно-исторических задач России на Востоке как самостоятельная проблема исследователями не рассматривалась.

Интерес Сыромятникова к Востоку складывался постепенно. Будущий журналист сначала учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, но затем перевелся на юридический факультет [7, с. 93]. После окончания университета Сыромятников сотрудничал с газетой «Неделя», затем с 1893 по 1904 год работал в газете «Новое время», сотрудничая также с газетами «Варшавский дневник», «Санкт-Петербургские ведомости», журналами «Живая старина», «Исторический вестник», «Нива» и другими. Многие работы Сыромятникова были опубликованы под псевдонимом Сигма.

В 1894 г. были напечатаны его статьи, посвященные восточной тематике [13; 14]. В одной из работ Сыромятников писал: «Знакомство с Азией дало новый толчок нашим идеям. Прежде мы говорили о греко-славянском культурном типе, потом о русском, т.е. славяно-финно-татарском, теперь должны заговорить о русско-туранском, о русско-азиатском. Изучение Сибири и Средней Азии сравнительно с Востоком в его целом не могло не навести на мысль о многих чертах сходства нашего быта с бытом Востока» [15].

В качестве корреспондента в 1897 г. в составе миссии Ухтомского Сыромятников посетил дальневосточные страны, Приморскую и Амурскую области России. В своем очерке «В гостях у Богдыхана» Сыромятников называет Китай «продолжением азиатской России» [16, л. 20]. Частично очерк был опубликован в серии статей в газете «Новое время» [10, с. 271–272]. Определяя задачи России в отношении ее восточного соседа, Сыромятников отмечал: «России относительно Китая выпал серьезный жребий покровительницы и культурной советницы. Только Россия может улучшить управление Китая, ввести порядок в его денежное хозяйство, покровительствовать просвещенным китайским патриотам. Только Россия может поддерживать достойнейшего на престоле дракона. Ибо гордость, самомнение и воинственные замыслы Китая уже сломлены, а нам нечего больше захватывать, потому что области, где не могут жить китайцы, и без захватов откроются для нашей колонизации, а области, заселенные китайцами, не могут быть заселены никем другим, потому что бороться с китайцами на почве земледелия немыслимо» [17]. Сыромятников считал, что политика России на Дальнем Востоке должна была быть продолжением Чифусского ультиматума, направленной на поддержание территориальной неприкосновенности и сохранение духовной независимости Китая. Журналист опасался, что Европа или Япония могли бы стать «духовными руководителями» Китая и Кореи, поэтому противодействие этому должно было стать принципом, поставленным в основу мирной деятельности России на Дальнем Востоке [17]. Немного позднее Сыромятников писал: «Из сравнения России с Китаем выясняется, что китайцы действительно наши старые родственники, но родственники до христианства, родственники до широкой возвышенной вселенской морали, разбившей стены народов избранных [18].

Во время этой поездки и позднее в своей отдельной командировке в 1898 г. он собирал литературный материал о Корее, который, дополненный его личными впечатлениями о поездке, был представлен в «Очерке современного положения Кореи» [10, с. 274]. Являясь умеренным националистом, С.Н. Сыромятников стал одним из основателей первой в России националистической организации «Русское собрание» в 1900 г. в Санкт-Петербурге.

«Восточнические» взгляды Сыромятникова можно проследить в сочинении «Опыты русской мысли», написанном в 1901 г. Как отмечал автор, эта книга была навеяна ему русскими переселенцами Приморской области [19, с. 7]. Произведение начинается с рассказа о споре автора с неким германским археологом, состоявшемся в Персии, где Сыромятников в 1900 г. находился в составе дипломатической миссии.

Определяя задачи России в Азии, Сыромятников образно писал: «На нашу длинную, но узкую заимку в Азии мы должны смотреть как хороший мужик смотрит на собственную, не мирскую землю». Сравнивая образ жизни на Западе и на Востоке, журналист отмечает преимущества восточных окраин: «Здесь, в Европе, полунемецкий полицейский строй, там экономические и общественные новообразования; здесь остатки рабства, там свободный, сильный, жесткий человек, напоминающий типом ушкуйскую новгородскую Русь, не то купцов, не то разбойников; здесь царство покорных историческим традициям, там внуки и дети непокорных, злая, а часто и добрая воля которых не могла согнуться так, как того требует государственный и общественный уклад» [19, с. 7–8].

Сыромятников предлагал объединиться России с Востоком в противостоянии Западу. Для него восточные народы были ближе к русским, чем европейцы: «Объединение политических интересов России, Китая и Японии сделает Россию снова независимой в Европе и снова обезопасит нашу западную границу. Создание правильной русско-азиатской политики составляет самую жизненную необходимость для России. Наше положение в Европе зависит от нашего положения в Азии, а не наоборот» [19, с. 30]. Сыромятников считал, что англичане «предчувствуют наше значение в Азии и боятся нас», потому что «отныне не будем мы защищать грудью Европу от Азии, как защищали ее от натиска татар», а пойдем «заодно с этой Азией». Объяснял он такую позицию тем, что «мы нашли себя и обдумали себя и увидели, что вы идете не на дело жизни и обоготворения, а на дело смуты и служения дьяволу» [19, с. 30]. По мнению Б.В. Межуева, эти идеи в определенном смысле предвосхищали блоковских «Скифов» [20, с. 35].

В рассуждениях Сыромятникова прослеживается масса негативных отзывов о европейских странах. В контексте рассуждений о замалчивании подвигов русских войск в подавлении восстания боксеров Сыромятников отмечал, что «британская лживость и политическая подлость достаточно известна не только русским, но и азиатам» [19, с. 20]. Германию он характеризовал как собирательного Антихриста, противника естественной жизни, противника духовной и нравственной свободы [19, с. 30]. Обращаясь к особенностям развития России, Сыромятников делал соответствующие выводы: «Опыт с варягами оказался неудачен, нам не везло с заимствованиями от германцев… Государственную идею нам дал Восток через Византию и Орду, ибо византийское государство было идейным наследником Персидской монархии, а татары, став повелителями Китая, сделались учениками и проповедниками китайской политической философии» [19, с. 34–35].

Определяя перспективы России на Востоке, Сыромятников писал, что «Восток… не только наша колония: он – зародыш новой России» [19, с. 8], а русские являются начальствующим племенем в Азии [19, с. 14]. С.Н. Сыромятников отмечал: «У русского мужика работает китаец и кореец, а не наоборот», «для корейца порядки Новокиевского и Полтавки есть высокий образчик гражданственности, и сеульские полицейские ездили в Новокиевское (800 верст по горам вьючной тропой) заказывать себе форму, такую как у русских» [19, с. 14]. Более того, по мнению журналиста, «в каждом казаке, в каждом мужике на границе сидит Невельский и Муравьев, ибо они не видели канцелярщины, в крови их не было крапивного семени и для них Россия не «слабая», ничтожная страна на тихоокеанском прибрежье, как любили повторять иные из наших тамошних дипломатов, а великий склад жизненных сил и энергий» [19, с. 14–15]. Уступают им по своим качествам и «интеллигентные русские», которым «не хватает деловитости, серьезности, почвенности, ибо двести лет между ним и миром стоит бумага, ибо он повит канцелярскою тайной, окружен рапортами, отношениями, входящими, исходящими, которые висят в воздухе как владивостокский туман, всегда вылезающий из «гнилого угла»» [19, с. 15].

Для Сыромятникова, как и для Ухтомского и большинства консерваторов, было характерно особое отношение к монархии. Как и многие мыслители XIX в., Сыромятников отмечал восточную природу самодержавия, гордился им «как драгоценнейшим даром Востока», который «мы, русские, не русско-подданные только, а и русские по рождению, должны окружать самоотвержением и любовью совсем не за страх, а за совесть, потому что самодержавие есть защита русской народности» [19, с. 33].

После того как в июле 1904 г. Сыромятников перестал быть членом редколлегии «Нового времени», в 1904–1905 гг. состоял чиновником особых поручений при наместнике на Дальнем Востоке, позднее он занимал разные государственные должности, а после революции остался в России и занимался преподаванием и научной деятельностью.

Таким образом, во взглядах С.Н. Сыромятникова отчетливо проявляются «восточнические» идеи, в частности, он отмечает духовную близость России и Востока. Как у многих противников западничества, логика рассуждений Сыромятникова заключалась в исходном отрицании единства исторического пути России и Запада с последующим поиском альтернативы. Антизападнические настроения Сыромятникова приводили его к идее сближения Азии и России, чему способствовало российское самодержавие, как «драгоценнейший дар Востока» унаследованное через Византию и Золотую Орду. Главным направлением внешней политики России на Дальнем Востоке должно было стать «сближение с Азией», так как, объединившись с дальневосточными странами, она могла бы успешно противостоять Европе. В центре восточной политики России должен был находиться Китай, а главная историческая задача России заключалась в том, чтобы выполнять роль «покровительницы и культурной советницы», оберегая восточного соседа от европейских стран и Японии. Особая задача возлагалась на русское население восточных окраин, в которых Сыромятников видел особый потенциал для развития России и укрепления ее положения в Азии. Восток воспринимался Сыромятниковым не столько колонией, сколько «зародышем новой России», чему он находил массу подтверждений во взаимоотношениях русских и коренных восточных народов. Поэтому для обеспечения исторического будущего России основные усилия, по мнению С.Н. Сыромятникова, необходимо было сосредоточить именно на Востоке.

×

Об авторах

Валерий Владимирович Суворов

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Автор, ответственный за переписку.
Email: valeriy_s@inbox.ru

кандидат исторических наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, Саратов

Список литературы

  1. Ухтомский Э.Э. Перед грозным будущим. К русско-японскому столкновению. СПб.: Пар. скоропеч. «Восток», 1904. 28 с.
  2. Межуев Б.В. Забытый спор. О некоторых возможных источниках «Скифов» А. Блока // Соловьёвские исследования: периодический сб. науч. тр. Иваново, 2002. Вып. 5. С. 191-215.
  3. Сыромятников Б.Д. «Странные» путешествия и командировки «Сигмы» (1897-1916 годы): историко-документальная повесть-расследование. СПб., 2004. 127 с.
  4. Сыромятников Б.Д. У истоков отечественного корееведения. Забытые имена: Сергей Николаевич Сыромятников // Вестник Центра корейского языка и культуры. СПб., 2005. Вып. 8. С. 97-132.
  5. Чернавский М.Ю. Консервативные идеи в воззрениях С.Н. Сыромятникова // Консерватизм в России и мире. В 3 ч. Воронеж, 2004. Ч. 2. С. 146-158.
  6. Чернавский М.Ю. Сыромятников С.Н. // Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века: энциклопедия. М., 2005.
  7. Репников А.В. С.Н. Сыромятников: штрихи к портрету // Интеллигенция и мир. 2010. № 3. С. 93-110.
  8. Репников А., Соловьёв К. Общественный человек Сигма. «Прогрессивный националист» Сергей Сыромятников // Родина. 2011. № 10. С. 115-120.
  9. Журавлева В.И. Заокеанское путешествие С.Н. Сыромятникова, или Как убедить американцев изучать Россию // Новая и новейшая история. 2015. № 4. С. 87-100.
  10. Сыромятников Б.Д. «Сигма»: «Восток или Запад?» // Тетради по консерватизму. 2015. № 5. С. 269-280.
  11. Хохлов А.Н. Журналист-востоковед С.Н. Сыромятников и его материалы о Корее конца ХIХ - начала ХХ века // Восточный архив. 2006. Т. 14-15. С. 52-64.
  12. Суворов В.В. «Восточничество»: культурно-историческая концепция и имперская идеология. Саратов: Изд-во Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского, 2015. 107 с.
  13. Сигма. Подальше от культуры // Новое время. 1894. № 6644. 28 августа.
  14. Сигма. Корейцы в России (М.Ф.) // Новое время. 1894. № 6662. 15 сентября.
  15. Сигма. Восток или Запад // Новое время. СПб., № 6707. 30 октября.
  16. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 543. Оп. 1. Д. 171.
  17. Сигма. В гостях у Богдыхана. Поездка в Японию. (01) Сеул, 23 августа // Новое время. 1897. № 7778. 22 октября.
  18. Сигма. Кто такие китайцы // Новое время. 1898. № 7926. 22 марта.
  19. Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. Книга первая. СПб., 1901. 319 с.
  20. Межуев Б.В. Моделирование понятия «национальный интерес» (на примере дальневосточной политики России конца XIX - начала XX века) // Полис. 1999. № 1. С. 26-39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Суворов В.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.