Contests of concept «art-composition» in context of XXI century art education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the concept of «art composition», that functioning in practice music teachers, teachers of fine arts and literature, teachers of choreography and theater. However, the theoretical foundation of art-composition and content of the concept has not yet been the subject of a special study. At the same time, comprehension of innovative approach in educating to the art, maintenance of artistic education characterized by an orientation on studying – man with a modern world view, it is necessary. A necessity of enriching of thesaurus of school pedagogics was clear, actual terms, «art composition» behaves to the number of that. This study contributes to the problem of a more general nature – the possibility of using polyart creative activities as a means of identification and learning of gifted children. The originality of the art-composition – in the innovative thinking of the modern author, whose seeking to portray the world is not the way it sees, but the way it understands. Results of the creative work can be presented in different art forms, not excluding sketches, improvisations, postmodern «games» with the text. The pedagogical value of the art-composition: the teacher can visually track the progress of the child in the field of aesthetic perception, associative thinking and the work with the material.

Full Text

Понятие «арт-композиция» кристаллизовалось постепенно, как результат осмысления инновационного подхода в обучении искусству.

Данный подход характеризуется прежде всего ориентацией содержания художественного образования на школьника, обладающего современным мировоззрением уже по принадлежности к нашей эпохе. Никогда ранее общество, в котором происходит формирование личности учащегося, не обладало столь сильными средствами воздействия на данный процесс. Речь идет о сети Интернет, глобальных миграционных процессах, ускоренной смене политических и экономических событий, замещении в масс-культуре веками устоявшихся ценностей однодневными «кумирами» и «культовыми» предметами.

Все перечисленные тенденции отражает зеркало современного искусства. При этом автор третьего тысячелетия не стеснен рамками одного вида деятельности, раз и навсегда избранного материала. Гибкость художественного мышления проявляется в свободных переходах от одного аспекта осмысления проблемы к другому, порождая непредсказуемые постмодернистские произведения – ризомы [1]. Их содержанием является не подражание действительности, а показ процесса ее осмысления.

Сегодня идея связи художественного образования с жизнью должна рассматриваться через призму миропонимания представителей современного искусства. Деятельностный подход предполагает приобщение детей к учебному полихудожественному творчеству, в процессе которого они научатся открывать для себя новые смыслы, как это делают авторы XXI века.

Создаваемый продукт, по нашему мнению, точнее всего характеризует термин «арт-композиция». Однако содержание данного понятия требует уточнений. Конкретизация термина позволит найти оптимальные способы использования арт-композиции в художественном образовании.

Англоязычный вариант – «art composition» – означает «композицию в искусстве (изобразительном)» [2], «средство выбора соответствующих элементов и их расположения в пределах пространства картины для эффективного обращения идеи и чувства художника к зрителю» [3].

В отечественной науке есть «стандартный набор» определений композиции. При этом можно выделить два подхода: изучение свойств композиции как результата творчества и как самого творческого процесса.

Представители первого направления – Е.Г. Гимпельсон [4], М.А. Гончарова [5], Н.И. Дегтяникова [6], Е.Н. Калакуцкая [7], З.С. Смелкова [8] понимают под композицией построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Это и результат творческого акта Современного Автора, не ограничивающего себя рамками одного вида искусства. Именно так барабанщик В.П. Тарасов перешагнул границы музыки, создавая музыкальные видеоинсталляции; поэт А.А. Вознесенский – видеомы и видухи; корейские хореографы осуществляя попытки «протанцовывать» записанный иероглифами текст. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и глубинные связи явлений реальности. Композиция обладает содержательной значимостью, ее приемы обогащают, а нередко и преображают смысл художественного произведения. Это система сопоставлений по сходству (принцип варьирования и подобия) или по контрасту, противопоставлений (антитез). В литературных произведениях она включает также «расстановку» персонажей, событий и поступков, способов.

По сравнению с термином «art composition», мы видим, что данная формулировка относится к различным видам искусства. Исследование композиции как результата творчества возможно, если принять за аксиому, что автор придерживался «правил»: соблюдал законы перспективы, «золотой пропорции» в изобразительном искусстве, логической последовательности гармоний в музыке и т.п. Однако культура постмодерна, не отрицая их, предлагает собственный подход, когда возможно из «хаоса» предметов, явлений и материалов создавать произведения-ризомы, в которых элементы соединяются свободно и произвольно, иногда по одному схожему признаку. У взрослого автора, как у ребенка, в композиции могут присутствовать объекты, рядоположенные только по времени их появления в воспоминаниях, по размещению в пространстве. Структура арт-композиции – ризомы отличается нелинейностью, напоминая клубень с «вырастающими» из него (в непредсказуемых заранее направлениях) «сцеплениями» разных видов искусства друг с другом, бытовых предметов с художественным материалом, старинных артефактов – с ультрасовременными технологиями.

По В.Е. Халшеву, композиция представляет собой одну из сторон формы литературных произведений: взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, скрепляющую все иные элементы формы и соподчиняющую их авторской концепции (идее, смыслу) [9]. Разрастание книги в традиционном понимании в современную книгу-ризому вносит новый оттенок и в данное определение. Смыслов при таком «разрастании» появляется бесконечное множество. Как пишет У. Эко в статье «Заметки на полях «Имени Розы»: «Автор не должен интерпретировать свое произведение. Либо он не должен был писать роман, который по определению – машина-генератор интерпретаций» [10].

Восприятие текста, требующего либо большой эрудиции, либо постоянного обращения к ссылкам – не простая читательская задача. Однако в наши дни существует опыт адресации гипертекстового романа детям младшего возраста. В «Сказке с подробностями» Г.Б. Остера главными героями являются директор карусели и семь деревянных лошадок, которым он каждую ночь рассказывает сказки. Однажды директор сообщает, что все сказки закончились, и сейчас будет рассказана последняя, про мальчика Федю, который поссорился, а потом помирился со своей мамой. Карусельная лошадка прерывает директора и просит рассказать подробности того, что случилось с другими персонажами сказки в тот же день. Увлекательные, «разветвленные» подробности занимают большую часть произведения.

Также композицию рассматривают как творческий процесс, вид художественного творчества (второе направление исследований). Например, В.В. Кожинов, определяя ее как членение и взаимосвязь разнородных элементов (компонентов) литературного произведения, обращает внимание на то, что основная содержательность композиции воплощается во взаимодействии элементов. Их единство создается в процессе творчества, по вдохновению, а не путем рассудочного конструирования. Особый характер имеет композиция в лирике, где членение произведения неразрывно связано со структурой стиха [11]. Согласимся, что творческий процесс представляет собой величайшую загадку, еще со времен древнегреческих мыслителей. Вряд ли тайна создания нового в воображении человека и перенос идеи в наиболее подходящий материал будет когда-либо полностью раскрыта. Но все же, наблюдая за процессом создания арт-композиции, можно видеть, как фантазирует и с помощью элементов разных видов искусства пробует воплощать художественный образ автор-ученик. Такие наблюдения важны для выявления признаков одаренности ребенка и, в дальнейшем, моделирования его индивидуальной образовательной траектории.

Возникает вопрос о том, доступна ли композиция как процесс лишь талантливым детям, или – до определенного уровня – каждому. Данная проблема требует отдельного рассмотрения; мы обратимся к ней в следующей публикации. Пока выделим из определений композиции то, что она призвана воплощать новое художественное содержание, отражающее черты современной автору действительности и предусматривающее новизну выразительных средств [12]. Следовательно, в арт-композициях учащегося приветствуется использование инструментария современного искусства. Речь идет не только о находках авторов академических произведений, но и о богатейшем арсенале выразительных средств рок-музыки (работа со звуковыми эффектами, совмещение рок-импровизации и классической музыки), компьютерного дизайна (контраст динамичного и неподвижного, применение модульных элементов, пластика формы), современного танца (контактная импровизация, яркая и неординарная сценография, выразительная музыка без четкой ритмической основы).

Выделим наиболее существенные для нас признаки композиции: наличие творческого процесса, его результата, организующего центра художественной формы – авторской идеи.

Арт-композиция отвечает данным признакам, и при этом опирается на синтез литературы, музыки и изобразительного искусства; элементы хореографии, актерской игры, компьютерных технологий. Она представляет собой творческий процесс, в результате которого автор создает из элементов различных видов искусства художественное целое, организованное вокруг смыслового центра.

Арт-композиция отличается от синтетического произведения искусства в его обычном понимании – оперы, балета, оратории, драматического спектакля, которые обычно являются продуктом коллективной деятельности. Арт-композицию же создает один автор, хотя для прочтения готового текста ему понадобятся соавторы-зрители.

К ее разновидностям мы относим:

– создание арт-вариаций – серии «художественных опытов», связанных единым первоисточником творчества;

– сочинение музыки к стихотворению;

– создание иллюстраций (музыкальных к картине, архитектурному объекту, литературному произведению; рисованных – к музыке, стихам и прозе);

– сочинение подтекстовок к музыке и видеороликам;

– сочинение сюжетов – передающих содержание непрограммной музыки;

– импровизационые элементы перформансов и хепенингов;

– создание арт-объетов в формате мультимедиа;

– свободные по выбору материала творческие акты учащегося.

При этом поощряется способность учащегося переносить характерные особенности текстов современного искусства в арт-композицию. Речь идет об использовании разнообразных цитат, создании впечатления творящего хаоса через снятие ограничений в материале для творчества, показе творческого процесса в его становлении (а не завершенности), закодированности художественного текста в вербальных и невербальных знаках, соединении несоединимого, маргинальности (утверждении своей собственной системы норм и ценностей), стремлении бродить «по краям» (отсюда органичное использование синтеза искусств); нелинейности и многозначности [13], о стремлении «ощутить миры смыслов» [14].

Создать качественное, интересное современным зрителям и слушателям произведение может только высокообразованный автор, с широким кругозором. Творческая игра не должна приводить к дилетантизму, а быть по своей сути серьезным занятием.

Понимание научных основ понятия арт-композиции поможет учителям музыки, изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования и студентам факультета культуры и искусства в период педагогической практики преодолеть трудности в формировании у детей навыка смыслопостижения, а в конечном итоге – познавательных универсальных учебных действий.

К особенностям арт-композиции как педагогической технологии мы обратимся в одной из следующих наших публикаций.

×

About the authors

Larisa Yurievna Kalinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: klar1992@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Musical Education

Russian Federation, Samara

References

  1. Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et schizophrénie 2: Mille plateau. Collection «Critique». Les Éditions de Minuit, 1980. 648 p.
  2. Boddy-Evans M. Art Composition Rules: Rule of Thirds [Электронный ресурс] // http://painting.about.com.
  3. Baхter L., Thompson S. Art Composition [Электронный ресурс] // http://promotingartists.com.
  4. Гимпельсон Е.Г. Системные характеристики композиции риторического произведения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1998. 24 с.
  5. Гончарова М.А. Полиметрическая композиция в авторском лирическом стихотворном цикле ХХ века как смыслообразующий механизм: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2011. 28 с.
  6. Дегтяникова Н.И. Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства: автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2004. 26 с.
  7. Калакуцкая Е.Н. Композиционное понятие завершенности в изобразительном искусстве: дис. … канд. иск. СПб., 2002. 173 с.
  8. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, 1997. 280 с.
  9. Халшев В.Е. Композиция // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 387–388.
  10. Eco U. Postille al nome della rosa. Added to the pocket italian edition, Milano: Bompiani (Commented edition, ed. by Costantino Marmo. Milano: Edizioni Scolastiche Fabbri), 1984. 48 с.
  11. Кожинов В.В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков: В 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 694–696.
  12. Композиция // Музыкальная энциклопедия / ред. Ю.В. Келдыш: В 6 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. Советский композитор, 1974. С. 892–895.
  13. Лучинская Е.Н. Постмодернистский дискурс: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2002. 46 с.
  14. Куприянова Л.А. Семантика музыкальной композиции: автореф. дис. … канд. иск. Магнитогорск, 2000. 24 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Kalinina L.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies