Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «арт-композиция», функционирующее в практике педагогов-музыкантов, учителей изобразительного искусства и литературы, педагогов дополнительного образования по хореографии и театру. Однако теоретическое обоснование арт-композиции и содержание данного понятия до сих пор не были предметом специального изучения. В то же время, осмысление инновационного подхода в обучении искусству, характеризующегося ориентацией содержания художественного образования на учащегося – человека с современным мировоззрением, необходимо. Возникла потребность обогащения тезауруса школьной педагогики понятными, актуальными терминами, к числу которых относится «арт-композиция». Проведенное исследование вносит свой вклад в проблему более общего характера – возможности использования творческой полихудожественной деятельности как средства выявления и обучения одаренных детей. Своеобразие арт-композиции заключается в инновационном мышлении современного автора, стремящегося изображать мир не так, как его видит, а как понимает. Результат творчества поэтому может быть представлен разными художественными формами, не исключая эскизов, импровизаций, постмодернистской «игры» с текстом. Педагогическая ценность арт-композиции: учитель может наглядно отслеживать процесс развития ученика в сфере эстетического восприятия, ассоциативного мышления, работы с материалом.

Полный текст

Понятие «арт-композиция» кристаллизовалось постепенно, как результат осмысления инновационного подхода в обучении искусству.

Данный подход характеризуется прежде всего ориентацией содержания художественного образования на школьника, обладающего современным мировоззрением уже по принадлежности к нашей эпохе. Никогда ранее общество, в котором происходит формирование личности учащегося, не обладало столь сильными средствами воздействия на данный процесс. Речь идет о сети Интернет, глобальных миграционных процессах, ускоренной смене политических и экономических событий, замещении в масс-культуре веками устоявшихся ценностей однодневными «кумирами» и «культовыми» предметами.

Все перечисленные тенденции отражает зеркало современного искусства. При этом автор третьего тысячелетия не стеснен рамками одного вида деятельности, раз и навсегда избранного материала. Гибкость художественного мышления проявляется в свободных переходах от одного аспекта осмысления проблемы к другому, порождая непредсказуемые постмодернистские произведения – ризомы [1]. Их содержанием является не подражание действительности, а показ процесса ее осмысления.

Сегодня идея связи художественного образования с жизнью должна рассматриваться через призму миропонимания представителей современного искусства. Деятельностный подход предполагает приобщение детей к учебному полихудожественному творчеству, в процессе которого они научатся открывать для себя новые смыслы, как это делают авторы XXI века.

Создаваемый продукт, по нашему мнению, точнее всего характеризует термин «арт-композиция». Однако содержание данного понятия требует уточнений. Конкретизация термина позволит найти оптимальные способы использования арт-композиции в художественном образовании.

Англоязычный вариант – «art composition» – означает «композицию в искусстве (изобразительном)» [2], «средство выбора соответствующих элементов и их расположения в пределах пространства картины для эффективного обращения идеи и чувства художника к зрителю» [3].

В отечественной науке есть «стандартный набор» определений композиции. При этом можно выделить два подхода: изучение свойств композиции как результата творчества и как самого творческого процесса.

Представители первого направления – Е.Г. Гимпельсон [4], М.А. Гончарова [5], Н.И. Дегтяникова [6], Е.Н. Калакуцкая [7], З.С. Смелкова [8] понимают под композицией построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Это и результат творческого акта Современного Автора, не ограничивающего себя рамками одного вида искусства. Именно так барабанщик В.П. Тарасов перешагнул границы музыки, создавая музыкальные видеоинсталляции; поэт А.А. Вознесенский – видеомы и видухи; корейские хореографы осуществляя попытки «протанцовывать» записанный иероглифами текст. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и глубинные связи явлений реальности. Композиция обладает содержательной значимостью, ее приемы обогащают, а нередко и преображают смысл художественного произведения. Это система сопоставлений по сходству (принцип варьирования и подобия) или по контрасту, противопоставлений (антитез). В литературных произведениях она включает также «расстановку» персонажей, событий и поступков, способов.

По сравнению с термином «art composition», мы видим, что данная формулировка относится к различным видам искусства. Исследование композиции как результата творчества возможно, если принять за аксиому, что автор придерживался «правил»: соблюдал законы перспективы, «золотой пропорции» в изобразительном искусстве, логической последовательности гармоний в музыке и т.п. Однако культура постмодерна, не отрицая их, предлагает собственный подход, когда возможно из «хаоса» предметов, явлений и материалов создавать произведения-ризомы, в которых элементы соединяются свободно и произвольно, иногда по одному схожему признаку. У взрослого автора, как у ребенка, в композиции могут присутствовать объекты, рядоположенные только по времени их появления в воспоминаниях, по размещению в пространстве. Структура арт-композиции – ризомы отличается нелинейностью, напоминая клубень с «вырастающими» из него (в непредсказуемых заранее направлениях) «сцеплениями» разных видов искусства друг с другом, бытовых предметов с художественным материалом, старинных артефактов – с ультрасовременными технологиями.

По В.Е. Халшеву, композиция представляет собой одну из сторон формы литературных произведений: взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, скрепляющую все иные элементы формы и соподчиняющую их авторской концепции (идее, смыслу) [9]. Разрастание книги в традиционном понимании в современную книгу-ризому вносит новый оттенок и в данное определение. Смыслов при таком «разрастании» появляется бесконечное множество. Как пишет У. Эко в статье «Заметки на полях «Имени Розы»: «Автор не должен интерпретировать свое произведение. Либо он не должен был писать роман, который по определению – машина-генератор интерпретаций» [10].

Восприятие текста, требующего либо большой эрудиции, либо постоянного обращения к ссылкам – не простая читательская задача. Однако в наши дни существует опыт адресации гипертекстового романа детям младшего возраста. В «Сказке с подробностями» Г.Б. Остера главными героями являются директор карусели и семь деревянных лошадок, которым он каждую ночь рассказывает сказки. Однажды директор сообщает, что все сказки закончились, и сейчас будет рассказана последняя, про мальчика Федю, который поссорился, а потом помирился со своей мамой. Карусельная лошадка прерывает директора и просит рассказать подробности того, что случилось с другими персонажами сказки в тот же день. Увлекательные, «разветвленные» подробности занимают большую часть произведения.

Также композицию рассматривают как творческий процесс, вид художественного творчества (второе направление исследований). Например, В.В. Кожинов, определяя ее как членение и взаимосвязь разнородных элементов (компонентов) литературного произведения, обращает внимание на то, что основная содержательность композиции воплощается во взаимодействии элементов. Их единство создается в процессе творчества, по вдохновению, а не путем рассудочного конструирования. Особый характер имеет композиция в лирике, где членение произведения неразрывно связано со структурой стиха [11]. Согласимся, что творческий процесс представляет собой величайшую загадку, еще со времен древнегреческих мыслителей. Вряд ли тайна создания нового в воображении человека и перенос идеи в наиболее подходящий материал будет когда-либо полностью раскрыта. Но все же, наблюдая за процессом создания арт-композиции, можно видеть, как фантазирует и с помощью элементов разных видов искусства пробует воплощать художественный образ автор-ученик. Такие наблюдения важны для выявления признаков одаренности ребенка и, в дальнейшем, моделирования его индивидуальной образовательной траектории.

Возникает вопрос о том, доступна ли композиция как процесс лишь талантливым детям, или – до определенного уровня – каждому. Данная проблема требует отдельного рассмотрения; мы обратимся к ней в следующей публикации. Пока выделим из определений композиции то, что она призвана воплощать новое художественное содержание, отражающее черты современной автору действительности и предусматривающее новизну выразительных средств [12]. Следовательно, в арт-композициях учащегося приветствуется использование инструментария современного искусства. Речь идет не только о находках авторов академических произведений, но и о богатейшем арсенале выразительных средств рок-музыки (работа со звуковыми эффектами, совмещение рок-импровизации и классической музыки), компьютерного дизайна (контраст динамичного и неподвижного, применение модульных элементов, пластика формы), современного танца (контактная импровизация, яркая и неординарная сценография, выразительная музыка без четкой ритмической основы).

Выделим наиболее существенные для нас признаки композиции: наличие творческого процесса, его результата, организующего центра художественной формы – авторской идеи.

Арт-композиция отвечает данным признакам, и при этом опирается на синтез литературы, музыки и изобразительного искусства; элементы хореографии, актерской игры, компьютерных технологий. Она представляет собой творческий процесс, в результате которого автор создает из элементов различных видов искусства художественное целое, организованное вокруг смыслового центра.

Арт-композиция отличается от синтетического произведения искусства в его обычном понимании – оперы, балета, оратории, драматического спектакля, которые обычно являются продуктом коллективной деятельности. Арт-композицию же создает один автор, хотя для прочтения готового текста ему понадобятся соавторы-зрители.

К ее разновидностям мы относим:

– создание арт-вариаций – серии «художественных опытов», связанных единым первоисточником творчества;

– сочинение музыки к стихотворению;

– создание иллюстраций (музыкальных к картине, архитектурному объекту, литературному произведению; рисованных – к музыке, стихам и прозе);

– сочинение подтекстовок к музыке и видеороликам;

– сочинение сюжетов – передающих содержание непрограммной музыки;

– импровизационые элементы перформансов и хепенингов;

– создание арт-объетов в формате мультимедиа;

– свободные по выбору материала творческие акты учащегося.

При этом поощряется способность учащегося переносить характерные особенности текстов современного искусства в арт-композицию. Речь идет об использовании разнообразных цитат, создании впечатления творящего хаоса через снятие ограничений в материале для творчества, показе творческого процесса в его становлении (а не завершенности), закодированности художественного текста в вербальных и невербальных знаках, соединении несоединимого, маргинальности (утверждении своей собственной системы норм и ценностей), стремлении бродить «по краям» (отсюда органичное использование синтеза искусств); нелинейности и многозначности [13], о стремлении «ощутить миры смыслов» [14].

Создать качественное, интересное современным зрителям и слушателям произведение может только высокообразованный автор, с широким кругозором. Творческая игра не должна приводить к дилетантизму, а быть по своей сути серьезным занятием.

Понимание научных основ понятия арт-композиции поможет учителям музыки, изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования и студентам факультета культуры и искусства в период педагогической практики преодолеть трудности в формировании у детей навыка смыслопостижения, а в конечном итоге – познавательных универсальных учебных действий.

К особенностям арт-композиции как педагогической технологии мы обратимся в одной из следующих наших публикаций.

×

Об авторах

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et schizophrénie 2: Mille plateau. Collection «Critique». Les Éditions de Minuit, 1980. 648 p.
  2. Boddy-Evans M. Art Composition Rules: Rule of Thirds [Электронный ресурс] // http://painting.about.com.
  3. Baхter L., Thompson S. Art Composition [Электронный ресурс] // http://promotingartists.com.
  4. Гимпельсон Е.Г. Системные характеристики композиции риторического произведения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1998. 24 с.
  5. Гончарова М.А. Полиметрическая композиция в авторском лирическом стихотворном цикле ХХ века как смыслообразующий механизм: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2011. 28 с.
  6. Дегтяникова Н.И. Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства: автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2004. 26 с.
  7. Калакуцкая Е.Н. Композиционное понятие завершенности в изобразительном искусстве: дис. … канд. иск. СПб., 2002. 173 с.
  8. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, 1997. 280 с.
  9. Халшев В.Е. Композиция // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 387–388.
  10. Eco U. Postille al nome della rosa. Added to the pocket italian edition, Milano: Bompiani (Commented edition, ed. by Costantino Marmo. Milano: Edizioni Scolastiche Fabbri), 1984. 48 с.
  11. Кожинов В.В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков: В 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 694–696.
  12. Композиция // Музыкальная энциклопедия / ред. Ю.В. Келдыш: В 6 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. Советский композитор, 1974. С. 892–895.
  13. Лучинская Е.Н. Постмодернистский дискурс: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2002. 46 с.
  14. Куприянова Л.А. Семантика музыкальной композиции: автореф. дис. … канд. иск. Магнитогорск, 2000. 24 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калинина Л.Ю., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.