Общеметодологические аспекты стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе среднего профессионального образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается общеметодологические аспекты стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе среднего профессионального образования, в том числе по специальности СПО 43.02.10 Туризм, которые связаны с личностным образованием будущих специалистов, обладающих информационно-коммуникационной компетентностью, стремлением к творческой реализации в информационно-образовательной среде и готовностью к работе в информационной среде. В статье описываются основные положения и значимость субъектной позиции при стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе среднего профессионального образования. Авторы выделяют функции субъектной позиции студента, как своего рода цели формирования информационно-коммуникационной компетентности, такие как: гуманитарная, социально-адаптивная и функция идентификации. Рассматриваются стадии формирования субъектной позиции студента. Исследуется взаимосвязь понятий «субъектность», «саморазвитие» с понятием «информационно-коммуникационная компетентность». В контексте рассматриваемых аспектов раскрывается структура информационно-коммуникационной компетентности в совокупности следующих компонентов: когнитивный, мотивационный и интегративный. Практическая реализация общеметодологического аспекта развития субъектной позиции студента и мотивационного компонента развития конкурентоспособности представляет собой один из актуальных вопросов образовательной практики системы среднего профессионального образования, так как ее результаты углубляют, расширяют и конкретизируют современные представления об информационно-коммуникационной компетентности.

Полный текст

Постоянные изменения, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО) подразумевают сегодня ориентацию на личность студента как субъекта информационно-образовательной среды, обладающего определённым уровнем информационной компетентности. В связи с этим, встаёт вопрос о необходимости разработки организационных установок и теоретических положений развития субъектной позиции информационно-компетентного студента, способствующей развитию конкурентоспособного специалиста, в том числе по специальности СПО 43.02.10 Туризм. Готовность студентов к эффективному применению на практике своих общих и профессиональных компетенций (в том числе и в области информационных технологий), полученных за время обучения в колледже (техникуме), является важнейшей составляющей всей системы СПО, поскольку сегодняшние студенты – это завтрашние специалисты-практики сферы туризма, основой которой является умение грамотно находить, обрабатывать, продавать актуальную информацию, владеть новейшими информационными технологиями при создании турпродукта и его продвижении на рынке туристических услуг. Именно эти качества во многом определяют конкурентоспособность специалиста любого туристского предприятия.

Для организации эффективного образовательного процесса по специальности СПО 43.02.10 Туризм, и систематизации основных направлений подготовки информационно-компетентного специалиста по туризму в системе СПО требуется, как нам представляется, выделить некоторые общеметодологические аспекты, этой подготовки, и в частности, акцентировать внимание на аспекте развития субъектной позиции студента при формировании информационной компетентности и аспекте мотивации конкурентоспособности [1].

Cубъектная позиция студента, по мнению В.П. Бедерхановой, формируемая в процессе обучения обеспечивает целостность перманентного профессионально-личностного становления и является обеспечением его успешной профессиональной деятельности [2]. Это утверждение применимо и для подготовки будущих специалистов по туризму в системе СПО, так как они, обучаясь в колледже, обладая своей субъектной точкой зрения и ориентируясь на неё, овладевают также компетенцией находить, анализировать и отбирать требуемую информацию, а, следовательно, развивают свою информационную и профессиональную компетентность, позволяющую противостоять различным личностным и профессиональным трудностям и повышать свою конкурентоспособность [3].

К началу учебы в колледже, у студентов, как правило, сформирован субъектный ресурс по аспекту «субъектность – объектность» в направлении субъектной позиции, который преподавателю и целесообразно использовать с помощью всевозможных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих развитие субъектной позиции студента при формировании и развитии информационной компетентности.

Вместе с этим, в процессе формирования информационной компетентности студентов саморазвитие информационной и коммуникационной составляющих часто встречает некоторые сложности, если не создавать обучающимся условия для осознания и освоения личностного индивидуального способа действий, а также прогнозируемых границ его применения в будущей профессиональной деятельности [4].

Поэтому, формирование информационной компетентности студентов должно базироваться не только на позиции преподавателя – специалиста в области информатики и ИКТ, пытающегося научить молодого человека тонкостям современных информационных технологий, объясняя ему, как устроена информационная система или компьютер, а с позиций пользователя и потребителя информации с учетом тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной и профессиональной деятельности.

При формировании субъектной точки зрения студента определяющим критерием является его смысловое ценностное отношение к себе как будущему специалисту, ориентированное на саморазвитие информационно-коммуникационной компетентности в профессиональной деятельности, в процессе которой он грамотно отбирает, обрабатывает, использует и, в конечном счете, применяет необходимую и актуальную информацию в своей повседневной профессиональной деятельности с учетом реализации всех широких возможностей современных ИКТ [5].

Субъектность является интегратором саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента и формирует возможность выбора наиболее оптимальных решений при использовании ИКТ в будущей профессиональной деятельности. В данном контексте субъектная позиция в деятельности студента может рассматриваться в двух аспектах: овладение профессионально ориентированной деятельностью и изменение (или преобразование) самой личности. В связи с этим, в формировании субъектной позиции важно отметить наличие желание и готовности студента к работе в условиях современной информационной среды; внутренних ресурсов и способов рационализации своей деятельности; мотивации к устранению противоречия между стремлением к самоактуализации и недостаточным уровнем сформированности рефлексии с тем, чтобы использовать все это для своего дальнейшего профессионально-личностного развития [6].

Проанализировав значимость субъектной позиции при стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе СПО, нами были выделены следующие ее функции:

– функция самореализации (идентификация и самоутверждение);

– функция социальной адаптации (саморазвитие и самооценка при овладении актуальной и мобильной информацией, которые, собственно, и представляют собой структуру субъектной позиции студента);

– гуманитарная функция (самопонимание уровня компьютерной грамотности и образованности).

При этом процесс саморазвития и самопонимания обучающегося обеспечивает эмоционально-смысловой компонент, что является основанием субъектности позиции; поведенческий компонент активизирует процесс самоутверждения и самореализации студента в информационном пространстве, тем самым подводя его к результативности деятельности; а деятельно-ценностный компонент способствует самооценке и рефлексии студента, что является механизмом развития субъектной позиции [7].

Данные функции субъектной позиции, как своего рода цели формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов колледжа, позволили определить ее компоненты:

– когнитивный (содействует формированию личностной значимости ценностного подхода к информации, характеризует качество восприятия и отношения обучающегося к информационному обществу);

– мотивационный (обеспечивает формирование нравственного критерия субъектности с целью социальной и профессиональной адаптации будущего специалиста);

– интегративный (способствует важности и самоценности как индивида, так и группы, определяет направленность студентов на формирование и развитие их информационной компетентности как объективной и необходимой реальности).

Очевидно, что эти компоненты необходимо принимать во внимание в процессе формирования и развития информационной компетентности будущих специалистов по туризму [8–11].

Теоретическое осмысление принципов и особенностей процесса развития субъектной позиции студента позволило выявить такие его стадии, как: интерактивная, информационная, мировоззренческая [12]. Эти стадии указывают на обладание обучающегося компетентностью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; осуществлять продуктивное информационное взаимодействие; эффективно интегрироваться в информационное общество. Кроме того, они усиливают развитие устремлений обучающегося в области совершенствования своей учебно-профессиональной деятельности. Отнесем сюда также поиск важности формирования успешности самоутверждения и самореализации в профессии; осознанность профессионального выбора; стремление к творческой реализации в информационной деятельности, ориентированной на решение повседневных профессиональных задач [13; 14].

В результате экспериментальной работы было установлено, что для выявления путей и факторов формирования субъектной позиции при стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента колледжа преподавателю необходимо особо акцентировать свое внимание на выявлении ведущих компонентов субъектной позиции студента; степени сформированности у него этой субъектной позиции, умении применять современные ИКТ и т.д.

Можно также определить общие рекомендации для формирования эффективного развития субъектной позиции студента при педагогическом взаимодействии с применением интерактивных методов обучения. Основными среди них будут следующие: помощь студентам в осмыслении ими необходимости развития своей субъектной позиции; формирование позитивного мышления студентов к овладению актуальной и мобильной информацией и умению ориентироваться в информационной профессиональной среде и проблематике туристской отрасли; создание условий для информационно-поисковой деятельности студентов и создание возможностей для адекватной самооценки в процессе организации собственных методов самообучения на основе самоконтроля [15; 16].

Таким образом, общеметодологические аспекты развития субъектной позиции студента не только дополняются положением о значимости разработки системы ее формирования. Это дополнение следует формировать на основе понимания идеи ее реализации (продуктивное стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента) и цели (формирование субъектной позиции будущего специалиста). Вместе с рассмотренными выше функциями, последние являются системообразующими факторами, которые в итоге подводят обучающихся к способности и необходимости применения ИКТ для формирования новых знаний. Сам процесс саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в условиях формирования его субъектной позиции акцентирует необходимость сочетания учебного процесса на уроке и внеаудиторной деятельности, что должно организовываться в рамках инновационной деятельности преподавателя [17; 18]. Так как любая позиция реализуется, как правило, в том или ином виде деятельности, то, определив в качестве целеполагания стимулирование становления субъектной позиции студентов, мы получаем возможность регулировать образовательный процесс и ориентировать его на подготовку креативного специалиста по туризму [19], способного к творческой работе на любом поприще применения своей информационной и коммуникационной компетентности.

×

Об авторах

Елена Викторовна Замара

Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна

Автор, ответственный за переписку.
Email: ezam02@rambler.ru

преподаватель информационных технологий

Россия, Самара

Список литературы

  1. Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Оргтехника, 2012. 123 с.
  2. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. Краснодар, 2011. 220 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 336 с.
  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Воронеж, 2012. 400 с.
  5. Митюхина М.М. Создание и развитие информационно-образовательной среды для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 57–59.
  6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов СПО. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. 447 с.
  7. Валеева Р.А. Гуманизация как парадигма высшего профессионального образования // Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики: Материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХI век», 2011. С. 31–32.
  8. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 55–59.
  9. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.
  10. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.
  11. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.
  12. Мысин М.Н. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2014. 194 с.
  13. Образовательное пространство современной школы // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы VII междунар. науч.-практич. конф. Ч. 3. Информационные технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Барнаул, 2008. С. 3–5.
  14. Панкратова О.П. Информационная образовательная среда как условие достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2011. № 8. С. 86–91.
  15. Плотникова Н.И. Туристический бизнес и образование сегодня. Роль информационных технологий в развитии туристического рынка: // Материалы научно-практической конференции. М.: АСТТ, 2012. С. 5–6.
  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2011. 272 с.
  17. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
  18. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – http://eidos.ru.
  19. Шпырня О.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов туристической индустрии: автореф. дис. … канд. экон. наук. Майкоп: АГУ, 2007. 167 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Замара Е.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.