General methodological aspects of stimulation of self-development in information and communication competence of students in secondary vocational education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to consideration of the general methodological aspects of stimulating self-development in information and communication competence of students in secondary vocational education, including the specialty 43.02.10 SPO Tourism, which are related to the personal formation of future professionals who possess information and communication competence, have aspiration for realization in informational and educational sphere and willingness to work in the information field. The article touches upon the basic points and the importance of a subjective position in stimulating self-development in information and communication competence of students in secondary vocational education. The authors identify the function of a subjective position of a student, as a kind of objective formation in information and communication competence, such as: humanitarian, social, adaptive and identification function. The stages of formation of a subjective position of a student are considered in the article. Interrelation of the concepts of «subjectivity», «self-development» with the notion of «information and communication competence» is observed here. In the context of the considered aspects disclosed the structure of information and communication competence together with the following components: cognitive, motivational and integrative. Practical implementation of the general methodological aspect of a subjective position of a student and motivational component of competitiveness is one of the topical issues of educational practice in vocational education system, as it results deepen, extend and elaborate modern concepts of information and communication competence.

Full Text

Постоянные изменения, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО) подразумевают сегодня ориентацию на личность студента как субъекта информационно-образовательной среды, обладающего определённым уровнем информационной компетентности. В связи с этим, встаёт вопрос о необходимости разработки организационных установок и теоретических положений развития субъектной позиции информационно-компетентного студента, способствующей развитию конкурентоспособного специалиста, в том числе по специальности СПО 43.02.10 Туризм. Готовность студентов к эффективному применению на практике своих общих и профессиональных компетенций (в том числе и в области информационных технологий), полученных за время обучения в колледже (техникуме), является важнейшей составляющей всей системы СПО, поскольку сегодняшние студенты – это завтрашние специалисты-практики сферы туризма, основой которой является умение грамотно находить, обрабатывать, продавать актуальную информацию, владеть новейшими информационными технологиями при создании турпродукта и его продвижении на рынке туристических услуг. Именно эти качества во многом определяют конкурентоспособность специалиста любого туристского предприятия.

Для организации эффективного образовательного процесса по специальности СПО 43.02.10 Туризм, и систематизации основных направлений подготовки информационно-компетентного специалиста по туризму в системе СПО требуется, как нам представляется, выделить некоторые общеметодологические аспекты, этой подготовки, и в частности, акцентировать внимание на аспекте развития субъектной позиции студента при формировании информационной компетентности и аспекте мотивации конкурентоспособности [1].

Cубъектная позиция студента, по мнению В.П. Бедерхановой, формируемая в процессе обучения обеспечивает целостность перманентного профессионально-личностного становления и является обеспечением его успешной профессиональной деятельности [2]. Это утверждение применимо и для подготовки будущих специалистов по туризму в системе СПО, так как они, обучаясь в колледже, обладая своей субъектной точкой зрения и ориентируясь на неё, овладевают также компетенцией находить, анализировать и отбирать требуемую информацию, а, следовательно, развивают свою информационную и профессиональную компетентность, позволяющую противостоять различным личностным и профессиональным трудностям и повышать свою конкурентоспособность [3].

К началу учебы в колледже, у студентов, как правило, сформирован субъектный ресурс по аспекту «субъектность – объектность» в направлении субъектной позиции, который преподавателю и целесообразно использовать с помощью всевозможных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих развитие субъектной позиции студента при формировании и развитии информационной компетентности.

Вместе с этим, в процессе формирования информационной компетентности студентов саморазвитие информационной и коммуникационной составляющих часто встречает некоторые сложности, если не создавать обучающимся условия для осознания и освоения личностного индивидуального способа действий, а также прогнозируемых границ его применения в будущей профессиональной деятельности [4].

Поэтому, формирование информационной компетентности студентов должно базироваться не только на позиции преподавателя – специалиста в области информатики и ИКТ, пытающегося научить молодого человека тонкостям современных информационных технологий, объясняя ему, как устроена информационная система или компьютер, а с позиций пользователя и потребителя информации с учетом тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной и профессиональной деятельности.

При формировании субъектной точки зрения студента определяющим критерием является его смысловое ценностное отношение к себе как будущему специалисту, ориентированное на саморазвитие информационно-коммуникационной компетентности в профессиональной деятельности, в процессе которой он грамотно отбирает, обрабатывает, использует и, в конечном счете, применяет необходимую и актуальную информацию в своей повседневной профессиональной деятельности с учетом реализации всех широких возможностей современных ИКТ [5].

Субъектность является интегратором саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента и формирует возможность выбора наиболее оптимальных решений при использовании ИКТ в будущей профессиональной деятельности. В данном контексте субъектная позиция в деятельности студента может рассматриваться в двух аспектах: овладение профессионально ориентированной деятельностью и изменение (или преобразование) самой личности. В связи с этим, в формировании субъектной позиции важно отметить наличие желание и готовности студента к работе в условиях современной информационной среды; внутренних ресурсов и способов рационализации своей деятельности; мотивации к устранению противоречия между стремлением к самоактуализации и недостаточным уровнем сформированности рефлексии с тем, чтобы использовать все это для своего дальнейшего профессионально-личностного развития [6].

Проанализировав значимость субъектной позиции при стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе СПО, нами были выделены следующие ее функции:

– функция самореализации (идентификация и самоутверждение);

– функция социальной адаптации (саморазвитие и самооценка при овладении актуальной и мобильной информацией, которые, собственно, и представляют собой структуру субъектной позиции студента);

– гуманитарная функция (самопонимание уровня компьютерной грамотности и образованности).

При этом процесс саморазвития и самопонимания обучающегося обеспечивает эмоционально-смысловой компонент, что является основанием субъектности позиции; поведенческий компонент активизирует процесс самоутверждения и самореализации студента в информационном пространстве, тем самым подводя его к результативности деятельности; а деятельно-ценностный компонент способствует самооценке и рефлексии студента, что является механизмом развития субъектной позиции [7].

Данные функции субъектной позиции, как своего рода цели формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов колледжа, позволили определить ее компоненты:

– когнитивный (содействует формированию личностной значимости ценностного подхода к информации, характеризует качество восприятия и отношения обучающегося к информационному обществу);

– мотивационный (обеспечивает формирование нравственного критерия субъектности с целью социальной и профессиональной адаптации будущего специалиста);

– интегративный (способствует важности и самоценности как индивида, так и группы, определяет направленность студентов на формирование и развитие их информационной компетентности как объективной и необходимой реальности).

Очевидно, что эти компоненты необходимо принимать во внимание в процессе формирования и развития информационной компетентности будущих специалистов по туризму [8–11].

Теоретическое осмысление принципов и особенностей процесса развития субъектной позиции студента позволило выявить такие его стадии, как: интерактивная, информационная, мировоззренческая [12]. Эти стадии указывают на обладание обучающегося компетентностью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; осуществлять продуктивное информационное взаимодействие; эффективно интегрироваться в информационное общество. Кроме того, они усиливают развитие устремлений обучающегося в области совершенствования своей учебно-профессиональной деятельности. Отнесем сюда также поиск важности формирования успешности самоутверждения и самореализации в профессии; осознанность профессионального выбора; стремление к творческой реализации в информационной деятельности, ориентированной на решение повседневных профессиональных задач [13; 14].

В результате экспериментальной работы было установлено, что для выявления путей и факторов формирования субъектной позиции при стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента колледжа преподавателю необходимо особо акцентировать свое внимание на выявлении ведущих компонентов субъектной позиции студента; степени сформированности у него этой субъектной позиции, умении применять современные ИКТ и т.д.

Можно также определить общие рекомендации для формирования эффективного развития субъектной позиции студента при педагогическом взаимодействии с применением интерактивных методов обучения. Основными среди них будут следующие: помощь студентам в осмыслении ими необходимости развития своей субъектной позиции; формирование позитивного мышления студентов к овладению актуальной и мобильной информацией и умению ориентироваться в информационной профессиональной среде и проблематике туристской отрасли; создание условий для информационно-поисковой деятельности студентов и создание возможностей для адекватной самооценки в процессе организации собственных методов самообучения на основе самоконтроля [15; 16].

Таким образом, общеметодологические аспекты развития субъектной позиции студента не только дополняются положением о значимости разработки системы ее формирования. Это дополнение следует формировать на основе понимания идеи ее реализации (продуктивное стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента) и цели (формирование субъектной позиции будущего специалиста). Вместе с рассмотренными выше функциями, последние являются системообразующими факторами, которые в итоге подводят обучающихся к способности и необходимости применения ИКТ для формирования новых знаний. Сам процесс саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в условиях формирования его субъектной позиции акцентирует необходимость сочетания учебного процесса на уроке и внеаудиторной деятельности, что должно организовываться в рамках инновационной деятельности преподавателя [17; 18]. Так как любая позиция реализуется, как правило, в том или ином виде деятельности, то, определив в качестве целеполагания стимулирование становления субъектной позиции студентов, мы получаем возможность регулировать образовательный процесс и ориентировать его на подготовку креативного специалиста по туризму [19], способного к творческой работе на любом поприще применения своей информационной и коммуникационной компетентности.

×

About the authors

Elena Victorovna Zamara

Samara State College of Service Technologies and Design

Author for correspondence.
Email: ezam02@rambler.ru

teacher of information technologies

Russian Federation, Samara

References

  1. Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Оргтехника, 2012. 123 с.
  2. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. Краснодар, 2011. 220 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 336 с.
  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Воронеж, 2012. 400 с.
  5. Митюхина М.М. Создание и развитие информационно-образовательной среды для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 57–59.
  6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов СПО. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. 447 с.
  7. Валеева Р.А. Гуманизация как парадигма высшего профессионального образования // Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики: Материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХI век», 2011. С. 31–32.
  8. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 55–59.
  9. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.
  10. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.
  11. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.
  12. Мысин М.Н. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2014. 194 с.
  13. Образовательное пространство современной школы // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы VII междунар. науч.-практич. конф. Ч. 3. Информационные технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Барнаул, 2008. С. 3–5.
  14. Панкратова О.П. Информационная образовательная среда как условие достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2011. № 8. С. 86–91.
  15. Плотникова Н.И. Туристический бизнес и образование сегодня. Роль информационных технологий в развитии туристического рынка: // Материалы научно-практической конференции. М.: АСТТ, 2012. С. 5–6.
  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2011. 272 с.
  17. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
  18. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – http://eidos.ru.
  19. Шпырня О.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов туристической индустрии: автореф. дис. … канд. экон. наук. Майкоп: АГУ, 2007. 167 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Zamara E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies