Показатели и условия формирования профессиональных компетенций бакалавров технического вуза при изучении математических дисциплин
- Авторы: Кочетова Т.Н.1, Ильина Л.А.1, Еремичева О.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 5, № 1 (2016)
- Страницы: 175-180
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22053
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20161310
- ID: 22053
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для современной профессиональной школы результатом обучения является сформированность набора компетенций, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Достижение необходимого уровня профессиональной подготовки возможно, если образовательная организация создаст условия фундаментального и вместе с тем профессионально-ориентированного обучения. Чтобы показать результаты обучения необходимо разработать инструментарий и описать процедуры оценивания. В статье рассматривается профессиональная подготовка бакалавров профиля «Государственное и муниципальное направление», выделяется профессиональная компетенция информационно-методической деятельности (ПК-7), которая в соответствии с основной образовательной программой Самарского государственного технического университета формируется дисциплинами базовой части основной образовательной программы. Для формирования этой компетенции необходимо освоить способ исследования явлений и процессов путем построения и изучения их математических моделей. Применение этого способа сводит решение профессиональных задач, рассматриваемого профиля подготовки, к математическому моделированию и последующему изучению полученной модели. Для выполнения последовательности решения профессиональных задач в области экономики управления авторами разработана схема использования моделирования реальных процессов. Опыт обучения математическим дисциплинам позволил выделить организационно-педагогические условия, реализация которых, способствует формирования выделенной компетенции. Эффективность сформулированных условий доказана экспериментально. Для оценивания сформированности компетенции при изучении дисциплин «Математика» и «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» были сформулированы показатели и критерии результативности.
Полный текст
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность обязательных для выполнения требований, предъявляемых к реализации основных образовательных программ. К результатам освоения программы бакалавриата относят наличие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированность которых позволит выпускнику грамотно осуществлять будущую профессиональную деятельность. В соответствии с требованиями стандарта образовательная организация должна определить основной вид или виды деятельности, в соответствии с которыми выделяется перечень профессиональных компетенций, необходимых к освоению выпускником конкретной образовательной программы [1].
Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014г. № 1567, содержит группы профессиональных компетенций в соответствии с организационно-управленческой, информационно-методической, коммуникативной, проектной, вспомогательно-технологической, организационно-регулирующей и исполнительно – распорядительной видами профессиональной деятельности [2]. В соответствии с требованиями рынка труда, условиями материально-технического обеспечения в рамках реализуемой в Самарском государственном техническом университете образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» определены два вида профессиональной деятельности: организационно-управленческая и информационно-методическая, указывающие на направленность основной образовательной программы. В соответствии с этими видами деятельности определен набор компетенций, как результатов образования бакалавров заявленного профиля, последовательно формирующийся при освоении различных дисциплин [3]. Анализируя учебный план данного направления подготовки можно отметить, что курс математики относится к базовой части первого блока учебного плана и является теоретической, фундаментальной основой для изучения последующих дисциплин, которые направлены на развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций [4], [5]. Подготовка бакалавров в области экономики зависит от степени усвоения математического аппарата, от способности использовать математику при анализе экономических процессов и принятии ответственных управленческих решений. Обучение математике в программах укрупненной группы направления 38.00.00 Экономика и управление определяет в преподавании дисциплины особенности, связанные со своеобразием решения экономических и управленческих задач и многообразием подходов к их решению [6]. Для формирования у студентов математического подхода к изучению экономики необходимо, в процессе обучения математике устанавливать взаимосвязь вопросов курса математики с реальными экономическими процессами, решением задач их управления. В процессе математической подготовки происходит не только усвоение знаний, умений и навыков в указанной области знаний, но и формирование готовности и способности использовать математический аппарат в сфере будущей самостоятельной деятельности, готовности к применению математических методов для решения профессиональных задач [7].
В основной образовательной программе высшего образования «Государственное и муниципальное управление», математика ориентирована на развитие информационно-методической деятельности будущих бакалавров, а именно на формирование компетенции, которая заключается в умении моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7) [2, с. 13]. Как способ исследования явлений и процессов моделирование стимулирует осуществление анализа реальной ситуации, обобщению и выделению закономерностей [8], [9]. Математическое моделирование способствует изучению любой задачи, рассмотрению любого явления (процесса) через замену математической моделью, которая включает в себя наиболее важные факторы, влияющие на результат процесса. В экономике математическое моделирование представляется как описание рассматриваемого экономического явления при помощи математического аппарата. В итоге мы получаем математическую модель (математическое описание) рассматриваемого процесса. Таким образом, решение любой профессиональной задачи с использованием моделирования можно представить в виде схемы (рис. 1).
Использование математического моделирования в профессиональной деятельности обеспечивает:
– способность выражать и формулировать идеи;
– владение методами решения нестандартных ситуаций;
– способность преобразовать любую задачу в более простую модель.
Опыт математической подготовки студентов Самарского государственного технического университета позволил выделить следующие организационно-педагогические условия, выполнение которых в процессе изучения дисциплины способствуют развитию рассматриваемой компетенции:
– имитировать в процессе математической подготовки задания, содержащие: противоречия, неопределенности, моделирование проблемных ситуаций [10];
– внедрять информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике (использование программного обеспечения для решения экономических задач математическими методами и пр.) [11–14];
– использовать междисциплинарные связи (при изучении последующих дисциплин усиливать критериальные показатели сформированности профессиональных компетенций);
– акцентировать внимание на моделирование профессиональных задач в содержании рабочей программы по математике [15–22].
Выполнение рассматриваемых условий позволит студентам использовать математический аппарат при изучении последующих дисциплин: основы математического моделирования социально-экономических процессов; государственная и муниципальная служба, что способствует установлению межпредметных связей [23].
Рисунок 1 – Схема использования моделирования
В соответствии с основной образовательной программой при изучении дисциплины «Математика» формируется компетенция информационно-методической деятельности [24, 25]. Выделим планируемые результаты математической подготовки, которые характеризуют показатели и последовательность ее формирования (табл. 1).
В соответствии с критериями поэтапное формирование компетенции поможет более эффективно контролировать результаты математической подготовки.
Чтобы выявить картину результатов математической подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление», мы провели экспериментальное исследование. В данном исследовании приняли участие две группы студентов первого курса (1 семестр), в количестве 56 человек. Для установления уровня математической подготовки студентов проводилась контрольная работа, содержащая задачи школьной программы по математике, призванная установить уровень знаний и умений решения задач, необходимых для освоения программы вузовского курса математики [26]. Подводя итоги, получили, что в каждую группу (экспериментальную и контрольную) входят в равной степени представители как с более высоким уровнем овладения рассматриваемых знаний, умений и навыков, так и со средним и низким уровнем. Что свидетельствует об одинаковом уровне математического развития студентов контрольной и экспериментальной групп.
В процессе обучения математики в экспериментальной группе были созданы выделенные организационно-педагогические условия, которые строго соблюдались. Был разработан комплекс математических задач, моделирующих реальные экономические процессы в задачах управления, который использовался при обучении [27].
По итогам эксперимента, сравнение критериев освоения рассмотренной выше компетенции студентов в экспериментальной и контрольной группах, проводилась контрольная работа, содержащая задачи линейной и векторной алгебры; аналитической геометрии; математического анализа; математического программирования. Большинство оценок экспериментальной группы соответствуют пятому критерию (64%), в контрольной группе – третьему (46%) и четвертому критерию (41%).
Эксперимент, проведенный в рамках инженерно-экономического факультета, показал, что выполнение выделенных организационно-педагогических условий, использование комплекса математических задач, моделирующих реальные экономические процессы в задачах управления, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студентов. Результаты проведенного эксперимента доказали эффективность проведенной работы уже после первого семестра обучения в вузе.
Следующей дисциплиной, ориентированной на развитие той же компетенции (ПК-7) является «Основы математического моделирования социально-экономических процессов». Эта дисциплина относится к базовой части первого блока учебного плана «Государственное и муниципальное управление» и реализуется на втором курсе. Она включает теоретическую (лекционный курс и самостоятельная работа студентов) и практическую (практические занятия, привлечение студентов к научно-исследовательской работе) части. Целью данной дисциплины является освоение студентами теоретических основ построения экономико-математических моделей и математических методов, используемых при решении экономических задач, практических навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности, умения формировать модели экономических задач и находить алгоритмы их решения. При ее изучении целесообразно использовать профессионально-ориентированные образовательные технологии: дискуссии, деловые игры, решение профессиональных экономических задач, выполнение типовых расчетов [28]. Возможность освоения таких технологий обеспечена, в том числе, изучением предшествующей дисциплины «Математика» [29].
Планируемые результаты формирования компетенции при изучении дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» представлены в таблице 2.
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения и критерии результатов освоения компетенции в курсе математики
Планируемые результаты обучения (показатели заданного уровня освоения компетенции) | Критерии результатов освоения компетенции | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Знать: основные понятия и инструменты линейной и векторной алгебры; аналитической геометрии; математического анализа; математического программирования; теории вероятностей и математической статистики; основные понятия моделирования принятия решений | Отсутствие знаний | Частичное усвоение основных понятий линейной и векторной алгебры, математического анализа, математического программирования, теории вероятностей, математической статистики, моделирования принятия решений | Общие, но не структурированные знания основных определений линейной и векторной алгебры, математического анализа, математического программирования, теории вероятностей, математической статистики, моделирования принятия решений | Сформированные, но содержащие некоторые проблемы знания основных правил линейной и векторной алгебры, математического анализа, математического программирования, теории вероятностей, математической статистики, моделирование принятия решений | Сформированные систематические знания основных правил линейной и векторной алгебры, математического анализа, математического программирования, теории вероятностей, математической статистики, моделирование принятия решений |
Уметь: решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; использовать математический язык, математическую символику при построении организационно-управленческих моделей; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные исследования моделей; применять информационные технологии для решения управленческих задач | Отсутствие умений | Частичное умение к решению поставленных математических задач, используемых при принятии управленческих решений. | В целом успешное, но не систематическое использование умений решать математические задачи; использовать математический язык при построении организационно-управленческих моделей; применять информационные технологии для решения управленческих задач | Положительное, но содержащее отдельные пробелы использования умения решать математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; использовать математический язык при построении организационно-управленческих моделей; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные исследования моделей; применять информационные технологии для решения управленческих задач | Полностью и систематически сформированное умение решать математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; использовать математический язык при построении организационно-управленческих моделей; обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные исследования моделей; применять информационные технологии для решения управленческих задач |
Владеть: математическими, статистическими и количественными методами решения организационно-управленческих задач | Отсутствие навыков | Обрывочное владение методами решения организационно-управленческих задач | В целом успешное, но не систематическое владение математическими, статистическими и количественными методами решения организационно-управленческих задач | Успешное, но содержащее отдельные пробелы владение математическими, статистическими и количественными методами решения организационно-управленческих задач | Успешное и систематическое владение математическими, статистическими и количественными методами решения организационно-управленческих задач |
Таблица 2 – Планируемые результаты обучения и критерии результатов освоения компетенции дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов»
Планируемые результаты обучения (показатели заданного уровня освоения компетенции) | Критерии результатов освоения компетенции | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Знать: теоретические основы построения математических моделей; математические методы, используемые при решении экономических задач | Отсутствие знаний | Частичное усвоение основных понятий математической модели, методов решения экономических задач. | Общие, но не структурированные знания основных методов решения экономических задач, теоретических методов построения математических моделей | Сформированные, но содержащие некоторые проблемы знания основных правил построения математической модели и принятия решений | Сформированные систематические знания основных правил, математической модели и принятия решений |
Уметь: использовать полученные знания в практической деятельности; формировать модели экономических задач; находить алгоритм их решения | Отсутствие умений | Частичное умение к использованию знаний по формированию и технологии решений моделей экономических и управленческих задач | В целом успешное, но не систематическое использование умений формирования математических моделей экономических задач, нахождения алгоритмов их решения | Положительное, но содержащее отдельные пробелы использования умения решать экономические задачи при помощи математических моделей, применять полученные знания в практической деятельности | Полностью и систематически сформированное умение по формированию математических моделей экономических и управленческих задач |
Владеть: навыками построения и алгоритмами решения экономических задач; способностями самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения | Отсутствие навыков | Обрывочное владение методами решения организационно-управленческих задач | В целом успешное, но не систематическое владение математическими, статистическими и количественными методами решения экономических и организационно-управленческих задач | Успешное, но содержащее отдельные пробелы владение математическими, статистическими и количественными методами решения экономических и организационно-управленческих задач. Умение приобретать новые знания и умения самостоятельно | Успешное и систематическое владение математическими, статистическими и количественными методами решения экономических организационно-управленческих задач. Умение приобретать и применять новые знания и умения самостоятельно |
Таким образом, организационно-педагогические условия, обозначенные при освоении дисциплины «Математика» могут быть получены при изучении последующих дисциплин по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» и быть основой для разработки и модернизации учебно-методической документации, необходимой для реализации данной основной образовательной программы.
Об авторах
Татьяна Николаевна Кочетова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tnkochetova@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики
Россия, СамараЛариса Айдаровна Ильина
Самарский государственный технический университет
Email: karimovala@mail.ru
доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики промышленности и производственного менеджмента
Россия, СамараОксана Юрьевна Еремичева
Самарский государственный технический университет
Email: oksana-eremicheva@yandex.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и мировой экономики
Россия, СамараСписок литературы
- Липенская И.А., Кочетова Н.Г. Система подготовки бакалавра образования - будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО (компетентностный подход) // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2-3. С. 615-620.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» // http://base.garant.ru/70863450.
- Kochetova N.G., Zubova S.P. The description of competition tasks in modern conditions. Школа будущего. 2015. № 2. С. 131-135.
- Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в теории и практике высшего образования: материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / редкол.: Н.Г. Кочетова (отв. ред.) и др. Самара: ПГСГА, 2009.
- Воронина М.А. Компоненты профессиональной культуры будущего педагога // Школа будущего. № 2. М.: Издательство ГУП СППМ, 2015. С. 160-166.
- Еремичева О.Ю., Ильина Л.А., Кочетова Т.Н. Компетентностный подход как базис для конструирования содержания образовательных программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2 (26). С. 50-60.
- Кочетова Т.Н. Современные технологии математической подготовки будущего инженера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 102-107.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
- Лысогорова Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2007. 19 с.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
- Воронина М.А. Особенности формирования культурологической компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. редактор Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 291-294.
- Аниськин В.Н., Богословский В.И., Кочетова Н.Г. Формирование технологической культуры и социальной компетентности учителя в условиях современной информационно-образовательной среды: учебное пособие по курсу «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика. Самара, 2006.
- Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
- Куликова Е.В. Опыт составления фондов оценочных средств по дисциплине «история математики» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 53-57.
- Борзенкова О.А. Методико-математические задания как средство достижения интегративного уровня профессиональной компетентности будущего учителя // Аспирантский вестник Поволжья. 2006. № 1. С. 17-19.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
- Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
- Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
- Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Процесс становления и развития этноматематики в зарубежной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 53-57.
- Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
- Рзаев М.Т. Решение математических задач как способ систематизации знаний у учащихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 86-89.
- Стельмах Я.Г. Формирование профессиональной математической компетентности студентов - будущих инженеров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 21 с.
- Cтельмах Я.Г. Активизация исследовательской деятельности студентов при изучении математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21) С. 166-173.
- Иванова Н.А. Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 70-72.
- Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
- Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.
- Стельмах Я.Г. Прогностический потенциал как условие успешной профессиональной деятельности будущего инженера-электроэнергетика // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», № 3 (13). 2010. С. 171-178.
- Аниськин В.Н., Кочетова Н.Г. Формирование семиотической компетентности будущего специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 8-14.
Дополнительные файлы
