Подготовка будущих учителей к работе с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации
- Авторы: Кондаурова И.К.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 5, № 1 (2016)
- Страницы: 167-171
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22046
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20161308
- ID: 22046
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предложен авторский подход к проектированию и реализации профессионально-методической подготовки будущих учителей математики к работе с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в контексте требований Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, ряда других нормативных документов. Обозначены цели изучения, планируемые результаты и примерное содержание раздела «Методика обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья» дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями». Структура содержания раздела представлена тремя модулями. Первый связан с изучением психолого-педагогических аспектов и нормативно-документального обеспечения обучения, воспитания и развития учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Второй модуль включает в себя общие вопросы методики обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. В третьем модуле представлены частные вопросы методики обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. В заключение статьи приведены рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей математики в контексте изучаемого методического материала.
Полный текст
Актуальность затронутой в статье темы обусловлена повышенным вниманием государства к детям с ограниченными возможностями здоровья, что нашло отражение в ряде нормативных документов: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, проекте Концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. … В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов» [1]. Документом была предусмотрена разработка и принятие государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента РФ 1 июня 2012 года № 761) признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи [2]:
– законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
– обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
– внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Одной из основных мер государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Национальной стратегии [2] обозначена организация системы подготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования с использованием их богатого научно-практического потенциала.
Несомненно, для того чтобы каждый проблемный ребенок в процессе обучения математике получил тот вид и объем педагогической помощи, в котором он нуждается, необходима специальная подготовка педагогических кадров [3, 4]. Во-первых, владеющих междисциплинарными знаниями о психолого-педагогических и организационных особенностях процессов обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, особенностях реализации инклюзивного (интегрированного) образования [5–12]; о трудностях в обучении математике, которые возникают у детей с ОВЗ под влиянием внутренних и внешних факторов на различных этапах взросления, во-вторых, способных с опорой на современные педагогические методики осуществлять своевременную диагностику, профилактику и коррекцию математического развития учащихся. Центральным звеном такой подготовки в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» является раздел дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями», посвященный обучению математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ОВЗ.
Общая трудоемкость дисциплины «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (из них 108 часов (3 зачетных единицы) отводится на изучение раздела «Методика обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья»). Приведем примерное содержание раздела.
Модуль 1. Психолого-педагогические аспекты и нормативно-документальное обеспечение обучения, воспитания и развития учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Характеристика состояния здоровья детского населения на современном этапе развития человеческой цивилизации. Разные подходы к классификации детей, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Неоднородность состава группы детей с ОВЗ. Современные тенденции в изменении состава детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическая диагностика особых образовательных потребностей у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Коррекционно-развивающее и компенсирующее обучение детей с трудностями в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации: основные понятия и нормативно-документальное обеспечение.
Инклюзивное (интегрированное) образование учащихся с ОВЗ: основные понятия, нормативно-документальное обеспечение, проблемы и перспективы внедрения.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). Дифференциация ФГОС для обучающихся с ОВЗ (четыре базовых варианта). Варианты требований стандарта, предусмотренные для каждой категории обучающихся с ОВЗ. Адаптированные основные образовательные программы общего образования для обучающихся с ОВЗ.
Модуль 2. Общие вопросы методики обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Цели и принципы обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Специфика усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Содержание математического образования учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Примерные адаптированные образовательные программы общего образования для обучающихся с ОВЗ, учебный план, индивидуальный учебный план, образовательный маршрут, индивидуальный образовательный маршрут. Учебники, учебные пособия, иная учебная литература для учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Методы и технологии обучения, воспитания и развития.
Планирование работы учителя математики с учащимися, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Урок как основная форма обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации. Специфика формирования математических понятий. Методика работы с правилами и алгоритмами. Обучение решению задач. Изучение теорем. Контроль знаний и умений учащихся при обучении математике.
Воспитание и развитие учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, при обучении математике.
Внеурочная коррекционно-развивающая работа по математике с обучающимися с ОВЗ. Дистанционная поддержка математического образования детей с ОВЗ.
Модуль 3. Частные вопросы методики обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
Обучение на уроках математики учащихся 5–6 классов, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Избранные вопросы методики обучения алгебре учащихся 7–9 классов, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
Избранные вопросы методики обучения геометрии учащихся 7–9 классов, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
При изучении раздела «Методика обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрено выполнение контрольной работы «Методическая разработка одной из тем школьного курса математики для учащихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». В контрольной работе должны быть (в произвольной последовательности) освещены следующие вопросы.
- Анализ рабочей программы, учебников и учебных пособий для учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации.
- Пропедевтика изучения темы.
- Методика введения математических понятий.
- Работа над алгоритмами, правилами, теоремами.
- Методика обучения учащихся решению задач.
- Диагностика результативности изучения темы.
- Организация изучения темы (тематический план, планы-конспекты уроков) с учетом возрастных (познавательных, гендерных, психосоциальных и других особенностей развития детей с ОВЗ). Подготовка дидактических материалов (в том числе карточек для коррекции знаний).
- Использование при изучении темы средств наглядности, технических средств обучения, современных образовательных технологий (включая информационные), а также цифровых образовательных ресурсов.
- Воспитание и развитие учащихся при изучении темы.
- Внеурочная работа.
Одна из наиболее эффективных форм обучения будущих учителей – деловая игра [13–18]. В качестве примера приведем игру «Урок математики для учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации».
Оборудование: программы, учебники, учебные пособия.
Предварительные задания
- Ознакомиться с материалами по теме урока (программа, учебники, пособия для учителя и учащихся и тп.).
- Составить список литературы, используемой учителем к данному уроку.
- Продумать вопросы, которые учащиеся могут задать учителю.
- Оформить в рабочей тетради возможные записи учителя и учащихся на доске и в тетрадях.
- Изготовить наглядные пособия к проигрываемому уроку.
- Один студент, выступающий в роли учителя на уроке, составляет план-конспект урока, подбирает систему упражнений, выполняемых на уроке и предназначенных для домашнего задания.
Содержание занятия
- Проведение коррекционно-развивающего урока на тему, избранную «учителем»-студентом, и изучение нового материала «учениками»-остальными студентами (два человека выделяются из группы для проведения анлиза урока).
- Обсуждение урока в соответствии со схемой его анализа и выполнением предварительных заданий студентами.
- Выявление коррекционно-развивающих возможностей урока (актуальных и потенциальных). Степень их реализации на практике.
После изучения раздела «Методика обучения математике учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья» будущим бакалаврам педагогического образования предлагается выполнить курсовую работу на одну из предложенных ниже тем [19–21].
- Перспективы внедрения инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в России.
- Сравнительный анализ методики обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом.
- Гендерный подход к обучению математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Урок математики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Основные формы изучения нового математического материала детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Закрепление знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья при изучении математики.
- Повторение, обобщение и систематизация математических знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Контроль и коррекция знаний по математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Инновационные технологии в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Региональный опыт обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторах
Инесса Константиновна Кондаурова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: i.k.kondaurova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания
Россия, СаратовСписок литературы
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http://минобрнауки.рф /documents/1450.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы // http://base.garant.ru/70183566.
- Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.
- Емельянова Т.В. Теоретические вопросы формирования правовой компетентности будущих педагогов инклюзивного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 15-18.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
- Синявская А.А. Понятие «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» в современных психолого-педагогических исследованиях // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 28-31.
- Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46.
- Яковлева Е.Л. Другие как предпосылка формирования инклюзивного пространства и образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 15-18.
- Бурмистрова О.В. Профессиональная подготовка студентов-логопедов в условиях осуществления инклюзивного образования // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 37-39.
- Яковлева Е.Л. Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 26-29.
- Емельянова Т.В. Компетентностный «портрет» будущего педагога инклюзивного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 13-17.
- Яковлева Е.Л. Опыт философского осмысления инклюзивного человека // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 12-15.
- Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 56-57.
- Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.
- Котова С.А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 65-69.
- Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.
- Одарич И.Н. Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 строительство по формированию профессиональных компетенций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 95-101.
- Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 120-123.
- Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-64.
Дополнительные файлы
