University students’ creative activity development as a pedagogical problem

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The author of the paper considers the problem of university students’ creative activity development as an urgent social and pedagogical problem. Much attention is paid to the role of the concepts «creation» and «activity» that has equal meanings for the concept «creative activity». Creativity is regarded as a form of productive activity and autonomy of a person; creativity and innovation relationship is focused on. It is proved that human activity as a vitality sign is a prerequisite and the result of human development. It is alleged that a person gains experience activities on reproductive and imitative activity level referring to the experience of another person; takes tasks and seeks ways of performing on search and performing activity level; sets tasks and chooses new, unconventional, original ways of performing on creative activity level. The author proves that university students’ creative activity is the quality of an individual’s activity. The paper also contains characteristics of university student’s creative activity, forms, methods and means of university students’ creative activity development and some examples of the design studio work at Arts and Service Department. The efficiency of the design studio is proved and the principles of university students’ creative activity development, realized in the design studio, are noted.

Full Text

Среди реалий современного российского общества важное место занимают инновационные процессы во всех его сферах. Осуществление таких процессов требует не только специальной профессиональной подготовки человека к деятельности в той или иной области науки, техники, производства, но и формирования личности, готовой как эффективно осваивать, так и продуцировать новое знание, осуществлять творческий подход к своей жизни и деятельности. Тем самым сегодня особое значение приобретает проблема воспитания творческой личности, развития творческой активности человека, что предполагает вхождение человека в мир творчества, формирование у него способности к преобразованию действительности, к творческому поиску чего-то нового, не бывшего ранее.

Проблема формирования творческой активности – это далеко не новая научная проблема. Данное понятие уже приобрело статус междисциплинарной категории и разрабатывается как психологами, так и педагогами. Д.Б. Богоявленская [1], А.В. Брушлинский [2], Л.С. Выготский [3], Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская [4], А.Н. Лук [5], А.М. Матюшкин [6], Я.А. Пономарев [7], С.Л. Рубинштейн [8], М.Г. Якобсон [9]; В.И. Андреев [10], И.П. Волков [11], В.И. Загвязинский [12], Г.И. Щукина [13] и другие известные ученые в разной мере уделяли внимание проблеме творчества в целом и творческой активности личности в частности. Обращение к научной периодике последних лет показывает, что данная проблема остается в центре внимания современных исследователей. Заметим, что при изучении творческой активности мы сконцентрировали внимание на творческой активности студентов вузов. Данной проблеме посвящены статьи С.М. Варнавских [14], Н.К. Джамирзе [15], Л.В. Ивановой [16], О.Л. Раковской [17], В.П. Строкова [18], Н.В. Тальтевской [19], Б.К. Укуевой [20], Н.В. Филисюк [21], И.В. Фуфаева [22] и др.

Смысловую нагрузку в понятии «творческая активность» в равной мере несут и понятие «творчество» и понятие «активность».

Обращение к научной литературе показывает, что творчество представляет собой продуктивную форму активности и самостоятельности человека. Результатом творчества «являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д.» [23, с. 421].

Культура, наука, искусство, человеческая цивилизация в целом – все создано творчеством. Повседневный труд также предполагает творчество. Именно в творческом подходе к труду естественно, полноценно выражаются человеческие возможности.

В классическом понимании учеными творчества делается акцент на взаимосвязи творчества и новизны – творчество предполагает создание нового. Так, по утверждению С.Л. Рубинштейна, творчество есть «деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.» [8, с. 67].

Активность личности предполагает «инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и на себя» [23, с. 16]. Активность человека, как проявление его жизненных сил, является как предпосылкой, так и результатом его развития. Деятельность, которую осуществляет человек, априори активизирует его физические и духовные силы. Иными словами, деятельность и активность предполагают друг друга. Активность человека выражается через трудовую, интеллектуальную, социальную и другие виды деятельности.

Особый интерес в контексте проблемы творческой активности личности представляют уровни активности, выделенные Г.И. Щукиной. Это репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительская активность, творческая активность [13].

Данные уровни активности выделяются ученым применительно к школьникам, но мы полагаем, что такие уровни могут быть отнесены и к студентам вуза.

На репродуктивно-подражательном уровне активности человек накапливает опыт деятельности, обращаясь к опыту другого человека; на поисково-исполнительском – принимает задачу и самостоятельно ищет пути ее выполнения; на творческом – человек сам ставит задачу и избирает новые, нешаблонные, оригинальные пути ее решения.

По утверждению В.И. Андреева, творческая активность в широком смысле слова – «это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств, – с другой» [10, с. 113].

Н.В. Тельтевская понимает творческую активность как «состояние личности, которое характеризуется стремлением к получению новых знаний и способов деятельности, интеллектуальному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе этой деятельности» [19, с. 302].

Важным в решении проблемы развития творческой активности студентов вуза является понимание того факта, что творчеству нельзя научить. Подлинное творчество не может быть представлено в виде образцов продуктов деятельности, оно несет в себе новизну и дает свободу для самовыражения личности. Говоря словами Я.А. Пономарева, творчество «заключается не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию» [7, с. 10].

В.П. Строков, раскрывая сущность творческой активности с позиции процессуально-деятельностного подхода в обучении, акцентирует внимание на положении о том, что творчески изменяя окружающий мир, студент внутренне меняется, меняются его сознание, мышление, потребности, мотивы. «В данном смысле творческая активность, – пишет В.П. Строков, – выступает как свойство личности, в котором проявляется индивидуальность студента и которое всегда связано со склонностями, интересами и непременно определяется потребностями обучаемого в том или ином виде деятельности [18, с. 69].

Переход студента на уровень творческой активности – показатель его личностного развития, становления его как субъекта, способного продуцировать новое как в условиях повседневной жизни, так и в условиях будущей профессиональной деятельности.

Творческой активности студента присущ индивидуальный характер. Творческая активность не сводится нами к напряжению интеллектуальных и физических сил студента, мы понимаем ее как качество деятельности личности, проявляемое в отношении студента к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к успешному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели деятельности.

Стремление глубоко проникать в сущность явлений и их взаимосвязей, находя новые способы такого проникновения; применять имеющиеся знания в новой ситуации, то есть переносить знания и способы деятельности в условия, которые до сих пор студенту не были известны; искать и находить новые знания – все это характеристики творческой активности студента вуза.

В качестве значимого фактора развития творческой активности студентов в процессе обучения в вузе ученые рассматривают оптимальный выбор форм, методов и средств, благодаря которым, как утверждает Н.В. Тельтевская, учебная деятельность «приобретает творческий характер, в ходе которой студент не только усваивает знания и способы их получения, но и сам создает новые знания и приобретает новый опыт, что является личностно значимым и действенным источником развития творческих способностей» [19, с. 304]. В качестве средств развития творческой активности студентов автор предлагает использовать различные виды творческих работ (информационно-реферативные, проблемные, натуралистические, исследовательские), а также социально-психологические тренинги и ролевые игры с предварительной психологической диагностикой обучающихся и последующей рефлексией.

И.В. Фуфаев полагает, что эффективными средствами развития творческой активности студентов являются средства ТРИЗ-педагогики. Это, прежде всего, «генетический анализ, алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС), комплекс методов развития воображения» [22, с. 213].

О.Л. Раковская в качестве эффективной формы развития творческой активности студентов рассматривает учебный проект. По утверждению автора, подлинный учебный проект «начинается с организации педагогом ситуации, в которой у студента появляется вопрос, который возникает в сознании студента и, несмотря на все его усилия, не оставляет его в покое и заставляет самоопределяться в проблемном поле его возможного решения» [17, с. 310]. Ученый предлагает систематизировать этапы проектной деятельности, учитывая тот факт, что творческая активность по своей сути не может быть заключена ни в какие структурные рамки. В данном аспекте необходимо учитывать особенности организации работы студентов в логике учебного проекта, способствующие формированию интеллекта и развитию творческой активности. Принципами создания и развития образовательной творческой среды в процессе работы над учебным проектом, по утверждению О.Л. Раковской являются принципы научности, деятельности, проблемности, интеграции знаний, конструктивного и совместного взаимодействия преподавателя и студентов, единства учебной и научно-исследовательской работы [17, с. 310–311].

Покажем на конкретном примере, каким образом возможно развитие творческой активности студентов в вузе. Речь пойдет о студентах факультета искусств и сервиса.

Анализ научной литературы показывает, что проблеме формирования творческой активности студентов дизайнеров исследователями уделяется достаточно много внимания. Так, например, С.С. Горбачева и Н.Г. Чупис ведут речь о формировании творческой активности студентов-дизайнеров в процессе самостоятельной подготовки [24]; Н.А. Саблина рассматривает особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров [25]. Данной проблеме посвящены и работы И.С. Искра [26], Ж.О. Небесаевой [27], Н.С. Стерховой и Н.В. Чигиревой [28], С.В. Фроловой [29] и др.

Мы в качестве формы развития творческой активности студентов предлагаем проектную студию, как инновационную форму организации обучения в вузе, имеющую большой потенциал с точки зрения подготовки нового поколения творческих, компетентных, конкурентоспособных специалистов. Являясь проектно-организационной формой деятельности, проектная студия представляет собой интегрированный компонент учебного процесса, когда обучение осуществляется через целесообразную деятельность студента на основе его личной заинтересованности в конкретном знании.

Развитие творческой активности студентов в рамках проектной студии способствует формированию у них устойчивого интереса к творчеству, пониманию структуры и содержания творческого процесса, повышению уровня инновационной активности и самостоятельности. Студенты, являясь участниками творческого процесса, становятся полноправными субъектами творческой деятельности, способными создавать новое, творить. Происходит становление студента как свободной творческой личности.

Отметим, что проектная студия не тождественна проектному обучению. Основным отличием является то, что запрос на проект в рамках проектной студии должен быть заказом внешней стороны, а заказчики реально вовлекаются в учебный процесс.

Проектную студию как форму развития творческой активности студентов характеризуют следующие положения:

  1. Направленность на реальный результат, отвечающий требованиям классических проектов: общая идея, уникальность, работа в творческой группе, целеустремленность, длительность не менее одного семестра.
  2. Интегральный междисциплинарный характер, позволяющий использовать знания, полученные в рамках различных дисциплин, для решения конкретных, не оторванных от жизни проблем.
  3. Предоставление студенту свободы выбора в конструировании собственных знаний с последующим использованием их творческого потенциала. Формат проектной студии обеспечивает относительно автономный характер работы студентов в рамках выполнения проектов, что предоставляет возможности для инициативы и самостоятельности участников.
  4. Командная работа студентов на протяжении всего курса. В процессе работы в течение семестра осуществляется сопровождение деятельности проектных групп, их консультирование и вовлечение во взаимодействие с практиками. Дополнительной мотивацией в работе является использование принципа соревнования, где важны критерии оценивания работ проектных команд и отдельных участников курса. Защита проекта происходит публично в виде командной презентации. В зависимости от содержания и сложности проектов оцениваться могут различные аспекты, обуславливающие конечный результат. Общая интегральная оценка дополняется конкретными комментариями по каждому из проектов со стороны экспертов, оценивающих их во время защиты. Такой способ обратной связи позволяет сравнивать не только достижения команд, но учитывать рекомендации для улучшения конечного продукта.

Работа проектной студии предполагает:

  1. Тренинги по управлению проектами, направленные на развитие навыков по планированию проектов, распределение ролей, организацию внутренней и внешней коммуникации, помощь в написании бизнес-планов, корректировку концепции, цели и задач проекта.
  2. Тематические семинары и мини-презентации с приглашением внешних участников и экспертов.
  3. Кейс-задания, основанные на анализе успешного опыта проектных групп предыдущих студий, с помощью которого студенты могут ознакомиться с ожидаемым конечным результатом, оценить предполагаемые объемы и этапы предстоящих работ по проекту, оценить факторы успеха и потенциальные сложности в работе.
  4. Самостоятельная работа студентов, состоящая в изучении методических, научных и информационных материалов, связанных с тематикой проекта, и в подготовке и оформлении отчетов и презентаций результатов проекта.
  5. Защита результатов перед группой экспертов.

В качестве примеров работы проектной студии на факультете искусств и сервиса МАГУ назовем дизайн-проект «Инсталляция в городской среде с применением пластических форм», заказчиком которого является Министерство социально-экономического развития Мурманской области; дизайн-проект многофункционального комплекса вдоль трассы Мурманск – Рованиеми «Дорога к Санта-Клаусу», заказчиком является международный проект «Kolarctic»; создание малого инновационного предприятия по изготовлению свадебных украшений «Букет желаний», заказчик – международный проект «Kolarctic».

В работе проектной студии реализуются такие, предлагаемые В.П. Строковым принципы развития творческой активности студентов, как принцип целеполагания, заключающийся в конкретизации целей каждого задания и создании ситуаций интереса в деятельности; принцип доступности, выражающийся в составлении и применении заданий, требующих от студентов практической деятельности различного характера (от репродуктивного до творческого); принцип индивидуализации, предполагающий применение различных форм организации работы над заданием и выражающийся в коллективной, групповой и индивидуальной деятельности [18, с. 70]. Реализация принципа целеполагания, например, предполагает конкретизацию целей каждого этапа выполнения проекта и создание ситуаций интереса в деятельности направленной на реальный результат.

Проектная студия как форма развития творческой активности студентов становится важным элементом обеспечения качества взаимодействия вуза и бизнеса в ходе реализации значимых проектов.

В заключении скажем, что развитие творческой активности студента вуза позволяет готовить специалиста, у которого присутствует устойчивый интерес к творчеству как продуцированию нового, который понимает структуру творческого процесса и умеет творчески использовать усвоенные знания в самых разнообразных ситуациях. Это специалист нового типа, способный жить и творить в постоянно меняющихся условиях современного мира.

×

About the authors

Elena Rudolfovna Statsenko

Murmansk Arctic State University

Author for correspondence.
Email: lenok255577@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Arts and Service

Russian Federation, Murmansk

References

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М., 1991. 93 с.
  4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1978. 167 с.
  5. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
  6. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 153 с.
  7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  9. Якобсон М.Г. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 43 с.
  10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1998. 318 с.
  11. Волков И.П. Учим творчеству: педагогический практикум. М.: Педагогика, 1987. 426 с.
  12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  14. Варнавских С.М. Формирование творческой активности студентов в процесс вузовского образования // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 121-125.
  15. Джамирзе Н.К. Творческая активность как условие саморазвития студентов в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 85-87.
  16. Иванова Л.В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12-2. С. 68-74.
  17. Раковская О.Л. Педагогические условия развития творческой активности студентов в рамках учебного процесса // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 30. С. 308-313.
  18. Строков В.П. Дидактические основы развития творческой личности студента // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 67-70.
  19. Тельтевская Н.В. Психолого-педагогические факторы развития творческой активности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 301-306.
  20. Укуева Б.К. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3(8). С. 132-135.
  21. Филисюк Н.В. К вопросу о повышение творческой активности студентов в процессе обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 131-132.
  22. Фуфаев И.В. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 6. С. 208-215.
  23. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 576 с.
  24. Горбачева С.С., Чупис Н.Г. К вопросу о формировании творческой активности студентов-дизайнеров в процессе самостоятельной подготовки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 12-18.
  25. Саблина Н.А. Особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 64-66.
  26. Искра И.С. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров как инновационная психолого-педагогическая проблема // Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 19-21.
  27. Небесаева Ж.О. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 2(28). С. 14-17.
  28. Стерхова Н.С., Чигирева Н.В. Особенности развития творческой активности у студентов дизайнеров // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 1(6). С. 132-136.
  29. Фролова С.В. Развитие творческой активности студентов дизайнеров // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-2. С. 185-186.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Statsenko E.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies