Математическая подготовка будущих инженеров химической отрасли как важный фактор их профессионального становления
- Авторы: Ран Н.А.1, Николаева Ж.В.1
-
Учреждения:
- Филиал Самарского государственного технического университета в г. Новокуйбышевске
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 238-241
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21839
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762309
- ID: 21839
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье показаны пути решения проблемы эффективной математической подготовки будущих инженеров химической отрасли, относящейся к числу базовых отраслей экономики Самарской области. Актуализируется проблема заинтересованности нефтехимических предприятий в инженерах, обладающих не только достаточным объемом общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески реагировать на запросы динамично изменяющейся практики; способностью решать весь спектр производственных задач. Отмечено, что высокий уровень профессиональной компетентности инженера химической отрасли в значительной степени определяется уровнем его математических знаний. Охарактеризованы особенности применения интегрального и дифференциального исчисления при решении химических задач на примерах задач по физической химии. Предполагается и доказывается, что оптимизация учебного процесса и реализация профессиональной направленности математической подготовки в техническом вузе в условиях дефицита времени может быть достигнута за счет таких факторов, как: непрерывная математическая подготовка; модификация учебно-методического обеспечения; повышение квалификации педагогических кадров; обеспечение оптимально структурированного содержания математических дисциплин путем интенсификации применения практико-ориентированных задач; обеспечение мотивации самостоятельного изучения студентами технического вуза математических дисциплин; применение критериально-диагностических методик сформированности математической компетентности студентов.
Ключевые слова
Полный текст
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач высшего технического образования, с решением которой связан интенсивный путь развития производства, является повышение качества образования, подготовка грамотных, конкурентоспособных инженерных кадров.
Химическая и нефтехимическая промышленность относится к числу базовых отраслей экономики Самарской области. По объему годового производства она занимает 2-е место в отраслевой структуре промышленности региона. Предприятиями комплекса выпускается 20% российского производства синтетического аммиака и синтетических каучуков, 10% метанола, 5% синтетических смол и пластических масс и химических средств защиты растений. Основной продукцией самарских нефтеперерабатывающих заводов являются автомобильные бензины, керосин, дизельное топливо (летнее и зимнее), топочный мазут [1]. Это такие крупные предприятия, как «ТольяттиАзот», ЗАО «Нефтехимия», ОАО «Синтез-каучук», ПАО «Куйбышевазот», ЗАО «Чапаевский завод химических удобрений», АО «Углерод», Новокуйбышевский завод масел и присадок, Новокуйбышевский опытный завод органического синтеза и другие. Производство таких нефтепродуктов, как автомобильный бензин, топочный мазут, дизельное топливо в общероссийском масштабе составляет 10–12% (Самарский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ) [2].
Таким образом, химические предприятия области заинтересованы в инженерах, обладающих не только достаточным объемом общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески реагировать на запросы динамично изменяющейся практики; способностью решать весь спектр производственных задач. Высокий уровень профессиональной компетентности инженера химической отрасли в значительной степени определяется уровнем его математических знаний [3].
Цель данного исследования – теоретическое обоснование и выявление эффективных технологий математической подготовки будущих инженеров химической отрасли.
В техническом вузе фундаментальные естественнонаучные знания должны рассматриваться в контексте их профессиональной направленности с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает проблема выделения из растущего объема математических знаний именно тех его составляющих, которые будут нужны конкретному специалисту. Будущего инженера химической отрасли необходимо научить применять математический аппарат к решению специфических профессиональных задач, отражающих региональные особенности отрасли.
В то же время необходимость повышения качества подготовки специалиста осложняется дефицитом учебного времени и несовершенством форм и методов обучения, что ставит задачу разработки эффективных технологий обучения, учитывающих условия и ограничения реального процесса обучения в современном техническом вузе [4].
Базовый курс высшей математики, изучаемый в высших технических учебных заведениях, практически полностью опирается на классический математический анализ, за исключением элементов линейной алгебры и аналитической геометрии, изучаемой в первом семестре.
Задача практического смысла сочетает учебную деятельность и научный поиск, особенно если содержание задачи касается вопросов будущей профессиональной деятельности студентов или использует в качестве наводящих соображений знания из этой сферы. Тем самым способствует формированию математической и инженерной интуиции, изобретательности, формирует логическое мышление.
Например, при решении задач по химии широко применяются интегральное и дифференциальное исчисления, в особенности дифференциальные уравнения. Один из разделов химии – физическая химия – тесно взаимосвязан с математикой. Решение задач по физической химии, как правило, вызывает у студентов большие затруднения. Рассмотрим применение основ математического анализа на примере задачи по физической химии [5].
Задача 1
Жидкий тетрахлорметан (вещество k) переводится из начального состояния с температурой Т₀ = 298 К и давлением p₀ = 1 атм в конечное с температурой T = 380 К и давлением p = 30 атм. В начальном состоянии мольный объем v⁰k(T₀, p₀) = 9,71∙10⁻⁵ м³/моль, мольная изобарная теплоемкость с⁰pˏk (T₀, p₀) = 131,7 изотермической сжимаемости β⁰k (T₀, p₀) = 9,9∙10⁻¹⁰ Па⁻¹. Полагая, что Дж/(моль∙К), коэффициент изобарной расширяемости α⁰k(T₀, p₀) = 3,08∙10⁻³ К⁻¹, коэффициент мольной изобарной теплоемкости, коэффициенты изобарной расширяемости и изотермической сжимаемости данного вещества остаются постоянными при этом переходе, вычислить изменение мольной энтропии ∆S⁰k.
Решение
Изменение любого мольного свойства ek⁰ (T, p) чистого вещества k в рамках одного и того же агрегатного состояния описывается дифференциальным уравнением вида
(1)
В частности, для мольной энтропии имеем
(2)
Учитывая что
, (3)
и, принимая во внимание дифференциальное соотношение взаимности
, (4)
а также выражение для коэффициента изобарической расширяемости
, (5)
получаем
. (6)
Интегрирование этого уравнения дает:
. (7)
Зависимость мольного объема от температуры и давления может быть найдена по уравнению
, (8)
которое с учетом коэффициента изобарного расширения
(9)
и коэффициента изотермической сжимаемости
(10)
преобразуется к виду
. (11)
Интегрируя это уравнение при условии и , получаем
(12)
Подстановка этого выражения в (7) и интегрирование полученного уравнения при условии приводят к следующему окончательному результату:
(13)
Ответ: = 30,895 Дж/(моль∙К).
Приведенная задача по физической химии подтвердила важность непрерывной математической подготовки будущих инженеров химической отрасли на всем протяжении обучения в вузе. В целях эффективной математической подготовки как важного фактора профессионального становления необходимо умение студентов решать практико-ориентированные задачи по математике [6]. Для этого необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по химии в области математики, а преподавателей математики в области химии.
В филиале ФГБОУ ВО «СамГТУ» в г. Новокуйбышевск ведется подготовка будущих инженеров по направлению 18.03.01 «Химическая технология» по заочной форме обучения [7]. При данной форме обучения огромную роль играет необходимость мотивации студентов к самостоятельному изучению математических дисциплин. Среди причин снижения мотивации к изучению математики в вузе были выявлены следующие: перегруженность образовательных программ, устаревшее содержание; отсутствие учебных программ, соответствующих потребностям будущих специалистов в математических знаниях и уровню подготовки обучающихся; качественный состав преподавателей. А одной из задач развития математического образования, названных в Концепции, является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях и преодоление индивидуальных трудностей студентов на основе диагностики, что будет способствовать повышению их мотивации к изучению математики в вузе [8].
Таким образом, оптимизация учебного процесса и реализация профессиональной направленности математической подготовки в условиях дефицита времени может быть достигнута за счет следующих факторов:
- непрерывной математической подготовки;
- модификации учебно-методического обеспечения с направленностью на профессиональную деятельность;
- повышения квалификации педагогических кадров;
- обеспечения оптимально структурированного содержания математических дисциплин (практико-ориентированные задачи);
- обеспечения мотивации самостоятельного изучения математических дисциплин; - применения критериально-диагностических методик диагностики сформированности математической компетентности студентов.
Об авторах
Наталья Алексеевна Ран
Филиал Самарского государственного технического университета в г. Новокуйбышевске
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalirahn@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики, электротехники и автоматизации технологических процессов
РоссияЖанна Валериевна Николаева
Филиал Самарского государственного технического университета в г. Новокуйбышевске
Email: ahmerkina@mail.ru
кандидат химических наук, преподаватель кафедры химии и химической технологии
РоссияСписок литературы
- Самарская область [Электронный ресурс] // http://spb-venchur.ru/regions/78.
- Самарская область - промышленность и предприятия Самарской области [Электронный ресурс] // http://metaprom.ru/regions/samarskaya-obl.html.
- Загитова Л.Р. Математическая подготовка будущих инженеров в вузах нефтяного профиля на основе компетентностного подхода: автореферат диссертации … кандидата пед. наук: 13.00.08. Казань, 2014. 24 с.
- Ахметханова Е.М. Профессионально ориентированная математическая подготовка в отраслевом вузе с использованием компьютерных технологий: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2014. 195 с.
- Булатов Н.К. Физическая химия. Опыт решения задач на российских студенческих олимпиадах: учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 80 с.
- Бутакова С.М. Математическая подготовка студентов вуза в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. - https://science-education.ru/ru/article/view?id=9593.
- ФГОС ВО по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология» [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/180301.pdf.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // - http://минобрнауки.рф/документы/3894.
Дополнительные файлы
