Students’ professional identity development through a sense-making activity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The authors of the paper have identified key challenges that make the process of students’ professional identity development difficult in modern society. The research is based on the study of needs of society, regulatory framework, as well as the authors’ own teaching experience. The authors found controversies that led to the scientific problem of students’ professional identity development through a sense-making activity. The paper contains an extensive theoretical basis that helps to identify the essence of students’ sense-making activity as a psychological and pedagogical problem. The authors analyze recent researches related to students’ semantic education development. They develop and illustrate the structure of students’ sense-making activity, which includes the following substantial components: identity, cognitive, motivational-semantic and value-regulatory components. The components of the developed structure perform determination and regulation functions of professional activities, development, self-development and self-identity as the basis for students’ professional identity development. The paper contains criteria for sense-making activity structure assessment: passion, professional activities; breadth of interests; professional identity; self-conscious and finding the meanings of professional activity in the system of life goals, plans and programs. The authors formulate pedagogical conditions promoting effective professional identity development of university students through a sense-making activity.

Full Text

Проблема развития профессионального самоопределения обучающихся является предметом многих научных изысканий. Вместе с тем, как показывают наши исследования [1; 2], она не в полной мере осознана как нормированный процесс организации творческого продуктивного взаимодействия обучающегося с целью развития его потребностей и способностей [3, с. 193-194]. Эти смыслосодержательные характеристики относятся к тем мировоззренческим вопросам, ответы на которые до сих пор не обоснованы в полной мере. Поэтому на каждом новом этапе развития общества и государства эти вопросы требуют поиска неординарных решений.

Ключевые посылы для формулировки такого рода решений определены, прежде всего, социальным заказом общества и зафиксированы на законодательном уровне. Так, в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается широкий позитивный потенциал молодежи: мобильность, инициативность, восприимчивость к инновационным изменениям, новым технологиям, способность противодействовать современным вызовам. Вместе с тем, определены и ключевые проблемы, затрудняющие процесс развития профессионального самоопределения обучающихся [4]:

- около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления;

- происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

- у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления;

- вызывает опасение тенденция «потери человеческого капитала», так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития нашей страны и др.

В этой связи ключевыми задачами в сфере высшего образования, как отмечается в данном документе, является сегодня обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитие потенциала, а также поддержка социальной активности молодежи.

Определяя пути решения данных задач и анализируя исходя из теоретического анализа и собственного практического опыта проблему развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности в теории и практике высшего образования, нами выявлены следующие противоречия между:

а) объективными потребностями современного общества в кадрах с высоким уровнем профессиональной ответственности, активности и творческой инициативы, высокой степенью осознания ценностного смысла профессиональной деятельности и сложившейся «знаниевой» моделью профессиональной подготовки студентов, не учитывающей формирование личностного смысла профессиональной деятельности будущих специалистов;

б) необходимостью организации процесса подготовки студентов как субъектов образовательной деятельности, высшей формой проявления которой выступает личностный смысл, и отсутствием концептуальных основ его развития;

в) назревшей в системе образования необходимостью развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности и отсутствием соответствующих организационно-педагогических условий ее реализации в онтологически ориентированной образовательной практике.

Исходя из этого, эпицентром выявления возникших противоречий, концептуальной базой исследования явилась смыслообразовательная деятельность как основа профессионального самоопределения студента.

Системообразующим понятием смыслообразовательной деятельности является феномен смысла, который на протяжении продолжительного периода времени продолжает оставаться в центре внимания многих ученых: в фундаментальных трудах отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.Н. Ильин, В.В. Розанов, С.Л. Франк, B.C. Соловьев) и психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, В.В. Столин, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, К.В. Субботский, Е.Ю. Артемьева, Е.И. Головаха, В.Е. Каган и др.), а также в работах крупнейших представителей западной гуманистической психологии (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдегер, К. Роджерс, В. Франкл).

Актуальной и значимой в наши дни является проблема взаимодействия и взаимовлияния личностного смысла и процесса развития человека как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская [5], Б. Бойл [6], Дж. Брунер [7], А.В. Брушлинский [8], А.В. Петровский [9] и др.). Развитие личности специалиста в процессе профессиональной деятельности, ее эффективность в разные периоды жизни человека рассматривались в работах Б.Г. Ананьева [10], К.Я. Вазиной [11], Е.А. Климова [12] и др.

Ценность для нашего исследования представляют работы, связанные с изучением: смысловой динамики в профессиональном самоопределении личности (Е.А. Березина [13]); смыслообразовательной деятельности в контексте сознания (самосознания) человека (В.В. Столин [14]); механизмов развития смыслов профессиональной деятельности (В.И. Панов [15]); информационно-смыслового подхода в профессиональной подготовке (Е.Н. Дмитриева [16]); смыслообразующего образования (Е.В. Бондаревская [17]); смысловых коммуникаций в учебном процессе (И.В. Абакумова [18]) и др.

Анализ данных работ показывает тесную корреляционную связь между профессиональным самоопределением и смыслообразующей деятельностью. Т.А. Марьина и К.И. Воробьева отмечают, что именно через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение студента к профессии и профессиональной деятельности. Смысловая регуляция профессиональной деятельности является системообразующим фактором, определяющим профессиональную успешность или неуспешность, движение субъекта к личностной и профессиональной самореализации либо к неудовлетворенности процессом и результатами труда, к разочарованию в выборе профессии, потере жизненных ориентиров, к моральным и эмоциональным потерям. Как верно отмечают Т.А. Марьина и К.И. Воробьева, проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека [19, с. 250].

Рассматривая развитие профессионального самоопределения студента вуза на основе смыслообразовательной деятельности, в исследовании разработана и актуализирована её структура (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Схема структуры смыслообразовательной деятельности студентов вуза

 

Компонентный состав целостной структуры смыслообразовательной деятельности личности студента, согласно проведенному исследованию, включает: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты.

Компонент самосознания включает: осознание себя, своих профессиональных и личностных качеств, своего «Я»; самопознание; социально-личностная самооценка; саморегулирование (профессиональное самосовершенствование) на основе самопознания и самооценки.

Когнитивный компонент: наличие знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности; образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией».

Мотивационно-смысловой компонент: устойчивые познавательные потребности и интересы; смыслообразующая мотивация; смысловая эмпатия; смысловая идентификация; мотивы самоактуализации.

Ценностно-регулятивный компонент: самоактуализация; познавательная активность; позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки; адекватная самооценка; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; самокоррекция.

Таким образом, в совокупности компоненты разработанной структуры смыслообразовательной деятельности студента выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой развития профессионального самоопределения обучающихся.

Оценку структуры смыслообразовательной деятельности целесообразно осуществлять по следующим критериям: увлеченность профессиональной деятельностью; широта интересов; профессиональное самосознание; осознанное и самостоятельное обретение смыслов профессиональной деятельности в системе жизненных целей, планов и программ.

Отсроченные результаты исследования показали, что структура развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности обеспечивается в процессе реализации следующих педагогических условий:

а) если смыслообразовательная деятельность рассматривается как интегративное качество личности обучающегося, включающее совокупность устойчивых функциональных связей между его структурными компонентами (компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты), обусловливающее возможность успешно осуществлять развитие профессионального самоопределения обучающихся;

б) когда психолого-педагогическое содействие обеспечивается формированием положительного отношения студентов к профессиональной деятельности посредством ее включения в сферу личностных смыслов, структурированием профессионально значимой учебной информации и дополнением содержания образования в соответствии с задачей содействия становлению профессионально значимых личностных смыслов;

в) если учитываются общие и специфические принципы, обеспечивающие цикличный и спиралевидный характер развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности.

×

About the authors

Olga Leonidovna Karpova

Ural Institute of Social Sciences and Economics (Academy of Labour and Social Relations branch)

Author for correspondence.
Email: olga.ursei@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Humanities, Natural Sciences and Mathematical Disciplines Department

Russian Federation

Albert Yakovlevich Nain

Ural State University of Physical Culture

Email: anain@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy Department

Russian Federation

References

  1. Найн А.Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. пособие для магистрантов и аспирантов. Челябинск: Уральская Академия, 2016. 68 с.
  2. Карпова О.Л., Сиюткин А.Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 27-29.
  3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен: монография. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006. 295 с.
  4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf.
  5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1989. 248 с.
  6. Бойл Б., Чарльз М. Переосмысление оценивания // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 139-150.
  7. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 2001. 392 с.
  8. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003. 272 с.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
  11. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2007. С. 21-41.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
  13. Березина Е.А. Динамика личностного смысла в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2004. 20 с.
  14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
  15. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 59-69.
  16. Дмитриева Е.Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретико-методологические основы): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. 183 с.
  17. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
  18. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: монография. М.: Илекса; Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2008. 232 с.
  19. Марьина Т.А., Воробьева К.И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 250-254.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Diagram of the structure of students' meaning-making activity

Download (56KB)

Copyright (c) 2017 Karpova O.L., Nain A.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies