Historical and logical analysis of approaches to the problem of individual subjective position formation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The following paper from the point of view of logical and historical approaches unity examines the objective conditionality of university students’ subjective position formation and development process. From the logical point of view the author actualizes the idea of developing organization forms of teaching, educational, research and professional processes as a result of resolving contradictions in the design and construction of the educational process at the university. The process of a student’s subject position formation appears to be in this case a necessary, adequate and effective tool for the removal of these contradictions. From the historical point of view the author deploys the idea of the retrospective analysis and synthesis of diverse points of view on the problem of student’s subjective position formation and development. It provides access to the so-called integration of the theory of didactic encyclopedic knowledge, formalism and pragmatism, functional materialism, the theory of operational structuring, pedagogical theory of a holistic educational process, the theory of personality development, theories of self-development, copyrighted pedagogical systems of training and education. Logical approach realizes the idea of genesis of subjective position organizational forms and systems of formation as a kind of reaction to the contradictions that arise in the system of university educational space.

Full Text

Основной целью профессионального образования является формирование компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного принимать ответственные решения, готового к непрерывному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Задачей нашего исследования является историко-логическое осмысление понятия «субъектная позиция личности» и, в частности, понятия «субъектная позиция обучающегося» в образовательном пространстве вуза с позиции новой философии образования, основу которой составляет такое важное и объективное явление, как компетентностно-ориентированное профессиональное образование, учитывающее особенности развития образовательной деятельности вуза в изменившихся социально-экономических условиях.

Ориентация нашего педагогического исследования на субъектно-ориентированный и субъектно-ролевой подходы позволяет рассматривать логико-смысловое формирование субъектной позиции обучающегося в такой педагогической реальности, как образовательное пространство вуза. Педагогический потенциал образовательного пространства актуализирует возможности интегрированного процесса учебной, учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, детерминирует единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса, процесс становления универсальных учебных действий, развитие ключевых компетенций и приращение личностного потенциала обучающихся, социальное развитие личности, динамику и качественное своеобразие развития субъектной позиции обучающегося, обусловленное его субъектной активностью. В таких условиях механизмом профессионализации и социализации выступает деятельность субъекта в разных социальных ролях, а критериями социальных ролей становятся такие компоненты профессионализации и социализации, как формирование субъектности и ролевая самоидентификация.

В процессе исследования нами сделано несколько выводов. Во-первых, «субъектная позиция» - это сложный, многофакторный, многоаспектный, многокомпонентный и многофункциональный феномен, имеющий несколько направлений проявления, становления и развития, детерминируемый разнообразными свойствами, показателями, характеристиками и делокализованный в системе научного психолого-педагогического и философского знания.

Во-вторых, обзоры зарубежных и отечественных работ по дефиниции понятия «субъектная позиция» свидетельствуют об отсутствии единого и однородного мнения по вопросу формирования и становления субъектной позиции.

В-третьих, важным обстоятельством, предопределяющим системный характер историко-логического подхода к изучению процесса формирования и становления субъектной позиции, является всесторонний и обоснованный диверсификационный анализ научного знания о развитии данного феномена, понимание и интерпретация сущности, сути, содержания научной теории, онтологической сложности выявления и описания данного феномена в континууме историко-логического знания.

Изучение истории и логики процесса формирования субъектной позиции обучающегося является актуальной задачей и имеет весомое значение, поскольку открываются возможности для целостного восприятия и осмысления таких важных понятий, как «субъектность», «субъект образовательной деятельности», «субъект профессиональной деятельности». Применение историко-логического подхода позволяет раскрыть актуальность изучаемой проблемы, объединить исторический подход (историческое развитие понятия «субъектная позиция») с логическим подходом (восприятие состояния данного понятия на современном этапе, корреляция с существующими теориями и подходами, взаимосвязи с понятиями «субъект», «личность», «субъектность»).

Основу исторического метода анализа составляет изучение реальной истории возникновения, идентификации и трансформации понятия «субъектная позиция личности» в его конкретном многообразии, выявление исторических фактов развития данного феномена и, следовательно, изучение исторического процесса логического раскрытия и закономерного развития, научное исследование данной проблемы, координирование ее с целями и задачами содержания образования в вузе.

Логический подход предусматривает рассмотрение теоретического аспекта становления субъектной позиции обучающегося и практическое проявление данного феномена во всех направлениях и точках его развития, которые были достигнуты субъектом на конкретный момент его изучения.

Основной задачей историко-логического метода становится выявление объективных закономерностей развития понятия «субъектная позиция» на всех стадиях его возникновения и трансформации, а также его последующий системный анализ с учетом многосложности, многоаспектности функционирования, закономерностей моделирования и принципов эволюционирования. Историко-логический метод анализа процесса формирования и становления субъектной позиции обучающегося выступает как единый способ синтеза исторического и логического подходов, как прием актуализации и реновации теоретических знаний, предполагает наличие генетической связи с эмпирической базой: реальные исторические факты, факты, устанавливающие особенности структуры и функционирования изучаемого понятия на всех стадиях его развития, подразумевает гипотетические характеристики актуализирующейся сущности понятия «субъектная позиция».

Возможности толкования понятия «субъектная позиция» и поиска истины реализовывались в научных изысканиях представителей философских, психологических и педагогических наук на разных этапах развития социального общества. Понятие «позиция личности» впервые было введено австрийским психологом А. Адлером [1, с. 64]. Мысль о необходимости освоения субъектной позиции обучающегося озвучил немецкий педагог А. Дистервег, который писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого ценой собственных усилий, собственным напряжением, собственной деятельностью» [2, с. 164]. Р. Декарт видел главную точку опоры в самосознании человека [3, с. 116]. Л.А. Фейербах считал, что в жизни человеку приходится, иногда даже против воли, сочетать исполнение долга с личностными возможностями, и это вполне может сопровождаться ощущением удовлетворения и счастья [4, с. 413]. Психоаналитик З. Фрейд утверждал, что во внутреннем мире человека огромную роль играют подсознательные процессы, которые могут руководить деятельностью человека [5, с. 389]. По мнению Э. Фромма, главную задачу своей жизнедеятельности человек реализует в соответствии со своей индивидуальностью и сообразно цели - «достижение универсальности», при этом особый акцент Э. Фромм делает на «внутренней активности, продуктивном использовании своих человеческих потенций» [6, с. 447].

В конце XIX - начале ХХ века в работах отечественных педагогов и психологов впервые появляются идеи становления внутренней позиции человека, в которых представлено новое понимание человека и как объекта воспитания, и как субъекта (личности), способного к внутренней мотивации, проявлению личностных особенностей, восприятию и переработке явлений окружающей действительности. В работах представителей «серебряного века» русской педагогики (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев [7, с. 103; 8, с. 119] и др.) отражены попытки создания целостных концепций развития личности, формирования субъектной позиции личности в процессе воспитания, инициация поиска гуманистических форм и методов воспитания с целью создания условий для формирования активности и самодеятельности ребенка. В 1909 г. усилиями ведущих философов, правоведов, публицистов был издан сборник «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», в котором прозвучал призыв к самоуглублению, творческому сознанию, самовоспитанию, становлению личности и, в конечном итоге, к достижению справедливости и гармонии человеческих отношений посредством неуклонно происходящих изменений во внутреннем мире человека [9, с. 74].

Наиболее активно применять понятие «субъектная позиция» психологи стали в конце 1990-х - начале 2000-х годов. В настоящее время не существует однозначного понимания категории «субъектная позиция», однако наблюдается тенденция активного и всестороннего изучения вопроса формирования субъектной позиции, и реализуются теоретические предпосылки решения проблемы формирования и становления субъектной позиции.

Исследование понятия «субъектная позиция» проводили: В.А. Петровский (сущность феномена субъектности) [10, с. 110-113], А.В. Брушлинский (социальная активность человека, становление его субъектности в обществе) [11, с. 21], Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков (становление субъектной позиции будущих специалистов) [12, с. 76], Г.И. Аксенова (особенности формирования субъектной позиции студентов) [13, с. 12], Е.В. Бондаревская (анализ структуры субъектной позиции) [14, с. 28, 126], А.М. Трещев (аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты субъектной позиции) [15, с. 91], Ю.Л. Блинова (психолого-акмеологическое сопровождение субъектной позиции будущего специалиста) [16, с. 93], А.П. Вяткин (субъектно-ролевой подход) [17, с. 58-64] и др.

При этом некоторые авторы рассматривают его как отношение одного человека к другому как к субъекту (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя) [18, с. 21; 19, с. 131]. Другие полагают, что субъектная позиция есть совокупность внутренних движущих сил личностной активности, общая способность человека к творческому преобразованию и самоизменению (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) [20, с. 218]. Третьи рассматривают проявление субъектной позиции в конкретных условиях: субъектная позиция ученика, студента, преподавателя и т.д. (Т.А. Ольховая [21, с. 132], А.М. Трещев [15]). Б.Ф. Ломов считает субъектную позицию фундаментальной основой внутреннего мира личности, ядром ее структурной интеграции [22, с. 311].

В работах многих исследователей развиваются понятия «субъект» и «позиция субъекта», доказывается потенциальная возможность и способность носителя субъектности совершенствовать себя в деятельности, проявляя такие качества, как целеполагание (М.Б. Туровский) [23, с. 72], активность (С.Л. Рубинштейн [24, с. 135] и др.), инициативность (И.А. Зимняя [19, с. 117] и др.), рефлексивность (К.А. Абульханова [25, с. 301] и др.), самостоятельность (А.К. Осницкий [26, с. 5-19] и др.), деятельностное отношение к себе и окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн [24] и др.), автономность (А.В. Брушлинский и др.) [11], ответственность (В.Л. Хайкин [27, с. 67] и др.), способность к саморазвитию (В.И. Слободчиков и др.) [12, с. 253], адаптивность к внешним условиям (Н.М. Борытко) [28, с. 16].

Дефиницию «субъектная позиция» философы исследуют как ключевую характеристику личности, детерминирующую социальное поведение личности (Л.М. Архангельский [29, с. 64] и др.); психологи - как важнейшую конструкцию, концентрирующую в себе основную движущую силу психического развития (В.Н. Мясищев и др.) [30, с. 48], социальные психологи вкладывают в данное понятие систему ценностных отношений к людям, обществу (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Парыгин и др.) [18; 31, с. 161, 165].

В психолого-педагогической литературе носитель субъектной позиции традиционно определяется как сложная, комплексная, интегративно-устойчивая система отношений личности к различным сторонам окружающей действительности, предоставляющая субъекту возможность рассматривать мир как совокупность событий, которые можно самостоятельно познавать [29, с. 64], осознавать, прогнозировать, анализировать, мониторить и контролировать.

Тем не менее в представлениях о субъектной позиции наблюдаются различия. В педагогике на основе синтеза подходов других наук понятие «субъектная позиция» трактуется как интегративная характеристика личности (Т.А. Ольховая), проявляющаяся в профессиональной деятельности и социальном поведении, отражающая всю систему ценностно-смыслового отношения человека к окружающему миру во всем его многообразии и неоднозначности [21].

Педагог-исследователь Н.М. Борытко рассматривает проявление субъектной позиции в учебном процессе как осмысленное и сознательное отношение к учебной деятельности посредством функций самопонимания, самосознания, самопроектирования, саморазвития, самоутверждения, самореализации [28, с. 16]. Согласно Н.М. Борытко и О.А. Мацкайловой, субъектная позиция студента является наиболее целостной характеристикой человека и проявляется в профессиональной активности и зрелости, стремлении к профессионально-личностному саморазвитию [28, с. 16].

В.П. Бедерханова считает, что самоопределение есть процесс изменения позиции, поэтому позиция всегда представляет собой результат самоопределения [32, с. 171]. В.И. Мясищев определяет позицию личности как «интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе» [30, с. 48, 53]. «Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности», по мнению Б.Г. Ананьева, представляет собой «сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [18, с. 36].

Е.Д. Божович определяет субъектную позицию как «психологическую готовность к определенному поведению, деятельности, конкретным актам, реакциям, понимаемую через систему установок, смыслов, отношений, направленности» [33, с. 119]. В.И. Слободчиков указывает на такие значимые составляющие субъектной позиции, как целенаправленность действий, осознанность, целенаправленность, свобода выбора, самостоятельность, продуктивность, культуросообразность, коммуникативность, самоидентификация себя в деятельности [12, с. 253].

Мы полагаем, что субъектная позиция представляет собой некую сконцентрированную сущность личности, систему заданных координат, создающую психологическую опору и обеспечивающую оптимизацию процесса адаптации и социализации в окружающем мире. Субъектную позицию можно определить как «особое состояние духа» [31, с. 121]. Субъектная позиция непременно проявляется субъектной активностью, креативностью, сознательностью, самостоятельностью, ценностно-смысловым отношением к окружающему миру.

Мы отдаем должное такой весомой сущностной характеристике субъекта, как надситуативная активность, особое внимание которой уделяется в исследованиях В.А. Петровского и А.Г. Асмолова [10, с. 110-113; 34, с. 14-27]. Такого рода активность, по А.Г. Асмолову, проявляется в «творческом преобразовании ситуации, в саморазвитии личности», столкнувшейся с «проблемой выбора в возникшей неопределенной ситуации», и направлена она на формулирование смысловой деятельности, совершение самостоятельных и осознанных действий, постижение нового [34].

Согласно концепции нашего исследования, понятие «субъектная позиции» следует определять как активную, целенаправленную, позитивную и конструктивную позицию человека, прогнозируемую как перспективное развитие, саморазвитие и созидательное управление собственной жизнедеятельностью.

Изучение научного наследия в области философии, педагогики и психологии приводит нас к выводу о том, что именно на этапе обучения в вузе происходит переход обучающегося из субъекта деятельности в субъект саморазвития, поскольку студенческий возраст является наиболее оптимальным для формирования и развития субъектных качеств и становления субъектной позиции, выработки собственных идей и убеждений, формирования оценочного отношения (посредством единения когнитивного и эмоционального) к окружающей действительности, а эффективность и результативность такого перехода зависят от качества рефлекторной деятельности мозга, личностной активности, сознательности и степени самовыражения в процессе познания, субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве, эволюционного саморазвития субъекта в системе общественных отношений.

Субъект-субъектное взаимодействие в пределах образовательного пространства благоприятствует самомотивации, становлению автономной самостоятельности в действиях, самодвижению и самопреобразованию в смысловом поле своей деятельности, что способствует усилению авторской позиции своей жизненной стратегии и в конечном итоге - формированию субъектной позиции. Таким образом, все внутренние убеждения, составляющие основу субъектной позиции, формируются благодаря проявлению активности, субъектности, способности авторизоваться в ситуации выбора, приобретая такие характеристики, как ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, видеть возможности, перспективы, порядок, приемы и способы позитивного самопреобразования и позитивного влияния на окружающую действительность.

Новая философия образования предполагает применение компетентностного и субъектно-ролевого подходов при рассмотрении категории «субъектная позиция», сущность которой раскрывается через совокупность особого проявления личностных качеств, позволяющих ее носителю проявлять активно-преобразующие способности. Понятие «субъектная позиция» является феноменальным в том плане, что несет в себе функцию автономной личности, способной к самостоятельному существованию, смысловому регулированию содержания деятельности, саморазвитию, свободной в своем стремлении к достижению идеальных высот в профессиональной деятельности и социокультурном развитии.

В профессиональном образовании компетентностный подход ориентируется на новые представления о целях, содержании, технологиях обучения и качестве подготовки компетентного специалиста нового формата, которое обеспечивается за счет согласования программ и условий подготовки. В данном аспекте закономерно выглядит точка зрения ряда исследователей на личностно-профессиональную позицию как важную составляющую профессиональной компетенции (А.К. Маркова), как необходимое условие осуществления профессиональной деятельности (С.В. Кульневич) [35, с. 49-54; 36, с. 65]. «Компетентность студента в той или иной сфере деятельности достигается только тогда, когда у него сформирована категориальная система, состоящая из конкретных знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности» [37, с. 26-32].

Компетентностный подход в высшем образовании реализуется как многокомпонентное объективное явление [38, с. 361-365], отражает всю совокупность процессов педагогической системы подготовки специалиста, предоставляет возможность формирования профессиональных, ценностно-смысловых и общекультурных компетенций, обеспечивает готовность специалиста к применению усвоенных знаний, умений и практических навыков для решения профессиональных задач в условиях инновационной деятельности. Это утверждение подтверждается мнением В.И. Слободчикова о том, что педагогическая позиция является одновременно и личностной, и профессиональной, и социальной, и культурно-деятельностной позицией, и поэтому уникальной и необходимой для создания оптимальных условий достижения целей и ценностей образования [12].

Таким образом, социально-профессиональная роль адекватно аккумулирует свойства субъекта деятельности, обеспечивая преобразовательную активность носителя субъектной позиции, его профессиональную направленность [39, с. 46-48] и социальное самоопределение, выработку критериев аналитической оценки его социально-профессиональной деятельности.

Мы считаем, что носитель субъектной позиции воплощает в себе сразу несколько векторных составляющих, наглядно отражающих его авторскую сущность: он - обладатель сознания, знания, рефлексивного действия, способный к осознанному выбору в системе профессиональных отношений, мобилизации волевых усилий для достижения конечного результата в системе учебных и социально-профессиональных отношений, для реализации жизненной стратегии.

В практическом проявлении субъектная позиция характеризует личность самостоятельную, творческую, выступающую инициатором и организатором собственной деятельности, в процессе реализации которой он может сам определять для себя приоритетную значимость направления своей деятельности, самостоятельно выбирать и применять меру своей активности, своих усилий и своего творчества для достижении намеченных целей в соответствии с накопленным субъектным опытом. Следовательно, субъектная позиция - это целостная, многофакторная, сложная характеристика осознанной, планируемой, самоуправляемой, активной жизненной стратегии субъекта, детерминируемой внутренне и проявляемой внешне.

Следует понимать, что только активная субъектная позиция несет в себе смысловую направленность, реализуется в общественно-полезной деятельности, характеризуется направленностью на реализацию способностей личности, получение прочных знаний и умений ценой собственных усилий, качественное профессиональное развитие, непрерывное образование и самообразование специалиста.

Актуальным остается мнение А.Н. Леонтьева о том, что именно позиция является предпосылкой и условием развития личности [40, с. 179-180]. Понятие «позиция личности», утверждает Б.Г. Ананьев, дополняет понятие «статус личности» и представляет собой деятельностную функцию личности в социальной структуре, поскольку любая деятельность осуществляется в соответствии с ролевой установкой человека в данной системе отношений и в данной ситуации [18].

Соглашаясь с большинством исследователей, полагаем, что субъектная позиция личности проявляется в соответствии со статусом личности, во взаимосвязях личности с субъектами профессионального сообщества, позиционировании себя в профессиональной сфере деятельности, готовности к инновационной деятельности, поэтому является категорией социальной, нравственно-этической, а носитель субъектной позиции - своего рода когнитивной единицей человеческого общества, обеспечивающей процесс самоуправления и саморазвития.

В связи с гуманистической парадигмой образования важнейшее значение в современной психолого-педагогической науке приобретает тенденция изучения проблемы становления субъектной позиции в образовательном пространстве вуза. Качество воспитательного процесса находится в прямой зависимости от уровня готовности студента к самостоятельным действиям, способности принимать ответственные решения в сложной социальной и профессиональной ситуации, т.е. от результативности процесса становления субъектной позиции. Тем самым подтверждается актуальность метафоры, принадлежащей мыслителю Древней Греции Плутарху: «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» [41, с. 247].

Субъектная позиция является внутренней психологической составляющей, которая отражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, степень и глубину субъектности личности, ее разумную активно-преобразовательную стратегию, детерминирует эффективность деятельности, поэтому от содержания и качества субъектной позиции во многом будет зависеть профессиональное развитие специалиста с его стремлением к достижению вершин профессионального мастерства, способности и готовности к самосовершенствованию [42, с. 76]. По мнению С.М. Годника, «соответствие внутренней позиции системе педагогических устремлений является важным результатом педагогического процесса и принципиальным условием его дальнейшей оптимальности» [43, с. 56-57].

Субъектную позицию следует определять как способность постижения, освоения и творческого преобразования действительности, готовность и стремление к самосовершенствованию, выработке стратегии самоэффективности в профессиональной деятельности и тем самым к предопределению самодостаточности личности. Субъектную позицию мы детерминируем как системное сбалансированное соотношение внутриличностных компонентов, актуализирующих стремление к гармоничному взаимодействию с субъектами профессионального сообщества и социума. Вместе с тем, субъектная позиция рассматривается нами как смысловое самонацеливание, самомотивация, самопроектирование, умение расставлять приоритеты, совмещать разноплановые цели, стремиться к непрерывному саморазвитию в течение всей жизни.

Личностно-профессиональная деятельность всегда тесно переплетается с общественным поведением, которое является регулятором ее развития и может обеспечить становление специалиста в профессиональной среде. Следовательно, субъектная позиция характеризуется как способ личностного, социального и профессионального существования человека, стремление одновременно к социальной и профессиональной адаптации, индивидуализации и самоактуализации.

Полагаем, что становление субъектной позиции студента продвигается по следующим этапам:

1) формирование устойчивой внутренней мотивации;

2) постановка долгосрочной целевой перспективы;

3) формирование системы ценностно-смысловых, нравственных и профессиональных ориентиров;

4) потребность в самостоятельных действиях;

5) формирование уверенности в своих действиях, оптимизация волевых усилий;

6) мобилизация внутреннего резерва потенциальных возможностей;

7) освоение рефлексивных способов действия и самоуправления;

8) поиск способов продуктивного самоуправления.

Логика формирования субъектной позиции обучающегося удовлетворяет правилу гармоничных субъект-субъектных соотношений, находится в резонансе с природой человека, для которого характерно поэтапное самопознание, познание мира, формирование концепции смысловой жизнедеятельности, проектирование индивидуальной образовательной траектории, развитие действительного умения учиться, инициация собственной познавательной деятельности, последовательное формирование профессиональных компетенций, выработка собственной системы устойчивой внутренней мотивации, внутренних характеристик и убеждений по отношению к определенным жизненным ситуациям, стремление к достижению высшего уровня саморазвития, который «измеряется» возможностями личностной индивидуальности и уникальности, способность осознанно планировать и регулировать свою деятельность, анализировать ее, давать адекватную самооценку в соответствии с ожидаемыми результатами.

Таким образом, под субъектной позицией следует понимать многоаспектную характеристику обучающегося, создаваемую в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, целесообразного и ожидаемого, потенциального и актуального, социального и индивидуально-психологического, отражающую внутреннюю позицию личности, основанную на системе активного и позитивного отношения человека к миру, другим людям и самому себе. Субъектная позиция предполагает самостоятельный поиск и определение правильного решения в условиях выбора, овладение искусством самоорганизации и управления собой, осознанное, ответственное и свободное выстраивание собственной жизненной стратегии, координацию и реализацию непрерывного процесса самоопределения, самоформирования, становления и саморазвития на основе рефлексивной деятельности.

Субъектность, субъектно-ролевая структура личности, активная субъектная позиция становятся важнейшим фактором успешной инновационной деятельности современного научного сообщества. Творческие, инновационные направления профессиональной деятельности представляют основу сознательного, прорывного движения в области социокультурной ориентации, мультиразумности и мультифункциональности. Для реализации долгосрочного перспективного развития российского общества, принятия стратегических решений, способных обеспечить развитие всей российской цивилизации, необходимы реальные успехи в инновационной деятельности, а этого можно добиться только на платформе субъектности, субъектной культуры и субъектной позиции каждого представителя профессионального сообщества.

Очевидно, что определение тенденции дальнейшего развития и совершенствования системы методов и подходов к изучению категории «субъектная позиция» должно стать актуальной задачей педагогической науки, а формирование субъектной позиции, в том числе и профессиональной, - приоритетной и доминантной целью современного высшего образования.

×

About the authors

Reseda Muharramovna Garanina

Samara State Medical University

Author for correspondence.
Email: corolevaanna@ya.ru

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of General, Bioinorganic and Bioorganic Chemistry Department

Russian Federation

References

  1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб., 1997. 256 с.
  2. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  3. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
  4. Фейербах Л. Избранные философские произведения, в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. 676 с.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой. М.: Издательство «АСТ», 2016. 544 с.
  6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 875 с.
  7. Флоренский П.А. Священник. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 380 с.
  8. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 365 с.
  9. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 608 с.
  10. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 453 с.
  11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  13. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. М.; Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.
  14. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997. 172 с.
  15. Трещев А.М. Субъектная позиция личности. Калуга, 2001. 145 с.
  16. Блинова Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение: монография. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.
  17. Вяткин А.П. Субъектно-ролевой подход к исследованию экономической социализации личности // Вестник государственного университета управления. 2008. № 12. С. 58-64.
  18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2007. 384 с.
  20. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  21. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 181 с.
  22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
  23. Туровский М.Б. Труд и мышление. М.: Высшая школа, 1963. 216 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  25. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
  26. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
  27. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
  28. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с.
  29. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1987. С. 64.
  30. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Воронеж, 1995. 356 с.
  31. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  32. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. 220 с.
  33. Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. М.: ПЕРСЭ, 2005. 400 с.
  34. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. 105 с.
  35. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  36. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: монография. Воронеж, 1997. 236 с.
  37. Никифоров В.И., Радкевич М.М., Карманов В.В., Карманова С.В. Проблемы реализации компетентностного подхода при сетевой форме организации образовательного процесса в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 26-32.
  38. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 10, № 3. С. 361-365.
  39. Гаранина Р.М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 46-48.
  40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 320 с.
  41. Плутарх. Сочинения / сост. С.С. Аверинцева. М.: Худож. лит., 1983. 704 с.
  42. Амиров А.Ф., Аввакумова Н.П., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. Самара: Офорт, 2012. 101 с.
  43. Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 1. С. 56-57.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Garanina R.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies