Становление и развитие школьного биологического образования в современной России
- Авторы: Семенов А.А.1, Сайто Х.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Токийский технологический институт
- Выпуск: Том 7, № 3 (2018)
- Страницы: 339-343
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21762
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201873309
- ID: 21762
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Россия получила в наследство от СССР советскую систему образования со своими достоинствами и недостатками. За последние годы произошла смена и диверсификация целей и содержания школьного биологического образования. В начальной школе происходит пропедевтика биологических знаний; в основной школе изучаются основы биологических наук; в старшей школе на базовом уровне формируется культура познания живой природы, природосообразное и бережное отношение к ней; на профильном уровне происходит обобщение, углубление и расширение биологических знаний, развитие исследовательских умений, ориентация школьников в мире биологических профессий. В содержании биологического образования акцент сделан на проблемах физического и психического здоровья человека, здорового образа жизни, экологической грамотности. Изменилось построение и структура школьного курса биологии. Концентрическое построение предмета делает его целостным. Выпускник основной школы получает относительно завершенное биологическое образование, которое необходимо ему для жизни и дальнейшего образования в целях профессионального самоопределения. Курс биологии включает три раздела: «Живые организмы», «Человек и его здоровье» и «Общие биологические закономерности», недельная продолжительность его изучения сократилась на 1 час по сравнению с советским периодом. Обучение биологии строится на основе системно-деятельностного подхода, с учётом личностно-ориентированного обучения. Оно направлено на формирование предметных результатов и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных), ключевых компетенций, воспитание и социализацию учащихся, организацию их внеурочной деятельности, инклюзивное образование и работу с одарёнными детьми.
Ключевые слова
Полный текст
История школьного биологического образования и методики обучения биологии в России раскрыты достаточно хорошо [1–5]. Однако постсоветский и современный периоды их развития в специальной литературе освещены пока недостаточно. Снизить актуальность данной проблемы призвана эта статья.
Распад СССР привёл к кардинальным изменениям в политической и социокультурной жизни страны. Сменился общественный строй, и, как следствие, изменились целевые установки к образованию. Возникло понимание образования как функции культуры. Ученик был поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентировалось на развитии его личности, формировании её мотивационной сферы и независимого стиля мышления, на введении личности ученика «в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин» [4, с. 87].
В первые постсоветские годы произошла деидеологизация образования, оно вышло из-под государственной монополии и управления коммунистической партии. Из целей и задач школьного биологического образования исключены такие выражения, как «сформировать диалектико-материалистическое мировоззрение, атеистическую убежденность…»; «осуществлять идейно-политическое воспитание учащихся на основе ознакомления их с документами партии и правительства…» [6, с. 6]. Школьный курс биологии сохранил структуру советской школы конца 1980-х годов и включал следующие разделы: VI класс – раздел «Растения» (68 часов в год, 2 часа в неделю); VII класс – раздел «Растения» (36 часов), раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники» (9 часов), раздел «Животные» (23 часа) (всего 68 часов в год, 2 часа в неделю); VIII класс – раздел «Животные» (68 часов в год, 2 часа в неделю); IX класс – раздел «Человек и его здоровье» (68 часов в год, 2 часа в неделю); X класс – раздел «Общая биология» (34 часа в год, 2 часа в неделю); XI класс – раздел «Общая биология» (51 час в год, 1,5 часа в неделю) [6, с. 1].
10 июля 1992 года был принят закон «Об образовании». Он устанавливал новые принципы государственной политики в области образования и государственные образовательные стандарты, включавшие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Закон определял гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность и светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений [7].
В начале 1990-х годов в России открываются образовательные учреждения нового типа – гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов, в том числе биологии. Появляется множество автономных программ, учебных планов и учебников. Содержание биологического образования становится различным. С одной стороны, у педагога появилось право выбора, по какой предметной линии он будет работать, а с другой – учитель был дезориентирован в многообразии авторских программ и учебников, некоторые из которых были весьма сомнительного качества. Чтобы сохранить единство образовательного пространства страны, в 1993 году впервые создаётся и обсуждается Проект государственного образовательного стандарта общего образования. В дальнейшем на его основе были созданы различные авторские линии школьных программ и учебников по биологии. Несмотря на их отличия в структуре изложения учебного материала, все они содержали обязательный минимум биологических знаний.
В конце 1990-х годов Министерством образования Российской Федерации утверждаются важные документы: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования [8–10]. Эти документы гарантировали определённый уровень биологического образования, способствовали сохранению единства федерального культурного и образовательного пространства.
К этому времени в биологии были сделаны выдающие открытия, которые внесли серьёзный вклад в решение глобальных проблем человечества, поэтому перед школой была поставлена цель – повысить биологическую грамотность подрастающего поколения [11, с. 68].
Согласно Базисному учебному плану курс биологии вошёл в федеральный компонент, отнесён к числу предметов общекультурного и общенационального значения. В связи с концентрическим построением курса биологии изменилась его структура: в VI классе изучался раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов в год, 2 часа в неделю), в VII классе – раздел «Животные» (68 часов в год, 2 часа в неделю), в VIII классе – раздел «Человек и его здоровье» (68 часов в год, 2 часа в неделю), в IX классе – раздел «Общая биология» (68 часов в год, 2 часа в неделю). Таким образом, на изучение курса биологии в основной школе с VI по IX классы предусматривалось 8 часов в неделю. Выпускник, окончивший девять классов, получал относительно завершенное биологическое образование, необходимое для жизни и выбора пути продолжения образования в целях профессионального самоопределения.
В старших классах средней школы вводилось дифференцированное обучение по следующим направлениям: общеобразовательное, социально-гуманитарное, гуманитарно-филологическое, естественнонаучное, физико-математическое и техническое. Обобщающий курс биологии изучался в X классе – 34 часа в год (1 час в неделю) и в XI классе – 68 часов в год (2 часа в неделю) (всего 102 часа в год, 3 часа в неделю); в естественнонаучных класса: в X классе – 68 часов в год (2 часа в неделю) и в XI классе – 102 часа в год (3 часа в неделю) (всего 170 часов в год, 5 часов в неделю).
Начало XXI века ознаменовалось в российском образовании целым рядом важных нововведений:
– внедрение информационных технологий как элемента перехода от индустриального общества к информационному (использование в образовательном процессе компьютерных программ и средств обучения, мультимедийных учебных материалов, электронных учебников и учебных пособий, ресурсов сети Интернет, появление и развитие дистанционного обучения школьников);
– введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников средней школы (XI класс) и Основного государственного экзамена (ОГЭ) для учащихся IX классов как объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
– внедрение личностно-ориентированного обучения как условия для развития личности человека;
– формирование ключевых компетенций как готовности учащихся применять усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В российской школе произошла диверсификация не только содержания биологического образования, но и его целей. В начальной школе (I–IV классы) учащиеся получают первичные представления о живых организмах, организме человека и его роли в природе, младшие школьники готовятся к изучению основного курса биологии. В основной школе (V–IX классы) учащиеся постигают основы биологических наук, у них формируются важнейшие биологические понятия, умения и навыки; развиваются ключевые компетенции и творческие способности; воспитываются качества личности и ценностные установки. В старшей школе (X–XI классы) происходит дифференциация биологического образования на базовое и профильное обучение. Базовое обучение ориентировано на развитие у школьников культурологического подхода в познании биологии, природосообразного, бережного отношения к окружающему миру. Профильное обучение направлено на углубление биологических знаний, на развитие исследовательских умений учащихся в изучении объектов живой природы, на расширение знаний о многообразии видов профессиональной деятельности, связанной с биологической наукой, её прикладными и общекультурными аспектами.
В 2004 году утверждается Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [12] (стандарты первого поколения). Данный документ внёс некоторые изменения в содержание учебного предмета биологии. Существенно уменьшено содержание разделов «Растения» и «Животные», одновременно расширено и углублено содержание раздела «Человек и его здоровье» за счёт включения проблем физического и психического здоровья человека, здорового образа жизни, экологической грамотности. Сокращение ботанического и зоологического содержания в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования привело к сокращению часов на изучение биологии в VI классе (35 часов, 1 час в неделю). Это решение вызвало возмущение учителей биологии и учёных-методистов, но отстоять сокращенный час на изучение биологии не удалось. В VII, VIII и IX классах недельная нагрузка на изучение биологии сохранялась прежней – по 2 часа в неделю, что соответствовало 70 часам в год.
В X–XI классах средней школы обучение биологии предусматривалось на базовом и профильном уровнях. На базовом уровне – 1 час в неделю (35 часов в год), на профильном уровне – 3 часа в неделю (105 часов в год) [13].
Отечественные и международные исследования позволили выявить достоинства и недостатки школьного биологического образования в России. Среди положительных моментов отмечается академическая направленность и фундаментальность российской школы. Учащиеся из России лучше школьников из многих других стран выполняют задания на овладение предметными знаниями и умениями, демонстрируют высокий уровень понимания смысла биологических понятий. Эти данные подтверждаются итогами Единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о том, что 65–98% выпускников средней школы успешно справляются с заданиями базового уровня по биологии [14, с. 38–40]. Высокие достижения показывают российские школьники на Международных биологических олимпиадах (МБО). Они ежегодно, начиная с 1992 года, становятся победителями и призерами МБО [15].
Недостатки школьного биологического образования заключаются в том, что российские школьники не проецируют и не переносят свои знания в повседневную жизнь, затрудняются применять их в ситуациях, близких к реальной жизни; у учащихся недостаточно сформировано умение работать с биологической информацией; слабо развиты коммуникативные умения; недостаточно развиты интеллектуальные и исследовательские умения, связанные с анализом, обобщением, оценкой предложенной ситуации, выявлением проблемы и различением методов исследований, определением ключевых слов и источников, прогнозированием изменений биологических систем; низкий уровень выполнения экологических заданий. Основными причинами отмеченных недостатков являются: перегруженность школьных программ биологическим содержанием; ориентация на освоение большого объёма биологических знаний, а не на формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; слабо развита практическая и деятельностная составляющая биологического образования [14, с. 33–34].
Устранить названные недостатки призваны стандарты второго поколения – Федеральные государственный образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) [16; 17]. В новых стандартах акцент сделан не на содержании образования, а на образовательном результате. В основу стандартов второго поколения положен системно-деятельностей подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Приоритетами ФГОС являются формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных), воспитание и социализация учащихся, организация внеурочной деятельности, коррекционная работа и работа с одарёнными детьми. Учитель больше не является единственным источником знаний. Он в большей степени становится организатором, управленцем, консультантом, помощником. Ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного равноправного участника образовательного процесса.
Сохранению единства федерального культурного и образовательного пространства способствуют такие документы, как Фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором зафиксированы базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания и универсальные учебные действия [18]; Примерные основные образовательные программы образовательных учреждений по уровням образования (начальная школа, основная школа, средняя школа), содержащие три раздела: целевой, содержательный и организационный [19]; Примерные программы по учебным предметам, в том числе по биологии, которые включают пояснительную записку с целями и образовательными результатами, основное содержание курса, примерное тематическое планирование и рекомендации по оснащению учебного процесса [20].
Цели биологического образования в настоящее время формируются на нескольких уровнях – глобальном, личностном, метапредметном и предметном. Они выдвигаются как требования к результатам освоения содержания школьного предмета биологии. К глобальным целям относятся: социализация учащихся, приобщение к познавательной культуре, ориентация в системе моральных норм и ценностей, развитие познавательных мотивов, овладение ключевыми компетенциями. Личностные цели направлены на знание основных принципов и правил отношения к живой природе, реализацию установок здорового образа жизни, формирование познавательных интересов и мотивов учащихся. Метапредметные цели включают: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение работать с разными источниками биологической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, а также умение адекватно использовать речевые средства для коммуникации. Предметные цели предполагают достижение образовательных результатов по биологии в различных сферах: познавательной (освоением содержания биологического образования), ценностно-ориентационной (знание правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека), трудовой деятельности (знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами), физической деятельности (освоение приёмов оказания первой помощи, рациональную организацию труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, уход за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма), эстетической (овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы) [20, с. 8–9].
Согласно Примерной основной образовательной программе основного общего образования курс биологии включает 3 раздела: «Живые организмы» (V–VII классы – по 1 часу в неделю, 35 часов в год), «Человек и его здоровье» (VII класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год), «Общие биологические закономерности» (IX класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год) [19].
В X–XI классах все школьники будут обучаться по индивидуальным образовательным маршрутам. ФГОС определено пять профилей среднего общего образования: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Изучение биологии предусмотрено на базовом (1 час в неделю, 35 часов в год) и на углублённом (3 часа в неделю, 105 часов в год) уровнях, а также в рамках интегрированного учебного предмета «Естествознание».
Переход на ФГОС всех ступеней общего образования планируется осуществить в течение 12-ти лет (с 2010 по 2022 годы) [21].
Таким образом, в современной России происходит смена и диверсификация целей школьного биологического образования; изменяется структура и содержание курса биологии; ставятся новые образовательные результаты, совершенствуются методы, средства и формы их достижения и контроля. Особое внимание уделяется воспитанию и социализации учащихся в процессе обучения биологии, доступности и равным возможностям для всех учащихся в получении качественного биологического образования, а также работе с одарёнными детьми, созданию условий для развития и реализации их творческих способностей и идей. Всё это требует создания новой методики обучения биологии, подготовки и переподготовки учителей, обновления информационно-методического и материально-технического обеспечения.
Об авторах
Александр Алексеевич Семенов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: semenov@pgsga.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараХирофуми Сайто
Токийский технологический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: saito.h.ag@m.titech.ac.jp
PhD, доцент, администратор центра международного образования
Япония, ТокиоСписок литературы
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Соломин В.П. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 134 с.
- Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.
- Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. М.: КолосС, 2007. 304 с.
- Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
- Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. М.А. Якунчева. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Биология. М.: Просвещение, 1988. 48 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. 64 с.
- Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Вестник образования. 1998. № 4.
- Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» // Вестник образования. 1998. № 10.
- Приказ Минобразования РФ от 30.06.99 № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999, сентябрь.
- О преподавании биологии в 2001/02 учебном году. Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 6 июня 2001 г. № 576/13-13 // Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования России. 2011. Июль, 14. С. 67-76.
- Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Общее образование России 2004-2005 гг. Сборник нормативных и методических документов. М., 2004.
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Вестник образования России. 2004. № 8.
- Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
- International Biology Olympiad [El. resource] // http://ibo-info.org.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // https://минобрнауки. рф/документы/938.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // https:// минобрнауки.рф/документы/2365.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] // https://минобрнауки.рф.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2010. 80 с.
- Стандарт индивидуальных образовательных маршрутов [Электронный ресурс] // https://mon-ru.livejournal.com/29388.html.
Дополнительные файлы
