Prerequisites and prospects for health-saving pedagogy development in the Murmansk Region

Cover Page

Abstract


The paper briefly presents an analysis of students’ competences development at Murmansk Arctic State University: readiness to maintain the level of physical training, providing a full-fledged activity, as well as readiness to ensure students’ life and health protection within the Federal state educational standard of higher education. On the basis of the pedagogical research conducted among students of Murmansk Arctic State University, the authors propose prerequisites and prospects for health-saving pedagogy development in the Murmansk Region, define priorities of the health center, opened at the University, work out organizational and pedagogical recommendations for the educational process optimization, focusing on physical culture, preservation and strengthening of students’ health, taking into account climatic and geographical features of the region. The following tendency is revealed: introduction of the individual differentiated approach into the educational process of physical education taking into account the type of students’ constitution showed its efficiency in comparison with other approaches in physical education of students. The main thing is the use of this pedagogical method contributes to the development of young people’s motivational-value attitude to physical culture and a healthy lifestyle: as a result of pedagogical experiment, the majority of respondents expressed a desire to be engaged in physical training on a regular basis and showed interest in health-saving technologies.

Full Text

Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в настоящее время подразумевает формирование таких компетенций, как: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся [1; 2, с. 59]. Первая компетенция активно формируется у обучающихся в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», что реализуется на всех факультетах всех направлений подготовки вузов. Формирование второй компетенции требует от всех участников учебного процесса поиска инновационных средств и методов обучения. Навыки будущего педагога в формировании социально-желательных установок у всех участников учебного процесса - это длительный и последовательный комплекс мероприятий [3, с. 40; 4, с. 41]. Одно из быстро развивающихся направлений сейчас - здоровьесберегающая педагогика, которая является совокупностью приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса с учётом приоритетов целенаправленного сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса. Именно это и отличает здоровьесберегающую педагогику от других наук и отраслей знаний [5; 6, с. 99; 7, с. 30]. Стоит отметить, что на базе Мурманского арктического государственного университета функционирует единственный в Мурманске Центр здоровьесбережения, деятельность которого ежегодно анализируется как руководителями и организаторами Центра, так и главной целевой аудиторией учебного процесса - обучающимися. Главной целью Центра является разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с учётом климатогеографических особенностей региона. Мурманский арктический государственный университет (далее - МАГУ) находиться в Арктической зоне Российской Федерации. Мурманская область - самая северо-западная территория России. Природные условия этого региона очень специфичны. В период длинной, двухмесячной полярной ночи необходимы определенные условия для сохранения здоровья. В связи с актуальностью вопроса была обозначена цель исследования - определить эффективность внедрения в учебный процесс индивидуально-дифференцированного подхода в формировании у молодёжи, проживающей в условиях Заполярья, мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни. Достижение цели позволит также разработать для любых учебных заведений Мурманской области организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, ориентированного на укрепление здоровья молодёжи региона. Изначально для определения образа жизни студентов в период полярной ночи преподавателями Центра было проведено педагогическое исследование, в котором приняли участие студенты первого курса очной формы обучения в количестве 175 человек (экспериментальная группа), не имеющих ограничений по состоянию здоровья, регулярно посещающих занятия по физической культуре в МАГУ (81 юноша и 94 девушки). Исследование показало, что больше половины (61%) студентов считают себя, скорее, здоровыми или абсолютно здоровыми, 5% не задумывались над этим вопросом. Самооценка здоровья является субъективным фактором, но она позволяет косвенно определить общее самочувствие респондентов. Достоверность результатов репрезентативной выборки оценивали посредством статистического критерия Фишера (n = 175; φ*кр = 2,31, р ≤ 0,01) для независимых выборок, сравниваемых попарно, при уровне статистической значимости различий р ≤ 0,01 с учётом дисперсии. При сравнении осуществлялся контроль над групповой вероятностью ошибки с помощью поправки Бонферрони, и критический уровень значимости при этом составлял 0,015. Статистическую значимость, характер и силу связи между исследуемыми показателями осуществляли с помощью критерия корреляции Пирсона (значимая корреляция rxy ≥ 0,6 при p ≤ 0,01). Результаты количества посещений врача студентами: чуть более половины студентов обращаются к врачу не более одного раза в полгода, из них 31% не более одного раза в год. Студенты стараются поддержать свое здоровье в период полярной ночи (рис. 1): 58% опрошенных принимают витамины, 36% указали прогулки на свежем воздухе, 53% занятия физической культурой и спортом, 15% соблюдают режим дня, 29% выбрали полноценное питание и около 4% закаливание организма. И только 8% респондентов указали, что они никак не поддерживают свое здоровье (φ*э = 3,66 > φ*кр = 2,31, р ≤ 0,01). Рисунок 1 - Результаты опроса о способах поддержания здоровья в период полярной ночи Из всех опрошенных всего 11% студентов не интересует информация о поддержании здорового образа жизни и способах улучшения состояния. Основным источником получения информации респонденты указывают интернет (76%), остальные 24% указывали, что получают информацию от родителей и от преподавателей университета. Никто из студентов не указал источник информации - посещение различных лекций и семинаров. Один из важных факторов здорового образа жизни является питание. Питание студентов в основном не систематично, 64% студентов питаются не более двух раз в день. Основной причиной нарушения режима питания (86%) студенты называют нехватку времени (проведение различных мероприятий на большой перемени или большие очереди в столовой), 53% респондентов указали на отсутствие столовой или кафе в учебном корпусе. Поэтому около 35% студентов традиционным приёмом пищи во время учебы называют еду, купленную в магазине или кафе быстрого питания и принесённую из дома. Однако отмечено, что 22% респондентов вообще не принимают пищу в учебное время. Отношение студентов к вредным привычкам показало относительно хорошие результаты: 96% респондентов не курят, и только 4% обучающихся говорят о систематическом курении от 4 до 10 сигарет в день (φ * э = 2,71>φ * кр = 2,31, р ≤ 0,01). Употребление спиртных напитков вызывает большую тревогу, так как всего 12% респондентов выразили резко отрицательное мнение относительно спиртных напитков как таковых; 80% студентов редко употребляют спиртные напитки, и 8% признались, что выпивают 1 и более раз в неделю. По поводу общего самочувствия в период полярной ночи только 4% опрошенных указывают на то, что их самочувствие не изменилось, остальные студенты указывают на плохое общее самочувствие (74%), на плохое настроение (24%), нежелание к какой-либо деятельности (35%), 89% утверждают, что стало очень тяжело просыпаться (рис. 2). Рисунок 2 - Результаты опроса об изменении самочувствия в период полярной ночи Создание на базе Мурманского арктического государственного университета Центра здоровьесбережения позволит посредством здоровьесберегающей педагогики помочь студенту в вопросах адаптации к полярной ночи. Организация различных встреч, мастер-классов, круглых столов и публичных лекций позволит пополнить и разнообразить знания по теме здоровьесбережения. Помимо традиционных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий Центр здоровьесбережения предлагает внедрение в учебный процесс музыкальных физкультминуток для поднятия общего тонуса организма и создания положительного эмоционального фонда. При оценке занятий по физическому воспитанию в МАГУ почти 70% студентов дали оценку хорошо и/или отлично, остальные 30% обучающихся, что немаловажно, не удовлетворены занятиями по физической культуре в вузе. В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что основная причина нежелания заниматься - организационная, в частности: не интересно проходят занятия по физической культуре в вузе, слишком легкие или слишком тяжелые задания - упражнения, нежелание сдавать контрольные нормативы, которые также для некоторых студентов являются невыполнимыми, а для кого-то наоборот - слишком простыми. Только 26% из общего количества опрошенных студентов посещают обязательные занятия по физической культуре по убеждению, остальные же приходят на занятия по принуждению 74% (φ*э = 3,66 > φ * кр = 2,31, р ≤ 0,01). В таблице 1 представлены результаты опроса студентов первых и вторых курсов МАГУ (n = 335) по теме значения физической культуры и спорта в их жизни. Контрольную группу составили 160 студентов, с которыми в дальнейшем не проводился педагогический эксперимент. Таблица 1 - Роль физической культуры и спорта в жизни студентов контрольной (n = 160) и экспериментальной группы (n = 175) после эксперимента (φ * э = 3,01 > φ * кр = 2,31, р ≤ 0,01) Вопросы Варианты ответов n = 160, % n = 175, % Контрольная группа Экспериментальная группа По вашему мнению, какова роль физической культуры для жизнедеятельности человека? ФК необходима 32,3 73,0 ФК необязательна 45,9 22,4 Бесполезна 18,3 1,5 Затрудняюсь ответить 3,5 3,0 Если бы не было зачёта, посещали бы вы занятия по физической культуре? Да 28,0 52,2 Нет 53,4 14,2 Иногда 18,6 33,6 Можете ли вы назвать свой образ жизни здоровым? Да 15,2 15,0 Скорее да, чем нет 38,2 47,7 Скорее нет, чем да 36,4 29,1 Нет 10,2 6,7 Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом во внеучебное время? Да 15,3 41,0 Нет 36,4 20,2 Иногда 48,5 38,8 Результаты опроса позволили обозначить основные педагогические условия в процессе формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и физической культуре и позволили определить некоторые направления развития Центра здоровьесбережения: - для корректировки педагогических воздействий при занятиях физической культурой необходимо своевременно осуществлять текущих и поэтапный контроль за развитием физических качеств обучающихся; - физические нагрузки, применяемые на практических занятиях, должны соответствовать уровню индивидуальной подготовки и конституции обучающихся (т.е. применение индивидуально-дифференцированного подхода); - для обучающихся с определённой конституцией предлагать типоспецифические физические нагрузки, соответствующие врожденным задаткам занимающихся; - физическую подготовленность студентов оценивать не по нормативным классическим таблицам, а с помощью типологической оценочной шкалы при строгом учете конституционных типов. После проведённого опроса целью исследования была индивидуализация физической подготовки студентов на основе конституционной принадлежности и физической подготовленности и разработка нормативной шкалы физической подготовленности студентов различных конституционных типов. Выявлено, что из генеральной экспериментальной группы (n = 175; 100%) 95 человек относятся к нормостеническому типу телосложения (≈54%), 56 человек к астеническому (32%) и 25 человек (≈14%) к гиперстеническому типу конституции (табл. 2). Таблица 2 - Гендерные различия по типу телосложения (Индекс Пинье) в экспериментальной группе (n = 175% φ*э = 2,92 > φ*кр = 2,31, р ≤ 0,01) № п/п Группы распределения Индекс Пинье (ИП) Юноши Девушки кол-во чел. % кол-во чел. % 1 Астеническая >30 25 30,8 31 33,0 2 Нормостеническая 10-30 45 55,6 49 52,1 3 Гиперстеническая <10 11 13,6 14 14,9 Как видно на рис. 3, соотношение типов телосложения в гендерном аспекте примерно одинаковое. Рисунок 3 - Гендерное распределение по типу телосложения На рис. 4 представлено распределение типов телосложения в генеральной выборке (n = 175). Рисунок 4 - Соотношение испытуемых по типу телосложения в генеральной выборке (n = 175) На следующем этапе был проведён педагогический эксперимент, в котором все 175 респондентов могли, не сдавая принудительно нормативы по физической культуре, выбрать оценочную систему своих способностей и возможностей. Дифференциация оценки результативности на занятиях по физической культуре проводилась по балльно-рейтинговой системе и по разработанной нормативной шкале с учётом различной индивидуальной физической подготовкой и типа телосложения каждого обучающегося. Все контрольные нормативы разделили на блоки в соответствии с учебной программой: легкая атлетика, атлетическая гимнастика и общая физическая подготовка и т.д. Для получения отметки или зачёта предлагалось набрать среднее количество баллов в каждом блоке. Таким образом, обучающиеся смогли при плохо развитом том или ином двигательном навыке, действии или физическом качестве набрать баллы за счёт отличной сдачи других нормативов в данном блоке. В результате педагогического эксперимента 85% респондентов выразили желание заниматься физической культурой на регулярной основе и обозначили интерес к здоровьесберегающим технологиям. Выводы 1. Проведённые исследования и внедрение в учебный процесс по физической культуре индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего конституцию обучающихся, показали её эффективность по сравнению с другими методами в физической подготовке студентов. Применение данного подхода способствует формированию у молодёжи мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни [8, с. 44; 9, с. 75; 10, с. 24; 11, с. 2777]. 2. Центр здоровьесбережения МАГУ осуществляет комплексное содействие в разработке проектов по укреплению и сохранению здоровья не только для обучающихся, но и для работников Мурманского арктического государственного университета, населения Мурманской области в целом с учётом региональной специфики [12; 13, с. 18]. 3. Формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся и результативности здоровьеохранной деятельности в образовательных учреждениях г. Мурманска и области даст возможность Мурманскому арктическому государственному университету, как опорному вузу, стать интерактивной площадкой, направленной на эффективное информационное и деятельное взаимодействие всех участников данного направления [14-16].

About the authors

Olga Gennadievna Kievskaya

Murmansk Arctic State University


candidate of pedagogical sciences, professor, dean of Natural Sciences, Physical Culture and Life Safety Faculty

Natalia Valerievna Erokhova

Murmansk Arctic State University


candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Physical Culture, Sport and Life Safety Department

References

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&link_id=6&nd=102162745.
  2. Волкова О.А. Теоретические основы концепции здоровьесбережения в российском образовании // Среднее профессиональное образование. 2009. № 10. С. 59-61.
  3. Лапонова Е.Д., Вятлева О.А. Физиологические основы и здоровьесберегающий потенциал гендерной педагогики // Педагогика. 2016. № 8. С. 38-44.
  4. Третьякова Н.В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: монография / науч. ред. В.А. Федоров. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 159 с.
  5. Сироткина Е.Я. Формирование здоровьесберегающих компетенций посредством проектной деятельности // Начальная школа. 2017. № 5. С. 68-71.
  6. Орлов А.А. Оценивание профессиональных компетенций будущего учителя физической культуры как средство развития ценностного отношения к здоровьесбережению школьников // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 98-101.
  7. Васильева Р.А. Комплексная программа здоровьесберегающей деятельности лицея // ОБЖ. Основы Безопасности жизни. 2013. № 10. С. 30-34.
  8. Коновалова М.Ю., Мельникова Н.В., Баранова Р.А. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В здоровом теле - здоровый дух»: физическое развитие // Дошкольная педагогика. 2014. № 4 (99). С. 43-45.
  9. Назаренко Л.Д., Астраханцева И.В., Шарафутдинова Л.И. Оздоровительная направленность занятий по спортивной аэробике // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12, № 4. С. 72-81.
  10. Ерохова Н.В. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре при индивидуально-дифференцированном подходе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2011. 26 с.
  11. Киевская О.Г., Ерохова Н.В., Кириллова А.В., Чуракова А.В. Анализ состояния физической культуры и спорта в Мурманской области // В мире научных открытий. 2015. № 5-8 (65). С. 2774-2788.
  12. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 66-71.
  13. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2001. 20 с.
  14. Быков Е.В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 4 (137). С. 64-68.
  15. Булгакова М.Б., Уханова О.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 1. С. 216-220.
  16. Ратенко С.Е., Тищенко Н.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. 2015. № S7. С. 96-100.

Statistics

Views

Abstract - 66

PDF (Russian) - 7

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2019 Kievskaya O.G., Erokhova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies