Civil identity formation and digital technologies in the educational process of teachers’ training (experimental model)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Abstract.

The paper is devoted to the role of digital technologies in the formation of Russian civil identity in the educational process. The focus of the presented research is on the main parameters of the experimental model of updating the work programs of History courses at specialized (History) faculties, taking into account the capabilities of «end-to-end» digital technologies and digital tools in the training of pedagogical staff. At the same time, the pedagogical experiment of this kind is considered as a necessary integration of humanitarian and digital technologies in order to bring the country’s educational policy to a common meaningful and value denominator within the framework of Russian civil identity formation. Particular emphasis in this paper is placed on the importance of the teacher’s professional training for the implementation of tasks in the field of state educational policy in the modern information space. In this regard, close attention is paid to the close relationship between historical politics and historical education, on the one hand, and humanitarian and digital technologies, on the other hand, in terms of targeted (re) formatting of Russian civil identity in the educational process. In addition, methodological and organizational restrictions on the use of digital technologies are outlined, which have a noticeable impact on civil identity formation within the framework of historical education at the stage of teachers’ training.

Full Text

Применение цифровых технологий ставит перед педагогической наукой целый ряд вопросов, связанных с формированием гражданской идентичности. Ключевую роль в этом процессе на всех образовательных уровнях (как средняя, так и высшая школа) и в рамках практически всех образовательных траекторий (предметная специализация и/или профилизация) играют гуманитарные дисциплины, среди которых особое место, как вновь показывают современные события, занимает историческое образование, в качестве гуманитарной технологии призванное содействовать или, напротив, препятствовать процессу формирования гражданской идентичности [1; 2]. Наглядным подтверждением является позиция Министерства просвещения РФ по вопросам преподавании истории в школах Донецкой и Луганской народных республик – переход местных систем образования на российские стандарты и принятие решения об усилении исторического образования с целью «воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма». В этом же ключе, видимо, следует рассматривать и назначение заместителем министра просвещения Луганской народной республики выпускника исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета.

В современном мире сочетание цифровых и гуманитарных технологий обладает кумулятивным эффектом с точки зрения распространения политически ангажированных версий отдельных страниц истории, призванных оказать влияние на переформатирование современного миропорядка [3–5]. Соответственно историческую и образовательную политику современных государств целесообразно анализировать сквозь призму эволюции не только целевых установок властей в вопросах исторического (и, шире, гуманитарного) образования и исторической памяти, их нормативно-правового регулирования и институционального обеспечения, а также реальных образовательных практик, но и актуальных моделей формирования гражданской идентичности, предполагающих активное использование цифровых технологий.

Опыт нескольких лет по введению историко-культурного стандарта преподавания школьного курса истории представляет собой попытку власти и общества привести историческую и образовательную политику к общему содержательному и ценностному знаменателю [6]. В этой связи крайне важно своевременное диагностирование проблем профессиональной подготовки педагога к реализации государственной исторической и образовательной политики РФ в указанных рамках в условиях современного информационного пространства: выявление методологических и организационных ограничений (прежде всего на профильных факультетах педагогических вузов), которые оказывают существенное влияние на формирование гражданской идентичности с использованием цифровых технологий посредством исторического образования на этапе подготовки педагогических кадров.

Такая диагностика образовательного процесса с необходимостью предполагает разработку модели формирования гражданской идентичности с применением цифровых технологий в образовательном процессе в рамках преподавания дисциплин обществоведческого цикла, которую можно адаптировать к конкретным преподаваемым в вузе предметам, а в этих рамках – определение критериев сформированности гражданской идентичности у студентов педагогических вузов с их подразделением на необходимые при таком функциональном анализе компоненты (когнитивный, ценностный, рефлексивный, функциональный) и выделение внутри каждого компонента основных для исторического образования элементов (исторический и правовой – с учетом сдвоенного профиля подготовки по направлению «педагогическое образование» на некоторых исторических факультетах педагогических вузов).

Педагогический эксперимент по формированию гражданской идентичности с помощью цифровых технологий в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров предполагает два этапа: формирующий, на котором целесообразно провести апробацию различных цифровых технологий в рамках формирования гражданской идентичности в процессе обучения студентов, и констатирующий, на котором предполагается осуществление фиксации полученных результатов по итогам данного эксперимента.

Для получения объективных (верифицируемых и сопоставимых) результатов эксперимента предполагается сопоставление данных предварительного (диагностическое исследование сформированности гражданской идентичности у студентов), промежуточного (диагностическое исследование динамических изменений параметров сформированности гражданской идентичности у студентов и их соответствующих компетенций) и итогового (диагностическое исследование сформированности компетенций студентов по созданию благоприятных условий формирования гражданской идентичности в образовательном процессе) замеров данных двух групп – контрольной и экспериментальной – по следующим показателям: состав, уровень сформированности гражданской идентичности и уровень сформированности соответствующих профессиональных компетенций с точки зрения применения цифровых технологий в образовательном процессе. Последнее предполагает, что студент должен на выходе по итогам эксперимента:

  • знать различные варианты применения результатов изучения курсов в образовательном процессе, оценивать их преимущества и риски с точки зрения формирования гражданской идентичности с учетом возможностей «сквозных» цифровых технологий («искусственный интеллект» / ИИ, «большие данные» / Big Data, «дополненная реальность» / VR) и цифровых инструментов (составление ментальных карт с помощью соответствующих ресурсов, подготовка интерактивных презентаций);
  • уметь определять и оценивать наиболее аргументированные с научной точки зрения исторические и правовые концепции, ориентированные на формирование гражданской идентичности, в процессе подготовки индивидуального проекта с публикацией в виртуальной учебной среде, презентации с помощью соответствующих сервисов, а также используя возможности различных цифровых платформ (Яндекс.Документы / Google Docs);
  • владеть необходимыми для обеспечения процесса формирования гражданской идентичности навыками аргументированно формулировать суждения, оценки и выводы по историческим сюжетам и вопросам правового характера, отличать факты от мнений с учетом возможностей корпоративных социальных сетей и медиаресурсов (Teams, Zoom, Yammer, Microsoft Outlook / Сферум, Яндекс.Телемост, а также используя возможности Яндекс.Документы, Яндекс.Диск / Google Docs).

Например, для универсальной компетенции УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) студент должен, во-первых, владеть навыками использования возможностей интернет-платформ Mindmeister и Pruffme для совместной поисково-исследовательской деятельности по систематизации и анализу динамики социально-экономических и политических процессов в истории; во-вторых, квалифицированно пользоваться базами данных и поисковыми системами, созданными на основе «сквозной» цифровой технологии Big Data, для организации поиска критически необходимой для исторического исследования информации (библиография, исторические источники) – Archive, Gallica, eLibrary, Scopus, Web of Science, ProQwest.

Выбор цифровых технологий (ИИ в лекционном материале, Big Data в рамках работы со специальными библиографическими и библиометрическими сервисами, VR при проведении демонстрационных занятий) и инструментов (составление ментальных карт, подготовка интерактивных презентаций, подготовка индивидуального проекта с публикацией в виртуальной учебной среде, презентации, использование возможностей корпоративных социальных сетей и медиаресурсов) для экспериментальной группы определяется двумя основными критериями: во-первых, достаточный опыт их применения в образовательном процессе; во-вторых, их коммерческая и, особенно, технологическая доступность в свете подстегиваемой в том числе и санкционными ограничениями необходимости переориентации национальной образовательной системы на отечественное программное обеспечение.

В этой связи необходимо заметить, что в данном случае сам факт перехода на отечественное программное обеспечение в образовательном процессе (в рамках подготовки как педагогических кадров, так и организации обучения в школе), обозначенный в качестве одного из приоритетов обеспечения цифровой безопасности и технологического развития РФ, является важным и необходимым шагом на пути не только к обеспечению цифрового суверенитета страны, но и – благодаря именно этому зримому примеру – к созданию благоприятных условий для укрепления гражданской идентичности (как на ценностном, так и на технологическом уровне), что необходимо учитывать при организации педагогического эксперимента.

Продолжительность педагогического эксперимента определяется необходимостью комплексного проведения предварительного, промежуточного и итогового замеров уровня сформированности гражданской идентичности и соответствующих профессиональных компетенций с достаточным временным лагом, обеспечивающим объективный анализ полученных данных.

Специфика занятий и особенности использования цифровых технологий и инструментов соответствуют модельному примеру в рамках данного эксперимента, одобренному к внедрению в педагогическую практику АНО ВО «Иннополис» (в рамках курса повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин») – учебная дисциплина «Новая и Новейшая история стран Европы и Америки» (преподается непрерывно на протяжении обоих экспериментальных семестров):

  • в лекционном блоке речь может идти о «сквозных» цифровых технологиях в современных вооруженных конфликтах (сетецентричная организация военных действий, информационный контроль управления боем, беспилотная робототехника, высокоточное оружие) [7; 8], «сквозные» технологии в современных политических процессах (персонализация политической рекламы с помощью обработки открытых личных данных из социальных сетей; политическая пропаганда в рамках применения технологии fake news) [9; 10], получение обратной связи от аудитории в рамках изучения проблематики «гуманитарных интервенций» в режиме реального времени с помощью ресурса Mentimeter, использование возможностей сервиса Яндекс.Документы и Яндекс.Диск для комплексного изучения лекционного материала с использованием интерактивных ссылок на дополнительные материалы по теме;
  • на практических занятиях возможно ментальное картографирование результатов семинара (Mindmeister), подготовка презентаций по отдельным вопросам (Canva, Pruffme), работа с основной литературой и источниками (eLibrary, ProQwest, Archive, Gallica, Scopus);
  • в рамках самостоятельной работы студентов предполагается подготовка интерактивной презентации о национальных моделях и региональных особенностях применения «сквозных» цифровых технологий в современных политических процессах с помощью ресурса Pruffme, подготовка индивидуального проекта по теме занятия с публикацией в виртуальной учебной среде Schoology, представление результатов самостоятельной работы в вопросниках в системе Google Docs, работа с дополнительной литературой и источниками по теме занятия (eLibrary, ProQwest, Archive, Gallica, Scopus).

Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил прийти к некоторым предварительным выводам.

Во-первых, разработанная концепция формирования гражданской идентичности в процессе подготовки педагогических кадров с применением цифровых технологий основывается на положении о взаимосвязи и взаимозависимости процессов культурно-исторической адаптации и социализации, последовательной цифровизации окружающей жизни и формирования гражданской идентичности. С учетом современных особенностей взаимодействия человека с окружающей информационной средой учителю для успешного решения профессиональных задач необходимо соотносить познавательные стратегии преподаваемых дисциплин и глобальный информационный контекст [11]. Следовательно, модель цифровой актуализации исторических дисциплин в процессе формирования гражданской идентичности при подготовке педагогических кадров предполагает два базовых модуля: учебно-образовательный и воспитательный. Модули взаимно дополняют друг друга и направлены на всестороннее формирование гражданской идентичности.

Во-вторых, теоретической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе с помощью применения сквозных цифровых технологий и инструментов выступает модель, ориентированная на реализацию стратегии формирования личности как представителя народа, гражданского общества и мирового сообщества, отражая интеграцию гуманитарных и цифровых технологий в процессе подготовки педагогических кадров – речь идет об определенной последовательности этапов формирования гражданской идентичности в образовательном процессе: пропедевтического (целевой, функциональный и методологический блоки), диагностического (оценочный блок), формирующего (содержательный блок и механизмы реализации), оценочно-итогового (результативный и оценочный блоки).

В-третьих, технико-технологическое обеспечение эксперимента по формированию гражданской идентичности при подготовке педагогических кадров обусловлено цифровой доминантой процесса. Критериально-диагностический инструментарий, дифференцированный по имеющимся образовательным уровням и оптимизированный с помощью цифровых технологий и инструментов, позволяет выявить степень сформированности отдельных составляющих (историко-обществоведческая, историко-правовая) и целых компонентов (когнитивного, оценочного, ценностного, функционального) гражданской идентичности, описать их уровни (низкий, средний, высокий). Диагностика на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет обосновать эффективность цифрового обеспечения формирования гражданской идентичности в процессе подготовки педагогических кадров.

Вместе с тем проблема комплементарности формирования гражданской идентичности и цифровых технологий в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров в рамках одного эксперимента не исчерпывается и может быть в дальнейшем расширена на систему школьного и дополнительного образования и корректироваться с учетом новых вызовов цифровой эпохи, как с методической точки зрения, так и в свете наступления эпохи «новой нормальности» в различных сферах общественной жизни [12].

×

About the authors

Stanislav Gennadyevich Malkin

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: s.g.malkin@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, head of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / под ред. А.И. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 646 с.
  2. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы: колл. монография / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. 632 с.
  3. Крючкова Е.А. Дидактический потенциал школьного предмета «история» как средство формирования российской гражданской идентичности старшеклассников // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 45–49.
  4. Репинецкий А.И., Кислова Н.Н. Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 91–94.
  5. Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и Новейшая история. 2019. Т. 63, № 5. С. 166–178. doi: 10.31857/s013038640006357-0.
  6. Малкин С.Г. Формирование гражданской идентичности в современном информационном пространстве: историческая политика и образовательные практики // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12, вып. 11 (109). doi: 10.18254/s207987840017582-9.
  7. Соловатов И.А. Опыт боевого применения беспилотных аппаратов в конфликтах последнего времени по данным электронных СМИ // Военный вестник. 2021. № 9 (2). С. 121–134. doi: 10.13187/vs.2021.2.121.
  8. Селянин Я.В. Государственная политика США в сфере искусственного интеллекта: цели, задачи, перспективы реализации // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 4 (61). С. 140–163.
  9. Цветкова Н.А. Цифровизация публичной дипломатии США // Актуальные проблемы мировой политики. Ежегодный альманах. Т. 10. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 432–443. doi: 10.21638/11701/26868318.29.
  10. Федорченко С.Н. Сетевая легитимация политических режимов. Теории и технологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский государственный областной университет, 2021. 242 с.
  11. Цифровое государство и цифровая экономика: мир и Россия: колл. монография / под ред. Е.В. Пономаренко, Л.В. Шкваря. М.: Изд-во РУДН, 2022. 320 с.
  12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Malkin S.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies