Формирование гражданской идентичности и цифровые технологии в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров (экспериментальная модель)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена роли цифровых технологий в формировании российской гражданской идентичности в образовательном процессе. В фокусе представленного исследования – основные параметры экспериментальной модели актуализации рабочих программ исторических дисциплин на специализированных (исторических) факультетах с учетом возможностей «сквозных» цифровых технологий и цифровых инструментов при подготовке педагогических кадров. При этом педагогический эксперимент этого рода рассматривается как необходимая интеграция гуманитарных и цифровых технологий с целью привести образовательную политику страны к общему содержательному и ценностному знаменателю в рамках формирования российской гражданской идентичности. Особый акцент в данной статье сделан на важности профессиональной подготовки педагога к реализации задач в области государственной образовательной политики в современном информационном пространстве. В этой связи пристальное внимание уделено тесной взаимосвязи между исторической политикой и историческим образованием, с одной стороны, и гуманитарными и цифровыми технологиями, с другой стороны, с точки зрения целенаправленного (пере)форматирования российской гражданской идентичности в образовательном процессе. Кроме того, обозначены методологические и организационные ограничения применения цифровых технологий, которые оказывают заметное влияние на формирование гражданской идентичности в рамках исторического образования на этапе подготовки педагогических кадров.

Полный текст

Применение цифровых технологий ставит перед педагогической наукой целый ряд вопросов, связанных с формированием гражданской идентичности. Ключевую роль в этом процессе на всех образовательных уровнях (как средняя, так и высшая школа) и в рамках практически всех образовательных траекторий (предметная специализация и/или профилизация) играют гуманитарные дисциплины, среди которых особое место, как вновь показывают современные события, занимает историческое образование, в качестве гуманитарной технологии призванное содействовать или, напротив, препятствовать процессу формирования гражданской идентичности [1; 2]. Наглядным подтверждением является позиция Министерства просвещения РФ по вопросам преподавании истории в школах Донецкой и Луганской народных республик – переход местных систем образования на российские стандарты и принятие решения об усилении исторического образования с целью «воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма». В этом же ключе, видимо, следует рассматривать и назначение заместителем министра просвещения Луганской народной республики выпускника исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета.

В современном мире сочетание цифровых и гуманитарных технологий обладает кумулятивным эффектом с точки зрения распространения политически ангажированных версий отдельных страниц истории, призванных оказать влияние на переформатирование современного миропорядка [3–5]. Соответственно историческую и образовательную политику современных государств целесообразно анализировать сквозь призму эволюции не только целевых установок властей в вопросах исторического (и, шире, гуманитарного) образования и исторической памяти, их нормативно-правового регулирования и институционального обеспечения, а также реальных образовательных практик, но и актуальных моделей формирования гражданской идентичности, предполагающих активное использование цифровых технологий.

Опыт нескольких лет по введению историко-культурного стандарта преподавания школьного курса истории представляет собой попытку власти и общества привести историческую и образовательную политику к общему содержательному и ценностному знаменателю [6]. В этой связи крайне важно своевременное диагностирование проблем профессиональной подготовки педагога к реализации государственной исторической и образовательной политики РФ в указанных рамках в условиях современного информационного пространства: выявление методологических и организационных ограничений (прежде всего на профильных факультетах педагогических вузов), которые оказывают существенное влияние на формирование гражданской идентичности с использованием цифровых технологий посредством исторического образования на этапе подготовки педагогических кадров.

Такая диагностика образовательного процесса с необходимостью предполагает разработку модели формирования гражданской идентичности с применением цифровых технологий в образовательном процессе в рамках преподавания дисциплин обществоведческого цикла, которую можно адаптировать к конкретным преподаваемым в вузе предметам, а в этих рамках – определение критериев сформированности гражданской идентичности у студентов педагогических вузов с их подразделением на необходимые при таком функциональном анализе компоненты (когнитивный, ценностный, рефлексивный, функциональный) и выделение внутри каждого компонента основных для исторического образования элементов (исторический и правовой – с учетом сдвоенного профиля подготовки по направлению «педагогическое образование» на некоторых исторических факультетах педагогических вузов).

Педагогический эксперимент по формированию гражданской идентичности с помощью цифровых технологий в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров предполагает два этапа: формирующий, на котором целесообразно провести апробацию различных цифровых технологий в рамках формирования гражданской идентичности в процессе обучения студентов, и констатирующий, на котором предполагается осуществление фиксации полученных результатов по итогам данного эксперимента.

Для получения объективных (верифицируемых и сопоставимых) результатов эксперимента предполагается сопоставление данных предварительного (диагностическое исследование сформированности гражданской идентичности у студентов), промежуточного (диагностическое исследование динамических изменений параметров сформированности гражданской идентичности у студентов и их соответствующих компетенций) и итогового (диагностическое исследование сформированности компетенций студентов по созданию благоприятных условий формирования гражданской идентичности в образовательном процессе) замеров данных двух групп – контрольной и экспериментальной – по следующим показателям: состав, уровень сформированности гражданской идентичности и уровень сформированности соответствующих профессиональных компетенций с точки зрения применения цифровых технологий в образовательном процессе. Последнее предполагает, что студент должен на выходе по итогам эксперимента:

  • знать различные варианты применения результатов изучения курсов в образовательном процессе, оценивать их преимущества и риски с точки зрения формирования гражданской идентичности с учетом возможностей «сквозных» цифровых технологий («искусственный интеллект» / ИИ, «большие данные» / Big Data, «дополненная реальность» / VR) и цифровых инструментов (составление ментальных карт с помощью соответствующих ресурсов, подготовка интерактивных презентаций);
  • уметь определять и оценивать наиболее аргументированные с научной точки зрения исторические и правовые концепции, ориентированные на формирование гражданской идентичности, в процессе подготовки индивидуального проекта с публикацией в виртуальной учебной среде, презентации с помощью соответствующих сервисов, а также используя возможности различных цифровых платформ (Яндекс.Документы / Google Docs);
  • владеть необходимыми для обеспечения процесса формирования гражданской идентичности навыками аргументированно формулировать суждения, оценки и выводы по историческим сюжетам и вопросам правового характера, отличать факты от мнений с учетом возможностей корпоративных социальных сетей и медиаресурсов (Teams, Zoom, Yammer, Microsoft Outlook / Сферум, Яндекс.Телемост, а также используя возможности Яндекс.Документы, Яндекс.Диск / Google Docs).

Например, для универсальной компетенции УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) студент должен, во-первых, владеть навыками использования возможностей интернет-платформ Mindmeister и Pruffme для совместной поисково-исследовательской деятельности по систематизации и анализу динамики социально-экономических и политических процессов в истории; во-вторых, квалифицированно пользоваться базами данных и поисковыми системами, созданными на основе «сквозной» цифровой технологии Big Data, для организации поиска критически необходимой для исторического исследования информации (библиография, исторические источники) – Archive, Gallica, eLibrary, Scopus, Web of Science, ProQwest.

Выбор цифровых технологий (ИИ в лекционном материале, Big Data в рамках работы со специальными библиографическими и библиометрическими сервисами, VR при проведении демонстрационных занятий) и инструментов (составление ментальных карт, подготовка интерактивных презентаций, подготовка индивидуального проекта с публикацией в виртуальной учебной среде, презентации, использование возможностей корпоративных социальных сетей и медиаресурсов) для экспериментальной группы определяется двумя основными критериями: во-первых, достаточный опыт их применения в образовательном процессе; во-вторых, их коммерческая и, особенно, технологическая доступность в свете подстегиваемой в том числе и санкционными ограничениями необходимости переориентации национальной образовательной системы на отечественное программное обеспечение.

В этой связи необходимо заметить, что в данном случае сам факт перехода на отечественное программное обеспечение в образовательном процессе (в рамках подготовки как педагогических кадров, так и организации обучения в школе), обозначенный в качестве одного из приоритетов обеспечения цифровой безопасности и технологического развития РФ, является важным и необходимым шагом на пути не только к обеспечению цифрового суверенитета страны, но и – благодаря именно этому зримому примеру – к созданию благоприятных условий для укрепления гражданской идентичности (как на ценностном, так и на технологическом уровне), что необходимо учитывать при организации педагогического эксперимента.

Продолжительность педагогического эксперимента определяется необходимостью комплексного проведения предварительного, промежуточного и итогового замеров уровня сформированности гражданской идентичности и соответствующих профессиональных компетенций с достаточным временным лагом, обеспечивающим объективный анализ полученных данных.

Специфика занятий и особенности использования цифровых технологий и инструментов соответствуют модельному примеру в рамках данного эксперимента, одобренному к внедрению в педагогическую практику АНО ВО «Иннополис» (в рамках курса повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин») – учебная дисциплина «Новая и Новейшая история стран Европы и Америки» (преподается непрерывно на протяжении обоих экспериментальных семестров):

  • в лекционном блоке речь может идти о «сквозных» цифровых технологиях в современных вооруженных конфликтах (сетецентричная организация военных действий, информационный контроль управления боем, беспилотная робототехника, высокоточное оружие) [7; 8], «сквозные» технологии в современных политических процессах (персонализация политической рекламы с помощью обработки открытых личных данных из социальных сетей; политическая пропаганда в рамках применения технологии fake news) [9; 10], получение обратной связи от аудитории в рамках изучения проблематики «гуманитарных интервенций» в режиме реального времени с помощью ресурса Mentimeter, использование возможностей сервиса Яндекс.Документы и Яндекс.Диск для комплексного изучения лекционного материала с использованием интерактивных ссылок на дополнительные материалы по теме;
  • на практических занятиях возможно ментальное картографирование результатов семинара (Mindmeister), подготовка презентаций по отдельным вопросам (Canva, Pruffme), работа с основной литературой и источниками (eLibrary, ProQwest, Archive, Gallica, Scopus);
  • в рамках самостоятельной работы студентов предполагается подготовка интерактивной презентации о национальных моделях и региональных особенностях применения «сквозных» цифровых технологий в современных политических процессах с помощью ресурса Pruffme, подготовка индивидуального проекта по теме занятия с публикацией в виртуальной учебной среде Schoology, представление результатов самостоятельной работы в вопросниках в системе Google Docs, работа с дополнительной литературой и источниками по теме занятия (eLibrary, ProQwest, Archive, Gallica, Scopus).

Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил прийти к некоторым предварительным выводам.

Во-первых, разработанная концепция формирования гражданской идентичности в процессе подготовки педагогических кадров с применением цифровых технологий основывается на положении о взаимосвязи и взаимозависимости процессов культурно-исторической адаптации и социализации, последовательной цифровизации окружающей жизни и формирования гражданской идентичности. С учетом современных особенностей взаимодействия человека с окружающей информационной средой учителю для успешного решения профессиональных задач необходимо соотносить познавательные стратегии преподаваемых дисциплин и глобальный информационный контекст [11]. Следовательно, модель цифровой актуализации исторических дисциплин в процессе формирования гражданской идентичности при подготовке педагогических кадров предполагает два базовых модуля: учебно-образовательный и воспитательный. Модули взаимно дополняют друг друга и направлены на всестороннее формирование гражданской идентичности.

Во-вторых, теоретической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе с помощью применения сквозных цифровых технологий и инструментов выступает модель, ориентированная на реализацию стратегии формирования личности как представителя народа, гражданского общества и мирового сообщества, отражая интеграцию гуманитарных и цифровых технологий в процессе подготовки педагогических кадров – речь идет об определенной последовательности этапов формирования гражданской идентичности в образовательном процессе: пропедевтического (целевой, функциональный и методологический блоки), диагностического (оценочный блок), формирующего (содержательный блок и механизмы реализации), оценочно-итогового (результативный и оценочный блоки).

В-третьих, технико-технологическое обеспечение эксперимента по формированию гражданской идентичности при подготовке педагогических кадров обусловлено цифровой доминантой процесса. Критериально-диагностический инструментарий, дифференцированный по имеющимся образовательным уровням и оптимизированный с помощью цифровых технологий и инструментов, позволяет выявить степень сформированности отдельных составляющих (историко-обществоведческая, историко-правовая) и целых компонентов (когнитивного, оценочного, ценностного, функционального) гражданской идентичности, описать их уровни (низкий, средний, высокий). Диагностика на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет обосновать эффективность цифрового обеспечения формирования гражданской идентичности в процессе подготовки педагогических кадров.

Вместе с тем проблема комплементарности формирования гражданской идентичности и цифровых технологий в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров в рамках одного эксперимента не исчерпывается и может быть в дальнейшем расширена на систему школьного и дополнительного образования и корректироваться с учетом новых вызовов цифровой эпохи, как с методической точки зрения, так и в свете наступления эпохи «новой нормальности» в различных сферах общественной жизни [12].

×

Об авторах

Станислав Геннадьевич Малкин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.g.malkin@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / под ред. А.И. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 646 с.
  2. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы: колл. монография / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. 632 с.
  3. Крючкова Е.А. Дидактический потенциал школьного предмета «история» как средство формирования российской гражданской идентичности старшеклассников // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 45–49.
  4. Репинецкий А.И., Кислова Н.Н. Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 91–94.
  5. Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и Новейшая история. 2019. Т. 63, № 5. С. 166–178. doi: 10.31857/s013038640006357-0.
  6. Малкин С.Г. Формирование гражданской идентичности в современном информационном пространстве: историческая политика и образовательные практики // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12, вып. 11 (109). doi: 10.18254/s207987840017582-9.
  7. Соловатов И.А. Опыт боевого применения беспилотных аппаратов в конфликтах последнего времени по данным электронных СМИ // Военный вестник. 2021. № 9 (2). С. 121–134. doi: 10.13187/vs.2021.2.121.
  8. Селянин Я.В. Государственная политика США в сфере искусственного интеллекта: цели, задачи, перспективы реализации // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 4 (61). С. 140–163.
  9. Цветкова Н.А. Цифровизация публичной дипломатии США // Актуальные проблемы мировой политики. Ежегодный альманах. Т. 10. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 432–443. doi: 10.21638/11701/26868318.29.
  10. Федорченко С.Н. Сетевая легитимация политических режимов. Теории и технологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский государственный областной университет, 2021. 242 с.
  11. Цифровое государство и цифровая экономика: мир и Россия: колл. монография / под ред. Е.В. Пономаренко, Л.В. Шкваря. М.: Изд-во РУДН, 2022. 320 с.
  12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малкин С.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах