The problem of the development of prospective teachers’ competence to create a social space of preschool children’s relationships

Cover Page

Cite item

Abstract

Constant socio-economic and political transformations in the Russian Federation are reflected in all spheres of human society. Within the framework of universal competition, the main resource and value is qualified labor, which is based on advanced scientific knowledge, concepts and achievements. Recently, the designated problem has received increased attention from both the state education system and employers, which is why this work is relevant. The question of high-quality training of specialists with the declared competence becomes significant. The paper discusses theoretical approaches to the problem of the development of the competence in question, assesses its current state and determines the role of this phenomenon in the life of a modern person. Today, the socio-communicative direction of the development of children in general, and the construction of the social space of preschool children’s relationships in particular, is a priority area of activity of the preschool educational institution, requiring special knowledge, skills and abilities from the teacher. The end result of the activity of any higher educational institution is the professional training of a professionally competent graduate who is able to adapt to constantly changing socio-economic conditions. The problem of the development of the competence under study in the educational environment of the university is relevant in the situation of education reform. The way to solve this problem is seen in the improvement of the educational process, which is based on the professional training of prospective teachers, taking into account the requirements of educational standards.

Full Text

В настоящее время современные условия поставили перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентных специалистов, которые обладают способностью эффективно решать профессиональные задачи, готовностью к самообразованию, саморазвитию, повышению квалификации. Процессы обновления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дошкольного образования, направлены на достижение высокого уровня теоретической и практической готовности. Это возможно посредством обеспечения практико-ориентированного обучения в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.

К профессионально важным личностным качествам педагога и уровню его подготовки выдвигаются высокие требования в связи с современными тенденциями трансформации профессионального образования.

Ведущее направление развития профессионального образования – это формирование конкурентоспособности выпускника вуза. Следовательно, конкурентоспособность как уровень сформированности компетенций будущих педагогов приобретает сегодня первостепенное значение.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратура) (далее – ФГОС ВО) ориентировано на переход процесса обучения с когнитивной на компетентностную модель обучения и изменение качества высшего образования, составляющие образовательную систему: программы и стандарты; система управления; уровень квалификации научно-педагогического состава; условия самовоспитания и самообучения студентов, результат обучения.

Обеспечение профессионально компетентными педагогическими кадрами дошкольных образовательных организаций в настоящее время особенно актуально. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт), а также ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратура) в процессе обучения акцентируется внимание на качественной практико-ориентированной профессиональной подготовке обучающихся в вузе, вследствие чего актуально применение нового подхода к подготовке будущих педагогов.

В настоящее время приоритетной целью дошкольного образования является расширение возможностей развития и формирования ребёнка, создание условий для конструктивных процессов социального и личностного развития, в связи с чем требуется совершенствование процесса подготовки профессионально компетентных педагогов, готовых обеспечить сопровождение уникального периода детства, в направлении качественного обновления содержания и организации учебного процесса в учреждениях высшего образования.

Сегодня основу процесса интенсивного развития высшего образования составляет компетентностный подход, который актуализирует вопросы подготовки выпускника, непрерывности обучения, формирования и оценивания компетенций обучающихся. Суть компетентностного подхода – реализация профессионально важных качеств личности и формирование компетенций, в связи с чем готовность и способность выпускника к реализации эффективной педагогической деятельности в различных социально-значимых условиях становится главным результатом образования.

С принятием ФГОС ДО в системе дошкольного образования изменились требования к развивающей предметно-пространственной среде, её моделированию, к организации и осуществлению образовательной деятельности, к проведению диагностики и, следовательно, к компетенциям педагогов дошкольного образования. Положения Профессионального стандарта определяют, что современный педагог обязан владеть компетенциями, необходимыми в условиях работы с дошкольниками.

Следовательно, современные тенденции развития образования, содержание нормативных документов в сфере образования предъявляют определенные требования к уровню профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования. Введение в практику ФГОС ВО – это новый виток в русле модернизации профессионального образования в РФ, поэтому в современной педагогической теории основными понятиями являются термины «компетенция» и «компетентность».

Компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе освоения ООП ВО, определяются ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки. Вместе с тем результаты и компетенции процесса образования выступают как главные целевые установки при реализации стандартов высшего образования.

Накопленный теоретический и эмпирический потенциал обусловливает необходимость изучения проблемы формирования исследуемой компетенции, что усиливается недостатком методических разработок в сфере теории по данному вопросу. Также до сих пор в практике данная проблема не исследована. Изучение истории вопроса показало, что вопрос системы работы по данной проблеме отсутствует как один из элементов содержания педагогического образования. Вместе с тем отсутствие целенаправленного формирования данной компетенции препятствует результативности профессионального развития будущих педагогов.

Проблемы профессиональной подготовки рассмотрены в трудах таких отечественных ученых, как М.И. Дьяченко [1], Э.Ф. Зеер [2], И.Ф. Исаев [3], Л.А. Кандыбович [1], В.А. Сластенин [3], Е.Н. Шиянов [3] и др. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, что «система знаний, навыков, отвечающая будущей специальности студента, – необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. <…> Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. <…> Повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к учению – важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений. <…> В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований профессии к личности студента. Индивидуальные качества существенно влияют на учебную деятельность студента, выливаясь в индивидуальную динамику формирования знаний, навыков, умений» [1, с. 286–298].

В исследованиях отечественных (Л.Р. Вотякова, Т.Г. Макусева [4], М.В. Долгих [5], Н.А. Морева [6] и др.) и зарубежных (S.R. Curtis [7], R.J. Lloyd, S.J. Smith [8], H.-L. Wang [9], K. Winter [10] и др.) исследователей представлены основные методологические и содержательно-технологические аспекты подготовки будущих специалистов психолого-педагогического направления к профессиональной деятельности. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Л.Р. Вотякова, «компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности, которые обеспечивают ценностные ориентации содержания, мотивы и практическую готовность к деятельности. <…> Понятие «компетенция» создает возможности для отражения единства теоретической и практической готовности студента – будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности» [11, с. 16–18].

Становление и развитие профессиональных компетенций проанализировано в трудах значительного количества учёных (В.И. Байденко, Дж. ван Зантворт [12], Е.В. Вовк, Е.В. Везетиу [13], И.А. Зимняя [14], Н.В. Кузьмина [15], О.И. Мезенцева [16] и др.), но в то же время примечательно, что в связи с постоянным развитием современного рынка труда к специалисту предъявляются всё более высокие требования в части обладания глубокими знаниями, специальной подготовкой, а также повышения своего профессионального уровня.

Как показывает анализ современных подходов к подготовке педагогов, в настоящее время данный процесс нацелен «на становление компетентности как совокупности определённых компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [17, с. 88].

Перечень необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций зафиксирован в стандартах высшего образования. Совокупность компетенций на современном этапе является результатом процесса подготовки будущих педагогов в сфере дошкольного образования в образовательном пространстве вуза.

Анализ показал, что в исследованиях последних лет, посвящённых проблемам профессионального образования специалистов, показана связь компетентности с их готовностью к действиям в разных профессиональных ситуациях (В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова [18], А.В. Хуторской [19] и др.), что обусловливает возникновение новых требований к содержанию и организации процесса подготовки педагогов, включая дошкольные образовательные организации. В связи с введением новых ФГОС ВО и последующее их внедрение в процесс подготовки педагогов в вузе возникает необходимость осуществления нового подхода к организации и содержанию процесса подготовки студентов – будущих педагогов для системы дошкольного образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

Следовательно, особенностями профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе являются совершенствование процесса подготовки обучающихся с целью усиления практической направленности такого рода подготовки в соответствии с ФГОС ВО и стандартом педагога.

Отечественные и зарубежные ученые разрабатывали психолого-педагогические аспекты понятия «компетенция» и компетентностного подхода. В трудах Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, Б.Т. Лихачева и др. рассмотрены философско-методологические аспекты развития профессиональной компетентности. В трудах Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др. решаются психолого-педагогические проблемы развития профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях профессионального образования, а также раскрываются теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности.

Независимо от того, что в педагогической науке достаточно часто встречается категория «компетенция» (В.Н. Введенский [20], А.Н. Дахин [21], И.А. Зимняя [14], А.В. Хуторской [19] и др.), в настоящее время однозначная трактовка данного конструкта отсутствует.

Большинство учёных, педагогов, психологов сходятся во мнении, что содержательное наполнение понятия «компетенция» логически связано с деятельностным результатом процесса обучения и ориентировано на развитие способности к интеграции базовых знаний, умений и навыков в целостное единство ради достижения качественного результата в соответствии с поставленными целями, функциями, ситуацией, действительностью и возможностями.

В понимании А.В. Хуторского компетенция – это «заданное социальное требование к образовательной подготовке, необходимое для эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере» [19].

Термин «компетенция» в педагогике трактуется как «1) круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями, опытом; возможность установления субъектом деятельности связи между знанием или ситуацией; 2) возможность установления субъектом деятельности связи между знанием или ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации» [22, с. 151–152].

Важным направлением деятельности воспитателя, которое предполагает наличие у педагога соответствующих знаний, умений и навыков, действий и пр., является деятельность по построению социального пространства отношений дошкольников.

Нами конкретизировано понятие «социальное пространство отношений дошкольников». Мы отталкиваемся от понятия, данного Н.В. Ивановой [23]: под социальным пространством отношений дошкольников мы понимаем систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка, формирующуюся в результате восприятия объективных связей, взаимодействий со сверстниками, возникающих в подсистеме «ребенок – детская общность» и реализующихся с учетом специфики функционирования разных социальных институтов и групп. Целью построения социального пространства отношений дошкольников является «педагогическое сопровождение и поддержка социального взросления ребенка-дошкольника через гармонизацию процессов социализации-индивидуализации в группе сверстников и создание условий для развития ребенка как субъекта социальных отношений» [23, с. 26].

Важно подчеркнуть, что в соответствии с ФГОС ДО приоритетным направлением развития дошкольников выступает сейчас социально-коммуникативное развитие [24], а социализация выступает как один из объектов профессиональной деятельности выпускников психолого-педагогического направления – бакалавров и магистров. В стандарте дошкольного образования отмечается, что целевым ориентиром на этапе завершения ребенком дошкольного образования «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; <…> ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками» [24].

Подготовка педагогов в вузе для системы дошкольного образования обусловлена субъективными и объективными причинами, связанными с реальными условиями их будущей профессиональной деятельности, где в настоящее время особенно актуальна гуманистическая позиция по отношению к детям.

Готовность к деятельности определяется как целостное состояние личности, которое предполагает актуализацию в ходе подготовки к педагогической деятельности качеств личности, способностей и выступает результатом развития компетенций специалиста.

Компетенция построения социального пространства отношений дошкольников предусматривает наличие у будущих педагогов определенных профессионально-личностных качеств, определяющих готовность к профессиональной деятельности. Следовательно, готовность позволяет выпускникам профессионально действовать согласно приобретенным в период обучения в вузе компетенциям, способствуя формированию и развитию компетентности.

Профессиональная готовность и компетентность выступают как две взаимодополняющие единицы, что дает возможность рассматривать данные понятия в качестве интегративной характеристики личности выпускника вуза.

Структура и содержательная характеристика компонентов компетенции построения социального пространства отношений представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Структура компетенции построения социального пространства отношений дошкольников у будущих педагогов

 

На основании вышесказанного, формирование компетенции построения социального пространства отношений дошкольников требует от будущих педагогов профессиональной осведомлённости об особенностях педагогической деятельности, наличия устойчивого к ней интереса, комплекса психолого-педагогических и научно-методических знаний и дополнительных умений и навыков.

Таким образом, современное общество требует от учреждений высшего образования практико-ориентированной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля, обладающих комплексом знаний в области построения социального пространства отношений детей, мотивацией к педагогической деятельности, способностями к конструктивному взаимодействию и общению с субъектами образовательного процесса, а также владеющих умениями принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях в условиях дошкольного образования. Отсюда следует, что проблема формирования исследуемой компетенции в образовательной среде вуза является актуальной в ситуации реформирования образования. Способ решения данной проблемы видится в совершенствовании образовательного процесса.

×

About the authors

Marina Sergeevna Krakovskaya

Pedagogical College; Immanuel Kant Baltic Federal University

Author for correspondence.
Email: mkrakovskaya@kantiana.ru

lecturer of Pedagogy of Additional Education Department; applicant of Institute of Education and Humanities

Russian Federation, Chernyakhovsk, Kaliningrad Region; Kaliningrad

References

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1993. 368 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 395 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2016. 543 с.
  4. Вотякова Л.Р., Макусева Т.Г. Педагогические основы формирования компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. СПб.: Свое изд-во, 2015. 204 с.
  5. Долгих М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2007. 193 с.
  6. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 427 с.
  7. Curtis S.R. Mentor training: feasibility of a web-based program to train mentors of distance dietetic management graduate students: PhD thesis. Oregon, 2001. 184 p.
  8. Lloyd R.J., Smith S.J. Interactive flow in exercise pedagogy // Quest. 2006. Vol. 58, iss. 2. P. 222–241. doi: 10.1080/00336297.2006.10491880.
  9. Wang H.-L. Early childhood educators’ perceptions of professional competence in preschool settings. Pennsylvania State University, 2005. 148 p.
  10. Winter K. Building relationships and communicating with young children: a practical guide for social workers. London: Routledge, 2011. 176 p. doi: 10.4324/9780203836729.
  11. Вотякова Л.Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2010. 37 с.
  12. Байденко В.И., ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. 673 с.
  13. Вовк Е.В., Везетиу Е.В. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход: колл. монография. Ялта, 2018. С. 30–35.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Модэк, 2010. 447 с.
  15. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: РГБ, 2004. 144 с.
  16. Мезенцева О.И. Развитие профессиональной компетентности современного педагога в системе повышения квалификации: монография. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 226 с.
  17. Краковская М.С. Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 88–95.
  18. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2007. 190 с.
  19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64.
  20. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие. СПб.: Просвещение, фил., 2004. 158 с.
  21. Дахин А.Н. Модели компетентности участников образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 257 с.
  22. Компетенция // Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 151–152.
  23. Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Киров, 2004. 36 с.
  24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/499057887.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - The structure of the competence of building a social space of relations of preschoolers among future teachers

Download (172KB)

Copyright (c) 2022 Krakovskaya M.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies