К вопросу формирования у будущих педагогов компетенции построения социального пространства отношений дошкольников
- Авторы: Краковская М.С.1,2
-
Учреждения:
- Педагогический колледж
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 278-282
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/114913
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113309
- ID: 114913
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постоянные социально-экономические и политические преобразования в РФ отражаются на всех сферах жизни человеческого общества. В рамках всеобщей конкуренции главным ресурсом и ценностью выступает квалифицированный труд, основой которого являются передовые научные знания, концепции и достижения. В последнее время обозначенной проблеме уделяется повышенное внимание со стороны как государственной системы образования, так и работодателей, чем и обусловлена актуальность данной работы. Значимым становится вопрос о качественной подготовке специалистов, владеющих заявленной компетенцией. В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме формирования рассматриваемой компетенции, оценивается её текущее состояние, определяется роль данного феномена в жизни современного человека. Сегодня социально-коммуникативное направление развития детей в целом и построение социального пространства отношений дошкольников в частности является приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций, требующим от педагога специальных знаний, умений и навыков. Конечным результатом деятельности любого высшего учебного заведения является профессиональная подготовка профессионально-компетентного выпускника, способного подстраиваться под постоянно меняющиеся социально-экономические условия. Проблема формирования исследуемой компетенции в образовательной среде вуза является актуальной в ситуации реформирования образования. Способ решения данной проблемы видится в совершенствовании образовательного процесса, в основе которого лежит профессиональная подготовка будущих педагогов с учетом требований образовательных стандартов.
Полный текст
В настоящее время современные условия поставили перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентных специалистов, которые обладают способностью эффективно решать профессиональные задачи, готовностью к самообразованию, саморазвитию, повышению квалификации. Процессы обновления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дошкольного образования, направлены на достижение высокого уровня теоретической и практической готовности. Это возможно посредством обеспечения практико-ориентированного обучения в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
К профессионально важным личностным качествам педагога и уровню его подготовки выдвигаются высокие требования в связи с современными тенденциями трансформации профессионального образования.
Ведущее направление развития профессионального образования – это формирование конкурентоспособности выпускника вуза. Следовательно, конкурентоспособность как уровень сформированности компетенций будущих педагогов приобретает сегодня первостепенное значение.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратура) (далее – ФГОС ВО) ориентировано на переход процесса обучения с когнитивной на компетентностную модель обучения и изменение качества высшего образования, составляющие образовательную систему: программы и стандарты; система управления; уровень квалификации научно-педагогического состава; условия самовоспитания и самообучения студентов, результат обучения.
Обеспечение профессионально компетентными педагогическими кадрами дошкольных образовательных организаций в настоящее время особенно актуально. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт), а также ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратура) в процессе обучения акцентируется внимание на качественной практико-ориентированной профессиональной подготовке обучающихся в вузе, вследствие чего актуально применение нового подхода к подготовке будущих педагогов.
В настоящее время приоритетной целью дошкольного образования является расширение возможностей развития и формирования ребёнка, создание условий для конструктивных процессов социального и личностного развития, в связи с чем требуется совершенствование процесса подготовки профессионально компетентных педагогов, готовых обеспечить сопровождение уникального периода детства, в направлении качественного обновления содержания и организации учебного процесса в учреждениях высшего образования.
Сегодня основу процесса интенсивного развития высшего образования составляет компетентностный подход, который актуализирует вопросы подготовки выпускника, непрерывности обучения, формирования и оценивания компетенций обучающихся. Суть компетентностного подхода – реализация профессионально важных качеств личности и формирование компетенций, в связи с чем готовность и способность выпускника к реализации эффективной педагогической деятельности в различных социально-значимых условиях становится главным результатом образования.
С принятием ФГОС ДО в системе дошкольного образования изменились требования к развивающей предметно-пространственной среде, её моделированию, к организации и осуществлению образовательной деятельности, к проведению диагностики и, следовательно, к компетенциям педагогов дошкольного образования. Положения Профессионального стандарта определяют, что современный педагог обязан владеть компетенциями, необходимыми в условиях работы с дошкольниками.
Следовательно, современные тенденции развития образования, содержание нормативных документов в сфере образования предъявляют определенные требования к уровню профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования. Введение в практику ФГОС ВО – это новый виток в русле модернизации профессионального образования в РФ, поэтому в современной педагогической теории основными понятиями являются термины «компетенция» и «компетентность».
Компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе освоения ООП ВО, определяются ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки. Вместе с тем результаты и компетенции процесса образования выступают как главные целевые установки при реализации стандартов высшего образования.
Накопленный теоретический и эмпирический потенциал обусловливает необходимость изучения проблемы формирования исследуемой компетенции, что усиливается недостатком методических разработок в сфере теории по данному вопросу. Также до сих пор в практике данная проблема не исследована. Изучение истории вопроса показало, что вопрос системы работы по данной проблеме отсутствует как один из элементов содержания педагогического образования. Вместе с тем отсутствие целенаправленного формирования данной компетенции препятствует результативности профессионального развития будущих педагогов.
Проблемы профессиональной подготовки рассмотрены в трудах таких отечественных ученых, как М.И. Дьяченко [1], Э.Ф. Зеер [2], И.Ф. Исаев [3], Л.А. Кандыбович [1], В.А. Сластенин [3], Е.Н. Шиянов [3] и др. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, что «система знаний, навыков, отвечающая будущей специальности студента, – необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. <…> Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. <…> Повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к учению – важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений. <…> В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований профессии к личности студента. Индивидуальные качества существенно влияют на учебную деятельность студента, выливаясь в индивидуальную динамику формирования знаний, навыков, умений» [1, с. 286–298].
В исследованиях отечественных (Л.Р. Вотякова, Т.Г. Макусева [4], М.В. Долгих [5], Н.А. Морева [6] и др.) и зарубежных (S.R. Curtis [7], R.J. Lloyd, S.J. Smith [8], H.-L. Wang [9], K. Winter [10] и др.) исследователей представлены основные методологические и содержательно-технологические аспекты подготовки будущих специалистов психолого-педагогического направления к профессиональной деятельности. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Л.Р. Вотякова, «компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности, которые обеспечивают ценностные ориентации содержания, мотивы и практическую готовность к деятельности. <…> Понятие «компетенция» создает возможности для отражения единства теоретической и практической готовности студента – будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности» [11, с. 16–18].
Становление и развитие профессиональных компетенций проанализировано в трудах значительного количества учёных (В.И. Байденко, Дж. ван Зантворт [12], Е.В. Вовк, Е.В. Везетиу [13], И.А. Зимняя [14], Н.В. Кузьмина [15], О.И. Мезенцева [16] и др.), но в то же время примечательно, что в связи с постоянным развитием современного рынка труда к специалисту предъявляются всё более высокие требования в части обладания глубокими знаниями, специальной подготовкой, а также повышения своего профессионального уровня.
Как показывает анализ современных подходов к подготовке педагогов, в настоящее время данный процесс нацелен «на становление компетентности как совокупности определённых компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [17, с. 88].
Перечень необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций зафиксирован в стандартах высшего образования. Совокупность компетенций на современном этапе является результатом процесса подготовки будущих педагогов в сфере дошкольного образования в образовательном пространстве вуза.
Анализ показал, что в исследованиях последних лет, посвящённых проблемам профессионального образования специалистов, показана связь компетентности с их готовностью к действиям в разных профессиональных ситуациях (В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова [18], А.В. Хуторской [19] и др.), что обусловливает возникновение новых требований к содержанию и организации процесса подготовки педагогов, включая дошкольные образовательные организации. В связи с введением новых ФГОС ВО и последующее их внедрение в процесс подготовки педагогов в вузе возникает необходимость осуществления нового подхода к организации и содержанию процесса подготовки студентов – будущих педагогов для системы дошкольного образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.
Следовательно, особенностями профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе являются совершенствование процесса подготовки обучающихся с целью усиления практической направленности такого рода подготовки в соответствии с ФГОС ВО и стандартом педагога.
Отечественные и зарубежные ученые разрабатывали психолого-педагогические аспекты понятия «компетенция» и компетентностного подхода. В трудах Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, Б.Т. Лихачева и др. рассмотрены философско-методологические аспекты развития профессиональной компетентности. В трудах Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др. решаются психолого-педагогические проблемы развития профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях профессионального образования, а также раскрываются теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности.
Независимо от того, что в педагогической науке достаточно часто встречается категория «компетенция» (В.Н. Введенский [20], А.Н. Дахин [21], И.А. Зимняя [14], А.В. Хуторской [19] и др.), в настоящее время однозначная трактовка данного конструкта отсутствует.
Большинство учёных, педагогов, психологов сходятся во мнении, что содержательное наполнение понятия «компетенция» логически связано с деятельностным результатом процесса обучения и ориентировано на развитие способности к интеграции базовых знаний, умений и навыков в целостное единство ради достижения качественного результата в соответствии с поставленными целями, функциями, ситуацией, действительностью и возможностями.
В понимании А.В. Хуторского компетенция – это «заданное социальное требование к образовательной подготовке, необходимое для эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере» [19].
Термин «компетенция» в педагогике трактуется как «1) круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями, опытом; возможность установления субъектом деятельности связи между знанием или ситуацией; 2) возможность установления субъектом деятельности связи между знанием или ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации» [22, с. 151–152].
Важным направлением деятельности воспитателя, которое предполагает наличие у педагога соответствующих знаний, умений и навыков, действий и пр., является деятельность по построению социального пространства отношений дошкольников.
Нами конкретизировано понятие «социальное пространство отношений дошкольников». Мы отталкиваемся от понятия, данного Н.В. Ивановой [23]: под социальным пространством отношений дошкольников мы понимаем систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка, формирующуюся в результате восприятия объективных связей, взаимодействий со сверстниками, возникающих в подсистеме «ребенок – детская общность» и реализующихся с учетом специфики функционирования разных социальных институтов и групп. Целью построения социального пространства отношений дошкольников является «педагогическое сопровождение и поддержка социального взросления ребенка-дошкольника через гармонизацию процессов социализации-индивидуализации в группе сверстников и создание условий для развития ребенка как субъекта социальных отношений» [23, с. 26].
Важно подчеркнуть, что в соответствии с ФГОС ДО приоритетным направлением развития дошкольников выступает сейчас социально-коммуникативное развитие [24], а социализация выступает как один из объектов профессиональной деятельности выпускников психолого-педагогического направления – бакалавров и магистров. В стандарте дошкольного образования отмечается, что целевым ориентиром на этапе завершения ребенком дошкольного образования «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; <…> ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками» [24].
Подготовка педагогов в вузе для системы дошкольного образования обусловлена субъективными и объективными причинами, связанными с реальными условиями их будущей профессиональной деятельности, где в настоящее время особенно актуальна гуманистическая позиция по отношению к детям.
Готовность к деятельности определяется как целостное состояние личности, которое предполагает актуализацию в ходе подготовки к педагогической деятельности качеств личности, способностей и выступает результатом развития компетенций специалиста.
Компетенция построения социального пространства отношений дошкольников предусматривает наличие у будущих педагогов определенных профессионально-личностных качеств, определяющих готовность к профессиональной деятельности. Следовательно, готовность позволяет выпускникам профессионально действовать согласно приобретенным в период обучения в вузе компетенциям, способствуя формированию и развитию компетентности.
Профессиональная готовность и компетентность выступают как две взаимодополняющие единицы, что дает возможность рассматривать данные понятия в качестве интегративной характеристики личности выпускника вуза.
Структура и содержательная характеристика компонентов компетенции построения социального пространства отношений представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура компетенции построения социального пространства отношений дошкольников у будущих педагогов
На основании вышесказанного, формирование компетенции построения социального пространства отношений дошкольников требует от будущих педагогов профессиональной осведомлённости об особенностях педагогической деятельности, наличия устойчивого к ней интереса, комплекса психолого-педагогических и научно-методических знаний и дополнительных умений и навыков.
Таким образом, современное общество требует от учреждений высшего образования практико-ориентированной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля, обладающих комплексом знаний в области построения социального пространства отношений детей, мотивацией к педагогической деятельности, способностями к конструктивному взаимодействию и общению с субъектами образовательного процесса, а также владеющих умениями принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях в условиях дошкольного образования. Отсюда следует, что проблема формирования исследуемой компетенции в образовательной среде вуза является актуальной в ситуации реформирования образования. Способ решения данной проблемы видится в совершенствовании образовательного процесса.
Об авторах
Марина Сергеевна Краковская
Педагогический колледж; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: mkrakovskaya@kantiana.ru
преподаватель кафедры педагогики дополнительного образования; соискатель Института образования и гуманитарных наук
Россия, г. Черняховск, Калининградская область; г. КалининградСписок литературы
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1993. 368 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 395 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2016. 543 с.
- Вотякова Л.Р., Макусева Т.Г. Педагогические основы формирования компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. СПб.: Свое изд-во, 2015. 204 с.
- Долгих М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2007. 193 с.
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 427 с.
- Curtis S.R. Mentor training: feasibility of a web-based program to train mentors of distance dietetic management graduate students: PhD thesis. Oregon, 2001. 184 p.
- Lloyd R.J., Smith S.J. Interactive flow in exercise pedagogy // Quest. 2006. Vol. 58, iss. 2. P. 222–241. doi: 10.1080/00336297.2006.10491880.
- Wang H.-L. Early childhood educators’ perceptions of professional competence in preschool settings. Pennsylvania State University, 2005. 148 p.
- Winter K. Building relationships and communicating with young children: a practical guide for social workers. London: Routledge, 2011. 176 p. doi: 10.4324/9780203836729.
- Вотякова Л.Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2010. 37 с.
- Байденко В.И., ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. 673 с.
- Вовк Е.В., Везетиу Е.В. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход: колл. монография. Ялта, 2018. С. 30–35.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Модэк, 2010. 447 с.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: РГБ, 2004. 144 с.
- Мезенцева О.И. Развитие профессиональной компетентности современного педагога в системе повышения квалификации: монография. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 226 с.
- Краковская М.С. Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 88–95.
- Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2007. 190 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64.
- Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие. СПб.: Просвещение, фил., 2004. 158 с.
- Дахин А.Н. Модели компетентности участников образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 257 с.
- Компетенция // Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 151–152.
- Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Киров, 2004. 36 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/499057887.
Дополнительные файлы
