Развитие художественно-творческих способностей студентов на основе академической системы художественной подготовки
- Авторы: Петрова Л.Е.1, Фитьмов Е.А.1
-
Учреждения:
- Ставропольский государственный педагогический институт
- Выпуск: Том 11, № 2 (2022)
- Страницы: 310-314
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/109868
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022112308
- ID: 109868
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной научной статье авторами высказываются некоторые критические мысли относительно ситуации, сложившейся за последние годы в области подготовки педагогических кадров творческих направлений. Авторами поднимается вопрос о необходимости вернуться к основам академического художественного образования художников-педагогов в связи с возникшими проблемами, связанными с принятием Болонской системы образования. На основе изучения публикаций известных советских и российских художников-педагогов и личных наблюдений авторами статьи обосновывается необходимость развития художественно-творческих способностей студентов, основываясь на лучших традициях российского академического художественного образования, в основе которого решающее значение отдаётся работе с натуры. Особенностью этих дисциплин является объединение в учебном процессе учебно-познавательных и художественно-творческих задач. Уточняется понятие художественно-творческих способностей как комплекса индивидуальных свойств личности, понятие индивидуальной манеры в художественном творчестве. Особое внимание в статье обращено на педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, на раскрытие индивидуальности личности. Проблему развития художественно-творческих способностей у студентов на занятиях по академическим художественным дисциплинам необходимо решать целенаправленным руководством педагога-наставника. Сделан краткий анализ возможных путей решения проблемы развития художественно-творческих способностей будущих художников-педагогов.
Полный текст
Российская система высшего образования несколько столетий являлась устойчивой системой, неуклонно следующей приоритетам общества и государства. К сожалению, переход России в 2003 году на Болонскую систему образования, тем более учитывая последние события в мире, не принес с собой положительных изменений, скорее наоборот, вызвал ряд противоречий [1].
Безусловно, можно сказать, что формирование отдельного перечня компетенций, предусмотренных Болонской системой, играют важную роль в подготовке студента. Однако на практике обладание набором компетенций не гарантирует того, что из стен высшего учебного заведения выйдет сформировавшийся профессионал. Скорее всего, уровень подготовки выпускника будет отражать целый комплекс личностных и профессиональных качеств, умение решать практико-ориентированные задачи и действовать в новых нестандартных ситуациях.
Проблема исследования заключается в выявлении комплекса педагогических условий для развития художественно-творческих способностей студентов творческих направлений, в частности художников-педагогов, позволяющего строить процесс обучения на основе личностно-деятельностного подхода в процессе изучения академических художественных дисциплин. Решение данной проблемы является целью данного исследования.
Предметом изучения выступают содержание, формы, методы, повышающие эффективность развития художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения академического рисунка и живописи.
Интерес к проблеме обусловлен созревшей необходимостью изменения подходов к профессиональной подготовке художников-педагогов на уровне государственной политики в сфере высшего образования.
Вопросам методики преподавания художественных дисциплин посвящены труды известных российских ученых: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Ю.М. Кирцера, B.C. Кузина, Б.Н. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского и других авторов. В этих работах нашли отражение различные вопросы, связанные с методикой преподавания художественных дисциплин, в том числе живописи и рисунка, за прошедший век [2–9].
Однако в области высшего образования процесс подготовки педагогов творческих направлений характеризуется некоторым перекосом в сторону методической подготовки по изобразительному искусству в ущерб их практическим навыкам. Почему-то возникло такое мнение, что учителю изобразительного искусства не нужно самому уметь хорошо рисовать, ведь педагогический вуз готовит не художников, а учителей. Вот только в таком случае как может педагог развивать у ребенка художественно-творческие способности, если сам не обладает соответствующими навыками? В творческой профессии, как возможно, ни в какой другой, важен личный пример учителя. Все эти явления происходят на фоне и так невысокого уровня общеобразовательной подготовки школьников.
Снижение общего уровня поступающих абитуриентов в педагогические вузы на творческие направления связан с такими причинами, как частичная утрата моральных ценностей в молодежной среде; снижение качества подготовки в общеобразовательной школе, в том числе замена дисциплин гуманитарного цикла на другие учебные дисциплины; доминирование информационно-коммуникационных технологий в жизни человека в целом.
Сложилась порочная практика, когда студенты, обучающиеся академическим дисциплинам, таким как рисунок и живопись, работая в аудитории над постановкой с натуры, одновременно используют телефоны, срисовывают изображение оттуда. Студенты отвыкают мыслить самостоятельно, проводить анализ и сравнение, делать обобщение и отбирать необходимые средства выразительности в работе. Также в последние годы появилось большое количество псевдообучающих курсов, пособий, как правило, почерпнутых из иностранных источников, которые условно можно назвать «как за 20 минут научиться рисовать голову», и тому подобная литература, интернет-ресурсы. Весь этот мутный поток не имеет никакого отношения к традиционной академической системе обучения изобразительному искусству, принятой в российском образовании, и способен только дезориентировать обучающихся.
Все перечисленные обстоятельства заставляют задуматься о необходимости реверсировать образовательный процесс таким образом, чтобы он вернулся к основам академической системы художественной подготовки, в основе которой лежит работа с натуры, решение творческих задач на учебных занятиях [10, с. 69].
Возраст выпускников школ, поступивших в педагогические вузы, – это время, когда развитие художественно-творческих способностей у молодого человека очень важно, так как само творчество включает в себя способность к саморазвитию, самовоспитанию, самооценке; складывается интеллектуально-практический инструментарий, необходимый для овладения сложными мировоззренческими понятиями.
Саморазвитие – деятельность личности субъект-субъектного характера, направленная на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления и творческой самореализации.
Самовоспитание – систематическая и сознательная работа человека над собой по решению личных и общественно значимых задач. Самооценка характеризуется эмоциональной оценкой самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков [11, с. 198].
Обратимся к уточнению понятия художественно-творческие способности. Специфической характеристикой художественных способностей является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой единую основу всех видов художественного освоения мира. По отношению к нему более специальные способности (в том числе изобразительные) выступают как его конкретизация применительно к отдельным областям искусства, по-разному отображающим мир, требующим различного сенсорного обеспечения и т.д.
Известный отечественный психолог Л.Б. Ермолаева-Томина неоднократно писала о том, что художественное творчество включает в себя определенные дополняющие друг друга компоненты: чувственный, логический, творческий. Сочетание эмоций с логическим анализом происходящего в мире направляется на исследование и творческое преобразование действительности средствами изобразительного искусства [12, с. 141].
Художественные способности – особые качества человека, возникшие на основе работы памяти, мышления, воображения, эмоций, необходимые ему для создания художественных произведений. Интерес представляет концепция А.А. Мелик-Пашаева, он считает, что художественные способности – не особая часть психики человека, а скорее особое ее состояние [13, с. 22].
Как ранее отмечалось в наших публикациях, художественно-творческие способности мы понимаем как «индивидуальные свойства личности, отражающие умение создавать художественный образ различными изобразительными материалами, характеризующийся многоплановостью замысла, процесса и продукта, определяющийся эстетическим отношением личности к окружающему миру» [14, с. 120].
Основой обучения академической живописи и рисунку является рисование с натуры, её непосредственное изучение. Педагогические требования систематической тренировки восприятия через выполнение специальных упражнений делают его более устойчивым, способствуют формированию творческого виденья. Особенностью данных учебных дисциплин является объединение в учебном процессе учебно-познавательных и художественно-творческих задач.
Таким образом, можно говорить о том, что сведение учебного процесса к овладению неким набором компетенций не может привести к развитию художественно-творческих способностей в полной мере.
Известно, что в детском возрасте необходимы педагогические условия для преобразования задатков в способности, подобное можно сказать и о подготовке студентов будущих учителей изобразительного искусства. Проблема педагогического руководства – одна из важнейших в развитии художественно-творческих способностей. Необходимо руководствоваться определенными педагогическими установками и дидактическими средствами, которые будут регулировать логические и чувственные мотивы в учебной деятельности [15; 16]. А основой этой деятельности должна стать доверительная эмоциональная обстановка между участниками образовательного процесса.
Основой живописи в процессе работы с натуры является восприятие и анализ художником цветотональных отношений изображаемых объектов [17]. Результатом восприятия выступают как объективные, так и субъективные факторы, то есть физиологическое восприятие цветовой волны, формы и размера объектов и психологическая индивидуальная особенность восприятия каждого человека.
Стоит отметить, что сложность занятий по академической живописи состоит в том, что требуется длительная работа по овладению студентами знаниями колористических отношений и формированию умений их практического применения, сопряженная с индивидуально-психологическими особенностями студентов. Подтверждением этому является тот факт, что, выполняя одну и ту же работу с натуры, в итоге мы наблюдаем достаточно интересные индивидуальные подходы в работах студентов [18].
Интересен в контексте изучения нашей проблемы метод известного российского художника-педагога Н.П. Крымова, который особое внимание при обучении молодых художников уделял «постановке глаза», используя различные упражнения для развития колористического видения, успешного овладения способами передачи цветовых и тональных отношений в живописи [19].
Важное место в развитии художественно-творческих способностей занимает самостоятельная продуктивная деятельность студентов, выполнение рисунков и этюдов с натуры и по памяти. Устойчивое положительное отношение студентов к себе как субъекту предстоящей педагогической деятельности является показателем того, что профессиональное обучение имеет для него личностный смысл. Учитель должен хорошо знать особенности живописных и графических материалов, принципы работы ими, чтобы убедительно раскрыть перед школьниками возможности той или иной техники. Обязательными профессиональными качествами художника-педагога, на наш взгляд, являются: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также такие качества личности, как педагогический такт, эмпатия, эрудированность, стремление к творческому саморазвитию.
В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется постепенное усложнение заданий. Первыми натурными постановками являются небольшие постановки с двумя-тремя объемными предметами. Эти постановки дают возможность изучать цвет отдельных предметов в различной среде. Освоение этих заданий студентами происходит по-разному, поэтому необходим дифференцированный подход к каждому. В процессе выполнения заданий происходит освоение индивидуальной манеры письма, а также поиск новых стилистических закономерностей живописи.
В словаре Г.В. Беда мы встречаем описание манеры в контексте художественной деятельности как технический способ исполнения художественного произведения. Манера – неповторимый почерк художника, его собственный стиль в контексте художественного стиля эпохи, направления, школы.
Говоря об индивидуальной манере в живописи, безусловно, подразумевается большой спектр художественных изобразительных средств, среди которых особый колорит в работах того или иного мастера угадывается наиболее отчетливо. Например, мы можем вспомнить тихие, словно в тумане, работы В.Э. Борисова-Мусатова или глубокие по тону и лиричные портреты Амадео Модильяни, яркую живопись Анри Матисса, вибрирующий мазок в картинах Игоря Грабаря и многих других художников.
Очень важно, на наш взгляд, применять такой метод, который был очень популярен в художественных академиях – метод копирования. Выдающиеся выпускники Российской академии художеств проводили время в копировальных классах и понимали значение такой работы, поскольку обучающийся приобретал целый комплекс важных профессиональных умений: знание о технике работы различными материалами, умение анализировать форму, расширение представлений о выразительных возможностях цвета, воспитание художественного вкуса [20, с. 178].
Если говорить об обучении рисунку, следует понимать, что графику можно условно классифицировать на работу с натуры, работу по памяти, работу по представлению. Рисующий в процессе творческой переработки натуры способен осуществить выбор необходимых средств для придания изображению более объемной или более плоскостной характеристики. Отсюда можно говорить о таком типе, как живописный рисунок. Не научившись рисовать с натуры, невозможно двигаться дальше в своем творческом развитии.
Из вышесказанного становится понятно, что рисование с натуры является необходимой частью любого творческого процесса в изобразительном искусстве.
Проблему развития художественно-творческих способностей у студентов на занятиях по академическому рисунку и живописи необходимо решать целенаправленным руководством педагога. Благодаря выполнению и повторению в условиях учебной мастерской аналогичных заданий, закрепляются технические приемы работы над постановкой и усваиваются принципы решения определенных задач. Систематическая работа является дидактической основой, на которой формируются знания, умения, навыки с учетом оптимального отбора педагогом методов обучения для конкретных учебных и творческих задач [21, с. 45].
От студентов требуется способность к самостоятельному поддержанию в себе интереса к учебе и выбранной профессии, так как учебная деятельность требует постоянной рефлексии. В результате процесса обучения учащийся приобретает опыт, который посредством рефлексии трансформируется им в знания, необходимые для достижения высокого уровня профессионального мастерства [22, с. 357].
В живописной работе рефлексия заключается в том, что студент, имея свободу воображения, пробуя разные живописные решения, компонует цветовые сочетания с учетом работы с натуры или по представлению. Такая работа актуализирует способность художника предвидеть результат целого образа до его завершения.
Таким образом, исследование проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на основе академической системы художественной подготовки позволяет сделать определенные выводы по существу изучаемой проблемы:
– Художественно-творческие способности – это совокупность определенных качеств и умения: эстетические чувства и действия (сенсорно-перцептивные категории освоения пространства); познавательная активность (интенсивность мыслительной деятельности, самостоятельность); творческий стиль деятельности (выдвижение оригинальных идей, использование нестандартных способов решения задач); рефлексивные способности (осознание своей индивидуальности); мотивация саморазвития (совокупность личностных и ситуативных факторов, которые побуждают человека к полной реализации своих способностей).
– Важное значение для решения поставленной проблемы имеет положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Только целенаправленное обучение, создание специальных педагогических ситуаций дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей личности.
– Развитие художественно-творческих способностей возможно только в процессе активной, осознанной художественно-творческой деятельности обучающихся.
– Занятия с натуры, по нашему убеждению, являются основным условием для достижения профессиональных качеств будущего художника-педагога. Профессионально поставленное зрение путем наблюдения и анализа обусловливает успешность изучения натуры. Большую роль в этом процессе играет память. Когда рисующий воспринимает объект, то этот процесс обработки информации дополняется знаниями об аналогичных объектах, уже ранее имевшихся в его сознании, таким образом, восприятие носит творческий характер. Кратковременное и длительное запоминания являются двумя уровнями памяти. Рисование с натуры основывается на кратковременной памяти, при творческой работе большее значение имеет длительная память, благодаря которой происходит накопление информации.
– Будущему учителю изобразительного искусства важно осознавать социальную и культурологическую значимость своей профессии, чтобы, обладая знаниями и технологиями обучения, суметь привить воспитанникам интерес к искусству и стремление к творческой самореализации.
Об авторах
Людмила Евгеньевна Петрова
Ставропольский государственный педагогический институт
Email: milagen@mail.ru
доцент кафедры педагогических арт-технологий
Россия, СтавропольЕвгений Алексеевич Фитьмов
Ставропольский государственный педагогический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: fitmoff@yandex.ru
доцент кафедры педагогических арт-технологий
Россия, СтавропольСписок литературы
- Муромцева А.К. Болонский процесс: проблемы и последствия реализации в России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14 января 2015 года). СПб.: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 10-12.
- Беда Г.В. Живопись: учебник для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 190 с.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. 359 с.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2003. 270 с.
- Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие. Изд. 4-е, испр. М.: Оникс, 2005. 303 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 175 с.
- Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (Мемуар. записи). Омск, 2002. 248 с.
- Унковский А.А. Цвет в живописи: учеб.-метод. пособие. М.: Просвещение, 1983. 64 с.
- Чеботкин В.А. Традиция и русское изобразительное искусство // Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации: сб. науч. ст. II междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 26 ноября 2020 года. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 66-73.
- Общая педагогика: учеб. пособие. Ч. 1 / под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. 288 с.
- Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2003. 304 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1994. 36 с.
- Петрова Л.Е. Формирование художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения живописи в условиях современного педагогического вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 7. С. 115-125.
- Гираева А.Н. Развитие художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2009. 23 с.
- Белов Д.И. Особенности обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 26 с.
- Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). М.-Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2003. 352 с.
- Абрамова В.В. Портретная живопись: учеб.-метод. пособие. Липецк: Липецкий ГПУ, 2018. 65 с.
- Николай Петрович Крымов - художник и педагог / сост. С.В. Разумовская, Н.Н. Моргунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1989. 223 с.
- Иванова Т.В. История преподавания академического рисунка в России в XVIII-XIX веках. Опыт художников-педагогов // Педагогика искусства. 2016. № 3. С. 171-179.
- Педагогика искусства и современное художественное образование: монография / Е.М. Акишина (рук. авт. кол.) и др. М.: ТЦ Сфера, 2017. С. 38-56.
- Кулагина А.А. Развитие творческого профессионального мышления студентов педагогического вуза: проблемы и пути решения // Проблемы творческого развития личности в системе образования: сб. науч. ст. по мат-лам всерос. науч.-практ. конф., Москва, 25 апреля 2019 года / ред.-сост. О.Д. Никитин. М.: Сам полиграфист, 2019. С. 354-359.
Дополнительные файлы
