Research results of Samara State University of Social Sciences and Education in 2021

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The research activity of Samara State Socio-Pedagogical University in 2021 was determined by the tasks in the field of scientific activity set out in the National Project "Science" and Decree of the President of the Russian Federation No. 812 dated December 25, 2020 "On holding the Year of Science and Technology in the Russian Federation". The fulfillment of the tasks set out in these documents allowed the scientific and pedagogical staff of SSSPU to achieve important results.

Full Text

 

Научно-исследовательская деятельность Самарского государственного социально-педагогического университета в 2021 г. определялась задачами в области научной деятельности, изложенными в Национальном проекте «Наука» и Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 812 «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий». Выполнение задач, поставленных в этих документах, позволило научно-педагогическому коллективу СГСПУ добиться важных результатов.

В 2021 г. университет выполнял три государственных задания в сфере научной деятельности. Прикладное исследование: «Методика реализации образовательных программ гуманитарного профиля среднего общего образования в условиях применения моделей смешанного обучения» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Брыксина). Фундаментальные исследования: «Методология и методика разработки стратегии развития образования в регионе» (научный руководитель – доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор Л.И. Фишман) и «Формирование российской гражданской идентичности в образовательном процессе» (научный руководитель – доктор исторических наук, доцент С.О. Буранок). Анализ результативности деятельности научных коллективов свидетельствует, что все задачи государственных заданий, запланированные на 2021 г., были выполнены полностью и без отклонений.

Научно-педагогический коллектив вуза проявил высокую активность при подаче заявок на конкурс по получению государственных заданий в сфере научной деятельности на 2022–2024 гг. Было подано 53 заявки от всех структурных подразделений вуза. В настоящее время заявки проходят экспертизу в Российской академии наук.

Важным событием в научной деятельности университета стало открытие Самарского научного центра Российской академии образования на базе СГСПУ. Под руководством научного руководителя Центра – кандидата педагогических наук, доцента С.А. Севенюк – проведено несколько крупных мероприятий, получивших положительный резонанс среди педагогической общественности региона. Среди них такие значимые мероприятия, как международный педагогический форум: «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы», региональный конкурс для работников дошкольных образовательных организаций «Растим патриотов Самарской губернии», конкурс исследовательских проектов учащихся начальных классов «Мы сами открываем чудеса» и др.

В истекшем году вуз выполнял работу по 6 грантам:

– «Этнокультурное взаимодействие населения Среднего Поволжья в каменном веке» (РНФ) (руководитель – К.М. Андреев, кандидат исторических наук, доцент);

– «Многомерность сознания как проблема современной психологии: типологизация подходов и конструирование системы категориальных пространств» (РФФИ) (руководитель – Г.В. Акопов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации);

– «Возраст одарённости: от шести до семи» (РФФИ) (руководитель – Д.В. Иванов, кандидат психологических наук, доцент);

– «Выявление особенностей одарённости детей 6–7 лет средствами современного искусства» (РФФИ) (руководитель – Л.Ю. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент);

– «Социально-психологические проблемы политической активности учащейся молодежи. Ценностно-ориентационный подход» (РФФИ) (руководитель – Е.Л. Чернышова, кандидат психологических наук, доцент);

– «Религиозные практики чувашей: традиции и их трансформация (конец XX – первые десятилетия XXI в.)» (РФФИ) (руководитель – Е.А. Ягафова, доктор исторических наук, профессор).

В 2021 г. преподавателями вуза было подано 15 заявок на получение грантов.

В 2021 г. научно-педагогические работники университета стали авторами серьёзных научных исследований. Среди них можно выделить монографические работы Е.Д. Макеевой «Власть и общество в России: взаимоотношения в сфере охраны природы (1917–1991 гг.); С.О. Буранка «"Сражающийся Китай" 1931–1949 гг. в оценках периодической печати США»; А.И. Репинецкого «Военная столица СССР. 1941–1943 гг. Очерки истории города Куйбышева в годы Великой Отечественной войны»; Е.Н. Залевской и О.К. Поздняковой «Позиция учителя: ценности и смыслы»; коллективную монографию Д.В. Иванова, Л.Ю. Калининой и Н.А. Никитина «Возраст одарённости: от шести до семи»; авторского коллектива (в составе которого – 3 студента исторического факультета) под руководством С.О. Буранка «Формирование российской гражданской идентичности в образовательном процессе» и ряд других не менее интересных изданий.

Особый интерес научной общественности вызвал выход в свет коллективной монографии «Колониальное знание в постколониальную эпоху: историческое моделирование асимметричных конфликтов». Т. II (авторский коллектив: С.Г. Малкин, С.О. Буранок, Я.А. Левин, Д.А. Нестеров, под редакцией С.Г. Малкина). Обострившаяся международная обстановка придала особое значение этому монографическому исследованию. Оно подвело итоги комплексного анализа исторического моделирования асимметричных конфликтов как метода военно-политического планирования второй половины ХХ – начала XXI вв. Коллектив исследователей реконструировал особенности рецепции колониального опыта европейских держав при проведении антиповстанческих операций США в Ираке и Афганистане в эпоху глобальной «войны с террором». Полученные результаты позволили сделать более аргументированными споры о специфике внешней политики ведущих держав современного мира с точки зрения гуманитарных технологий и организации контрпартизанской борьбы.

Научно-педагогические работники вуза вносят вклад в подготовку специалистов высшей квалификации. Это выражается в деятельности трёх советов по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. СГСПУ выступил ведущей организацией по кандидатским и докторским диссертациям, преподаватели вуза выступили оппонентами по 18 диссертациям, подготовили отзывы на авторефераты 30 докторских и кандидатских диссертаций. Соискатели учёных степеней имеют первоочередное право публикации в научных журналах вуза: во включённом в перечень ВАК журнале «Самарский научный вестник» (главный редактор – доктор исторических наук, профессор, ректор университета О.Д. Мочалов; ответственный секретарь – старший преподаватель А.С. Яицкий) и индексируемом в РИНЦ журнале «Поволжский педагогический вестник» (главный редактор – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования О.К. Позднякова; ответственный секретарь – ассистент М.В. Магазирова).

В Год науки и технологий возросла публикационная активность научно-педагогических работников. В рецензируемых изданиях (ВАК) опубликовано 163 статьи; в РИНЦ – 798; в других российских научных журналах – 489; в зарубежных изданиях опубликовано 62 статьи, а в соавторстве с зарубежными учёными – 23 статьи. Таким образом, всего опубликовано 1287 статей. Это очень впечатляющий результат.

Неплохие показатели и по одному из ведущих критериев оценки научной деятельности вузов: публикация статей в международных базах научного цитирования. Опубликовано: в научных изданиях, входящих в систему Web of Science – 30 статей, входящих в систему Scopus – 50 статей. В течение ряда лет первенство в публикациях статей, входящих в вышеназванные базы, принадлежит научно-педагогическим работникам исторического факультета, опубликовавшим 35 статей. Традиционно второе место занимают преподаватели естественно-географического факультета, ставшие авторами 17 публикаций. Таким образом, на научно-педагогических работников вышеназванных факультетов приходится 65% публикаций в изданиях, входящих в международные базы научного цитирования.

Ограничения, введённые в связи с пандемической ситуацией, не наложили негативного отпечатка на проведение научных мероприятий. На научных конференциях разного уровня было заслушано 668 выступлений научно-педагогических работников СГСПУ, в том числе на международных конференциях прозвучало 321 выступление наших коллег. На базе СГСПУ была проведена 31 конференция, в том числе 10 международных. Научно-педагогические работники приняли участие в 39 выставках, в том числе 11 международных. Продолжается добрая традиция проведения мемориальных конференций, посвящённых выдающимся педагогам и учёным, работавшим и продолжающим работать в нашем университете. Так, в истекшем году была проведена XXXVII зональная конференция литературоведов Поволжья, посвящённая 70-летию профессора О.М. Буранка (3–5 июля 2021 г., г. Самара).

Научная деятельность наших преподавателей отмечена наградами разного уровня. Доктор педагогических наук, профессор А.И. Смоляр награждена медалью Л.С. Выготского Министерства просвещения Российской Федерации. Лауреатами Губернской премии в области науки и техники за 2021 г. стали доктор исторических наук, доцент С.Г. Малкин и кандидат психологических наук, доцент Д.В. Иванов. Благодарности Организационного комитета Года науки и технологий автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты» получили доктор педагогических наук, профессор А.Л. Бусыгина и кандидат педагогических наук, доцент С.А. Севенюк, 15 научно-педагогических работников награждены Почётным знаком «За успехи в высшем образовании и научной деятельности». Всего в истекшем году сотрудники университета получили 188 наград: знаков отличия, почётных грамот, благодарностей, дипломов и т.д.

Одной из важных миссий университета является подготовка студентов к научной деятельности. Политика вуза направлена на как можно большее вовлечение обучающихся в научную деятельность. В университете активно работает студенческое научное общество (председатель – студент естественно-географического факультета С.А. Келлер, куратор – кандидат филологических наук, доцент А.В. Грицкова), проводятся конференции и конкурсы на лучшую студенческую научную работу. На базе университета работают несколько секций областной студенческой научной конференции «День науки». Студенты активно привлекаются в качестве соисполнителей к грантовой деятельности и выполнению государственных заданий в области науки. Университет способствует продвижению результатов научной деятельности студентов в научное сообщество, привлекая их к участию в научных конференциях различного уровня, публикуя первые научные работы магистрантов и бакалаврантов. Так, в 2021 г. на кафедре биологии, экологии и методики обучения издан 8-й выпуск межвузовского сборника научно-исследовательских работ студентов «Globularia» (отв. редактор – кандидат биологических наук, доцент А.А. Семенов, зам отв. редактора – старший преподаватель А.С. Яицкий). Примечательно, что в состав редколлегии сборника, наряду с известными учёными, входят и члены студенческого научного общества.

В отчётном году пятеро представителей СГСПУ (трое из которых – представители естественно-географического факультета) стали победителями авторитетного областного конкурса «Молодой учёный»:

– в направлении «Естественные науки» – студент естественно-географического факультета, председатель студенческого научного общества СГСПУ С.А. Келлер (за конкурсную работу по теме «Изучение структуры различных фитоценозов и экологических особенностей характерных для них видов в условиях антропогенного воздействия в пределах Среднего и Нижнего Поволжья»);

– в направлении «Гуманитарные и общественные науки» – кандидат исторических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения В.Р. Аветисян (за монографию «Институт восточных языков (Лазаревский институт) в истории русско-армянских взаимоотношений (XIX – первая четверть XX в.)»; аспирант этой же кафедры А.П. Григорьев (за цикл научных работ по теме «Новые данные к антропологическому изучению эпохи бронзы Самарского Поволжья»); аспирант кафедры отечественной истории и археологии О.К. Сухова (за монографию «История археологического изучения Самарской и Симбирской губерний во второй половине XIX – начале XX века»); аспирант кафедры педагогики и психологии С.С. Мишина (за цикл материалов по теме «Проблема подросткового суицида. Модель психолого-педагогической превенции»).

Отмечая безусловные успехи в научной деятельности, следует отметить и нерешённые проблемы. Несколько снизился финансовый доход от научной деятельности. Это связано со снижением грантовой поддержки в связи с фактической ликвидацией РФФИ, снижением интенсивности работ строительных и строительно-изыскательских организаций, что уменьшило денежные поступления в университет от хозрасчётной деятельности. Для ликвидации этих негативных тенденций необходимо повысить грантовую активность научно-педагогических работников, используя при этом участие в грантах, предоставляемых некоммерческими организациями. Научный потенциал преподавателей вуза позволяет активнее участвовать в хозрасчётной деятельности.

Новые вызовы, с которыми столкнулась российская наука в прошедшем году, требуют ещё большей активизации научной деятельности. Научно-педагогические работники СГСПУ способны достойно ответить на них.

×

About the authors

Aleksandr Ivanovich Repinetsky

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: a.repinetsky@yandex.ru

doctor of historical sciences, professor, vice rector for research work, professor of Domestic History and Archeology Department

Russian Federation, Samara

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Foto_Repinetsky

Download (237KB)

Copyright (c) 2022 Repinetsky A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies