Энеолитическая керамика стоянки Озименки II в Примокшанье

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье в рамках типологического и историко-культурного подхода к изучению гончарства проанализирован комплекс керамики волосовской культуры стоянки Озименки II, расположенной в Примокшанье. Ранее авторами проводились публикации неолитических материалов этого памятника, данная работа посвящена энеолитической посуде. В ходе исследования выделены наиболее устойчивые формы венчиков, элементы орнамента, орнаментальные мотивы. Для проведения технико-технологического анализа волосовская керамика была разделена на группы по характерным элементам орнамента. Была выделена характерная для всей энеолитической керамики стоянки традиция отбора сырья: преимущественное использование пластичной (незапесоченной) илистой глины в естественном увлажненном состоянии. Также зафиксированы рецепты формовочной массы, которые демонстрируют многообразие вариантов: ИГ + ПП + ОР, ИГ + ПП + Ш + ОР, ИПС + Ш + ОР, ИГ + ДР + Ш + ОР, ИГ + ОР, ИГ + ПП. По итогам исследования авторами сделан вывод о том, что материалы данного памятника следует отнести к среднему этапу волосовской культуры, поскольку здесь наблюдается сочетание посуды без орнамента и плотной орнаментации, преобладает слабопрофилированная форма сосудов, отсутствуют Г-образные венчики.

Полный текст

Введение

Стоянка Озименки II находится в Наровчатовском районе Пензенской области в правобережье р. Мокши. Данный памятник хорошо известен специалистам по представительному комплексу неолитической керамики [1, с. 113–120; 2, с. 136–137; 3, с. 4–16], который был изучен технико-технологическим анализом. Также коллекция с указанного памятника включает комплексы энеолита и бронзы. Публикации керамики медно-каменного века посвящена данная работа.

Материалы и методы исследования

Энеолитическая керамика стоянки Озименки II представлена 221 фрагментом. Толщина стенок 0,5–1,5 см, в основном 0,9 см. Цвет керамики серо-коричневый. Часть фрагментов заглажена с внутренней стороны. Венчики (всего 8 экз.) слабо загнуты внутрь (рис. 1: 3), прямые (рис. 1: 1, 2, 4) или слабо отогнутые наружу (рис. 1: 5–8). Около 50% фрагментов орнаментировано. Орнамент состоит из оттисков средне- и мелкозубого гребенчатого штампа, веревочки, прочерченных линий, а также овальных, прямоугольных и аморфных вдавлений. Гребенчатым штампом выполнены следующие орнаментальные мотивы: горизонтальные или наклонно расположенные отпечатки (рис. 1: 6, 8–10, рис. 2: 2, 3), горизонтальные пояски (рис. 2: 1). Гладким штампом выполнены ряды пересекающихся строенных линий (рис. 2: 5). К мотивам, выполненным ямчатыми вдавлениями, относятся: тройные горизонтальные ряды прямоугольных ямок (рис. 2: 4), двойные вертикальные ряды отпечатков овальной формы (рис. 2: 1, 2), а также ряды аморфных вдавлений (рис. 1: 3).

Анализ технологии изготовления керамической посуды проводился при помощи методики А.А. Бобринского [4, с. 67–113]. В ходе изучения фрагментов посуды под бинокуляром раскрываются следы работы гончарного мастера, представленные в изломе фрагмента керамики и на его поверхностях [5, с. 2–47]. Истолковывание технологических признаков производится путем их сравнительного анализа с известными отличительными следами приемов работы гончаров [6, с. 15–31], а также с сериями эталонов, которые созданы на базе Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства [7, с. 181–199; 8, с. 156–159].

Изготовление керамической посуды имеет четкую структуру, в которую входят три стадии и двенадцать ступеней производства. В нашем исследовании основной упор делается на рассмотрение первой стадии (подготовительной). В рамках данной стадии изучаются следующие ступени: 1 – отбор исходного пластичного сырья, 2 – добыча исходного сырья, 3 – обработка исходного сырья, 4 – составление формовочных масс [5, с. 2–47].

Для создания посуды использовали исходное пластичное сырье (ИПС), это природный материал, который могли применять как самостоятельное сырье для изготовления посуды [9, с. 193–214]. Гончары, бытовавшие на изучаемой стоянке, использовали два вида исходного пластичного сырья: илистая глина (ИГ) и глина (Г) (рис. 3). К илистым глинам относится сырье, в котором единично представлены мелкие углефицированные частицы растительных тканей (детрит менее 1 мм), следы нитевидных растений (водорослей), единичные включения чешуи и костей рыбы. Глина – осадочная горная порода, источники которой могут находиться как в непосредственной близости от берега водоема, так и на удалении от него. Основное отличие глин от илистых глин – полное отсутствие видимых при увеличении под микроскопом следов водной и околоводной растительности и водной фауны [10, с. 16–23].

 

Рисунок 1 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1, 2, 4 – прямые венчики; 3 – загнутый внутрь венчик; 5–8 – отогнутые наружу венчики; 9, 10 – фрагменты стенок, орнаментированные гребенчатым штампом

 

Рисунок 2 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1–3 – стенки, орнаментированные оттисками гребенчатого штампа; 4 – стенка, орнаментированная ямками; 5 – стенка, орнаментированная отпечатками гладкого штампа; 6 – стенка, орнаментированная оттисками веревочки

 

Во время создания формовочной массы (ФМ) к исходному пластичному сырью добавляют различные искусственные примеси [11, с. 85–193]. В качестве искусственных добавок для изготовления формовочной массы в рассматриваемой керамике использовали: шамот (Ш), органический раствор (ОР), дробленую раковину (ДР) и пух-перо птицы (ПП) (рис. 3).

Керамическая посуда стоянки Озименки II была разделена на условные группы по наличию орнаментации: неорнаментированная и орнаментированная. Затем в орнаментированной керамике по основным элементам орнаментации были выделены подгруппы: гребенчатый штамп, гладкий штамп, ямки.

Неорнаментированная керамика (рис. 1: 5, табл. 1).

К данной группе было отнесено семь условно разных сосудов. Все сосуды были изготовлены из илистой глины в естественном увлажненном состоянии. Преобладает использование пластичного сырья, однако при применении рецепта илистая глина + пух-перо птицы гончары использовали среднезапесоченное и запесоченное сырье. Керамика создавалась с применением трех видов формовочной массы: илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (14%), илистая глина + пух-перо птицы – 2 образца (29%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 4 образца (57%).

Орнаментированная керамика (табл. 1)

На стоянке Озименки II было выделено двадцать условно разных сосудов, относящихся к данной группе.

Наиболее малочисленная группа посуды, орнаментированная гладким штампом (рис. 2: 5), представлена двумя сосудами. В качестве сырья для изготовления керамики использовали илистую глину пластичную и среднезапесоченную, в естественном увлажненном состоянии. Применяли два рецепта создания формовочной массы: илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (50%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 1 образец (50%).

Вторая по численности посуда, орнаментированная ямками (рис. 1: 1–3, рис. 2: 4), представлена в выборке тремя сосудами. Два образца были изготовлены из илистой глины в естественном увлажненном состоянии, один изученный образец изготовлен из глины с применением дробления. Рецепты составления формовочной массы: глина + шамот + органический раствор – 1 образец (33%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 1 образец (33%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 1 образец (33%).

 

Таблица 1 – Соотношение формовочной массы с элементами орнамента

Керамика

Рецепт

ИГ пластичная

ИГ среднезапесоченная (до 25 шт. × 1 см)

ИГ запесоченная

Глина

Итого

Орнаментированная

Гладкий штамп

Ш+ОР

1

1

50%

ПП+ОР

1

1

50%

Итого

1

1

2

100%

Гребенчатый штамп

ОР

2

2

13%

ПП+ОР

1

2

3

20%

ПП+Ш+ОР

4

1

5

33%

Ш+ОР

1

1

7%

ДР+Ш+ОР

4

4

27%

Итого

11

4

15

100%

Ямки

Ш+ОР

1

1

33%

ПП+ОР

1

1

33%

ПП+Ш+ОР

1

1

33%

Итого

1

1

1

3

100%

Неорнаментированная

ПП

-

1

1

2

29%

ПП+ОР

4

4

57%

Ш+ОР

1

1

14%

Итого

5

1

1

7

100%

Итого

18 сосудов

7 сосудов

1 сосуд

1 сосуд

27 сосудов

 

66%

26%

4%

4%

100%

Примечание. Ш – шамот, ОР – органический раствор, ПП – пух-перо птицы, ДР – дробленая раковина, ИГ – илистая глина.

 

Таблица 2 – Волосовская керамики стоянки Озименки II. Формовочная масса

Рецепт

ИГ пластичная

ИГ среднезапесоченная (до 25 шт. × 1 см)

ИГ запесоченная

Глина

Итого

Ш+ОР

2

1

1

4 / 15%

ПП+ОР

6

3

9 / 34%

ОР

2

2 / 7%

ПП+Ш+ОР

4

2

6 / 22%

ДР+Ш+ОР

4

4 / 15%

ПП

1

1

2 / 7%

Итого

18 сосудов

7 сосудов

1 сосуд

1 сосуд

27 сосудов / 100%

66%

26%

4%

4%

 

Рисунок 3 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. Макросъемка. 1 – пластичная илистая глина, 2 – среднезапесоченная илистая глина, 3 – запесоченная илистая глина, 4–6 – пух-перо птицы, 7 – шамот, 8 – отпечатки расслоенной раковины

 

К посуде, орнаментированной гребенчатым штампом, было отнесено пятнадцать сосудов (рис. 1: 6, 8–10, рис. 2: 1–3, 6). Вся керамика изготовлена из илистой глины в естественном увлажненном состоянии. Преобладает использование пластичного сырья, без видимых включений песка. В данной группе керамики наибольшее число вариаций рецептов формовочной массы: илистая глина + органический раствор – 2 образца (13%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 3 образца (20%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 5 образцов (33%), илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (7%), илистая глина + дробленая раковина + шамот + органический раствор – 4 образца (27%).

Результаты и обсуждение

Подводя итоги, можем заметить, что для гончаров, изготавливавших волосовскую керамику стоянки Озименки II (табл. 2), характерно использование в качестве исходного сырья пластичной илистой глины без видимого под бинокуляром песка либо с единичными его включениями – 18 сосудов (66%), реже применялась для лепки посуды среднезапесоченная илистая глина с незначительным содержанием песка, порядком 10–25 включений на 1 см², размер фракции песка 0,2–0,5 мм – 7 сосудов (26%). Единично представлены в коллекции образцы керамики, изготовленные из запесоченной илистой глины (более 50 включений песка на 1 см²) и пластичной глины, по 1 сосуду.

Обобщая данные по созданию формовочной массы, стоит отметить, что на памятнике выявлено большое разнообразие рецептов для лепки посуды: илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 9 образцов (34%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 6 образцов (22%), илистая глина/глина + шамот + органический раствор – 4 образца (15%), илистая глина + дробленая раковина + шамот + органический раствор – 4 образца (15%), илистая глина + органический раствор – 2 образца (7%), илистая глина + пух-перо птицы – 2 образца (7%). Данное разнообразие, вероятнее всего, можно объяснить контактами населения или его смешением. Не исключено, что керамика стоянки Озименки II находится на различных хронологических позициях. Примесь шамота в формовочной массе рассматриваемой керамики не имеет функциональных особенностей, так как применяется в малой концентрации 1:7; возможно, данная примесь носила ритуальный характер для гончаров и применялась в качестве архаичной традиции. В то же время органический раствор присутствует в пяти рецептах, что характеризует его как примесь, персистентную для волосовской посуды.

Описанная керамика близка волосовским материалам со стоянки Озименки I, где также присутствует слабопрофилированная посуда, орнаментированная отпечатками гладкого штампа и ямками различных форм [12, рис. 3, 4]. Касаясь других волосовских памятников Примокшанья, следует отметить, что прямые аналогии посуде стоянки Озименки II наблюдаются в орнаментации и формах венчиков в комплексах поселений Имерка I-б, III, VIII, Волгапино и др. [13, с. 36–52; 14, с. 332–341; 15, с. 10–23]. Указанные памятники сопоставляются с материалами среднего этапа волосовской культуры, при выделении внутри него ранних и поздних комплексов, подэтапов [13, с. 91]. Так, на поселении Имерка VIII выделен ранний и поздний строительные горизонты, для первого из которых характерна керамики с раковинной примесью, а для второго – с примесью раковины и пера в тесте [13, с. 44]. Наличие на стоянке Озименки II посуды с формовочной массой, изготовленной по различным рецептам, с добавлением в тесто пуха птиц или без него, может указывать на ее хронологическую неоднородность. Однако материалы с данного памятника все же следует отнести к среднему этапу волосовской культуры, поскольку здесь наблюдается сочетание посуды без орнамента и плотной орнаментации, преобладает слабопрофилированная форма сосудов, отсутствуют Г-образные венчики.

×

Об авторах

Ольга Викторовна Андреева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olgayer@mail.ru

лаборант научно-исследовательской части

Россия, Самара

Александр Алексеевич Выборнов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: vibornov_kin@mail.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии

Россия, Самара

Аркадий Иванович Королев

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: arkorolev@gmail.com

кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета

Россия, Самара

Антон Александрович Шалапинин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: anton-shalapinin@ro.ru

кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательской части

Россия, Самара

Владимир Вячеславович Ставицкий

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: stawiczky.v@yandex.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории и обществознания

Россия, Пенза

Список литературы

  1. Выборнов А.А., Королев А.И., Ставицкий В.В. Неолитические материалы стоянки Озименки II в Примокшанье // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 4. Самара: Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2006. С. 113-120.
  2. Кондратьев С.А. О своеобразии ямочно-гребенчатой керамики Верхнего Примокшанья и Среднего Посурья // Археология Восточно-Европейской лесостепи. Вып. 2, т. I. Пенза: Пензенский государственный краеведческий музей, 2008. С. 136-147.
  3. Фосс М.Е. Поселения на дюне Озименки // Краткие сообщения института истории материальной культуры. Вып. 75. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 4-16.
  4. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М.: Изд-во «Наука», 1978. 270 с.
  5. Бобринский А.А. Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: кол. монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1999. С. 2-47.
  6. Цетлин Ю.Б. Древняя керамика. Теория и методы историко-культурного подхода. М.: ИА РАН, 2012. 395 с.
  7. Васильева И.Н., Салугина Н.П. Экспериментальный метод в изучении древнего гончарства // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: кол. монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1999. С. 181-199.
  8. Васильева И.Н., Салугина Н.П. Некоторые итоги 18-летней работы Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства // Труды II (XVIII) всероссийского археологического съезда в Суздале. М.: ИА РАН, 2008. С. 156-159.
  9. Бобринский А.А., Васильева И.Н. О некоторых особенностях пластичного сырья в истории гончарства // Проблемы древней истории Северного Прикаспия. Самара: СамГПУ, 1998. С. 193-214.
  10. Васильева И.Н. О выделении видов исходного пластичного сырья древнейшей керамики и их ареалах в эпоху неолита (по материалам Поволжья) // Современные подходы к изучению древней керамики в археологии. М.: ИА РАН, 2015. С. 16-23.
  11. Цетлин Ю.Б. Керамика. Понятия и термины историко-культурного подхода. М.: ИА РАН, 2017. 346 с.
  12. Ставицкий В.В. Поселение Озименки на р. Мокше // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 2. Пенза: Пенз. гос. объед. краев. музей, 1990. С. 4-13.
  13. Королев А.И., Ставицкий В.В. Примокшанье в эпоху раннего металла. Пенза: ПГПУ, 2006. 201 с.
  14. Королев А.И. Волосовская керамика сурско-мокшанского междуречья // Тверской археологический сборник. Вып. 5. Тверь: Тверской областной краеведческий музей, 2002. С. 332-341.
  15. Королев А.И. Энеолит Примокшанья и Верхнего Посурья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1999. 23 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1, 2, 4 – прямые венчики; 3 – загнутый внутрь венчик; 5–8 – отогнутые наружу венчики; 9, 10 – фрагменты стенок, орнаментированные гребенчатым штампом

Скачать (217KB)
3. Рисунок 2 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1–3 – стенки, орнаментированные оттисками гребенчатого штампа; 4 – стенка, орнаментированная ямками; 5 – стенка, орнаментированная отпечатками гладкого штампа; 6 – стенка, орнаментированная оттисками веревочки

Скачать (190KB)
4. Рисунок 3 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. Макросъемка. 1 – пластичная илистая глина, 2 – среднезапесоченная илистая глина, 3 – запесоченная илистая глина, 4–6 – пух-перо птицы, 7 – шамот, 8 – отпечатки расслоенной раковины

Скачать (575KB)

© Андреева О.В., Выборнов А.А., Королев А.И., Шалапинин А.А., Ставицкий В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.