Eneolithic ceramics of the Ozymenki II site in Primokshan

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper analyzes a complex of ceramics of the Volosovskaya culture of the Ozymenki II parking lot located in Primokshan within the framework of a typological and historical-cultural approach to the study of pottery. Previously, the authors published the Neolithic materials of this monument; this work is devoted to the Eneolithic ware. In the course of the study, the most stable forms of corollas, ornamental elements and ornamental motifs were identified. To carry out a technical and technological analysis, the Volosovskaya ceramics were divided into groups according to the characteristic elements of the ornament. The tradition of selecting raw materials characteristic of all Eneolithic ceramics of the site was highlighted: the predominant use of plastic (unpeeled) silty clay in a naturally moistened state. Recipes of the molding mass are also recorded, which demonstrate a variety of options: MC + FB + OS, MC + FB + C + OS, IPRM + C + OS, MC + CS + C + OS, MC + OS, MC + FB. According to the results of the study, the authors concluded that the materials of this monument should be attributed to the middle stage of the Volosovskaya culture, since there is a combination of dishes without ornament and dense ornamentation, a weakly profiled form of vessels prevails, there are no L-shaped corollas.

Full Text

Введение

Стоянка Озименки II находится в Наровчатовском районе Пензенской области в правобережье р. Мокши. Данный памятник хорошо известен специалистам по представительному комплексу неолитической керамики [1, с. 113–120; 2, с. 136–137; 3, с. 4–16], который был изучен технико-технологическим анализом. Также коллекция с указанного памятника включает комплексы энеолита и бронзы. Публикации керамики медно-каменного века посвящена данная работа.

Материалы и методы исследования

Энеолитическая керамика стоянки Озименки II представлена 221 фрагментом. Толщина стенок 0,5–1,5 см, в основном 0,9 см. Цвет керамики серо-коричневый. Часть фрагментов заглажена с внутренней стороны. Венчики (всего 8 экз.) слабо загнуты внутрь (рис. 1: 3), прямые (рис. 1: 1, 2, 4) или слабо отогнутые наружу (рис. 1: 5–8). Около 50% фрагментов орнаментировано. Орнамент состоит из оттисков средне- и мелкозубого гребенчатого штампа, веревочки, прочерченных линий, а также овальных, прямоугольных и аморфных вдавлений. Гребенчатым штампом выполнены следующие орнаментальные мотивы: горизонтальные или наклонно расположенные отпечатки (рис. 1: 6, 8–10, рис. 2: 2, 3), горизонтальные пояски (рис. 2: 1). Гладким штампом выполнены ряды пересекающихся строенных линий (рис. 2: 5). К мотивам, выполненным ямчатыми вдавлениями, относятся: тройные горизонтальные ряды прямоугольных ямок (рис. 2: 4), двойные вертикальные ряды отпечатков овальной формы (рис. 2: 1, 2), а также ряды аморфных вдавлений (рис. 1: 3).

Анализ технологии изготовления керамической посуды проводился при помощи методики А.А. Бобринского [4, с. 67–113]. В ходе изучения фрагментов посуды под бинокуляром раскрываются следы работы гончарного мастера, представленные в изломе фрагмента керамики и на его поверхностях [5, с. 2–47]. Истолковывание технологических признаков производится путем их сравнительного анализа с известными отличительными следами приемов работы гончаров [6, с. 15–31], а также с сериями эталонов, которые созданы на базе Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства [7, с. 181–199; 8, с. 156–159].

Изготовление керамической посуды имеет четкую структуру, в которую входят три стадии и двенадцать ступеней производства. В нашем исследовании основной упор делается на рассмотрение первой стадии (подготовительной). В рамках данной стадии изучаются следующие ступени: 1 – отбор исходного пластичного сырья, 2 – добыча исходного сырья, 3 – обработка исходного сырья, 4 – составление формовочных масс [5, с. 2–47].

Для создания посуды использовали исходное пластичное сырье (ИПС), это природный материал, который могли применять как самостоятельное сырье для изготовления посуды [9, с. 193–214]. Гончары, бытовавшие на изучаемой стоянке, использовали два вида исходного пластичного сырья: илистая глина (ИГ) и глина (Г) (рис. 3). К илистым глинам относится сырье, в котором единично представлены мелкие углефицированные частицы растительных тканей (детрит менее 1 мм), следы нитевидных растений (водорослей), единичные включения чешуи и костей рыбы. Глина – осадочная горная порода, источники которой могут находиться как в непосредственной близости от берега водоема, так и на удалении от него. Основное отличие глин от илистых глин – полное отсутствие видимых при увеличении под микроскопом следов водной и околоводной растительности и водной фауны [10, с. 16–23].

 

Рисунок 1 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1, 2, 4 – прямые венчики; 3 – загнутый внутрь венчик; 5–8 – отогнутые наружу венчики; 9, 10 – фрагменты стенок, орнаментированные гребенчатым штампом

 

Рисунок 2 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. 1–3 – стенки, орнаментированные оттисками гребенчатого штампа; 4 – стенка, орнаментированная ямками; 5 – стенка, орнаментированная отпечатками гладкого штампа; 6 – стенка, орнаментированная оттисками веревочки

 

Во время создания формовочной массы (ФМ) к исходному пластичному сырью добавляют различные искусственные примеси [11, с. 85–193]. В качестве искусственных добавок для изготовления формовочной массы в рассматриваемой керамике использовали: шамот (Ш), органический раствор (ОР), дробленую раковину (ДР) и пух-перо птицы (ПП) (рис. 3).

Керамическая посуда стоянки Озименки II была разделена на условные группы по наличию орнаментации: неорнаментированная и орнаментированная. Затем в орнаментированной керамике по основным элементам орнаментации были выделены подгруппы: гребенчатый штамп, гладкий штамп, ямки.

Неорнаментированная керамика (рис. 1: 5, табл. 1).

К данной группе было отнесено семь условно разных сосудов. Все сосуды были изготовлены из илистой глины в естественном увлажненном состоянии. Преобладает использование пластичного сырья, однако при применении рецепта илистая глина + пух-перо птицы гончары использовали среднезапесоченное и запесоченное сырье. Керамика создавалась с применением трех видов формовочной массы: илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (14%), илистая глина + пух-перо птицы – 2 образца (29%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 4 образца (57%).

Орнаментированная керамика (табл. 1)

На стоянке Озименки II было выделено двадцать условно разных сосудов, относящихся к данной группе.

Наиболее малочисленная группа посуды, орнаментированная гладким штампом (рис. 2: 5), представлена двумя сосудами. В качестве сырья для изготовления керамики использовали илистую глину пластичную и среднезапесоченную, в естественном увлажненном состоянии. Применяли два рецепта создания формовочной массы: илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (50%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 1 образец (50%).

Вторая по численности посуда, орнаментированная ямками (рис. 1: 1–3, рис. 2: 4), представлена в выборке тремя сосудами. Два образца были изготовлены из илистой глины в естественном увлажненном состоянии, один изученный образец изготовлен из глины с применением дробления. Рецепты составления формовочной массы: глина + шамот + органический раствор – 1 образец (33%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 1 образец (33%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 1 образец (33%).

 

Таблица 1 – Соотношение формовочной массы с элементами орнамента

Керамика

Рецепт

ИГ пластичная

ИГ среднезапесоченная (до 25 шт. × 1 см)

ИГ запесоченная

Глина

Итого

Орнаментированная

Гладкий штамп

Ш+ОР

1

1

50%

ПП+ОР

1

1

50%

Итого

1

1

2

100%

Гребенчатый штамп

ОР

2

2

13%

ПП+ОР

1

2

3

20%

ПП+Ш+ОР

4

1

5

33%

Ш+ОР

1

1

7%

ДР+Ш+ОР

4

4

27%

Итого

11

4

15

100%

Ямки

Ш+ОР

1

1

33%

ПП+ОР

1

1

33%

ПП+Ш+ОР

1

1

33%

Итого

1

1

1

3

100%

Неорнаментированная

ПП

-

1

1

2

29%

ПП+ОР

4

4

57%

Ш+ОР

1

1

14%

Итого

5

1

1

7

100%

Итого

18 сосудов

7 сосудов

1 сосуд

1 сосуд

27 сосудов

 

66%

26%

4%

4%

100%

Примечание. Ш – шамот, ОР – органический раствор, ПП – пух-перо птицы, ДР – дробленая раковина, ИГ – илистая глина.

 

Таблица 2 – Волосовская керамики стоянки Озименки II. Формовочная масса

Рецепт

ИГ пластичная

ИГ среднезапесоченная (до 25 шт. × 1 см)

ИГ запесоченная

Глина

Итого

Ш+ОР

2

1

1

4 / 15%

ПП+ОР

6

3

9 / 34%

ОР

2

2 / 7%

ПП+Ш+ОР

4

2

6 / 22%

ДР+Ш+ОР

4

4 / 15%

ПП

1

1

2 / 7%

Итого

18 сосудов

7 сосудов

1 сосуд

1 сосуд

27 сосудов / 100%

66%

26%

4%

4%

 

Рисунок 3 – Волосовская керамика стоянки Озименки II. Макросъемка. 1 – пластичная илистая глина, 2 – среднезапесоченная илистая глина, 3 – запесоченная илистая глина, 4–6 – пух-перо птицы, 7 – шамот, 8 – отпечатки расслоенной раковины

 

К посуде, орнаментированной гребенчатым штампом, было отнесено пятнадцать сосудов (рис. 1: 6, 8–10, рис. 2: 1–3, 6). Вся керамика изготовлена из илистой глины в естественном увлажненном состоянии. Преобладает использование пластичного сырья, без видимых включений песка. В данной группе керамики наибольшее число вариаций рецептов формовочной массы: илистая глина + органический раствор – 2 образца (13%), илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 3 образца (20%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 5 образцов (33%), илистая глина + шамот + органический раствор – 1 образец (7%), илистая глина + дробленая раковина + шамот + органический раствор – 4 образца (27%).

Результаты и обсуждение

Подводя итоги, можем заметить, что для гончаров, изготавливавших волосовскую керамику стоянки Озименки II (табл. 2), характерно использование в качестве исходного сырья пластичной илистой глины без видимого под бинокуляром песка либо с единичными его включениями – 18 сосудов (66%), реже применялась для лепки посуды среднезапесоченная илистая глина с незначительным содержанием песка, порядком 10–25 включений на 1 см², размер фракции песка 0,2–0,5 мм – 7 сосудов (26%). Единично представлены в коллекции образцы керамики, изготовленные из запесоченной илистой глины (более 50 включений песка на 1 см²) и пластичной глины, по 1 сосуду.

Обобщая данные по созданию формовочной массы, стоит отметить, что на памятнике выявлено большое разнообразие рецептов для лепки посуды: илистая глина + пух-перо птицы + органический раствор – 9 образцов (34%), илистая глина + пух-перо птицы + шамот + органический раствор – 6 образцов (22%), илистая глина/глина + шамот + органический раствор – 4 образца (15%), илистая глина + дробленая раковина + шамот + органический раствор – 4 образца (15%), илистая глина + органический раствор – 2 образца (7%), илистая глина + пух-перо птицы – 2 образца (7%). Данное разнообразие, вероятнее всего, можно объяснить контактами населения или его смешением. Не исключено, что керамика стоянки Озименки II находится на различных хронологических позициях. Примесь шамота в формовочной массе рассматриваемой керамики не имеет функциональных особенностей, так как применяется в малой концентрации 1:7; возможно, данная примесь носила ритуальный характер для гончаров и применялась в качестве архаичной традиции. В то же время органический раствор присутствует в пяти рецептах, что характеризует его как примесь, персистентную для волосовской посуды.

Описанная керамика близка волосовским материалам со стоянки Озименки I, где также присутствует слабопрофилированная посуда, орнаментированная отпечатками гладкого штампа и ямками различных форм [12, рис. 3, 4]. Касаясь других волосовских памятников Примокшанья, следует отметить, что прямые аналогии посуде стоянки Озименки II наблюдаются в орнаментации и формах венчиков в комплексах поселений Имерка I-б, III, VIII, Волгапино и др. [13, с. 36–52; 14, с. 332–341; 15, с. 10–23]. Указанные памятники сопоставляются с материалами среднего этапа волосовской культуры, при выделении внутри него ранних и поздних комплексов, подэтапов [13, с. 91]. Так, на поселении Имерка VIII выделен ранний и поздний строительные горизонты, для первого из которых характерна керамики с раковинной примесью, а для второго – с примесью раковины и пера в тесте [13, с. 44]. Наличие на стоянке Озименки II посуды с формовочной массой, изготовленной по различным рецептам, с добавлением в тесто пуха птиц или без него, может указывать на ее хронологическую неоднородность. Однако материалы с данного памятника все же следует отнести к среднему этапу волосовской культуры, поскольку здесь наблюдается сочетание посуды без орнамента и плотной орнаментации, преобладает слабопрофилированная форма сосудов, отсутствуют Г-образные венчики.

×

About the authors

Olga Viktorovna Andreeva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: olgayer@mail.ru

laboratory assistant of Research Department

Russian Federation, Samara

Aleksandr Alekseevich Vybornov

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: vibornov_kin@mail.ru

doctor of historical sciences, professor, head of Domestic History and Archeology Department

Russian Federation, Samara

Arkady Ivanovich Korolev

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: arkorolev@gmail.com

candidate of historical sciences, associate professor, dean of History Faculty

Russian Federation, Samara

Anton Aleksandrovich Shalapinin

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: anton-shalapinin@ro.ru

candidate of historical sciences, researcher of Research Department

Russian Federation, Samara

Vladimir Vyacheslavovich Stavitsky

Penza State University

Author for correspondence.
Email: stawiczky.v@yandex.ru

doctor of historical sciences, associate professor, professor of Universal History and Social Science Department

Russian Federation, Penza

References

  1. Выборнов А.А., Королев А.И., Ставицкий В.В. Неолитические материалы стоянки Озименки II в Примокшанье // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 4. Самара: Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2006. С. 113-120.
  2. Кондратьев С.А. О своеобразии ямочно-гребенчатой керамики Верхнего Примокшанья и Среднего Посурья // Археология Восточно-Европейской лесостепи. Вып. 2, т. I. Пенза: Пензенский государственный краеведческий музей, 2008. С. 136-147.
  3. Фосс М.Е. Поселения на дюне Озименки // Краткие сообщения института истории материальной культуры. Вып. 75. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 4-16.
  4. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М.: Изд-во «Наука», 1978. 270 с.
  5. Бобринский А.А. Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: кол. монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1999. С. 2-47.
  6. Цетлин Ю.Б. Древняя керамика. Теория и методы историко-культурного подхода. М.: ИА РАН, 2012. 395 с.
  7. Васильева И.Н., Салугина Н.П. Экспериментальный метод в изучении древнего гончарства // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: кол. монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1999. С. 181-199.
  8. Васильева И.Н., Салугина Н.П. Некоторые итоги 18-летней работы Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства // Труды II (XVIII) всероссийского археологического съезда в Суздале. М.: ИА РАН, 2008. С. 156-159.
  9. Бобринский А.А., Васильева И.Н. О некоторых особенностях пластичного сырья в истории гончарства // Проблемы древней истории Северного Прикаспия. Самара: СамГПУ, 1998. С. 193-214.
  10. Васильева И.Н. О выделении видов исходного пластичного сырья древнейшей керамики и их ареалах в эпоху неолита (по материалам Поволжья) // Современные подходы к изучению древней керамики в археологии. М.: ИА РАН, 2015. С. 16-23.
  11. Цетлин Ю.Б. Керамика. Понятия и термины историко-культурного подхода. М.: ИА РАН, 2017. 346 с.
  12. Ставицкий В.В. Поселение Озименки на р. Мокше // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 2. Пенза: Пенз. гос. объед. краев. музей, 1990. С. 4-13.
  13. Королев А.И., Ставицкий В.В. Примокшанье в эпоху раннего металла. Пенза: ПГПУ, 2006. 201 с.
  14. Королев А.И. Волосовская керамика сурско-мокшанского междуречья // Тверской археологический сборник. Вып. 5. Тверь: Тверской областной краеведческий музей, 2002. С. 332-341.
  15. Королев А.И. Энеолит Примокшанья и Верхнего Посурья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1999. 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 – Volosovskaya ceramics of the Ozymenka II parking lot. 1, 2, 4 – straight corollas; 3 – a corolla bent inwards; 5-8 – corollas bent outwards; 9, 10 – fragments of walls ornamented with a comb stamp

Download (217KB)
2. Figure 2 – Volosovskaya ceramics of the Ozymenka II parking lot. 1-3 – walls ornamented with impressions of a comb stamp; 4 – wall ornamented with pits; 5 – wall ornamented with prints of a smooth stamp; 6 – wall ornamented with rope impressions

Download (190KB)
3. Figure 3 – Volosovskaya ceramics of the Ozymenka II parking lot. Macro photography. 1 – plastic muddy clay, 2 – medium-sanded muddy clay, 3 – sanded muddy clay, 4-6 – fluff-feather of a bird, 7 – chamotte, 8 – prints of a layered shell

Download (575KB)

Copyright (c) 2022 Andreeva O.V., Vybornov A.A., Korolev A.I., Shalapinin A.A., Stavitsky V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies