Principles and methods of civil identity formation in the modern conditions of the Russian State development

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper examines the features of the society development in the Russian State interacting with the teaching civil identity feelings to the young generation. Researchers pay special attention to the issue of methods and ways of educating the young generation in modern conditions of society development, working out the possible results of mastering new tasks and courses set for teachers. The pedagogical tasks for teaching history and social studies have been determined: fostering a sense of civil identity among schoolchildren, studying traditions, cultures and values of the peoples of the Russian State; unification of the Russian society and interaction for the favorable development of the country in the future; private principles of upbringing schoolchildren are considered to achieve a wider level of patriotic feelings of schoolchildren. The problem of civil position, responsibility, social culture and socialization formation is considered as one of the main ones. In the course of studying theoretical material of both Russian and Soviet teachers, the basic principles of civil identity formation were revealed. A set of methods is formed on the basis of the principles of self-actualization, personalization and indivisibility of the processes of education and training. The analysis of theoretical and methodological literature showed a significant variety of pedagogical methods, techniques and technologies.

Full Text

Задачи изучения курса истории для уровня среднего общего образования (10–11 классы) содержат в себе перечень умений и знаний, которые необходимы ученикам для социализации, расширения кругозора и формирования нравственных качеств личности. Советский педагог А. Мелик-Пашаев высоко оценивал наличие концепции поликультурализма в процессе воспитания общества. Развитая идентичность общества должна находить отражение в культурном и национальном самосознании, иначе общество будет развиваться разобщенно, без общих свойств и целей. Чтобы сформировать сплоченное единое общество в государстве, необходимо вводить в образовательные нормы воспитания гражданскую идентичность [1, с. 28].

Необходимость в изменениях обусловлена появлением новых современных тенденций в образовании. Это связано с потребностью в саморазвитии и выполнении задач по воспитанию гражданина. В условиях демократизации общества повышаются требования к качеству образовательного процесса, к увеличению задач обучения, к введению новых знаний в процесс обучения. Также немаловажным является процесс социализации школьников, и педагоги во время передачи знаний также способствуют развитию этого процесса интеграции школьников в социальную систему через гражданское воспитание [2, с. 113].

Формируя в учениках чувство гражданской идентичности, можно использовать несколько вариантов воспитания. Сначала развивается чувство, определяющее социальную сущность общества, а после образовывается идея, которая движет личность к дальнейшему становлению в гражданском обществе [3, с. 56].

Отечественные исследователи Н.С. Дергачева и Р.Е. Барабанов выделяют 3 принципа формирования культурного самосознания учеников на уроках истории. Первым принципом является самоактуализация, так как каждому ребенку необходимо развивать свои интеллектуальные, коммуникативные, творческие и физические способности. Педагогу на уроке необходимо акцентировать на этом внимание, используя проектную деятельность, чтобы результатом деятельности ученика была его собственная когнитивная и творческо-поисковая деятельность.

Второй принцип – неделимость процессов воспитания и обучения. Преподавателю необходимо методом примера проецировать существующие модели нравственного, мужественного и героического поведения на примеры, которых много представлено в учебниках истории, и далее методом сравнения формировать гражданскую позицию идентичности.

Третий принцип – персонализация. Учителю необходимо определить уровень познавательной самостоятельности учеников, разработать индивидуальные подходы на каждый урок к каждому конкретному ученику, а также предоставить материалы к самостоятельному изучению, чтобы во внеурочное время ученики могли разобрать литературу и сделать для себя познавательные выводы [4, с. 126].

Н.И. Кашина, Е.Г. Пономарева и О.Н. Петровских рассмотрели универсальные учебные действия, которые позволяют сформировать необходимую модель поведения для лучшего результата в эффективности воспитания, используя проектную деятельность. Универсальность заключается в процессе обучения, который может осуществляться через призму патриотичности, гражданственности, ценностей малой Родины, культурных ценностей и т.д. У школьников развиваются когнитивные способности в контексте гражданской идентичности [5, с. 127].

М.С. Жилинская и Е.А. Иванова провели исследование и выявили методы, которые оказывали наибольшее влияние на ценностно-мотивационный и эмоционально-оценочный компоненты, чтобы ученикам было доступнее и интереснее повышать уровень сформированности российской гражданской идентичности.

Исследование проводилось среди учеников 8-х классов и показало, что 57% школьников эффективнее усваивать материал через когнитивные методики и приёмы, 13% школьников эффективнее расширять знания через изучение современного социального и политического положения в нашей стране, и 30% учеников необходимо использовать комбинацию различных методов, чтобы результат обучения был на одном уровне с 70% вышеупомянутых учеников [6, с. 92].

Т.Ю. Ерёмина ключевой упор делает на изучение нормативно-правовых документов Российской Федерации среди учеников среднего и старшего звена как единый комплекс разных моделей образования и считает, что правовое, гражданское и политическое воспитание будет достигнуто наиболее эффективно при изучении актов, в которых регламентированы данные виды воспитания [7, с. 79].

Н.Л. Кольчикова определяет современный период как время смены ценностных ориентиров и считает, что методы воспитания гражданской идентичности необходимо разделить по возрастным группам, связывая это с разной степенью восприимчивости молодого поколения к нововведениям и политической ситуации в Российской Федерации. Младшие школьники воспринимают мир мифологически, эмоционально и эмпатийно. Поэтому примеры необходимо подбирать подходящие. К 14 годам у детей уже формируется этническая идентичность, и с этого возраста, как определяет автор, необходимо начать формирование гражданской идентичности средством социальной мотивации. Примерами таких способов являются напутствия учителя в процессе самоидентификации учеников, их самоопределения, выстраивания нравственных основ и гражданской позиции [8, с. 39].

Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова и В.Г. Савельев провели исследование и на примере младших школьников выявили, что одной лишь работы по учебному плану недостаточно для формирования гражданской идентичности. В процессе воспитания детей до 11 лет превалирует игра в формах воспитания, поэтому авторы предлагают формировать гражданскую идентичность посредством изучения праздников своей Родины и участия в них, а также участия в групповых мероприятиях, таких как патриотические кружки [9, с. 90].

Л.В. Байбородова делает упор на демографическое распределение в нашей стране молодых людей и уделяет особое внимание в воспитании гражданской идентичности школьников краеведческой деятельности, так как данная деятельность войдет и в школьную, и во внеурочную деятельность, а также расскажет детям о родном крае, о национальной принадлежности и общности населения. Также Людмила Васильевна отмечает, что посещение музеев сохраняет и обогащает историко-культурное наследие, а это является неотъемлемой частью воспитания гражданина [10, с. 126].

С.В. Огородникова также отмечает важность краеведческих мероприятий, ведь дети в музеях изучают историю своего края, своей Родины. Автор отмечает, что особенно острым моментом в формировании личности является переходный возраст, когда у молодых людей повышается эмоциональный фон, а также в данный период личность неустойчива к негативным влияниям разного рода, поэтому крайне важно в подростковом возрасте делать упор на изучение истории родного края во внеурочной деятельности [11, с. 38].

Преподаватель Санкт-Петербургского военного корпуса Л.А. Кузнецова выявила методы работы со студентами, у которых военная и гражданская идентичность должны быть на должном уровне. Лина Александровна определяет, что лучшими методами воспитания гражданской идентичности среди кадетов является метапредметный подход и применение интерактивных технологий. Одна из разновидностей интерактивных методов воспитания – это веб-квест, основой которого является создание педагогических ситуаций с целью сохранения исторической памяти. Педагог должен контролировать процесс и задавать его направления [12, с. 19].

М.С. Жилинская также отмечает необходимость введения технологий в процесс воспитания гражданской идентичности в школах. Особенно остро эта задача возникла во времена пандемии, когда у учителей резко сократилось количество средств воспитания, а у учеников сократилась и учебная мотивация, ведь в условиях изоляции у учеников более востребована была досуговая деятельность и способность к восприятию информации снизилась. Следует отметить и материальное положение населения: не каждая семья, находясь в изоляции, могла обеспечить всех своих членов оборудованием для удаленных занятий. И в современных условиях необходимо вводить дистанционные средства воспитания гражданской идентичности: патриотические фильмы, видеоуроки по внеурочной деятельности, видеолекции и конкурсы [13, с. 279].

М.Н. Горфина считает наиболее актуальными такие методы и средства воспитания гражданской идентичности, как ролевые и деловые игры, моделирование различных ситуаций, использование коммуникативных форм, таких как дискуссия, дебаты и прения, а также социально-деятельностные формы внеурочной работы – например, социальные пробы, проекты и практики. Данные методы позволят ученикам увидеть результат своей деятельности и закрепить его полученным школьным опытом [14, с. 31].

Ж.С. Ретунская тоже отмечает необходимость использования интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования с игровой практикой социальных отношений, ведь введение таких проектов в процесс воспитания и обучения позволит ученикам достигать определенных личностных результатов, необходимых в формировании гражданской идентичности [15, с. 40].

Т.К. Беляева и Н.Д. Базарнова отмечают необходимость привлекать дополнительное образование в воспитательный процесс, так как учителю в школе не всегда может быть достаточно часов для формирования такого значимого чувства, как гражданская идентичность, а дополнительное образование поспособствует всестороннему воздействию на данную задачу, а также разовьет критическое мышление, коммуникативную компетентность и культуру, а эти качества и понятия являются необходимыми для формирования чувства гражданской идентичности [16, с. 53].

При изучении курса истории в 10 и 11 классах происходит установление новой системы координат «прошлое – настоящее – будущее», что благоприятно повлияет не только на процесс осмысления исторических событий, но и на понимание происходящих событий в настоящее время, разовьет способность к моделированию возможных вариантов организации будущего своей страны [17].

Отражение процессов формирования гражданской идентичности в образовании имеет под собой контекст «гражданского Я». И если мы рассмотрим само определение гражданской идентичности, то оно будет подразумевать чувство индивидуальной принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее этой общности способствовать развитию своего государства; в образовательных документах это чувство включает в себя более широкий спектр объяснения, например: духовное обогащение, формирование толерантности, готовность жить в многокультурной среде [18, с. 17].

Курс истории для старшего звена содержит в себе ориентиры гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Во многом благодаря тому, что история – довольно обширный предмет и включает в себя множество примеров, а педагог благоприятствует формированию положительно нравственных качеств личности у учеников в условиях современной социальной ситуации в стране и мире [7, с. 76].

Российская гражданская идентичность включает в себя патриотизм и общероссийские культурно-исторические традиции и ценности. Следовательно, чтобы сформировать чувство гражданской идентичности личности, необходимо объединить два метода воспитания, направленные на оказание влияния на сферу отношений между учащимися и поведенческо-деятельностную сферу формирующихся отношений в группах.

Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы эффективнее всего начинать использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, чтобы знакомить детей с традициями и ценностями народов России, в то же время на уроках закладываются основы гражданственности и ценностные ориентиры развития личности ребенка. В результате этого происходит осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, при этом чувство гражданской идентичности имеет личностный смысл.

В средней и старшей школе также уместно использовать стимулирующие методы воспитания, изучая опыт предшествующих поколений, изменение ценностей, выявляя связь между прошлыми и современными событиями, происходящими в государстве [19, с. 288].

Методы организации деятельности учащихся и формирование опыта позитивного поведения на уроках истории и обществознания играют ключевую роль в воспитании в учениках гражданственности, так как педагог начинает выполнять переход от управления операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью учащихся. Здесь уместны как диалоговые, так и проблемные способы постановки действий учеников на уроках истории и обществознания [20, с. 49].

Гражданская идентичность является одной из важных особенностей в социально-политическом развитии любого общества. Молодое поколение выступает в качестве инновационной силы общества, и именно модели гражданского поведения молодежи могут позволить прогнозировать курс развития всего социума. Свойственное молодым людям стремление к экспериментам, новому опыту и рефлексии в отношении возможных последствий, рисков и результатов, безусловно, выше, чем в иных возрастных группах, что, на наш взгляд, является положительным фактором для становления единого гражданского общества.

И хотя рассмотрены пути воспитания молодежи в контексте гражданской идентичности, остается важным вопрос вовлечения подростков в асоциальные акции и движения. Молодое поколение является движущей силой всех социальных преобразований, но также легко поддается влиянию неблагоприятных организаций, лиц и движений. Стремительно совершенные выводы, нетерпимость и радикализм, высокий эмоциональный фон являются факторами, способствующими вовлечению практически в любое социальное движение, предложения которой основаны на быстрых способах изменения ситуации [21, с. 308].

Педагогам в данном случае следует уделять особое внимание воспитанию в учениках нравственности, развитию аналитических способностей, чтобы предостеречь о возможных ситуациях, а также научить правильно оценивать подобные мероприятия или движения, правильно расставлять приоритеты и не дать быть обманутым.

Таким образом, задачи изучения курса истории и обществознания в настоящее время связаны с воспитанием в школьниках чувства гражданской идентичности, с изучением традиций, культур и ценностей народов Российского государства; сплочением общества России и взаимодействием для благоприятного развития страны в будущем. Перед педагогами стоит серьезная задача: сформировать общество нового курса – гражданской идентичности, для выполнения этой цели в обучающих программах появляются новые задачи, и для их выполнения подходят все методы воспитания.

Работа подготовлена в рамках проекта № 073-00065-21-01 от 14.07.2021 государственного задания Министерства просвещения РФ.

×

About the authors

Aleksandr Olegovich Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: buranok@yandex.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Domestic History and Archeology Department

Russian Federation, Samara

Daria Yurievna Selifontova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: selifontova.d@sgspu.ru

student of History Faculty

Russian Federation, Samara

References

  1. Каргиева З.К., Кречетова Г.А. Формирование гражданской идентичности как фактор развития поликультурной личности обучающегося // Инновационные подходы в науке и образовании: теория, методология, практика: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 25–34.
  2. Сливнюк Е.А. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сб. науч. ст., Курск, 10 мая 2016 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. С. 109–114.
  3. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 52–59.
  4. Мосунова Т.Г. Роль учебника истории в формировании Российской гражданской идентичности // Историко-педагогические чтения. 2014. № 18–2. С. 123–129.
  5. Кашина Н.И., Пономарева Е.Г., Петровских О.Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 123–129.
  6. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Эмпирическое обоснование необходимости воспитания Российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 90–96.
  7. Ерёмина Т.Ю. Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 74–82.
  8. Кольчикова Н.Л. Формирование этнической и российской идентичности в процессе литературного образования в национальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 37–41.
  9. Тебенькова Е.А., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 88–92.
  10. Байбородова Л.В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1 (122). С. 123–133.
  11. Огородникова С.В. Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 37–47.
  12. Кузнецова Л.А. Педагогические условия для сохранения исторической памяти как фактор формирования гражданской и военной идентичностей кадет // Universum: психология и образование. 2019. № 12 (66). С. 18–20.
  13. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Особенности организации формирования российской гражданской идентичности в условиях дистанционного обучения // Инновационные аспекты развития науки и техники: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. С. 277–287.
  14. Горфина М.Н. Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 30–34.
  15. Ретунская Ж.С. Формирование гражданской идентичности обучающихся второй ступени образования в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 39–44.
  16. Беляева Т.К., Базарнова Н.Д. Методика формирования гражданской идентичности средствами технологии проблемного диалога в школьном географическом образовании // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 52–55.
  17. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы от 23 октября 2020 г.
  18. Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 1 (80). С. 13–21.
  19. Судьина Л.В. Патриотизм – составляющая гражданской идентичности личности // Профессиональное образование и общество. 2019. № 4 (32). С. 285–291.
  20. Купалова В.А. Формирование патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // Война. Время. Память: всерос. науч.-практ. конф., посв. 75-летней годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Москва, 13 мая 2020 года. М., 2021. С. 44–53.
  21. Шульга М.М., Кузнецов Д.О. Гражданственность молодежи: позитивные практики и риски // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 4 (43). С. 306–310.

Copyright (c) 2021 Buranok A.O., Selifontova D.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies