Принципы и методы формирования гражданской идентичности в современных условиях развития Российского государства
- Авторы: Буранок А.О.1, Селифонтова Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 242-246
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/104926
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104301
- ID: 104926
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены особенности развития общества Российского государства во взаимодействии с воспитанием в молодом поколении чувства гражданской идентичности. Особое внимание исследователи уделяют вопросу методов и способов воспитания молодого поколения в современных условиях развития общества, прорабатывая возможные результаты освоения новых задач и курсов, поставленных перед педагогами. Определены педагогические задачи для преподавания истории и обществознания: воспитание в школьниках чувства гражданской идентичности, изучение традиций, культур и ценностей народов Российского государства; сплочение общества России и взаимодействие для благоприятного развития страны в будущем. Рассмотрены частные принципы воспитания детей школьного возраста для достижения более высокого уровня патриотических чувств. Рассматривается задача по формированию гражданской позиции, ответственности, социальной культуры и социализации, являющаяся одной из основных. В ходе изучения теоретического материала как российских, так и советских педагогов выявлены базовые принципы формирования гражданской идентичности. На основе принципов самоактуализации, персонализации и неделимости процессов воспитания и обучения формируется комплекс методов. Анализ теоретико-методологической литературы показал существенное разнообразие педагогических методов, приемов и технологий.
Полный текст
Задачи изучения курса истории для уровня среднего общего образования (10–11 классы) содержат в себе перечень умений и знаний, которые необходимы ученикам для социализации, расширения кругозора и формирования нравственных качеств личности. Советский педагог А. Мелик-Пашаев высоко оценивал наличие концепции поликультурализма в процессе воспитания общества. Развитая идентичность общества должна находить отражение в культурном и национальном самосознании, иначе общество будет развиваться разобщенно, без общих свойств и целей. Чтобы сформировать сплоченное единое общество в государстве, необходимо вводить в образовательные нормы воспитания гражданскую идентичность [1, с. 28].
Необходимость в изменениях обусловлена появлением новых современных тенденций в образовании. Это связано с потребностью в саморазвитии и выполнении задач по воспитанию гражданина. В условиях демократизации общества повышаются требования к качеству образовательного процесса, к увеличению задач обучения, к введению новых знаний в процесс обучения. Также немаловажным является процесс социализации школьников, и педагоги во время передачи знаний также способствуют развитию этого процесса интеграции школьников в социальную систему через гражданское воспитание [2, с. 113].
Формируя в учениках чувство гражданской идентичности, можно использовать несколько вариантов воспитания. Сначала развивается чувство, определяющее социальную сущность общества, а после образовывается идея, которая движет личность к дальнейшему становлению в гражданском обществе [3, с. 56].
Отечественные исследователи Н.С. Дергачева и Р.Е. Барабанов выделяют 3 принципа формирования культурного самосознания учеников на уроках истории. Первым принципом является самоактуализация, так как каждому ребенку необходимо развивать свои интеллектуальные, коммуникативные, творческие и физические способности. Педагогу на уроке необходимо акцентировать на этом внимание, используя проектную деятельность, чтобы результатом деятельности ученика была его собственная когнитивная и творческо-поисковая деятельность.
Второй принцип – неделимость процессов воспитания и обучения. Преподавателю необходимо методом примера проецировать существующие модели нравственного, мужественного и героического поведения на примеры, которых много представлено в учебниках истории, и далее методом сравнения формировать гражданскую позицию идентичности.
Третий принцип – персонализация. Учителю необходимо определить уровень познавательной самостоятельности учеников, разработать индивидуальные подходы на каждый урок к каждому конкретному ученику, а также предоставить материалы к самостоятельному изучению, чтобы во внеурочное время ученики могли разобрать литературу и сделать для себя познавательные выводы [4, с. 126].
Н.И. Кашина, Е.Г. Пономарева и О.Н. Петровских рассмотрели универсальные учебные действия, которые позволяют сформировать необходимую модель поведения для лучшего результата в эффективности воспитания, используя проектную деятельность. Универсальность заключается в процессе обучения, который может осуществляться через призму патриотичности, гражданственности, ценностей малой Родины, культурных ценностей и т.д. У школьников развиваются когнитивные способности в контексте гражданской идентичности [5, с. 127].
М.С. Жилинская и Е.А. Иванова провели исследование и выявили методы, которые оказывали наибольшее влияние на ценностно-мотивационный и эмоционально-оценочный компоненты, чтобы ученикам было доступнее и интереснее повышать уровень сформированности российской гражданской идентичности.
Исследование проводилось среди учеников 8-х классов и показало, что 57% школьников эффективнее усваивать материал через когнитивные методики и приёмы, 13% школьников эффективнее расширять знания через изучение современного социального и политического положения в нашей стране, и 30% учеников необходимо использовать комбинацию различных методов, чтобы результат обучения был на одном уровне с 70% вышеупомянутых учеников [6, с. 92].
Т.Ю. Ерёмина ключевой упор делает на изучение нормативно-правовых документов Российской Федерации среди учеников среднего и старшего звена как единый комплекс разных моделей образования и считает, что правовое, гражданское и политическое воспитание будет достигнуто наиболее эффективно при изучении актов, в которых регламентированы данные виды воспитания [7, с. 79].
Н.Л. Кольчикова определяет современный период как время смены ценностных ориентиров и считает, что методы воспитания гражданской идентичности необходимо разделить по возрастным группам, связывая это с разной степенью восприимчивости молодого поколения к нововведениям и политической ситуации в Российской Федерации. Младшие школьники воспринимают мир мифологически, эмоционально и эмпатийно. Поэтому примеры необходимо подбирать подходящие. К 14 годам у детей уже формируется этническая идентичность, и с этого возраста, как определяет автор, необходимо начать формирование гражданской идентичности средством социальной мотивации. Примерами таких способов являются напутствия учителя в процессе самоидентификации учеников, их самоопределения, выстраивания нравственных основ и гражданской позиции [8, с. 39].
Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова и В.Г. Савельев провели исследование и на примере младших школьников выявили, что одной лишь работы по учебному плану недостаточно для формирования гражданской идентичности. В процессе воспитания детей до 11 лет превалирует игра в формах воспитания, поэтому авторы предлагают формировать гражданскую идентичность посредством изучения праздников своей Родины и участия в них, а также участия в групповых мероприятиях, таких как патриотические кружки [9, с. 90].
Л.В. Байбородова делает упор на демографическое распределение в нашей стране молодых людей и уделяет особое внимание в воспитании гражданской идентичности школьников краеведческой деятельности, так как данная деятельность войдет и в школьную, и во внеурочную деятельность, а также расскажет детям о родном крае, о национальной принадлежности и общности населения. Также Людмила Васильевна отмечает, что посещение музеев сохраняет и обогащает историко-культурное наследие, а это является неотъемлемой частью воспитания гражданина [10, с. 126].
С.В. Огородникова также отмечает важность краеведческих мероприятий, ведь дети в музеях изучают историю своего края, своей Родины. Автор отмечает, что особенно острым моментом в формировании личности является переходный возраст, когда у молодых людей повышается эмоциональный фон, а также в данный период личность неустойчива к негативным влияниям разного рода, поэтому крайне важно в подростковом возрасте делать упор на изучение истории родного края во внеурочной деятельности [11, с. 38].
Преподаватель Санкт-Петербургского военного корпуса Л.А. Кузнецова выявила методы работы со студентами, у которых военная и гражданская идентичность должны быть на должном уровне. Лина Александровна определяет, что лучшими методами воспитания гражданской идентичности среди кадетов является метапредметный подход и применение интерактивных технологий. Одна из разновидностей интерактивных методов воспитания – это веб-квест, основой которого является создание педагогических ситуаций с целью сохранения исторической памяти. Педагог должен контролировать процесс и задавать его направления [12, с. 19].
М.С. Жилинская также отмечает необходимость введения технологий в процесс воспитания гражданской идентичности в школах. Особенно остро эта задача возникла во времена пандемии, когда у учителей резко сократилось количество средств воспитания, а у учеников сократилась и учебная мотивация, ведь в условиях изоляции у учеников более востребована была досуговая деятельность и способность к восприятию информации снизилась. Следует отметить и материальное положение населения: не каждая семья, находясь в изоляции, могла обеспечить всех своих членов оборудованием для удаленных занятий. И в современных условиях необходимо вводить дистанционные средства воспитания гражданской идентичности: патриотические фильмы, видеоуроки по внеурочной деятельности, видеолекции и конкурсы [13, с. 279].
М.Н. Горфина считает наиболее актуальными такие методы и средства воспитания гражданской идентичности, как ролевые и деловые игры, моделирование различных ситуаций, использование коммуникативных форм, таких как дискуссия, дебаты и прения, а также социально-деятельностные формы внеурочной работы – например, социальные пробы, проекты и практики. Данные методы позволят ученикам увидеть результат своей деятельности и закрепить его полученным школьным опытом [14, с. 31].
Ж.С. Ретунская тоже отмечает необходимость использования интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования с игровой практикой социальных отношений, ведь введение таких проектов в процесс воспитания и обучения позволит ученикам достигать определенных личностных результатов, необходимых в формировании гражданской идентичности [15, с. 40].
Т.К. Беляева и Н.Д. Базарнова отмечают необходимость привлекать дополнительное образование в воспитательный процесс, так как учителю в школе не всегда может быть достаточно часов для формирования такого значимого чувства, как гражданская идентичность, а дополнительное образование поспособствует всестороннему воздействию на данную задачу, а также разовьет критическое мышление, коммуникативную компетентность и культуру, а эти качества и понятия являются необходимыми для формирования чувства гражданской идентичности [16, с. 53].
При изучении курса истории в 10 и 11 классах происходит установление новой системы координат «прошлое – настоящее – будущее», что благоприятно повлияет не только на процесс осмысления исторических событий, но и на понимание происходящих событий в настоящее время, разовьет способность к моделированию возможных вариантов организации будущего своей страны [17].
Отражение процессов формирования гражданской идентичности в образовании имеет под собой контекст «гражданского Я». И если мы рассмотрим само определение гражданской идентичности, то оно будет подразумевать чувство индивидуальной принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее этой общности способствовать развитию своего государства; в образовательных документах это чувство включает в себя более широкий спектр объяснения, например: духовное обогащение, формирование толерантности, готовность жить в многокультурной среде [18, с. 17].
Курс истории для старшего звена содержит в себе ориентиры гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Во многом благодаря тому, что история – довольно обширный предмет и включает в себя множество примеров, а педагог благоприятствует формированию положительно нравственных качеств личности у учеников в условиях современной социальной ситуации в стране и мире [7, с. 76].
Российская гражданская идентичность включает в себя патриотизм и общероссийские культурно-исторические традиции и ценности. Следовательно, чтобы сформировать чувство гражданской идентичности личности, необходимо объединить два метода воспитания, направленные на оказание влияния на сферу отношений между учащимися и поведенческо-деятельностную сферу формирующихся отношений в группах.
Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы эффективнее всего начинать использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, чтобы знакомить детей с традициями и ценностями народов России, в то же время на уроках закладываются основы гражданственности и ценностные ориентиры развития личности ребенка. В результате этого происходит осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, при этом чувство гражданской идентичности имеет личностный смысл.
В средней и старшей школе также уместно использовать стимулирующие методы воспитания, изучая опыт предшествующих поколений, изменение ценностей, выявляя связь между прошлыми и современными событиями, происходящими в государстве [19, с. 288].
Методы организации деятельности учащихся и формирование опыта позитивного поведения на уроках истории и обществознания играют ключевую роль в воспитании в учениках гражданственности, так как педагог начинает выполнять переход от управления операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью учащихся. Здесь уместны как диалоговые, так и проблемные способы постановки действий учеников на уроках истории и обществознания [20, с. 49].
Гражданская идентичность является одной из важных особенностей в социально-политическом развитии любого общества. Молодое поколение выступает в качестве инновационной силы общества, и именно модели гражданского поведения молодежи могут позволить прогнозировать курс развития всего социума. Свойственное молодым людям стремление к экспериментам, новому опыту и рефлексии в отношении возможных последствий, рисков и результатов, безусловно, выше, чем в иных возрастных группах, что, на наш взгляд, является положительным фактором для становления единого гражданского общества.
И хотя рассмотрены пути воспитания молодежи в контексте гражданской идентичности, остается важным вопрос вовлечения подростков в асоциальные акции и движения. Молодое поколение является движущей силой всех социальных преобразований, но также легко поддается влиянию неблагоприятных организаций, лиц и движений. Стремительно совершенные выводы, нетерпимость и радикализм, высокий эмоциональный фон являются факторами, способствующими вовлечению практически в любое социальное движение, предложения которой основаны на быстрых способах изменения ситуации [21, с. 308].
Педагогам в данном случае следует уделять особое внимание воспитанию в учениках нравственности, развитию аналитических способностей, чтобы предостеречь о возможных ситуациях, а также научить правильно оценивать подобные мероприятия или движения, правильно расставлять приоритеты и не дать быть обманутым.
Таким образом, задачи изучения курса истории и обществознания в настоящее время связаны с воспитанием в школьниках чувства гражданской идентичности, с изучением традиций, культур и ценностей народов Российского государства; сплочением общества России и взаимодействием для благоприятного развития страны в будущем. Перед педагогами стоит серьезная задача: сформировать общество нового курса – гражданской идентичности, для выполнения этой цели в обучающих программах появляются новые задачи, и для их выполнения подходят все методы воспитания.
Работа подготовлена в рамках проекта № 073-00065-21-01 от 14.07.2021 государственного задания Министерства просвещения РФ.
Об авторах
Александр Олегович Буранок
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: buranok@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии
Россия, СамараДарья Юрьевна Селифонтова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: selifontova.d@sgspu.ru
студент исторического факультета
Россия, СамараСписок литературы
- Каргиева З.К., Кречетова Г.А. Формирование гражданской идентичности как фактор развития поликультурной личности обучающегося // Инновационные подходы в науке и образовании: теория, методология, практика: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 25–34.
- Сливнюк Е.А. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сб. науч. ст., Курск, 10 мая 2016 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. С. 109–114.
- Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 52–59.
- Мосунова Т.Г. Роль учебника истории в формировании Российской гражданской идентичности // Историко-педагогические чтения. 2014. № 18–2. С. 123–129.
- Кашина Н.И., Пономарева Е.Г., Петровских О.Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 123–129.
- Жилинская М.С., Иванова Е.А. Эмпирическое обоснование необходимости воспитания Российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 90–96.
- Ерёмина Т.Ю. Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 74–82.
- Кольчикова Н.Л. Формирование этнической и российской идентичности в процессе литературного образования в национальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 37–41.
- Тебенькова Е.А., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 88–92.
- Байбородова Л.В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1 (122). С. 123–133.
- Огородникова С.В. Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 37–47.
- Кузнецова Л.А. Педагогические условия для сохранения исторической памяти как фактор формирования гражданской и военной идентичностей кадет // Universum: психология и образование. 2019. № 12 (66). С. 18–20.
- Жилинская М.С., Иванова Е.А. Особенности организации формирования российской гражданской идентичности в условиях дистанционного обучения // Инновационные аспекты развития науки и техники: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. С. 277–287.
- Горфина М.Н. Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 30–34.
- Ретунская Ж.С. Формирование гражданской идентичности обучающихся второй ступени образования в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 39–44.
- Беляева Т.К., Базарнова Н.Д. Методика формирования гражданской идентичности средствами технологии проблемного диалога в школьном географическом образовании // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 52–55.
- Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы от 23 октября 2020 г.
- Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 1 (80). С. 13–21.
- Судьина Л.В. Патриотизм – составляющая гражданской идентичности личности // Профессиональное образование и общество. 2019. № 4 (32). С. 285–291.
- Купалова В.А. Формирование патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // Война. Время. Память: всерос. науч.-практ. конф., посв. 75-летней годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Москва, 13 мая 2020 года. М., 2021. С. 44–53.
- Шульга М.М., Кузнецов Д.О. Гражданственность молодежи: позитивные практики и риски // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 4 (43). С. 306–310.
Дополнительные файлы
