Spiritual and moral education of believers by metropolitan Ioann (Snychev) in the Kuibyshev Diocese in 1965–1990

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper examines spiritual and moral education of believers in the Kuibyshev Diocese of the Russian Orthodox Church in 1965–1990 as one of the key areas of the episcopal activity of metropolitan Ioann (Snychev). The author studied such sources as reports of the authorized agent Council for Religious Affairs in the Kuibyshev Region, diary entries of metropolitan Ioann (Snychev) and people close to him, as well as the memories of believers. Metropolitan Ioann (Snychev) was not initially a talented preacher, but thanks to his studies and constant practice he was able to achieve success. The main tools of spiritual and moral education were sermons during worship services and personal communication with believers. In the conditions of preaching activity control by the office of the authorized agent for Religious Affairs, the bishop was forced to focus on moral issues. But despite the restrictions, metropolitan Ioann (Snychev) managed to conduct an active preaching activity. In private communication with believers, metropolitan Ioann (Snychev) unobtrusively taught Christian virtues. Metropolitan Ioann’s (Snychev) high moral qualities helped him to gain love and respect of the believers. The result of the spiritual and moral education of believers by the bishop was the growth of his authority and the constant influx of parishioners to the Church.

Full Text

Митрополит Иоанн (Снычёв) является одним из самых значительных деятелей Русской православной церкви второй половины XX века. В 1965–1990 гг. он успешно управлял Куйбышевской епархией, противодействуя давлению властей. Митрополит снискал любовь и уважение жителей Куйбышевской и Ульяновской областей. Затем в Санкт-Петербургской епархии митрополит Иоанн стал фигурой всероссийского масштаба. Он активно занимался возвращением церковных зданий и духовно-нравственным просвещением. Иоанн был не только успешным церковным администратором, но и писателем-исследователем, автором исторических и богословских работ, доктором церковной истории.

Куйбышевский период деятельности митрополита Иоанна (Снычёва) достаточно подробно рассмотрен в историко-краеведческой литературе, однако ряд актуальных проблем, в частности духовно-нравственное воспитание верующих митрополитом Иоанном в Куйбышевской епархии, остаются неизученными [1–3].

Духовно-нравственное воспитание паствы является неотъемлемой частью архиерейского служения. Епископ в православной традиции – прежде всего духовный наставник, а уже только потом администратор. Именно поэтому важно изучить духовно-нравственное влияние владыки Иоанна на свою паству. Сам Иоанн считал своей обязанностью учить людей и придерживался мнения о том, что должен любить каждого верующего [4, с. 299; 5, с. 302]. Основным способом духовно-нравственного воспитания для архиерея традиционно является проповедь с кафедры во время богослужения. Проповедь предполагает изучение догматических и нравственных вопросов, разъяснение священных текстов.

В воспоминаниях о митрополите Иоанне часто встречаются упоминания о нем как о талантливом проповеднике. Во время его проповедей, которые всегда собирали много людей, стояла такая тишина, что было слышно, как они дышат [6, с. 178].

Проповедничество было его приобретенным талантом. Иоанн воспитывался в крестьянской семье и не получил хорошего образования. Он не смог окончить техникум, в котором лишился стипендии из-за неуспеваемости по русскому языку. Об уровне его образования на тот момент наглядно свидетельствует факт, что в небольшом диктанте он сделал более тридцати ошибок [7, с. 34]. Отчасти его оправдывал юный возраст. Будущему архипастырю было всего пятнадцать лет. В интервью он признавался: «Язык мой корявый (был тогда), более того – топорный <…> Хотя я и читал светскую литературу, все-таки не имел такого красноречия, каким, скажем, обладали древние святые подвижники – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие знаменитые проповедники» [7, с. 34].

Митрополит Мануил (Лемешевский) готовил юношу к церковному служению. Для того чтобы научить Иоанна проповедническому искусству, он давал поручения произносить проповеди о житиях святых перед верующими после литургии, еще когда Иоанн был пономарем. Первые проповеднические опыты были неудачными и изобиловали нелепостями, например: «Святой до того подвизался, что у него остались одна шкура и кости» или «святой Илья Пророк живьем был взят на небо» [7, с. 35]. «Также прихожанам резали слух бесконечные слова-паразиты: «и», «и вот», «теперь». Как-то раз, после проповеди на праздник Успения Пресвятой Богородицы, недовольные прихожане написали митрополиту Мануилу жалобу на неопытного проповедника с фразой: "Разве можно выражаться таким языком?.."» [7, с. 35].

Но постоянная практика способствовала выработке навыка. Затем Иоанн обучался искусству произнесения проповедей в Саратовской духовной семинарии, его преподавателем гомилетики был священник Серафим Казновецкий. По всей видимости, Иоанн любил занятия по гомилетике, потому что он часто пересказывал истории, рассказанные отцом Серафимом [8, с. 183].

Квалификацию Иоанна как проповедника подтверждает то, что он позднее сам преподавал гомилетику в Минской духовной семинарии в 1956/1957 учебном году и в Саратовской семинарии в 1959/1960 учебном году [9]. Священник Геннадий Беляков, его бывший студент, вспоминал такие особенности красноречия владыки, как «современный язык», «интересный рассказ», «умение преподносить материал» [2, с. 179]. Хотя митрополит Мануил (Лемешевский) отмечал недостатки Иоанна как преподавателя во время работы в Минской семинарии, связывая их с плохим знанием языков: «Он все же оказался не совсем полноценен для новой работы (отсутствуют солидные знания древних и новых языков)» [10, с. 38]. Таким образом, благодаря учебе и постоянной практике Иоанн стал хорошим проповедником.

Проповеди, произнесенные Иоанном в Куйбышеве в период с 1965 по 1982 год, дошли до нас благодаря книге «Проповеди. 1962–1984 годы. Сборник поучений о человеческом грехе и его сущности» [11]. Автор тщательно готовился к ним. Об этом говорит реплика в предисловии, что проповеди изначально записывались на магнитофон [11, с. 5]. Книга предназначалась как пособие по проповедничеству для священников. Учитывая назначение книги, Иоанн жестко следует структуре, которая повторяет классическую гомилетическую схему: вступление, основная часть, нравственное приложение, заключение [12, с. 178]. По содержанию проповеди подразделяются на такие виды, как экзегетические, нравоучительные и проповеди, посвященные православным праздникам.

Еще в юности, объезжая вместе с митрополитом Мануилом отдаленные приходы, о. Иоанн записывал жизнеописания исповедников и подвижников благочестия, узнавая нравственные уроки их жизни [9]. Степень кандидата богословия он получил за сочинение «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Тема духовной жизни была ему близка и как священнослужителю, и как человеку. Поэтому и в проповедях всегда рассматривались нравственные проблемы.

В сборнике содержатся проповеди, посвященные как двунадесятым (Благовещение), так и великим праздникам («Об апостолах Петре и Павле»). Иоанн в праздничной проповеди не просто рассказывал о празднике, но и поднимал нравственные вопросы, тем самым делая события еще более близкими и понятными для прихожан. Например, в слове на Отдание Пасхи, помимо разговора о значении Пасхи для христиан, владыка говорит о греховности человека: «Ты (Пасха) еще не можешь пребывать с нами вечно, ибо мы люди с греховным сердцем, с неочищенным умом и непокорной волей» [11, с. 9].

В начале служения в Куйбышеве архиерей выдвигал священникам требование регулярно проповедовать, но позже под давлением уполномоченного по делам религий он был вынужден его отменить. Самого Иоанна несколько раз просили не увлекаться «религиозными легендами» [13, л. 70]. Но, несмотря на противодействие надзорного органа, проповедническая деятельность в Куйбышевской епархии оставалась активной. Об этом говорит тот факт, что в 1976 году в Куйбышевской епархии было прочитано 733 проповеди [1, с. 259].

Митрополит Иоанн сам часто выступал с проповедями [14, л. 28]. В проповедях им поднимались традиционные для Церкви нравственные вопросы покаяния, борьбы с греховными страстями, смирения, послушания, любви к ближнему. Кроме религиозной проблематики он обращал внимание на приходскую жизнь, например, предостерегал от деятельности «разного рода проходимцев и кликуш» и осуждал склочничество и панику среди верующих [14, л. 28].

Нравственный акцент проповедей объясняется не только важностью этих вопросов для митрополита. Проповедническая деятельность внимательно контролировалась аппаратом уполномоченного по делам религий. Священники должны были рассказывать только заранее составленные проповеди, которые строго ограничивались темой религии [13, л. 71]. Если в содержании проповеди обнаруживали информацию про положение Церкви и верующих в СССР, то с проповедниками проводились разъяснительные беседы [1, с. 258–259]. Вследствие этого многие проповеди перестали быть оригинальны по содержанию, а часть священников начали уклоняться от данной обязанности, опасаясь проблем с надзорным органом [14, л. 26]. Также положение осложнялось тем, что регулярно проповеди произносились только в городских церквях, а в сельских лишь в дни больших праздников, причем не во всех. Обычно в сельских храмах ограничивались чтением приветственных посланий патриарха и епископа [13, л. 71]. В такой ситуации проповеди митрополита Иоанна стали ярким явлением в жизни Куйбышевской епархии.

В дневниковых записях помощницы владыки Валентины Сергеевны Дюниной, которая по совместительству была его личным врачом, встречаются упоминания о различных неопубликованных проповедях и поучениях митрополита Иоанна. Например, в записи от 23 февраля 1969 года есть упоминание о проповеди, посвященной внимательному отношению к своей жизни: «Вечером Владыка сказал проповедь о "страницах жизни" (Святитель часто употреблял это выражение) – о том, что записано в них в 1969 году. Говорил о пользе спасительных дней Великого поста, разъяснял, как нужно их проводить. "Идите средним путем – золотым!" – говорил он» [15, с. 181].

В дневниковой записи от 11 мая того же года В.С. Дюнина пишет о проповеди, посвященной внимательности к своим мыслям и любви как основании духовной жизни: «Владыка сказал хорошую и содержательную проповедь о том, что тот, кто хочет приближаться к Богу, должен брать пример с подвижников благочестия: нужно всегда стоять на страже своих помыслов, ибо неугодные помыслы отдаляют нас от Бога; чтобы получить от Бога какой-либо духовный дар, нужно иметь настоящую любовь, которая не гордится, не ненавидит, милосердствует и т.д.» [16, с. 69].

Простоту, четкость и содержательность проповедей Иоанна отмечал певчий Покровского собора Л.Д. Поскотин [17, с. 10]. Т.В. Солдаткина, прихожанка Покровского кафедрального собора г. Самары, вспоминала, что она старалась не пропускать служб, на которых Иоанн читал проповедь [18, с. 158]. Она выделяла простоту и доступность проповедей и то, что на верующих сильно влияло услышанное: «…они доходили до сердца человека, многие, слушая их, плакали». Также она замечала, что, несмотря на трудное время для Церкви, люди, услышавшие его проповедь, возвращались в храм снова, и среди них было много молодежи.

Владыка не только при помощи проповедей заботился о воспитании своей паствы. Огромное значение имело личное общение с верующими. На приемы к Иоанну в епархиальное управление и к нему домой целыми днями шли люди [13, л. 71]. «К нему можно было прийти с любой бедой практически в любое время. Его двери всегда были открыты», – вспоминает председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии архимандрит Вениамин (Лабутин) в документальном фильме «Русский Златоуст», посвященном митрополиту Иоанну.

Проповеди и личное общение с архиереем сильно воздействовали на верующих. Например, церковный историк и публицист Н.К. Симаков на вечере памяти митрополита Иоанна (Снычёва) 2 ноября 2018 года отмечал благотворное воздействие общения с митрополитом Иоанном на свое психологическое состояние: «Владыка плохо ведь говорил, но он говорил такие слова, которые… Когда я приходил к владыке, то уходил другим человеком. Приходил таким страстным, взволнованным, а уходил всегда умиротворенным. От него шла благодать мира и покоя, он был миротворец». Симаков познакомился с Иоанном, когда тот уже возглавлял Санкт-Петербургскую епархию. Иоанн в это время тяжело болел и его голос стал тихим, но, несмотря на это, он успешно доносил свои мысли до слушателей.

Архиерей старался принимать всех, насколько ему позволяло здоровье и архипастырские обязанности. Его секретарь А.С. Иванова в фильме «Русский Златоуст» отмечает усердие владыки: «Однажды около ста человек принял, закончил в двенадцатом часу ночи, пока каждого последнего не принял». Помощница владыки монахиня Олимпиада (Ежова) говорит то же самое и добавляет: «Кто только к нему не приходил! Иногда поздно вечером, иногда даже ночью! Никому не отказывал. И все уходили от него успокоенные, с улыбкой на лицах. А ведь приходили к нему с горем. Он всех умел утешить, всем помочь» [3, с. 106]. Митрополит Иоанн оказывал людям не только моральную поддержку, часто он финансово помогал нуждающимся [18, с. 159].

Эти свидетельства подтверждают воспоминания протоиерея Анатолия Лазарева, протоиерея Иоанна Букоткина, помощницы владыки Н. Якимкиной, врача Л.П. Кандрусевой, Т.В. Солдаткиной [2, с. 256–257; 18, с. 158–159; 19–21]. Приезжали не только из Куйбышевской области, но и из дальних мест. Л.Д. Поскотин отмечает, что даже в голосе чувствовалась любовь и забота Иоанна о своей пастве [17, с. 10].

По дневниковым записям и воспоминаниям можно проследить, как Иоанн воспитывал своих помощниц по работе над письменными трудами и домашним делам и чему он их пытался научить. Владыка часто спрашивал за обеденным столом своих помощниц о смысле произнесенной накануне проповеди или отрывка из священных текстов. Если его собеседницы не могли ответить, то он объяснял им суть проповеди и обличал их невнимательность [15, с. 181].

Митрополит Иоанн удерживал верующих от плохих поступков и помогал им исправляться. Он делал это мягко, ведь его цель была не заставить человека изменить свое поведение по отношению к себе и окружающим, а помочь самому осознать свою неправоту и измениться. В.С. Дюнина писала о личном случае подобного воспитания владыки. Она нагрубила маме и не хотела признавать своей вины. Иоанн мягко намекнул, что нужно попросить прощения, и говорил: «Владыченька, простите, согрешила». Когда она просила прощения, то в ответ на слова матери пробормотала что-то невнятное, все равно обижаясь на нее. Иоанн, желая вразумить их и погасить обиду, не стал их раздражать самостоятельным поучением, а решил почитать наставления отцов Церкви [22, с. 71–72].

Владыка советовал изучать произведения церковных подвижников и другие полезные с точки зрения христианского мировоззрения книги [22, с. 71–72]. Митрополит Иоанн не только в проповедях и беседах учил людей христианским добродетелям, но и своим личным примером показывал, как нужно молиться и жить: «…его внутренняя молитва, усердная, внимательная и сердечная, очень выражается и голосом, и на лице, а поэтому передается и в наши сердца. Я чувствовала духовную теплоту, которая в какой-то мере сглаживала мою сердечную скорбь…» [22, с. 71–72].

Его пламенные проповеди, прием людей не только в епархиальном управлении, но даже у себя дома покоряли сердца людей. М.И. Мжельская, помощница владыки в Петербурге в 1992–1994 гг., в фильме «Владыка Иоанн, поборник православия» убедительно отвечала на вопрос, как к нему относились прихожане в Самаре: «С любовью, его все любят. До сих пор его не забывают. Все плачут, не хватает его». О любви к владыке красноречиво говорит тот факт, что когда уже после отъезда в Санкт-Петербург он приезжал в Самару, то его встречали и провожали сотни людей [17, с. 10].

Митрополит Иоанн (Снычёв) за годы служения в Куйбышевской епархии снискал любовь и уважение прихожан. Духовно-нравственное воспитание паствы архиерей осуществлял при помощи таких средств, как проповеди в храме во время богослужения и личное общение с верующими или просто ищущими поддержки людьми. В тот момент, когда в проповедях нельзя было касаться политики и неблагоприятного положения РПЦ в стране, митрополит Иоанн сосредоточился в проповедях на решении нравственных вопросов. Его проповеди, посвященные главным образом вопросам нравственного совершенствования человека, воодушевляли прихожан и мотивировали на самосовершенствование.

Также важен был личный пример митрополита Иоанна в исполнении христианских заповедей и вообще всего того, чему он учил. Его постоянная готовность помогать людям, в том числе и финансово, забота о нравственном состоянии верующих обеспечили рост его авторитета и постоянный приток прихожан в Церковь.

×

About the authors

Vyacheslav Andreevich Verbovoy

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: vyacheslav.verbovoi@yandex.ru

postgraduate student of Russian History and Historiography Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Якунин В.Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. 319 с.
  2. Коняев Н.М. Ангел Церкви. Документальное повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2009. 416 с.
  3. Солоницын А.А. Он родился мертвым, а умер живым. Крестный путь Владыки Иоанна (Снычева). М.: Издательство «Апостол веры», 2018. 240 с.
  4. Из проповеди митрополита Иоанна 11 декабря 1977 года // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 299.
  5. Из проповеди митрополита Иоанна 11 декабря 1978 года // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 302.
  6. Воспоминания о. Геннадия Белякова, священника Свято-Троицкого собора г. Саратова // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 178.
  7. Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. 768 с.
  8. Дневниковая запись от 12 мая 1969 года // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 183–184.
  9. Иоанн // Православная энциклопедия. Т. XXIII: «Иннокентий – Иоанн Влах». М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 443–446.
  10. Дневниковая запись от 29 июня 1956 года // «Живи так, чтобы тебя ни в чем не укоряла совесть». Дневник митрополита Мануила (Лемешевского) // Духовный Собеседник. 2014. № 74. С. 10–55.
  11. Иоанн (Снычев), митрополит. Проповеди. СПб., 1992. 245 с.
  12. Феодосий (Бильченко), епископ. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад: Моск. Духов. Акад., 1999. 324 с.
  13. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-3219. Оп. 1. Д. 7.
  14. ЦГАСО. Ф. Р 3219. Оп. 1. Д. 5.
  15. Дневниковая запись Дюниной В.С. от 4 мая 1969 года // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 181–182.
  16. Дневниковая запись Дюниной В.С. от 11 мая 1969 года // Варварушка. Жизнеописание схимонахини Варвары (в миру Валентины Сергеевны Дюниной), духовной дочери митрополита Иоанна (Снычева) / сост. Е.И. Душенова при участии С.И. Астахова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 69.
  17. Поскотин Л.Д. Духовный отец // Пятнадцатые Иоанновские чтения. Самара, 2011. С. 8–11.
  18. Воспоминания Т.С. Солдаткиной, прихожанки Покровского собора г. Самары // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 158–159.
  19. Анатолий Лазарев, протоиерей. Мои встречи с Митрополитом Иоанном [Электронный ресурс] // Благовест. 2017. 6 октября. https://благовестсамара.рф/-public_page_33864.
  20. Воспоминания протоиерея Иоанна Букоткина // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 195–196.
  21. Воспоминания Л.П. Кандрусевой // Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим / сост. Е.И. Душенова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 316–317.
  22. Дневниковая запись Дюниной В.С. от 11 июля 1969 года // Варварушка. Жизнеописание схимонахини Варвары (в миру Валентины Сергеевны Дюниной), духовной дочери митрополита Иоанна (Снычева) / сост. Е.И. Душенова при участии С.И. Астахова. СПб.: Царское Дело, 2015. С. 70–72.

Copyright (c) 2021 Verbovoy V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies