The newspaper «Vechernyaya Kazan» as a historical source on urban space transformation in the early 1990s

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article explores the socio-political city newspaper «Vechernyaya Kazan» (‘Evening Kazan’) as a significant and informative source on the history of the transformation of post-Soviet Kazan space in the early 1990s. Based on the newspaper «Vechernyaya Kazan» materials in the early 1990s, the main directions of the urban landscape transformations and the development of the urban environment of Kazan have been identified. The analysis of newspaper publications shows the formation of a new urban multiethnic and multi-confessional space of the post-Soviet city. It remains relevant to identify the main factors of the transformation of urban space and the interaction of various urban systems in Kazan in the context of the socio-political coup in Russia at the end of the 20th century. The article reveals the role of the newspaper «Vechernyaya Kazan» in actualizing transformative processes through interactive publications among a wide reader audience, its active position in organizing readers for direct participation in the improvement of the urban environment. «Vechernyaya Kazan» paid great attention to public initiatives, which makes it possible to characterize the historical context of the mentioned period, everyday life and leisure, behavioral practices of citizens and the socio-cultural space of the city of the mentioned period, as well as to identify the reaction of public opinion to the creation of a new image of the post-Soviet city.

Full Text

Городские газеты представляют особую ценность для исследования истории постсоветской России из-за многочисленности и разноплановости публикуемых в них материалов, а также из-за особенной роли газет во всех сферах жизни общества. Материалы городской периодической печати являются информативным источником и могут быть успешно использованы для подробного изучения трансформации городского пространства в период значимых политических реформ 1990-х годов, сопровождающихся политическими, экономическими и социально-культурными изменениями в российских регионах.

В конце XX века городская культура в России резко меняется в связи со сменой парадигмы исторической действительности. 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР [1]. С этого времени Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика стала называться Республикой Татарстан. Казань продолжила играть роль политического, экономического, культурного и научного центра региона, однако социально-политический переворот повлек за собой изменение городского пространства, в котором нашло отражение переосмысление и переоценка исторических событий и личностей. В частности, речь идет об изменениях искусственной городской среды (антропогенные объекты) и топонимической системы, формировании нового социокультурного пространства. Исходя из этого, проблема трансформации городского пространства в контексте происходящих изменений 1990-х годов является необходимым и значимым сюжетом в контексте исследования периодической печати конца XX века.

Особое место среди урбанистически ориентированных изданий занимает созданная в 1979 году городская общественно-политическая газета «Вечерняя Казань» («ВК»), которая на протяжении долгого времени остается значимым информационным ресурсом для городского сообщества. С 1979 по 2018 годы газета выходила как бумажное издание, а с 2018 года существует только в электронном формате. Инициатором издания и первым главным редактором «Вечерней Казани» был известный казанский журналист Андрей Петрович Гаврилов (1942–1991). Изначально газета являлась печатным органом Казанского горкома КПСС и горсовета народных депутатов. 25 июля 1990 года «Вечерняя Казань» объявила о независимом статусе. Позднее, газета «Вечерняя Казань» отказалась от учредительства горкома партии и горсовета народных депутатов. Учредителем газеты становилось общественное Объединение творческих сотрудников редакции, в состав которого, кроме А.П. Гаврилова, вошли журналисты «ВК» и кооперативное объединение «Пассаж». В 1993 году была создана акционерная компания «Вечерняя Казань», куда также вошли журналисты «ВК». Сложившийся в газете коллектив профессиональных журналистов при активной поддержке главного редактора газеты поднимал важнейшие городские проблемы, что сделало «Вечернюю Казань» популярной газетой Татарстана. В годы перестройки (1985–1991) тираж издания достигал 230 тыс. экземпляров. После смерти А.П. Гаврилова в 1991 году должность главного редактора занял его заместитель Х.Х. Шамсутдинов. Объем одного выпуска газеты составлял четыре страницы. Субботний выпуск мог быть по объему до 8 страниц. Выходила газета 3–4 раза в неделю в формате D2. Иллюстрации газеты, в основном, черно-белые, на страницах часто размещены рекламные объявления.

«Вечерняя Казань» включает в себя все основные группы жанров материалов современной российской журналистики. Следует отметить, что проблема жанровой классификации газетных материалов считается достаточно сложной из-за типологического и стилистического разнообразия текстов различных газетных изданий, что вызывает «стирание жанровых перегородок», но не исключает в целом само понятие «жанр» [2, с. 72–76]. Среди жанров публикаций «Вечерней Казани» выделим новостные и критические заметки, репортажи, информационные и аналитические отчеты, научно-популярные и дискуссионные статьи, комментарии, культурно-исторические обозрения, пресс-релизы, сатирические заметки и другое. Характерной чертой «Вечерней Казани» является большое количество жанров интерактивной журналистики, таких как письма, вопрос-ответ, интервью, беседа, блиц-опрос. Большинство статей или обзоров подписаны авторами, указывается фамилия и имя. Редакция газеты привлекала своих читателей к созданию новых выпусков, предлагая им поделиться своими наблюдениями и новостями с издательством. Опубликованные на страницах газеты тексты читателей отражают отношение казанцев к происходящим в их городе событиям и дают представление о степени включенности горожан в процессы преобразования городского пространства. Казанцы активно использовали газету как дискуссионную площадку для привлечения внимания городской администрации и широкой общественности к насущным проблемам города и принимали участие в соответствующих акциях и мероприятиях, организатором которых нередко выступала сама «Вечерняя Казань».

Как и в любой городской газете, главным субъектом и главным объектом публикаций «Вечерней Казани» является город. Визуализация и постоянное присутствие в газете города фокусирует внимание читателей на основном участнике описываемых событий – Казани. Это подтверждает появление на страницах рубрики «Наш город» с фотографиями Казани, на которых запечатлены не только известные достопримечательности, как Никольский собор [3, с. 1] или Мечеть Марджани [4, с. 1], но и городские пейзажи, как например, ул. Н. Ершова [5, с. 2], неприметные для постороннего наблюдателя, но хорошо знакомые местному жителю. Исследуя упомянутые выше материалы «Вечерней Казани», можно проследить основные направления происходящих изменений городского пространства столицы Татарстана в 1990-е годы.

Прежде всего, статьи «Вечерней Казани» охватывали тему реконструкции исторического центра города. Об участии «ВК» в организации городского пространства можно судить по опубликованной на ее страницах серии публикаций, касающихся конкурса на должность главного архитектора города и результатах конкурсного отбора [6, с. 1; 7, с. 1]. С начала 1990-х годов изменилось соотношение социально государственного и частного заказов. На переднем плане оказался частный заказ, который по большей степени находил выражение в дизайне интерьеров. Данные изменения повлекли за собой уменьшение спроса на оказание услуг архитекторов, и многие специалисты оказались вынужденными сменить профессию. Возникшие проблемы городского пространства пытались решить неравнодушные архитекторы и предлагали свои решения, транслируя их через средства массовой информации. Местные власти устранялись от решения насущных вопросов городского строительства и, по большому счету, голос общественности оставался неуслышанным, а проекты архитекторов не реализованными [8, с. 166; 9, с. 157, 159].

Газета «Вечерняя Казань» предложила казанским архитекторам опубликовать их предложения по благоустройству города, и вскоре читатели ознакомились с конкурсной платформой С.П. Саначина [10, с. 3]. Казанский архитектор обозначает тенденции, свойственные развитию урбанистики на данном историческом этапе. По его мнению, причиной отсутствия инициативы и желания архитекторов участвовать в позитивных изменениях города стали авторитетный стиль руководства управления ГлавКазархитектуры и заимствование московских проектов, в то время как решение проблем городского устройства требует создания постоянного совета градостроителей при главном архитекторе. Первостепенными задачами С.П. Саначин видит пересмотр транспортной политики города (завершение строительства Большого кольца в Западном Заречье, реконструкция Кировской и строительство IV транспортной дамбы через Казанку и др.), создание пригородной кольцевой электрички и железнодорожной ветки в аэропорт и постоянное обновление генплана города. Архитектор предлагает также преодолеть однообразие в жилищной застройке путем использования разнообразных строительных материалов, затрагивает вопрос возобновления или воссоздания национального колорита на основании исторических исследований. Им указывались уже допущенные ошибки в пространстве города: утрата архитектурных памятников и беспорядочная застройка, исказившая историческую часть Казани.

Проблема нецелесообразной застройки неоднократно поднималась на страницах газеты. Член Союза архитекторов России Х.Х. Ихсанов на страницах «ВК» выражал озабоченность тем, что в реконструкции города уже был допущен ряд неверных, по его мнению, архитектурно-планировочных решений, в числе которых застройка Федоровского бугра, обновление привокзальной площади и улицы Татарстан. Архитектор считает ошибочным и экономически невыгодным сохранение малоэтажных домов на прежних узких улицах исторического центра. Х.Х. Ихсанов отмечает, что более уместно было бы организовать такого рода застройку на окраине города, где лучше экологическая ситуация и дешевле земля. Высотные здания следует строить на пересечении основных визуальных осей на возвышенностях, по берегам реки Казанки и озера Кабан. «Каждая эпоха должна говорить своим языком, удовлетворяющим как утилитарные, так и эстетические потребности современности», – подчеркивает архитектор [11, с. 3].

Актуальной становилась проблема включения старой застройки в современную жизнь города без потери ее исторического своеобразия. В мае 1990 года газета объявила о Всесоюзном семинаре-конкурсе проектов «Заповедник Старо-Татарская слобода» [12, с. 3]. Задачами конкурса были обозначены сохранение исторической ценности района, возвращение ему статуса общественного, культурного и просветительского центра, становление его частью современного города, удобного для проживания. Проект реконструкции заповедника должен был затрагивать экологическую, экономическую, культурологическую и этнографическую стороны и позиционировался организаторами как социальный заказ. В связи с этим вместе с привлечением к проекту специалистов из различных областей организаторы конкурса вместе с газетой «Вечерняя Казань» призывали и горожан выражать собственные идеи относительно будущего упомянутого исторического района и отправлять их в газету. Известно, что в конкурсе приняло участие одиннадцать групп архитекторов из разных городов, а также представители других профессий. По итогам конкурса в обширной зоне заповедника предполагалось не только создать исторический, культурно-просветительский центр, но и возродить ремесленные центры, развернуть жилищное строительство. Занявший первое место проект предполагал организовать в заповеднике внутриквартальную застройку малоэтажными особняками, возведенными по индивидуальным проектам, который в сочетании с отреставрированными традиционными татарскими усадьбами, магазинами и кафе полностью преобразит один из старейших районов города. На берегу озера Кабан планировалось разбить парк для праздников и массовых гуляний, а по самому озеру, как в былые времена, запустить прогулочные пароходы. Тем не менее, автор статьи Т. Лескова для скорейшего выполнения проекта в жизнь призывает безотлагательно закрепить за Старо-Татарской слободой статус заповедной зоны, чтобы защитить район от различного рода посягательств и разрушений, разрешить экологическую ситуацию и обдумать транспортную проблему [13, с. 2].

Говоря о трансформации городского пространства в 1990-е годы, нельзя не упомянуть о проблеме «казанских трущоб». Под «казанскими трущобами» понимаются ветхие, полуразвалившееся дома в историческом центре города, большинство из них коммунальные квартиры с частичными удобствами. Широкое увеличение территории городов вкупе с массовой типовой застройкой, начавшиеся в послевоенные годы (1950–1960 годы) способствовали унификации городского пространства советских городов. Проблеме ветхого жилья в газете посвящена отдельная рубрика «"ВК": операция "трущобы"». Газета начала вести эту рубрику еще в августе 1989 года с дома № 47 по улице Островского. Редакционная компания внедрила слово «трущобы» в административный обиход [14, с. 30]. Положение с «трущобами» было признано катастрофическим. В рамках рубрики большой репортаж Т. Лесковой посвящен проходящей в Союзе архитекторов выставке творческого коллектива казанских архитекторов Е. Евсеева, Н. Новикова и А. Куликова «Малоэтажные жилые дома в историческом центре Казани» [15, с. 2]. В репортаже поднимается проблема переселения казанцев из ветхой застройки в комфортабельные дома. Корреспондент газеты задается вопросом: «Как найти разумный компромисс, чтобы и сохранить облик старой Казани, и сделать центр удобным современным?» Ответ на него звучит неоднозначно. Безусловно, к исторической части города нужно относится бережно. Но, сохраняя известные, обладающие архитектурно-художественной ценностью городские достопримечательности, допускается реконструкция внутриквартального пространства аналогичной существующей малоэтажной в 2–4 этажа застройкой, но экологически чистой и со всеми современными санитарно-гигиеническими удобствами. Архитекторы выступали за дифференциацию жилищного пространства по уровню состоятельности горожан, выступая против «уравниловки», распространенной в советское время в связи с появлением уже упомянутой массовой застройки, и предлагали проект, который мог бы способствовать разрешению поставленных задач. Газета «Вечерняя Казань» сопереживала жителям ветхих домов, «трущобникам», разделяла радость строительства новых домов и переселения в них казанцев [16, с. 1]. Кроме исторического центра города в улучшении жилищных условий нуждались и жители Ново-татарской слободы, «урбанизация словно обошла стороной этот кусочек исчезающей старины» [17, с. 3]. На фоне благоустроенных окраин, отмечала «ВК», приниженность исторического ядра воспринималась более остро [18, с. 2].

В 1990-е годы осуществлялась музеефикация городского пространства. Во времена социальных потрясений, когда происходят процессы переосмысления событий, переоценка роли в них исторических личностей музеи служат инструментом формирования исторического сознания народа, проводником в сложном поиске новых смыслов и хранителем социальной памяти. Так, в 1991 году сообщалось об открытии в Казани музея известного татарского композитора и дирижера Салиха Сайдашева. Для этой цели был выбран дом, где жил музыкант. «ВК» сообщала, что поучаствовать в создании музея С. Сайдашева сможет каждый желающий, предоставив для оформления экспозиций требующуюся тематическую мебель 1930–1950 гг. [19, с. 3]. В письме от 16 августа 1990 года читаем призыв читательницы Р. Муратовой присвоить Казанской государственной консерватории имя ее первого ректора, крупнейшего татарского композитора и педагога Н.Г. Жиганова [20, с. 2]. В газете можно найти сообщения об объявленном конкурсе проектов памятников Ф.И. Шаляпину и С.З. Сайдашеву [21, с. 2].

Важное место в газете «Вечерняя Казань» занимают материалы, отражающие формирование мультикультурного, многоконфессионального пространства на территории Татарстана. Как отмечает З.А. Трифонова, общей стратегией столиц национальных республик стало «согласованное взаимодействие культур разных народов», которое является основой государственной политики – формирования мультикультурного пространства на территории Российской Федерации [22, с. 27]. В постсоветское время «концентрация этнических в узком смысле и культурных в широком смысле аспектов развития региона стала важным этапом их становления.» [22, с. 25]. Изменения государственной политики потребовали немедленного возвращения верующим культовых сооружений. Газета «Вечерняя Казань» в равной мере уделяла внимание строительству, реставрации и последующему открытию христианских и мусульманских святынь. Открытие церкви или мечети становилось большим событием в жизни городского сообщества. В качестве примера можно привести появившийся в январе 1990 года в газете репортаж о возрождении уникального памятника национальной архитектуры Азимовской мечети [23, с. 1], которая, несмотря на потребность в реставрации, была передана верующим для проведения в ней праздничных богослужений. В апреле 1990 года «Вечерняя Казань» в статье «И поднялся минарет…» [24, с. 3] сообщала о возрождении Белой мечети в Казани. Речь шла о восстановлении в канун 70-летия Татарской республики снесенного в 1930 году минарета исторической мечети Сенного базара, расположенного в Старо-Татарской слободе. Статья рассказывает о том, каких больших трудов стоило представителям казанской общественности вернуть культовому сооружению исторический статус. И, хотя реставрация мечети на тот момент еще была не завершена, водружение на минарет золотого месяца стало знаковым событием религиозной жизни города. Богослужения в Белой мечети восстановились позже, в 1992 году, тогда же мечеть была переименована в «Нурулла». Были возвращены верующим и торжественно открыты Петропавловский и Никольский соборы в центральной части города [25, с. 1]. Процесс возвращения верующим христианских святынь происходил при активном участии представителей казанской православной общественности, а газета «Вечерняя Казань» выступала одной из доступных им площадок для дискуссии. В частности, об этом можно судить по опубликованному от 4 ноября 1994 года открытому письму к президенту РТ М.Ш. Шаймиеву с выражением «озабоченности» по поводу передачи необходимых храмов Русской православной церкви [26, с. 1]. В 1990-е годы тенденции к созданию мультикультурного пространства на территории региона были свойственны многим образовавшимся в процессе децентрализации национальным республикам. К примеру, в столице Республики Калмыкия, городе Элисте, появились формы архитектуры центральноазиатского или китайского образца, а в 1996 году был построен буддийский храм [27, с. 50]. Региональная культурная политика ориентировалась не только на специфику социально-экономического развития территории и интересы различных категорий населения, но и на особенности исторического развития региона, устоявшиеся традиции, национальную и конфессиональную специфику [28, с. 76–77].

В то же время одной из центральных тем, получивших широкое освещение на страницах «Вечерней Казани» оставались социальные проблемы горожан. Газета традиционно сообщала о повседневных трудностях городской жизни, таких как внезапный ремонт трамвайных путей Ленинской дамбы [29, с. 1], приведшему к всплеску негодования горожан [30, с. 1]. Новостные заметки, хотя и информативны, представляют собой лишь хронику событий, оттого носят фрагментарный характер [31, с. 107]. Картину событий дополняют вопросы и жалобы, связанные с трансформацией городского пространства, одной из самых популярных и насущных тем «почтового ящика» газеты. В рубрике «Из почты "ВК"» можно прочитать о недействующих светофорах [32, с. 2], или о строительстве стадиона на месте парка [33, с. 2]. Газета «Вечерняя Казань» по мере возможностей следила за развитием ситуаций, обозначенных в читательских письмах, и публиковала ответы в рубрике «"Вечерке" отвечают». Так, на вопрос читателя [34, с. 1] о нецелесообразном использовании добротных зданий в центре города под «конторы различных ведомств» ввиду нехватки жилищных площадей, был опубликован официальный ответ от «Казгоржилхоза» [35, с. 1], в котором сообщалось о результатах проведенной проверки указанных в письме адресов, согласно которым восстановление упомянутых помещений в качестве жилых не представлялось возможным.

Содержащие жалобы и вопросы письма и письма с ответом на них чаще всего публиковались в разных выпусках газеты. Но бывало, что редакция размещала их в одном выпуске, как в случае с экологической ситуацией в городе. В «ВК» традиционно появлялись сообщения о запланированных или уже состоявшихся субботниках, периодически констатировалось, что город грязный и запыленный химическими элементами, в нем не хватает дворников и уборочного инвентаря, и в целом экологическая ситуация оставляет желать лучшего [36, с. 1]. Состоянием города были обеспокоены и читатели газеты, их обращения не остаются без внимания. В частности, из письма жителей дома № 5 по улице Н. Ершова мы узнаем о вырубке в их районе фруктового сада, на месте которого было запланировано строительство спортивного комплекса [37, с. 3]. Возмущенные уничтожением любимого сада читатели газеты призывали к ответу чиновников, давших согласие на вырубку. В редакцию «Вечерней Казани» поступило письмо горожанки С. Назаровой с просьбой посодействовать в решении вопроса сохранения водоема вдоль улицы Серова. По ее словам, местные власти не только давно собираются засыпать озеро, но и намеренно загрязняют, спуская в него сточные воды с предприятия, а потому должны самостоятельно провести очистительные работы. Следом за письмом был опубликован официальный ответ председателя исполкома Кировского райсовета народных депутатов В. Соловьева, в котором говорилось, что согласно генплану развития Казани было предусмотрено расширить улицу Серова и построить на месте озера автомагистраль городского значения. Озеро действительно признавалось загрязненным из-за аварийного попадания в него через ливневую канализацию стоков с промышленных предприятий. Засыпку водоема предписывалось не проводить до изыскания в озере родников и завершения строительства в Кировском районе ливневой системы. Примечательно вмешательство в дискуссию самой газеты. Автор письма отмечала «неравнодушие и оперативное вмешательство» газеты. После опубликования двух писем редакция «ВК» выразила собственное отношение к описанной ситуации. Газета «Вечерняя Казань» констатирует, что мнения жителей города и его администрации разошлись и призывает городские власти, несмотря на генплан, при обнаружении родников не засыпать озеро, сохранив тем самым еще один уголок природы [38, с. 2]. Таким образом, материалы газеты позволяют изучить уровень социальной активности горожан в преобразовании городской среды, в частности, в решении проблем экологического благоустройства города.

В заключение, следует сказать, что материалы газеты «Вечерняя Казань» периода 1990-х годов являются сложным источниковым комплексом, их анализ позволяет реконструировать изменения, происходящие в городском пространстве и их влияние на повседневную жизнь городского сообщества, а также выявить отношение горожан к этим изменениям. Через многочисленные и разнотипные публикации газета «Вечерняя Казань» формирует образ Казани как нового города постсоветской России, для которого важна местная история и религиозные традиции, и в котором существует большое множество социальных проблем, требующих незамедлительного решения. На основе проанализированных материалов газеты «Вечерняя Казань» становятся очевидными все городские проблемы периода 1990-х годов: ветхое жилье, называемое «казанскими трущобами», создание новых символических пространств, связанное с поворотом к культурному и историческому прошлому, экология города. С учетом потребностей читательской аудитории на страницах «Вечерней Казани» содержится большое количество информации о повседневности казанцев, об их участии в трансформации городского пространства накануне и впоследствии политических, социально-культурных изменений.

×

About the authors

Tatyana Valeryevna Afanasyeva

Kazan (Volga Region) Federal University

Author for correspondence.
Email: t-afanasyeva-t@yandex.ru

Assistant at the Domestic History and Archival Studies Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики: декларация Верховного Совета Республики Татарстан от 30.08.1990 № 334XII [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant. ru/8101106.
  2. Ляпун С.В. Новые подходы к классификации газетных жанров в теории и практике журналистики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 4. С. 72–76.
  3. Наш город // Вечерняя Казань. 1990. 14 апреля. № 87 (3386). С. 1.
  4. Наш город // Вечерняя Казань. 1990. 26 апреля. № 97 (3397). С. 1.
  5. Наш город // Вечерняя Казань. 1990. 13 апреля. № 86 (3386). С. 2.
  6. Выбираем главного архитектора! // Вечерняя Казань. 1990. 10 апреля. № 83 (3383). С. 1.
  7. Выбираем главного архитектора! // Вечерняя Казань. 1990. 10 мая. № 106 (3406). С. 1.
  8. Есаулов Г.В. Новейшее время в архитектуре России // Архитектура изменяющейся России: состояние и перспективы / отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: КомКнига, 2011. С. 107–168.
  9. Фесенко Д.Е. Основные тенденции в российском градостроительстве – от 1990-х к 2000-м // Архитектура и современные информационные технологии. 2020. № 3 (52). С. 156–172.
  10. Саначин С.П. Градостроительная политика // Вечерняя Казань. 1990. 11 мая. № 107 (3407). С. 3.
  11. Ихсанов Х. Нужны ли Казани небоскребы? Вечерняя Казань. 1996. 4 янв. № 1 (1014). С. 3.
  12. Нужен «Банк идей» // Вечерняя Казань. 1990. 14 мая. № 109 (3409). С. 3.
  13. Лескова Т. Проблемы после праздника. Станет ли архитектурная сказка былью // Вечерняя Казань. 1990. 18 августа. № 188 (3488). С. 2.
  14. Андрей Гаврилов: он был редактором от Бога. Казань: Агентство «Информ-клуб ЭС», 2002. 128 с.
  15. Лескова Т. Вместо развалюх – особняки. Предлагает группа казанских архитекторов // Вечерняя Казань. 1990. 4 апреля. № 78 (3378). С. 2.
  16. Новый дом на Булаке // Вечерняя Казань. 1990. 26 апреля. № 97 (3397). С. 1.
  17. Горнев В. У тесовых ворот // Вечерняя Казань. 1991. 16 мая. № 94. С. 3.
  18. Тут хаживал Тукай // Вечерняя Казань. 1991. 27 мая. № 101. С. 2.
  19. Шамсутдинов Я. Музей Салиха Сайдашева // Вечерняя Казань. 1991. 11 апреля. № 71. С. 3.
  20. Муратова Р. Консерватории – имя Жиганова // Вечерняя Казань. 1990. 16 августа. № 186 (3486). С. 2.
  21. Конкурсы без победителей // Вечерняя Казань. 1990. 20 июля. № 163 (3463). С. 2.
  22. Трифонова З.А. Центры этнокультурных регионов России // Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы сб. мат-лов всерос. науч. конф. (Москва, МГУ, 27–29 ноября 2015 г.). М.: Геогр. ф-т МГУ, 2016. С. 24–29.
  23. Салимзянов Г. Возрождение Азимовской мечети // Вечерняя Казань. 1990. 23 января. № 18 (3318). С. 1.
  24. Мухаметзянов Р. И поднялся минарет… // Вечерняя Казань. 1990. 19 апреля. № 91 (3391). С. 3.
  25. Зазвонили колокола соборов // Вечерняя Казань. 1990. 25 июля. № 167 (3467). С. 1.
  26. Верните храмы русским людям! // Вечерняя Казань. 1994. 4 ноября. № 177–178 (774–775). С. 1.
  27. Гучинова Э.-Б.М. Элиста: национальные символы в пространстве города // Антропология города. Вып. 1: Культурные символы и образы в городском пространстве. Этничность и городская идентичность / под ред. Ю.П. Шабаева, И.Л. Жеребцова. Сыктывкар: Институт ЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2013. С. 43–65.
  28. Скульмовская Л.Г., Никифорова А.А. Реализация региональной культурной политики средствами культуроохранных технологий (на примере Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Тюмень: Белый куб, 2019. 166 с.
  29. Дурманов И. «Украли» дамбу // Вечерняя Казань. 1991. 31 июля. № 149. С. 1.
  30. Шел трамвай 9-й номер // Вечерняя Казань. 1991. 21 августа. № 164. С. 1.
  31. Бахтурин В.В. Периодическая печать как источник по изучению историко-культурного облика сибирского города в условиях юбилейных коммемораций (на примере столетия восстания декабристов) // Культурные ландшафты городов Сибири (аксиология, история, практики): мат-лы X всерос. науч. симпозиума «Проблемы культуры городов России» (Омск, 30 сентября 2020 г.) / под ред. Д.А. Алисова, О.В. Петренко. М., Омск: Сибирский филиал Института Наследия, 2020. С. 101–113.
  32. Кулагина С. Не действуют светофоры // Вечерняя Казань. 1991. 9 сентября. № 177. С. 2.
  33. Стадион на месте парка // Вечерняя Казань. 1991. 19 июня. № 119. С. 2.
  34. Прошу слова! // Вечерняя Казань. 1990. 23 апреля. № 94 (3394). С. 1.
  35. «Реконструкции не подлежит» // Вечерняя Казань. 1990. 20 июля. № 163 (3463). С. 1.
  36. Поможем природе // Вечерняя Казань. 1990. 19 апреля. № 91 (3391). С. 1.
  37. Чиновникам не жалко сада // Вечерняя Казань. 1991. 14 ноября. № 227. С. 3.
  38. Читатель: предлагаю очистить озеро. Исполком: «Пока засыпать не надо» // Вечерняя Казань. 1990. 28 июля. № 170 (3470). С. 2.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Afanasyeva T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.